УДК 930.1 (47+57)(092)
А.А. БОГДАШКИН
(г. Воронеж)
НАУЧНАЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА МГУ
ЕВГЕНИЯ ФЕДОРОВИЧА ЯЗЬКОВА
Статья рекомендована к печати кандидатом исторических наук, доцентом С.Г. Алленовым, кандидатом исторических наук, доцентом А.Г. Сенчаковым.
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению научной и преподавательской деятельности известного историка, доктора исторических наук, заслуженного профессора, заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки МГУ Евгения Федоровича Язькова. Особое внимание уделяется вкладу, который внес Е. Ф. Язьков в развитие советско-американских и российско-американских научных связей.
Ключевые слова: Язьков Е.Ф., историки, американистика, МГУ, профессоры, кафедра истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки, США, новейшая история, фермерское движение, Новый курс, международные научные связи.
A.A. BOGDASHKIN
(Voronezh)
THE RESEARCH AND TEACHING ACTIVITIES OF THE MOSKOW STATE UNIVERSITY'S PROFESSOR EUGENE F. YAZKOV
Abstract: Present article is devoted to consideration of research and teaching activity of the well known historian, the doctor of the historical sciences, the merited professor faculty of modern and contemporary history of the countries of the Europe and America of the Moscow State University of Eugene F. Yazkov. The special attention to be given the contribution which E.F. Yazkov has brought in development of the Soviet-American and Russian-American scientific communications.
Key words: Yazkov E.F., historians, research of the American history, Moscow State University, professors, faculty of history of modern and contemporary history of the countries of the Europe and America, USA, contemporary history, farmer movement, the New rate, international scientific communications.
Сегодня имя доктора исторических наук, заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки с 1983 по 2007 гг., блестящего лектора и автора многочисленны«: научнык статей, ряда монографий, учебных пособий Евгения Федоровича Язькова ши-
роко известно не только среди историков нашей страны, но и за рубежом.
Практически вся жизнь Евгения Федоровича неразрывно связана с Московским университетом, где он прошел путь от студента до профессора и заведующего кафедрой. В 1945 г. после прохождения военной службы на Дальнем Востоке он поступил на исторический факультет
182 -I
МГУ и в 1950 г. был рекомендован в аспирантуру по кафедре новой и новейшей истории.
Первые послевоенные годы из-за отсутствия постоянного состава преподавателей были для кафедры очень трудными [1]. Однако с середины 50-х гг., с момента прихода на должность заведующего бывшего ректора университета профессора Ильи Саввича Галкина, начался период ее поступательного развития. Именно ему принадлежит заслуга в создании стабильного научно-преподавательского коллектива, причем связанного не только с приглашением крупных ученых, а в первую очередь путем пополнения коллектива кафедры ее выпускниками.
По словам И.С. Галкина, Е.Ф. Язьков «был одним из тех, кто уже в студенческие годы выделялся своими незаурядными способностями, самостоятельностью мышления, склонностью к общественной работе» [2]. И в первом списке, с которым Илья Саввич пришел к ректору для того, чтобы получить штатные единицы и «пробить московскую прописку», среди трех выпускников факультета значилась фамилия Е.Ф. Язь-кова [3]. Так, в 1954 г. Евгений Федорович был принят в штат кафедры, на которой проработал более пятидесяти лет.
Научные интересы Евгения Федоровича были сосредоточены на изучении проблем новейшей истории США в период между двумя мировыми войнами. В 50-е гг. XX века советская американистика находилась в стадии своего становления. Систематическое изучение истории США в нашей стране началось значительно позже, чем изучение истории основных стран Западной Европы.
В дореволюционной историографии практически не было создано крупных исследований по американской истории [4]. Аналогичное положение долгое время сохранялось и в советский период. Первые серьезные труды по истории Соединенных Штатов появились только в 30-е гг. XX века. В 1934 г. вышло в свет основанное на защищенной докторской диссертации монографическое исследование профессора МГУ А.В. Ефимова. В нем на основе тщательного исторического анализа были поставлены многие теоретические проблемы развития американского капитализма в XVII - XIX вв. [5]. В этот же
период, в 30-е - 40-е гг., историки В.И. Лан и Л.И. Зубок первыми попытались осветить основные сюжеты развития США в период новейшей истории [6]. Их во многом еще несовершенные исследования были основаны на сравнительно узкой источниковой базе и не отличались достаточной глубиной научного анализа. Общая политико-идеологическая обстановка в стране, особенно с началом «холодной войны», была крайне неблагоприятной для исследования истории США. Даже в крупнейших университетах СССР наличие специалистов по изучению развития этой страны было не правилом, а скорее исключением [7].
В 50-е гг. отечественная историческая наука испытывала огромный недостаток в исследованиях по американской проблематике. Видимо, с этим обстоятельством и было связано создание в 1953 г. при Институте истории Академии наук СССР специального сектора истории США и Канады. Провозглашенный в середине 50-х гг. новым руководством Советского Союза во главе с Н.С. Хрущевым курс на относительно большую свободу научного исследования создал необходимые предпосылки для становления американистики как самостоятельного направления. Именно в этот период в СССР появились крупные историки-американисты, ставшие основоположниками научных школ, которые и поныне успешно развиваются в нашей стране. Заметный вклад в изучение истории США и в подготовку специалистов в этой области, наряду с такими известными исследователями, как Н.Н. Яковлев, В.Л. Мальков, Н.Н. Болховитинов, Г.Н. Севастьянов, внесли историки Московского университета - Н.В. Сивачев, И.П. Дементьев. Среди них почетное место занимает Евгений Федорович Язьков.
Для темы своей кандидатской диссертации, защищенной в 1955 г., Е.Ф. Язьков избрал историю фермерского движения США в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. [8]. Этой же проблеме, а также другим аспектам внутриполитического развития Соединенных Штатов в 30-е гг. XX века были посвящены несколько статей и небольшая книга Е.Ф. Язькова [9]. Нельзя не отметить, что уже в этих работах он достаточно подробно охарактеризовал состо-
яние аграрной сферы американской экономики, вскрыл причины возникновения и слабостей массового фермерского движения, а также его участия в широкой антимонополистической борьбе 30-х гг. Молодой исследователь показал, что развернувшееся фермерское движение сыграло важную роль в политической жизни Соединенных Штатов и создало предпосылки для активного участия фермеров в борьбе против крайней реакции [10].
