СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ И ИРАКСКОМ РЫНКАХ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Альхусайни Наурас Сахиб,
Аспирант кафедры маркетинга и международного менеджмента, Факультет менеджмента и экономики, университет Васит; 52001, Республика Ирак, г. Васит, ул. Аль Рабийя;
Уральский государственный экономический университет; 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта 62 [email protected]
В данной работе рассматривается уровень конкуренции на рынке прохладительных напитков России и Ирака, а также проводится сравнительный анализ полученных результатов. Обобщенно оценены характерные черты рынка; тенденции развития; структура рынка; предпочтения; оборот предприятий-производителей. В работе отражен анализ влияния угрозы заменителей, оценка внутриотраслевой конкуренции и угрозы входа новых игроков, вероятность потери потребителей, и угроза нестабильности поставщиков. Анализ рынка безалкогольных напитков позволил выделить ряд тенденций. Основной тренд рынка - это повышение требований потребителей к качеству и информации о предлагаемых напитках. Растет число потребителей, которые уделяют внимание ингредиентному составу. Напитки, позиционирующие себя в качестве натуральных, обладают повышенным спросом, поэтому современные производства при формировании образа напитка для потребителя акцентируют внимание на натуральных компонентах и полезных свойствах своей продукции. Другой, не менее важный тренд, это следование здоровому образу жизни, в том числе и в питании. Современный напиток должен передать потребителю образ свежести, хорошего самочувствия, высокого качества потребляемой продукции. В основном это напитки, обладающие благоприятным эффектом в отношении улучшения пищеварения или диетическими компонентами. Следовательно, современные производители напитков должны настраиваться на нужды и потребности различных групп населения, сохраняя при этом оптимальное соотношение «цена-качество».
Ключевые слова: прохладительные напитки; рынок прохладительных напитков; конкуренция; уровень конкуренции; угрозы рынка.
Общероссийская классификация продукции по видам экономической деятельности включает в группу безалкогольных напитков следующие виды продукции: минеральные воды (природные и искусственные) и газированные воды, содержащие добавленный сахар или другие подслащивающие или вкусо-ароматические вещества; нектары и фруктовые напитки; овощные напитки; квасные напитки; напитки готовые к употреблению, а также коктейли на основе молока и какао; прочие безалкогольные напитки.
Прохладительная безалкогольная продукция в продовольственном секторе представлена соками, морсами, другими сокосодер-жащими напитками, газированными напитками, а также минеральной и питьевой водой. Большая часть рынка приходится на гази-
рованные напитки. Чуть менее занимают соки и сокосодержащие напитки. Оставшаяся часть — минеральная и питьевая вода.
Вплоть до 2014 года в России объемы потребления безалкогольных напитков росли на 2—3% в год, причем наиболее активно развивался сегмент минеральной воды, темпы роста которого опережали темпы роста рынка в среднем в 2 раза. В немалой степени этому способствовало низкое качество водопроводной воды. В2015 году потребление минеральной воды упало на 3,8%, причем если объемы потребления негазированной воды снизились на 1,6%, то газированной — на 13,1%. За 5 месяцев 2016 года потребление негазированной воды выросло на 1% относительно аналогичного периода предыдущего года, а газированной —
снова снизилось на 0,8%. По данным Росстата, за январь-ноябрь 2017 года производство безалкогольных напитков составило 602 млн дал, минеральной воды — 539 млн дал (в 2016 году — 610,2 и 598,5 млн дал, соответственно). В отрасли наметились положительные тенденции.1
По итогам первого полугодия 2016 года можно отметить, что производство прохладительных напитков в России преодолело свое минимальное значение, и в настоящий момент характеризуется устойчивой восстановительной динамикой. Уровень выпуска газированных прохладительных напитков (лимонадов, тархунов, но также и брендиро-ванной продукции Coca-Cola и PepsiCo) в 2016 году заметно превысил показатели предыдущего года. За первое полугодие 2016
1 Анализ рынка минеральных и питьевых вод в России в 2013-2017 гг. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/ download/research/demofile_562949983527470(дата обращения: 13.03.2018 г.)
