Научная статья на тему 'Сравнительный анализ системы налогообложения транспортных средств в России и Туркменистане'

Сравнительный анализ системы налогообложения транспортных средств в России и Туркменистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TRANSPORT TAX / PROPERTY TAX / COLLECTING FROM REGISTRATION OF CARS / A FARE ON ROADS / AN EXCISE / STATE TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарбаев Худайшукур Азадович

На основании сравнительно-правового анализа системы налогообложения транспортных средств в России и Туркменистане демонстрируются их ключевые сходства и различия, конструктивные особенности, достоинства и недостатки действующих налогов и сборов, что обеспечит условия для проведения политики гармонизации налоговых систем и расширения сотрудничества стран по развитию транспортных систем и дорожного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ системы налогообложения транспортных средств в России и Туркменистане»

УДК 336.22(470+575.4)

Экономические науки

Нарбаев Худайшукур Азадович, студент 4 курса направления «Экономика» Национального исследовательского Мордовского государственного университета

имени Н.П. Огарева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ И ТУРКМЕНИСТАНЕ

Аннотация. На основании сравнительно-правового анализа системы налогообложения транспортных средств в России и Туркменистане демонстрируются их ключевые сходства и различия, конструктивные особенности, достоинства и недостатки действующих налогов и сборов, что обеспечит условия для проведения политики гармонизации налоговых систем и расширения сотрудничества стран по развитию транспортных систем и дорожного хозяйства.

Ключевые слова: транспортный налог, налог на имущество, сбор с регистрации автомобилей, плата за проезд по дорогам, акциз, государственная пошлина

Annotation. On the basis of the comparative and legal analysis of system of the taxation of vehicles in Russia and Turkmenistan their key similarities and distinctions, design features, merits and demerits of the operating taxes and fees are shown that will provide conditions for carrying out policy of harmonization of tax systems and expansion of cooperation of the countries in development of transport systems and road economy.

Keywords: a transport tax, the property tax, collecting from registration of cars, a fare on roads, an excise, the state tax.

Транспортный сектор в Туркменистане включает в себя автомобильные, железнодорожные, авиационные, речные, морские и трубопроводные транспортные сети. Сектор как таковой рассматривается как неотъемлемая часть экономического развития. Среди конкретных проблем развития и целей в транспортном секторе, изложенных в государственных программах развития Туркменистана, можно отметить следующее: значительное запланированное увеличение доли

транспортного сектора в ВВП, обеспечение доступа к внутренним и внешним рынкам через современную и хорошо управляемую транспортную инфраструктуру, а также присоединение к и реализация международных конвенций в области транспорта и содействия торговле.

Изменение климата может иметь серьезные последствия для транспортной инфраструктуры Туркменистана в силу все более частых проявлений аномальной жары и наводнений, экстремальных погодных явлений и изменения уровня воды в Каспийском море. В районе полуострова Челекен, морская вода Каспийского моря уже затопила дороги, а также некоторые объекты промышленной инфраструктуры.

Особая роль транспортного налога как экологического платежа объясняется и особыми природными условиями Туркменистана:

- более 80% территории Туркменистана занимают пустыни и полупустыни, а 20% - горы;

- у Туркменистана резко континентальный, крайне сухой и жаркий климат;

- анализ метеорологических данных показывает устойчивый рост средней величины температуры на 1,4 °С с 1950 года;

- динамика показывает, что количество осадков в последние годы несколько возросло, особенно в весенние месяцы, при этом самое низкое количество осадков наблюдается летом;

- к 2040 году температура атмосферного воздуха, как ожидается, увеличится на 2 °С по всей территории Туркменистана. К 2100 году прогнозы показывают, что темпы повышения температуры могут усилиться еще больше;

- К 2040 году количество осадков, как ожидается, несколько возрастет, в то время как в период между 2040 и 2100 годами, количество осадков, как ожидается, сократится на 8-17 %, что, в сочетании с повышением темпа роста температуры, приведет к снижению общего объема водообеспеченности;

- экстремальные климатические условия в Туркменистане могут проявляться в увеличении числа паводочных стоков и грязевых потоков (10% в год), сильных дождей (5% ежегодно) и интенсивных жарких периодах (1,6% в год) [9].

В настоящее время Туркменистан и Россия являются торговыми партнерами [8; 10]. При этом экономика Туркменистана как более закрытая по отношению к

мировым экономическим процессам демонстрирует устойчивый экономический рост, в то время как в России по итогам 2015 г. был зафиксирован спад ВВП [12].

