Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЫНКА В РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЫНКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1858
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ / РЕЙТИНГ ПРОГРАММЫ / ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ / TELEVISION / TV CONTENT / PROGRAM RATING / TV VIEWING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилов Павел Вячеславович, Сахарова Ирина Николаевна

В статье проводится анализ развития телевизионного рынка в России. Рассматриваются рейтинги телевизионного контента по группам населения.Определяются наиболее популярные программы по жанрам. Проводитсяанализ потребления телевизионного контента на различных устройствах,определяется время потребления, а также формируются статистическиеданные потребления телевидения по сравнению с другими медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Данилов Павел Вячеславович, Сахарова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CURRENT TRENDS IN THE TELEVISION MARKET DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article analyzes the development of the TV market in Russia. Ratings of TVcontent by population groups are considered. The most popular programs are determined by genre. It carries out the analysis of TV content consumption on various devices, gives the consumption time and statistics on TV consumption in comparison with other media.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЫНКА В РОССИИ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЫНКА В РОССИИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF CURRENT TRENDS IN THE TELEVISION MARKET DEVELOPMENT IN RUSSIA

УДК 338.984 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10027

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Associate Professor at the Department of Producing Business of Film and Television, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

САХАРОВА Ирина Николаевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

SAKHAROVA, Irina Nikolaevna

Associate Professor at the Department of Producing Business of Film and Television, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье проводится анализ развития телевизионного рынка в России. Рассматриваются рейтинги телевизионного контента по группам населения. Определяются наиболее популярные программы по жанрам. Проводится анализ потребления телевизионного контента на различных устройствах, определяется время потребления, а также формируются статистические данные потребления телевидения по сравнению с другими медиа.

Ключевые слова: телевидение, телевизионный контент, рейтинг программы, телесмотрение.

Abstract.

The article analyzes the development of the TV market in Russia. Ratings of TV content by population groups are considered. The most popular programs are

© Данилов П. В., Сахарова И. Н., 2020.

determined by genre. It carries out the analysis of TV content consumption on various devices, gives the consumption time and statistics on TV consumption in comparison with other media.

Key words: television, TV content, program rating, TV viewing.

Телевидение за все время существования является одной из самых быстроразвиваю-щихся отраслей экономики. В срок менее чем за 100 лет оно преобразилось до неузнаваемости. Телевизионные компании ежедневно изучают новые тенденции в развитии мирового телевещания, что позволяет им занимать лидирующие позиции на рынке.

Одной из задач, которая стоит перед каждой телевизионной компанией, является определение ее целевой аудитории и, самое главное, предпочтений, которые позволят производить интересный контент, что, в свою очередь, будет способствовать удержанию существующей аудитории и привлечению новой, тем самым расширять свои границы.

Изменения, произошедшие в телевизионной трансляции, дали возможность по-другому получать и анализировать существующую информацию о зрителях.

Каждый день 66% населения Российской Федерации включают телевизор, из них 29% вечером смотрят какой-либо из телеканалов, в среднем до четырех часов в день [1].

В последнее время исследователи начали изучать аудиторию телевизионных каналов, используя не только пиплметры, но и систему АиёюМа^Ып^ которая представляет собой технологию распознавания телевизионного сигнала. Данная система основана на регистрации содержания контента, что позволяет изучить аудиторию не только при аналоговом сигнале, но и при цифровом.

По данным исследованиям компании МеШаэсоре, в России с учетом внедрения в жизнь зрителей разнообразных цифровых носителей просмотры телевизора сократились у более молодых групп населения. При этом стоит отметить, что данная тенденция

компенсировалась за счет роста аудитории более старшей возрастной группы. Но с 2017 г. телесмотрение стало сокращаться во всех группах, и дальше данная динамика продолжается (рисунок 1).

Стоит отметить, что в будни зрители в возрасте от 4 до 44 лет смотрят 6 каналов в день, зрители старше 44 лет - 9 каналов, при этом по выходным число просмотров увеличивается.

