ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
В.В. Мотылев
ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТОВ США.
УОРРЕН ГАРДИНГ И КАЛЬВИН КУЛИДЖ
УОРРЕН ГАРДИНГ (1921-1923 гг.)
Уоррен Гардинг был президентом всего два с половиной года. В ноябре 1920 г. он был избран, а в августе 1923 г. внезапно скончался от сердечной болезни и воспаления легких.
Факты из биографии
Уоррен Гардинг родился в ноябре 1865 г. в сельской местности штата Огайо в семье практикующего медика Джорджа Гардинга. В детстве Уоррен отличался сообразительностью. Его учителя считали его от природы весьма смышленым мальчиком. Он учился в местной сельской школе. В 14 лет Уоррен поступил в Центральный колледж в Иберии (штат Огайо) и окончил его в 1883 г. Колледж готовил учителей, и Уоррен проработал несколько месяцев учителем, но эта профессия ему не нравилась. К этому времени семья переехала жить в г. Мэрион, что примерно в 50 милях севернее столицы штата Огайо г. Колумбуса. Юноша сменил несколько временных заработков, пока отец не помог ему купить местную газету «Мэрион стар», в которой и стал работать молодой Уоррен Гардинг. Надо признать, что его дела в газете шли вполне успешно. Она приобрела популярность и известность, а Гардинг стал писать статьи, проявляя способности к журналистике.
Он 10 лет писал и редактировал передовые статьи, которые также принесли ему известность в политике. Затем он купил еще одну газету и основал издательство, которое стало успешным бизнесом. Кроме того, он состоял в правлении местного банка, телефонной компании и других фирм. Его дела в издательстве и в бизнесе шли вполне успешно.
В личной жизни также произошли важные изменения. Он ухаживал за дочерью самого богатого бизнесмена в г. Мэрион Эмоса Клинга. Ее звали Флоренс, она отличалась независимым и сильным характером (бросила вызов отцу, не одобрявшему ее связь с У. Гардингом). В то время появились слухи, что бабушка Уоррена Гардинга была чернокожей. Фотографии свидетельствуют, что он был высоким привлекательным молодым человеком с голубыми глазами и темными волнистыми волосами. Флоренс заявляла, что она не изменит своего решения. В 1891 г. они поженились. Впоследствии тесть признал, что Гардинг хороший человек. В конечном счете Флоренс получила наследство от отца и семья Гардингов стала еще более состоятельной1.
85
Уоррен Гардинг поддерживал связи с влиятельными кругами местного отделения Республиканской партии. В 1895 г. он был даже привлечен к избирательной кампании президента У Мак-Кинли.
В 1899 г. Республиканская партия штата выдвинула 33-летнего издателя и журналиста на должность сенатора законодательного собрания штата Огайо. Он был успешно избран на этот пост. Так началась его политическая карьера. В сенате он поддерживал умеренные круги Республиканской партии. Используя идеи социального дарвинизма, он уповал на силу свободной конкуренции, хотя в это время Теодор Рузвельт уже выдвигал идеи о растущей роли государства в экономике. Тем не менее в 1904 г. боссы Республиканской партии сделали Уоррена Гардинга вице-губернатором штата Огайо. Это было признание его заслуг. Однако неожиданно у него серьезно заболела жена Флоренс. В следующем году он постарался избавиться от карьеры в администрации штата и вернулся в г. Мэрион, где занялся лечением жены и редактированием газеты. Его деятельность в политике штата, однако, не прекращалась. Он не поддерживал прогрессивную платформу и идеи президента Т. Рузвельта, критиковал его за антитрестовскую риторику. Их пути разошлись; в период новых выборов президента, в 1912 г., Уоррен Гардинг был сторонником республиканца У Тафта. На съезде Республиканской партии У Гардингу поручили выдвинуть У Тафта снова на пост президента США. Но пока республиканцы У Тафт и Т. Рузвельт боролись за власть, поддержку избирателей получил демократ Вудро Вильсон, который и был избран президентом США в 1912 г. Вильсон получил 6,3 млн голосов избирателей, тогда как Тафт и Рузвельт поделили между собой голоса республиканцев (соответственно 3,5 и 4,1 млн)2. Через два года Гардинг был выдвинут в сенат США от штата Огайо. Его заслуги не были забыты руководством Республиканской партии.
Сенатор США
Итак, У Гардинг получил поддержку таких видных лидеров Республиканской партии, как У Тафт, Г.К. Лодж, и уверенно победил своих соперников во время выборов на пост сенатора. В Конгрессе он сразу вошел в несколько важных комитетов (по обороне, торговле, международным отношениям). Он выступал за срочное вооружение США, так как в условиях начавшейся мировой войны было опасно оставаться безоружной страной. Ему не нравилась пацифистская риторика президента В. Вильсона. Он критиковал политику понижения тарифов на импорт товаров из-за рубежа, что могло нанести вред процветанию США.
