Научная статья на тему 'Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле'

Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WHOLESALE TRADE / INNOVATIONS / WHOLESALE TRADE ENTERPRISES / INNOVATIVE BUSINESS LEVEL / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ / ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесникова Э. П., Максимова Т. И., Нечаева С. Н., Трунова Е. Б.

В статье рассматриваются стадии развития оптовой торговли и инструменты ее регулирования, определяется стадия зрелости подсектора оптовой торговли в современной действительности; выделяются факторы, способствующие повышению эффективности бизнес-процессов в подсекторе оптовой торговли в условиях инноваций и неопределенности, ключевые предпосылки для выбора и реализации стратегии инновационного развития оптового торгового предприятия. Исходя из анализа текущего состояния торговли в Российской Федерации делается вывод, что сформированы возможности для дальнейшего ее роста и развития при условии достаточной инновационно-инвестиционной привлекательности: рост консолидации отрасли, нарастание конкуренции увеличение торговых и складских площадей, развитие удаленных каналов и пр. Реализация этих возможностей приведет к значительным эффектам для отечественной экономики и покупателей: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту инноваций и инвестиций, выручки торговых предприятий росту налоговых поступлений, росту географической и ценовой доступности товаров, расширению ассортимента и качества сервиса в торговле, снижению доли контрафактной и фальсифицированной продукции. В работе выделены факторы, отрицательно влияющие на развитие инноваций и факторы, сдерживающие инновационную активность торговых предприятий. Определено, что в России сложилась специфическая инновационная система, которая характеризуется комплексом структурных и институциональных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рeculiarities of commercial and innovative activity in wholesale trade

The article deals with the development stages of wholesale trade and the instruments of its regulation, the stage of maturity of the wholesale trade subsector is determined in modern reality; factors that contribute to increasing the efficiency of business processes in the subsector of wholesale trade under conditions of innovation and uncertainty, key prerequisites for the selection and implementation of the strategy for innovative development of a wholesale trading enterprise are. Based on the analysis of the current state of trade in the Russian Federation, it is concluded that opportunities have been created for its further growth and development provided that there is sufficient innovation and investment attractiveness: the consolidation of the industry, the growing competition, the increase in trade and warehouse space, the development of remote channels. Realization of these opportunities will lead to significant effects for the domestic economy and customers: the growth of the efficiency of the trade sector and its suppliers, the growth of investments and innovations, the revenues of trade enterprises, the growth of tax revenues, the growth of geographic and price accessibility of goods, the expansion of the range and quality of service in trade, share of counterfeit and falsified products. In the work, factors that negatively influence the development of innovations and factors that inhibit the innovative activity of trading enterprises are identified. It is determined that in Russia there is a specific innovative system that is characterized by a complex of structural and institutional problems.

Текст научной работы на тему «Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле»

УДК 339.1

Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле

Канд. экон. наук Лесникова Э.П. [email protected] Канд. экон. наук Максимова Т.И. [email protected]

Канд. экон. наук Нечаева С.Н. [email protected] Канд. экон. наук Трунова Е.Б. [email protected] Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 29 В

В статье рассматриваются стадии развития оптовой торговли и инструменты ее регулирования, определяется стадия зрелости подсектора оптовой торговли в современной действительности; выделяются факторы, способствующие повышению эффективности бизнес-процессов в подсекторе оптовой торговли в условиях инноваций и неопределенности, ключевые предпосылки для выбора и реализации стратегии инновационного развития оптового торгового предприятия. Исходя из анализа текущего состояния торговли в Российской Федерации делается вывод, что сформированы возможности для дальнейшего ее роста и развития при условии достаточной инновационно-инвестиционной привлекательности: рост консолидации отрасли, нарастание конкуренции - увеличение торговых и складских площадей, развитие удаленных каналов и пр. Реализация этих возможностей приведет к значительным эффектам для отечественной экономики и покупателей: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту инноваций и инвестиций, выручки торговых предприятий - росту налоговых поступлений, росту географической и ценовой доступности товаров, расширению ассортимента и качества сервиса в торговле, снижению доли контрафактной и фальсифицированной продукции. В работе выделены факторы, отрицательно влияющие на развитие инноваций и факторы, сдерживающие инновационную активность торговых предприятий. Определено, что в России сложилась специфическая инновационная система, которая характеризуется комплексом структурных и институциональных проблем.

