А.Л. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, А. СУЛЕЙМЕНОВ
ГАРДИНГ, ГУВЕР И АРА: ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ГОЛОДАЮЩИМ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 1920-х гг.
A.L. Perevezentsev, A. Suleymenov
HARDING, HOOVER AND ARA: PROVIDING HELP TO THE STARVING PEOPLE IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF THE 1920s
Статья посвящена анализу внутриполитического положения США в первые годы после окончания Первой мировой войны, личностным характеристикам 29-го президента США Уоррена Гардинга, а также деятельности руководимой им администрации в начале 1920-х гг. Особое внимание уделено американо-российским отношениям начального периода непризнания, гуманитарным усилиям правительства США, АРА во главе с Г. Гувером по оказанию помощи голодающим в Советской России в 1921-1923 гг. Сделан вывод о необходимости более объективного подхода к оценке личности и деятельности 29-го президента США.
Ключевые слова: советско-американские отношения, Уоррен Гардинг, Герберт Гувер, деятельность АРА, голод в Поволжье начала 1920-х гг.
The article is devoted to the US political situation analysis in the first years after the end of the First World War, the personal characteristics of the 29th US President Warren Harding, as well as the activities of the administration he leads in the early 1920s. Particular attention is paid to US-Russian relations in the initial period of non-recognition, the humanitarian efforts of the US government, the ARA, headed by H. Hoover, to help the starving people in Soviet Russia in 19211923. The conclusion is drawn about the need for a more objective approach to assessing the personality and activities of the 29th US President.
Keywords: Soviet-American relations, Warren Harding, Herbert Hoover, the activities of the ARA, the hunger of Soviet Russia in the early 1920s.
Первые годы после окончания Первой мировой войны для американского общества были временем сложным и неоднозначным. Результаты Парижской мирной конференции были для Соединенных Штатов если не провальными, то крайне неудачными: Вудро Вильсон и его делегация не получили того, к чему стремились (свободы торговли, морей и т.п.) - и в результате США не вступили в Лигу наций и не подписали Версальский мирный договор с Германией, на время вернувшись к традиционной политике «изоляционизма». Характерно, что участвовавший в Парижской мирной конференции в качестве советника президента В. Вильсона Герберт Гувер по возвращении в США был настолько разо-
чарован ее итогами и «неблагодарностью союзников», что заявил репортерам о том, что он больше никогда не хотел бы вернуться в Европу1.
Не привыкшие к разного рода «чрезвычайным мерам» американцы хотели вернуться к обычной, привычной довоенной жизни - и на очередных президентских выборах 2 ноября 1920 г. проголосовали за того, кто сделал столь вожделенный большинством избирателей «Возврат к нормальности» своим главным предвыборным лозунгом, - республиканца Уоррена Г. Гардинга. С началом его президентства 4 марта 1921 г. начался длительный, растянувшийся на 12 лет, период пребывания у власти трех подряд президентов-республиканцев -У. Гардинга, К. Кулиджа и Г. Гувера.
Более подробный очерк биографии 29-го президента США содержится в одной из наших недавних публикаций , в этой же работе нам хотелось бы обратить внимание читателей на один из самых ярких эпизодов гуманитарного характера в истории ХХ в. - помощь в борьбе с голодом, которую оказали Советской России в начале 1920-х гг. администрация У. Гардинга, а также руководимая Г. Гувером АРА.
Начнем с того, что личность 29-го президента США на протяжении почти столетия оценивается достаточно однозначно: во всевозможных рейтингах Уоррен Гардинг стабильно входит в число самых непопулярных президентов за
3
всю историю страны , и, как следствие, это отношение распространяется на деятельность руководимой им администрации в 1921-1923 гг. Американский историк Дэниел Макинерни, в частности, отмечает, что, «несмотря на все свое обаяние», Гардинг «оказался не слишком успешным президентом - отчасти из-за весьма заурядных способностей, а отчасти благодаря сомнительным знакомствам (трое его друзей были замешаны в скандальных историях)»4.
1 RisjordN.K. Giants of Their Time: Representative Americans from the Jazz Age to the Cold War. Rowman & Littlefield Publishers, 2006. P. 80.
См.: Перевезенцев А.Л., Сулейменов А. Уоррен Гардинг, 29-й президент США: очерк политической биографии // Вестник АРГУ им. К. Жубанова. 2019. № 3. C. 166-174.
