Чернушкин И.А.
студент ГУМРФ адмирала С.О. Макарова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И НОРВЕЖСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Аннотация: статья посвящена сравнительному анализу законодательств России и Норвегии в отношении регулирования рекреационной деятельности в арктическом регионе, а также выявлению недостатков и проблем Российского законодательства в отношении арктического туризма и предполагаемых стратегий их решения.
Ключевые слова: рекреационная деятельность, арктический туризм, внутреннее законодательство Норвегии об арктическом туризме, набор инструментов устойчивого развития Арктики.
COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND NORWEGIAN LEGISLATIONS IN REGULATION OF ARCTIC TOURISM RELATIONS
Summary: the article is devoted to a comparative analysis of the laws of Russia and Norway regarding the regulation of recreational activities in the Arctic region, as well as the identification of shortcomings and problems of Russian legislation regarding Arctic tourism and the proposed strategies for their solution.
Keywords: recreational activities, the Arctic tourism, Norway's domestic legislation on Arctic tourism, a set of tools for sustainable development of the Arctic.
Туризм в Арктике имеет большое значение для позиционирования Арктических держав в международном сообществе и устойчивого экономического развития Арктического региона. Арктический туризм - явление достаточно молодое и имеющее свою специфику из-за особых природных условий, а потому, требующее особого государственного контроля и регулирования, что может в дальнейшем решить ряд проблем, которые не представляется возможным решить на уровне туроператоров.
Арктический регион, как известно, имеет секторальное деление, и по такому принципу делится на пять секторов-регионов, каждый из которых контролируется одной из пяти крупнейших Арктических держав: Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией. Разумеется, большинство этих государств имеет своё законодательство в отношении регулирования рекреационной деятельности в Арктическом регионе. Однако особое внимание в данном исследовании будет уделено законодательствам России и Норвегии.
Правительство Российской Федерации достаточно давно осознало необходимость закрепления за Арктикой статуса особой зоны, уделения особого внимания её развитию, в том числе, создания законодательной базы. Однако на данный момент не существует конкретного единого законодательного акта, который бы регулировал отношения в сфере Арктического туризма, что значительно усложняет реализацию государственной политики в отношении туристической деятельности в Арктической зоне России. На сегодняшний день, главным нормативно-правовым актом, регулирующим туристские отношения РФ является Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[1]. Данный закон, разумеется, охватывает большой спектр сфер и направлений в обеспечении туристской деятельности, однако в их числе отсутствует направление Арктического туризма. Потому, в процессе отношений, связанных с арктическим туризмом, возникает множество противоречий ввиду использования в урегулировании данных отношений положений Федерального закона, применимых к так называемому обычному туризму, но никак не уместных в отношении арктического туризма по причине особых (экстремальных) погодных условий, уязвимости окружающей природной среды и труднодоступности, что требует использования нерядовых инструментов урегулирования отношений, несвойственных для применения в сфере обычного туризма.
В данном отношении, такая арктическая держава, как Норвегия, безусловно, опережает РФ в вопросах Арктического туризма, поскольку имеет ряд преимуществ, связанных с наличием более развитой и широкой системы нормативно-правовых актов по регулированию туристской деятельности в Арктическом регионе.
Норвежская правовая система в сфере Арктического туризма и иной деятельности в Арктике сформировалась постепенно, от одного закона к другому. Так, в норвежском документе «Стратегия правительства в северных регионах» от 2006 года представлены основные видения и направления политики в данной области[2]. Он охватывает многие отрасли деятельности в Арктике, к которым относится и арктический туризм. Выделение арктического туризма, как отдельной сферы деятельности, обособленной от обычной туристской деятельности, является, пожалуй, одним из главных отличий и преимуществ норвежской законодательной системы в
отношении Арктического туризма от российской. Для России важно произвести данное обособление Арктического туризма от обычного, главным образом, исходя из специфики данного региона.