Тенденция снижения телесмотрения характерна не только для нашего рынка, она распространена по всему миру (рисунок 2).

Средний показатель сокращения составляет 3 часа 49 минут. Единственное, где пока данная тенденция не заметна, это Бразилия и некоторые африканские страны. Данную тенденцию можно объяснить тем, что отсутствуют точные измерения в данных государствах, а также экономической ситуацией в странах.

Но несмотря на общее снижение времени просмотра телевизора, необходимо отметить, что благодаря новым методам исследования телеаудитории в своем ежегодном анализе медиарынка, Меёюэсоре отмечает прирост дачного просмотра телевидения к домашнему (рисунок 3).

Как видно из рисунка 3, начиная с мая месяца начинается значительный рост аудитории, что, в свою очередь, несет сезонный характер, который заканчивается в сентябре и составляет в среднем прирост в 8 % к городской аудитории.

Стоит отметить, что в теплый сезон в среднем аудитория дачного просмотра телевидения увеличивается на 14%, где большую составляющую формируют группа населения 55-64 лет и группа 4-11 лет, что связано в первую очередь с обычными жизненными ситуа-

Рисунок 1

Время просмотра телевизионного контента на ТВ [2]

Рисунок 2

Показатели временных сокращений телесмотрения на територии западной части Европы [2]

циями: например, выезд бабушек и дедушек с внуками на летние каникулы за город.

Также стоит отметить, что если сравнивать статистику телевидения с другими медиа (рисунок 4), то она достаточно предсказуема: чем младше аудитория, тем чаще она пользуется Интернетом. Так, группа в возрасте от 18 до 24 лет имеет в Интернете охват в 95% и 43% на телевидении, а аудитория в возрасте 65+ - 88% на телевидении и только 28% в Интернете.

Как видно из рисунка 4, среднесуточный охват радиовещания примерно одинаков во всех группах населения и составляет около 60%.

Наиболее популярным каналом среди телезрителей, как и последние несколько лет, остается телеканал Россия 1 (рисунок 5). Далее аудитория отдает предпочтения первому и второму мультиплексам: Первый, НТВ, Пятый, Рен ТВ, СТС, ТНТ и платные каналы, такие как «Дом кино», занимающий 16-ю строчку, опережая даже крупные федеральные каналы.

авг.18 сен.IB oht.IB ноя.1В дек.1В янв.19 фен.19 мар.19апр.1&май.19июн.19июл.19 эег.19 сен.19

Рисунок 3

Прирост дачного просмотра к ТВ [3]

Рисунок 4

Суточный охват медиа по возрастным группам [3]

Рисунок 5

Топ-50 телеканалов [4]

Рисунок 6

Топ-50 телеканалов среди группы населения младше 45 лет [4]

Что касается тенденций телесмотрения по возрастным группам, то она соответствует тематике контента того или иного канала.

Так группа населения в возрасте от 4 до 17 лет смотрит анимационные каналы, такие как Карусель, Disney, Мульт, а также предпочитает детские программы, находящиеся в сетке телевизионного вещания, таких как

СТС, ТНТ, Первый. У группы насения в возрасте от 18 до 34 лет в приоритете являются развлекательные и музыкальные каналы (рисунок 6).

У группы населения в возрасте от 35 до 54 лет в приоритете являются киносериалы и тематические каналы, что касается группы населения 55+, то их предпочтения отдаются

I

фт

ffiffl 360^

ЛРБК ©

ОТР

кмвдчти

1-200напал с»

7 1 i A № > I 1 И 11 M 14 It И ЧГ И И Я 71 72 T1 Л И Я- Л'Я Я » М В 3S Н И Н JT Н Я -ЙЗ 41 « 41 51 ИГ «I И "Л

if ц

Рисунок 7

Топ-50 телеканалов среди группы населения старше 45 лет [4]

Рисунок 8

Жанровые предпочтения зрителей [4]

наиболее рейтенговым программам каналов: Россия 1, Первый канал и НТВ (рисунок 7).

