Научная статья на тему 'Сравнительный анализ систем подготовки экспертов по аккредитации в Европе и России'

Сравнительный анализ систем подготовки экспертов по аккредитации в Европе и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА / ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ / QUALITY ASSURANCE / STATE ACCREDITATION / ACCREDITATION PROCEDURES / TRAINING OF EXPERTS / THE EUROPEAN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахранева Н. В.

Автор сопоставляет системы обучения специалистов по внешней оценке в Европе и экспертов по аккредитации в России, а именно принципы отбора экспертов, регулярность, длительность, объем, содержание обучения, используемые методы, формы работы, а также информационное и учебно-методическое обеспечение. На основе этого анализа с учетом современной нормативно-правовой базы в области государственной аккредитации в России даются рекомендации по совершенствованию системы подготовки экспертов в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахранева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of experts training systems for accreditation in Europe and Russia

The author compares the systems of specialists’ education according to external evaluation in Europe and Russian accreditation experts, in particular: picking principles, regularity, duration, value, education content, the methods used, works forms, information and education-methodological supply. On the basis of this analysis and taking into account the modern right base in the sphere of state accreditation in Russia the recommendations are given in order to improve the system of experts’ training in our country.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ систем подготовки экспертов по аккредитации в Европе и России»

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Н. В. Вахранева, соискатель,

кафедра общей педагогики

и педагогики профессионального образования,

Арзамасский филиал

Нижегородского государственного

университета имени Н. И. Лобачевского,

г. Йошкар-Ола, Россия,

vnatv82@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ В ЕВРОПЕ И РОССИИ

Вопрос гарантии качества высшего образования остается одним из самых волнующих в академической среде на протяжении последних лет, как в России, так и за рубежом. В связи с этим не теряет свою актуальность проблема подготовки экспертов по внешней оценке качества образования. В «Стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» одном из основополагающих документов Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г., подчеркивается, что к процедурам гарантии качества должны привлекаться эксперты, которые бы «... имели должную компетентность и обладали соответствующими навыками для выполнения этой задачи. [поэтому необходим] ... тщательный отбор экспертов; проведение соответствующего консультирования или обучения экспертов»1.

В России регулярная подготовка экспертов по государственной аккредитации осуществлялась Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзором) с ноября 2004 г., но этот процесс был приостановлен в 2009 г. и подобные семинары стали носить эпизодиче-

В подавляющем большинстве европейских стран у экспертов-

представителей вузов должно быть несколько лет стажа работы в сфере высшего образования и научный опыт, также приветствуется знание системы гарантии качества или опыт работы в ней.

ский характер. В то же время практикующие эксперты по государственной аккредитации отмечают, что у коллег, не имеющих специальной подготовки, в ходе проведения процедур по внешней оценке качества образования возникает ряд проблем, таких как отсутствие четкой технологии проведения внешней экспертизы, неумение провести анализ существующей системы образовательной деятельности вуза и качества образования, недостаточные знания нормативной базы, несформирован-ность профессиональных действий, обеспечивающих эффективность проводимой внешней оценки, проявление субъективизма в оцени-

вании и др.2 Актуаль-

ность совершенствования системы подготовки экспертов обусловлена также вступлением в 2012 г. в силу приказов Минобрнауки о квалификационных требованиях экспертов в области государственной аккредитации и о порядке их аттестации, что предполагает либо самостоятельную подготовку экспертов к процедуре аттестации, либо прохождение обучения на специальных курсах или семинарах, где они смогут получить необходимые компетенции.

В течение последних нескольких лет страны Европы все более активно занима-

m

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ются вопросами подготовки внешних экспертов. В 2008 г. Европейская ассоциация агентств гарантии качества высшего образования (англ. European Association for Quality Assurance in Higher Edu- -

cation, ENQA) провела семинар «Assessing Education Quality: Knowledge production and the Role of Experts» (Роль экспертов в оценке качества образовательного процесса)3. В 2010-2012 гг. Европейский консорциум по аккредитации (англ. European Consortium for Accreditation, ECA) инициировал проект по обмену опытом в области подготовки экспертов различными агентствами гарантии качества4, но в нашей стране этот опыт раньше не описывался. Это дает почву для проведения сравнительного анализа лучшей европейской и имеющейся российской практики подготовки экспертов по государственной аккредитации (в части отбора слушателей, обязательности обучения, его длительности, объема, содержания, форм, методов, информационного и учебно-методического обеспечения) и формулировки рекомендаций по ее совершенствованию.

