Научная статья на тему 'Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств'

Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / VEHICLE TAX / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ПРОБЕГ / RUN / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / LOADING CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ануфриева Елена Михайловна

Действующий механизм исчисления транспортного налога не выполняет в полной мере фискальной и регулирующей функции. В настоящей работе проанализированы различные критерии, позволяющие дифференцировать транспортный налог по легковым и грузовым автомобилям исходя из годового пробега, грузоподъемности, экологической безопасности, стоимости, территории (Федерального округа). Дифференциацию предлагаем осуществлять путем введения поправочных коэффициентов к ставке налога, что приведет к территориальному и экономическому равенству налогоплательщиков, стимулированию экономического и инновационного развития, повышению экологической безопасности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF FINANACING OF THE TAXATION OF VEHICLES

The operating mechanism of the vehicle tax computation doesn't carry out fiscal and regulating functions to the full extent that became more relevant recently. Various criteria of the vehicle tax differentiation of cars and considering annual run, loading capacity, ecological safety, cost, territory (The Federal district) are analyzed in this article. We suggest to accomplish differentiation by the introduction of correction factors to the tax rate that will result in territorial and economic equality of taxpayers, stimulation of economic and innovative development, increase of ecological safety of society.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств»

УДК 336.717

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Е. М. Ануфриева

IMPROVEMENT OF FINANACING OF THE TAXATION OF VEHICLES

E. M. Anufrieva

Аннотация. Действующий механизм исчисления транспортного налога не выполняет в полной мере фискальной и регулирующей функции. В настоящей работе проанализированы различные критерии, позволяющие дифференцировать транспортный налог по легковым и грузовым автомобилям исходя из годового пробега, грузоподъемности, экологической безопасности, стоимости, территории (Федерального округа). Дифференциацию предлагаем осуществлять путем введения поправочных коэффициентов к ставке налога, что приведет к территориальному и экономическому равенству налогоплательщиков, стимулированию экономического и инновационного развития, повышению экологической безопасности общества.

Ключевые слова: транспортный налог, дифференциация, пробег, грузоподъемность.

Abstract. The operating mechanism of the vehicle tax computation doesn't carry out fiscal and regulating functions to the full extent that became more relevant recently. Various criteria of the vehicle tax differentiation of cars and considering annual run, loading capacity, ecological safety, cost, territory (The Federal district) are analyzed in this article. We suggest to accomplish differentiation by the introduction of correction factors to the tax rate that will result in territorial and economic equality of taxpayers, stimulation of economic and innovative development, increase of ecological safety of society.

Key words: vehicle tax, differentiation, run, loading capacity.

Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России. В настоящее время его роль в пополнении доходной части региональных бюджетов невелика. Сложившаяся практика исчисления налога свидетельствует о применении весьма противоречивой и несовершенной модели транспортного налога.

По прошествии десяти лет с момента введения транспортного налога (2003 г.) можно выделить следующие актуальные проблемы налогообложения транспортных средств.

Во-первых, это невысокая собираемость транспортного налога в Российской Федерации, что связано с недополучением денежных средств в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, с отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога.

Во-вторых, действующие ставки транспортного налога не отражают разной степени воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на дорожную сеть страны.

В-третьих, действующие ставки транспортного налога не отражают также и разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию.

В-четвертых, увеличение ставок транспортного налога, существенно превышающее значение ставок налогов на транспорт большинства европейских стран, приводит к понижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных автоперевозок.

Как известно, субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в десять раз. Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок. Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не так критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров и услуг [4].

В-пятых, поступления от транспортного налога не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия автотранспортных средств на нее. Доля транспортного налога в бюджете субъектов РФ не превышает 2,7 %.

Согласно данным отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2012 год по доходам, в сумме 41 350 566,7 тыс. руб. транспортный налог составил лишь 649 879,8 тыс. руб. (1,6 %). При этом на транспортный налог с организаций приходится 132 008,3 тыс. руб. (0,3 %), а с физических лиц -517 871,5 тыс. руб. (1,3 %). В целях финансового обеспечения строительства и эксплуатации дорог с 1 января 2012 года в составе бюджета Пензенской области создан дорожный фонд, основными источниками образования которого являются транспортный налог и акцизы на нефтепродукты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом доля транспортного налога в дорожном фонде составила 23,5 %, а доля акцизов на автомобильное топливо - 76,6 %. Приведенные данные еще раз подтверждают низкую фискальную роль транспортного налога в региональном бюджете.

По мнению специалистов, дорожному хозяйству страны нужна активная модернизация с ростом инвестиций в отрасль до 4-4,5 % ВВП к 2020 году, и достичь этого предполагается за счет увеличения нагрузки на автовладельцев.

На сегодняшний день в обществе ведутся бурные дискуссии в отношении реформирования механизма налогообложения транспортных средств. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ст. 357-363 части второй Налогового кодекса РФ» говорится, что текущий способ взимания транспортного налога приводит к территориальному, экономическому и социальному неравенству налогоплательщиков, не отвечает требованиям стимулирования экономического и инновационного развития, не способствует повышению экологической безопасности общества. В научных кругах предлагаются следующие варианты решения данной проблемы.

