Научная статья на тему 'О роли организационных форм в оптовой торговле'

О роли организационных форм в оптовой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / WHOLESALE TRADE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ECONOMIC INDICATORS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ПРОДАЖА / SALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самченко Яна Романовна, Трегулова Наталья Геннадьевна

В статье представлен анализ деятельности предприятия по оптовой продаже товаров, показаны основные конкуренты предприятия, разработаны мероприятия для совершенствования деятельности торгового предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is presented the analysis of activity of the enterprise for wholesale, the main competitors of the enterprise are shown, actions are developed for improvement of activity of trade enterprise.

Текст научной работы на тему «О роли организационных форм в оптовой торговле»

ции в экономике, менеджменте и подготовке кадров». - Нижний Новгород: Издательство НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2010. - с. 216-217.

12. Терехов А.М. Модификация первичной документации для учета биологических активов животноводства в сельскохозяйственных организациях / И.Е.

Мизиковский, А.В. Терехова // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Часть 3. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с.

О РОЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Самченко Яна Романовна

Студенка 2 курса, направления 100800 «Товароведение», ИСОиП (ф) ДГТУ г. Шахты

Трегулова Наталья Геннадьевна

канд. эконом наук, доцент кафедры «Организация производства и управления», ИСОиП (ф) ДГТУ г. Шахты АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ деятельности предприятия по оптовой продаже товаров, показаны основные конкуренты предприятия, разработаны мероприятия для совершенствования деятельности торгового предприятия. ABSTRACT

In article is presented the analysis of activity of the enterprise for wholesale, the main competitors of the enterprise are shown, actions are developed for improvement of activity of trade enterprise.

Ключевые слова: оптовая торговля, экономические показатели, предприятие, продажа. Keywords: wholesale trade, economic indicators, enterprise, sale.

Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров и услуг крупными партиями. Основными рыночными структурами оптовой торговли являются оптовые предприятия. Экономическим содержанием процесса оптовой продажи товаров является товарооборот. Под товарооборотом понимают суммарный объем продажи товаров за определенный период оптовым предприятиям различным оптовым покупателям, организующим процесс их последующей реализации конечным потребителям. Продажа товаров оптом осуществляется с использованием новых организационных форм, что позволяет добиться совершенствования этого процесса.

Объектом анализа является предприятие оптовой торговли ООО «Фемида». Основной вид деятельности предприятия - оптовая торговля прочими строительными материалами, а именно продажа щебня, необходимого для реализации строительных работ.

Свою деятельность предприятие начало 14 марта 2006 года. Со временем производство кирпича настолько увеличилось, что сбыт его оказался затруднительным. Вместе с продажей кирпича предприятие в небольших количествах занималось реализацией щебня, песка, камня, цемента и других строительных материалов. В последствие была определена наиболее выгодная группа товара - щебень. С начала 2009 года в результате начавшегося экономического кризиса, предприятие вынуждено было снизить объемы реализации щебня, так как в целом производство строительных работ в стране сократилось.

Но уже к концу 2010 года Общество вышло на такой уровень, при котором стало возможным приобретение грузового автотранспорта, используя долгосрочные заёмные средства банков. В настоящее время предприятие располагает собственным автопарком автомашин, прицепов, погрузчиков, что позволяет предприятию получать стабильную прибыль. В настоящее время предприятие переживает не лучшие времена, но основные свои обязательства выполняет вовремя и в полном объёме. В дальнейшем предприятие надеется на стабилизацию экономической ситуации в стране и предполагает с середины 2015 года начать строительство административного здания и новых сооружений. В настоящее время предприятие предлагает следующие виды продукции: цемент, кирпич, щебень, песок, металл, трубы и прочие строительные материалы. Численность сотрудников на предприятии составляет 20 человек.

Карьерный щебень получают путем обработки твердых горных пород. Он используется в строительных работах. Качество щебня значительно сказывается на потребительских свойствах и долговечности дорог и конструкций, что проявляется и в ровности полотна. Объем продаж за 2014 год составил 59,6 тысяч тонн. Ассортиментный перечень товаров для оптовой торговли ООО «Фемида» следующий: цемент, кирпич, щебень, песок, металл, трубы. Покажем на рисунке 1 ассортиментный перечень товаров.

Рисунок 1. Ассортиментный перечень товаров

В течение почти уже двух лет сохраняется тенденция замедления динамики основных показателей, характеризующих состояние и развитие потребительского рынка области, но особенно напряженно складывается ситуация в оптовой торговле. Из-за сложившейся в стране ситуации кризиса, упал спрос на строительные товары, так как юридические лица не могут осуществлять строительство и другие виды работ из-за отсутствия средств финансирования.

