Научная статья на тему 'Анализ динамики и структуры нематериальных активов торговли РФ'

Анализ динамики и структуры нематериальных активов торговли РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ТОРГОВЛЯ / TRADE / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / WHOLESALE / ТОРГОВЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / SALE OF MOTOR VEHICLES / ДИНАМИКА / DYNAMICS / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / СТАТИСТИКА / STATISTICS / РЕГИОНЫ / REGIONS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / КОРРЕЛЯЦИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / CORRELATION / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

В условиях современной экономики, называемой инновационной, информационной, новой, возрастает роль нематериальных активов. В статье представлены результаты анализа статистических данных, характеризующих нематериальные активы торговли РФ в 2007-2014 гг. Показано, что общая величина нематериальных активов торговли РФ в исследуемом периоде имеет устойчивую тенденцию к росту; рост стоимости нематериальных активов характерен для всех видов торговли (оптовой, розничной, торговли автотранспортными средствами), при этом в 2014 г. наибольшую величину составляют нематериальные активы оптовой торговли; повышается доля нематериальных активов торговли в стоимости нематериальных активов всех отраслей экономики; увеличивается доля нематериальных активов в совокупной стоимости активов торговли, при этом наибольшее значение характерно для розничного сегмента; порядка половины нематериальных активов розничной торговли РФ сосредоточено в Московском регионе, однако в последние годы его доля постепенно снижается; торговые организации увеличивают объем инвестиций в нематериальные активы, большую часть направляя на создание и приобретение программ для ЭВМ и баз данных; существует линейная зависимость между долей нематериальных активов в совокупной стоимости активов и прибылью торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF INTANGIBLE ASSETS OF THE RUSSIAN TRADE

In today's economy, called innovative, informative, new, the role of intangible assets increases. The article presents the results of the analysis of statistical data characterizing the intangible assets of the Russian trade in 2007-2014 years. It is shown that the total value of the intangible assets of Russian trade in the investigated period has steadily increased; growth in the value of intangible assets is typical for all kinds of trade (wholesale, retail, trade in motor vehicles), while in 2014 the highest value of intangible assets constitute the wholesale trade; increases the proportion of intangible assets in the trading value of the intangible assets of all sectors of the economy; the share of intangible assets in the total value of trading assets, with the highest value is typical for the retail segment; about half of the intangible assets of the Russian retail trade is concentrated in the Moscow region, but its share is gradually reduced in recent years; trade organizations increase the volume of investments in intangible assets, most of aiming at the creation and acquisition of computer programs and databases; there is a linear relationship between the proportion of intangible assets in the aggregate value of the assets and trading profit.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики и структуры нематериальных активов торговли РФ»

Майорова Елена Александровна экономические

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ... науки

УДК 339.3

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ТОРГОВЛИ РФ

© 2016

Майорова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва (Россия)

Аннотация. В условиях современной экономики, называемой инновационной, информационной, новой, возрастает роль нематериальных активов. В статье представлены результаты анализа статистических данных, характеризующих нематериальные активы торговли РФ в 2007-2014 гг. Показано, что общая величина нематериальных активов торговли РФ в исследуемом периоде имеет устойчивую тенденцию к росту; рост стоимости нематериальных активов характерен для всех видов торговли (оптовой, розничной, торговли автотранспортными средствами), при этом в 2014 г. наибольшую величину составляют нематериальные активы оптовой торговли; повышается доля нематериальных активов торговли в стоимости нематериальных активов всех отраслей экономики; увеличивается доля нематериальных активов в совокупной стоимости активов торговли, при этом наибольшее значение характерно для розничного сегмента; порядка половины нематериальных активов розничной торговли РФ сосредоточено в Московском регионе, однако в последние годы его доля постепенно снижается; торговые организации увеличивают объем инвестиций в нематериальные активы, большую часть направляя на создание и приобретение программ для ЭВМ и баз данных; существует линейная зависимость между долей нематериальных активов в совокупной стоимости активов и прибылью торговли.