года объем их производства в натуральном выражении вырос на 3,6%.2
Заметим, что в 2015 и в 2014 гг. рынок газированных напитков несколько сокращался. По результатам анализа рынка прохладительных напитков в России, проведенного аналитиками IndexBox Russia, сокращение выпуска было вызвано падением спроса: реальные доходы населения по итогам 2015 года упали на 4%, дополнительно ситуацию осложнило не слишком жаркое лето.3
В 2016 году крупные компании значительно усилили свою маркетинговую активность, с чем отчасти связан текущий рост потребления. Вместе с тем, как пояснили в отделе контроля качества ОАО «Нарзан», механизм происходящего на рынке прохладительных напитков чуть сложнее: помимо транснациональных концернов розливом прохладительных напитков занимается большинство производителей минеральной воды и сотни пивобезалкогольных заводов. Для обеих групп предприятий лимонады играют роль дополнительной позиции в ассортименте, которая должна стабилизировать падающую в кризис выручку. Особенно актуально это для пивоваров, испытывающих шок из-за очередного роста акцизов и запрета на продажу алкоголя в двухлитровых пластиковых бутылках. Например, завод «Томское пиво» совсем недавно запустил линейку газировок «Диво».4
Что касается соков и нектаров, то вплоть до 2014 года в данном сегменте наблюдалась тенденция
роста популярности так называемых 100-процентных соков и снижение спроса на разбавленные водой нектары. Однако с наступлением кризиса и падением покупательной способности население переориентировалось на более доступные в ценовом отношении нектары. Но даже это не спасает соковую промышленность: цены растут, потребление, а вслед за ним и производство — падают. В 2015 году потребление нектаров сократилось на 8,9% относительно уровня 2014 года, а потребление соков — на 31,1%. В 2016 году ситуация не претерпела серьезных изменений: за период с января по май объемы потребления нектаров снова снизились относительно аналогичного периода 2015 года на 14,1%, а объемы потребления соков — на 6,6%.5
Потребление кваса растет, хотя и очень медленно. Кроме того, квас — это сезонный напиток, пик его популярности приходится на май—август. За 4 месяца россияне выпивают более 70% годового объема потребления кваса. А вот осенью и зимой спрос на этот напиток падает практически до нуля, оживляясь только к марту.
К явным лидерам рынка прохладительных напитков можно отнести ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ», ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС», ООО «ПК «АКВА-ЛАЙФ» (бренд Черноголовка) и ЗАО «Аквалайн» (Эльбрус). Из числа известных компаний сладкую газировку выпускают такие производители минералки, как ООО «ИДС БОРЖОМИ», ОАО «НАРЗАН», ОАО «МЕРКУ-
РИЙ», ООО «ФОНТЕ АКВА», а также пивные заводы ОАО «ДЕКА» (Великий Новгород, известен квасом «Никола»), ОАО «ЖИГУЛЕВСКОЕ ПИВО» (Самара), ОАО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД», ОАО «БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» (Алтайский край) и многие другие.
В региональном разрезе половина российского производства минеральной воды приходится на 9 регионов: Карачаево-Черкесию (9,5%), Московскую область (8,1%), Ставропольский край (7,4%), Липецкую область (7,3%), Новосибирскую область (5,8%), Татарстан (3,3%), Самарскую область (2,9%), Свердловскую область (2,7%) и Краснодарский край (2,3%).6
Что касается сладких газированных напитков, то их основная доля выпускается на заводах компаний Coca-Cola и PepsiCo, расположенных в Московской, Ленинградской, Самарской, Орловской, Свердловской, Новосибирской и Ростовской областях, а также в Приморском, Красноярском и Краснодарском крае.
Производство соков и нектаров сконцентрировано в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где выпускается 29,7% общероссийского объема. Также значительные доли производства приходятся на Липецкую (18,9%), Московскую (16,1%), Волгоградскую области (10,7%), Пермский (3,5%) и Краснодарский край (3,3%).7
Основные производители кваса и квасных напитков расположены в Северо-Западном, Центральном
2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 13.03.2018 г.)
3 Российский рынок безалкогольных напитков замедлил темпы падения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.marketopic.ru/
2017/03/03/rossiiskii-rynok-bezalkogolnyx-napitkov-zamedlil-tempy-padeniya/ (дата обращения: 13.03.2018 г.)