Активность Гардинга и его готовность быстро реагировать на просчеты оппонентов привели к тому, что на съезде Республиканской партии в 1916 г. ему поручили выступить и попытаться примирить два крыла республиканцев, преодолеть раскол с прогрессистами Т. Рузвельта. Хорошего результата не получилось, но это яркое выступление показало его как
86
одного из лидеров партии. У него появилось в Конгрессе много новых знакомых и друзей, которые стали его уговаривать присоединиться к ним и подумать о смене демократов в Белом доме на республиканцев. Руководство Республиканской партии искало кандидатов на выдвижение президентом.
На съезде Республиканской партии в Чикаго летом 1920 г. не было единства, боролись разные силы. Среди кандидатов были генерал Л. Вуд, сторонник Т. Рузвельта, а также видный политик из Калифорнии Х. Джонсон и У. Гардинг. Пока Джонсон и Вуд боролись друг с другом, руководство партии стало склоняться к поддержке У. Гардинга, который стремился к объединению партии. За него были и видные представители большого бизнеса - от нефтяных магнатов до крупных финансистов. Однако его слабым местом было отсутствие административного опыта. Он недолго пробыл вице-губернатором штата Огайо и только один срок в качестве сенатора США. Но Гардинг был решительный и опытный политик и получил поддержку съезда как кандидат в президенты. На пост вице-президента был выдвинут видный юрист Кальвин Кулидж.
Демократы выдвигали на пост президента губернатора Дж. Кокса. Кампания проходила весьма напряженно и ожесточенно. У демократов накопилось немало просчетов в связи с риторикой президента В. Вильсона. Даже кандидат в вице-президенты К. Кулидж заявлял, что надо переходить от слов к делу.
Выборы 1920 г. дали следующий результат: за У. Гардинга и К. Кулид-жа проголосовали 16,1 млн избирателей, а за Д. Кокса и Ф. Рузвельта -9,1 млн, за социалиста Ю. Деббса, который был еще в тюрьме за антивоенную пропаганду, - 0,9 млн избирателей3. Это была победа республиканцев.
Экономическая политика
Еще во время предвыборной кампании Гардинг сформулировал принципы своей политики: страна нуждается в нормализации, причем не в героических поступках, а в лечении, не в революции, а в восстановлении, не в агитации, а в регулировании, не в хирургии, а в спокойствии. Это было вовремя, неплохо и правильно сказано4. Президент Гардинг быстро сформировал Кабинет министров. Государственным секретарем он назначил Чарльза Хьюза, с которым у Гардинга был хороший контакт, военным министром - Джона Уикса, министром торговли -Герберта Гувера, министром финансов - Генри Меллона, министром сельского хозяйства - Генри Уоллеса, генеральным прокурором - Генри Догерти, министром внутренних дел - Альберта Фолла (последний оказался самым неудачным министром, который принес президенту Гардингу большие неприятности)5.
В стране накопилось множество нерешенных проблем. Мировая война закончилась, 4 млн ветеранов нуждались в работе. Было много раненых и больных. Гардинг провел через Конгресс несколько решений о помощи
87
ветеранам. Многие ветераны войны пошли учиться, используя льготы для обучения.
1921 г. был кризисным в экономике, наступила очередная рецессия, усилилась безработица (в стране насчитывалось 5,7 млн безработных). Президент Гардинг считал, что сокращение налогов будет стимулировать рост частного бизнеса. В апреле 1921 г. в послании Конгрессу президент предложил снизить налоги на богатых, сократить налоги на сверхприбыль частного бизнеса и налоги на средний класс, которые сильно возросли во время войны (до 8% с доходов, превышавших $4 тыс.). Правда, министр финансов Меллон больше уповал на саморегулирование экономики6. Одновременно Конгресс занялся уменьшением огромного бюджетного дефицита путем сокращения государственных расходов и экономии средств, но за это его критиковали.
Другой серьезной проблемой было регулирование тарифов и внешней торговли. Президент поддерживал идею о повышении тарифов на импорт товаров. В июле 1921 г. Конгресс принял Билль о повышении тарифных барьеров. Это было необходимо, так как тарифы были занижены. Итак, тарифы были увеличены в 2-3 раза, особенно на сельскохозяйственные импортные товары. От повышения тарифов выиграли все отрасли народного хозяйства, в том числе сырьевые и тяжелая промышленность7. Но в долговременном плане взаимное повышение тарифных барьеров ведущими странами мира вело к сокращению международной торговли и было осуждено многими экономистами того времени. В следующем году президент предлагал переходить к более гибким тарифам для улучшения сырьевого импорта.
Трудные проблемы пришлось решать правительству в связи с ведением переговоров с Англией и Францией по поводу погашения ими военных долгов. Долг Англии составлял $4,7 млрд. Было принято решение о рассрочке уплаты внешних долгов этих стран.