Е.Ф. Язьков подверг обоснованной критике деятельность возглавляемой Г. Гувером республиканской администрации США. Как известно, Гувер и его окружение, выступая за незыблемость догматов «твердого индивидуализма», первоначально вообще отрицали наличие серьезных кризисных явлений в американской экономике на рубеже 20-х - 30-х гг. Историк указывал на пагубность отказа правительства от введения социального страхования для безработных, число которых в то время достигало огромных размеров [11].
Нельзя не согласиться с Е.Ф. Язьковым в том, что столь же реакционный характер носила и аграрная политика Гувера. Она, «так же, как и другие аспекты внутренней политики республиканцев, отвечала интересам лишь крупного капитала» [12]. Исследователь пришел к выводу, что созданное Гувером в июне 1929 г. Американское фермерское бюро не смогло принять сколь-либо эффективных мер для оказания помощи фермерам [13].
Именно в антинародной политике руководства США Е.Ф. Язьков усматривал корни усиления антимонополистического движения в 19301932 гг., одним из ключевых звеньев которого были фермеры. Обострение политической обстановки в США, «сильнейшее распространение политических волнений и общего недовольства» способствовало укреплению позиций среди американской буржуазии сторонников либерального курса. Это и привело, как аргументировано показал Е.Ф. Язьков, к победе на президентских выборах в 1932 г. представителя Демократической партии Ф.Д. Рузвельта [14].
Проблемы «нового курса», реформаторская деятельность Ф. Рузвельта стали одним из основных направлений в научно-исследователь-
ской работе Евгения Федоровича. Следует отметить, что еще в 1956 г. исследователь сделал объективный вывод о том, что уже в первый год правления Рузвельта фермерское движение добилось пусть и ограниченного, но все же успеха, когда в мае 1933 г. вступил в силу «Закон о помощи фермерам» [15]. В последующих своих исследованиях Е.Ф. Язьков однозначно отмечал, что в годы «нового курса», и особенно в середине 30-х гг., в политической жизни США произошли решительные сдвиги, в том числе и в сфере аграрной правительственной политики [16].
Нельзя не отметить, и Евгений Федорович в последующих своих публикациях не раз обращал внимание на то обстоятельство, что вплоть до конца 80-х гг. научное исследование каких-либо аспектов новейшей истории должно было осуществляться в рамках догматической теории общего кризиса капитализма, навязываемой ученым партийно-политическим руководством СССР. На основании этой теории историки были обязаны делать вывод о невозможности успешного приспособления капитализма к потребностям общественного развития, а значит и о неизбежности его прогрессирующего упадка. Все это создавало серьезные препятствия для объективного анализа развития общества в период новейшей истории [17]. Следуя канонам теории общего кризиса капитализма, историк не мог не заявить о том, что реформы «нового курса» были направлены на сохранение буржуазного влияния на широкие народные массы и укрепление классового господства монополистической буржуазии США [18]. В конечном счете, реформаторскую деятельность Рузвельта можно было рассматривать не иначе, как попытку на время предотвратить неизбежную гибель капиталистической системы.
Однако в этих условиях Е.Ф. Язьков в своих исследованиях никогда не акцентировал внимание на отстаивании догм вульгаризированного марксизма. В целом, Евгений Федорович сумел показать, что реформы «нового курса» носили либерально-демократический характер и частично удовлетворили требования трудящихся фермеров [19]. Вместе с тем, и здесь следует согласиться с исследователем: неотложные меры по государственному регулированию в аграрной
184
отрасли экономики были осуществлены правительством США под непосредственным воздействием фермерского забастовочного движения и выступлений сельскохозяйственного пролетариата. Особенно отчетливо это обстоятельство проявилось в середине 30-х гг., «когда в январе 1936 г. верховный суд США под давлением наиболее реакционных кругов монополистического капитала прекратил деятельность ААА*, фермерские массы заставили в 1936 и 1938 гг. принять новые законы о помощи сельскому хозяйству» [20].
В последующем, как отмечают коллеги Евгения Федоровича, проблематика «нового курса» и в более широком смысле - «особенностей американского монополистического, корпоративного капитализма, методов регулирования экономики и социальной сферы в США» - явилась «одним из магистральных направлений в научной деятельности» всего сформировавшегося в тот период на кафедре коллектива историков-американистов [21].
После успешной защиты кандидатской диссертации Е.Ф. Язьков продолжил заниматься изучением фермерского движения Соединенных Штатов, взяв для разработки более ранний, практически неизученный период его развития. Огромное значение для плодотворного осуществления научных исследований имело заключение в 1958 г. соглашения между СССР и США о сотрудничестве и обменах в сфере культуры, образования и науки, что предоставило советским историкам возможность работы в американских библиотеках и архивах, лично познакомиться с бытом и жизнью американцев. Использовав предоставленные этим соглашением возможности, И.С. Галкин сумел направить в США трех американистов кафедры. Одним из первых в 1963-1964 гг. в Штаты был откомандирован Е.Ф. Язьков.
В результате большой работы Евгения Федоровича по изучению исторических материалов из Национального Архива Вашингтона, архива исторического общества штата Висконсин,
1 Agricultural Adjustment Administration (Администрация регулирования сельского хозяйства) — создание этого органа предусматривалось «Законом о помощи фермерам» от 12 мая 1933 г.
архивов ведущих университетов Америки им были опубликованы содержательные статьи [22], разделы в коллективны« монографиях по истории США [23]. За написание главы «Движение за независимые политические действия» и раздела «Сельскохозяйственные рабочие и их стачечная борьба в начале 30-х гг.» в научном труде «История рабочего движения в США в новейшее время» Е.Ф. Язьков был удостоен Государственной премии СССР. В 1972 г. Евгений Федорович защитил докторскую диссертацию «Фермерское движение в США в 1918-1929 гг.» [24]. Написанная на основе диссертации монография [25] была отмечена Ломоносовской премией. Нельзя не обратить внимание, что в своих работах Евгений Федорович использовал новейшие исследования американской историографии, при этом указывая на высокий научный уровень многих публикаций немарксистских историков [26].
При характеристике развития фермерского движения 20-х гг. Е.Ф. Язьков, и это наиболее важно, сумел показать, что несмотря на имеющиеся противоречия между различными социальными группами сельскохозяйственного населения США, «в борьбе против монополий фермерство выступало, как правило, единым фронтом» [27]. С этим обстоятельством и связан тот факт, что фермерство активнее и раньше других слоев американского общества включалось в антимонополистическую борьбу.