В Европе и России предъявляются достаточно сходные требования к кандидатам в эксперты. В подавляющем большинстве европейских стран (Великобритании, Германии, Франции, Испании и др.) у экспертов-представителей вузов должно быть несколько лет стажа работы в сфере высшего образования и научный опыт (ученая степень и/или звание, публикации в международных изданиях и т. д.), также приветствуется знание системы гарантии качества (внутривузов-ской и/или внешней) или опыт работы в ней. В одних странах физическое лицо может подать соответствующую заявку в агентство гарантии качества (подобный опыт имеет немецкое агентство FIBAA — Фонд международной аккредитации программ бизнес-администрирования, англ. Foundation for International Business Administration Accreditation), в других случаях необходима рекомендация вуза (в Великобритании агентство QAA — Агентство гаран-

Практикующие специалисты по внешней оценке агентства FIBAA должны обучаться каждые 2 года.

Последней тенденцией развития европейских систем подготовки

специалистов по внешней оценке является практическая направленность обучения.

тии качества Великобритании, англ. Quality Assurance Agency). В России согласно новому законодательству5 претендент в эксперты может сам направить документы в аккреди-- тационный орган; у него должно быть высшее образование, стаж работы в образовательной или управленческой деятельности не менее 3 лет. Обязательное наличие ученой степени и/или звания юридически не закреплено, хотя ранее выполнение данного условия, как и наличие рекомендации от вуза, было необходимым условием.

В Европе прохождение специальной подготовки экспертом является в большинстве случаев обязательным, но ее длительность и объем значительно отличаются. В одних странах, например в Германии, она может быть примерно 8 академических часов (ак. ч.) за 1 день или, как в Финляндии, 8-12 ак. ч. за 2 дня. Другие страны предлагают более длительную подготовку: во Франции — 3 дня (22 ак. ч.), в Великобритании — 2-3 дня (до 32 ак. ч.) в зависимости от вида оценочных процедур, в Латвии и Литве — 24 ак. ч. за 1 месяц (3 очные сессии по 8 ак. ч. каждая). В России специальная подготовка экспертов по аккредитации обычно охватывала 4-5 дней (около 36 ак. ч.) и проводилась в Москве.

Нет однозначного подхода и к периодичности прохождения экспертами подготовки. Так, практикующие специалисты по внешней оценке агентства FIBAA должны обучаться каждые 2 года. Агентство QAA говорит о том, что эксперты обязаны повышать свою квалификацию в области гарантии качества высшего образования и участвовать в мероприятиях, проводимых агентством. Также мини-подготовка (брифинг) проводится с комиссией непосредственно перед проведением оценочной процедуры большинством европейских агентств гарантии качества. В России до 2012 г. эксперты по государственной аккредитации должны были проходить переподготовку каждые 5 лет. В настоящее время законодательством предусмотрена переаттестация один раз в 6 лет.

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

Несмотря на значительные отличия в длительности и объеме, подготовка экспертов во всех европейских странах охватывает более или менее сходный круг вопросов: состояние системы гарантии качества высшего образования в Европе (или мире) и на национальном уровне, национальная система образования, процедура внешней оценки, роль экспертов и написание итогового отчета. Необходимо отметить, что последней тенденцией развития европейских систем подготовки специалистов по внешней оценке является практическая направленность обучения. Так, немецким агентством FIBAA и испанским агентством ANECA (Национальное агентство гарантии качества Испании, англ. the National Quality Assurance Agency) практическим занятиям отводится не менее 25-35 % от всего объема обучения, а в системе подготовки агентством QAA в Великобритании удельная доля практического обучения составляет 45 % от всего объема учебной нагрузки (14 ак. ч. из 32). Интересен опыт агентства FIBAA, где для активно практикующих экспертов и экспертов-новичков существуют две различные программы обучения.