Экономическая ситуация усложнилась из-за крупных длительных забастовок в угольной, сталелитейной промышленности и на железнодорожном транспорте. Рабочие требовали сокращения продолжительности рабочего дня, который доходил до 12 ч во время войны. Остро стояли вопросы повышения заработной платы. Президент Гардинг старался разрешить конфликты путем переговоров между трудом и капиталом. Он предпринимал большие усилия: за кулисами большой политики пытался договориться с бизнес-магнатами, чтобы они больше учитывали интересы профсоюзов. Президент приглашал в Белый дом на переговоры лидеров профсоюзов Гомперса и Льюиса. Не забывал и о фермерах, поощрял помощь в создании сбытовых кооперативов, в расширении кредитов и улучшении транспортировки сельскохозяйственных товаров.
Президент Гардинг считал, что для социальной стабильности в стране следует проводить политику экономического равенства людей перед
88
законом независимо от происхождения и цвета кожи. В отношении темнокожих американцев президент занимал принципиальную позицию предоставления работы и образования в связи со способностями, а не с цветом кожи. Он контролировал работу Министерства труда, стараясь увеличить число рабочих мест, занимаемых черными американцами в таких сферах, как промышленность и сфера услуг (в частности, в Министерстве связи было много афро-американцев). Он назначал их также в посольства, особенно в Африке.
Внешняя политика и задачи разоружения
В сфере внешней политики и дипломатии важной задачей правительства Гардинга было заключение мирного договора с Германией, который был подписан в августе 1921 г., с Австрией это было сделано раньше. Предыдущее правительство Вудро Вильсона, несмотря на все предпринятые усилия, не смогло провести через Конгресс ратификацию Версальского мирного договора. Республиканцы во главе с Генри К. Лоджем и У Тафтом не принимали текст мирного договора, подписанного в Версале, и особенно требовали изменения 10-й статьи мирного договора. Болезнь и инвалидность В. Вильсона помешали ему достигнуть компромисса с лидерами республиканцев. Теперь, когда в 1921 г. обе палаты Конгресса имели большинство республиканцев, дело пошло на лад. Им удалось отредактировать 10-ю статью Версальского мирного договора. Конгресс, наконец, ратифицировал договор.
Правительство Гардинга стремилось также улучшить дипломатические отношения с Мексикой, Венесуэлой, Кубой Расширились торговые отношения с Советской Россией. Министр торговли Гувер поддерживал организацию помощи продовольствием, в частности, Поволжью в 192122 гг.8.
Другой важной задачей во внешней политике было проведение международной конференции по разоружению. Она состоялась в Вашингтоне в ноябре 1921 г. В ней приняли участие США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Португалия, Япония и Китай. Президент Гардинг открыл конференцию и произнес яркую речь, в которой показывал разрушительные масштабы мировой войны и поставил задачи разоружения великих держав, без чего не могло быть прочного мира. Особенно большое внимание делегации уделяли переговорам о сокращении строительства военно-морского флота (крейсеров и броненосцев). Было подписано соглашение о сокращении тоннажа военных кораблей в США, Англии и Японии в пропорции 5:5:3. При этом США обязывались превратить в металлолом военные корабли общим грузом 845 тыс. т, Англия -583 тыс. и Япония - 480 тыс. т9. Велись также переговоры о сокращении выпуска тяжелой артиллерии и танков, но они воспринимались прессой с сомнениями.
89
Что касается Лиги Наций, то ни президент Гардинг, ни Конгресс не собирались голосовать за вступление США в Лигу Наций. Гардинг считал, что вступление США в Международный суд будет более важным, чем участие в Лиге Наций, роль которой он недооценивал. Это была неединственная ошибка президента и лидеров Республиканской партии. В 1923 г. энергия президента Гардинга заметно ослабела, и он проявлял признаки переутомления и слабости. Еще в сентябре 1922 г. тяжело заболела его жена Флоренс (у нее была болезнь почек, от которой она едва не умерла). Гардинг просиживал долгие ночи напролет у ее постели. Когда кризис миновал, и жена начала поправляться, президент оказался без сил. Его тяготила работа в Белом доме, он мечтал вернуться домой, в г. Мэрион. Его захлестывал поток бумаг, в который он пытался вникнуть.
В декабре 1922 г. президент Гардинг обратился к Конгрессу с очередным посланием о положении страны. Положение в экономике тогда заметно улучшилось. Рецессия уже была преодолена, началось оживление, а затем и подъем. Но состояние здоровья президента быстро ухудшалось. Впоследствии врачи считали, что у него было больное сердце.
