СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ, ЮФО И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Н. Безуглова, канд. социол. наук, доцент Е.Н. Афанасьев, магистрант В.П. Лызь, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10252
Аннотация. Статья посвящена исследованию тенденций развития оптовой торговли в России, Южном Федеральном округе и Ростовской области. В первую очередь, проанализирована сущность оптовой торговли как сектора экономики и приведены статистические данные динамики оборота оптовой торговли в России. Далее были рассмотрены объемы и структура оптовой торговли Ростовской области как субъекта ЮФО. В заключении выделены основные направления развития отечественных оптовых предприятий.
Ключевые слова: оптовая торговля, оборот оптовой торговли, логистика оптовой торговли, ЮФО, Ростовская область.
Оптовая торговля (англ. - wholesale) является формой взаимодействия хозяйствующих субъектов, основанной на построении хозяйственных связей в части поставки продукции. Сущность данного вида торговли заключается в том, что производители оказывают услуги розничным продавцам, в результате чего товар попадает в сферу публичного обращения. Современная мировая торговля, которая имеет формат «B2B» (Business to business), демонстрирует интенсивный рост. Это обусловлено актуальностью функций, которая она выполняет:
- стимулирует сбыт произведенной продукции;
- формирует товарный ассортимент и номенклатуру;
- способствует дроблению больших партий товаров;
- складирование;
- транспортировка;
- принятие риска;
- аккумулирование информации о рынке [1].
В настоящее время в мировой оптовой торговле сформировались 2 основные формы:
- транзитная, при которой оптовая база реализует продукцию без фактической отгрузки на свои склады, непосредственно потребителю;
- складская, при которой реализация товаров ведется непосредственно с места его хранения [2].
Оптовая торговля в России с момента проведения экономических реформ в 1980-х гг. стала одним из ключевых факторов экономического роста. По итогам 2018 года, согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, суммарный оборот розничной торговли превысил отметку в 3,158 трлн. руб. В то же время, товарная масса, занятая в оптовой торговле, увеличился на 2,8% по сравнению с предшествующим периодом. В денежном выражении оборот розничной торговли за 2018 год ускорил рост до 6,2%, причем продовольственными товарами -замедлил до 4,5%, а непродовольственными - ускорил до 7,7% [8].
Рис. 1. Динамика оборота оптовой торговли в России с 2000 по 2018 гг.
90 000,0 80 000,0 70 000,0 60 000,0 50 000,0 40 000,0 30 000,0 20 000,0 10 000,0 0,0
Оборот оптовой торговли - всего
в том числе организаций оптовой торговли
123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
В настоящее время основной тенденцией развития оптовой торговли в России является увеличение и последующее укрупнение торговых сетей, а так же укрупнение оптовых поставщиков. Все это повлияло на усложнение имеющейся структуры отношений, рост каналов товарных и информационных потоков. Таким образом, была переосмыслена система организованной системы закупок, были созданы оптовые и перераспределительные центры, отвечающие современным требованиям [4].
Как следует из данных, представленных на рисунке 1, общее количество предприятий, специализирующихся на оптовых продажах, примерно соответствует их объему выручки. На практике это означает, что в отрасли действует большое количество малых и средних предприятий. Их количество и развитие в отечественной экономике способствует решению проблемы товароснабжения розничной торговли в отдаленных от центра районах и небольших городах. Актуальным направлением развития малых оптовых предприятий является стремление к расширению ассортимента товаров. В то же время они стремятся трансформировать организационную структуру. В качестве примера можно привести, склады-магазины самообслуживания, которые на сегодняшний
день успешно составляют конкуренцию розничным сетям. Эксперты также отмечают сокращение числа дистрибьюторов оптовых организаций. Это позволяет государству с большей эффективностью держать под контролем цены на товары народного потребления в регионах. В этой связи производители стремятся самостоятельно связываться с торговыми сетями, что влияет на снижение розничных цен. Представленная схема позволяет снизить цены для конечного потребителя, что, в свою очередь, является стимулом для качественного развития отрасли и логистики [7].
