А.Л. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ГУВЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
A.L. Perevezentsev
COMPARATIVE ANALYSIS OF SOVIET AND RUSSIAN HOOVER HISTORIOGRAPHY: OVERCOMING STEREOTYPES, NEW
APPROACHES
Статья посвящена сравнительному анализу советской и современной российской гу-веровской историографии. Автор отмечает присущий советской историографии «безликий» (или, скорее, «безличностный») характер исторических трудов, что было в русле марксистско-ленинского восприятия приниженной (по сравнению с классами, народными массами) роли личности в истории, а также характерные для той эпохи стереотипы в отношении американских президентов. Автор приходит к выводу о том, что в современной российской историографии начался процесс преодоления сложившихся ранее стереотипов, переоценки роли 31-го президента США Г. Гувера в истории в целом и российско-американских отношениях в частности.
Ключевые слова: советская и современная российская историография, сравнительный анализ, роль личности в истории, 31-й президент США Герберт Гувер, преодоление стереотипов.
The article is devoted to a comparative analysis of Soviet and modern Russian Hoover historiography. The author notes the «faceless» (or, rather, «impersonal») nature of historical works inherent in Soviet historiography, which was in line with the Marxist-Leninist perception of the downplayed (compared to classes, the masses) role of the individual in history, as well as the characteristic of that era stereotypes about American presidents. The author comes to the conclusion that modern Russian historiography has begun the process of overcoming previously formed stereotypes, reassessing the role of the 31st US President H. Hoover in history in general and Russian-American relations in particular.
Keywords: Soviet and modern Russian historiography, comparative analysis, the role of personality in history, 31st US President Herbert Hoover, stereotypes overcoming.
Приступая к анализу советской (и современной российской) гуверовской историографии, для начала можно сделать вывод о том, что первая, буквально бросающаяся в глаза ее особенность - это очевидная скудость. И это тем более странно и даже удивительно в свете того, что именно Герберт Гувер более, чем кто-либо другой из американских президентов, имел непосредственное отношение к России и даже на протяжении довольно долгого периода времени жил
и работал здесь - это относится к дореволюционному периоду и связано с реализацией Гувером своих инженерных и финансовых проектов (синдикат «Си-бат», «Атбасарское месторождение меди», «Кыштымская корпорация», «Русско-азиатское общество» и др.) на Алтае, в Юго-Западной Сибири и особенно на Урале...
Еще один важный факт - в Санкт-Петербурге (наряду с Парижем, Мельбурном, Шанхаем и др.) находился один из зарубежных филиалов созданной в 1908 г. Г. Гувером фирмы (а точнее, бизнес-империи, в которой под его началом трудились 175 000 человек1) - она называлась «Herbert C. Hoover» и специализировалась на консалтинговых услугах и инженерном обеспечении в горной промышленности.
Также Г. Гувер неоднократно пересекал всю Российскую империю на поезде по Транссибирской магистрали - от Санкт-Петербурга до Владивостока, когда ему было необходимо попасть по своим делам на Дальний Восток; своими впечатлениями об этих поездках Гувер делится в первом томе своих обширных «Мемуаров» .
Как известно, именно Герберт Гувер во главе «АРА» в начале 1920-х гг. спасал миллионы жителей России от голодной смерти. Несмотря на огромный объем благотворительной помощи, миллионы спасенных жизней советских людей, Советская Россия, а затем и СССР - в лице их большевистских руководителей, - по-видимому, стыдясь самого факта зарубежной помощи, принятой от «классовых врагов», никак (не считая жалкой Почетной грамоты) не отблагодарила Г. Гувера за проявленную инициативу и личное великодушие - в отличие от простых россиян, сотни писем которых с благодарностью в адрес деятельности АРА хранятся в гуверовском президентском архиве. К сожалению, до сих пор в России нет ни одной улицы, проспекта, площади и т.п. или даже просто памятника выдающемуся гуманитарию - Герберту Гуверу.
1 Smith R.N. An Uncommon Man: The Triumph of Herbert Hoover. New York: Simon and Schuster, 1984. Р. 77.
2 Hoover H.C. Memoirs. Vol. 1. Years of Adventure: 1874-1920. New York: The Macmillan Company, 1951. Р. 103-108.
Советская историография, по нашему мнению, вообще удивительно «безлика» - видимо, в русле традиционного «марксистско-ленинского» восприятия роли личности в истории, в которой, как утверждал поэт В. Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924), «единица - вздор, единица - ноль.», а главной движущей силой являются классы и народные массы. Не углубляясь в эту проблему, отметим лишь тот факт, что достаточно качественными биографическим исследованиями в советский период были «охвачены» лишь несколько (правда, по-настоящему выдающихся) американских президентов3.