По результатам ежегодных исследований компании МеШаэсоре следует, что распределение по жанрам имеет достаточно стабильный характер. Только в 2014 г. наблюдался рост интереса к новостным и социально-политическим передачам, что в первую очередь связано с политической ситуацией в стране.

Но в настоящее время предпочтения зрителей вернулись к прежним.

Лидирующие позиции во всех возрастных группах среди всех жанров предлагаемых передач, занимают сериалы, они и составляют 22 % из всего вещания (рисунок 8).

Распределения сериальной продукции по группам населения (рисунки 9, 10) разделяются на отечественные и зарубежные

сериалы, при этом предпочтения зрителей отдаются первым и составляют 69% от трансляции всей сериальной продукции, и всего 18% - иностранные.

При этом лидирующие позиции трансляций среди отечественных сериалов занимает канал Россия 1, с такими сериалами, как«Годунов», «Другие» и «Ненастье». Также наблюдается закономерность колебаний проектов в зависимо-

сти от возраста. У более молодых групп предпочтения отдаются сериалам каналов, таких как СТС и ТНТ, а группы более старшего возраста - проектам канала Россия 1 и Первого канала.

Что касается лидеров просмотра зарубежных сериалов, то среди старшего поколения отдаются предпочтения Первому каналу с сериалом «Отверженные», Домашний - «Великолепный век» и каналу ТВ3 с фильмом «Хороший доктор».

4-17

Рейтинг % Доля %

1 Ивановы-Ивановы СТС 29 окт 3,1 18,7

2 #СеняФедя СТС 20 ноя 2,8 15,7

3 Ольга ТНТ 27 ноя 2,6 14,4

4 Кухня СТС 24 окт 2,5 13,2

5 Молодеж-ка-6 СТС 9 окт 2,4 12,8

18-34

Рейтинг Доля

%_%

1 Ольга ТНТ 6 ноя 5,2 23,6

2 Реальные пацаны ТНТ 25 мар 4,2 22

3 Полицейский с рублевки ТНТ 4 дек 4,1 19,8

4 Универ ТНТ 3 сен 4,1 20,7

5 Мажор 3 Первый канал 29 окт 4,0 19,7

35-54

55+

Рейтинг % Доля %

1 Годунов Россия 1 5 ноя 7,8 20,2

2 Мажор 3 Первый канал 29 окт 7,6 22,7

3 Другие Россия 1 30 янв 6,9 22,8

4 Гадалка Первый канал 11 фев 5,9 18,9

5 Операция "Сатана" Первый канал 1 окт 5,8 17,8

Рейтинг % Доля %

1 Годунов Россия 1 5 ноя 19,1 34,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Мажор 3 Россия 1 31 янв 15,9 29,2

3 Другие Россия 1 12 ноя 14,8 26,8

4 Гадалка Россия 1 28 дек 13,8 29,3

5 Операция "Сатана" Россия 1 18 апр 13,0 28,2

Рисунок 9

Топ-5 отечественных сериалов по группам

4-17

Рейтинг % Доля %

1 Шерлок Холмс Пятница 7 янв 0,9 6,5

2 Хороший доктор ТВ 3 10 окт 0,9 5,7

3 Обмани меня ТВ 3 10 окт 0,9 5,2

4 Волшебники из Вэйверли Плэйс Disney 31 янв 0,8 7,2

5 Кости ТВ 3 2 апр 0,8 5,5

[4]

18-34

Рейтинг Доля

%_%

1 Обмани меня ТВ 3 3 окт 1,5 8,1

2 Шерлок Холмс Пятница 5 янв 1,5 7,8

3 Кости ТВ 3 26 мар 1,2 6,6

4 Менталист ТВ 3 26 сен 1,1 6,2

5 Хороший доктор ТВ 3 3 окт 1,1 5,5

35-54

55+

Рейтинг % Доля %

1 Отверженные Первый канал 17 мар 3,4 13,5

2 Люцифер ТВ 3 15 окт 2,1 7,2

3 Хороший доктор ТВ 3 11 окт 2,1 6,6

4 Обмани меня ТВ 3 1 окт 2,0 6,2

5 Следствие по телу ТВ 3 4 мар 1,7 5,2

Рейтинг % Доля %

1 Отверженные Первый канал 17 мар 5,0 15,1

2 Великолепный век Домашний 2 сен 2,0 5,5

3 Скарлетт Домашниц 4 ноя 1,9 3,5

4 Великолепный век. Империя Кесем Домашний 9 сен 1,9 4,4

5 Мисс Марпл Агаты Кристи ТВЦ 28 янв 1,9 5,9

Рисунок 10

Топ-5 зарубежных сериалов по группам населения [4]