Е.Ф. Язьков очень подробно рассмотрел различные формы антимонополистических выступлений фермеров. Историк подчеркнул, что при всех своих слабостях фермерское движение 1918-1929 гг. внесло важный вклад в борьбу прогрессивны« сил США. Фермерство первым взяло на вооружение идею государственной помощи сельскому хозяйству. Уже в 20-е гг. XX в. фермеры, создавая собственные организации и союзы, а иногда, и участвуя в борьбе за образование самостоятельной рабоче-фермерской партии, смогли добиться определенных успехов в решении остро стоявших вопросов.
Е.Ф. Язьков отметил, что оформившаяся в 1921 г. в конгрессе США группа сенаторов и членов палаты представителей от сельскохозяйственных Штатов Запада и Юга (Фермерский
блок) уже в первые месяцы своего существования сумела добиться общего одобрения конгрессом США принципа государственной помощи сельскому хозяйству [28]. С возникновением Фермерского блока началась длительная и упорная борьба вокруг различных планов сельскохозяйственного законодательства, «в ходе которой постепенно, шаг за шагом создавались предпосылки для все более решительных изменений в сфере правительственной аграрной политики» [29].
Главный вывод Е.Ф. Язькова состоял в том, что уже «в период ... американского «просперити», расцвета идеологии «твердого индивидуализма», фермерство раньше, чем другие слои американского общества, перешло в ряды защитников идеи государственного регулирования экономической и социальной жизни общества, идеи, которая в 30-х гг. была положена в основу «нового курса» Ф. Рузвельта» [30].
Нельзя не отметить, что Евгений Федорович в своих исследованиях подчеркнул также и большую роль в общественно-политической жизни США движения фермеров за независимые политические действия, достигшего наибольшего размаха во время избирательной кампании 1924 г. в «движении Лафоллета» [31]. Исследователь указал на то, что на выборах Президента США именно фермерство составило основную массу избирателей, голосовавших за кандидата от прогрессистов. Этот факт означал, и здесь нельзя не согласиться с ученым, что часть участников фермерского движения начала переходить от чисто экономических требований «к более радикальным методам политического действия» [32].
Историк с полным основанием утверждал, что несмотря на поражение Р. Лафоллета на выборах, которое повлекло за собой определенный разброд в ряды фермерского движения, игнорирование основных требований его программы дорого обошлось правящим кругам США. Политика обеих ведущих партий, которые в 1924 г. «повели бешеную атаку против кандидата от прогрессивных сил», даже не пытаясь перехватить часть его идей или выдвинуть им какую-либо альтернативу, «стало главной предпосылкой возникновения в 20-х гг. движения за
создание третьей партии» [33]. Нежелание интегрировать в свой идейный багаж хотя бы часть умеренных предложений, которые выдвинула созданная в 1922 г. Конференция прогрессивного политического действия (КППД), «явилось важной предпосылкой перегруппировки, еще более ускоренной наступлением экономического кризиса 1929-1933 гг.» [34].
Исследования Евгения Федоровича Язько-ва по истории американского фермерского движения существенно обогатили историческую науку представлениями не только о развитии прогрессивного движения США против засилья монополий и корпораций, но и об особенностях внутренней политики администраций У. Гар-динга, К. Кулиджа, Г. Гувера, Ф. Рузвельта. Эти работы до сих пор не утратили своей актуальности, оставаясь наиболее фундаментальными среди научных работ по этой проблематике и получивших широкое признание за рубежом.
Высокий научный уровень работ Е.Ф. Язь-кова, а также и исследований других американистов Московского университета создал необходимую базу для установления прочных научных контактов советских историков с историческим сообществом Соединенных Штатов Америки. С середины 70-х гг. прошлого века начался интенсивный процесс интеграции отечественной американистики в развитие мировой исторической мысли. Осуществлению этого плана способствовала и общая атмосфера разрядки, установившаяся в советско-американских отношениях в начале 70-х гг., а также включение Советского Союза в лекционную программу фонда Фулб-райта. Эта программа, инициатором которой был сенатор-демократ от Штата Арканзас Дж.У Фулбрайт, предусматривала международный обмен, по которому американским ученым различных специальностей представлялись возможности пребывания в других странах, а ученым других стран - соответственно в США с целью чтения лекций и ведения других видов педагогической работы в университетах и иных высших учебных заведениях, а также для научно-исследовательской работы [35].
Первыми чтение лекций в рамках программы Фулбрайта попытались осуществить историки Московского университета. Инициатором
186
этой идеи наиболее активно выступал профессор И.В. Сивачев, который позднее в 1981 г. возглавил кафедру новой и новейшей истории. В результате проделанной работы при содействии и поддержке руководства МГУ, а также руководителей фонда Фулбрайта и группы американских историков в феврале 1974 г. в Московском университете состоялась первая лекция профессора Висконсинского университета Дэвида Кро-нона, открывшая его лекционный курс по истории движений за социальные реформы в США в период от Прогрессивной эры до Нового курса [36]. С этого момента сотрудничество кафедры новой и новейшей истории с американскими исследователями стало носить непрерывный характер.
Важно отметить, что уже в 70-е гг. читающим лекции в МГУ американским ученым была предоставлена возможность свободно излагать и подвергать критике любые историографические концепции. Все это, вне всякого сомнения, способствовало повышению научно-теоретического уровня подготовки студентов и преподавателей. Большое значение имело также образование в середине 70-х гг. научного координационного совета по проблемам американистики, направившего свои усилия на объединение исследовательской работы специалистов гуманитарных факультетов вуза. Инициатором его создания выступили именно историки. Ежегодно стал издаваться печатный орган совета -«Проблемы американистики». После кончины в 1983 г. И.В. Сивачева председателем научного координационного совета и главным редактором сборника «Проблемы американистики» был избран Е.Ф. Язьков. С 1983 по 2008 гг. Е.Ф. Язьков возглавлял коллектив кафедры новой и новейшей истории.
Усилиями Евгения Федоровича в ноябре 1987 г. при кафедре была создана лаборатория по американистике, которая сконцентрировала усилия историков на изучении истории и тенденций развития политической системы США [37]. К 1988 г. лабораторией было подготовлено двухтомное издание «Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции» [38]. В нем подводились итоги десятилетних исследований американис-
тов университета. Его ответственным редактором был Е.Ф. Язьков. Это издание, одновременно вышедшее и на английском языке, получило довольно высокую оценку в американских научных кругах. В ведущем историческом журнале США, издаваемом под эгидой Американской исторической ассоциации «The American Historical Review», появилась рецензия на данное исследование [39]. Важно отметить, что анализируя почти двухсотлетнюю историю политических партий США, авторский коллектив пришел к объективному выводу, который свидетельствовал, что двухпартийная система США надежно и достаточно высоко выполняет свои электоральные функции, а «независимое политическое действие не имеет достаточно широкой социальной опоры» [40].