Болезнь президента и политические скандалы
В марте 1923 г. президент Гардинг слег с гипертонией. После улучшения состояния врачи предписали ему длительный отдых. Не помогали ни игра в гольф среди дня, ни вечерние игры в карты. У президента было огромное внутреннее перенапряжение, особенно из-за слухов о коррупции в правительстве и о спекуляциях в нефтяной промышленности. Сначала поползли слухи о взятках и злоупотреблениях в Бюро ветеранов войны, затем о злоупотреблениях и взятках в окружении верховного прокурора Догерти (его друг Д. Смит покончил жизнь самоубийством, газеты подняли шумиху). Наконец, разразился скандал в печати о том, что министр внутренних дел А. Фолл замешан в мошенничестве с арендой нефтеносных земель, предоставленных частным компаниям (говорили о месторождении «Тимоти дом» в штате Вайоминг). Президент Гардинг расспрашивал Г. Гувера, с которым он играл в карты, о деталях этого скандала. Но Гувер не знал подробностей. Большой ошибкой президента Гардинга было отсутствие необходимого контроля над членами Кабинета министров. Он им слишком доверял, многие из них его подвели10.
Летом 1923 г. Гардинг чувствовал себя настолько плохо, что врачи предписали ему отдых на лоне природы. Он организовал поездку на Аляску для членов кабинета с семьями. На пароходе «Гендерсон» группа высокопоставленных туристов отправилась из Ванкувера на Аляску, побывали в Ситке, Джуно и в Анкоридже. Но в июле 1923 г. У. Гардинг простудился, началось воспаление легких; пришлось срочно возвращаться назад. Из Сиэттла по железной дороге его доставили в Калифорнию. В Сан-Франциско знаменитые врачи из Стенфорда уже не смогли ему
90
помочь. Он скончался 2 августа от обширного инфаркта миокарда. На пути в Вашингтон миллионы американцев провожали его в последний путь.
После похорон президента Гардинга громкий скандал о злоупотреблениях при аренде нефтяных участков продолжался. Сенатская комиссия из демократов и республиканцев расследовала нарушения законов чиновниками трех ведомств. Осенью 1923 г. начался суд над несколькими чиновниками, виновными в мошенничестве из Министерства внутренних дел. Министр А. Фолл был привлечен к судебной ответственности и понес наказание. Политические скандалы подорвали авторитет умершего президента Гардинга. Журналисты еще долго копались в его прошлом.
В день смерти президента Гардинга вице-президент Кальвин Кулидж дал клятву президента США. Он был хорошо подготовлен к занятию высшего поста в государстве. Это был опытный юрист, умевший распутывать клубки противоречий в судебных делах. Он поставил под контроль все министерства. Он имел опыт управления штатом (был губернатором штата Массачусетс в 1919 г.), прекрасно разбирался в финансах и сумел существенно сократить бюджетный дефицит и государственный долг США за годы своего правления (до конца 1928 г.).
КАЛЬВИН КУЛИДЖ (1923-1928 гг.)
Кальвин Кулидж стал президентом 2 августа 1923 г., когда внезапно скончался президент У Гардинг. В тот же день вице-президент К. Кулидж был приведен к присяге.
Факты из биографии
Кальвин Кулидж родился 4 июня 1872 г. в маленьком поселке Нотч в сельской местности штата Вермонт. Его отец имел ферму, магазин, кузницу и был помощником шерифа, а впоследствии был избран в ассамблею штата Вермонт. Семья была культурная. Мать Кальвина любила поэзию и прививала любовь к литературе детям. Предки Кальвина Кулиджа происходили от капитана Республиканской армии, который участвовал в войне за независимость в 1880-90-х гг. Все потомки капитана Джона Кулиджа были зажиточными фермерами или умелыми ремесленниками.
Кальвин с 5 лет пошел учиться в воскресную школу при местной церкви. С 7 лет он учился в гимназии на Черной речке в г. Людлоу. Там его обучали математике, физике, истории Греции и Рима, латыни, греческому и французскому языкам, литературе и истории США. В 1890 г. он окончил среднюю школу и по совету отца поступил учиться в юридическую школу в университете Амхерст в г. Нортгемптон, штат Массачусетс. Кальвину повезло: в это время в Амхерсте преподавали известные профессора права, философии, истории, у которых он многому научился.
Кальвин был способным, трудолюбивым и прилежным студентом. На конкурсе выпускников колледжа в Амхерсте он был удостоен золотой
91
медали за эссе «Принципы борьбы во время американской революции». Затем он успешно сдал экзамены как юрист и начал частную практику, которая продолжалась много лет. Сначала он был партнером видных юристов Хаммонда и Филда.
Карьера юриста и политика
Поскольку Кулидж еще в Амхерсте интересовался политикой, имел связи с видными политиками и поддерживал Республиканскую партию, вскоре после окончания колледжа он был избран членом Республиканского городского совета. Он поддерживал идеи республиканцев-прогрессивистов, выступал за права профсоюзов и против дискриминации женщин. Получив известность, в декабре 1898 г. был избран в городской совет г. Нортгемптона. В 1899 г. он был назначен на должность прокурора города и работал до марта 1902 г. Ему предложили должность юрисконсульта в Сберегательном банке. Он продолжал частную практику юриста и одновременно заводил связи в политических кругах Массачусетса, где познакомился с сенатором Генри Кэботом Лоджем. Следующей ступенью Кулиджа было назначение в Верховный суд штата.