Цены на щебень увеличились незначительно, так как он производится в нашей области. Единственная причина этого удорожания - повышение цен на дизельное топливо, используемого при перевозке товара. Основные конкуренты предприятия:

1. ООО «Дорстрой-Информ» - занимается оптовой и розничной торговлей строительных материалов. Центральный офис предприятия находится в городе Шахты Ростовской области, а склады и торговая площадь размещены в городе Новошахтинске. Общество занимается производством и продажей щебня с карьеров и является лидером по поставке и продаже щебня во всем ЮФО.

2. ООО «ДонИнертТранс» - занимается оптовой продажей щебня и других строительных материалов. Предприятие расположено в городе Новошахтинске. Объемы продаж высоки, но предприятие работает не очень успешно из-за того. Что не имеет собственного транспорта и вынуждено его арендовать, тратя на это значительную часть прибыли.

3. ООО ПКП «Антарес» - расположен в городе Ростове-на-Дону, а один из его филиалов находится в городе Новошахтинске. Предприятие находится на рынке с 2006 года. Объемы реализационной продукции высоки, так как Общество имеет разветвленную сеть складов во многих городах области. Предприятие получает значительную прибыль не из-за завышения цен на товар, а из-за высоких продаж щебня.

4. ООО «Иган» - находится на рынке строительных материалов в течение двух лет, но имея мощные высокой грузоподъемности автомашины, а, следовательно, значительно экономя на заработной плате, дизтопливе, сразу же заявило о себе, как о серьезном конкуренте.

Таким образом, «Фемида» имеет серьезных конкурентов по продаже щебня в городе Новошахтинске, но самым сильным конкурентом из всех является ООО «Иган», поэтому нужно постоянно контролировать качество своего товара, находить каналы сбыта и развивать рекламную политику, чтобы не понизится на нижнюю ступень в конкурентной среде.

Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется определенной системой технико-экономических показателей. Покажем в таблице основные технико-экономические показатели ООО «Фемида» за 2012-2014 гг.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели ООО «Фемида» за 2012-2014 гг

Показатели 2012г 2013г 2014г отклонение

абсолютное, тыс.руб. относительное,%

Выручка, тыс. руб. 47991,0 48768,0 55055,0 6287,0 12,9

Размер основных фондов, тыс. руб. 14800,0 20805,5 27675,0 6869,5 33,0

Среднесписочная численность, чел. 18 19 20 1 5,3

Прибыль от реализации, тыс. руб. 22491,0 20868,0 26255,0 5387,0 25,8

Фондоотдача, руб. 2,47 3,23 3,54 0,31 9,6

Рентабельность,% 27,4 29,54 30,6 1,06 3,6

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 5,6 5,7 6,9 1,2 21,1

Произошло увеличение выручки по сравнению с 2013 годом на 12,9%, что объясняется улучшением экономической ситуации на предприятии. Рост цен на товары привел к повышению себестоимости продукции на 900 тыс. руб. и 3,2% соответственно, но это не повлияло на финансовые результаты, так как произошел опережающий рост объема реализованных товаров над ростом затрат. В отчетном году получено 26255 тыс. руб. прибыли, что на 5387 тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Рентабельность предприятия составила 30,6%, что на 3,6% выше, чем в прошлом году.

В целях совершенствования деятельности ООО «Фемида» необходимо пересмотреть торгово - ассортиментную политику. Чем разнообразнее ассортимент, тем выше конкурентоспособность предприятия. Предприятию следует постоянно обновлять и расширять свой сайт, что будет способствовать привлечению потенциальных клиентов. Необходимым для предприятия является внедрение

рекламных мероприятий, важно изучать потребность потребителей в данном товаре. Необходимо обеспечить видовое разнообразие действующих на потребительском рынке региона подразделений по продаже товаров, которое диктуется товарными потребителями при выборе того или иного канала продвижения предлагаемых строительных товаров, а также необходимо расширить складские помещения для хранения товаров, так как предприятие ограничено по объему складирования.

Роль организационных форм в оптовой торговле довольно велика. Так, например, ярмарочная форма организации позволяет потребителю знакомиться с образцами продукции и выбирать те, которые удовлетворяют потребности населения, а также позволяет наладить постоянные контакты между продавцами и покупателями, изготовителями и торговыми посредниками [1, с.77].

