Научная статья на тему 'Сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности'

Сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦИКЛЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ТРУДОЕМКОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE EDUCATIONAL STANDARD / CYCLES OF EDUCATIONAL DISCIPLINES / LABOUR INPUT / COMPETENCE / BASIC EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсяник А. И., Баскаков С. В., Битуев Б. Ж.

Приведен сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов по количеству циклов дисциплин и их трудоемкости. Особое внимание уделено квалификационным характеристикам выпускников и области их профессиональной деятельности. Обоснована необходимость перехода к разработке стандартов двухуровневой системы подготовки и компетентностного подхода, необходимого для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсяник А. И., Баскаков С. В., Битуев Б. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MAINTENANCE AND STRUCTURE OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ON PREPARATION OF SPECIALISTS OF FIRE SAFETY

Comparative analysis of content and structure of state educational standards on quantity of cycles of disciplines and them is resulted labour input. Emphasis is given to qualification characteristics graduates and area of them professional activity. Necessity of transition to development of standards of two-level system of preparation and competent approach, necessary for effective professional and social activity and development to person of graduates is proved.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности»

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

УДК 378(083.7):614.8

А. И. ОВСЯНИК, доктор технических наук, профессор, заместитель начальника Академии ГПС МЧС России по учебной работе

С. В. БАСКАКОВ, кандидат педагогических наук, начальник методического отдела Академии ГПС МЧС России

Б. Ж. БИТУЕВ,

начальник учебно-методического центра Академии ГПС МЧС России A. OVSYANIC, S. BASKAKOV, B. BITUEV

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Приведен сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов по количеству циклов дисциплин и их трудоемкости. Особое внимание уделено квалификационным характеристикам выпускников и области их профессиональной деятельности. Обоснована необходимость перехода к разработке стандартов двухуровневой системы подготовки и компетентностного подхода, необходимого для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, циклы учебных дисциплин, трудоемкость, компетенция, основные образовательные программы.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MAINTENANCE AND STRUCTURE OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ON PREPARATION OF SPECIALISTS OF FIRE SAFETY

Comparative analysis of content and structure of state educational standards on quantity of cycles of disciplines and them is resulted labour input. Emphasis is given to qualification characteristics graduates and area of them professional activity. Necessity of transition to development of standards of two-level system of preparation and competent approach, necessary for effective professional and social activity and development to person of graduates is proved.

Keywords: state educational standard, cycles of educational disciplines, labour input, competence, basic education programs.

Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образованности, воплощаемую в присущем ей специфическом типе «образованного человека».

Проведем небольшой анализ документации, этапов развития и совершенствования сферы образования, уделив особое внимание специальности «Пожарная безопасность».

Первым документом, определяющим требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 330400 -«Пожарная безопасность», являлся Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Срок его действия - сентябрь 1995 г. - апрель 2000 г.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Безопасность жизнедеятельности» был утвержден в апреле 2000 г. Министерством образования Российской Федерации и действует по настоящее время. Это стандарт так называемого «второго поколения».

В отличие от первого, которое было разработано для одной специальности, стандарт «второго поколения» включает целое направление подготовки «Безопасности жизнедеятельности», который реализуется по нескольким образовательным программам.

Существенные изменения внесены в квалификационную характеристику выпускника.

Отличия стандартов «первого» и «второго» поколения приведены в табл.1.

Таблица 1

Наименование стандартов

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Принят в 1995 г. (Москва) и включает требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 330400 -«Пожарная безопасность» Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Принят в 2000 г. (Москва) и включает направление подготовки дипломированного специалиста 656500 -«Безопасность жизнедеятельности»

Перечень образовательных программ (специальностей)

330400 - «Пожарная безопасность» 330100 - «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» 330500 - «Безопасность технологических процессов и производств» 330400 - «Пожарная безопасность» 330600 - «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Продолжение табл. 1

