Овсяник А. И.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Кратко представлена история пожарного образования в России, рассмотрены стандарты высшего профессионального образования, требования к выпускникам пожарно-технических вузов в соответствии со стандартом третьего поколения и реализация этих требований в Академии ГПС МЧС России.
Ключевые слова: подготовка инженеров, пожарная безопасность, техносферная безопасность, бакалавр, специалист, магистр, цикл дисциплин, учебная практика.
Ovsyanik A.
THE PROBLEMS OF FIRE-TECHNICAL EDUCATION IN RUSSIA
It gives a brief history of fire education in Russia, studies the standards of higher professional education the requirements for graduates of Fire-technical Institutions according to the third generation standartd and implementation of these requirements in the State Fire Academy of EMERCOM of Russia.
Keywords: training of engineers, fire safety, safety of Technosphere, Bachelor, Specialist, Master, a lists of disciplines, educational practice.
Вначале обозначим основные исторические вехи пожарного образования в России. Целенаправленная подготовка специалистов пожарной охраны началась в нашей стране на курсах пожарных техников, организованных в 1906 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге.
После окончания Гражданской войны, в 1924 году, в Ленинграде был открыт первый пожарный техникум, а 1 сентября 1933 года на Факультете инженеров противопожарной обороны (ФИПО) началась подготовка инженеров - специалистов пожарной охраны.
Во время Великой Отечественной войны обучение сотрудников пожар-
ной охраны продолжалось в Ессентуках и Баку. В 1948 году профессорско-преподавательский состав ФИПО был переведён в Москву для подготовки специалистов противопожарной обороны на Высших пожарно-технических курсах (ВПТК).
В 1957 году при Высшей школе МВД СССР создаётся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который в 1973 году преобразуется в Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР (ВИПТШ).
В 1996 году ВИПТШ была переименована в Московский институт пожарной безопасности, на базе которого в 1999 году создаётся Академия Государственной противопожарной службы.
В настоящее время система пожарного образования в России включает следующие вузы: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России (включая Сибирский филиал), Ивановский, Воронежский, Уральский институты Государственной противопожарной службы МЧС России, Дальневосточный федеральный университет.
Первым документом, определившим государственные требования к обязательному содержанию и уровню подготовки по специальности «пожарная безопасность», стал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утверждённый в 1995 году (стандарт первого поколения). В стандарте второго поколения, принятом в 2000 году, при сохранении продолжительности обучения увеличивалось время на изучение цикла
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин за счёт уменьшения времени на изучение цикла специальных и факультативных дисциплин. Положительной чертой образовательного стандарта второго поколения является то, что он обеспечивал овладение выпускниками профессиональными знаниями и осуществление ими профессиональной деятельности; к недостаткам же следует отнести отсутствие взаимной увязки отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника и требованиями к его профессиональной подготовленности.
Присоединение России к Бо-лонскому и Копенгагенскому процессам, реализация концепции модернизации российского образования вызвали переход к системе «бакалавриат -магистратура» и введение стандарта третьего поколения, основными компонентами которого выступают системные компетентностные характеристики результатов подготовки выпускников, дающие точное и понятное представление о квалификационных характеристиках выпускников вузов.
Существенные изменения требований государства к пожарному образованию выражают подход к качеству подготовки таких специалистов, которые обладают отличными инженерными знаниями, являются хорошими менеджерами, владеют современными технологиями решения задач.
На сегодняшний день пожарно-технические вузы ведут подготовку по направлениям «техносферная безопасность» -квалификации «бакалавр» (срок обучения -4 года) и «магистр» (срок обучения - 2 года), «пожарная безопасность» - квалификация «специалист» (срок обучения - 5 лет).
Стандарт третьего поколения характеризуется следующими особенностями:
1. Выраженный компетентностный подход.
2. Общность фундаментальной части образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра.
3. Обоснование требований к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные).
4. Отсутствие компонентной структуры (деления дисциплин на федеральные, национально-региональные, вузовские) с одновременным расширением академических свобод вузов в части разработки основных образовательных программ (ООП).
5. Установление новой формы исчисления трудоёмкости учебных занятий в виде зачётных единиц вместо часовых эквивалентов (1 зач. ед. = 36 уч. ч.).
В соответствии с новыми требованиями перед выпускниками пожарно-технических вузов ставится ряд профессиональных задач:
- обеспечение пожарной безопасности объектов защиты;
- оценка и снижение пожарных рисков;
- принятие управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности;
- знание и оптимальное использование методов, средств и сил спасения человека и имущества.
Кроме того, выпускник должен быть готов к решению следующих задач: проектно-конструкторские, сервисно-эксплуатационные, производственно-технологические, организационно-управленческие, научно-исследовательские, экспертно-надзорные, инспекционно-аудиторские.
Стандарт третьего поколения предусматривает единую структуру ООП
бакалавров, специалистов и магистров, которая состоит из трёх циклов дисциплин: гуманитарного, социального и экономического; математического и естественнонаучного; профессионального; практик; итоговой аттестации (см. табл.).
едиными для всех профилей подготовки. Профессиональный цикл, предназначенный для формирования профильных компетенций, - особый для каждого профиля подготовки.