«Постсоветский» период в этом плане отмечен двумя очень интересными работами А.И. Уткина и С.А. Исаева о Теодоре Рузвельте и Джеймсе Мэдисоне4. Гуверу же в какой-то мере почему-то «не повезло» попасть в сферу исследования ведущих российских американистов. Наиболее заметным примером этого является книга известного советского и российского ученого-американиста В.Л. Малькова о российско-американских отношениях ХХ в., в которой Герберт Гувер. вообще не упоминается ни разу - как будто и не было гуманитарной деятельности руководимой им АРА на российской террито-рии5. Справедливости ради отметим, что в другой своей значимой работе автор, характеризуя концепцию развития «нового, специфически американского типа цивилизации», гармонически сочетавшего в себе возможности ничем не ограниченной капиталистической конкуренции и социального партнерства, культ техницизма и нового просвещенного менеджмента.», подчеркивает, что она «персонифицировалась в фигуре. увековечившего себя при жизни помощью голодающим в Европе, Герберта Кларка Гувера»6.
3 См.: Гершов З.М. Вудро Вильсон. М., 1983; Громыко А.А. 1036 дней президента Кеннеди. М., 1971; Согрин В.В. Основатели США. Исторические портреты. М., 1983; Мальков В.Л. Франклин Рузвельт: Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988; Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт - человек и политик. Новое прочтение. М., 1981; Он же. Дж. Вашингтон. М., 1984.
4 Уткин А.И. Теодор Рузвельт. М., 2003; Исаев С.А. Джеймс Мэдисон: Политическая биография. Санкт-Петербург, 2006.
5 Мальков В.Л. Россия и США в ХХ веке: очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте. М.: Наука, 2009.
6 Мальков В.Л. Путь к имперству: Америка в первой половине ХХ века. М.: Наука, 2004. С. 98.
Возвращаясь к ранней гуверовской историографии, отметим тот факт, что известный советский историк В.И. Лан, в русле современного ему подхода назвав Гувера «дельцом» (правда, при этом «международного класса»), тем не менее, объективно отметил, что последний «при оказании продовольственной помощи Бельгии зарекомендовал себя в качестве незаурядного организатора»7... В целом же биографический очерк о Г. Гувере, занимающий около десятка страниц самой известной монографии В.И. Лана , в основном базируется на работах ярых недоброжелателей Гувера - Дж. О'Брайена9 и Д. Хэмилла10. Отметим также, что в одной из ранних своих работ В.И. Лан упоминает Гувера мельком, и то лишь применительно к президентским выборам 1928 г.11 В духе своего времени автором делается вывод о том, что «многочисленный американский рабочий класс отдан на милость Гувера.», который в своих предвыбор-
12
ных речах, желая понравиться избирателям, «подтасовывает цифры» . В со-
13
лидной монографии Л.И. Зубока, опубликованной в середине 1950-х гг. , несмотря на наличие в ее структуре очень информативно насыщенной главы «США и первая мировая война» (с. 429-474), Гувер не упомянут ни разу. Нельзя не отметить также известную работу Э.А. Иваняна, не являющуюся в полной мере биографической, но содержащую целый ряд интереснейших биографических очерков и ярких фактов о жизни и деятельности того или иного американского президента14. Так, Герберту Гуверу и периоду его президентства посвящена глава 4 - «Крах "американского индивидуализма"». О крайне скептическом отношении автора как к самому Гуверу, так и к его деятельности говорит хотя бы тот факт, что слово «благотворительный» в данном очерке постоянно берется в кавычки, а в одном эпизоде прямо говорится о том, что «так
Лан В.И. США: от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. С. 40.
8 См.: Там же. С. 288-296.
9 O'Brien J. Hoover's Millions and How He Made Them. N.Y.: James O'Brien Publishing Co., 1932.
10 Hamill J. The Strange Career of Mr. Hoover Under Two Flags. N.Y.: W. Faro, Inc., 1931.
11 См.: Лан В.И. Классы и партии в САСШ. М., 1932. С. 224-233.
12 Там же. С. 230-231.
13 Зубок Л.И. Очерки истории США (1877-1918). М., 1956.
14 Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М., 1975.