В России содержание подготовки экспертов по государственной аккредитации сходно с европейским, но, как показал опрос, проведенный автором статьи в 2009 г. (из 83 участников семинара в анкетировании приняло участие 64 эксперта из различных регионов России), слушатели хотели, чтобы меньше внимания уделялось таким вопросам, как развитие системы высшего образования в России, развитие системы аккредитации и лицензирования в России, Бо-лонский процесс и европейский опыт проведения внешних оценок, а больше времени

было бы посвящено практическим и процессуальным вопросам (проведение процедуры аккредитации, регламент работы экспертной комиссии, анализ аккредитационных показателей, наиболее частые затруднения при проведении аккредитационной процедуры и др.). В 2009 г. была предпринята попытка проводить практические занятия в группах, но группы были слишком большими (по 3050 человек) и из 36 ак. ч. практические занятия составляли всего 5-10 % (2-4 часа).

В отношении форм, методов обучения, а также используемых информационных и учебно-методических материалов наблюдается значительное разнообразие. В агентствах гарантии качества Испании, Дании, Латвии и Литвы наряду с коллективной формой работы активно практикуется групповая, в т. ч. работа в малых группах (3-6 чел). В странах Балтии в перерывах между очными сессиями используется дистанционное обучение. Кроме традиционного метода лекции все чаще используются практические и активные методы обучения, такие как кейс-стадиз (Испания, Дания), метод проблемных ситуаций (Испания), что рассматривается как лучшая практика Европы. В Латвии и Литве разработан учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, руководство для эксперта и методические рекомендации для преподавателей, в Дании практическая работа ведется с Руководством по проведению аккредитации, в Испании разработан Сборник упражнений для экспертов, а также есть версия для преподавателей с методическими рекомендациями и разъяснениями к каждому упражнению. Агентством QAA для подготовки экспертов разработаны материалы по каждой теме, в т. ч. для практических занятий.

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В России основным методом обучения экспертов является лекция с визуальной опорой. Экспертам предоставлялись распечатанные версии презентаций, а также учебно-методические пособия о системе аккредитации в России, о комплексной оценке, оценке воспитательной работы в вузе и некоторые другие. Руководство по проведению аккредитационных процедур для экспертов в России разработано не было. Также у экспертов по государственной аккредитации есть доступ к закрытому сайту www.expert.nica.ru, где размещаются персональные данные экспертов, материалы для изучения и обсуждения и т. д.

Итак, на основании проведенного анализа можно дать следующие рекомендации по совершенствованию системы подготовки экспертов в России. Наличие специального обучения можно считать необходимым. Для активно практикующих экспертов и экспертов-новичков могут быть разработаны различные программы. Необходимо пересмотреть содержание обучения, не менее трети его объема должны составлять занятия практической направленности с использованием активных методов обучения (анализ проблемных ситуаций, кейс-стадиз, дискуссии и др.). Для эффективного проведения практических занятий необходимы соответствующие учебно-методические материалы, которые бы демонстрировали различные реальные ситуации и документы, с которыми приходится работать экспертам по государственной аккредитации. Для раз-

работки этих материалов можно привлечь представителей аккредитационных органов и практикующих экспертов. -'(¡J

1. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. — Йошкар-Ола: Национальное аккредитацион-ное агентство в сфере образования, 2008. С. 27-28.

2. Володько Н. В. Профессиональная компетентность экспертов как фактор развития системы внешней гарантии качества образования // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции экспертов по оценке качества образования. — М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2009. С. 240-243.

3. Assessing educational quality: Knowledge production and the role of experts / G. Aas, B. Askling, K. Dittrich, etc. - ENQA. - Helsinki, 2009.

4. Braaten K., Zwiessler S. Guide to good practices for training experts. European Consortium for Accreditation in higher education, 2011 [Электронный ресурс] URL: http://ecaconsortium.net/admin/files/assets/subsites/1/ documenten/1314018499_eca-publication---guide-to-good-practices-for-training-of-experts.pdf (дата обращения: 25.07.2012).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2011 № 2788 «Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккреди-тационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2012 № 23587).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.