Согласно опросам общественного мнения конца ХХ столетия, Гардинг оказался самым худшим президентом за всю историю США (Согрин В.В. США в ХХ-ХХ1 веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015. С. 151).
4 Макинерни Д. США. История страны. М., 2009. С. 440.
~ 264 ~
Эта оценка, в основном базирующаяся на громких коррупционных скандалах того периода, представляется нам не совсем корректной или, как минимум, не до конца объективной. Что интересно - у современников и очевидцев событий той эпохи и представителей последующих поколений можно отметить совершенно разные представления о деятельности 29-го президента США на своем посту.
Что же на самом деле успели сделать У. Гардинг (и руководимая им администрация) за неполный период своего президентства? Довольно многое - в частности, организовать и провести Вашингтонскую конференцию 19211922 гг., в результате которой были решены вопросы ограничения вооружений, а также послевоенного устройства в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Помимо этого, были предприняты меры по решению вопроса безработицы в стране, регулированию тарифов внешней и внутренней торговли, обновлению налоговой системы, а главное - проведена конверсия, то есть перевод предприятий военно-промышленного комплекса на производство товаров народного потребления, что во многом заложило фундамент «просперити» (процветания) середины - конца 1920-х гг.
Как мы видим, большая часть проведенных Уорреном Гардингом мер была успешной - в тот действительно непростой период5 президент имел действительно значительную поддержку и любовь народа. Как отмечается в официальной биографии президента, опубликованной на сайте Белого дома, к 1923 г. послевоенная депрессия, казалось, сменилась новым приливом процветания, и газеты приветствовали Гардинга как мудрого государственного деятеля, выполняющего свое предвыборное обещание: «Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве»6. Главная же внешнеполитическая линия администрации Гардинга заключалась в невмешательстве в дела Старого
5 Именно в момент вступления в должность 29-го президента США, в марте 1291 г., в стране достиг своего пика послевоенный экономический кризис, когда индекс промышленного производства по сравнению с показателями июня 1920 г. снизился на 32% (Фураев В.К. Советско-американские отношения. 1917-1939. М., 1964. С. 69).
6 Warren G. Harding. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/about-the-white-house/presidents/warren-g-harding/ (дата обращения: 13.05.2020).
~ 265 ~
Света: «Мы не стремимся определять судьбы Старого Света. Мы не хотим себя связывать. Мы не возьмем на себя никакой ответственности, кроме той, которую нам подскажут в каждый конкретный момент наши собственные сознание и суждение» . Он утверждал, что «сегодняшней Америке необходимо... не безоглядное погружение в пучины интернационализма, но успешное
о
плавание по волнам национального единства» . Неудивительно, что этот постулат распространялся и на отношения с Советской Россией. По своим убеждениям Уоррен Гардинг являлся решительным противником признания большевистской власти. Упоминая в своих речах о событиях, происходящих в России, он говорил о них как о «.колоссальной трагедии, которая уничтожила свободу и сделала Россию бессильной. »9.
Отметим тот факт, что вскоре после вступления в должность президента, уже 20 марта 1921 г., на имя Гардинга была направления телеграмма ВЦИК с призывом к возобновлению советско-американских дипломатических отношений10. Но республиканская администрация в ответном заявлении от 25 марта 1921 г. не выразила желания пойти навстречу советской инициативе, выражая, впрочем, готовность к возможному возрождению экономических отношений. Однако, указывалось в этом заявлении, правительству было «совершенно ясно, что в нынешних условиях не может быть никакой уверенности в возможности развития торговли», поскольку восстановление экономических связей представлялось невозможным без признания твердых гарантий частной собственности11.
Гардинг и его правительство видели возможность восстановления дипломатических и экономических отношений лишь в коренном изменении политической системы, сложившейся в России в результате Октябрьской революции 1917 г. «Вопрос о торговле с Россией, - заявил министр торговли Герберт Гу-
7 Иванян Э.А. История США: пособие для вузов. М., 2004. С. 370.
о
Макинерни Д. Указ. соч. С. 440.
9 Rededicating America: Life and Recent Speeches of Warren G. Harding / ed. F.E. Shortemeier. Indianapolis, 1920. P. 46.
10 Документы внешней политики СССР. Т. IV. М., 1960. С. 10.