Туркменистан обеспечен всеми видами современного транспорта и имеет широко разветвленную сеть железнодорожного, авиа-, автомобильного, морского сообщения и располагает развитой системой трубопроводов. Среди отраслей транспорта в перевозках грузов и пассажиров доминирующую роль играет автомобильный транспорт - на его долю приходится почти 90% перевозок грузов и около 99 % перевозок пассажиров.

Самым крупным после автомобильного транспорта по значимости является железнодорожный. Значительная часть экспортно-импортных и транзитных грузов перевозится именно железнодорожным транспортом. Поэтому в последние годы уделяется большое значение развитию сети железных дорог и интенсивному обновлению технического парка вагонов и локомотивов [1, с. 29-30].

В настоящее время автобусными и таксомоторными перевозками в Туркменистане кроме негосударственного сектора занимается Министерство автомобильного транспорта. Его деятельность имеет много направлений. В сфере пассажирских перевозок она осуществляется по территориальным, организационным и другим признакам. Автопарк министерства насчитывает около 2,5 тыс. автобусов. Система автобусных пассажирских перевозок представляет весь спектр организационных услуг, таких как: маршрутные, заказные, по времени освоения, скорости сообщения, видам тарифа. В том числе их деятельность делится по назначению - общего пользования, экскурсионно-туристские, служебные, школьные и вахтовые. В Туркменистане для таксомоторных перевозок, осуществляемых автомобилями Министерства автомобильного транспорта Туркменистана, используют автомобили марки «Хюндай Элантра», которые поступили в количестве 300 единиц в 2010 году [1, с. 53].

Таким образом, в Туркменистане транспорт развивается как в рамках государственного, так и в рамках коммерческого сектора экономики. Особенности рельефа и климата страны требуют больших инвестиций не только в развитие транспортной системы, но и в ее постоянное обновление. Это обуславливает

высокую значимость налогообложения транспорта для Туркменистана как с фискальной, так и с регулирующей целью.

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции страны и включает в себя Налоговый Кодекс от 25.10.2004 г. и иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения. Налоговый кодекс Туркменистана впервые регламентировал общие принципы налогообложения и взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Кроме того, кодекс систематизировал и конкретизировал правила исчисления и уплаты налогов.

В настоящее время главным достоинством налоговой системы Туркменистана считается ее простота: применяются 6 разновидностей налогов, в том числе 2 косвенных (НДС и акцизы), а также 4 - прямых (НДФЛ, налог за пользование недрами, налог на имущество и налог на прибыль (доход) юридических лиц). То есть транспортного налога как самостоятельного в Туркменистане не установлено. Взимаемый до введения НК Туркменистана налог с владельцев транспортных средств отменен.

Проведем сравнительный анализ системы налогообложения транспортных средств в России и в Туркменистане (таблица 1) [2; 3; 7].

Таблица 1 - Сравнительная характеристика системы налогообложения владельцев _транспортных средств в России и в Туркменистане_

Вид налога Россия Туркменистан

Транспортный налог Региональный налог, взимается в зависимости от мощности двигателя с организаций и физических лиц - владельцев транспортных средств. С 2004 г. при введении НК Туркменистана отменен налог с владельцев транспортных средств, ранее уплачиваемый по транспортным средствам в зависимости от их грузоподъемности, вместимости и мощности в процентах от уровня минимальной заработной платы в размерах от 10% до 200%.

Налог на имущество Транспортные средства как движимое имущество исключены из объектов обложения налога на имущество организаций. Транспортные средства в составе основных средств организаций попадают в категорию облагаемых объектов по ставке 1 % в год от среднегодовой остаточной стоимости основных фондов и оборотных средств.

Акцизы Действуют акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые в РФ и ввозимые в РФ в зависимости от мощности двигателя по ставке от 0 до 420 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.). Акцизами облагаются только ввозимые на таможенную территорию Туркменистана автомобили легковые (за исключением специальных автомобилей скорой медицинской помощи и специально оборудованных для инвалидов) по ставке 0,3 доллара США за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

Налогообложен ие доходов от реализации транспортных средств НДФЛ уплачивается в отношении дохода, полученного от реализации имущества с учетом установленного имущественного вычета по ставке 13 %. Налог на прибыль организаций уплачивается в отношении дохода от реализации имущества, уменьшенного на величину расходов, связанных с реализацией, по ставке 20 %. Не облагаются налогом на доходы физических лиц средства, получаемые в результате продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, за исключением средств, полученных от реализации имущества в результате предпринимательской деятельности... Налогом на прибыль (доход) юридических лиц облагается доход от реализации имущества по ставке 8 % - для юридических лиц - резидентов Туркменистана; и 20% - для других юридических лиц.

