Научная статья на тему 'Количественный анализ учебного времени дисциплин при подготовке специалистов по направлению 20. 05. 01 "Пожарная безопасность"'

Количественный анализ учебного времени дисциплин при подготовке специалистов по направлению 20. 05. 01 "Пожарная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING OF SPECIALISTS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / DISTRIBUTION OF CLASSROOM WORK AND INDEPENDENT WORK / OPTIMIZATION OF ACADEMIC DISCIPLINES / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскаков С.В., Крылов А.Н.

В статье поднимается вопрос достаточности выделяемого учебного времени для подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля, вследствие уменьшения количества учебного времени, отведённого на аудиторную работу обучающихся. Указаны конкретные изменения в трудоёмкости отдельных дисциплин, анализируются причины данных изменений и их влияние на итоговый уровень готовности обучающихся к профессиональной деятельности. В работе сделан вывод о необходимости оптимизации числа изучаемых дисциплин, исключения дублирования учебного материала и профессионализации некоторых естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Рассматривается необходимость перехода к разработке образовательных программ с учетом ориентации на подготовку должностного лица с заранее заданными параметрами его должностного предназначения как выпускника в определенное подразделение МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE TEACHING TIME OF SUBJECTS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF 20.05.01 ‘FIRE SAFETY’

The article raises a question of the adequacy of the allocated study time for the training of fire and rescue specialists, as a result of a decrease in the amount of study time allocated for the students’ class work. Specific changes in the labor intensity of individual disciplines are indicated, the reasons for these changes and their impact on the final level of students’ readiness for professional activity are analyzed. The work concluded that it is necessary to optimize the number of studied disciplines, to eliminate duplication of educational material and to professionalize some natural science and general professional disciplines. The authors consider the need to move to the development of educational programs, taking into account the orientation towards the training of an official with predetermined parameters of his official role as a graduate in a specific unit of the Emergencies Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Количественный анализ учебного времени дисциплин при подготовке специалистов по направлению 20. 05. 01 "Пожарная безопасность"»

10. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

11. Мун Хо Особенности общения педагога хореографии с артистами балета. Диссертация ...кандидата искусствоведения. Москва: ГИТИС, 1999.

12. Подласый И.П. Практическая педагогика или три технологии: интерактивный учебник для педагогов рыночной системы образования. Киев: Издательский Дом «Слово», 2006.

References

1. Leonova M.K. Rol'moskovskojbaletnojshkoly v tvorcheskojzhizniBol'shogo teatra: 1945- 1970. Dissertaciya ...kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2008.

2. Leonova M.K., Lyashko Z.H. Iz istorii moskovskoj baletnoj shkoly (1917 - 1936). Moskva, 2018; Chast' III.

3. Ivanova S.A. Ispolnitel'skij opyt v kontekste proizvodstvennoj praktiki: narodno-scenicheskij tanec v Moskovskoj gosudarstvennoj akademii horeografii. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal uchrezhdeniya rossijskoj akademii obrazovaniya «Institut hudozhestvennogo obrazovaniya». 2011; 4.

4. Bolotov V.A. Novye standarty i novoe vremya. Lidery obrazovaniya, 2004; 3: 22 - 24.

5. Golub G.B., Kogan E.Ya., Prudnikova V.A. Paradigma aktual'nogo obrazovaniya. Voprosyobrazovaniya. Moskva, 2007; 5: 20 - 31.

6. Pestov P.A. Uroki klassicheskogo tanca. 1 kurs. Moskva: Vsya Rossiya, 1999.

7. Messerer A.M. Uroki klassicheskogo tanca. Moskva: VTO, 1967.

8. Ermolaev A.N. Sbornikstatej. Moskva: Iskusstvo, 1974.

9. Holfina S.S. Vospominaniya masterov moskovskogo baleta. Moskva, 1990.

10. Yakimanskaya I.S. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2011.

11. Mun Ho Osobennostiobscheniya pedagoga horeografiis artistamibaleta. Dissertaciya .kandidata iskusstvovedeniya. Moskva: GITIS, 1999.