4 Nielsen: российский рынок безалкогольных напитков в 2016 году [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://mresearcher.com/
2017/03/nielsen-rossijskij-rynok-bezalkogolnyh-napitkov-v-2016-godu.html (дата обращения: 13.03.2018 г.)
5 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 13.03.2018 г.)
6 Там же.
7 Там же.
и Приволжском округах, чья суммарная доля в общероссийском объеме выпуска достигает 80%. Так, на долю Новгородской области приходится 32% выпускаемого в РФ кваса, на Москву и Московскую область — 22%, на Рязанскую область — 3,3%, а на Чувашию — 3,2%.
Региональная структура производства прохладительных напитков в целом соответствует размещению населения, что указывает на почти повсеместный характер их производства.
Основными поставщиками безалкогольных напитков на российском рынке являются компании Coca-Cola и PepsiCo. Вдвоем эти компании занимают примерно 60% рынка соков и газированных напитков и около 30% рынка минеральных вод. Около 10% продукции на рынок поставляет компания «Вимм-Билль-Дан» (которая входит в холдинг PepsiCo). Помимо компании «ВБД», в состав PepsiCo с 2008 года включен еще один производитель безалкогольной продукции — завод «Лебедянский». Третьим крупным игроком на российском рынке, который, между тем, занимает всего около 5%, является российская компания «Придонье ПК». Остальные производители занимают оставшиеся 35%, причем среди них сложно выявить явных лидеров, так как большую долю общероссийского рынка занимает региональная продукция, и в каждом регионе — свои лидеры.
Coca-Cola, как и PepsiCo, стремится наращивать присутствие на рынке за счет поглощения российских компаний,производящих безалкогольную продукцию — так, концерн купил в 2005 году компанию «Мултон», известную россий-
скому потребителю по брендам «Добрый», Nico, Rich, а 2010 году выкупил 100% акций компании «Нидан Соки», которая на тот момент являлась крупнейшим российским производителем соковой продукции.
В 2015 году на одного россиянина было потреблено 93,7 л безалкогольных напитков (по данным Росстата). Это более чем в 2 раза ниже, чем в Европе, где в среднем в год выпивается 200 л на 1 человека. Это говорит о том, что рынок имеет хорошие перспективы для развития. Именно поэтому сегодняшние лидеры стремятся скупать российские предприятия, производящие безалкогольные напитки. И именно поэтому российские производители имеют неплохой шанс выйти на рынок и занять свою нишу.
Наибольшие шансы у российских производителей в сегменте минеральных вод, кваса, а также соков, морсов и другой сокосо-держащей продукции. Российский потребитель не повышает потребление сладкой газировки — сказывается пропаганда здорового образа жизни, зато минеральные воды пьет постоянно и все больше.
Наиболее монополизирован рынок соков и газированных напитков. На рынке минеральных вод монополизация гораздо ниже за счет присутствия популярных зарубежных брендов, а также за счет большого сегмента региональных производителей.
Союз производителей бутили-рованных вод России насчитывает на рынке более 3,5 тыс. компаний, что подтверждает высокую конкуренцию и, в то же время, говорит об отсутствии консолидации. Между тем крупные компании
(Coca-Cola — «БонАква» и PepsiCo — «Аква Минерале») занимают в нем лишь 5%.По данным GlobalReachConsulting (GRC), лидерами российского рынка являются такие компании, как «Карачинский источник» — 6,6%, «Меркурий» — 6,5, «Нарзан» — 6,4, «Аквалайф» — 6,1 и ПК «Лидер» — 5,4%. Более 60%объемов продаж приходится на локальные предприятия, которые составляют до 1—2% рынка.8
Следует отметить тенденцию снижения темпов роста рынка безалкогольных газированных напитков. Происходит постепенное насыщение рынка, с другой стороны — все большую конкуренцию газированным напиткам на ароматизаторах с добавлением сахара (лимонадам) составляют минеральная вода и соки, что обусловлено стремлением потребителя следовать принципам здорового питания.
