Ш9 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 55
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 221756/ (Дата обращения: 12.04.2018)
3. Билюченко Г. С. Проблемы и перспективы развития цифровой экономики в условиях современного российского законодательства // Интернет-журнал «Экономические исследования». -2018. - №1 (18). URL: http://www.erce.ru/intemet-magazine/magazine/53/747/ (Дата обращения: 12.04.2018)
4. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива // М.: Изд-во Российской академии наук, 2017. - 64 с.
5. Калашников А.А., Передереева Е.В. Совершенствование IT-технологий как основной этап оптимизации бизнес-процессов компании // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2016. - № 4 (55). - С. 78-82.
6. Путилин М.Р., Ковтун Е.Н., Толмачева Т.А. Новеллы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической
конференции. В 2 ч. Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. -221 с.
7. Минимум 11% от роста ВВП стран ЕАЭС будет обеспечено за счет реализации общей цифровой повестки // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Page s/3-08-2017.aspx (Дата обращения: 12.04.2018)
8. Россия: от цифровизации к цифровой экономике // URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf (Дата обращения: 12.04.2018)
9. Создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Результаты 2018 года // URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/64931/ (Дата обращения: 12.04.2018)
10. На коллегии ФТС России подвели итоги работы таможенных органов в 2018 году и поставили цели на 2019 год // URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=27222 :-2018-2019-&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (Дата обращения: 12.04.2018)
Шибанова А.А.
Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
ФГКОУВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СОЗДАНИИ КОНТРАКТНЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции в развитии контрактной системы России, а также опыт организации системы государственных закупок в США и Великобритании.
Annotation. In article offers on trends in the development of Russian contract system, the experience of the organization public procurement system of the USA and the UK.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, контракт, эффективность расходования бюджетных средств.
Keywords: public procurement, contract system, contract, efficiency of budget expenditures.
Институту государственных закупок издавна придается чрезвычайно важное значение и внимание, поскольку с его помощью, во-первых, осуществляется удовлетворение потребностей государственных органов, различных ведомств и учреждений в необходимых товарах и услугах для выполнения их функций, а, во-вторых, государственные закупки представляют собой инструмент, посредствам которого реализуется поддержка отдельных производств, направлений деятельности и субъектов экономических отношений.
Объемы средств на государственные закупки ежегодно увеличиваются. Так, в России, по предварительным данным Единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС) объем государственных закупок в 2018 году увеличился на 7% по отношению к данным за 2017 год и достиг 6,79 трлн. (3). рублей. Увеличение объемов государ-
ственных закупок свидетельствует, как об увеличении влияния на развитие экономики государства, так и об увеличении финансовых и трудовых ресурсов, занятых в данной сфере.
Для успешного развития национальной системы закупок необходимо знать мировые тенденции в данной сфере, использовать положительный опыт и не допускать повторения ошибок других стран. Так, Россия еще в 2013 году обратилась в Группу Всемирного банка и в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) с запросом о сборе лучших международных практик в сфере государственных закупок и проведении их анализа. С тех пор, российское законодательство в области государственных закупок стремительно развивалось и дополнялось, учитывая полученные данные.
Кроме того, общеизвестно, что именно сфера государственных закупок особенно подвержена
56 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 SMI
риску неэффективного управления, мошенничества и коррупции, что негативно сказывается на состоянии конкуренции в государстве, потере бюджетных средств и срыву выполнения государственных задач и приводит к угрозе экономической безопасности России. К сожалению, наличие «армии» контролеров не обеспечивает выполнения ключевых требований в области закупок.
Стоит отметить, что большинство стран на текущий момент допускают к участию в государственных закупках исключительно отечественных участников и не готовы открыть рынок государственных закупок для иностранных товаров, поскольку такая мера лишит отечественных участников значительного объема надежных клиентов, представленных государственными структурами, а также лишит государство эффективного стимулирующего и регулирующего инструмента.