Ключевые слова: нематериальные активы, торговля, розничная торговля, оптовая торговля, торговля автотранспортными средствами, динамика, структура, тенденции, статистика, регионы, инвестиции, зависимость, корреляция.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF INTANGIBLE ASSETS

OF THE RUSSIAN TRADE

© 2016

Mayorova Elena Aleksandrovna, assistant professor of the chair «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia)

Abstract. In today's economy, called innovative, informative, new, the role of intangible assets increases. The article presents the results of the analysis of statistical data characterizing the intangible assets of the Russian trade in 2007-2014 years. It is shown that the total value of the intangible assets of Russian trade in the investigated period has steadily increased; growth in the value of intangible assets is typical for all kinds of trade (wholesale, retail, trade in motor vehicles), while in 2014 the highest value of intangible assets constitute the wholesale trade; increases the proportion of intangible assets in the trading value of the intangible assets of all sectors of the economy; the share of intangible assets in the total value of trading assets, with the highest value is typical for the retail segment; about half of the intangible assets of the Russian retail trade is concentrated in the Moscow region, but its share is gradually reduced in recent years; trade organizations increase the volume of investments in intangible assets, most of aiming at the creation and acquisition of computer programs and databases; there is a linear relationship between the proportion of intangible assets in the aggregate value of the assets and trading profit.

Keywords: intangible assets, trade, retail trade, wholesale, sale of motor vehicles, dynamics, structure, trends, statistics, regions, investment, relationship, correlation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь активам вообще, т.е. без учета отраслевой принадлеж-

с важными научными и практическими задачами. ности ([19-22] и др.) Анализ указанной литературы сви-

Современная экономика, называемая в научной ли- детельствует, что нематериальные активы выступают

тературе «новой», «сетевой», «информационной», объектом многих современных исследований, однако

«Интернет-экономикой», «экономикой знаний» ([1-3] и ученые в основном фокусируются на их роли в деятель-

др.), характеризуется ключевой ролью знаний, информа- ности конкретных торговых организаций и практически

ции и инноваций в обеспечении устойчивого экономи- не рассматривают отрасль в целом.

ческого развития. Значение нематериальной составляю- Цель статьи - на основе анализа статистических

щей постепенно усиливается во всех отраслях экономи- данных выявить основные тенденции развития немате-

ки, включая торговлю. риальных активов торговли в РФ.

Практический опыт показывает, что торговые орга- Изложение основного материала исследования. В низации активно внедряют в торгово-технологические процессе исследования использовались статистические процессы инновационные технологии, используют акту- материалы, представленные Первым независимым рей-альное программное обеспечение, развивают франчай- тинговым агентством ФИРА [23], за 2007-2014 гг. Под зинг и собственные торговые марки, ведут целенаправ- оптовой торговлей подразумевается оптовая торговля, ленную работу по формированию и поддержке положи- включая торговлю через агентов, кроме торговли автотельной деловой репутации, уделяют внимание немате- транспортными средствами и мотоциклами; под рознич-риальным активам в учетной политике и в результате ной торговлей - розничная торговля, кроме торговли приобретают существенные преимущества, позволяю- автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт щие увеличить прибыль и рыночную капитализацию. бытовых изделий и предметов личного пользования; под

Анализ последних исследований и публикаций. Рост торговлей автотранспортными средствами - торговля

значимости нематериальных активов для деятельности автотранспортными средствами и мотоциклами, их тех-

торговых структур подтверждается Л.А. Брагиным [4], ническое обслуживание и ремонт.

Ю.Г. Леоновой [5], О.С. Каращук [6] и др. Различным Как показано на рисунке 1, в анализируемом периоде

аспектам функционирования нематериальных активов общая величина нематериальных активов торговли име-

торговых организаций посвящены труды Г.Г. Иванова ла устойчивую тенденцию к росту и в 2014 г. достигла

[7], А.Ф. Никишина [8], Г.Д. Магомедова [9], а также ра- 168 млрд руб. Наиболее существенное повышение про-

боты автора [10,11]. В ряде статей отражены результаты изошло в 2014 г. за счет нематериальных активов опто-

исследований отдельных нематериальных активов тор- вой торговли, доля которых превысила 80% совокупных

говли, в том числе собственных торговых марок [12,13], нематериальных активов отрасли.

