УДК 37.013.42 ББК Ч466.46
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 19.00.01; 13.00.01
Мельникова Маргарита Леонидовна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СМЫСЛОВОГО БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смысловое будущее; временные перспективы; субъектно-деятельностный подход; подростки; трудные подростки; девиантология; девиации; девиантное поведение; просо-циальное поведение.
АННОТАЦИЯ. При сравнительном анализе установлены особенности структурных компонентов смыслового будущего у подростков с девиантными и просоциальными формами поведения; выявлены ценностно-смысловые, эмоционально значимые объекты, определяющие направленность жизненной активности подростков в отношении будущего; обозначены проблемы, затрудняющие развитие девиантных подростков как субъектов собственной жизнедеятельности. В работе показано, что у подростков с девиантным поведением с характерными для них способами и средствами преобразовательной активности отмечается сниженный уровень развития качеств, необходимых для становления субъекта. Результаты исследования указывают на отсутствие сфокусированной временной перспективы, нечеткости целевого акта, происходящего в поле субъективных значений. Снижение активности когнитивной составляющей в стратегиях поведения приводит к высокой эмоциональной вовлеченности, потере чувства контроля над собственными эмоциями и поведением. Сниженный уровень рефлексивности затрудняет развитие умений самоанализа, самопознания и понимания мотивов собственной активности и приводит к нарушениям в сфере регуляции своей деятельности.
Melnikova Margarita Leonidovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
COMPARATIVE ANALYSIS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF TEENAGERS' FUTURE
KEYWORDS: meaningful future; temporary perspective; subject-activity approach; adolescents; deviant behavior; deviant behavior study; deviation; prosocial behavior.
ABSTRACT. Comparative analysis establishes the features of the structural components of the meaningful future of adolescents with deviant and prosocial forms of behavior. The value-meaningful, emotionally significant objects that determine the teenagers' vital activity with respect to the future are revealed. The article outlines the problems that hamper the development of deviant adolescents as subjects of their own vital activity. It is shown that adolescents showing deviant behavior and characteristic for them ways and means of transformative activity, possess the necessary traits and qualities, but they are of a low level. The results of the study indicate that they suffer from lack of focused time perspective and an unclear target act that occurs in the field of subjective values. Reduction of the activity of the cognitive component in behavioral strategies leads to high emotional involvement, loss of a sense of control over one's own emotions and behavior. The reduced level of reflexivity makes it difficult to develop the skills of self-analysis, self-knowledge and understanding of motives of one's own activity, a violation in the sphere of regulation of one's activity.
Oi
»дной из основных задач человеческого существования является поиск смысла собственного бытия, который идет на протяжении всей жизни и позволяет выстраивать стратегии собственной жизнедеятельности. Впервые представления о смысле жизни возникают в период подросткового возраста благодаря развивающейся рефлексии, созреванию общей направленности личности и возникновению жизненного плана. В данном возрасте на основе субъективного переживания собственной взрослости и готовности быть равноправным членом социума происходит наполнение и расширение семантического поля понятий «жизнь», «смысл жизни», «смысл моей
жизни» и их более четкое разграничение. Это возраст наиболее существенных изменений во временной перспективе, где появляется будущее как психологический детерминант личности [4; 11; 13; 14; 15; 19; 29].
Категория смысла в психологии является предметом постоянных дискуссий. В центре внимания исследователей находятся такие аспекты, как операционализа-ция понятия, закономерности и механизмы развития смысловой сферы, функциональные характеристики смысловых образований, динамика и трансформация смысловых структур, внеличностные и межличностные формы смысла, аспекты смысловых категорий в общей структуре субъекта и
© Мельникова М. Л., 2017
социального взаимодействия [1; 2; 3; 7; 9; 10; 17; 18; 19; 20; 21; 27; 28].
Исследования показывают, что для де-виантных подростков в меньшей степени характерна ориентированность на смысл жизни, низкий уровень целеполагания и планирования. Смысловая сфера таких подростков характеризуется отсутствием генерализованных смыслов, несформиро-ванностью рефлексивности и стереотипностью трансформации социальных содержаний в личностные смыслы [8; 12; 16; 23; 24; 25; 26].
В поисках психологических механизмов социализации девиантных подростков нам представляется важным говорить не столько о смысловой сфере в целом, сколько о смысловом будущем в частности.