12. Podlasyj I.P. Prakticheskaya pedagogika ili tri tehnologii: interaktivnyj uchebnik dlya pedagogov rynochnoj sistemy obrazovaniya. Kiev: Izdatel'skij Dom «Slovo», 2006.

Статья поступила в редакцию 18.02.19

УДК 378.14

Baskakov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational and Methodical Center, State Fire Academy of Emercom of Russia

(Moscow, Russia), E-mail: sv-baskakov@yandex.ru

Krylov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, State Fire Academy of Emercom of Russia (Moscow, Russia), E-mail: an-krylcv.01@mail.ru

QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE TEACHING TIME OF SUBJECTS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF 20.06.01 "FIRE SAFETY". The

article raises a question of the adequacy of the allocated study time for the training of fire and rescue specialists, as a result of a decrease in the amount of study time allocated for the students' class work. Specific changes in the labor intensity of individual disciplines are indicated, the reasons for these changes and their impact on the final level of students' readiness for professional activity are analyzed. The work concluded that it is necessary to optimize the number of studied disciplines, to eliminate duplication of educational material and to professionalize some natural science and general professional disciplines. The authors consider the need to move to the development of educational programs, taking into account the orientation towards the training of an official with predetermined parameters of his official role as a graduate in a specific unit of the Emergencies Ministry of Russia.

Key words: training of specialists, federal state educational standard, basic educational program, distribution of classroom work and independent work, optimization of academic disciplines.

С.В. Баскаков, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. учебно-методического центра, Академия государственной противопожарной службы МЧС России,

г. Москва, E-mail: sv-baskakov@yandex.ru

А.Н. Крылов, канд. пед. наук, ст. преп., Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, E-mail: an-krylov.01@mail.ru

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 20.05.01 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В статье поднимается вопрос достаточности выделяемого учебного времени для подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля, вследствие уменьшения количества учебного времени, отведённого на аудиторную работу обучающихся. Указаны конкретные изменения в трудоёмкости отдельных дисциплин, анализируются причины данных изменений и их влияние на итоговый уровень готовности обучающихся к профессиональной деятельности. В работе сделан вывод о необходимости оптимизации числа изучаемых дисциплин, исключения дублирования учебного материала и профессионализации некоторых естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Рассматривается необходимость перехода к разработке образовательных программ с учетом ориентации на подготовку должностного лица с заранее заданными параметрами его должностного предназначения как выпускника в определенное подразделение МЧС России.

Ключевые слова: подготовка специалистов, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, распределение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, оптимизация учебных дисциплин.

Современный этап развития человечества можно охарактеризовать как небольшую научно-техническую революцию. Особенность, в первую очередь, заключается в превращении науки в главную производственную силу Следующий этап - это интенсификация производственной деятельности, благодаря созданию новых материалов, получению альтернативных источников энергии, развитию технологии и т. д. Указанные изменения активно влияют на содержание труда и на требования к специалистам различных областей деятельности [1].

Требования к уровню подготовки и квалификации выпускников неуклонно растут, следовательно, необходимо реформирование системы подготовки кадров. Для специалистов пожарно-спасательных подразделений, служебная деятельность которых связана с деятельностью в различных ситуациях, в том числе в особых и экстремальных, подготовка кадров является значимым вопросом, требующим особого внимания [2].

Анализ этапов развития высшего пожарно-технического образования в Российской Федерации по образовательным стандартам различных поколений был произведен одним из авторов в работе ранее [3]. В публикации было установлено, что требования, предъявляемые к выпускникам образовательных организаций высшего образования МЧС России, становятся более конкретными и разносторонними, что соответствует увеличению числа возможных опасностей естественного и антропогенного характера. Также высказывались предпо-

ложения, что, следуя тенденции увеличения доли учебных заведений реализующих программы двухуровневого образования, образовательные стандарты окажутся перегруженными. Качественное усвоение материала в совокупности со снижением познавательной активности и отсутствием стремления к самосовершенствованию и саморазвитию со стороны обучающихся станет невозможным [3].