Ключевые слова: оптовая торговля, инновации, оптовые торговые предприятия, инновационный уровень бизнеса.

DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-1-72-79

Feculiarities of commercial and innovative activity in wholesale trade

Ph.D. Lesnikova E.P. [email protected] Ph.D. Maksimova T.I. [email protected]

Ph.D. Nechaeva S.N. [email protected] Ph.D. Trunova E.B. [email protected] Voronezh branch of the Plekhanov Russian University of Economics 394030, Voronezh, Karl Marx street, 29 B

The article deals with the development stages of wholesale trade and the instruments of its regulation, the stage of maturity of the wholesale trade subsector is determined in modern reality; factors that contribute to increasing the efficiency of business processes in the subsector of wholesale trade under conditions of innovation and uncertainty, key prerequisites for the selection and implementation of the strategy for innovative development of a wholesale trading enterprise are. Based on the analysis of the current state of trade in the Russian Federation, it is concluded that opportunities have been created for its further growth and development provided that there is sufficient innovation and investment attractiveness: the consolidation of the industry, the growing competition, the increase in trade and warehouse space, the development of remote channels. Realization of these opportunities will lead to significant effects for the domestic economy and customers: the growth of the efficiency of the trade sector and its suppliers, the growth of investments and innovations, the revenues of trade enterprises, the growth of tax revenues, the growth of geographic and price accessibility of goods, the expansion of the range and quality of service in trade, share of counterfeit and falsified products. In the work, factors that negatively influence the development of innovations and

factors that inhibit the innovative activity of trading enterprises are identified. It is determined that in Russia there is a specific innovative system that is characterized by a complex of structural and institutional problems. Keywords: wholesale trade, innovations, wholesale trade enterprises, innovative business level.

Введение

Исследование вопросов инновационного развития, инициированное Шумпетером [1], по настоящее время активно развивается в трудах отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, современные научно-теоретические представления не могут в полной мере ответить на следующие ключевые вопросы исследуемой области знаний:

- вариативность параметров инновационного развития применительно к различным отраслям;

- особенности развития отраслевых инноваций;

- предпосылки стратегического инновационного развития отраслей и пр.

Переход торговых предприятий к инновационной концепции развития требует детального изучения этих вопросов как для оптовой, так и для розничной торговли [2].

Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена выраженной необходимостью развития теоретических положений в области инновационного развития торговых предприятий и формирования методического аппарата, реализующего возможность описания путей и процессов их инновационного развития в условиях неопределенности, с учетом специализации их деятельности на оптовом рынке.

С одной стороны, инновационная деятельность становится важнейшим процессом торговых предприятий, требуя, в первую очередь, эффективного тактического управления. С другой стороны, современная экономическая теория, теория коммерческой деятельности и инновационного менеджмента не имеют четко сформулированного методического аппарата развития инноваций (нововведений) в коммерции, в том числе оптовой торговле.

Методы и цели

Торговля сегодня является не только серьезной бюджетообразующей отраслью, но и важным каналом распределения инвестиций в объекты инфраструктуры, распространения новых технологий управления товарными потоками, важнейшим стимулом развития национальной экономики. В своем развитии подсектор оптовой торговли проходит несколько стадий (рис. 1).

I - стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, поэтому кажцый оптовик/ дистрибьютор критически значим, так как обеспечивает эффект масштаба в системе

II - на этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается

III - на стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, малые населенные пункты и малый торговый бизнес

IV - на стадии насыщения крупные ритейлоры и производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель

Рис. 1. Стадии развития подсектора оптовой торговли [3]

На этапе формирования и начального развития (90-е гг.) сектор торговли Российской Федерации не подвергался жесткому регулированию, что с одной стороны, поддерживало высокие темпы роста, а с другой -сдерживало ожидаемые положительные эффекты для потребителей и государства. До 10-ых гг. этого века регулирование отрасли торговли в РФ характеризовалось низкой степенью заинтересованности государства

73

в контроле, координации и регулировании, что выражалось в следующих тенденциях:

- отсутствие механизма защиты внутреннего рынка от зарубежных компаний - конкурентов;

- делегирование полномочий по работе с отраслью региональным властям - низкий уровень воздействия со стороны ФАС;

- отсутствие ценового контроля по значимой доле товарных позиций;

- невмешательство в процессы взаимодействия торговых организаций с производителями;

- отсутствие требований экологического контроля в торговле;

- отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров для торговли[4].