Лидерами на рынке являются две крупные зарубежные компании Coca-Cola Company с торговыми марками Coca-cola, Fanta, Sprite, Nestea, «Добрый», Bon Aqua и др., а также компания PepsiCo Russia представляющая торговые марки Pepsi, Mirinda, 7up, «Тонус», «Русский дар» и другие. За ними следуют крупные отечественные производители ООО ПК «Ниагара» с торговыми марками «Ниагара», «Таежный дар», Vip^s и ЗАО «Очаково» с торговыми марками «Квас Очаковский», «Мохито Фрэш», «Ах!», «Джус-Тим», Bliss.
В таблице 1 описаны основные угрозы и предложен комплекс мер по повышению конкурентоспособности компаний на рынке безалкогольных напитков.
8 Взрыватель активирован. Рынок безалкогольных напитков ждет передел [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/ 2018/01/24/fuzetea/ (дата обращения: 13.03.2018 г.).
Таблица 1
Результаты конкурентного анализа по М. Портеру рынка безалкогольных напитков
Параметр Значение Описание
Угроза внутриотраслевой конкуренции Высокое Рынок безалкогольных напитков находится на стадии замедления темпов роста, имеет высокий уровень внутри отраслевой конкуренции, характеризуется высокой степень олигополизации за счет крупнейших ТНК.
Угроза со стороны товаров-заменителей Низкое Угрозы со стороны товаров-субститутов (производители пива) не существует, в связи с активной маркетинговой политикой ТНК и направлением государственной политики России в сторону ЗОЖ.
Угроза со стороны новых игроков Среднее Выход на рынок новых участников сильно затруднен, поскольку велик размер начальных инвестиций, а срок окупаемости составляет не менее 5 лет.
Угроза потери текущих клиентов Среднее Рыночная власть потребителей на рынке безалкогольных напитков достаточно низкая, а уровень угрозы потери текущих потребителей можно расценивать как средний.
Угроза нестабильности поставщиков Среднее Большинство производителей безалкогольных напитков закупают сырье у заграничных поставщиков, что ведет к возникновению высокого риска и уровня угроз, однако такие поставщики обладают широким масштабом деятельности и практически неограниченными ресурсами, что в свою очередь обеспечивает компаниям надежность взаимодействия и минимизацию рисков недобросовестности поставщиков.
Рынок безалкогольных напитков Ирака — один из наиболее крупных, развитых и востребованных рынков пищевой промышленности, который характеризуется зрелостью и олигополизмом. Для Ирака, как и для России, характерно значительное влияние транснациональных компаний, таких как Coca-Cola и PepsiCO. Это обеспечивает некоторую схожесть данных рынков обеих стран, однако существуют некоторые отличия, отмеченные ниже.
За последние 3 года потребление прохладительных напитков в Ираке увеличилось более чем на 11% с 72,5 ДКЛ в 2014 году до 73,4 ДКЛ в 2015 и 81,8 ДКЛ в 2016 году, что свидетельствует об устойчивом высоком росте объемов их потребления.9
Основные компании — Baghdad Soft Drinks ^mpany (франчайзи PepsiCo International в Ираке), Coca-Cola Bottling Company, Al-Tameem Group Kirkuk. Доли рынка между компаниями распределены следующим образом:
Baghdad Soft Drinks Сompany — 21,6%, Coca-Cola Bottling Company — 18,7%, Al-Tameem Group Kirkuk — 11,8%, другие компании - 47,9%.10
Помимо основных сегментов, имеющихся на российском рынке (сладкие воды, минеральная и питьевая вода, соки), в Ираке большой популярностью пользуется арабский кофе и чай. Среди прохладительных напитков компот из изюма и «Айран» — местный кисломолочный напиток. Тем самым, степень дифференциации уровень дифференциации продукта выше в связи с наличием национальных особенностей и предпочтений к национальным напиткам.11
В последние годы произошел стремительный рост рынка бутылочной воды в Ираке. Предприятия этой отрасли, которые инвестировали в приобретение технологически передового оборудования, смогли воспользоваться возможностями, которым дали начало новые тенденции на рынке. Это
привело к постоянному росту их продукции и запустило в производство новую продукцию, удовлетворяющую различные требования потребителей. «Аль Тамеем Софт Дринкс Ко» — это пример, символизирующий быстрой рост отрасли бутылочной воды и безалкогольных напитков в Ираке.
Ценовая политика в Ираке регулируется государством менее жестко, чем в России. Это связано с экономическими особенностями страны.