Таким образом, ключевыми современными тенденциями развития оптовой торговли в России являются:
- активная трансформация каналов движения товаров, формирование структуры перерспределительных центров;
- создание и последующая трансформация эффективных методов взаимодействия производителей и оптовых предприятий, а также розничных торговых организаций и логистических операторов;
- расширение перечня предоставляемых услуг [8].
Специфической чертой оптовой торговли в России является ее концентрация в крупных городах и слабая развитость в регионах.
33322,7
Центральный Северо-Западный Южный Севере- Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Кавказский
НО&орот оптовой торговли ■организаций (вкгпочая индивидуальных предпринимателем) с основным видом экономической деятельности "Оптовая торговля. включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами ;и мотоциклами {46 класс поОКБЗД2)"
И05оротоптоЕон тор гоели организаций других ещгое экономической деятельности
Рис. 2. Объем оборота оптовой торговли по федеральным округам Российской Федерации
на 2018 г.
Так, по показателям оборота оптовой торговли Южный Федеральный округ (далее - ЮФО) занимает только 5-е место среди всех укрупненных объединений. В состав этого укрупненного субъекта федерации входят 3 республики (Адыгея, Калмыкия и Крым), 3 области (Астраханская, Волгоградская, и Ростовская), Краснодарский край и город Севастополь. Следует отметить, что торговля, хоть и является одним из основных направлений деятельности экономических субъектов, не является приоритетной. В целом оптовая торговля в регионе активно развивается: из десяти наиболее динамичных компаний -6 позиций занимают оптовые предприятия, расположенные в Краснодарском крае и Ростовской области [5].
В структуре оптовой торговли значительное место занимает так называемый «блок зерновиков»: «РИФ», «Зерно-Трейд», ТД «Агрохолдинг «Степь», «Русь-Агроэкспорт», «Агрохолдинг «Каневской». Следует отметить динамику развития этих предприятий, при общей умеренной тенденции к развитию отраслей агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. Аналогичные показатели отмечаются у оптовых подразделений
нефтяных и химических компаний. Можно сделать вывод о том, что динамика развития оптовой торговли, как экономический показатель, характеризует положение «реальных» отраслей производства [10].
Особенностью развития оптовой торговли в ЮФО является то, что ее темпы развития за последние 8 лет обогнали общероссийские. Этому способствует:
- развитие транспортных путей: в регионе сложилась разветвленная сеть железнодорожных путей, а также морских перевозок;
- приближенность к государственной границе;
- рост реального производства.
В то же время, включение в состав округа Республики Крым и города Севастополя несколько занижает средний уровень. Так, данные субъекты на сегодняшний день находятся под действием антироссийский санкций, которые ограничивают экономическую деятельность предприятий торговли, расположенных на их территории.
Одним из ключевых субъектов ЮФО является Ростовская область, центральный город которой - Ростов-на-Дону, выступает также экономическим и политическим
центром округа. На 2017-2019 гг. доля торговли в формировании валового регионального продукта (ВРП) области составляет 18-20%. Совокупный оборот предприятий, занятых в оптовой торговле на территории области, в январе-сентябре 2019 г. составил 1303, 6 млрд. рублей. Данный показатель является самым большим, что позволяет судить о важности отрасли в экономике региона, несмотря на географически обусловленную аграрную специфику субъекта [9].
По данным территориального органа госстатистики, наибольший вклад в совокупный оборот оптовой торговли вносят производители крупнотоварного сектора -60%. В структуре оптовых продаж крупных и средних организаций преобладала сельхозпродукция: зерновые и масличные культуры (37%). Вторую по значимости товарную группу составляет продукция, предназначенная для дальнейшего профессионального использования: топливо, строительные материалы, металлы и химическая продукция. Процесс развития региональных предприятий, занимающихся оптовыми продажами, отличается следующими признаками:
- слабый уровень развития имеющейся материальной базы;
- специализация имеющихся предприятий на узкой группе оптовых функций;
- ограниченная товарная номенклатура [3].