11 ФураевВ.К. Советско-американские отношения. 1917-1939. М., 1964. С. 73.
~ 266 ~
вер, - является больше политическим, нежели экономическим вопросом до тех пор, пока Россия находится под контролем большевиков»12. Так, одним из требований США стала выплата долгов царской России и Временного правительства, от которых большевики отказались.
И все же вскоре после окончания Гражданской войны в России продовольственная ситуация оказалась безвыходной - настолько, что писатель Максим Горький 13 июля 1921 г. выступил с обращением «Ко всем честным людям»: «Несчастие грозит миллионам населения России смертью от голода, для страны Льва Толстого и Достоевского, Менделеева и Павлова, Глинки и других всемирно ценных людей наступили грозные дни, и я смею верить, что культурные люди Европы и Америки, поняв трагизм положения русского народа, немедленно помогут ему хлебом и медикаментами. »13.
Одновременно с этими событиями подходила к концу деятельность Американской администрации помощи (ARA - American Relief Administration) в Европе. К этому времени продовольственная помощь была оказана Польше, Чехословакии, Австрии, Венгрии и многим другим странам. Еще Вудро Вильсоном во главу этой организации был поставлен Герберт Гувер - с 1921 г. министр торговли в кабинете Уоррена Гардинга. На европейских складах этой организации в начале 1920-х гг. находились значительные остатки зерна, которое могло быть использовано для помощи голодающим в России. Отметим, что среди стран, которым оказывалась продовольственная помощь в послевоенные годы, Россия для Гувера стояла особняком из-за его активного неприятия большевистского правительства и ему в этот период приходилось решать весьма сложную задачу - как помочь российским людям, не помогая их больше-
14
вистскому руководству .
На воззвание великого русского писателя ответили многие, в том числе знаменитый полярник Ф. Нансен, но первым - уже через 10 дней - ответил
12 Там же. С. 74.
13
Аншакова Ю.Ю. Гуманитарная миссия АРА в Советской России: Начало взаимодействия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. №2. С. 112.
14 McGee D.H. Herbert Hoover: Engineer, Humanitarian, Statesman. N.Y, 1966. Р. 174.
М. Горькому Гувер. В его письме содержались условия оказания помощи: официальное обращение советского правительства за помощью, обеспечение свободного въезда, выезда и передвижения по России для всех представителей АРА, предоставление бесплатных транспортных средств для перевозки грузов АРА, право на организацию местных комитетов по распределению помощи без какого-либо вмешательства со стороны официальных властей и некоторые другие15. Кроме того, советское правительство должно было предоставить склады для хранения продуктов и транспорт.
Значительно позже, 6 декабря 1921 г., на призыв М. Горького ответил и Уоррен Г. Гардинг, в своем обращении к Конгрессу США заявив следующее: «Америка не может оставаться глухой к такому обращению. Мы не признаем правительство России и не потерпим пропаганды, исходящей оттуда, но мы не забываем традиций русской дружбы. Мы можем забыть на время все наши внешнеполитические соображения и фундаментальные расхождения в формах правления. Главным является призыв страждущих и гибнущих»16.
Возвращаясь к событиям лета 1921 г., отметим, что реакция советского правительства на письмо Гувера нашла свое отражение в телеграмме М. Горького от 28 июля 1921 г., в которой, в частности, говорилось о том, что «Российское Правительство ознакомилось с предложением г-на Гувера, сделанным им от имени Американской администрации помощи, и находит это предложение в целом вполне приемлемым, включая и вопрос об освобождении американских граждан. Российское Правительство полагает целесообразным возможно безотлагательно установление тех конкретных условий, на которых эта организация приступит к немедленному осуществлению своих гуманных намерений обеспечить питанием, медицинской помощью и одеждой миллион детей и инвали-
15 Соглашение правительства РСФСР и Американской администрации помощи (АРА) о помощи голодающим 20 августа 1921 г. URL: http://istmat.info/node/56070 (дата обращения: 13.05.2020).
16 Цит. по: Иванян Э.А. История США... С. 375.
-Г7-
дов...» . В эти же дни Гуверу написал и Лев Каменев, председатель правительственной Комиссии помощи голодающим (Помгол).