Ранее нами был проведен обзор научных работ по проблеме ориентации девиа-нтных подростков на смысловые аспекты жизнедеятельности, описаны теоретические основания изучения феномена смыслового будущего [25]. Под смысловым будущим понимается динамическая смысловая структура, отражающая субъективный аспект значения знака, явления, события в контексте целевых ориентиров будущего. Смысловое будущее состоит из следующих компонентов: 1) объектно-содержательный компонент, выделение смысловых объектов (знак, явление, событие); 2) ценностно-целевой компонент, указывающий на основные сферы жизнедеятельности человека в целевых ориентирах будущего;
3) мотивационно-потребностный компонент, дающий ответ на вопрос, почему человек выделяет конкретные объекты;
4) когнитивно-рефлексивный компонент, указывающий на уровень осмысления действительности, определения меры, необходимости и возможности использования ресурсов в плане регуляции собственной активности по достижению смысловых объектов); 5) эмоциональный компонент, описывает спектр чувств и эмоций относительно переживания будущего; 6) сценарно-пове-денческий компонент как схема, план, программа достижения смысловых объектов будущего.
Задачами данной работы выступают следующие:
1) в сравнительном анализе установить особенности структурных компонентов смыслового будущего у подростков с девиа-нтными и просоциальными формами поведения (фокус внимания на изучении трех компонентов - объектно-содержательного, ценностно-целевого и когнитивно-рефлексивного);
2) выявить ценностно-смысловые объекты (знак, явление, события), определяю-
щие направленность жизненной активности подростков в отношении будущего;
3) описать особенность субъектной позиции девиантных подростков в отношении построения смыслового будущего;
4) обозначить перспективы изучения смыслового будущего у девиантных подростков в период ресоциализации.
Теоретико-методологическим основанием работы являются положения лич-ностно-развивающего и субъектно-деятель-ностного подходов: 1) деятельность как форма активности субъекта определяет его отношения к действительности; 2) активность субъекта выражается в самодетерминации и самодвижении; 3) деятельность субъекта рассматривается как системообразующий фактор его индивидуальной системы значений и смыслов (образа мира); 4) субъективный аспект значения знака, явления, события в контексте целевых ориентиров определяет направленность, переживания, стремления; 5) действие есть целевой акт поведения, происходящий в поле значений субъекта. Важным аспектом в жизнедеятельности человека является позиция субъектности. Быть субъектом, по А. В. Брушлинскому, быть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности - творческой, нравственной, свободной [6, с. 4].
Научной базой исследования выступало специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиант-ным поведением (Свердловская область). В исследовании приняли участие 77 подростков мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет. Контрольную группу составили подростки мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет, обучающиеся общеобразовательной школы Свердловской области (67 человек).
Для решения поставленных задач были использованы методы сбора эмпирических данных: метод направленного ассоциативного эксперимента, нарративный метод (сочинение на тему «Письмо самому себе через 5 лет»), тест смысложизненных ори-ентаций (Д. А. Леонтьев), методика «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), опросник временной перспективы (Ф. Зим-бардо). Также использованы методы обработки и интерпретации результатов (методы математической статистики (выявление различий, оценка достоверности изменений, корреляционный анализ с использованием пакета прикладных программ Statis-tika 6,0, сравнительный анализ).
В результате исследования было установлено следующее.
1. Подростки с девиантными формами поведения наибольшее предпочтение придают следующим ценностям:
- гедонистическим ценностям, что задает выбор смысловых объектов, связанных с получением удовольствия от вещей и занятий, максимального наслаждения жизнью в данный конкретный момент, игнорирование потенциальных отрицательных последствий действий и поступков в будущем;
- коммуникативным ценностям, что свидетельствует о необходимости постоянной поддержки, возможности делиться своими чувствами и переживаниями, получать необходимую информацию для ориентации в окружающей действительности;
- при этом было выявлено, что для подростков также актуальными являются когнитивные ценности, что указывает на стремление к осмыслению собственных ценностей, соотнесению их с актуальной жизненной ситуацией и возможностями достижения (ценностно-целевой компонент смыслового будущего).