Среди молодых групп лидирующие позиции занимают каналы ТВ3 с трансляцией «Обмани меня» и Пятница с сериалом «Шерлок Холмс».

Стоит отметить, что интерес не пропадает и к сериалам, которые существуют на экранах более 10 лет. Так, к примеру, сериал «Тайны следствия», транслируемый на канале НТВ, ежегодно попадает в топ-15 за последние 10 лет.

Также на российском рынке существуют такие сериалы, которые поднимают рейтинги каналов. К ним можно отнести такой сериал как «Сваты». По статистике данного сериала видно (рисунок 11), что как только начаналась трансляция, аудитория канала выросла в разы. Это в первую очередь может говорить об удач-ности произведенной продукции, о признании актерского состава.

Рисунок 11

Изменения зрительской аудитории с началом трансляции сериала «Сваты» на ТВ [4]

18-34

4-17

Еешании

12% I 7% В% 15% 1

24% 13% Э^ 15% 2 ЯГСИ5Р 1 ■ ы

27% 24% В?й 14% 13%

28% 16% Щ14% 1 16% I

34% | 17% 12% 9% 9%

¡Юмористическая передача Реалити-шоу

¡Другая развлекательна я передача I Развлекзтельноеток-шоу 1Игра-Еикторина,сореЕНСЕание I Женская передача, кулинарное шоу ¡Утренний эфир I Передач а-интервью ¡Передача-интервью

Рисунок 12

Развлекательные передачи: предпочтения зрителей по категориям [3]

Что касается трансляций развлекательных передач (рисунок 12), то большую часть вещания составляют юмористические передачи - 34%, на втором месте находятся ре-алити-шоу - 17%. Что касается разделения по группам населения, то более молодым свойствен просмотр юмористических программ (28%), также интересны реалити-шоу

4-17

Рейтинг % Доля %

1 Уральские пельмени СТС 31 дек 3,9 13,9

2 Еда на ура! Карусель 27 апр 3,5 32,9

3 Завтрак на ура! Карусель 3 ноя 3,2 30,2

4 Король караоке Карусель 9 фев 2,8 21,2

5 Большие праздники Карусель 23 мар 2,8 23,7

35-54

Рейтинг % Доля %

1 Пусть говорят Первый канал 18 мар 6,9 21,1

2 Голос Первый канал 16 ноя 6,1 19,2

3 Битва экстрасенсов ТНТ 24 ноя 6,0 18,5

4 Уральские пельмени СТС 31 дек 5,9 14,4

5 КВН - 2018. Высшая лига Первый канал 1 янв 5,8 18,4

и игры, викторины (16%). Для более старшей категории характерен просмотр ток-шоу (40%), далее идут игры, викторины (16%) и только потом юмористичекие программы (12%).

В Топ-5 у аудитория 55+ входит контент Первого канала с проектами «На самом деле» с долей просмотров 27,5%, «Пусть говорят»,

18-34

Рейтинг % Доля %

1 Битва экстрасенсов ТНТ 17 ноя 4,9 24,4

2 Танцы ТНТ 20 окт 4,9 24,9

3 Комеди Клаб ТНТ 5 окт 4,2 23,1

4 Студия Союз ТНТ 31 дек 4,0 16,1

5 Замуж за Бузову ТНТ 2 сен 3,7 17,8

55+

Рейтинг % Доля %

1 Пусть говорят Первый канал 18 мар 13,9 26,2

2 На самом деле Первый канал 12 дек 13,4 27,5

3 Голос. Дети Первый канал 15 фев 12,9 26,3

4 Лучше всех! Первый канал 23 дек 12,7 22,4

5 Эксклюзив Первый канал 30 дек 12,6 24,3

Рисунок 13

Топ-5 развлекательных проектов: предпочтений зрителей по категории [4]