Как известно, одним из основных отличий современных образовательных стандартов от стандартов начала века является уменьшение времени, отведённого на работу обучающихся в аудитории, а также свобода обучающихся в выборе направлений подготовки и изучаемых дисциплин, а также создание запаса времени экзаменационных сессий. По образовательным стандартам первого и второго поколений распределение учебных дисциплин производилось по циклам. Федеральные образовательные стандарты предусматривают распределение времени учебных дисциплин на блоки: базовые, вариативные, элективные и факультативные дисциплины [4].

Для удобства и проведения анализа учебного времени дисциплин рабочих учебных планов в работе сохранено распределение дисциплин по учебным циклам. В таблице 1 представлены результаты анализа учебного времени дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Следует отметить, что в работе указывались дисциплины, в которых зафиксированы значительные

изменения в учебной нагрузке. При составлении диаграмм учитывалось общая нагрузка всех дисциплин цикла.

При осуществлении процедуры анализа выявлено то, что в данный цикл внедрено 2 новые учебные дисциплины: «Управление общественными отношениями» и «Социология». Увеличение аудиторной учебной нагрузки зафиксировано по дисциплинам «История» и «Русский язык и культура речи». Снижение

объёма аудиторной нагрузки выявлено на дисциплинах «Правоведение» и «Философия». По остальным дисциплинам выделяемое учебное время существенно не изменилось. На рисунке 1 представлена диаграмма изменения учебного времени по дисциплинам рассматриваемого цикла. В целом, общее время, отведённое на цикл, несмотря на введение новых дисциплин, существенно не изменилось.

Таблица 1

Результаты анализа учебного времени дисциплин гуманитарного и социально экономического цикла

РУП 2001 года РУП 2009 года РУП 2016 года

СЕ СЕ СЕ

СЕ СЕ СЕ

Наименование m о о СЕ ZE а СО zn _а m о о СЕ ZE а СО zn _а m о о СЕ ZE а СО zn _а

дисциплины £ (L) о ^ £ (L) о ^ £ (L) О ^

Ф а. 5 а. Ф а. 5 а. Ф а. 5 а.

СО 1— s СО 1— s СО 1— S

а О а О а о

<С <С <С

История 70 56 14 82 50 32 144 64(+8)* 72

Правоведение 150 100 50 150 94 56 72 56 16

Философия 170 118 52 150 94 56 144 94 50

Русский язык и культура речи 80 52 28 70 50 20 108 70 38

Управление общественными отношениями -- -- -- -- -- -- 72 44 28

Социология -- -- -- -- -- -- 72 50 22

* количество часов, отводимое на проведение экзамена и экзаменационную консультацию, контроль знаний

Следующим этапом анализировалось учебное время дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Отличительной особенностью дисциплин естественнонаучного цикла является то, что они образуют прочный фундамент технического образования, обеспечивают мощный прогресс в развитии многих наук, выполняют важнейшие образовательные цели. Важность данного цикла учебных дисциплин для подготовки кадров МЧС России не вызывает сомнений [5]. В таблице 2 представлены результаты анализа учебного времени дисциплин цикла.

Отмечаем рост отводимого учебного времени по дисциплинам Экология, Физико-химические основы развития и тушения пожаров и снижение нагрузки по основным дисциплинам цикла: Физика, Химия, Высшая математика. Введение дисциплины «Концепция современного естествознания» на наш взгляд связано с общим вектором развития современного образования.