В группе подростков с просоциальным поведением преобладают альтруистические, семейные и экзистенциальные ценности, что говорит об эмоциональной вовлеченности в социальную сферу, устойчивых формах привязанности и переживании личностной рефлексии. То есть, поддерживая эмоциональную связь с родителями и сверстниками, такие подростки испытывают потребность ощущать себя членом группы, чувствовать близость и солидарность с другими людьми, ориентироваться в действиях на субъективный смысл и ценности, устанавливать внутреннее отношение к переживаемым чувствам, отличать значимое от второстепенного, осуществлять процесс воплощения в жизнь собственных замыслов.
2. При изучении особенностей объектно-содержательного компонента смыслового будущего у подростков с девиантными формами поведения были выявлены следующие смысловые объекты в контексте целевых ориентиров будущего: «жизнь, смерть», «Я-сам», «избегание ошибок, неудач, страха».
У подростков с просоциальным поведением доминирующими выступают объекты: «взаимный контакт, забота», «знания, образование, профессия», «семья, друг».
Можно отметить, что общими категориями объектно-содержательного компо-
нента смыслового будущего в обеих группах подростков выступают «развлечение, удовольствие, отдых», «уважение, аффилиа-ция», «деньги, достаток», что можно интерпретировать как универсальные, инвариантные категории данного возрастного периода.
3. При изучении особенностей когнитивно-рефлексивного компонента смыслового будущего у подростков с девиантными формами поведения были выявлены трудности в аспекте самоанализа, самопознания, отсутствия понимания мотивов своего поведения и регуляции собственной активности. По этой причине происходит снижение активности когнитивной составляющей в стратегиях поведения, возникает тенденция к высокой эмоциональной вовлеченности, потере чувства контроля над собственными эмоциями, что вносит дополнительный вклад в общую картину дезадаптивных форм поведения.
У подростков с просоциальным поведением просматривается тенденция к возможности контролировать собственную активность, определять меру необходимости и возможности использования внешних и внутренних ресурсов, подбирать средства к реализации собственных намерений.
4. При изучении особенностей инте-гративной составляющей смыслового будущего было установлено, что у подростков с девиантным поведением цели, смыслы и темпоральность являются фрагментарными, неструктурированными, плохо осознаваемыми и в силу этого несущими в себе множество противоречий. Категория «будущее» не имеет связей с какими-либо другими категориями, что может указывать на отсутствие сфокусированной временной перспективы относительно будущего. Такие подростки не чувствуют возможности самим влиять на свою жизнь, строить собственное будущее, планировать возможные достижения (рис. 1).
Полученные данные свидетельствуют, что у подростков с просоциальным поведением хорошо структурированы и интегрированы цели, смыслы и темпоральность. Особенности психологической организации отдельных смысловых и ценностных аспектов связаны в единое целое, будущее определяется целями и осмысленностью. В построении будущего они опираются на позитивное прошлое, при котором смысловое будущее является непротиворечивым, хорошо структурированным и осознанным (рис 2).
Рис. 1. Интегративная составляющая смыслового будущего у подростков с девиантным поведением
Примечание:
- прямая корреляционная связь на уровне значимости р<0,05;
- обратная корреляционная связь на уровне значимости р<0,05;
IЛокус контроля ^ Я
Будущее
Процесс жизни
Гедонист. настоящее
Осмысление жизни
^ Локус контроль 1 жизнь
Фаталист. настоящее
Цели жизни
Позитивное прошлое
Результат жизни
Рис. 2. Интегративная составляющая смыслового будущего у подростков с просоциальными формами поведения
Примечание:
прямая корреляционная связь на уровне значимости р<0,05; - прямая корреляционная связь на уровне значимости р<0,01
Таким образом, содержание смыслового будущего у девиантных подростков имеет свои особенности, проявляющиеся в ограниченном количестве смысловых объектов (знаков, явлений, событий) в контексте целевых ориентиров будущего, преобладании категорий, связанных с психологическим благополучием, снижении регуляторной функции сознания по отношению к целепо-лаганию и практической деятельности. У подростков с просоциальными формами поведения целевые объекты связаны со статусно-ролевыми позициями, межличностными отношениями, внутренней удовлетворенностью ситуациями или событиями.