Активное участие американисты кафедры приняли в подготовке четырехтомного издания «Истории США» [41], авторский коллектив которого включал наиболее авторитетных исследователей Советского Союза. Е.Ф. Язьков входил в состав редколлегии и участвовал в написании ряда глав третьего тома, посвященного анализу истории США в период между двумя мировыми войнами. Все это способствовало укреплению контактов исторического факультета МГУ со специалистами по истории США из академических институтов и высших учебных заведений страны. Не меньшее значение имела подготовка крупного междисциплинарного исследования по американской конституции: «Конституция США: история и современность» [42].
Большое внимание Евгений Федорович уделял развитию международных научных связей кафедры. Благодаря его усилиям, Московский университет значительно расширил сотрудничество с ведущими американскими университетскими центрами. В рамках программы Фулбрай-та к чтению лекций привлекалось все большее и большее количество ведущих американских специалистов. С 1988 г. лучшие студенты кафедры стали ежегодно направляться на стажировку в американские университеты [43].
Е.Ф. Язьков неоднократно приглашался для чтения лекций в американские университеты и научные институты, участвовал в проводимых
в США международных конференциях и симпозиумах, выступал на заседаниях Американской исторической ассоциации. Все, кто знал Евгения Федоровича, отмечают, что научная добросовестность, профессиональное мастерство, дар полемиста позволили ему завоевать уважение и признание заокеанской аудитории [44]. Об этом свидетельствует и избрание Е.Ф. Язькова в 2001 г. почетным иностранным членом Американской исторической ассоциации.
Высокий авторитет Евгения Федоровича, его коллег и учеников позволил приступить к совместным с американскими учеными научно-исследовательским разработкам. В конце 80-х гг. американисты МГУ приняли участие в подготовке пятитомной «Международной аннотированной библиографии по истории США» [45]. Примером новых форм сотрудничества стало подписанное по инициативе Е.Ф. Язькова соглашение между Московским университетом и университетом Миссури в Канзас-Сити о совместной подготовке и издании в США специальной серии научных сборников под общим названием «Советско-американский диалог по истории США». Эта серия была задумана как одно из средств ознакомления американской общественности с научными разработками советских историков [46]. В 1989 г. вышел в свет первый том серии, посвященный Новому курсу [47]. С 1995 по 2000 гг. были изданы еще три тома под названием «Российско-американский диалог по истории США» об американской революции, культурных отношениях 1776-1914 гг. и истории политических партий США [48]. В этих изданиях были опубликованы на английском языке статьи отечественных историков, рецензии американских исследователей на эти статьи и ответы на рецензии советских, российских авторов. Публикация подобного рода работ способствовала выходу отечественной американистики на новую, более высокую ступень своего развития. Теперь с достижениями российских ученых могли ознакомиться историки различных стран мира.
В 90-е гг. прошлого столетия российские ученые-американисты пришли к пониманию необходимости создания такого научного центра, который бы координировал деятельность
американистов различных специальностей, работающих в разных учебных и исследовательских центрах нашей страны. Такая ассоциация была образована в 1995 г., и ни у кого не возникало сомнений в том, что ее Президентом должен быть избран Евгений Федорович Язьков.
Подлинно научный подход, недопустимость использования исторического прошлого в чьих-либо политических интересах - эти научные качества всегда характеризовали Евгения Федоровича как историка-профессионала. С 90-х гг. прошлого века, когда в отечественной исторической науке начался пересмотр догм вульгаризированного марксизма, Е.Ф. Язьков выступил решительным противником огульного перечеркивания научных достижений советской американистики и исторической науки в целом. Ученый подчеркивал недопустимость переосмысления исторического процесса на абстрактных схемах и «изображении Соединенных Штатов как некоего идеала для всех времен и народов» [49]. Е.Ф. Язьков полагал, что при оценке «американского опыта» исследователи «должны вести речь не об уникальности «американского пути», а о крайне благоприятных условиях развития буржуазных отношений в Северной Америке, объективно существовавших в большей или меньшей мере на протяжении всей истории США» [50]. Резкой критике историк подвергал появлявшиеся в российской публицистике, на страницах журналов и газет претендовавшие на «объективность» «псевдоисторические опусы», в которых из истории Соединенных Штатов полностью исчезали классовые противоречия и социальные битвы, а сама эта страна была представлена идеалом политической демократии и социальной справедливости [51].
За время работы Е.Ф. Язькова в Московском университете не один десяток выпускников его кафедры защитили свои кандидатские и докторские диссертации. Сегодня учеников Е.Ф. Язь-кова, многие из которых стали известными учеными, можно встретить не только в России и странах СНГ, но и в США, ряде европейских государств. Заместитель директора института США и Канады РАН В.И. Борисюк отмечал, что Е.Ф. Язьков в своем лекционном курсе по новейшей истории США закладывал фундамент, «по-
188
зволяющий питомцам кафедры уверенно решать самые различные научные задачи». У него будущие американисты «брали первые уроки в освоении научнык методов» [52]. Читая на историческом факультете данный курс, Евгений Федорович всегда сосредотачивал внимание студентов на обсуждении дискуссионных проблем и критическом освоении достижений зарубежной историографии. Он читал лекции в яркой манере, никогда не пользовался конспектами, четко выстраивал логику своей концепции, умел акцентировать внимание аудитории на главных вопросах, производя неизгладимое впечатление на слушателей.
Важным этапом в подготовке специалистов по американской истории явился выход в свет в 1972 г. написанного Е.Ф. Язьковым совместно с Н.В. Сивачевым учебного пособия «Новейшая история США» [53]. В этой работе авторы, собрав и систематизировав огромный фактический материал, открыли перед читателями некоторые малоизвестные страницы истории Соединенных Штатов. Книга вызвала заметный интерес у американских исследователей, что потребовало ее издание на английском языке [54] .
Много сил и энергии Е.Ф. Язьков отдал работе в редакциях важнейших исторических периодических изданий нашей страны. На протяжении долгих лет исследователь являлся членом консультативного совета «Американского ежегодника», редакционных коллегий журналов «Новая и новейшая история», «Вестник Московского университета. Серия история». Главный редактор «Новой и новейшей истории» академик Г.Н. Севастьянов отмечал, что «в трудных, спорных ситуациях компетентные суждения Е.Ф. Язькова не раз помогали найти конструктивное решение возникших проблем. Подкупают (его - А.Б.) стремление ... помочь талантливым авторам и в то же время твердая решимость не пропускать на страницы журнала легковесные, конъюнктурные, дискредитирующие подлинную историческую науку материалы». Долголетнее сотрудничество Евгения Федоровича с журналом, подчеркивал Г.Н. Севастьянов, «раскрыло многие грани его яркой личности» [55].