Квалификационная характеристика выпускника

Области профессиональной деятельности

Не предусмотрены Анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей; ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды; обеспечение устойчивого и экотехнологи-ческого развития, управление воздействием на окружающую среду; экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов; организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда

Объекты профессиональной деятельности

Пожары и сопутствующие им процессы и явления; средства и технологии предупреждения и тушения пожаров; нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области пожарной безопасности Человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и опасными природными явлениями; потенциально опасные технологические процессы и производства; методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия; методы и средства оценки опасностей, правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания; методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда

Виды профессиональной деятельности

Организационно-управленческая; производственно-технологическая; научно-исследовательская Научно-исследовательская; проектно-конструкторская; организационно-управленческая; эксплуатационная

Из приведенной таблицы видно, что требования к выпускникам стандарта «второго поколения» стали более конкретными и разносторонними, что было продиктовано требованиями соответствующего времени.

Приведем сравнительный анализ основной части стандартов - общих требований в основной образовательной программе (табл. 2).

Таблица 2

Основная образовательная программа, 1995 г. Основная образовательная программа, 2000 г.

Количество циклов дисциплин и трудоемкость

Общие гуманитарные и социально-экономические 1800 Общие гуманитарные и социально-экономические 1800

Общие естественно-научные 1400 Общие математические и естественно-научные 1904

Общепрофессиональные 1510 Общепрофессиональные 1813

Специальные 2860 Специальные 2295

Факультативы 692 Факультативные дисциплины 450

Общая продолжительность теоретического обучения 8262 Общая продолжительность теоретического обучения 8262

Следующий этап анализа - сравнение рабочих учебных планов 1992, 1995 и 2008 гг. по бюджету времени, составу и количеству учебных дисциплин (табл. 3).

Таблица 3

Рабочий учебный план 1992 г. Рабочий учебный план 1995 г. Рабочий учебный план 2008 г.

Бюджет времени, нед.

256 256 260

Бюджет времени, ч

8374 8856 8600

Аудиторные занятия, ч

5832 5905 6000

Самостоятельная работа, ч

2542 2952 2600

Количество изучаемых дисциплин

36 39 61

Форма отчета

Количество экзаменов - 34 Количество экзаменов -36 Количество экзаменов - 37

зачетов - 55 зачетов -71 зачетов -53

курсовых работ - 5 курсовых работ - 6 курсовых работ -11

проектов - 6 проектов - 8 проектов - 8

В результате детального разбора всех основных положений по реализации образовательной программы по специальности «Пожарная безопасность» за период с 1992 по 2008 гг., выявилась тенденция к увеличению количества изучаемых дисциплин, курсовых работ и курсовых проектов. Данное положение обусловлено возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов пожарной охраны, появлением различных видов собственности, бурным развитием научно-технического прогресса и появлением новых информационных технологий.

Для координации действий научно-педагогической деятельности образовательных учреждений в области пожарной безопасности Приказом Минобразования России № 3206 от 08.11.2000 г. при УМО Совета вузов по университетскому политехническому образованию создана учебно-методическая комиссия по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность». Образовательную программу указанного направления реализуют 36 высших учебных заведений различных министерств и ведомств.

Со времени принятия стандарта «второго поколения» в ряд законодательных актов были внесены изменения. Вследствие этого, основной заказчик - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий -предпринял соответствующие меры по изменению требований по подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

1 февраля 2007 г. Коллегия Минобрнауки России приняла решение о разработке государственных образовательных стандартов нового (третьего) поколения. Данное решение было связано с обязательствами России, принятыми в рамках Болонского процесса, по поэтапному переходу на подготовку бакалавров и магистров, и с учетом потребностей рынка и международных тенденций.

Болонский процесс воплощает собой стремление участвующих в нем стран к коренным реформам в сфере образования. Он побуждает к созданию «наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях». Цель Болонского процесса - «улучшение привлекательности высших учебных заведений в Европе» путем создания к 2010 г. Европейского пространства высшего образования.

