УДК 34.05
Юридические науки
Федченко Кристина Игоревна, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Россия г. Москва
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ЗАКУПКАМИ В РОССИИ И США
Аннотация: В статье приводится сравнительный анализ управления государственными закупками в России и США, а именно рассматривается развитие данной системы и ее механизмы. Анализируются нормативно -правовые акты, с помощью которых в России и в США реализуется управление государственными закупками. Дается описание эффективной контрактной системы США с целью примера того, как можно усовершенствовать ее в России.
Ключевые слова: государственные закупки, управление, экономика государства, система, механизм, Россия, США.
Annotation: The article provides a comparative analysis of public procurement management in Russia and the United States, namely, the development of this system and its mechanisms are considered. The legal acts with the help of which public procurement management is implemented in Russia and the USA are analyzed. A description of the effective USA contract system is given to give an example of how it can be improved in Russia.
Keywords: public procurement, management, state economy, system, mechanism, Russia, USA.
Государство является единым большим механизмом, полноценная работа которого зависит от того, насколько качественно функционирует ее система
обеспечения нужд. Данной системе уделяется большое значение, поскольку она способна снижать риски при проведении государственных закупок и эффективно использовать средств бюджета.
Система государственных закупок преследует своей целью качественное развитие государственной экономики. Для этого в процессе проведения мероприятий, связанных с закупочной деятельностью, особое внимание акцентируется на национальных поставщиках.
Система государственных закупок с целью пресечения различных нарушений в ней регулируется нормативно-правовыми актами и трактуется как совокупность действий последовательного характера с начала выбора поставщика до исполнения в установленном законодательством порядке заказчиком тех или иных обязательств, направленных на обеспечение нужд как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Проанализировав различные определения понятия «государственные закупки», можно дать более обобщенное комплексное определение. Так, система государственных закупок можно характеризовать как некую систему правоотношений, выстраивающуюся между поставщиком и заказчиком с целью обеспечения нужд государственных и муниципальных органов.
Можно выделить основополагающие функции закупок. Важно отметить, что они взаимосвязаны друг с другом и направлены на стимулирование экономической сферы как на региональном, так и на государственном уровне.
Так, одной из первых можно отметить воспроизводственную функцию, заключающуюся в удовлетворении государственных потребностей.
Регулятивная функция направлена на регулирование государственных расходов, выявление наиболее экономного использования средств бюджета. Важно отметить, что государственные расходы удешевляются за счет конкурентных способов осуществления закупок, но при этом сокращения потребностей не происходит.
Функция ценового регулирования оказывает косвенное влияние на колебание цен.
Стимулирующая функция необходима для поддержания и стимулирования производителей отечественных товаров, работ и услуг с государственной стороны.
Социальная функция непосредственно связана с государственной политикой в области социального и экономического развития.
Создание комфортных условий с целью освоения новых товаров, работ и услуг относится к инновационной функции.
Разработка прогнозов по использованию средств бюджета и имеющихся ресурсов с позиции рационального подхода происходит посредством такой функции, как оптимизация расходов средств бюджета.
Проведем сравнительный анализ управления государственными закупками на территории России и Соединенных Штатов Америки. Интерес основывается на том, что в России система государственных закупок считается относительно молодой и в данный момент находится на пути своего активного становления, а, в свою очередь, в США уже накоплен значительный опыт, потому что данная система на территории этого государства начала функционировать еще в 1921 году.
В России обеспечение нужд государства и муниципалитета является целью государственного заказа и на каждом уровне происходит посредством использования того или иного вида бюджета (федерального, регионального, местного). Данная система в РФ регулируется на законодательном уровне с помощью таких нормативно-правовых актов, как: ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], ФЗ от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] и других нормативных актов Министерства экономического развития РФ. Данные нормативно-правовые документы регулируют правоотношения, выстраивающиеся между поставщиком и заказчиком в системе государственных закупок, а также подробно описывают перечень необходимых процедур.
В свою очередь, в США данный перечень дополняется регламентацией типовых государственных контрактов и на законодательном уровне закрепляется с помощью таких нормативно-правовых актов, как: Правила закупок для федеральных нужд и Правила закупок для нужд обороны (дополняют основные правила). Также в США существует специальная форма, которая применяется в систему государственных закупок для заключения государственных контрактов. В свою очередь, в России отсутствует строгая регламентация контрактов.
В США государственные закупки бывают нескольких видов (рис. 1). В России же государственные закупки можно разделить на два таких типа, как закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-Ф3.