В 1905 г. он познакомился с образованной молодой леди мисс Грейс Гудхью, которая летом того же года стала его женой.
В 1906 г. Кулидж был избран в палату представителей штата Массачусетс, после работы в этой должности был избран сенатором штата. В 19101911 гг. он стал мэром Нортгемптона. В 1913 г. Кулидж был избран президентом сената штата. Его карьера в штате завершилась избранием на пост губернатора. Как утверждал его биограф Гринберг, он получил поддержку партнеров группы Морганов11.
Такую карьеру не мог совершить человек без больших способностей и харизмы. У него на почве высокой работоспособности развился природный талант юриста и политика. Его иногда в печати называли «молчаливый Кальвин». Он был немногословен и не любил пустой риторики, но умел вести сложные юридические и финансовые дела.
На съезде Республиканской партии в 1920 г. ее лидеры решили, что объединить партию сможет У. Гардинг, который и был выдвинут на пост президента США. На должность вице-президента был предложен немногословный Кулидж. Он понимал, что пост вице-президента США является почетным, хотя таит в себе потенциальные возможности. Он имел поддержку старой гвардии Республиканской партии - Г.К. Лоджа, У. Рута и других.
Быстро прошли два с половиной года, когда правительство решало трудные задачи послевоенной стабилизации, урегулирования последствий экономического кризиса 1921 г. Печально, что некоторые члены правительства и их подчиненные встали на путь злоупотреблений, хищений, коррупции и нарушения законов. Президент Гардинг считал, что никто
92
не подводил его в жизни так, как некоторые друзья-коллеги в правительстве. Хотя у президента Гардинга было больное сердце, его инфаркт имел явно нервный фон, а к тому же он подхватил на Аляске воспаление легких. Кальвин Кулидж стал президентом в весьма сложной обстановке политических скандалов, но он оказался на высоте положения.
Кальвин Кулидж был в стороне от этих грязных дел. Воспитанный в традициях строгой морали пяти-шести поколений протестантов и лично скромный человек, Кулидж был способен, как опытный юрист, разобраться, кто прав и кто виноват в этом скандальном деле. Первые процессы над чиновниками из Бюро ветеранов войны начались еще летом 1923 г., а судебные разбирательства хищений и спекуляций в Министерстве внутренних дел - в 1924 г. Процесс над помощниками Генерального прокурора Г. Догерти завершился весной. Все это контролировал сам президент Кальвин Кулидж. Виновные понесли заслуженное наказание.
Экономическая политика
Президент К. Кулидж считал, что правильная организация работы правительства состоит в выборе профессионалов и в назначении их на ответственные посты в правительстве. В автобиографии Кулидж писал, что не следует самому делать то, что полагается выполнять подчиненным. Он доверял министрам выполнение принятых решений, но держал их под контролем. Конечные решения в правительстве принадлежат президенту, считал Кулидж, и никто не может за него принимать эти решения12. Он стоит на вершине исполнительной власти, Конгресс принимает законы, но выполняет законы и решения Администрация президента под его руководством. Ошибка Гардинга была в том, что он давал слишком много прав министрам, но не был в курсе их работы.
Впоследствии президент Р. Рейган, придя в Белый дом, снял со стены Овального кабинета портрет Гарри Трумена и повесил портрет К. Кулид-жа. Стиль работы Р. Рейгана был схожим: он также делегировал полномочия своим министрам. Как опытный юрист и бывший судья, К. Кулидж был вполне на месте, чтобы разобраться в преступных махинациях, раскрытых в 1923 г. Он заменил Генерального прокурора, назначив У Тафта (редкий случай, когда бывший президент стал прокурором). К. Кулидж сумел восстановить доверие граждан к демократическим институтам республиканцев.
Президенту Кулиджу предстояло реорганизовать Кабинет министров. Часть кабинета он оставил без изменений. Пост Государственного секретаря занимал Ч. Хъюджес, который позже уступил место Ф. Келлогу. Министром финансов оставался банкир Э. Меллон, а министром торговли - Герберт Гувер. Министром труда был Дж. Дэвис, у которого был опыт работы с профсоюзами.
В то же время были назначены новые министры: министр военноморского флота К. Уилберг и министр юстиции Х. Стоун. Директором ЦРУ
93
стал К. Бернс13. На пост вице-президента был утвержден Чарльз Дауэс. Правительство собиралось дважды в неделю и работало согласованно без ссор между министрами.