Такая политика способствовала быстрым темпам развития отрасли, и одновременно привела к возникновению высоких барьеров входа на региональные рынки из-за протекционистских мер со стороны администраций регионов, и замедлению развития инфраструктуры [5].

По итогам 2016 г., как отмечалось в «Докладе Минпромторга России об основных результатах деятельности за 2016 год» [6], торговля обеспечила 16% ВВП (19+ % в 2015 г.) и 1/10 часть всех налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, сформировала 16% рабочих мест в стране.

Причинами негативной динамики являются общее ухудшение экономической ситуации, падение уверенности населения в завтрашнем дне и стремление к сбережению, снижение уровня реально располагаемых доходов граждан. Замедление роста реальных доходов потенциальных потребителей негативно повлияло на оптовую и розничную торговлю, определило резкое замедление темпов роста товарооборота. В прогнозе: продолжится стагнация, что, в свою очередь, вызовет затоваривание складов. Очевидно, что интенсивный фактор экономического роста торговых сетей и дистрибьюторов исчерпан и необходимы: либо 1) действенные меры для его стимулирования, либо 2) активное инновационное развитие.

Рост индивидуализации покупательского спроса и изменение структуры потребления выражается в растущих требованиях к ассортименту, качеству и доступности товаров, и если в рознице увеличивается доля современных форматов, то в опте набирает темпы модернизация технологических процессов.

В настоящее время российский подсектор оптовой торговли также как и розница переходит со стадии роста на стадию зрелости: розничные и производственные компании, укрупняясь, развивают собственные распределительные центры, занимающиеся дистрибуцией (сбытом). При этом компании оптового сектора интегрируются в розницу, либо фокусируются на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), пищевым ассортиментом или удаленными территориями.

Для настоящей стадии замедления роста и стадии зрелости характерна высокая степень консолидации в подсекторе оптовой торговли. Оптовики вынуждены искать механизмы снижения собственных издержек, повышать инновационный уровень бизнеса для того, чтобы выиграть конкуренцию и сохранить уровень рентабельности, достаточный для развития и сохранения бизнеса. Предприятия оптовой торговли для получения прибыли используют различные механизмы повышения эффективности процессов (рис. 2).

Снижение уровня ассиметрии информации в отношениях продавец/клиент

Высокая интенсивность конкуренции

Организованные клиенты и розничные покупатели требуют все более высоких стандартов предложения в оптовой и розничной _торговле_

Не позволяет установлению завышенных цен, ценовая конкуренция является основным инструментом конкурентной борьбы

Рис. 2. Факторы, способствующие повышению эффективности бизнес-процессов в подсекторе оптовой торговли

Повышение эффективности процессов, снижение издержек в торговых предприятиях транслируются в отрасли, сопряженные с подсектором оптовой торговли: производство, розничная торговля и логистика [7]. На данном этапе государственное регулирование сектора оптовой торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством компаний, ни одна из которых не является явным лидером [8].

Из анализа текущего состояния торговли в Российской Федерации можно заключить, что сформированы

возможности для дальнейшего роста и развития при условии достаточной инновационно-инвестиционной привлекательности:

- рост консолидации отрасли,

- нарастание конкуренции,

- увеличение торговых и складских площадей,

- развитие удаленных каналов.

Реализация этих возможностей приведет к значительным эффектам для отечественной экономики и покупателей:

- росту эффективности сектора торговли и его поставщиков,

- росту инноваций и инвестиций, выручки торговых предприятий,

- росту налоговых поступлений,

- росту географической и ценовой доступности товаров,

- расширению ассортимента и качества сервиса в торговле,

- снижению доли контрафактной и фальсифицированной продукции [9].

В условиях современной экономической ситуации, осложненной условиями неопределённости, основной проблемой внутренней торговли выступает поиск путей стабилизации деятельности с целью повышения их результативности, так как проблемы инвестиционно-инновационного обеспечения ее модернизации остаются нерешенными.