Сбор при операциях купли-продажи ТС Государственная пошлина за регистрацию ТС и совершение иных регистрационных действий, а также за совершение иных действий в отношении ТС. Сбор с реализации автомобилей уплачивается юридическими и физическими лицами, осуществляющими реализацию автомобилей на территории Туркменистана.

Плата за проезд по дорогам За проезд транспортных средств, общая масса, осевая нагрузка и габариты которых превышают установленные нормы, взимаются сборы. На автомобильных дорогах, в т.ч. на искусственных дорожных сооружениях, обеспечивающих повышенный скоростной и безопасный режим движения транспортных средств, может взиматься плата за проезд по этим дорогам.

Таким образом, и в России, и в Туркменистане под обложение попадает как владение, так и реализация транспортных средств, и эксплуатация дорог. Ключевое различие в отсутствии в Туркменистане самостоятельного налога на владение транспортными средствами аналогичного транспортному налогу в России и обложение владения транспортными средствами в рамках налога на имущество организаций.

В России действует самостоятельный транспортный налог (таблица 2).

Таблица 2 - Элементы транспортного налога в РФ

Налогоплательщики лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения

Объект налогообложения автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Налоговая база определяется: 1) в отношении ТС, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных ТС - как единица ТС

Налоговый период календарный год; отчетные периоды - первый квартал, второй квартал, третий квартал

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ

Порядок исчисления налога Сумма налога по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки

Сроки уплаты налога Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются законами субъектов РФ. Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Довольно долгое время транспортные средства в РФ облагались и транспортным налогом и налогом на имущество организаций. С 2013 г. из объектов обложения данным налогом было выведено движимое имущество организаций. Для исключения случаев уклонений от налогообложения перечень не облагаемого движимого имущества с 1 января 2015 года сузили. Исключение теперь касается всех основных средств, включенных в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). То есть основных средств со сроком полезного использования соответственно от года до трех лет. Движимое же имущество со сроком службы свыше 3 лет освобождается от налога на имущество согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Исключение составляют

объекты, принятые на учет с 1 января 2013 года в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми [11].

В Туркменистане налог на имущество уплачивают организации и предприятия, расположенные на территории страны, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. Ставка налогообложения установлена в размере 1 процент в год от среднегодовой остаточной стоимости основных фондов и оборотных средств (за исключением денежных средств). Плательщиками налога на имущество в Туркменистане не являются:

- юридические лица, являющиеся подрядчиками и субподрядчиками в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах», за исключением случаев совершения такими лицами налогооблагаемых операций, не относящихся к нефтяным работам, в отношении имущества, используемого для таких операций;

- бюджетные организации;

- Музей национальных ценностей Туркменистана;

- Центральный банк Туркменистана;

- юридические лица частной (индивидуальной) формы собственности (кроме лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах»);

- органы государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления.

При этом из объекта налогообложения для юридического лица - резидента Туркменистана исключаются основные средства производственного назначения, в том числе и транспортные средства, а также материальные оборотные средства, используемые в производственной деятельности.

Налог на имущество в Туркменистане носит ярко выраженный социально-ориентированный характер. Так от его уплаты освобождаются: инвестиционные пенсионные фонды; предприятия общественных объединений инвалидов; общественные объединения; религиозные организации; образовательные учреждения; сельскохозяйственные предприятия, кинотеатры и киноконцертные

центры. Налогом на имущество также не облагается довольно обширный перечень имущества ЖКХ, сферы науки, образования, реабилитации инвалидов, пожарной безопасности и гражданской обороны, сельского хозяйства, туризма, а также предназначенного для спорта, отдыха детей и др. В том числе не облагается налогом на имущество городской пассажирский автотранспорт общего пользования (кроме такси).