В таблице 2 представлены балльные оценки по каждому из факторов.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок безалкогольных напитков Ирака находится на стадии активного роста, имеет высокий уровень внутриотраслевой конкуренции, которая определяется высокой степенью олигополизации рынка за счет крупнейших ТНК.
Рассматривая товары-заменители необходимо отметить, что
9 Iraq Food Processing Sector [Electronic resource]. - Access mode: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/
Iraq%20Food%20Processing%20Sector_Baghdad_Iraq_3-30-2011.pdf (дата обращения: 13.03.2018 г.)
10 Iraq Food Processing Sector [Electronic resource]. - Access mode: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/ Iraq%20Food%20Processing%20Sector_Baghdad_Iraq_3-30-2011.pdf (дата обращения: 13.03.2018 г.)
11 Local Pepsi bottler acquires Iraq franchise [Electronic resource]. - Access mode: http://www.businessnews.com.lb/cms/Story/ StoryDetails.aspx?ItemID=3606 (дата обращения: 13.03.2018 г.)
в Ираке к подобным товарам можно отнести кисломолочные продукты, в том числе национальный напиток «Айран».
Ведущие позиции во всех сегментах занимают транснациональные компании, такие как Coca-Cola и PepsiCo. Эти компании не только обладают эффектом масштаба, но и могут непо-
средственно влиять на рыночные отношения и экономику Ирака, в связи с недостаточной устойчивостью и регулированием последней.12
В таблице 3описаны основные угрозы конкурентоспособности компаний на рынке безалкогольных напитков Ирака.
Уровень внутриотраслевой конкуренции
Сравнительный анализ полученных результатов представлен в таблице 4.
На основании сравнения полученных результатов конкурентного анализа по М. Портеру рынка безалкогольных напитков России и Ирака стоит отметить ряд сходств и отличий.
Таблица 2
Параметр оценки Оценка параметра
3 2 1
Количество игроков Высокий уровень насыщения рынка Средний уровень насыщения рынка (3-10) Небольшое количество игроков (1-3)
3
Темп роста рынка Стагнация или снижение объема рынка Замедляющийся, но растущий Высокий
1
Товар на рынке стандартизирован
Уровень Компании продают по ключевым свойствам, но Продукты компаний значимо
дифференциации стандартизированный товар отличается по дополнительным отличаются между собой
продукта на рынке преимуществам
2
Жесткая ценовая конкуренция на Есть возможность к повышению Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли
Ограничение в рынке, отсутствуют возможности в цен только в рамках покрытия
повышении цен повышении цен роста затрат
3
Итоговый бал 9
4 балла
5-8 баллов
9-12 баллов Рынок характеризуется высоким уровнем внутриотраслевой конкуренции
Таблица 3
Результаты конкурентного анализа рынка безалкогольных напитков Ирака
Параметр Значение Описание
Угроза внутриотраслевой конкуренции Высокое Рынок безалкогольных напитков Ирака находится на стадии активного роста, имеет высокий уровень внутри отраслевой конкуренции, характеризуется высокой степень олигополизации за счет крупнейших ТНК.
Угроза со стороны товаров-заменителей Среднее Угрозы со стороны товаров-субститутов (производители кисломолочных напитков) находятся на среднем уровне. Это связано с национальными особенностями и культурой употребления безалкогольных напитков жителей Ирака.
Угроза со стороны новых игроков Среднее Выход на рынок новых участников сильно затруднен, поскольку велик размер начальных инвестиций, а срок окупаемости составляет не менее 5 лет
Угроза потери текущих клиентов Низкое Рыночная власть потребителей на рынке безалкогольных напитков также как уровень угрозы потери текущих потребителей низкие. Это связано с национальными особенностями жителей Ирака и высокой приверженностью к качественным продуктам, подкрепленным известным брендом.
Угроза нестабильности поставщиков Среднее Большинство производителей безалкогольных напитков закупают сырье у заграничных поставщиков, что ведет к возникновению высокого риска и уровня угроз, однако такие поставщики обладают широким масштабом деятельности и практически неограниченными ресурсами, что в свою очередь обеспечивает компаниям надежность взаимодействия и минимизацию рисков недобросовестности поставщиков.