Рисунок 14

Топ-1 премьерный развлекательный проект [4]

имеющий самый высокий рейтинг 13,9 с долей 26,2%, и программа «Голос Дети» с рейтингом 12,9 и долей в 26,3%. Что касается аудитории 35-54 лет, то рейтинги сокращаются в два раза, и самыми популярными программами в данной категории населения являются «Пусть говорят», «Голос» Первого канала и «Битва экстрасенсов» канала ТНТ. У группы населения 18-34 лет проекты канала ТНТ находятся в приоритете, и самыми популярными являются «Танцы», «Битва экстрасенсов» и «СошеёуС1иЬ». Группа населения 4-17 лет предпочитает передачи канала Карусель, так например, проект «Еда на Ура!» с долей просмотров в 32% заняла второе место в Топ-5 развлекательных проектов (рисунок 13).

Также стоит отметить, что наблюдается тенденция возврата к программам, которые имели высокие рейтинги в прошлом, что полноправно можно засчитать как хорошую работу продюсеров над сценарием программы, который позволяет в современных условиях привлечь зрительскую аудиторию. Так, в 2019 г. состоялась премьера вернувшегося развлекательного проекта «Форт Боярд», который сразу попал в лидеры (рисунок 14).

На рисунке 15 показаны развлекательные ток-шоу, которые стали самыми популярными среди всех групп населения. Четыре ток-шоу Первого

канала и одно - НТВ. На первом месте находится ток-шоу «Пусть говорят» с темой «Настя, живи!», на втором - «На самом деле» с темой «Опять не отец?», на третьем - «Сегодня вечером» с темой «Юбилей А. Михайлова». Как видно, все шоу связаны с участием звезд шоу-бизнеса.

На рисунке 16 показан топ-5 юмористических передач среди всех групп населения за 2019 г. В них вошли передача «Аншлаг и Компания» телеканала Россия 1 выпуск за 6 сентября 2019 г. с рейтингом 3,7 и долей 15%, «Юморина» телеканала Россия 1 выпуск за 18 октября 2019 г. с рейтингом 3,7 и долей 13,2%, а также программа «Уральские пельмени» телеканала СТС с выпуском за 25 октября 2019 г. с рейтингом 2,7 и долей 8,9%.

В топе реалити-шоу главными стали «Последние 24 часа» телеканала НТВ с выпуском за 28 сентября 2019 г., «План Б» и «Дом-2. Город Любви» телеканала ТНТ с выпусками за 13 октября 2019 г. и 27 октября 2019 г. соответственно с рейтингами 1,8 / 1,2 и долей 5,6% / 7,4% (рисунок 17).

Также стоит отметить, что в группе других развлекательных передач самыми рейтинговыми за 2019 г. стали слепые прослушивания программы «Голос» и передача «Секрет на миллион» с участием Сергея Лазарева с рейтингами 5,9 и 5,8 и долей 21,4 и 19,7.

Рисунок 15

Топ-5 развлекательных ток-шоу [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВИДЕЛИ ЙИДЕОО

Рисунок 16

Топ-5 юмористических передач[5]

¡ни к

* # »

Рисунок 17

Топ-5 реалити-шоу [5; 6; 7]

В топе социально-политических ток-шоу стоят уже несколько лет «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и «60 минут» канала Россия 1, а также «Время покажет» Первого канала (рисунок 18). При этом стоит отметить, что все передачи были приурочены к встрече с известными личностями, такими как президент США Д.Трамп, а также обсуждению политически острых тем об Украине и об отсутствии приглашения России на

восьмидесятилетие Второй мировой войны в Польше.