Также на примере дисциплин данного цикла хорошо просматривается тенденция на увеличение количества

Таблица 2

Результаты анализа учебного времени дисциплин математического и естественнонаучного цикла

2001 2009 2016

'Аудиторные занятия И Самостоятельная работа

Рис. 1. Диаграмма изменения учебного времени по дисциплинам гуманитарного и социально экономического цикла

Наименование дисциплины РУП 2001 года РУП 2009 года РУП 2016 года

Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Высшая математика 561 348 213 561 388 173 468 292(+8) 168

Физика 340 216 124 340 226 114 324 180(+8) 136

Химия 306 204 102 306 196 110 288 144(+16) 128

Экология / Экологическая безопасность 102 74 28 102 78 24 180 118 62

Физико-химические основы развития и тушения пожаров 110 62 48 153 94 59 144 72(+8) 64

Информатика / Информационные технологии 204 166 38 204 136 68 144 72(+8) 64

Организация и управление вобласти обеспечения пожарной безопасности 196 132 64 153 100 53 108 70 38

Концепциисовременного естествознания -- -- -- -- -- -- 72 44 28

учебного времени, выделяемого на самостоятельное изучение материала. На рисунке 2 представлена диаграмма изменения учебного времени, отведённого на аудиторные занятия и самостоятельную подготовку обучающихся. Вызывает тревогу общее снижение учебного времени всего цикла дисциплин (более чем на 150 часов), так как именно эти дисциплины во многом отвечают за инженерную подготовку выпускников.

Следующий этап - анализ трудоёмкости дисциплин общепрофессионального цикла. В данном цикле сосредоточено наибольшее количество преподаваемых учебных дисциплин. Некоторые из них: «Государственный надзор в области гражданской обороны», «Государственный надзор в области защиты населения и территории от ЧС» следует на наш взгляд отнести к дисциплинам профес-сионального цикла. Данные дисциплины, связанных с надзором в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимы для осуществления надзорных функций пожарных инспекторов [6].

Таблица 3

Результатыанализаучебноговременидисциплин общепрофессионального цикла

Рис. 2. Диаграмма изменения учебного времени по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла

Наименование дисциплины РУП 2001 года РУП 2009 года РУП 2016 года

Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Инженерная графика/Начертательная геометрия.Инженерная графика 170 110 60 170 110 60 216 122(+8) 86

Материаловедение и технология материалов 102 62 40 102 58 44 72 44 28

Метрология,стандартизация и сертификация 102 74 28 102 70 32 72 58 14

Инженерная защитанаселения -- -- -- -- -- -- 108 52(+8) 48

Государственныйнадзорвобластигражданскон обороны -- -- -- - -- -- 72 42 30

ГысударствеыныЗнадзор в аСоостазощитв аасерыноыотерритоаооотдС - -- -- - -- -- 72 44 28

Энссрвмальизяп сихология - - - -- -- -- 108 54 54

Моди йн ыи теннолваи и ирслввояыЧС -- -- -- - -- -- 72 48 24

СвсдирсРщ еэввеыносвью -- -- -- -- -- 72 48 24

Щгоoвр|рифo рмдриорноН беаос^^ср^т^и -- -- - - - -- -- 36 24 12

Организация работы с кадрами Государственной ы°Ртмдо пвжартнойвв^мбы / в сидтсмеМр С 89 50 39 102 54 48 144 70 74

Правовые основы организации обеспечения пожарной безопасности -- -- -- -- -- -- 108 68 40

общепрофессионального цикла

Отмечаем значительное количество вновь введенных учебных дисциплин: «Государственный надзор в области гражданской обороны», «Государственный надзор в области защиты населения и территории от ЧС», «Инженерная защита населения» «Экстремальная психология», «Медийные технологии в условиях ЧС», «Связи с общественностью», «Основы информационной безопасности», «Правовые основы организации обеспечения пожарной безопасности». На рисунке 3 представлена диаграмма изменения учебного времени, отведённого на аудиторные занятия и самостоятельную подготовку обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла.

Уменьшение аудиторного учебного времени (минимум 10 часов) зафиксировано по дисциплинам: «Материаловедение и технология материалов», «Метрология, стандартизация и сертификация», а увеличение аудиторной нагрузки (от 10 до 20 часов) по предметам: «Начертательная геометрия. Инженерная графика», «Организация работы с кадрами в системе МЧС».