Главное место в экономической политике занимали финансовые вопросы. Президент Кулидж и министр финансов Меллон придавали большое значение сокращению государственного долга, который резко возрос за время Первой мировой войны и достиг в 1919 г. $26 млрд. В 1923 г. долг снизился до $22,3 млрд, а в конце правления Кулиджа, в 1928 г., государственный долг США сократился до $16,9 млрд, т. е. на треть. Усилиями Министерства финансов государственный бюджет был сведен в 1923 г. с положительным сальдо: поступления в бюджет превышали расходы на $700 млн14. Президент был сторонником дальнейшей экономии финансов, и это ему удавалось.
Через год после вступления в должность президента Кулиджу пришлось участвовать в предвыборной кампании для избрания президентом на новый срок, так как полномочия правительства Гардинга истекли в конце 1924 г.
У К. Кулиджа была хорошая репутация политика, который исцелил страну от взяточничества и хищений. Его образ честного политика был воспринят избирателями с большим удовлетворением. На съезде Республиканской партии летом 1924 г. Кулидж одержал победу над радикалом Ла Фоллетом. Кроме того, автомобильный король Генри Форд, которому предлагали кресло президента, сказал, что он не будет конкурировать с президентом Кулиджем. На выборах в ноябре 1924 г. Кальвин Кулидж получил 25 млн голосов избирателей, т. е. больше, чем все его соперники вместе взятые - демократ Дэвис (8 млн голосов) и Ла Фоллет (4,8 млн).
Президенту Гардингу в общем повезло, что его правление совпало с годами процветания бизнеса (период просперити) и с циклическим подъемом в 1923-28 гг. Как и Меллон, он был сторонником свободного рыночного хозяйства и противником активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Так, Кулидж полагал, что чем будет меньше вмешательства государства в дела крупных корпораций, тем лучше15. Он считал, что надо вдвое снизить налоги на корпорации. Эта экономическая доктрина (по А. Смиту - свобода деятельности) преобладала в 1920-начале 1930-х гг., когда возобладало кейнсианство. Э. Меллону, который полагался на силу свободной конкуренции на свободном рынке, еще пришлось убедиться на собственном опыте в ошибочности этой концепции неоклассической школы, когда он вместе с президентом Г. Гувером оказался бессильным помешать наступлению самого глубокого кризиса ХХ в.
Но на 1923-1928 гг. действительно пришелся цикл роста согласно новой теории больших циклов. Основной отраслью инноваций была автомобильная промышленность, которая тянула все другие отрасли вперед. Автомобильная промышленность стала основным потребителем стали, нефти,
94
пластмасс, резины, стекла и т. д. Производство пассажирских автомобилей возросло с 1,5 до 5,3 млн в 1929 г. Количество зарегистрированных автомобилей возросло с 9,3 млн в 1921 г. до 26,7 млн в 1929 г.16. Самолетостроение также относилось к инновационным технологиям. В 1920-х гг. героем авиации был Чарльз Линдберг, совершивший первый перелет из Америки в Европу.
Кулидж был первым президентом США, который широко использовал радио как средство массовой информации. Он сам писал тексты своих выступлений по радио. Он регулярно встречался с журналистами и информировал их о решениях правительства. Он умел использовать средства звукового кино для пропаганды решений правительства. Американцы хорошо знали своего президента, хотя он мало ездил по стране, особенно после того как от случайного заражения крови в 1924 г. умер его сын. После этой трагедии президент замкнулся, стал меньше появляться на публике. Его выручало радио как средство массовой информации. Он получал множество писем от избирателей и отвечал на них лично или поручал своим секретарям.
В 1925-1928 гг. состояние бюджета в США улучшалось. Средний класс, плативший умеренные налоги или имевший налоговый кредит, процветал и удивлял другие страны огромным количеством автомобилей (в среднем один легковой автомобиль на 5-6 человек), широким строительством благоустроенных частных домов, телефонами и радио, хорошим питанием и т. д.). Все это оказалось под вопросом в конце 1929 г.
Социальная политика
Президент Кулидж придавал большое значение социальным вопросам. После двух десятилетий правления прогрессистов (Т. Рузвельта) и демократов (В. Вильсона) это было вполне естественно. Кулидж был сторонником сокращения рабочего дня до 8 ч, а также запрещения детского труда и дискриминации женщин. Но приходилось считаться с позицией умеренных консервативных республиканцев (У Тафта, Г.К. Лоджа и других).
В период подъема экономики реальная заработная плата повышалась и в 1929 г. превысила уровень 1914 г. на треть17. Однако более половины семей в США имели доход до $2 тыс. в год. Численность профсоюзов в 1920-х гг. заметно сократилась. Профсоюзное объединение АФТ стремилось не принимать неквалифицированных рабочих, особенно в таких отраслях, как сталелитейная, цементная, текстильная. Усилиями лидеров АФТ количество стачек в это время заметно уменьшилось. Правительство Кулиджа выступало посредником в урегулировании конфликтов между трудом и капиталом.