12 Local Pepsi bottler acquires Iraq franchise [Electronic resource]. - Access mode : http://www.businessnews.com.lb/cms/Story/ StoryDetails.aspx?ItemID=3606 (дата обращения: 13.03.2018 г.)
Таблица 4
Сравнение результатов конкуренции рынка безалкогольных напитков России и Ирака
Параметр Значение в России Значение в Ираке
Угроза внутриотраслевой конкуренции Высокое Высокое
Угроза со стороны товаров-заменителей Низкое Среднее
Угроза со стороны новых игроков Среднее Среднее
Угроза потери текущих клиентов Среднее Низкое
Угроза нестабильности поставщиков Среднее Среднее
В отличие от российского рынка безалкогольных напитков, жители Ирака более привержены к тем или иным брендам прохладительных напитков. Отмечается низкая чувствительность к цене, так как в первую очередь жители Ирака обращают внимание на качество продукта и известность бренда. В своей маркетинговой деятельности ТНК учитывают потребности населения, производится реструктуризация и оптимизация ассортимента в соответствии со спросом и предложениями. Кроме того, климат Ирака, в отличие от России, более жаркий, следовательно, сезонность потребления прохладительных напитков ниже, что обеспечивает практически круглогодичный высокий спрос в данной сфере. Таким образом, уровень угроз потери потребителей на рынке прохладительных напитков Ирака достаточно низкий.
Количество поставщиков в сфере производства безалкогольных напитков в Ираке, так же, как в России,ограничено.В основном производители закупают идентичное сырье (концентрат) у зарубежных компаний.
Основное сходство рынков питьевых напитков анализируемых стран заключается в том, что в обеих странах транснациональные компании, такие как CocaCola и PepsiCO, имеют значительную долю рынка безалкогольных напитков. Эти компании создают высокий уровень внутриотраслевой конкуренции, что, помимо высокого порога входа, создает большие трудности для появления новых крупных игроков. В большинстве случаев ТНК являются не только производителями готовых безалкогольных напитков, но и производителями и поставщиками сырья для напитков, что в свою очередь увеличивает преимущество ТНК перед местными производителями, закупающими сырье у этих иностранных компаний.
Отличие иракского рынка безалкогольных напитков от российского заключается в том, что этот рынок продолжает активно расти, что сопровождается активными инвестициями в эту отрасль. Стоит также отметить, что снижение влияния сезонности способствует повышению уровня потребления безалкогольных напитков в стране. Учитывая национальные особенности и культуру потребления безалкогольных напитков среди иракцев, было установлено, что приоритет отдается качеству продукции и марке, но заменителями могут быть национальные молочные продукты, которые пользуются большой популярностью среди населения Ирака.
Comparative Analysis of the Level of Competition in the Russian and Iraqian Soft Drinks Markets Alhusaini Nauras Sahib,
Postgraduate Student Department of Marketing and International Management, Faculty of Management and Economics of the University Wasit; Street Al Rabiea, City Wasit, 52001, Republic of Iraq;
Ural State University of Economics; 8 Marta St. 62, Ekaterinburg, 620144, Russian Federation ([email protected])
In this paper, we consider the level of competition in the soft drinks market of Russia and Iraq, as well as a comparative analysis of the obtained results. The characteristic features of the market; development trends; market structure; preferences; turnover of manufacturing enterprises are generally evaluated. The paper reflects the analysis of the impact of the threat of substitutes, assessment of intra-industry competition and the threat of entry of new players, the probability of loss of consumers, and the threat of instability of suppliers. Analysis of the market of soft drinks allowed us to identify a number of trends. The main trend of the market is an increase in consumers' demands for quality and information about the beverages offered. The number of consumers that pay attention to the ingredient composition is growing. Beverages that position themselves as natural, have an increased demand, so modern production in the formation of the image of the drink for the consumer focuses on the natural components and useful properties of their products. Another, no less important trend is the adherence to a healthy lifestyle, including nutrition. The modern drink should convey to the consumer the image of freshness, well-being, and high quality of consumer products. Basically, these are beverages that have a beneficial effect on improving digestion or contain dietary components. Consequently, modern beverage producers should be adjusted to the needs of different population groups, while maintaining the optimal «price-quality» ratio.
Keywords: soft drinks; soft drinks market; competition; level of competition; threats of the market.