В мировой практике прослеживается тенденция к снижению административных барьеров. Так, в РФ реализована система обжалования действий (бездействия) должностных лиц заказчиков, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает штрафные санкции в случае пропуска сроков осуществления отдельных процедур.
В секторе государственных закупок России предусмотрен многоуровневый контроль - внутренний, ведомственный, со стороны контролирующих органов и даже со стороны общественности. При этом уже недостаточно закупить самый дешевый товар и отчитаться о высокой степени экономии, наблюдается переход от внимания к закупочным ценам к определению общей стоимости владения, что подразумевает, например, закупку энергосберегающих лампочек, заправку картриджей вместо их замены и т.д.
Кроме того, популяризуется переход от категории «расходы» к понятию «инвестиции», который подразумевает затраты с целью получения экономической выгоды в будущем.
Также наблюдается изменение подхода к построению отношений с поставщиками - действует единый реестр недобросовестных поставщиков, куда заносится информация относительно поставщиков, нарушивших условия контрактов либо уклонившихся от исполнения своих обязательств. Кроме того, повсеместно контролируется деятельность заказчиков по взысканию штрафных санкций с недобросовестных поставщиков в пользу государства.
Относительно мировых практик организации системы государственных закупок интересно рассмотреть сложившиеся в США и Великобритании системы государственных закупок.
Принято считать, что старейшей контрактной системой является созданная в США, где уже в XVIII веке был реализован опыт организации поставки товаров и услуг в рамках контрактной системы близкой к современному понятию и внедрена практика государственных соглашений. Дж. Вашингтон совместно с Конгрессом прибегли к
контрактам - заказам для обеспечения армии необходимыми товарами и услугами. Контракт рассматривался как гарантия оплаты и поставки, а также как страховое обеспечение сделки.
В настоящее время в государственных закупках США ложилась следующая практика. Глава соответствующего ведомства передает полномочия государственного заказчика старшему должностному лицу, которое, в свою очередь, передает соответствующие полномочия служащим - контрактным офицерам или чиновникам, обладающим соответствующей лицензией, подтверждающей наличие у них надлежащей квалификации, что приводит к снижению ошибок и повышению ответственности за результаты своей деятельности.
В США в целях информационной и правовой поддержки деятельности в сфере государственных закупок федеральными органами исполнительной власти издаются специальные нормативные документы - федеральные закупочные правила (РАК), которые конкретизируют процедуры с учетом отраслевой специфики заказчиков, и размещаются на официальном ресурсе Правительства США: www.acquisition.gov, а также публикуются в специальном печатном издании (1).
Особенностью в системе государственных закупок США является установление и контроль такого показателя как норма прибыли участника, поставляющего товар либо оказывающего услугу. Так, на законодательном уровне устанавливаются целевые значения данного показателя либо его предельные значения.
Система планирования государственных закупок США включает прогноз закупок (аналог - российского плана закупок) и индивидуальный план закупки (аналог - российского плана графика). Кроме того, используются контракты различных типов контракты твердой цены и контракты возмещения затрат, но чаще всего применяются гибридные контракты, одной из разновидностей которых является контракт комплексного поощрения, формула цены которого учитывает затраты, показатель нормы прибыли, объем и качественные характеристики товаров, сроки поставки.
В США на федеральном уровне закреплено, что 95% новых контрактов, за исключением тех, объектом которых является разработка и поставка систем вооружения, должны обеспечить закупку (разработку) продукции, имеющей преимущество хотя бы по 1 из критериев:
- энергоэффективность,
- водоэффективность,
- биологичность,
- экологичность,
- дружелюбность к озоновому слою,
- производство с использованием вторичного сырья (2).
В странах Европейского Союза действует двухуровневая правовая система регулирования государственных закупок: 1 уровень - правовые акты Европейского Союза и 2 уровень - национальное законодательство. Во всех 28 странах Союза
Ш9 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 57
распространяют свое действие акты Комиссии по государственным закупкам, в полномочия которой входит принятие директив в этой сфере, обязательных к исполнению (4).