называемая американская благотворительная помощь, была экономически выгодна самим Соединенным Штатам, поскольку она позволила, к удовлетворению американских оптовиков, взвинтить цены на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке»15...
В 1980-е гг. ситуация по-прежнему не меняется - в фундаментальном четырехтомном издании «Истории США» Гувер вновь охарактеризован как «известный делец и политик, тесно связанный с влиятельными кругами крупного капитала»16, а в работе политического обозревателя Ю.А. Жукова об истории
-17
развития советско-американских отношений вновь не упомянут ни разу.
И в заключение нашего историографического очерка отметим, что ситуация в отечественной американистике (в отношении к рассматриваемой нами проблеме) начала меняться, пожалуй, только в последние полтора-два десятилетия.
В самом начале 2000-х, к примеру, вышел в свет сборник документов о российско-американских отношениях в первые годы советской власти18, в котором приведены многочисленные документы по вопросу о сложных взаимоотношениях Г. Гувера с представителями новой, большевистской власти в России, включая Г.В. Чичерина и В.И. Ленина. Еще одна, на наш взгляд, интереснейшая публикация, посвященная данной проблеме и вызвавшая большой интерес специалистов, вышла в свет десятилетием ранее в газете «Правда»19.
Радует тот факт, что исследования последнего времени характеризуются гораздо более объективными оценками как собственно личности нашего главного героя, так и его места в новейшей американской и мировой истории. Хотелось бы прежде всего отметить интересные, в сравнении с взглядами советских (российских) историков предшествующего периода совершенно по-новому ха-
15 Там же. С. 134.
16 История США: 4 т. Т. 3 (1918-1945). М.: Наука, 1985. С. 21.
17 Жуков Ю.А. СССР - США: дорога длиною в семьдесят лет, или Рассказ о том, как развивались советско-американские отношения. М., 1988.
18 Советско-американские отношения. Годы непризнания. 1918-1926 / под ред. Г.Н. Севость-янова и Дж. Хэзлема. М., 2002.
19 Десятерик В., Есаков В. Ленин и Гувер: на пути к сотрудничеству // Правда. 19 августа
1991 г.
растеризующие основы жизненной философии и принципов деятельности Гер-
20
берта Гувера публикации российских ученых-американистов А.Б. Окуня и
21
С.Б. Вольфсона , а также опубликованный в 2009 г. сборник статей «Россия и
22
США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций» . (А.Б. Окунь, кстати, несколько ранее, в 1999 г., опубликовал в Самаре содержательную статью о новых (на тот момент) тенденциях в американской гуверовской историо-
23
графии второй половины ХХ в. ) В одной из интереснейших в контексте нашего повествования статей данного сборника исследователь И.И. Долуцкий, анализируя изменения, происходящие в оценках персоналий, фактов и событий американской истории в современных российских школьных учебниках истории, отмечает тот факт, что в одном из них «.находится даже несколько добрых слов о президенте Г. Гувере»24.
Вполне закономерно, что российские исследователи не могли обойти вниманием тот факт, что главный герой нашего повествования, как уже было упомянуто выше, в начале ХХ в. долгое время жил и работал в России, в частности в Кыштыме, на Южном Урале. Об этом периоде его «международной инженерной биографии» подробно говорится, в частности, в краеведческой ра-
25
боте О. Афанасьевой . Заметим также, что «российский» период гуверовской биографии подробно анализируется в работе экс-директора архива Гуверовско-го Института войны, революции и мира Елены С. Даниелсон26.
20 Окунь А.Б. Гувер и консервативная традиция в США // Americana. Вып. 6: «American Studies» в российском научном, учебном и культурном пространстве... Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 92-98.
21 Вольфсон С.Б. Деятельность Герберта Гувера на посту министра торговли США (19211928 гг.) // Американский ежегодник. 2007. М.: Наука, 2009. С. 150-161.
22 Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций / под ред. В.И. Журавлевой, И.И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
23 Окунь А.Б. Сотворение мифа или восстановление справедливости? (Г. Гувер в американской историографии 1960-1990-х гг.) // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. IV. Самара, 1999. С. 172-181.
24 Долуцкий И.И. Д-р Джекилл и м-р Хайд: США в советских и российских учебниках истории // Россия и США на страницах учебников. С. 251.
25 Афанасьева О. Герберт Гувер на Урале // Вечерний Челябинск. 30 мая 2003 г.
26 Даниелсон Е. Архивы русских эмигрантов в Гуверовском архиве // Вестник архивиста.