Большая заслуга профессора Е.Ф. Язькова состоит в том, что он внес значительный вклад в процесс усовершенствования преподавания новейшей истории западный стран, подготовку университетских учебников и учебных пособий по этому сложному и противоречивому этапу развития общества.
Уже в 50-е гг., будучи молодым специалистом, Е.Ф. Язьков приступил к чтению лекционного курса по первому периоду новейшей истории, что в то время было особенно нелегким трудом. Отсутствие учебника тормозило процесс преподавания этой дисциплины в университетах и педагогических вузах [56]. Появившиеся в 1959-1960 гг. учебные пособия, в составлении которых принимали участия сотрудники научных центров Москвы и Ленинграда [57], имели ряд весьма существенных недостатков [58].
В 70-е гг. коллектив кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки МГУ приступил к подготовке учебника, который, по замыслу авторов, должен был основываться на большом круге монографических работ и коллективных трудов, посвященных узловым вопросам данной исторической эпохи. Два тома первого университетского учебника увидели свет в 19731975 гг. [59]. Его главным редактором был И.С. Галкин. Е.Ф. Язьков входил в состав редакционной коллегии этого издания, принимал участие в разработке общей концепции учебника и написал главы по истории Соединенных Штатов Америки. Несмотря на имеющиеся недостатки, главный из которых - преобладающий страноведческий принцип изложения материала, затруднявший целостное восприятие студентами всего исторического процесса и возможности в полной мере выявить общие закономерности новейшей истории [60], появление учебника было важным шагом вперед в усовершенствовании подготовки профессиональных историков. Это был колоссальный вклад в организацию процесса преподавания новейшей истории во всех высших учебнык заведениях нашей страны.
В 80-е гг. под руководством Евгения Федоровича началась работа кафедры по созданию нового университетского учебника по истории новейшего времени европейских и американс-
ких стран. В основу его концепции был положен принцип адекватного сочетания фактического, конкретно-исторического материала по истории отдельных стран с постановкой крупных теоретических проблем, вымвляющих основные закономерности и процессы исторического развития, общие для всех стран Европы и Америки или же характерные для отдельных регионов или групп стран [61]. Это позволило авторскому коллективу улучшить как теоретический и методологический уровень опубликованных в 1989 и 1993 гг. под редакцией Е.Ф. Язькова изданий [62], так и представить концепцию периодизации двух периодов новейшей истории.
Этот же принцип - принцип сочетания «событийности» и «проблемности» - был положен в основу новый серии университетских учебников по новейшей истории, изданных в 2000 и 2004 гг. [63]. Выкод этих учебников был вызван потребностью пересмотра укоренившихся в исторической литературе советского периода догм вульгаризированного марксизма. Главным образом, необходимо было отказаться от представлений о новейшей истории как периоде общего кризиса капитализма. С другой стороны, в постсоветской России огромное влияние на умы молодого поколения стали оказывать скороспелые псевдоисторические публикации, которые исходили в своей трактовке прошлого из примитивного принципа «от противного» путем простой «смены знаков» - с плюсов на минусы и наоборот. Е.Ф. Язьков решительно противостоял попыткам создания односторонних и столь же далеких от истины идеологических схем, как и прежние штампы догматизированного марксизма [64].
Наиболее последовательно эта позиция была представлена Евгением Федоровичем в подготовленном им курсе лекций по истории стран Европы и Америки в 1918-1945 гг. Впервые вышедшее в 1998 г. это учебное пособие, подводившее итог почти пятидесятилетнему периоду чтения Е.Ф. Язьковым лекционного курса, оказалось настолько востребовано специалистами, что в последующем переиздавалось дважды. Опираясь на крупные монографические исследования отечественный историков, опубликованные в 60-80-е гг., но выдержавшие ис-
пытание временем, и привлекая новые материалы, автор попытался дать подробное представление о наиболее важных проблемах первого периода новейшей истории, по которым и сегодня идут оживленные дискуссии в историографии.
Во вводной лекции исследователь рассмотрел наиболее значимые методологические вопросы, отказавшись при этом от присущей советской историографии ошибочной характеристики новейшей истории как этапа поступательного развития социалистической системы и упадка, неизбежной гибели капиталистического мира. По крайне мере, в условиях XX века капиталистическая экономика показала свою необычайную гибкость и умение маневрировать. Вместе с тем, в противовес модернистским концепциям, Е.Ф. Язьков считал невозможным отрицать как неизбежность свершившейся в 1917 г. в России Октябрьской революции, так и того влияния, которое она оказала на развитие западной цивилизации в XX веке. В результате этого влияния государства стран Европы и Америки стали использовать как «методы прямого контроля над ключевыми отраслями экономики путем их национализации, так и методы косвенного контроля посредством бюджетно-налоговых и кредитно-финансовых рычагов» [65].
По убеждению Е.Ф. Язькова, для характеристики развития капитализма в XX веке историки должны использовать термин «государственно-корпоративно-конкурентный капитализм», неотъемлемой чертой которого стала его «социальная ориентированность». Капиталистическое общество, по мнению автора курса, «эволюционировало в сторону более гуманных принципов самоорганизации». Историк считает, что этот процесс, часто называющийся «социализацией капитализма», стал возможен как в результате внутреннего развития самого капиталистического общества, так и под воздействием идей его социалистического переустройства [66].
В рамках курса Е.Ф. Язьковым были рассмотрены наиболее важные и значимые сюжеты истории западных стран: итоги первой мировой войны и создание версальско-вашингтон-ской системы послевоенного устройства мира, германская революция 1918-1919 гг., развитие
190
международного рабочего движения в 19181923 гг., капиталистическая стабилизация 20-х гг. и особенности экономического и социально-политического развития Англии в этот период, экономический кризис 1929-1933 гг. и его социально-политические последствия, германский фашизм, Новый курс Ф. Рузвельта в США, Народный фронт во Франции, политический кризис 1939 г., характер Второй мировой войны. Не вдаваясь в подробный анализ концепции историка по всем этим проблемам, поскольку он обстоятельно представлен в двух рецензиях, опубликованных в журналах «Вопросы истории» и «Новая и новейшая история» [67], следует отметить, что курс лекций Евгения Федоровича характеризует взвешенный и подлинно исследовательский подход. В этом подходе нет места попыткам внедрения в историческую науку псевдоисторических схем, какой бы политической ориентации их авторы не придерживались, более того подобные тенденции подвергаются резкой критике.