И хотя в радиограмме от 19 августа 1921 г., посланной М. Литвинову в Ригу, касательно условий, поставленных АРА, говорится: «Среди этих условий имеются условия, фактически неосуществимые и условия совершенно неприемлемые для правительства, стоящего на страже суверенитета и независимости
18
представляемой им страны...», советское правительство идет на уступки .
В результате уже 20 августа 1921 г. в Риге с советской стороны заместителем наркома по иностранным делам М. Литвиновым, а с другой - директором европейского отделения АРА У.Л. Брауном было подписано соглашение о помощи голодающим. Первое продовольственное судно «Феникс» прибыло в Петроград 1 сентября 1921 г., пять дней спустя была открыта первая столовая АРА в Советской России. Уже в первые недели сентября были сформированы 120 кухонь, в которых питалось около 42 тысяч детей. Первоначальный план АРА состоял в том, чтобы кормить от двух до трех миллионов детей, но на месте эта миссия стала стремительно расширяться, так к декабрю 1921 г. было открыто почти 3 тысячи питательных пунктов в 191 городе и деревне19.
Однако уже к этому времени стали видны реальные масштабы голода: только голодающих детей насчитывалось около 7 миллионов человек, а ведь были еще и взрослые. Новые данные требовали пересмотра программы, и в декабре 1921 г. на заседании Конгресса США обсуждался «Закон о помощи голодающей России» (Russian Famine Relief Act). Г. Гувер, высказываясь за принятие данного закона, говорил: «продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах. Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. Нашей способности делиться
17
Радиограмма А.М. Горького Председателю Американской администрации помощи (АРА)
Гуверу. URL: http://istmat.info/node/50693 (дата обращения: 13.05.2020).
18
Радиограмма народного комиссара иностранных дел РСФСР заместителю народного комиссара иностранных дел РСФСР М.М. Литвинову в Ригу. URL: http://istmat.info/node/50740 (дата обращения: 13.05.2020).
19 Латыпов Р.А. Помощь АРА Советской России в период «великого голода» 1921-1923 гг. URL: http://www.relga.ru/Environ/W ebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=864&level1=main&level2=articles (дата обращения: 13.05.2020).
~ 269 ~
-20-
не нужно никаких аргументов, кроме чистой человечности» . Он смог убедить
антисоветски настроенных конгрессменов в том, что помогать можно и без официального признания советского правительства. Решение Конгресса о выделении дополнительной помощи Советской России (24 млн долл. на покупку зерна и медикаментов) способствовало расширению программы деятельности в десять раз - до 10 млн человек, включая взрослых. 30 декабря 1921 г. в Лондоне нарком внешней торговли Л.Б. Красин от имени правительства РСФСР подписал соглашение с АРА о питании взрослого голодающего населения. Тогда же Россия обязалась передать АРА 10 млн долларов. На эти деньги организация Гувера должна была закупить у американских фермеров и доставить в указанные пункты семена и продовольственные припасы21.
«Закон о помощи голодающей России» был подписан президентом Уорреном Гардингом 30 декабря 1921 г. По его условиям, Конгресс США выделял
20 млн долл. на покупку продовольствия у американских фермеров и последующую ее отправку в голодающие районы. Как отмечено выше, одним из условий стала закупка зерна Советской Россией на территории США на сумму 10 млн долл. По получении такого предложения, В.И. Ленин писал В.М. Моло-
тову 21 декабря 1921 г., что «упускать такого случая нам все же ни в каком
22
случае не следует» .
Не стоит, однако, забывать о сложных политических отношениях между двумя державами: официально США не признавала Советскую власть легитимной. В свою очередь, большевистское руководство относилось с определенным сомнением к подобной гуманитарной помощи. Это не могло не выразиться в некоторых сложностях непосредственно на местах. Об этом пишет в своих письмах очевидец, один из участников миссии АРА, известный историк Фрэнк Голдер: «Здешний воздух заряжен грозой, и никто не знает, когда она грянет.
20
Patenaude B.M. Food as Weapon. Hoover archives. URL: https://www.hoover.org/research/food-
weapon (дата обращения: 13.05.2020).
21
ЛатыповР.А. Помощь АРА Советской России в период «великого голода».
22
Соглашение между АРА и правительством РСФСР о покрытии расходов по оказанию помощи взрослому населению районов России, пораженных голодом. URL: http://istmat.info/node/56094#s2 (дата обращения: 13.05.2020).