Таблица 4

Результаты анализа учебного времени дисциплин профессионального цикла

Наименование дисциплины РУП 2001 года РУП 2009 года РУП 2016 года

Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пожарная безопасность в строительстве 300 220 80 238 176 62 216 148(+8) 60

Пожарная безопасность электроустановок 85 56 29 85 52 33 144 72(+8) 64

Пожарная и аварийно-спасательная техника 230 186 44 267 178 89 432 240(+8) 184

Пожарная тактика 440 322 118 448 316 162 576 410(+8) 158

Пожарно-строевая подготовка 299 196 103 201 144 57 252 130(+8) 110

Экономика пожарной безопасности 140 102 38 102 78 24 108 72 36

Государственный пожарный надзор 180 126 54 130 86 44 216 136(+8) 72

Расследование пожаров / Расследование и экспертиза пожаров 150 102 48 104 100 4 216 162 54

Cьeдиодднaяrlоoфддc«oномьдo-дриенаднаы подготовка -- - « -- -- -- 108 30(+8) 70

Значительное увеличениеотводимого учобноговремени(на 984 часа) в данном ции1 е дисцнплинсвязану с вновь ввеоонгыми двсцю конным п ди ходывня 104ьчаыд.

Е3тн^;^|^г^а'}ыт^нстадл^ьн1 /^а^атапл1^на1 ^[э^сЦес^ва^^атогеи^нтп;^. Появляется одна введённая в учебный процесс дисциплина - «Специаль-азн професснон^ьне-пвытидная ьодготднуа». Утсезшвние аоомеаи, чнще-воидогоие нзеиеуие ниньиилоиы, знфиидиронамо последующимиреы^-^^а^!1^: <<мoжaрьoебeдoнacнвcнььи4оoвдeлнcтвo>>|<<нlамцpнo-итpoоиоьгюд готовконе «MвоьммиьадожценoйOeвдндcнoсти». Увеличение учебного времени произошло по дисциплинам: «Расследование и экспертиза пожаров», «Государственный пожарвншеодзор», «Пежap«оьтдьиокo», «Пожжрнсси авотсйно-cоодaтежнная ооxнивa»,«Пoжapнон4омoиa сп^^одьы^лд кт^уси^ь^^ныюд

На рисунке 4 представлена диаграмма изменения учебного времени, от-^^н^нчж^^ оyоноopныозaнятнеьcaмостоятельную подготовку обучающихся дисциплин профессионального цикла.

Рис. 4. Диаграмма изменения учебного времени по дисциплинам профессионального цикла

Общее количество аудиторныхчасовв 2001 и2016 годахпрактически не отличается. В 2009 году зафиксировано значительное уменьшение аудиторной наг^зки ндЗьочасодTаиж«зaыBвкомpквaнсвcд чдсов,отв едё нвытна ицзocкo-

ятельную подготовку обучающихся более чем на 400 часов по сравнению с 2001 и 2009годами.

Подводя итог проведённой работы отметим, что в рассматриваемых учебных планах в образовательный процесс было введено 19 новых дисциплин, отменено 5 дисциплин. Основные изменения произошли после 2010 года, в то время когда начали происходить частые изменения образовательных стандартов. Бегло проанализировав учебные планы с 2011 по 2017 учебный год отметим, что основная часть дисциплин была введена в 2012 году. С этого года происходили изменения в названии многих дисциплин, числе и количестве учебного времени отводимого на их изучение.

Аудиторная нагрузка на обучающихся возросла на более чем на 200 часов, самостоятельная работа на 900 часов. Число курсовых проектов и работ планомерно увеличивалось с 16 в 2001 году до 24 в 2016. Таким образом, опасения связанные с перегрузкой образовательных программ оказались вполне обоснованными.