Первым вариантом реформирования транспортного налога является включение его в стоимость бензина. Однако, рассмотрев проект Федерально-

го закона № 325571-5 «О внесении изменений и дополнений в ст. 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ не поддержал принятие данного проекта Федерального закона. Его аргументы сводились к следующему:

- в соответствии с положением п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Однако авторы законодательной инициативы, предлагая изменить объект обложения транспортным налогом, не учли, что операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива уже являются объектом обложения акцизами;

- законопроектом предлагается объектом налогообложения признать операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива физическим лицам. Таким образом, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива организациям и индивидуальным предпринимателям транспортный налог уплачиваться не будет, что породит схемы уклонения от налогообложения (физические лица будут приобретать бензин и дизельное топливо для личного потребления под видом индивидуальных предпринимателей);

- авторы законопроекта не учитывают то обстоятельство, что помимо владельцев автотранспортных средств автомобильным бензином и дизельным топливом пользуются владельцы бензиновых электрогенераторов, лица, использующие дизельное топливо для отопления загородных домов и др. Этим необоснованно расширяется налоговая база, а транспортный налог перестает выступать в роли компенсационного платежа [5].

Рассматриваемый законопроект, распространяясь лишь на операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, исключает из объекта налогообложения многие виды транспорта, использующие альтернативные виды топлива.

В прошлом году в СМИ стали обсуждать еще один вариант транспортного налога - замену его экологическим сбором. При его расчете будет учитываться объем и экологический класс двигателя, а также возраст автомобиля. В результате новые «экомобили» получат серьезные понижающие коэффициенты. Целью этой реформы является обновление автопарка, так как более 50 % сейчас приходится на автомобили старше 10 лет. Такие транспортные средства потребляют больше горючего, а значит, больше наносят ущерб природе и сильно изнашивают дорожное покрытие.

Следующий вариант реформы транспортного налога - переход к расчету налога исходя из километров пробега. Расчет предполагается вести на основе данных GPS - трека автомобиля в зависимости от категории дороги, характеристик автомобиля и его владельца. Для этой цели необходимо обязательное наличие бортового оборудования. Также для автовладельцев планируется ввести дополнительные платежи за парковку и хранение автомобиля.

Что касается регионального уровня, то грядут следующие изменения в налогообложение транспортных средств. С 1 января 2014 г. вступают в силу изменения налогового законодательства, касающиеся порядка исчисления транспортного налога [2].

Владельцы легковых автомобилей, стоимость которых более 3 млн руб., будут платить транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов от 1,1 до 3 в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (Минпромторг России). Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. будет размещаться ежегодно не позднее 1 марта на официальном интернет-сайте указанного органа.

Считаем, что новации по транспортному налогу повлекут за собой резкое доминирование фискальной функции этого налога, поэтому для создания благоприятного экономического, инвестиционного и общественного климата необходимо дифференцировать транспортный налог по легковым и грузовым автомобилям, основываясь на базовых критериях.

Рекомендуем рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных ставок на легковые и грузовые транспортные средства в зависимости от ряда критериев.

Цель дифференциации - переход к территориальному и экономическому равенству налогоплательщиков, стимулирование экономического и инновационного развития, повышение экологической безопасности общества.

Дифференциацию предлагаем осуществлять путем введения следующих поправочных коэффициентов к ставке налога:

- коэффициент годового пробега (Кгод проб);

- коэффициент грузоподъемности (Кгрузопод);

- коэффициент экологической безопасности (Кэкол);

- коэффициент районирования (КрайоНир);

- повышающий коэффициент (Кповыш) (по стоимости ТС) будет введен с 2014 г.

Таким образом, формула для определения транспортного налога по легковым и грузовым автомобилям будет иметь вид:

ТН = НБ (в л.с.) х НС х Кгод проб Х Кгрузопод Х Кэкол Х Крайонир Х Кповыш.

Предложенные меры позволят перераспределять налоговую нагрузку среди автовладельцев.

Считаем целесообразным для транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, установить понижающий коэффициент при исчислении транспортного налога в диапазоне от 0,1 до 1,0. Необходимым условием применения данного коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств на уплате налога для обновления автопарка. Также установление понижающего коэффициента позволит снизить себестоимость пассажирских перевозок.

Решить проблему собираемости транспортного налога можно и путем установления для налогоплательщиков-физических лиц в течение календарного года отчетных периодов по уплате транспортного налога. С учетом того, что физические лица составляют большую долю плательщиков транспортного налога, установление для них сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (по состоянию на 20 октября 2013 г.). - М. : Эксмо, 2013.

2. Закон Пензенской области от 4 июля 2013 г. № 2412-ЗПО «О внесении изменения в статью 2 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области».

3. Аверина, Т. Время платить за авто / Т. Аверина // Практическая бухгалтерия. -2011. - № 7.

4. Азымова, Т. А. На повестке дня сложности транспортного налога / Т. А. Азымова // Главбух. - 2011. - № 9.

5. Бахмуров, А. С. Транспортный налог и регистрирующие органы / А. С. Бахмуров // Российский налоговый курьер. - 2011. - № 11.

6. Верещагин, С. Уплата транспортного налога юридическими лицами в Москве / С. Верещагин // Финансовая газета. - 2012. - № 36.

7. Симаков, А. М. Налогообложение владельцев транспортных средств - вопросы и ответы / А. М. Симаков // Российский налоговый курьер. - 2012. - № 15.

8. Автомобилисты заплатят налог за каждый километр пробега. - иКЬ: www.finanews.ru.

Ануфриева Елена Михайловна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита,

Пензенский государственный университет E-mail: anyfrieva27@mail.ru

Anufrieva Elena Michailovna candidate of economic sciences, associate professor, department of accounting, taxation and audit, Penza State University

УДК 336.717 Ануфриева, Е. М.

Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств /

Е. М. Ануфриева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.