Нельзя не согласиться с профессором В.О. Печатновым, который отметил, что важным достоинством работы Е.Ф. Язькова является «гармоничное . сочетание необходимой дидак-тичности с научной дискуссионностью, а большого фактического материала - с его глубокой концептуально-теоретической разработкой» [68]. Издание курса, концепция которого и сегодня позволяет понять существо многих противоречивых исторических явлений, было весьма существенным шагом в развитии методологии преподавания новейшей истории в высших учебных заведениях. Е.Ф. Язьков считал выход в свет этого лекционного курса, совершенствованного им на протяжении всей преподавательской работы, одной из самых важных вех в своей научной биографии.
Итак, огромный научный потенциал, организаторские способности ученого, блестящие качества полемиста позволили Евгению Федоровичу внести весомый вклад в развитие отечественной американистики, преподавание новой и новейшей истории. Его научные исследования сыграли важную роль в процессе осмысления новейшей истории Соединенных Штатов межвоенного времени и не утратили своей актуаль-
ности. Усилиями Е.Ф. Язькова, его коллег по кафедре новой и новейшей истории, учеников советская американистика успешно влилась в процесс развития мировой исторической мысли и пользуется признанием среди части видных американских историков. Важно, что уже в обстановке «холодной войны» историки нашей страны смогли перешагнуть грань идеологической конфронтации и приступить к диалогу, научной полемике с американскими исследователями, успешно развивающимися и в наши дни.
Огромная работа Е.Ф. Язькова по укреплению сотрудничества с американскими историческими центрами способствовала укреплению и дружеских связей между двумя странами. Научные и военные заслуги Е.Ф. Язькова были отмечены многочисленными правительственными наградами. В последний год своей жизни Евгений Федорович был награжден орденом Дружбы.
Сегодня американистика в нашей стране занимает одну из ведущих позиций среди научных исторических школ не только Московского университета, но и других учебных и научных заведений нашей страны, и большая заслуга в этом принадлежит Евгению Федоровичу Язько-ву. Установлению научных связей с американской исторической наукой он посвятил всю свою жизнь.
Нужно отметить, что Е.Ф. Язьков общался с представителями научного мира США не только в академических аудиториях. Каждый приезжавший из США историк обязательно побывал в квартире Евгения Федоровича, где в присутствии его жены и учеников за праздничным столом велись задушевные беседы. Все это позволяло не только лучше понять уклад жизни американцев, но и завести личные знакомства, которые в еще большей степени способствовали укреплению дружественных отношений между Московским университетом и американскими учебными заведениями. Евгений Федорович вспоминал, что ни с одной другой страной кафедре не удалось установить столь прочных и постоянных научных контактов, какие были установлены с Соединенными Штатами.
Е.Ф. Язьков был очень отзывчивым человеком, всегда оказывал помощь молодежи в реали-
зации научно-исследовательского потенциала. Двери квартиры Евгения Федоровича всегда были открыты для учеников, с которыми профессор проводил длительные и обстоятельные консультации, знакомил с новинками научной литературы, представленными в его обширной библиотеке. Евгения Федоровича всегда отличало требовательное, но чуткое отношение к своим воспитанникам. Большую помощь в работе ученому оказывала его супруга, участница Великой Отечественной войны - Марина Григорьевна. Во всех своих начинаниях он всегда чувствовал ее поддержку и внимание. С глубоким уважением и любовью к Марине Григорьевне относятся все, кто, хотя бы раз, побывал в гостях у Е.Ф. Язькова.
Кончина Евгения Федоровича Язькова в марте 2009 г. явилась тяжелой утратой для российской исторической науки, но результаты его научной работы еще долгие годы будут использовать историки различных стран. По учебникам и учебным пособиям профессора продолжают учиться тысячи студентов нашей страны. Личность Евгения Федоровича Язькова является ярким примером исключительной научной добросовестности, профессионализма, принципиальной жизненной позиции, борьбы с конъюнктурщиной и приспособленчеством, которые, к сожалению, до сих пор сильны в исторической науке и наносят ей огромный ущерб.
Примечания:
1. См.: Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет. М., 2004. - С. 336.
2. Профессору Евгению Федоровичу Язькову - 80
лет // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. - 2003. - № 5. - С. 3.
3. См.: Дементьев, И.П. Илья Саввич Галкин/И.П. Дементьев // Портреты историков. Время и судьбы. Т. IV: Новая и новейшая история. М., 2004. -С.114.
4. Единственный крупный научный труд видного русского историка М. Острогорского «Демократия и политические партии», написанный им по-французски, который в 1902 г. был опубликован на английском языке, появился на русском языке лишь в 1927-1930 гг. (См.: Язьков Е.Ф. Изу-
чение истории США в МГУ и роль программы фонда Фулбрайта // Новая и новейшая история.
- 1994. - № 6. - С. 28).
5. См.: Ефимов, А.В. К истории капитализма в США. /А.В. Ефимов. - М., 1934.
6. См.: Лан, В.И. Классы и партии в США. 2-ое изд. /В.И. Лан. - М., 1936 (первое издание этой книги вышло в 1932 г.); Он же. Англия и Америка. Главный узел международных противоречий империализма. М., 1934; Он же. США от Первой до Второй мировой войны. М., 1947; Зубок, Л.И. Империалистическая политика США в странах Караибского бассейна. 1900-1939/Л.И. Зубок. - М.-Л., 1948. Л.И. Зубоком была также опубликована прочитанная им лекция по истории США - Зубок, Л.И. США в 1918-1923 годах: Стенограмма лекции, прочитанной в Высшей Партийной Школе при ЦК ВКП(б) в 1940-1941 учебном году. Курс всеобщей истории. Новейшая история. Лекция 9. /Л.И. Зубок. - М., 1940.
7. Более подробно о развитии отечественной американистики до середины 50-х гг. XX века см.: Язьков, Е. Ф. Изучение истории США в МГУ. -С. 28-30; Болховитинов, Н.Н. Российская американистика, 1814-1999 /Н.Н. Болховитинов // Исторические записки. Вып. 3 (121). М., 2000. - С. 48-57; Овсянников, В.И. Принцип «партийности» и становление советской американистики: стоит ли ворошить прошлое?/ В.И. Овсянников // Социально-гуманитарные знания. -2000.- №№ 5-6; Bolkhovitinov, N.N. American History in Russia: Retrospect and Prospect // The Journal of American History. 1992. Vol. 79, No. 2; Yazkov, E.F., Dementiev, I.P., Manykin, A.S., Mishin, A., Rogulev, Yu.N., Sevastyanov, G.N., Trofimenko, G.A. Soviet Preface // Soviet-American dialogue on the New Deal / Graham, Jr. O.L. (ed.). Kansas-City, 1989. P. ix-x.