Глобализация товарных рынков и расширение потребительского рынка объективно требуют создания конкурентоспособной сферы внутренней торговли, адаптированной к новым условиям. Выполнение этой задачи, как показывает опыт развитых стран, зависит от интенсивности внедрения инновационных процессов на уровне внутренней торговли как сферы экономической деятельности, и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В современной рыночной экономике именно предприятиям принадлежит ключевая роль в решении основных экономических проблем - налаживание экономически стабильного производства товаров и услуг, с целью обеспечения потребностей населения высококачественными товарами через потребительский рынок, в условиях обострения конкуренции и борьбы за потребителя можно достичь, только внедряя инновационную политику. Поэтому инновационное развитие предприятия представляет собой процесс направленного закономерного изменения его состояния и зависит от инновационного потенциала [10]. Выделенные авторами ключевые предпосылки (рис. 3) способствуют укреплению конкурентных позиций торгового предприятия на рынке и повышению эффективности деятельности в средне- и долгосрочной перспективе, позволяют достичь целевых установок деятельности.

Наличие Наличие

достаточных на предприятии

объемов достаточно

финансовых средств мощного

инновационного

и надлежащего уровня потенциала

интеллектуального

капитала

Аутсорсинг Высокая интенсивность

'нкций менеджмента конкуренции

инноваций на рынке

Рис. 3 Ключевые предпосылки для выбора и реализации стратегии инновационного развития оптового торгового предприятия

Стоит заметить, что каждое оптовое торговое предприятие), в зависимости от своих целей, выбранной стратегии и ресурсных возможностей, выбирает для себя индивидуальный путь инновационного развития (рис. 4).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ: повышают уровень развития и интегрированности инновационного рынка; модернизируют сферу внутренней торговли; активизируют мотивацию персонала к совершенствованию торгово-технологического процесса

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: повышают уровень социальной ответственности в торговле, профессиональную готовность персонала к качественному обслуживанию покупателей

Рис. 4. Типы инноваций в подсекторе оптовой торговли

Однако необходимо учитывать тенденции развития экономики государства и отрасли. Учитывая это, инновационное развитие торговли целесообразно разделить на направления в зависимости от характера инноваций и факторов стимулирования их развития:

- создание программ долгосрочной финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности;

- развитость отраслевой институциональной научно-технической инфраструктуры, сети коммуникаций;

- действенность налоговых преференций, налоговой активности;

- наличие финансовых ресурсов и материально-технических средств, прогрессивных технологий [11, 15].

Инновации способствуют:

- развитию систем прогнозирования, планирования, бюджетирования и финансирования;

- эффективности бизнес-планирования;

- разработке рациональной амортизационной политики,

- сплоченности персонала.

Отечественный опыт показал, что в условиях динамичного инновационного развития крупные торговые предприятия не могут успешно функционировать без малых и средних предприятий: система с недостаточным разнообразием теряет гибкость, способность быстро адаптироваться к изменениям, снижает ее эффективность. Поэтому именно малые и средние торговые предприятия считаются инструментом:

- укрепления региональных экономик,

- создания эффективной конкурентной среды,

- стимулирования инноваций,

- восстановления предпринимательской инициативы населения,

- создания новых рабочих мест [12, 13, 14].

Активизация управления инновационной деятельностью в условиях неопределенности обеспечивает конкурентные преимущества. Направленный поиск идей и доведение их до инноваций служат специфическим инструментом развития любой организации. В сложившихся условиях неопределенности необходимо осмыслить рыночные изменения, оценить негативные факторы бизнес-среды, выявить сильные стороны торгового

предприятия, изыскать резервы и возможности и преобразовать их в потенциал развития инновационной деятельности.

Среди причин сдерживающих инновационную деятельность стоит выделить две группы: отрицательно влияющие на развитие инноваций и сдерживающие инновационную активность торгового предприятия (рис. 5).

Рис. 5. Группировка факторов, негативно влияющих на инновационное развитие предприятия

К факторам, отрицательно влияющим на разработку и внедрение инноваций в торговле, относятся отсутствие / падение спроса из-за высоких цен, и факторы, отражающие слабые стороны предприятия, например, отсутствие профессионально компетентных кадров, законодательные ограничения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К факторам, сдерживающим инновационную активность торговых предприятий, отнесем:

1) неопределенность бизнес-среды. Величина неопределенности зависит от стадии жизненного цикла отрасли и предприятия. Результат принятия новых процессов, маркетинговых или организационных методов и технологий также непредсказуем [11];

2) высокий экономический риск. Инновации всегда связанны с риском, так как решения принимаются в обстановке высокой неопределенности, кроме того, спрос на продукцию и успех потенциально инновационных производственных технологий - чаще непредсказуем.