Налоговым периодом для налога на имущество в Туркменистане является налоговый год, а отчетным периодом - первый квартал, первое полугодие, девять месяцев и налоговый год. Налоговая декларация по налогу на имущество представляется налогоплательщиками в налоговую службу по месту постановки на учет по истечении каждого отчетного периода, соответственно в сроки не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уплата налога на имущество производится налогоплательщиками в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налоговая политика в Туркменистане носит также протекционистский характер. Так если в России акцизами облагаются как произведенные внутри страны транспортные средства, так и ввезенные на ее территории, то в Туркменистане из производимых в стране товаров акцизами облагаются только пиво, вина виноградные натуральные, крепкие спиртные напитки, ликеры и прочие алкогольные напитки, виноматериалы с определенным содержанием алкоголя, бензин и дизельное топливо. Повышенные ставки акцизов на другие товары используются как метод регулирования импорта. Это касается импортируемых алкогольной продукции, табачных изделий, химической продукции и автотранспортных средств. По данным 2014 г. ставка акциза составляла 0,3 доллара США за 1 куб. см рабочего объема двигателя. То есть второе отличие систем налогообложения транспортных средств в России и в Туркменистане в том, что налоговая система Туркменистана создает больше преимуществ для производителей транспортных средств как за счет освобождения от налога на имущество основных средств производственного назначения, а также материальных оборотных средств, используемых в производственной деятельности, так и за счет установления акцизов только на импортные транспортные средства.

Третье, выделенное нами отличие, касается обложения доходов от реализации транспортных средств. В Туркменистане доходы от реализации имущества физическими лицами не в целях ведения предпринимательской деятельности полностью освобождаются от налогообложения. Доходы организаций от реализации имущества попадают в состав валового дохода при исчислении налога на прибыль юридических лиц. В России налогообложение доходов от реализации также встроено в конструкции НДФЛ и налога на прибыль организаций. Физические лица имеют право воспользоваться при определении налоговой базы имущественным вычетом, фактически уплачивая налог только с суммы доходов, превышающей величину налогового вычета [6].

Четвертое отличие системы налогообложения транспортных средств заключается в конструктивных особенностях уплачиваемой в России государственной пошлины за регистрацию транспортных средств и иные услуги при их приобретении и регистрации и уплачиваемого в Туркменистане сбора за реализацию автомобилей.

Рассмотрим основные элементы сбора с реализацией автомобилей в Туркменистане (таблица 3).

Элемент сбора Характеристика элемента сбора

Плательщики юридические и физические лица, осуществляющие реализацию автомобилей на территории Туркменистана. Не являются плательщиками сбора с реализации автомобилей: юридические лица, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах»; Центральный банк Туркменистана.

Объект обложения реализация автомобилей (автобусов, грузовых и легковых автомобилей на пневматическом ходу). Объектом обложения не являются: - передача автомобилей по наследству лицам, признаваемым наследниками в соответствии с ГК Туркменистана; - передача автомобилей юридическим лицом его правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этого юридического лица; - передача автомобилей по решению органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления; - дарение автомобилей родителям, супругам, братьям, сестрам, сыновьям, дочерям, внукам, а также родителям, братьям, сестрам и детям супругов; - реализация автомобилей бюджетными организациями; - реализация специальной техники на базе автомобилей - автокранов, передвижных лабораторий, машин «скорой помощи» и т.д.; - реализация автомобилей в рамках проектов и программ международной гуманитарной, финансовой и технической помощи и кредитов (займов), предоставляемых Туркменистану иностранными государствами или международными организациями; - реализация автомобилей органами государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления без цели получения прибыли.

База для исчисления количество реализуемых автомобилей, по которым установлена отдельная ставка сбора.

Ставка устанавливаются от величины минимальной заработной платы, установленной законодательством Туркменистана, для: - грузовых автомобилей - 8-кратной величины; - автобусов - 5-кратной величины; - легковых автомобилей - 6-кратной величины.

Порядок исчисления исчисляется плательщиками самостоятельно как произведение базы для исчисления сбора на соответствующую ставку сбора.

Срок уплаты до момента оформления сделки по реализации автомобилей.

Контрольный орган Управление полиции дорожного надзора Туркменистана.