8. См.: Язьков, Е.Ф. Массовое фермерское движение в США в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Дисс... канд. ист. наук/ Е.Ф. Язьков. - М., 1955.
9. См.: Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США в 1932-1933 гг. /Е.Ф. Язьков // Вопросы истории.
- 1956. - № 9; Он же. Аграрная политика правительства Рузвельта и фермерское движение в США в 1933-1935 гг./ Е.Ф. Язьков // Новая и новейшая история. - 1957. - № 3; Мальков, В.Л., Язьков, Е. Ф. Внутренняя политика правящих кругов США в 1929-1933 гг. / В.Л. Мальков, Е.Ф. Язьков // Вопросы истории. - 1960. - № 5; Язь-
192
ков, Е.Ф. Стачечное движение сельскохозяйственного пролетариата США в 1929-1935 гг. / Е.Ф. Язьков. - М., 1962.
10. См. напр.: Язьков, Е.Ф. Аграрная политика пра вительства Рузвельта. - С. 132.
11. Мальков, В.Л., Язьков, Е.Ф. Указ соч. - С. 137, 139.
12. Там же. С. 145.
13. Так, потерпели неудачу попытки правительства выдавать займы фермерским кооперативам, которые соглашались временно удерживать имеющиеся у них запасы продукции от поступления на рынок и последующая скупка у них «излишков» пшеницы и хлопка. Сосредоточение в руках правительства огромных запасов продукции без всякой надежды на сколько-нибудь, как убедительно заявлял Е.Ф. Язьков, оказывало «крайне деморализующее влияние на рынок, вызвав дальнейшее понижение цен». Массовые распродажи во второй половине 1931 г. накопленных Фермерским бюро запасов по существовавшим низким ценам «привели к полной дезорганизации американского рынка и явились одним из важныгс факторов, способствовавших крайнему углублению аграрного кризиса в США в 1932 г.». (См.: Мальков, В.Л., Язьков, Е.Ф. Указ соч. -С. 143; см. также Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США в 1932-1933 гг. - С. 34).
14. См.: Мальков, В.Л., Язьков, Е.Ф. Указ соч. -С. 149.
15. В этом законе предусматривались мероприятия по ограничению сельскохозяйственного производства с целью повышения цен и увеличения покупательной способности фермерства, снижались процентные ставки по ссудам, чем сокращалась общая сумма фермерской задолженности. (См. Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США в 1932-1933 гг. - С. 44).
16. См.: Язьков, Е.Ф. Развитие сельскохозяйственной кооперации и ее роль в фермерском движении в США после первой мировой войны (19181923 гг.) /Е.Ф. Язьков // Вестник Московского университета. Серия история. - 1969. - № 3. - С. 52; Он же. Образование Фермерского блока и его борьба за государственную помощь сельскому хозяйству в США в 1921 г./ Е.Ф. Язьков // Вестник Московского университета. Серия история. - 1972. - № 1. - С. 17, 34; Он же. Фермерское движение в США (1918-1929 гг.)/ Е.Ф. Язьков. -М., 1974. - С. 6, 320.
17. См.: Язьков, Е.Ф. Изучение истории США в МГУ, с. 30-31; Он же. Новый курс Ф. Рузвельта и его
место в истории США /Е.Ф. Язьков // Новый курс Ф. Рузвельта: значение для США и России / Отв. ред. Маныкин А.С., Рогулев Ю.Н., Язьков Е.Ф. М., 1996. С. 4; Он же. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). Курс лекций. 3-е изд. / Е.Ф. Язьков. - М., 2006. С. 3.
18. См.:Язьков, Е.Ф. Аграрная политика правительства Рузвельта. - С. 111, 123, 132.
19. См.: напр. Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США в 1932-1933 гг. - С. 44.
20. Язьков, Е.Ф. Аграрная политика правительства Рузвельта. - С. 132.
21. Профессору Евгению Федоровичу Язькову - 80 лет. - С. 4.
22. См.:Язьков, Е.Ф. Развитие сельскохозяйственной кооперации; Он же. Образование Фермерского блока; Он же. Движение за независимые политические действия трудящихся в США после первой мировой войны и позиция фермерской организации (1918-1920 гг.) // Вестник Московского университета. Сер. IX. История. - 1968. - №2; Он же. Движение фермерского бойкота в США в 19201921 гг. // Американский ежегодник. 1970. М., 1972; Он же. Движение за независимые политические действия трудящихся в США (1921-1923 гг.) // Проблемы новой и новейшей истории. М., 1972; Он же. Американская историография новейшей истории фермерского движения в США // Американский ежегодник. 1974. М. - 1974.
23. См.: История рабочего движения в США в новейшее время / Отв. ред. Михайлов Б.Я. Т. 1: 1918-1939. - М., 1970.
24. См.: Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США в 1918-1933 гг. Дисс... докт. ист. наук /Е.Ф. Язьков. - М., 1972.
25. См.: Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США (1918-1929 гг.).
26. См.:Язьков, Е.Ф. Американская историография новейшей истории Фермерского движения в США; Он же. [Рецензия] // Новая и новейшая история. - 1966. - № 3. - (Рец. на кн.: Shover J.L. Cornbelt Rebellion. The Farmers Holiday Association. Urbana, 1965); Он же. [Рецензия] // Вопросы истории. 1975. № 7. - (Рец. на кн.: Freidel F.B. Franklin D. Roosevelt. Launching the New Deal. Boston and Toronto, 1937).
27. Там же. С. 319.
28. См.: Язьков, Е.Ф. Образование Фермерского блока. - С. 33; Он же. Фермерское движение в США (1918-1929 гг.). - С. 170.
29. Язьков, Е.Ф. Развитие сельскохозяйственной кооперации. - С. 52.
30. Язьков, Е.Ф. Фермерское движение в США (1918-1929 гг.). - С. 320.
31. Подробнее о «движении Лафоллета» см.: История рабочего движения в США. Т. 1. С. 122-130; Язьков Е.Ф. Фермерское движение в США (19181929 гг.). - С. 222-248.
32. См.: Язьков, Е. Ф. Фермерское движение в США (1918-1929 гг.). - С. 255.
33. Маныкин, А.С., Язьков, Е.Ф. Роль третьих партий в партийно-политической системе США /А.С. Маныкин, Е.Ф. Язьков // Вопросы истории.