Что касается популярных новостных программ, неизменно лидирующие позиции занимают программы «Вести недели», «Вести» канала Россия1, имея рейтинг 3,9, «Время» Первого канала с рейтингом 3,6 и «Итоги недели с Ира-дой Зейналовой» канала НТВ с рейтингом 3,4.

Как было указано выше, на третьем месте в общем вещании являются кинофильмы, про-

Рисунок 18

Топ-5 социально-политических ток-шоу [3; 6; 7; 8; 9]

цент просмотра которых у зрителей всех возрастов примерно одинаков (от 11% в группе 55+ до 18% в группах 18-34, 35-54).

Самую большую аудиторию у экранов собрал премьерный показ «Т-34»: 35% зрителей, у которых был включен телевизор в момент показа этого фильма 9 мая, выбрали его, а общий рейтинг фильма составил 9,5 (такой процент населения смотрел среднюю минуту этой трансляции, т. е. это доля по времени). На втором и третьем местах традиционные новогодние показы советской классики — «Любовь и голуби» (24,3%) и «Ирония судьбы или с легким паром» (22,7%). Не менее высокие цифры у премьерных показов «Движение вверх» и «Несокрушимый».

Распределение по популярности зависит от учета праздничных и обычных дней. В первом случае предпочтения публики смещаются в сторону отечественных проектов, во втором - в сторону зарубежных. В целом тенденция классическая, ведь в сетке вещания распределение происходит соответствующим образом. Из года в год в топ-15 попадают комедии Леонида Гайдая, такие как «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы» и мелодрамы Владимира Меньшова с фильмами «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Стоит отметить, что многие из этих фильмов не демонстрировались на ТВ-экранах так часто в прошлые годы, популярность их показов стремительно возросла лишь в последние 20 лет.

Самые популярные зарубежные фильмы по статистике показа за последние 10 лет — «Ава-тар» Джеймса Кэмерона и «Красотка» Гарри Маршалла [3].

По перечисленным названиям можно сделать вывод о смещении в сторону хорошо проверенных временем и давно любимых зрителями всех возрастов историй.

Однако премьерные показы фильмов, которые до этого шли на больших экранах, собирают не меньший процент аудитории. Это «Елки новые», «Стражи Галактики-2», «Выживший», «Гоголь. Страшная месть» и другие громкие проекты последних лет.

Что касается показа новинок кинофильмов, то на первом месте среди каналов находится СТС с рейтингами около 3 и стабильной долей примерно 10%. За октябрь 2019 г. четыре фильма показаны каналом СТС, из них все зарубежные с целевой аудиторией 4-44 года.

Следующим жанровым предпочтением является анимационный контент, который собирает у экранов юных зрителей (43% предпочтений в группе 4-17).

Стоит отметить, что полнометражные мультипликационные фильмы с удовольствием смотрят и взрослые - «Зверопой», «Как приручить дракона - 2», «Гадкий я - 3», «Монстры на каникулах - 2».

Среди анимационных сериалов лидирующие позиции в рейтинге занимают «Лунтик», «Три кота», «Мимимишки». Стоит отметить,