Исходя из позиции субъектно-деятель-ностного подхода ведущими свойствами субъекта выступают преобразовательная активность и рефлексивные умения, на основе которых формируются и развиваются цели, осознаются некоторые мотивы, последствия совершаемых действий и поступков. Критерием субъекта следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Способность к рефлексии, направленной на себя, - ключ к превращению человека в субъекта [5]. Исходя их этих предпосылок у подростков с девиантным поведением, с характерным для них способами и средствами преобразовательной активности отмечается сниженный уровень
развития качеств, необходимых для становления субъекта. Результаты исследования указывают на отсутствие у таких подростков сфокусированной временной перспективы, нечеткость целевого акта, происходящего в поле субъективных значений. Снижение роли целеполагания в стратегиях поведения приводит к высокой эмоциональной вовлеченности, потере чувства контроля над собственными эмоциями и поведением. Сниженный уровень рефлексивности затрудняет развитие умений самоанализа, самопознания и понимания мотивов собственной активности, вызывает нарушения в сфере регуляции своей деятельности.
Перспективами исследования могут выступать следующие направления.
1. Разработка концептуальной структурно-функциональной модели с теоретико-методологическим обоснованием путей и способов формирования смыслового будущего у девиантных подростков.
2. Изучение роли растущего самосознания в проявлении стремления подростков выйти за пределы своих реализованных возможностей, при этом действовать в соответствие с границами требований ситуации и ролевых предписаний.
3. Описание возможности изменения (развития, реабилитации) системы значений (понятий), расширения зоны ближайшего развития у девиантных подростков в аспекте смыслоообразования и целеобразо-вания в определении смыслового будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991- - 299 с.
2. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
4. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения : монография. - М. : КРЕДО, 2016. - 116 с.
5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М. : Ин-т психологии РАН, 1994. - 109 с.
6. Брушлинский А. В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия РАО. -1999. - С. 30-41.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. -М. : Смысл, Академия, 2007. - 528 с.
8. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988. - 308 с.
9. Вайзер Г. А. Проблемы смысла жизни и акме // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 139-142.
10. Горбатов С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2000. - 234 с.
11. Жданова Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков : автореф. дис. . канд. психол. наук. - Воронеж, 2010.
12. Карпинский К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиант-ной личности : монография. - Гродно : ГрГУ, 2002. - 139 с.
13. Косикова Л. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - № 5.
14. Кузенко С. С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно--личностными нарушениями : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2008.
15. Кулешова Е. Н. Саморегуляция подростками учебной деятельности с позиции представлений о ближайшем и отдаленном будущем // Психологические проблемы смысла жизни и акме : мат-лы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. - М., 2006.
16. Курманова Н. С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
18. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
19. Лозоцева В. Н. Анализ психологической структуры деятельности как условие постижения подростками жизненных смыслов // Психологические проблемы смысла жизни и акме : мат-лы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. - М., 2006.
20. Мальгина A. B. Актуализация смысла жизни молодых людей // Образование и наука без границ : мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. (7-15 дек. 2012 г.). - Przemysl : Nauka i studia. - С. 25-30.
21. Мальгина A. B. Исследование содержательной стороны смысла жизни // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : мат-лы IV Всерос. науч.-практ. (заочн.) конф. (3-4 апр. 2014 г). - М. : Перо, 2014. - С. 43-48.
22. Мальгина А. В. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2015.
23. Мамедова Ж. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.
24. Мельникова М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведения подростков // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - № 8. - С. 56-64.
25. Мельникова М. Л. Смысловое будущее в аспекте регуляции поведения субъекта // Личность в современном мире : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Р. А. Валиев. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. -Вып. 3 : Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды - С. l67-l72.
26. Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением : автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2009.
27. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / / Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 2. - С. 15-26.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 367 с.
29. Фризен М. А. Особенности развития смысловой сферы подростков : автореф. дис. . канд. психол. наук. - Хабаровск, 2005.
REFERENCES
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni. - M. : Mysl', l99l. - 299 s.
2. Abul'khanova-Slavskaya K. A., Berezina T. N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. - SPb. : Aleteyya, 200l. -304 s.
3. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - SPb. : Piter, 2001. - 288 s.
4. Abakumova I. V., Ermakov P. N., Kosikova L. V. Smyslovaya sfera podrostkov: osobennosti razvitiya v usloviyakh vklyuchennogo obucheniya : monografiya. - M. : KREDO, 20l6. - ll6 s.
5. Brushlinskiy A. V. Problemy psikhologii sub"ekta. - M. : In-t psikhologii RAN, 1994. - 109 s.
6. Brushlinskiy A. V. Psikhologiya sub"ekta: nekotorye itogi i perspektivy // Izvestiya RAO. - 1999. - S. 30-41.
7. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. - M. : Smysl, Akademiya, 2007. - 528 s.
8. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti. - M. : Mysl', l988. - 308 s.
9. Vayzer G. A. Problemy smysla zhizni i akme // Voprosy psikhologii. - 2001. - № 4. - S. 139-142.
10. Gorbatov S. V. Kontseptsiya sobstvennogo budushchego kak faktor regulyatsii povedeniya nesovershen-noletnikh : dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2000. - 234 s.
11. Zhdanova N. A. Vliyanie vnutrisemeynykh otnosheniy na razvitie zhiznennykh smyslov podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Voronezh, 2010.
12. Karpinskiy K. V. Psikhologicheskaya korrektsiya smyslovoy regulyatsii zhiznennogo puti deviantnoy lich-nosti : monografiya. - Grodno : GrGU, 2002. - l39 s.
13. Kosikova L. V. Osobennosti smyslovoy sfery podrostkov v usloviyakh vklyuchennogo obucheniya // Ros-siyskiy psikhologicheskiy zhurnal. - 2009. - T. 6. - № 5.
14. Kuzenko S. S. Deformatsii smyslovoy sfery podrostkov s kommunikativno-lichnostnymi narusheniyami : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Rostov n/D., 2008.
15. Kuleshova E. N. Samoregulyatsiya podrostkami uchebnoy deyatel'nosti s pozitsii predstavleniy o blizhayshem i otdalennom budushchem // Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme : mat-ly XI simpozi-uma / pod red. G. A. Vayzer, E. E. Vakhromova. - M., 2006.
16. Kurmanova N. S. Psikhologicheskaya korrektsiya detsko-roditel'skikh otnosheniy sotsial'no i peda-gogicheski zapushchennykh podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazan', 2003.
17. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M. : Politizdat, 1977. - 304 s.
18. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. - M. : Smysl, 2003. - 487 s.
19. Lozotseva V. N. Analiz psikhologicheskoy struktury deyatel'nosti kak uslovie postizheniya podrostkami zhiznennykh smyslov // Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme : mat-ly XI simpoziuma / pod red. G. A. Vayzer, E. E. Vakhromova. - M., 2006.
20. Mal'gina A. B. Aktualizatsiya smysla zhizni molodykh lyudey // Obrazovanie i nauka bez granits : mat-ly IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (7-15 dek. 2012 g.). - Przemysl : Nauka i studia. - S. 25-30.
21. Mal'gina A. B. Issledovanie soderzhatel'noy storony smysla zhizni // Integrativnyy podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial'nomu vzaimodeystviyu lyudey : mat-ly IV Vseros. nauch.-prakt. (zaochn.) konf. (3-4 apr. 2014 g). - M. : Pero, 2014. - S. 43-48.
22. Mal'gina A. V. Smyslozhiznennye orientatsii v raznykh zhiznennykh situatsiyakh u molodezhi : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2015.
23. Mamedova Zh. S. Vzaimosvyaz' tsennostnykh orientatsiy i vremennoy perspektivy lichnosti: na primere delinkventnykh podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2007.
24. Mel'nikova M. L. Kognitivnaya sostavlyayushchaya agressivnogo povedeniya podrostkov // Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. - 2008. - № 8. - S. 56-64.
25. Mel'nikova M. L. Smyslovoe budushchee v aspekte regulyatsii povedeniya sub"ekta // Lichnost' v so-vremennom mire : sb. nauch. st. / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. R. A. Valiev. - Ekaterinburg : [b. i.], 2016. - Vyp. 3 : Problemy professional'noy deyatel'nosti pedagoga v usloviyakh kul'turnogo mnogoobraziya obrazovatel'noy sredy - S. 167-172.
26. Razumovskaya P. E. Osobennosti smyslozhiznennykh orientatsiy devochek-podrostkov s antisotsial'nym povedeniem : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2009.
27. Chudnovskiy V. E. Smysl zhizni: problema otnositel'noy emansipirovannosti ot «vneshnego» i «vnutren-nego» // Psikhologicheskiy zhurnal. - 1995. - T. 16, № 2. - S. 15-26.
28. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. - M. : Progress, 1990. - 367 s.
29. Frizen M. A. Osobennosti razvitiya smyslovoy sfery podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. -Khabarovsk, 2005.