В настоящее время обучение по программе специ-алитета в большинстве образовательных организаций МЧС России свернуто, а процесс обучения полностью переходит на двухуровневую систему бакалавр-магистр, тем самым на целый учебный год сокращается подготовку выпускников одной из важнейших профессий современности. Невозможно в такой короткий период подготовить «универсального солдата» великолепно теоретически и практически осведомлённого, во всех вопросах обеспечения пожарной и техносферной безопасности, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Однако вполне достижимо подготовить инженера соответствующего конкретным требованиям, предъявляемым к лицу, занимающему определённую должность в структуре МЧС России, с указанием основных компетенций, которыми это лицо должно обладать, то есть готовить человека на определённую должность (начальник караула, инспектор ГПН и т.д.), формировать у него компетенции, необходимые для решения поставленных перед ним профессиональных задач.

Для этого необходима оптимизация числа изучаемых учебных дисциплин (возможное укрупнение и исключение отдельных дисциплин), чёткое перераспределение учебных предметов по программам подготовки, исключение дублирования и повторяемости учебного материала в курсах смежных дисциплин, а также возможная профессиональная ориентация ряда непро-фильныхпредметов.

Библиографический список

1. Сенатор С.Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза. Педагогика и психология образования. 2010; 1: 70 - 77.

2. Проходимова Е.М., Зуев А.В. Требования, предъявляемые к профессионально важным качествам выпускников образовательных организаций МЧС России для эффективного выполнения задач по предназначению. Научное мнение. 2014; 4: 231 - 233.

3. Овсяник А.И., Баскаков С.В., Битуев Б.Ж. Сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение и ликвидация. 2009; 2: 127 - 135.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 года № 851. ГАРАНТ [сайт]. Available at: http://base. garant.ru/71196318/#ixzz5OKOD2tuS

5. Слуев В.И., Ванюшкин В.П., Крылов А.Н. О роли физики при подготовке инженеров МЧС России. Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2011; 2: 31 - 36.

6. О концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приказ МЧС России от 29. 12. 2006 № 804. ГАРАНТ [сайт]. Available at: http://base.garant.ru/55184073/

References

1. Senator S.Yu. Sovremennye trebovaniya k podgotovke studentov vuza. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2010; 1: 70 - 77.

2. Prohodimova E.M., Zuev A.V. Trebovaniya, pred'yavlyaemye k professional'no vazhnym kachestvam vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij MChS Rossii dlya 'effektivnogo vypolneniya zadach po prednaznacheniyu. Nauchnoe mnenie. 2014; 4: 231 - 233.

3. Ovsyanik A.I., Baskakov S.V., Bituev B.Zh. Sravnitel'nyj analiz soderzhaniya i struktury gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya po podgotovke specialistov pozharnoj bezopasnosti. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvraschenie i likvidaciya. 2O09; 2: 127 - 135.

4. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya po special'nosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost'(uroven' specialiteta), utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 avgusta 2015 goda № 851. GARANT [sajt]. Available at: http://base.garant.ru/71196318/#ixzz5OKOD2tuS

5. Sluev V.l., Vanyushkin V.P., Krylov A.N. O roli fiziki pri podgotovke inzhenerov MChS Rossii. Pozhary i chrezvychajnye situacii: preduprezhdenie i likvidaciya. 2011; 2: 31 - 36.

6. O koncepcii sozdaniya edinoj sistemy gosudarstvennyh nadzorov v oblasti pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony i zaschity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij. Prikaz MChS Rossii ot 29. 12. 2006 № 804. GARANT [sajt]. Available at: http://base.garant.ru/55184073/

Статья поступила в редакцию 13.02.19

УДК 378

Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: pasprofi@mail.ru

Petelina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: Lemononline@gmail.ru

Lou H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: 1348392947@QQ.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF VOCAL AND PERFORMING ARTS AMONG CHINESE STUDENTS. The article examines in detail and substantiates the pedagogical conditions for the development of vocal and performing potential of Chinese students in the musical and educational process of pedagogical university. The authors on the basis of a number of methodological principles identify and analyze the most significant conditions: reliance on national musical values and ethno-cultural traditions of Chinese art; formation of the system of ideomotor feelings of the vocalist in the process of creating a musical and artistic image; the developed ideomotor complex of the vocalist promotes more expressive intonation, perception and understanding of the musical image and indicates the presence of musical and performing talent; productive joint activity of the student, concertmaster and teacher - a quality ensemble of the singer - student, accompanist and teacher contributes to the creation of musical and artistic image of the vocal composition and its performing interpretation.