Таким образом, порядок исчисления сбора за реализацию предполагает уплату фиксированной суммы за каждый проданный плательщиком автомобиль, что и явилось основанием для сравнения данного сбора с государственной пошлиной, также имеющей твердые ставки. Различия касаются как плательщиков, так и оснований уплаты и порядка исчисления государственной пошлины в России и сбора за реализацию автомобилей в Туркменистане. Экономическое содержание государственной пошлины в России сводится к оплате лицом, приобретающим

автомобиль, услуг органов государственной власти и управления. Экономическое содержание сбора в Туркменистане - к компенсации плательщиком - продавцом автомобиля, государству и обществу части вреда, нанесенного дорожному покрытию, окружающей среде транспортным средством в период его эксплуатации данным лицом.

Вполне возможно и трактовка сбора за реализацию автомобилей в Туркменистане как платежа за утилизацию данного автомобиля в перспективе. В отличие от России, платежей, предназначенных для целей финансирования индустрии авторециклинга в Туркменистане не предусмотрено. В России производители и импортеры обязаны с 2012 г. уплачивать утилизационный сбор за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, а с 2016 г. еще и за самоходные машины и (или) прицепы к ним. В таблицу 2.9 данные сборы не включены, так как уплачиваются производителями и, теоретически, не должны включаться в цену транспортных средств, хотя на практике именно так и происходит. Соответственно платеж с производителей перекладывается на плечи покупателей транспортных средств [4; 5].

Плата за проезд по автомобильным дорогам в Туркменистане была введена Законом Туркменистана от 2 марта 2013 года №376-ГУ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

В России с 15 ноября 2015 года установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 1,53 рубля на один километр пути (Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 (с изменениями от 18.05.2015) г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»). В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от данной платы освобождаются:

- транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

- специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

- специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Введение данной платы в России вызвало протест со стороны владельцев соответствующих транспортных средств в связи с повышением налоговой нагрузки на них

В заключении отметим, что налоги с владельцев транспортных средств в Туркменистане встроены в имущественные и подоходные налоги. Экологический потенциал транспортных налогов не используется. Действующая система налогообложения охватывает ключевые объекты (операции) в сфере владения и использования транспорта. Однако при всех достоинствах простоты как характеристики налоговой системы Туркменистана, ее излишняя упрощенность вполне может создавать риски уклонения налогоплательщиков за счет использования различных режимов обложения, к примеру, доходов от реализации транспортных средств физическими лицами и организациями. Кроме того отсутствие самостоятельного налога на владение и эксплуатацию транспортных средств, по нашему мнению, распыляет его регулирующую роль в экономике.

Библиографический список

1 Автомобильный транспорт Туркменистана. Министерство автомобильного транспорта Туркменистана; Институт стратегического планирования и экономического развития; Министерства экономики и развития Туркменистана. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iru-eapd.org/detail_publications/id. 118

2 Аверкина А.А. Транспортный налог: теория, существующие недостатки и направления совершенствования / А.А. Аверкина, Т.В. Ермошина // Экономика и социум. 2013. №2-1(7). С. 5-7.

3 Ермошина Т.В., Четаева Е.А., Тепаева С.В. Исчисление транспортного налога в Республике Мордовия // Контентус. 2015. № 5 (34). С. 118-122.

4 Кормишкина Л.А., Королева Л.П. Дисфункции утилизационного сбора как источника финансирования индустрии рециклинга в России // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 4-3. С. 133-138.

5 Кормишкина Л.А., Королева Л.П. Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию // Налоги и налогообложение. 2015. № 7. С. 510-527.

6 Королева Л.П. Имущественный налоговый вычет на строительство или приобретение жилья и земельных участков в контексте принципа всеобщности и равенства налогообложения // Налоги и финансовое право. 2014. № 3. С. 337-343.

7 Макейкина С.М. Развитие механизмов межбюджетного регулирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 1. С. 201-206

8 Морозов А.И. Туркменистан - Россия: партнер или конкурент // Проблемы постсоветского пространства. 2014. № 2 (2). С. 181-190.

9 Национальная стратегия по изменению климата в Туркменистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tm.undp.org/content/turkmenistan/en/home/library/environment_energy/Nation al-Qimate-Change-Strategy-of-Turkmenistan.html

10 Полаева Г.Б., Шуркалин А.К. Россия - Туркменистан: от двустороннего сотрудничества к интеграционному взаимодействию // Вестник экономической интеграции. 2014. № 4 (73). С. 122-130.

11 Полежайкина К.С., Королева Л.П. Налоговые льготы - эффективный инструмент регулирования экономики // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 1004-1010.

12 Туркменистан: рост экономики на фоне стабильности цен и роста экспорта // Международная экономика. 2011. № 9. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.