Решения Болонского процесса призывают пересмотреть отношения между высшей школой и бизнесом. Социальная миссия вузов - научить молодых людей применять полученные знания для создания и развития деловой карьеры. В ходе болонских реформ все настойчивее звучат предостережения против некритичного приспособления к краткосрочным интересам рынка труда при усилении ориентации новых степеней (бакалавр/магистр) на трудоустраиваемое^ (позиция Education International). Высшее образование - это сама по себе высокая ценность и одновременно путь на рынок труда [4].

Нельзя сбрасывать со счетов, что в отношении многих направлений (специальностей) подготовки в России (как, впрочем, и в Европе) существуют сомнения и предубеждения по поводу целесообразности их двухуровневой декомпозиции. Однако, мировой и европейский опыт свидетельствует, что только немногие специальности не подходят для структуры «бакалавр/магистр». Этот факт говорит о том, что на самом деле реальных причин для отказа от двухуровневой структуры не столь уж много.

Академия ГПС МЧС России, как базовый вуз Учебно-методической комиссии (УМК) по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»,

совместно с УМО вузов по университетскому политехническому образованию при МГТУ им. Н. Э. Баумана принимает активное участие в разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «третьего поколения» по направлению подготовки «Тех-носферная безопасность» с уровнями подготовки бакалавр и магистр.

На протяжении более 10 лет российская высшая школа имеет многоуровневую структуру. Сформировались ее различные модели, разнообразные виды подготовки бакалавров и магистров. С момента включения России в Болонский процесс поставлена задача освоения компетептностного подхода, переориентации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на проектирование результатов образования и компетенций, применение модулей, уделение особого внимания процессу самообразования студентов.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 803 от 23 декабря 2005) доля учебных заведений, реализующих программы двухуровневого образования, увеличится с 15 до 70 %. Количество вузов, реализующих программы бакалавриата и магистратуры, должно достигнуть к 2010 г. 40 %.

Сроки и структура обучения определяются в соответствии со спецификой направлений (специальностей) подготовки, причем главным является учет времени, которое необходимо затратить на усвоение содержания и освоение соответствующих общих и профессиональных компетенций. Следует привлекать сотрудников отраслевых и соответствующих профессиональных сообществ еще на стадии разработки образовательных стандартов, чтобы при решении проблемы оптимальных сроков подготовки можно было достичь единого мнения на федеральном уровне (роль Учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) высшей школы).

Наиболее вероятно, что в результате неверно разработанных методик образовательные стандарты и программы могут оказаться перегруженными и качественное усвоение материала станет нереальным. Нужна координация в масштабах УМО, вуза и совместная разработка образовательных программ по разным специальностям.

Отметим основные отличительные признаки предлагаемых стандартов.

1. Выраженный компетентностный характер (условно можно сказать, что мы пытаемся определить пути перехода от квалификационного подхода (квалификация - знания и способности, необходимые для выполнения определенной деятельности. Виды деятельности выдвигают требования к квалификации) к компетентностному). Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая

для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Следовательно, компетентностный подход ни в коей мере не отрицает квалификационного подхода. Понятие «компетенция» более расширенное понятие, включающее в себя, в том числе, понятие «квалификация».

2. Общность фундаментальной части образовательных программ бакалавра и магистра.

3. Обоснование требований к результатам освоения образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные).

4. Отсутствие компонентной структуры (деления дисциплин на федеральные, национально-региональные, вузовские) с одновременным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ.

5. Установление новой формы исчисления трудоемкости учебных занятий в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов (предлагаемая трудоемкость 1 зачетной единицы - 32-36 ак. ч)

Основные образовательные программы (ООП)

На основании сформулированных компетенций для всех уровней подготовки (бакалавр, магистр академический, магистр профессиональный) были сформированы основные образовательные программы.

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования приводятся в табл. 4.