- 1981. - № 2. - С. 62-63.
34. Там же. С. 63.
35. См.: Язьков, Е.Ф. Изучение истории США в МГУ. - С. 27, 33.
36. Там же. С. 27; Язьков, Е.Ф. Позитивный опыт сотрудничества с фондом Фулбрайта/ Е.Ф. Язьков // Вопросы истории. - 1994. - № 9. - С. 185.
37. См.: Еалкин, И.В., Язьков, Е.Ф. Лаборатория американистики МГУ/ И.В. Галкин, Е.Ф. Язьков // США: Экономика. Политика. Идеология. -1987. - № 8. - С. 65.
38. Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции: В 2 ч. / Отв. ред. Язьков Е.Ф. М., 1988.
39. См.: Johannsen - R.W. [Review of book] // The American Historical Review. 1990. Vol. 95, No. 5.
- (Рец. на кн.: The U.S. Two-Party System: Past and Present; A View by Soviet Historians / Yazkov E. (ed.). Moscow, 1988).
40. Принципы функционирования двухпартийной системы США. Ч. 2. - С. 272.
41. См.: История США. Т. 1-4. М., 1983-1985.
42. См.: Конституция США: история и современность / Под ред. Мишина А.А., Язькова Е.Ф. и др. М., 1988.
43. См.: Язьков, Е.Ф. Изучение истории США в МГУ. - С. 34.
44. См.: Профессору Евгению Федоровичу Язькову
- 80 лет. - С. 7.
45. См.: Еалкин, И.В., Язьков, Е.Ф. Указ. соч. - С. 68.
46. См.: Язьков, Е.Ф. Изучение истории США в МГУ, с. 34; Он же. Позитивный опыт сотрудничества с фондом Фулбрайта. - С. 186-187.
47. См.: Soviet-American dialogue on the New Deal / Graham, Jr. O.L. (ed.).
48. См.: Russian-American dialogue on the American Revolution / Wood G.S., Wood L.G. (eds.). KansasCity, 1995; Russian-American dialogue on the on cultural relations, 1776-1914 / Saul N.E., McKinzie R.D. (eds.). Kansas-City, 1997; Russian-American dialogue on the history of U.S. political parties / Silbey J.H. (ed.). Kansas-City, 2000.
49. Язьков, Е.Ф. Изучение истории США в МГУ. -С. 35.
50. Маныкин, А.С., Язьков, Е.Ф. «Американский опыт»: образец для подражания или предмет критического анализа?/ А.С. Маныкин, Е.Ф. Язьков // Проблемы американистики. Вып. 9: Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура. М., 1993. - С. 8.
51. Там же. - С. 34; см. также: Язьков, Е.Ф. Введение / Е.Ф. Язьков // Проблемы американистики. Вып. 10: Либеральная традиция в США и ее творцы. М., 1997. С. 4.
52. Профессору Евгению Федоровичу Язькову - 70 лет // Новая и новейшая история. - 1994. - № 2.
- С. 244.
53. Сивачев, Н.В., Язьков, Е.Ф. Новейшая история США / Н.В. Сивачев, Е.Ф. Язьков. - М., 1972.
54. В научном американском журнале появилась рецензия на английский вариант работы - см.: Rochester, S. [Review of book] // The Journal of American History. 1978. Vol. 64, No. 4. - (Рец. на кн.: Sivachyov N.; Yazkov E. History of the USA since World War I. Moscow, 1976).
55. Профессору Евгению Федоровичу Язькову - 70 лет. - С. 244.
56. См.: Домнич, М.Я., Лунев, И.И., Славин, Е.М., Язьков, Е. Ф. Учебные пособия по новейшей истории /М.Я. Домнич, И.И. Лунев, Г.М. Славин, Е.Ф. Язьков // Новая и новейшая история. - 1960.
- № 4. - С. 101.
57. См.: Новейшая история / Под ред. Замысловой З А., Сомина Н И. Ч. I-II. М., 1959; Новейшая история стран Западной Европы и Америки / Под ред. Саморукова Н.И. Т. I. М., 1959; Новейшая история стран Запада/ Под ред. Ревуненкова В.Г. М., 1959; Новейшая история. Малые страны Западной Европы. Страны Латинской Америки. Канада / Под ред. Ревуненкова В.Г. М., 1960.
58. Подробнее о недостатках данных учебных пособий см.: Домнич, М.Я., Лунев, И.И., Славин, Е.М., Язьков, Е.Ф. Указ. соч.
59. См.: Новейшая история 1918-1939 гг. Учебник / Гл. ред. Галкин И.С. - М., 1974; Новейшая ис-
194 -I
тория 1939-1973 гг. Учебник / Гл. ред. Галкин И.С. М., 1975.
60. См.: Ado, A.B., Сироткин, В.Г., Язъкое, Е.Ф. Высшая школа: учебники, лекции, научная работа / А.В. Адо, В.Г. Сироткин, Е.Ф. Язьков // Новая и новейшая история. - 1984. - № 2. -С. 96; Солоеъее, С.А., Язъкое, Е.Ф. О подготовке нового университетского учебника по новейшей истории стран Европы и Америки / С.А. Соловьев, Е.Ф. Язьков // Новая и новейшая история. - 1984. - № 5. - С. 171.
61. См.: Там же; Язъкое, Е.Ф. Новейшая история: проблемы и поиски / Е.Ф. Язьков // Новая и новейшая история. - 1989. - № 5. - С. 3.
62. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 гг.: Учеб. для студ. вузов по спец. «История» / Отв. ред. Язьков Е.Ф. - М., 1989; История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990 гг.: Учеб. для студ. вузов по спец. «История» / Отв. ред. Язьков Е.Ф. - М., 1993.
63. См.: История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 гг. / Под ред. Язькова Е.Ф. М., 2000; История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 гг.: Учеб. для студ. вузов по спец. «История» / Под ред. Язькова Е.Ф. М., 2004.
64. См.: Язъкое, Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. - С. 4.
65. Там же. - С. 22.
66. Там же. - С. 22-23.
67. См.: Печатное, В.О. [Рецензия] / В.О.Печат-нов // Новая и новейшая история. - 1999. -№ 4. - (Рец. на кн: Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (19181945 гг.). Курс лекций. М., 1998); Кантор, Р.Е. [Рецензия] / Р.Е. Кантор // Вопросы истории. -2002. - № 10. - (Рец. на кн: Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). Курс лекций. - М., 2000).
68. Печатное, В.О. Указ. соч. - С. 213.