Тенденциями развития оптовой торговли в Ростовской области, на сегодняшний день, являются:
1. Высокий уровень организационной интеграции региональных предприятий, которые реализуют энергетические, сырьевые и сельскохозяйственные товары. Следует отметить, что данная тенденция не является исключительной чертой толь-
аграрный уклон производства добавляет особую категорию реализуемой продукции.
2. Преобладание частного капитала в системе оптовой торговли области. Это обстоятельство в определенной мере снижает эффективность государственного управления. Но в таких условиях формируется открытая конкурентная среда, при которой производимый продукт отличается качеством.
3. В оптовой торговле области преобладают предприятия малого и среднего бизнеса. Данное обстоятельство в целом характеризует бизнес-среду региона и отрасли торговли в частности.
4. Логистическая система, которая формируется в рамках оптовой дистрибьюции, вынуждена конкурировать с крупными торговыми розничными сетями. Это влияет на развитие транспортной инфраструктуры и ее модернизацию [4].
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод об основных направлениях развития системы оптовой торговли России и ЮФО, а также Ростовской области как отдельного региона округа:
- эволюция оптовых торговых объектов, развитие интернет-площадок;
- рост производства и продаж органических продуктов, что обусловлено популяризацией здорового образа жизни;
- трансформация цепей поставок в направлении удовлетворения запросов потребителей;
- повышение технологичности оптовых продаж;
- достижение прозрачности процесса ценообразования;
- модификация и уменьшение роли ценовой и усиление значения неценовой конкуренции производителей;
- предупреждение и ликвидация проявлений недобросовестной конкуренции.
ко этого региона. Однако, безусловный
Библиографический список
1. Даниленко Л.Н. Мировая экономика. - М.: КноРус, 2019. - 352 с.
2. Диянова С.Н., Денисова Н.И. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью. - М.: Магистр, 2018. - 384 с.
3. Жигна Ю.А. Анализ социально-экономического положения Южного федерального округа // Молодой ученый. - 2019. - №26. - С. 117-121.
4. Кожевникова С.Ю., Воронова Т.И. К вопросу о разработке стратегий развития посреднического предпринимательства в сфере оптовой торговли на потребительском рынке // Петербургский экономический журнал. - 2017. - №3. - С. 75-86.
5. Кривова А.А. Анализ торговой инфраструктуры потребительского рынка Ростовской области // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №8. - С. 117-125.
6. Пыханов Д.А. Роль оптовой торговли в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2018. - №12-2. - С. 111-116.
7. Хныкин С.А., Тимосюк С.Л., Юрковская Г.И. Развитие оптовой торговли в современной России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. - №7. - С. 92-98.
8. Официальный портал «Федеральной службы государственной статистики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14306 (Дата обращения 25.01.2020 г.)
9. Официальный портал «Федеральной службы государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области» // [Электронный ресурс] https://rostov.gks.ru/storage/mediabank/_2019.pdf (Дата обращения 28.01.2020 г.)
10. Официальный портал аналитического центра «Эксперт». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://expertsouth.ru/news/krupnyy-biznes-yufo-uskorenie-2018-goda/ (Дата обращения 27.01.2020 г.)
COMPARATIVE ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF WHOLESALE TRADE IN RUSSIA, SFD AND ROSTOV REGION
M.N. Bezuglova, Candidate of Social Sciences, Associate Professor
E.N. Afanasiev, Graduate Student
V.P. Lyz, Student
Don State Technical University
(Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article is devoted to the study of trends in the development of wholesale trade in Russia, the southern Federal district and the Rostov region. First of all, the essence of wholesale trade as a sector of the economy is analyzed and statistical data on the dynamics of wholesale trade turnover in Russia are presented. Further, the volume and structure of wholesale trade of the Rostov region as a subject of the southern Federal district were considered. In conclusion, the main directions of development of domestic wholesale enterprises are highlighted.
Keywords: wholesale trade, wholesale trade turnover, wholesale logistics, southern Federal district, Rostov region.