Таблица 4

Наименование ООП Квалификация (степень) Код, наименование в соответствие с ОКСО Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)

ООП подготовки бакалавров (первый уровень ВПО) 62 Бакалавр техники и технологии 4 года 240

ООП подготовки магистров (второй уровень ВПО) 68 Магистр техники и технологии академический (степень) 2 года 120

Магистр техники и технологии профессиональный (квалификация) 2 года 120

В федеральном государственном образовательном стандарте предложена единая структура ООП бакалавров, магистров по направлению «Тех-носферная безопасность».

Основные образовательные программы бакалавров и магистров всех профилей направления, состоят из трех циклов дисциплин:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл.

Каждый цикл содержит базовую (обязательную) и вариативную части.

Далее в состав основной образовательной программы входят:

- практики;

- итоговая аттестация;

- отдельным циклом идет такая дисциплина, как физкультура.

Принципы построения ООП на основании трудоемкости циклов следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для бакалавров: трудоемкость базовых частей циклов не должна превышать 50 % от общей трудоемкости ООП;

- для магистров: трудоемкость базовых частей циклов не должна превышать 30 % от общей трудоемкости ООП.

Базовые составляющие гуманитарного, социального и экономического, математического, естественнонаучного и профессионального циклов бакалавров и магистров являются едиными для каждого профиля подготовки направления. В ООП задается трудоемкость цикла, а не отдельной дисциплины. Вуз в рамках собственной разработанной ООП будет сам определять с трудоемкость конкретной дисциплины базовой части цикла. Академические свободы конкретного вуза также содержатся в вариативной части: вуз сам формирует ООП в разделе вариативной части, соответственно, сам определяет знания, умения и навыки, формируемые этой частью.

Профессиональный цикл ООП - свой для каждого профиля подготовки и служит для формирования профильных компетенций бакалавров, магистров.

Данный проект стандарта позволит готовить специалистов в различных отраслях с учетом конкретных требований, предъявляемых заказчиками с учётом конкретного региона или предприятия.

Сближение академического обучения и профессиональной деятельности, установление тесных связей между ними способствует улучшению трудоустраиваемости. Существенный вклад в достижение этой цели вносит создание всеобъемлющей структуры квалификаций, охватывающей высшее образование, а также профессиональное образование и подготовку во всех странах - участницах Болонского процесса. Рекомендуемым элементом программ на соискание степеней являются стажировки. Работодатели и

высшие учебные заведения должны создать условия для стажировок, гарантируя при этом соответствие программе.

Таким образом, перспектива развития высшего профессионального образования должна базироваться на реформируемой системе общего образования, но опираться на свой рынок труда и свой рынок образовательных услуг. Регулирование потребности в специалистах пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций должно ориентироваться на национально-региональные особенности субъектов страны, производств и охраняемых объектов, и определяться с учетом требуемых показателей безопасности населения и территорий.

При этом высокая эффективность образования будет достигаться своевременной корректировкой учебных планов и программ, в соответствие с задачами практической деятельности Государственной противопожарной службы и применением достижений научно-технического прогресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 972 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года».

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 71 от 14.02.2008 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

4. Андреев А. Знание или концепции? // Высшее образование в России. - 2005.- № 2.

5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 10.

6. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению ком-петентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.

7. Направление подготовки дипломированного специалиста 280100.65 - Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1: Сборник учебно-методических материалов / Под общ. ред. С. В. Белова и В. А. Дивисилова: - М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 246 с.

8. Приказ МЧС России № 705 от 04.12.2007 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007-2009 гг.».

9. Приказ МЧС России от 26 февраля 2008 г. № 705 «О постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 972».

10. Белов С. В., Дивисилов В. А., Симакова Е. Н., Рахманов Б. Н., Фёдоров М. П., Прусенко Б. Е., Дмитренко В. П., Кукин П. П., Назаров В. П., Овсяник А. И., Сороко-умов В. П., Баскаков С. В., Тарабаев Ю. Н., Горбунов С В., Бойцов И. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (проект) // Безопасность в техносфере. - 2008. - № 2. - С. 47-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.