3) недостаток собственных денежных средств. Многие предприятия отказываются вкладывать большие средства на развитие инноваций, так как неизвестно какой результат они получат из-за неопределенности, существенных затрат по времени. Вынужденное отвлечение финансов в период активной реализации инновационной деятельности также может ввести предприятие в кризисное состояние;

4) неразвитость инновационной инфраструктуры: недостаточность нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; недостаток финансовой господдержки предприятий; неразвитость рынка технологий; отсутствие полной и объективной информации о рынках сбыта и новых технологиях [12];

5) к факторам, специфическим для определенного предприятия, относят: уровень персонала; отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций; недостаток возможностей или невозможность кооперации/альянса с другими игроками рынка.

В России сложилась специфическая инновационная система, которая характеризуется комплексом структурных и институциональных проблем:

- отсутствие критической массы инноваторов для обеспечения импульсов развития «снизу», а также стратегических игроков, создающих радикальные инновации, обеспечивающие глобальную конкурентоспособность экономики;

- несоответствие системы подготовки кадров потребностям экономики, неразвитость корпуса инновационных предпринимателей и профессиональных менеджеров в сфере науки и инноваций [5];

- фрагментарность и незавершенность инновационного цикла (неразвитость и слабость отраслевых и региональных инновационных кластеров, института инновационных рыночных посредников, сетевых коммуникаций);

- короткий горизонт стратегического планирования: для бизнеса он, как правило, не превышает 3-5 лет; в государственном секторе науки из-за жестких рамок бюджетного процесса - 1 -3 лет;

- недостаточность источников финансирования;

- технологические заимствования обрекают экономику на модель догоняющего развития, выступая в роли «мейнстрима»;

- недостаточная продуктивность прикладной и фундаментальной науки и, как следствие, - неспособность научных организаций предложить в массовом масштабе готовые к практическому использованию экономически рентабельные и технологически конкурентоспособные разработки, обеспечить их доведение и сопровождение до внедрения и освоения в производстве.

Вышеуказанные проблемы имеют общесистемные корни и могут быть преодолены только в рамках комплекса государственных мер. Сегодня важно не только сформировать систему современных инструментов инновационной политики в стране, но и создать условия для их применения на практике.

Выводы

Таким образом, инновации являются важнейшим инструментом обеспечения экономической стабильности и развития в рыночной среде. На настоящий момент экономика России находится в условиях неопределенности, растущие издержки и низкая прибыльность определяют необходимость использования новых технологий; инновации становятся средством для выхода из кризиса.

В условиях неопределенности, глобализация товарных рынков и расширение потребительского рынка требуют создания конкурентоспособной внутренней торговли, что зависит от интенсивности внедрения инновационных процессов на уровне отрасли и каждого хозяйствующего субъекта. Оптовые торговые предприятия вынуждены искать механизмы снижения издержек и повышать инновационный уровень бизнеса для того, чтобы выиграть конкуренцию и сохранить уровень рентабельности, достаточный для развития бизнеса.

Сегодня важно не только сформировать систему современных инструментов инновационной политики в стране, но и создать условия для их применения на практике.

Литература

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер - М.: Прогресс,1982. - 304 с.

2. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 360 с.

3. Разработка инструментария обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем при реализации стратегий инновационного развития: Дмитриева Е.В., Лукинова О.А., Шеина Ю.В.и др.: коллективная монография / под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Т. О. Толстых. Воронеж, 2012. Том Ч. 2. -356с.

4. Санталова М.С. Научно-инновационное развитие: государство и бизнес // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 66-69.

5. Санталова М.С. Экономическая политика государства: теория, методология и практика / М.С. Санталова: М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Воронеж. фил.. Воронеж, 2004. 191с.

6. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и основных результатах деятельности за 2016 год. [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/60910526 (дата обращения: 12.01.2018).

7. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации // ИННОВАЦИИ - 2006. № 7 (94). С. 79-83

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р. [Электронный ресурс]. -URL: http: //www .consultant.

9. 9.Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? //

Форсайт. 2016. № 3 (10). С. 28-46.

10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.