~ 270 ~
Правительство не слишком любит АРА. Полковник Хаскелл (руководитель миссии АРА в России), в свою очередь, недолюбливает их. Город полон слухов, некоторые говорят, что нас самих арестуют.» (письмо отправлено из
23
Москвы 16 ноября 1921 г.) .
Стоит отметить, что в глазах советской власти помощь капиталистической Америки компрометировала ее в мировых кругах. Большевистское руководство предпринимало попытки преуменьшить вклад АРА в разрешение ситуации. Так, сохранилось письмо директора АРА в России Хаскелла от 4 ноября 1922 г. представителю РСФСР при АРА Ландеру, в котором говорится о пре-пятствовании местных органов гуманитарной деятельности: «Я заметил тенденцию со стороны советских властей стараться влиять на местонахождение наших столовых и явные усилия с их стороны создавать препятствия в нашей работе. По условиям Рижского договора, Американская администрация помощи имеет право определять сама места, где будет производиться питание, и советское правительство обязалось покрывать расходы по содержанию таких питательных пунктов. Задержкой средств и созданием затруднений для наших районных инспекторов в их работе по открытию столовых ничего не будет достигнуто по той причине, что в случае, если это положение останется неизменным, изменится образ действий Американской администрации помощи.»24. Противоположное мнение высказывает российский историк Н.В. Усманов, отмечая, что успеху деятельности АРА во многом способствовала активная помощь Советской власти. В частности, указывается на приказ ВЦИК от 21 сентября 1921 г., в котором указывалось, что местные органы власти должны рассматривать дела и требования сотрудников АРА в течение 48 часов с момента поступления.
Помимо этого указывается на деятельность российско-американских комитетов помощи детям (РАКПД), во главе которых обычно стояли официаль-
23
Golder F. War, Revolution, and Peace in Russia: The Passages of Frank Golder, 1914-1927 / comp. T. Emmons, B.M. Patenaude. Stanford, Calif., 1992. P. 103.
24
Письмо главного директора АРА в России Хаскелла полномочному представителю правительства РСФСР при АРА Ландеру о препятствиях деятельности АРА со стороны местных органов власти. URL: http://istmat.info/node/56102 (дата обращения: 13.05.2020).
~ 271 ~
ные представители Советской власти. Подобные комитеты содействовали благотворительной деятельности американцев, а весной 1922 г. были преобразованы в комитеты содействия АРА.
Отметим тот факт, что значительное внимание уделялось вопросу возможного хищения продовольствия: «Чрезвычайные и правоохранительные органы РСФСР достаточно строго следили за порядком продвижения по стране иностранных продовольственных грузов. Иногда местные отделения Американской администрации помощи напрямую обращались к чекистам с просьбой выявить случаи краж и спекуляций американскими продуктами». И хотя в целом указывается на благоприятную обстановку в отношениях между АРА и советским правительством, не отрицается возможность возникновения конфликтов на местах25.
Помощь продовольствием, вещами и медикаментами оказывалась на территории не только России, но и современного Казахстана, о чем здесь вспоминают с огромной благодарностью. Согласно статистическим данным, только за первый год деятельности АРА в Казахстане (с ноября 1921 по ноябрь 1922 г.) АРА раздала населению около 125 вагонов муки, риса, сала, какао, сахара, молока, бобовых, кукурузы, мыла, а также 10 тысяч костюмов, 9 вагонов медикаментов, 4 750 одеял, 2 712 простыней, 4 750 полотенец. Стоимость общей помощи составила 500 млрд. рублей26.
Пик активности АРА пришелся на лето 1922 г., когда в американских столовых ежедневно питались от 8 до 10,5 млн взрослых и детей. Осенью ожидался хороший урожай, и Советское правительство взяло курс на сворачивание деятельности АРА. В условиях участившихся конфликтов и явного противодействия со стороны властей большинство работников АРА предпочли бы покинуть Советскую Россию: «Мы ждем более точных указаний из Нью-Йорка и
25
Усманов Н.В. О поддержке деятельности организации АРА властями Советской России (1921-1923 гг.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podderzhke-deyatelnosti-organizatsii-ara-vlastyami-sovetskoy-rossii-1921-1923-gg (дата обращения: 13.05.2020).
26 Голодомор как разрушение казахской идентичности. URL: http://www. exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/119255/?fbclid=IwAR3 QmFEBIr-zF2rfer_Ij7HvKsoekmHfb_qp0wf66jq4t0GMqaRuOhH9Ebs (дата обращения: 13.05.2020).