Контрактная система Великобритании как и России основана на принципах открытости, честности, защищенности от коррупции.
Наиболее яркой особенностью контрактной системы Великобритании является ее централизованный характер. При этом, ключевая роль принадлежит специальному уполномоченному органу исполнительной власти - Управлению по делам государства, на которое возложены функция оценки необходимости и рисков, связанных с решением разместить государственный заказ.
Эффективность расходования средств в рамках контрактной системы Великобритании оценивается на основании ряда индикаторов. Ответственность за достижение показателей эффективности расходования государственных ресурсов возложена на государственных бухгалтеров. Определение целевых значений осуществляется на основании сопоставления результатов закупочной деятельности различных ведомств и учреждений.
Другой особенностью является осуществление государственных закупок по схеме «закупка третьим лицом», при которой создается специальная группа для осуществления однородных закупок. В связи с большим объемом закупки, а также поскольку «третье лицо» является гарантированным крупным заказчиком цена закупаемых товаров и услуг может быть существенно снижена. Таким образом, достигается «экономия на масштабе».
Ежегодно на основании показателей эффективности контрактной системы за прошлый период информация обрабатывается, обобщается и представляется на рассмотрение в виде «Обзора зрелости процессов обеспечения государственных нужд», на основании которого выявляются резервы улучшения процедур и процессов государственных закупок. Кроме того, на основании данных обзоров разрабатываются программы повышения квалификации сотрудников, уполномоченных на осуществление отдельных процедур в рамках государственных закупок, а также общенациональные программы обучения специалистов.
В Великобритании также ведется библиотека типовых контрактов, размещенная на портале контрактной системы, насчитывающая более 450 видов контрактов. Наличие библиотеки типовых контрактов позволяет унифицировать контракты, а также включать отдельные стандартные условия, не вызывая у участников их непонимания. Например, стандартные условия государственных контрактов
Великобритании, в случае его заключения с иностранным участником, содержат оговорку о юридической юрисдикции права Великобритании, что означает преимущественную силу законодательства при разрешении споров.
По оценкам специалистов Великобритании, осуществление процедур государственных закупок ежегодно приносит экономию бюджетных средств более 10-12%.
Перечень и ссылки на электронные ресурсы в области государственных закупок различных иностранных государств представлены на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, где также, преодолев языковые барьеры, можно самостоятельно ознакомиться с новостями в области государственных закупок интересующих стран.
Рассмотрев международный опыт в области государственных закупок, а также основные направления развития контрактных систем в различных странах, можно сделать вывод о том, что в каждом государстве имеются свои особенности -например, централизация, введение отдельных контрольных показателей. Несмотря на вышеизложенное, развитие системы государственных закупок осуществляется в общем направлении - внедрение электронных ресурсов и систем, систематическое повышение и подтверждение квалификации сотрудников, занятых в данной области, повышение целесообразности государственных расходов.
Стремительно развивающиеся механизмы государственного регулирования экономики России требуют от специалистов в области закупок быть готовыми адекватно воспринимать изменения нормативно-правовой базы, а также постоянно повышать свою компетенцию.
Список литературы:
1. Прокофьев С.Е., Горбунцов М.А. Процесс организации федеральных закупок в США, // Финансы, 2012, № 1, С. 62
2. Смотрицкая И.И., Черных С.И., Шувалов С.С., Горденко Г.В., Кузнецова М.Л. Государственная контрактная система: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Институт экономики РАН, 2013. -50 с.
3. Электронный ресурс http://zakupki.gov.ru (дата обращения 05.04.2019).
4. Глотов С.А., Лычагин А.Г., Савёлов О.П., Штанов И.А. Контрактная система: опыт США, ЕС и российская практика. Противодействие коррупции при госзакупках / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Глотова. - М.: Московская международная академия, Кубанский государственный аграрный университет, Галлея-принт, 2016. - 344 с.