4-17

Рей- Доля % тинг %

1 Ирония судьбы, или с легким паром Первый канал 31 дек 4,7 18,2

2 Иван Васильевич меняет профессию Россия 1 31 дек 4,2 16,7

3 Джуманджи: Зов джунглей СТС 23 сен 3,9 26,3

4 Любовь и голуби Первый канал 31 дек 3,8 18,4

5 Джентльмены удачи Первый канал 31 дек 3,7 18,8

35-54

Рей- Доля % тинг %

1 Ирония судьбы, или с легким паром Первый канал 31 дек 11,5 29,3

2 Любовь и голуби Первый канал 31 дек 11,1 30,0

3 Т-34 Россия 1 9 мая 10,8 38,6

4 Джентльмены удачи Россия 1 31 дек 10,1 28,1

5 Несокрушимый Первый канал 18 янв 8,3 24,7

18-34

Рейтинг Доля

%_%

1 Джентльмены удачи Первый канал 31 дек 6,2 30,2

2 Ирония судьбы, или с легким паром Первый канал 31 дек 6,0 24,6

3 Любовь и голуби Первый канал 31 дек 5,7 26,0

4 Фантастические твари и где они обитают СТС 11 ноя 5,4 27,0

5 Иван Васильевич меняет профессию Россия 1 31 дек 4,9 19,9

55+

Рейтинг Доля % %

1 Т-34 Россия 1 9 мая 15,6 36,8

2 Движение вверх Россия 23 фев 12,2 2,1

3 Несокрушимый Первый канал 18 янв 11,4 23,7

4 Отставник. Спасти врага НТВ 23 фев 10,5 21,1

5 Качели Россия 1 2 дек 10,2 22,6

Рисунок 19

Топ-5 кинофильмов [4]

что в данной категории процент взрослой аудитории (в которую входят родители) ниже, чем у полного метра.

Анимация собирает хорошие рейтинги на каналах, которые в целом не специализируются на показе этого жанра. Например, показатели канала Рен-ТВ заметно возрастают в период трансляции мультфильмов студии «Мельница» и «СТВ».

Что касается неигрового жанра, то он занимает сейчас всего 5% в вещании, и наибольший интерес у зрителей привлекают документальные проекты, а не фильмы. «Гадалка» на ТВ-3, «Еда живая и мертвая» и «Основано на реальных событиях» на НТВ, а также «Засекреченные списки» на Рен ТВ.

Что касается документальных фильмов, то зрители младше 54 лет отдают предпочтения фильмам о том, как снимались полюбившиеся проекты, сериалы, а аудитория 55+ предпочитает фильмы об известных личностях, посвященные юбилеям и праздникам.

Что касается спортивных трансляций, то здесь на первом месте стоит Первый канал, что в первую очередь связано с трансляцией

эфиров отборочных турниров чемпионата Европы 2020. При этом стоит отметить, что в основном спортивные игры зрители смотрят на канале Матч ТВ.

Самой рейтинговой трансляцией по спортивным соревнованиям стал бой Хабиба и Порье в сентябре 2019 г., получив рейтинг 5,3 и долю просмотров 23,2% только на Первом канале [5]. Здесь организаторы смешанных единоборств достаточно грамотно подходят к продвижению своих бойцов, что может говорить только о правильно выбранных маркетинговых стратегиях.

В целом можно сделать вывод, что в общей массе просмотра каналов самыми популярными остаются Первый канал, канал Россия 1, НТВ, что в первую очередь связано с географической особенностью страны, а также отсутствием большинства каналов в городах и селах с населением меньше 100 тыс. человек.

В связи с развитием техники и технологий стали возможны просмотры не только по телевизору, но и на других устройствах, что в свою очередь значительно расширяет аудиторию.

Список литературы

1. Mediascope предоставила РКН отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2019 г. URL: https://mediascope.net/news/1097969/(дата обращения: 11.03.2020).

2. Russian Pay TV and SVOD Is Cord-cutting Really Happening? URL: https:// rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?document Id=0900001680989395 (дата обращения: 12.05.2020).

3. Ежегодный отчет о проведенных исследованиях уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) за 2017-2019 гг. URL: https://mediascope.net/otc-rkn/ (дата обращения: 11.03.2020).

4. Телевидение: измерения и тренды на старте телесезона 19/20. URL: https:// mediascope.net/upload/iblock/5c8/WCM_Mediascope_22112019.pdf (дата обращения: 12.04.2020).

5. Рейтинги. URL: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 12.04.2020).

6. Продюсирование телевизионного контента. Актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / Т. Н. Парсаданова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

7. Практикум по современному российскому телевидению. Вот такое телевидение: советы, статьи, комментарии: учебное пособие / А. М. Гольдбурт. М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2015.

8. Будилов В. М., Тютрюмов А. А. Теоретические и методические подходы к формированию телевизионного формата в продюсерской деятельности на телевидении // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2018. № 3. С. 119-127.

9. Телевидение в России в 2018 году. URL: http://www.nat.ru/upload/iblock/8bc/8bcb9 f85b60c01491f5f98c012e7b08f.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.