франшиз [14,15], интеллектуальной собственности [16], На рисунке 2 наглядно представлено, что в послед-

брендов [17], деловой репутации [18]. Кроме того, в ние годы резко повысилась стоимость нематериальных

контексте рассматриваемой темы некоторый интерес активов каждого отдельного вида торговли: для рознич-

представляют работы, посвященные нематериальным ной торговли темп роста более 1000% приходится на

экономические науки

Майорова Елена Александровна АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ...

2011 г., для торговли автотранспортными средствами на 2013 г., для оптовой торговли - на 2014 г.

ли (на примере розничной торговли) в территориальном разрезе показывает, что среди субъектов РФ наибольшую величину нематериальных активов в настоящее время демонстрирует город Москва.

Рисунок 1 - Динамика стоимости нематериальных активов торговли (тыс. руб.)

В целом в исследуемом периоде нематериальные активы всех трех видов торговли демонстрировали существенное увеличение.

Рисунок 2 - Динамика темпов роста нематериальных активов торговли (%)

Повышение стоимости нематериальных активов торговли происходит более высокими темпами, чем рост нематериальных активов по российской экономике в целом. В этой связи доля нематериальных активов торговли в нематериальных активах всех отраслей, в 2009 г. составлявшая менее 4%, к 2014 г. увеличилась до 17% (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика доли нематериальных активов торговли в нематериальных активах всех отраслей экономики (%)

Кроме того, за период с 2007 г. по 2014 г. значительно возросла доля нематериальных активов в совокупных (материальных, нематериальных, финансовых) активах торговли.

Наибольшее значение указанного показателя (которое, однако, составляет менее 1%) стабильно демонстрирует розничная торговля (рисунок 4).

Анализ структуры нематериальных активов торгов-

■Торговля Розничная торговля

■Оптовая торговля

•Торговля автотранспортными средствами

Рисунок 4 - Динамика доли нематериальных активов в совокупных активах торговли (%)

Вместе с тем доля нематериальных активов торговли столицы в общей стоимости нематериальных активов торговли РФ в последние годы существенно снизилась: в то время как в 2011 г. нематериальные активы московских торговых организаций составляли около 90% всех нематериальных активов торговли, к 2014 г. их доля уменьшилась примерно до половины. В целом абсолютное большинство нематериальных активов отечественной торговли сосредоточено в девяти субъектах, к которым, кроме Москвы, относятся Московская область, Санкт-Петербург, а также Республика Татарстан, Новосибирская, Кемеровская, Самарская, Ростовская и Липецкая области (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура нематериальных активов розничной торговли по субъектам РФ (%)

Статистические материалы также свидетельствуют, что торговые организации увеличивают инвестиции в нематериальные активы, при этом большую часть направляя на создание и приобретение программного обеспечения и баз данных.

В частности, в 2014 г. инвестиции торговых структур в программы для ЭВМ и базы данных возросли более чем в 2 раза по сравнению с 2013 г. и составили около 3 млрд руб. (общая величина инвестиций в нематериальные активы за 2014 г. в исходных данных отсутствует, однако с учетом более ранних значений можно предположить, что ее отличие несущественно) (рисунок 6).

Наконец, рассматривая нематериальные активы торговли, следует оценить их влияние на итоговые экономические показатели отрасли.

Коэффициент корреляции между долей нематериальных активов в совокупной стоимости активов и прибылью торговли, равный 0,73 (данные за 2002-2014 гг., розничная торговля), позволяет судить о достаточно сильной линейной зависимости между этими показателями (рисунок 7).

Майорова Елена Александровна экономические

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ... науки

Рисунок 6 - Динамика инвестиций в нематериальные активы торговли (тыс. руб.)

Кроме того, исследования статистических данных дали следующие результаты: коэффициент корреляции между стоимостью нематериальных активов и прибылью торговли составляет 0,78 (данные за 2002-2015 гг. по кварталам, розничная торговля); коэффициент корреляции между объемом инвестиций в нематериальные активы торговли и их стоимостью равняется 0,92 (данные за 2002-2013 гг., розничная торговля); коэффициент корреляции между величиной инвестиций в нематериальные активы и прибылью торговли составляет 0,9 (данные за 1999-2013 гг., розничная торговля).