Положение фермеров было сложным после окончания войны. Зажиточные фермеры перерабатывали молоко в сыр и масло, а шерсть обрабатывали и поставляли на фабрики по хорошим ценам. Зажиточные фермеры
95
и крупные производители вывозили зерно и хлопок на экспорт, успешно конкурируя с соседними странами и с европейскими фермерами, которые уже встали на ноги после войны и разрухи. Но большинство фермеров еще не имели электричества, не владели тракторами, брали их в аренду и имели задолженность перед банками. Фермеры больше всего страдали от низких цен на зерно, хлопок и другие сельскохозяйственные товары. Поэтому правительство стремилось повысить тарифы на ввоз сельскохозяйственных товаров и уменьшить иностранную конкуренцию. Фермеры получали кредиты, объединялись в кооперативы. Но все же к началу 1930х гг. положение большинства фермеров существенно не улучшилось, а кризис 1929-33 гг. нанес фермерам непоправимый урон.
Историк Роберт Феррелл утверждал, что у президента Кулиджа вообще не было социальных программ18. Пожалуй, это преувеличение. Как опытный юрист и политик, Кулидж старался навести порядок в гражданском обществе. Все сказанное о социальной политике выше контролировал президент.
Президент старался распутать клубок противоречий и в вопросах иммиграции. Конгресс занимал позицию ограничения иммиграции из стран Восточной Европы и Азии, введения квот, уменьшавших приток новых иммигрантов. Особенно остро стоял вопрос об ограничении японской иммиграции. Сенатор Х. Джонсон из Калифорнии был противником иммиграции из Японии, и это вызывало конфликты с японскими дипломатами.
Во время стихийных бедствий президент поручал организацию спасательных работ министрам. В 1927 г. министр торговли Г. Гувер сыграл большую роль в организации помощи семьям, пострадавшим от сильнейшего наводнения в бассейне реки Миссисипи.
Внешняя политика и дипломатия
Как известно, президент Кулидж вообще любил делегировать полномочия своим министрам, а в сфере внешней политики - особенно часто. Так, он сказал заместителю министра иностранных дел Дж. Кро: «Вы знаете проблему, и я вас поддержу». Т. Рузвельт однажды заметил, что он не видит у Кулиджа особых склонностей к дипломатии. К тому же Кулидж мало выезжал из страны, не бывал в Европе, не знал особенностей европейцев, побывал лишь в нескольких странах Латинской Америки.
В Латинской Америке у США в этот период были большие проблемы, противоречия и конфликты, прежде всего по вопросам зарубежных инвестиций крупных корпораций. В Мексике в конце второго десятилетия инвестиции превышали $1,5 млрд. Еще во время революции Мексика конфисковала часть собственности американских корпораций. Государственному секретарю Ф. Келлогу было поручено урегулировать вопрос о компенсации корпорациям, потерявшим собственность в Мексике. Келлог считал препятствием на пути к договоренности вмешательство мексикан-
96
ских марксистов, которые в печати обвиняли империализм янки в аннексии нефтяных богатств страны. В 1925-27 гг. Келлогу удалось по дипломатическим и финансовым каналам уладить проблему защиты инвестиций США и восстановить нормальные отношения с Мексикой.
Гораздо хуже обстояли дела в Никарагуа. Эта страна имела большое стратегическое значение для защиты зоны Панамского канала. Во второй половине 1920-х гг. в Никарагуа шла борьба за власть между сторонниками А. Сомосы и его революционными противниками, которые называли себя сандинистами. Когда в период беспорядков в Никарагуа американские корпорации потеряли свои инвестиции, дело дошло до военной интервенции США в 1927 г. Интервенцию лично одобрил президент Кулидж, а организацию военных операций поручили Г. Симсону, у которого был опыт. В ходе интервенции обе стороны понесли жертвы; США потеряли сотни солдат. Борьба продолжалась несколько лет, и Симсон считал, что только военным путем удалось разрешить назревшие проблемы.
В Латинской Америке в это время нарастали антиамериканские настроения. Многие правительства смотрели на США как на имперскую державу. У президента Кулиджа было убеждение, что «главный бизнес - это бизнес»19. Но он считал, что в Карибском бассейне применение морской пехоты было тогда необходимо для защиты интересов страны. Однако многие американцы после эпохи президентов Т. Рузвельта и В. Вильсона не одобряли военных действий в Никарагуа.
Антиамериканизм в Карибском бассейне нарастал. Это отчетливо проявилось на Международной конференции американских государств в Гаване в январе 1928 г., где присутствовал и президент Кулидж. Он лично слышал обвинения в адрес США. Мексика, Сальвадор и Аргентина предложили резолюцию, которая осуждала интервенцию США в Никарагуа и вмешательство в дела других стран Латинской Америки. Латиноамериканский кризис в дипломатических отношениях заставил Ф. Келлога пересмотреть основы внешней политики США в этом регионе. Он предложил использовать другие - невоенные - методы влияния в Латинской Америке (дипломатию доллара, экономическую и финансовую помощь и т. д.). Кулидж же считал, что нет короткого пути к миру, надо искать и другие.