Особенностью пожарно-технического образования является ведение активной работы в новейших областях высоких технологий, представляющих собой сплав фундаментальных и инженерных знаний, владение которыми выступает условием компетентности выпускников вузовской системы МЧС России. Следует помнить о необходимости широкого использования в образовательном процессе принципа «обучение на основе науки». Это означает активное участие в проведении научных исследований - для расширения научного кругозора, приобретения исследователь-
Отдельным циклом включена физическая культура. Каждый цикл содержит базовую и вариативную части. Базовые составляющие гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного цикла являются
ских навыков и, в целом, повышения профессиональной культуры.
Реалии сегодняшнего дня ставят перед вузами пожарно-технического профиля ряд новых задач по совершенствованию образования. Наряду с отмеченными требованиями к выпускнику (владение фундаментальными и инженерными знаниями, участие в научных исследованиях, а также связь теории и практики обучения на основе оптимальной структурно-логической системы образовательного процесса), большее внимание следует уделять иностранным языкам, использованию современных 1Т-технологий, в том числе геоинформационных и 3Э, экономической и управленческой подготовке.
Для реализации на практике этих требований на базе Академии ГПС МЧС России
Количество дисциплин и учебная практика при подготовке бакалавров, специалистов, магистров
Цикл дисциплин, практика Бакалавр Специалист Магистр
Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины 10 13 -
Математические и естественнонаучные дисциплины 9 13 -
Общенаучные дисциплины - - 5
Профессиональные дисциплины 34 50 13
Учебная практика + + -
Производственная практика + + +
Научно-исследовательская практика - - +
Выполнение научно-исследовательской работы - - +
Преддипломная практика + + -
создан учебный ЦУКС, в аппаратном комплексе которого установлено программное обеспечение, позволяющее решать ряд задач по обеспечению пожарной безопасности:
- прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера;
- моделирование действий подразделений МЧС на складах нефти и нефтепродуктов;
- тренировка должностных лиц оперативной дежурной смены ЦУКС субъекта РФ.
В учебных целях организована связь с национальным ЦУКСом, что позволяет использовать реально возникающие чрезвычайные ситуации и способы реагирования на них при подготовке слушателей; также внедрены моделирующие комплексы для отработки специальных навыков. Подготовка специалистов пожарной безопасности осуществляется на полевых практических занятиях в 179-м спасательном центре, учебно-спасательном центре «Вытегра», учебно-тренировочном центре подготовки спасателей в Красной Поляне.
Со слушателями и курсантами Академии проводятся комплексные учения, особенностями которых являются: создание условий для применения знаний в обстановке, максимально приближённой к реальной; организация заслушивания с использованием системы видеоконференции связи из помещений учебного ЦУКСа; применение программных продуктов, разработанных в Академии, для моделирования и прогнозирования обстановки.
Важнейшим вопросом подготовки высококлассных специалистов пожарно-технического профиля является наличие профессионального стандарта, содержащего требования к перечню знаний и компетенций выпускников вуза системы МЧС России. Эта задача назрела, и она должна быть решена в ближайшее время.
Актуальным является и вопрос взаимодействия образования и науки, кото-
рое может осуществляться путём внутри-вузовской структурной интеграции, подразумевающей создание учебно-научных комплексов (УНК) и научно-образовательных комплексов (НОК) по однородным направлениям подготовки, в которых преподаватели имеют возможность вести научные исследования, а научные сотрудники - делиться результатами своих исследований на занятиях со слушателями и курсантами. В нашей Академии имеется положительный опыт внедрения таких структур.
Для развития пожарно-технического образования важно взаимодействие между вузами, вузов и организаций, так как даже современный вуз с развитой материальной базой не может приобрести и содержать полный комплекс необходимого учебного оборудования по всем специальностям. Это делает необходимой кооперацию вузов между собой, с институтами Российской Академии наук, ВНИИ ГОЧС, ВНИИПО, НЦУКС, ЦУКС территориальных органов и др. Формы этой кооперации могут быть различными: центры коллективного пользования, лаборатории удалённого доступа, создание базовых кафедр в организациях МЧС России, научных лабораторий НИИ в вузах.
Кроме того, совершенствование пожарно-технического образования подразумевает разработку электронных учебно-методических комплексов по всем дисциплинам образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров, включая возможность удалённого доступа. Внедрение такого подхода позволит наладить процесс обучения с использованием современных информационных технологий большого количества обучаемых по единым методическим подходам без значительных временных и финансовых затрат на их перемещение.
Конечно, выполнения всех высказанных рекомендаций по улучшению организации пожарно-технического образования будет недостаточно для достижения поставленных руководством
министерства и самой жизнью критериев качества. Оно зависит и будет зависеть не только от его содержания, но и от педагогов. Престиж профессии педагога обусловлен и уровнем заработной платы, и уважением за про-
фессиональную компетентность. Лишь в этом случае педагог будет иметь общественно значимый статус и сможет обеспечить высокий уровень образования, в том числе - пожарно-технического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овсяник А. И., Баскаков С. В., Битуев Б. Ж. Анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности // Материалы Международ. науч.-практ. конф. - М., 2008. - С. 69-76.
2. Овсяник А. И. Основные направления совершенствования учебных программ профессио-
нальной подготовки в вузах МЧС России с учётом задач гражданской защиты // Материалы VIII науч.-практ. конф. «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». - М., 2011. -С. 80-84.
3. Кудрявцев Л. Д. Образование в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.portal-slovo.ru