Key words: principles, prerequisites, vocal and performing potential, pedagogical conditions.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: pasprofi@mail.ru

Е.А. Петелина, канд. пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: lemononline@mail.ru

Х. Лу, аспирант, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: 1348392947@QQ.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье детально рассматриваются и обосновываются педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Авторы на основе ряда методологических принципов выделяют и анализируют наиболее значимые условия: опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства; формирование системы идеомоторных ощущений вокалиста в процессе создания музыкально-художественного образа, который способствует более выразительному интонированию, восприятию и пониманию музыкального образа и указывает на наличие музыкально-исполнительского дарования; продуктивная совместная деятельность студента, концертмейстера и преподавателя - качественный ансамбль певца-студента, концертмейстера-аккомпаниатора и педагога способствует созданию музыкально-художественного образа вокального сочинения и его исполнительской интерпретации.

Ключевые слова: принципы, предпосылки, вокально-исполнительский потенциал, педагогические условия.

Современное общество характеризуется глобальными сдвигами в области музыкального образования. Перед педагогами ставятся задачи поиска и разработки инновационных методик и технологий обучения, выявления и обоснования педагогических условий, направленных на становление и развитие интеллектуального и музыкально-творческого потенциала личности студента и его музыкально-исполнительских качеств и самореализации в профессионально-музыкальной деятельности.

Определяя и обосновывая совокупность педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов, мы опирались на ряд методологических подходов:

- системный подход (С.И. Архангельский, Ван Синчэн, Чень Чжи, Э.Г Юдин и др.), позволивший изучить развитие вокально-исполнительского потенциала студента как системы и обеспечить целостность музыкально-образовательного процесса;

- личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Цзинь Вэй, И.С. Якиманская и др.), обеспечивающий раскрытие самобытных способностей в ходе развития вокально-исполнительского потенциала;

- индивидуальный (Л.В. Вахтель, Ли Юйлун, ГМ. Цыпин, М.Н. Юрьева и др.), способствующий выработке индивидуального стиля творческой деятельности;

- технологический (В.П. Беспалько, В.И. Лещинский, Ли Кэдун, Н.Е. Щур-кова и др.), позволивший разработать комплекс развивающих методов обучения вокалу.

Вышеприведенные методологические подходы создали возможность обосновать совокупность педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в музыкально-образовательном процессе вуза.

Наиболее значимым педагогическим условием, определяющим развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов является опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства.

Китайская музыка, обладая многовековыми традициями, с давних времен выполняла весьма значимую роль в воспитании человека. Конфуций в «прекрасной» музыке видел воплощение великого Космоса. В его понимании китайская музыка выполняет сугубо практическую функцию: оказывает воздействие на морально-нравственную сферу человека, формирует его характер, способствует гармоничному государственному устройству китайского общества.

В китайской музыкальной культуре в течение нескольких тысячелетий сложились основные музыкальные традиционные жанры: песни, музыка народных сказов, инструментальная музыка, танцевальная музыка, музыка китайских традиционных опер.

В созданных китайским народом обрядовых, лирических, бытовых, земледельческих, городских песнях, песнях кули, лодочников, ремесленников отражается труд, быт, жизнь, семейные отношения людей. Своеобразие китайской музыки ярко выражено в гармоничном единстве поэзии и музыки; в целостном представлении танца, жеста, пластики и музыки; в полифонической взаимосвязи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.