2001. № 1 (61). С. 202-211.
О деятельности руководимой Г. Гувером АРА в России в начале 1920-х гг. подробно рассказывается, в частности, в работах российских истори-
27 28 29
ков Р.А. Латыпова , Ю.Ю. Хмелевской , Ю.Ю. Аншаковой и других.
За последнее десятилетие российская историография, прямо или косвенно относящаяся к исследуемой нами проблематике, пополнилась несколькими интересными работами. Так, В.В. Мотылев в 2012 г. опубликовал статью, посвященную экономической политике Г. Гувера в период Великой депрессии, подготовившей, по мнению автора, программу антикризисного регулирования Ф.Д. Рузвельта - «Новый курс». «Само время было против Гувера, - отметил исследователь, - ... если бы он пришел в Белый дом в условиях продолжающегося подъема и процветания, он был бы вполне успешным президентом»30.
В 2017 г. А.А. Русинов защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Освещение прессой США деятельности Американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921-1923 гг.». В Содержании этого солидного по объему (260 страниц) исследования можно выделить такие интересные в контексте нашего исследования разделы, как «Герберт Гувер и его гуманитарные предприятия в 1914-1921 гг.», «Голод в Советской России в 1921-1922 гг. и участие АРА в его преодолении», а также «Что Гувер будет делать в России»:
31
предположения и суждения прессы» . Автор подробно анализирует как советский, так и постсоветский периоды освещения в отечественной исторической литературе различных аспектов деятельности АРА в России.
27 Латыпов Р.А. Американская помощь Советской России в период голода 1921-1923 годов // Вестник института Кеннана в России. Вып. 8. М., 2005. С. 31-46.
28 Хмелевская Ю.Ю. Миссия выполнима? Американская филантропия против первого советского голода (к 90-летию начала деятельности Американской администрации помощи на Урале, 1921-1923 гг.) // Вестник Пермского Университета. Вып. 3. 2011. С. 65-74.
29 Аншакова Ю.Ю. Гуманитарная миссия АРА в Советской России: начало взаимодействия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. 2009. №2. С. 112117.
30 Мотылев В.В. Программы президентов США. Герберт Гувер // Экономический журнал. №28. 2012. С. 114-122.
31 Русинов А.А. Освещение прессой США деятельности Американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921-1923 гг.: дис. к.и.н. Ярославль, 2017. 260 с. URL: https://www.dissercat.com/content/osveshchenie-pressoi-ssha-deyatelnosti-amerikanskoi-administratsii-pomoshchi-ara-v-sovetskoi (дата обращения 31.08.2022).
Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что автору этих строк наиболее близка точка зрения, выраженная одним из ведущих российских ученых-американистов В.В. Согриным. В сравнительно недавно вышедшем фундаментальном труде, посвященном истории США новейшего времени, он назвал Герберта Гувера «самым известным президентом-республиканцем межвоенного периода», отметив, в частности, что «президенты США эпохи просперити были типичными «серыми лошадками», невыразительными личностями (за исключением Гувера, обладавшего и политической и интеллектуаль-
32
ной индивидуальностью)» ...
Говоря о современном этапе в американской политической и исторической мысли, исследователь отмечает наличие серьезных разногласий в трактовке как личности, так и политики 31-го президента США, подчеркивая, что «в последней трети ХХ века сравнительно-исторический контекст и ретроспектива осмысления исторического места этого государственного деятеля серьезно расширились... В результате Гувер предстал в работах американских историков как крупная и вместе с тем драматическая «транзитная» политическая фигу-
33
ра» .
Таким образом, мы видим, как в российской американистике постепенно меняются подходы и взгляды, разрушаются, казалось бы, прочно устоявшиеся стереотипы по основным вопросам гуверовской историографии, оценка личности и деятельности Герберта Гувера, одного из самых выдающихся американцев ХХ в., становится все более объективной. Хотелось бы надеяться на нечто подобное и в отношении другого американского президента-«изгоя» - Уоррена Гардинга, а также некоторых других неоднозначно оцениваемых личностей. На наш взгляд, в современной российской американистике личностному фактору в истории - в русле существующей в настоящий момент общемировой тенденции - необходимо уделять как можно больше внимания, что, как мы надеемся, будет способствовать «гуманитаризации» и популяризации истории.
32 Согрин В.В. США в ХХ-ХХ1 вв. Либерализм. Демократия. Империя. М.: Издательство «Весь Мир», 2015. С. 151.
33 Там же. С. 152-153.