Сущность оптовой торговли заключается в осуществлении продажи товаров товаропроизводителями

другим предприятиям, коммерческим посредникам для осуществления их деятельности или перепродажи. Закупка товаров оптом является привлекательной, так как способствует формированию товарных запасов, необходимых для бесперебойного снабжения розничной торговли.

Список литературы:

1. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебное пособие. М.: Высшее образование, 2009. - 177 с.

2. Устав Общества с ограниченной Ответственностью «Фемида», 2006. - 16с.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Юдина Вероника Витальевна

студентка 2 курса направления 100800 «Товароведение», ИСОиП (филиал) ДГТУ г.Шахты

Трегулова Наталья Геннадьевна

канд. эконом. наук, доцент кафедры «Организация производства и управления» ИСОиП (филиал) ДГТУ, г.Шахты

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена деятельности оптово-розничных организаций на примере ЗАО «Связной Логистика». Экономические показатели деятельности данного предприятия указывают на возможность оптово-розничной торговли наиболее полно удовлетворять запросы конечных потребителей, что способствует росту финансовых результатов.

ABSTRACT

In this article it is considered activity of the wholesale and retail organizations on the example of «Svyaznoy Logistika». Economic indicators of activity of this enterprise indicate possibility of wholesale and retail trade most fully to satisfy inquiries of end users that promotes growth offinancial results.

Ключевые слова: оптово-розничная деятельность, торговое предприятие, ассортиментная политика, конкурентная среда, оборотные средства, финансовый результат, оборачиваемость капитала, рыночное пространство.

Keywords: wholesale and retail activity, trade enterprise, assortment policy, competitive environment, current assets, financial result, turnover of the capital, market space.

Оптово-розничная деятельность торгового предприятия - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в разных объемах через пункты сети розничной торговли (оптовые склады, магазины, палатки, павильоны). Оптовая торговля охватывает широкое рыночное пространство и является проводником в реализации больших партий и объемов товаров. Предприятия оптовой торговли устанавливают хозяйственные связи как с производителями, так и с потребителями. Цель оптовой торговой деятельности - удовлетворение спроса на товары в необходимом для потребителя количестве [3,С.166].

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом оптово-розничной торговли может быть не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление покупателям дополнительных услуг [3,С.186].

Правильно организованная система управления в рамках оптово-розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения, а также получению коммерческой выгоды. Оптово-розничная деятельность одна из важнейших составляющих торговли, которая позволяет повысить эффективность деятельности предприятия и увеличить прибыль до максимально возможного уровня.

В современной России в сфере товарного обращения активно формируется сегмент оптово-розничных предприятий. Они занимают особое место в торговле в силу специфических особенностей выполняемых ими функций. Оптово-розничная торговля является важнейшей сферой обеспечения населения. При ее посредстве появляется возможность рыночного соглашения покупательского спроса и товарного предложения. Оптово-роз-

ничная торговля формирует основы финансовой стабильности государства, так как является источником поступления денежных средств.

Эффективность деятельности оптово-розничных организаций рассмотрим на примере оптово-розничного предприятия торговли ЗАО «Связной Логистика». История ЗАО «Связной Логистика» началась 9 октября 1995 года, когда деятельность предприятия была направлена на удовлетворение потребительских нужд, организация быстро привлекла интерес покупателей сначала в различных городах, а затем и всей страны. Этим самым компания смогла обеспечит себе быстрый рост объемов продаж, а также расширить рынки сбыта. К 2000 году «Связной» подписал прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники и средств связи, такими как Siemens, Motorola, Philips, Ericsson. К началу 2002 года компании удалось занять лидирующие позиции. Несмотря на высочайший уровень обслуживания и дополнительные клиентские сервисы, компания сохранила демократичный уровень цен для покупателей. В настоящее время организация имеет огромную базу клиентов. ЗАО «Связной Логистика» твердо заняло свою позицию на мобильном рынке. На сегодняшний день данное предприятие входит в 20 лучших брендов России, а также в 10 крупнейших оптово-розничных предприятий России [2].

ЗАО «Связной Логистика» имеет интернет-магазин, в котором представлены все виды продукции, реализуемые салонами «Связного». Для удобства покупателей «Связной» создает различные условия покупки товара.

Свой заказ покупатель может получить разными способами, такими как, самовывоз из офиса интернет-магазина, срочная доставка в магазин «Связной», использование резерва в магазине, через курьера, срочная доставка товара курьером.

Цель деятельности ЗАО «Связной» - качественное и наиболее полное удовлетворение потребностей частных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.