Рисунок 1 - Виды государственных закупок в США [3]
В США вид закупки влияет на выбор того, кто ее будет осуществлять. То или иное Министерство, в обязательство которого входит исполнение программ, занимается размещением закупок для выполнения программ государства [4]. Удобство системы закупок США в том, что наблюдается заметное уменьшение затрат в связи с большим объемом, чего не происходит тогда, когда каждый государственный орган по отдельности осуществляет закупки. То есть эффективность расходования средств бюджета будет достигнута в том случае, если только одна организация возьмет на себя
обязательства системы государственных закупок, так как она будет качественнее планировать и все процессы в данном направлении.
В России же система закупок устроена наоборот, ей свойственен децентрализованный тип. Так, тот или иной государственный орган или бюджетная организация для того, чтобы удовлетворить собственные нужды, самостоятельно ведут размещение закупочных процедур. Для этого у каждого из них есть своя контрактная служба и собственный план закупок, ежегодно утверждаемый вышестоящим органом. Если сравнивать систему государственных закупок России и США, то в последнем государстве она способствует наиболее эффективному использованию средств бюджета.
В законодательстве России и США четко прописано, что система государственных закупок должна быть прозрачной и открытой во избежание развития коррумпированных систем в сфере расходования средств бюджета.
В США, как уже отмечалось раннее, большая роль отведена планированию государственного заказа, для чего создан отдельный орган - Офис государственного заказа, в задачи которого входит координирований всей системы государственных закупок, в том числе планирование, размещение и исполнение заказов в данной системе.
В России процесс планирования характеризуется хаотичностью, поскольку каждый государственный орган или бюджетная организация самостоятельно планируют государственные закупки с целью удовлетворения собственных нужд.
Важно отметить, что в США и в России закупки проводятся на конкурсной основе. На рисунке 2 представлена структура законодательства по вопросам конкурсного размещения заказов.
Международные соглашения
Принципы осуществления закупок
_▼_
Международное законодательство ЮНСИТРАЛ, ЕС, ВТО, МБРР и др.
• методы закупок • условия применения методов • конкурсные процедуры
_▼_
Национальное законодательство (федеральное и региональное)
—► • методы закупок • условия применения методов • конкурсные процедуры • принципы квалификации • принципы оценки предложений • принципы контроля и обжалования решений
▼
Отраслевые нормативные акты
• конкурсные процедуры • порядок проведения процедур • способы оценки предложений • формы документации • порядок контроля и обжалования решений
Рисунок 2 - Структура законодательства по вопросам конкурсного размещения заказов
Характеристика участников закупок также может выступать отличительной чертой в системе государственных закупок России и США. В российской системе государственных закупок конкурс не воспрещает участвовать как физическим и юридическим лицам, так и предпринимателем. Единственным условием для них является то, что они в полной мере смогут выполнить вверенный им государственный заказ без каких-либо нарушений технического задания. В США конкурс значительно отличается, так как его участником могут стать лишь те, кто зарегистрировался как поставщик для обеспечения государства, исходя из его нужд и потребностей.
В России создан Реестр недобросовестных поставщиков с целью снижения рисков заключения контрактов с неблагонадежными поставщиками. Он включает в себя информацию об участниках закупок, которые уличены в отказе от заключения контрактов, и о поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты по решению судебных органов или из-за того, что были допущены
серьезные нарушения в условиях контракта с их стороны, и заказчик (в одностороннем порядке) отказывался от исполнения контракта.
Предложения для улучшения государственной системы закупок в России звучат следующим образом:
1) сделать систему закупок с целью обеспечения нужд государственных и муниципальных органов централизованного типа; для проведения закупок создать или назначить компетентные органы, которые будут нести за это ответственность; создать единый механизм государственных закупок;
2) создать библиотеку регламентированных контрактов, что позволит в значительной мере упростить процессы заключения контрактов в данной сфере и экономить временные ресурсы, которые затрачиваются на согласование условий для каждой отдельной ситуации;
3) ставить в приоритет процессы планирования государственных закупок для того, чтобы повысить эффективность использования средств бюджета.
Итак, проведя сравнительный анализ управления государственными закупками в России и в США, можно отметить, что наиболее развитой контрактной системой с ее четкой регламентацией в силу срока своего существования является система государственных закупок США. Для того, чтобы улучшить контрактную систему в российском государстве, можно перенять у США ряд ее эффективных элементов.
Таким образом, нами был проведён сравнительный анализ управления государственными закупками в России и США, а именно рассматривается развитие данной системы и ее механизмы, а также даны предложения для улучшения государственной системы закупок в России.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 29.01.2022).
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 29.01.2022).
3. Белякова Е.А. Опыт регулирования системы государственных закупок в США // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №2. С. 20-25.
4. Вовченко Н.Г., Епифанова Т.В., Гурин О.В. Особенности формирования федеральной контрактной системы США: организационно-институциональный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика, экология. 2015. № 2. С. 105-115.