11. Николаева Ю.Р. Хозяйственный механизм социально-экономических систем в условиях конкуренции и стратегического выбора / Ю.Р. Николаева, Е.В. Родионов, М.С. Санталова, Е.А. Шубина: коллективная монография, Воронеж., 2015, Том часть 2. 98с.

12. Санталова М.С. Особенности тенденций отраслевой и территориальной структуры товарооборота в модели интеграционных внешнеэкономических связей России // The International Scientificand Practical Congress of Economists and Lawyers Thegenesis of genius. ISAE Consilium. 2014. С. 233-243.

13. Трещевский Ю.И., Эйтингон В.Н., Трещевский Д.Ю. Управление инновационным развитием социально-экономических систем: методологические аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление . 2012. № 2. С. 149-154.

14. Santalova M.S., Rodionov E.V., Sibirytkina I.V., Popov E.V. Conditions of formation of new quality of growth of economic systems // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 27. № 6. Р. 785-789.

15. Яковенко В.С. Инновационное развитие как объективное экономическое явление // Дискуссия. 2011. № 5. С.51-56.

References

1. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya / I. Shumpeter - M.: Progress,1982. - 304 s.

2. Eliferov V.G. Biznes-protsessy. Reglamentatsiya i upravlenie. / V.G. Eliferov, V.V. Repin. -M.: INFRA-M, 2004. -360 p.

3. Razrabotka instrumentariya obespecheniya konkurentosposobnosti sotsial'no-ekonomicheskikh sistem pri realizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya: Dmitrieva E.V., Lukinova O.A., Sheina Yu.V.i dr.: kollektivnaya monografiya / pod obshchei redaktsiei doktora ekonomicheskikh nauk, professora T. O. Tolstykh. Voronezh, 2012. Tom Ch. 2. -356 p.

4. Santalova M.S. Nauchno-innovatsionnoe razvitie: gosudarstvo i biznes // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2015. № 8-1 (39). P. 66-69.

5. Santalova M.S. Ekonomicheskaya politika gosudarstva: teoriya, metodologiya i praktika / M.S. Santalova: M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Mosk. gumanitar.-ekon. in-t, Voronezh. fil.. Voronezh, 2004. 191p.

6. Doklad o tselyakh i zadachakh Minpromtorga Rossii na 2017 god i osnovnykh rezul'tatakh deyatel'nosti za 2016 god. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/60910526 (data obrashcheniya: 12.01.2018).

7. Myzrova O.A. Razvitie i sovremennoe sostoyanie teorii innovatsii // INNOVATsII. 2006. № 7 (94). P. 79-83

8. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda; utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 08.12.2011 № 2227-r. [Elektronnyi resurs]. - URL:http://www.consultant.

9. 9.Gokhberg L.M., Kuznetsova I.A. Innovatsii v rossiiskoi ekonomike: stagnatsiya v preddverii krizisa? // Forsait. 2016. № 3 (10). P. 28-46.

10. Nikolaev A. Innovatsionnoe razvitie i innovatsionnaya kul'tura // Problemy teorii ipraktiki upravleniya. 2001. № 5.

11. Nikolaeva Yu.R. Khozyaistvennyi mekhanizm sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh konkurentsii i strategicheskogo vybora / Yu.R. Nikolaeva, E.V. Rodionov, M.S. Santalova, E.A. Shubina: kollektivnaya monografiya, Voronezh., 2015, Tom chast' 2. 98 p.

12. Santalova M.S. Osobennosti tendentsii otraslevoi i territorial'noi struktury tovarooborota v modeli integratsionnykh vneshneekonomicheskikh svyazei Rossii // The International Scientificand Practical Congress of Economists and Lawyers Thegenesis of genius. ISAE Consilium. 2014. P. 233-243.

13. Treshchevskii Yu.I., Eitingon V.N., Treshchevskii D.Yu. Upravlenie innovatsionnym razvitiem sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: metodologicheskie aspekty // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2012. № 2. P. 149-154.

14. Santalova M.S., Rodionov E.V., Sibirytkina I.V., Popov E.V. Conditions of formation of new quality of growth of economic systems // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 27. № 6. P. 785-789.

15. Yakovenko V.S. Innovatsionnoe razvitie kak ob"ektivnoe ekonomicheskoe yavlenie // Diskussiya. 2011. № 5. P. 51-56.

Статья поступила в редакцию 10.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.