Рисунок 7 - Зависимость между долей нематериальных активов в совокупных активах и прибылью розничной торговли

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты анализа статистических данных, характеризующих нематериальные активы торговли РФ в 2007-2014 гг., позволяют сделать следующие выводы:

1. Общая величина нематериальных активов торговли РФ в исследуемом периоде имеет устойчивую тенденцию к росту.

2. Рост стоимости нематериальных активов характерен для всех видов торговли (оптовой, розничной, торговли автотранспортными средствами), при этом в 2014 г. наибольшую величину составляют нематериальные активы оптовой торговли.

3. Повышается доля нематериальных активов торговли в стоимости нематериальных активов всех отраслей экономики.

4. Увеличивается доля нематериальных активов в совокупной стоимости активов торговли, при этом наибольшее значение характерно для розничного сегмента.

5. Порядка половины нематериальных активов розничной торговли РФ сосредоточено в Московском регионе, однако в последние годы его доля постепенно снижается.

6. Торговые организации увеличивают объем инвестиций в нематериальные активы, большую часть на-

правляя на создание и приобретение программ для ЭВМ и баз данных.

7. Существует линейная зависимость между долей нематериальных активов в совокупной стоимости активов и прибылью торговли.

Выявленные тенденции и зависимости свидетельствуют об усилении роли нематериальных активов в деятельности субъектов торговли, в связи с чем становится актуальным исследование проблем управления нематериальными активами торговых организаций с целью повышения эффективности и конкурентоспособности последних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артемьев А.А., Бобинкин С.А. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Монография. Тверь, 2016. 188 с.

2. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В., Ларионова А.А. Зависимость экономического успеха организации от использования интеллектуального капитала / Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи, 2013. С. 14.

3. Федотова Г.А., Андреева О.В. Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной). Монография. В двух книгах / Одесса, 2015. Том Книга 1.

4. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. 236 с.

5. Леонова Ю.Г. Методические аспекты оценки эффективности функционирования торговой организации на основе клиентоориентированного подхода // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 106126.

6. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 2 (82). С. 94-103.

7. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.

8. Никишин А.Ф., Алексина С.Б. Эволюция нематериальных ресурсов в розничной торговле // Приволжский научный вестник. 2016. № 6 (58). С. 49-51.

9. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Новые технологии в сфере розничной торговли: современный подход // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 395-397.

10. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 2 (15). С. 111-122.

11. Майорова Е.А. Понятие и классификация нематериальных активов торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 182-185.

12. Майорова Е.А. Тенденции развития сегмента Private Label в торговых сетях Европы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 134-138.

13. Старикова М.С. Трансформация взаимодействия промышленных корпораций и ритейлеров в сфере создания частных марок // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1 (96). С. 168-174.

14. Куприянова Л.М. Анализ современного состояния и перспектив развития франчайзинга // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. № 3 (8). С. 84-101.

15. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации / В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. 2015. С. 281-283.

16. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России. М.: АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

0.9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

• ш

• V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 000 000 100 ООО 000 150 000 000 200000000 250 000 000

экономические науки

Майорова Елена Александровна АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ...

ИНФРА-М, 2011. 239 с.

17. Мухина М.М., Никишин А.Ф. Влияние неправомерного использования товарных брендов на хозяйственную деятельность торговых организаций // Приволжский научный вестник. 2016. № 3 (55). С. 81-83.

18. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45-48.

19. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542.

20. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 26. № 3. С. 35-37.

21. Ларионова А.А. Оценка результативности реализации стратегии развития предприятия на основе модели экономической добавленной стоимости // Экономика в промышленности. 2012. № 3. С. 62-65.

22. Рожнова О.В., Гирка Т.В. Проблемы признания нематериальных активов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1 (15). С. 77-80.

23. Первое Независимое Рейтинговое Агентство FIRA [Электронный ресурс]. URL: www.fira.ru (дата обращения 14.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.