После окончания Первой мировой войны с начала 1920-х гг. международная дипломатия искала пути сокращения вооружения и в этом активно участвовали дипломаты США. На основе международных переговоров были ограничены размеры военных кораблей и масштаб их строительства в США, Англии, Франции и других странах. Разногласия оставались, но поиски консенсуса не прекращались.
Президент Кулидж поддержал подготовку пакта Келлога-Бриана, который запрещал войну как инструмент внешней политики. В августе 1928 г. пакт был подписан в Париже, а в январе 1929 г. был ратифицирован Конгрессом США20. Эта дипломатическая победа была поддержана многими
97
странами. К 1933 г. пакт Келлога-Бриана был ратифицирован 41 государством мира. Государственный секретарь США Ф. Келлог был удостоен Нобелевской премии мира.
Президента Кулиджа также беспокоила проблема долгов европейских союзников, а также выплаты репараций Германией. Общий размер долга Англии и Франции приближался к $7 млрд. Было решено, что выплата долга будет растянута на несколько лет при понижении уровня процентов (около 4% годовых).
Размер репараций Германии оценивался в 1921 г. в $33 млрд, но Германия переживала в этот период ужасную послевоенную инфляцию, когда марка невиданно обесценилась ($1 был равен 4,2 трлн марок). В этих условиях Германия не выплачивала репараций. Франция и Бельгия временно ввели свои войска в Рурскую область Германии. Переговоры о репарациях не прекращались, к 1932 г. сумма репараций была значительно сокращена. Германию обязали выплатить $714 млн21.
Последний год президентства
1928-й был удачным годом для президента К. Кулиджа, когда подъем в экономике еще продолжался, но уже начался перегрев, появились спекулятивные пирамиды (пирамида Понци была еще в середине 1920-х гг.). Позже президент Г. Гувер обвинял жадных финансистов за спекулятивные пузыри, вызвавшие, по его мнению, резкий спад в экономике. Но в 1928 г. опасности экономического кризиса не видели ни президент К. Кулидж, ни министр финансов Меллон, ни министр торговли Г. Гувер. В декабре 1928 г. президент Кулидж в докладе о положении в стране заявлял, что видит еще более благоприятные перспективы22.
В ноябре на президентских выборах победил Герберт Гувер, имевший большую популярность как министр торговли в годы процветания. В марте 1929 г. президент Кулидж передал власть Гуверу и уехал в Массачусетс. Казалось, по прогнозам, ничто не предвещало краха в экономике. Но Кулидж и Гувер не были специалистами в области циклов, они были мало осведомлены о 8-10-летних циклах и тем более о теории больших циклов в экономике. Рынок в начале 1929 г. показывал падение спроса на дома, автомобили, одежду и т. д.
Кризис грянул как гром среди ясного неба. Осенью 1929 г. началось резкое падение курсов акций, облигаций и других ценных бумаг. В сентябре курс ценных бумаг понизился на треть, а в октябре и ноябре акции промышленных компаний потеряли половину своей стоимости - на сумму в $100 млрд23. Финансовый крах, как всегда, был прологом к экономическому кризису 1929-1933 гг. - самому глубокому в истории США. За ним последовала депрессия, которая продолжалась до 1937 г., когда производство вернулось к уровню 1929 г. Но в этом уже была заслуга Администрации президента Ф.Д. Рузвельта.
98
Примечаниях
1
2
3
4
5
6
7
8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 21 22 23
Dean J.W. Warren G. Harding. N.Y., 2004. Pp.13-20, 23-25.
Ibid., p. 31.
Murray R. The Harding Era. Minneapolis, 1969. Pp. 66, 77.
Dean J. Op. cit. Р. 57.
Ibid., рp. 78-83.
Murray R. The Harding Era. Warren G. Harding and His Administration. Minneapolis, 1969. Pp. 84, 107, 184.
Ibid, p. 278.
Ibid., p. 350.
Dean J. Op. cit, p. 350.
Hecksher A. Woodrow Wilson. A Biography. N.Y., 1991. Pp. 535, 590.
The Autobiography of Calvin Coolidge. Rutland, 1984. Pp. 71-72.
Ibid, рp. 86-88, 196-197.
GreenbergD. Calvin Coolidge. N.Y., 2007. Р. 53.
Ferrel R. Calvin Coolidge. Kansas: University Press, 1998. Pp. 12, 26.
The Autobiography of Calvin Coolidge. Pp. 196-197.
Ferrell R. Op. cit., p. 97.
Ibid., p. 73.
Ibid., рp. 95-96.
GreenbergD. Op. cit., p. 120.
Ibid., p. 121.
Ferrell R. Op. cit., p. 149.
GreenbergD. Op. cit., рp. 141, 145.
Ibid., p. 146.
99