~ 272 ~
Вашингтона касательно деятельности АРА в России. Слухи о том, что работа организации продолжится, были встречены с разочарованием. Но люди преданы Шефу (так называли Герберта Гувера его подчиненные. - Авт.), и, пока это
27
остается нашим долгом, ни один работник не покинет своего места» .
Программа АРА была прекращена летом 1923 г.- центральный офис этой организации в Москве был закрыт 20 июля. В этот же день Г. Гувер получил благодарственное письмо от Совнаркома.
Итоги деятельности АРА в Советской России выражаются в следующих цифрах: было поставлено 709 507 тонн продовольствия, 601 тонна мыла, 6 478 тонн грузов медицинского назначения, 2 184 тонны одежды, что в целом составило 718 770 тонн. Общая сумма расходов АРА составила 61 566 231,53 долл., расходы советской стороны оцениваются в 13 960 850 долл., включая работу портов, железнодорожного, водного, автомобильного и гужевого транспорта, свет, водоснабжение, топливо, работу кухонь,
28
телефон и телеграф, размещение американского персонала и т.д.
Таким образом, несмотря на политику непризнания Советской России, администрация Гардинга, узнав о беспрецедентных масштабах голода в этой стране, не отказала в предоставлении гуманитарной помощи, ежедневно спасая от голода и болезней миллионы людей. И это взаимодействие двух различных, скорее недружественных друг другу систем, идеологий, ментальностей, оказавшее реальную помощь в ходе ликвидации масштабной гуманитарной катастрофы, по-прежнему вызывает неподдельный интерес.
Можно сделать вывод о том, что в 1921-1923 гг. была упущена уникальная возможность возобновить и даже улучшить отношения между двумя державами, но руководство Советской России проявило нежелание идти на какие-либо уступки. В свою очередь, правительство США категорически отказывалось принять большевистскую власть - вероятно, немалую роль в этом сыграли
27 Golder F. Op. cit. P. 209.
28
АншаковаЮ.Ю. Гуманитарная миссия АРА в Советской России... С. 112.
субъективные взгляды идеологических противников коммунизма Уоррена Гар-динга и Герберта Гувера.
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к характеристикам личностных качеств 29-го президента США. Американские исследователи подчеркивают то обстоятельство, что слабость У. Гардинга заключалась в том, что он находился под влиянием недобросовестного окружения и «не мог ранить чувства окружавших его друзей отказом в чем-либо», а также приводят мнение одного из вашингтонских обозревателей, отмечавшего, что Гардинг «не был пло-
29
хим человеком, он был просто разгильдяем» . Ими же обращается внимание читателей на тот факт, что для администрации Гардинга было характерно удивительное сочетание «лучших умов», среди которых - государственный секретарь Чарльз Эванс Хьюз, министр финансов Эндрю Меллон и министр торговли Герберт Гувер, с двумя «самыми худшими» - таковыми названы министр внутренних дел, бывший сенатор от штата Нью-Мексико Альберт Фолл и генеральный прокурор Гарри Догерти, постоянный партнер 29-го президента по по-
30
керу и «большой плут» . Д. Макинерни при характеристике политических взглядов 29-го американского президента подчеркивает, что тот пропагандировал такую политическую систему, при которой «граждане не ждут помощи от страны, а сами стремятся что-то сделать для своего правительства и страны в
31
целом» . Интересно, что его слова удивительным образом перекликаются со знаменитой инаугурационной речью Джона Ф. Кеннеди, которая прозвучит четыре десятилетия спустя.
Вот такой неоднозначной личностью и политиком был один из самых непопулярных президентов. Нам бы хотелось, чтобы и почти столетие спустя имя Уоррена Гардинга ассоциировалось прежде всего с усилиями руководимой им администрации по оказанию гуманитарной помощи тем, кто в то трагическое время нуждался в ней больше всего.
29
Слово «slob» можно перевести и как «тупица», «неряха», «лентяй». Американцы также называют этим словом слякоть и рыхлый снег.
30
Kennedy D.M., Cohen L., Bailey Th.A. The American Pageant. A History of the Republic. Twelfth edition. New York - Boston, 2002. P. 754.
31
Макинерни Д. Указ. соч. С. 441.