Как известно, существует множество различных направлений устойчивого развития туризма. По мнению Всемирной туристической организации, устойчивым является «туризм, который полностью учитывает текущие и будущие экологические, экономические и социальные последствия в процессе удовлетворения нужд всех заинтересованных сторон»[3]. Развитие Норвегией Арктики, как привлекательного туристического направления, также строится на принципах устойчивости и долгосрочном соблюдении интересов местных коренных жителей, окружающей среды и бизнеса. Для того, чтобы придерживаться этих принципов, Норвегия в апреле 2017 года обновила национальную арктическую стратегию. В документе изложены главные политические приоритеты Норвегии в Арктике, в число которых также вошли:
1. Содействие развитию наземного бизнеса в Арктике.
2. Сохранение культуры и обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов
Арктики.
3. Дальнейшее развитие инфраструктуры на севере [4].
России необходимо также стремиться к выработке чётких целей и приоритетов развития и регулирования Арктического туризма. Безусловно, существует так называемая «Стратегия развития туризма в Российской Федерации», которая определяет основные общие направления развития туризма в России, однако конкретного круга практических рекомендаций, увы, она не содержит[5].
Разумеется, арктический туризм подразумевает под собой непосредственное пребывание человека на территории и в условиях Арктики, с целью осуществления определённой деятельности. Однако, деятельность человека в условиях взаимодействия с окружающей средой, часто приводит к неотвратимым последствиям негативного характера для местной флоры и фауны. Поэтому особенно необходимым условием осуществления туристской деятельности в Арктике является создание заповедных зон и иных охраняемых территорий, а также нормативно -правовых актов, закрепляющих особый статус данных территорий и вводящих строгую систему санкций. Власти Норвегии позаботились о сохранении природных объектов в условиях набирающего обороты арктического туризма, создав множество заповедников в зоне Арктики, а также законы об охране этих природных зон с чётко прописанной системой правил поведения в данных заповедниках и санкций за их нарушение. Так, норвежский закон «Об охране окружающей среды архипелага Свальбард» устанавливает комплекс правил, которые необходимо соблюдать на территории заповедника, а также регламентирует виды нарушений и санкции, предусмотренных за их совершение (от материальной компенсации в виде денежного штрафа, до заключения под стражу на определённый срок)[6]. В России также существует свой национальный парк «Русская Арктика». Однако положения, дающие основные понятия о правилах поведения в парке, никак не регламентируются на законодательном уровне и носят рекомендательный характер, не предусматривающий системы санкций за их нарушения, что никак не может гарантировать целостность и сохранность окружающей среды арктического национального парка[5].
Одна из основных проблем арктического туризма - это проблема обеспечения возможности быстрого и беспрепятственного оказания квалифицированной медицинской помощи. На территории Арктики она встаёт особенно остро из-за экстремальных климатических условий данного региона, увеличивающих вероятность возникновения внештатных ситуаций. Эта проблема является и по сей день одной из самых сложных как для Норвегии, так и для России. Несмотря на обязательность медицинской страховки для совершения туристической поездки в Арктику, вопрос оказания срочной медицинской помощи на месте до сих пор остаётся в зачаточном состоянии. Так, на архипелаге Шпицберген - популярном туристическом направлении, на данный момент практически отсутствует медицинская система - на территории архипелага существует всего лишь одна больница экстренной помощи, а медицинская страховка международного образца, предусматривающая эвакуацию с территории острова воздушным путём, остаётся, пожалуй, единственным средством обеспечения медицинской помощи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, российская нормативно-правовая система по реализации и регулированию рекреационной деятельности в Арктике, по сравнению с норвежской, находится в весьма недоработанном и несовершенном состоянии, что требует особого внимания российских властей к проблеме регламентации и унификации разрозненных нормативно-правовых актов о регулировании деятельности в Арктике, существующих на сегодняшний день. Многие из этих актов не содержат чётких формулировок относительно туризма в Арктике и иной человеческой деятельности в данном регионе, и порой противоречат друг другу. Именно поэтому, в условиях растущего спроса в сфере арктического туризма, необходима масштабная кодификация этого разрозненного комплекса нормативно-правовых актов в единый Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Арктике»,
который бы в полной мере осуществлял рациональное регулирование туристских отношений в арктической зоне.
Пристатейный библиографический список:
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Закон об охране окружающей природной среды архипелага Свальбард [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter
3. «Стратегия правительства Норвегии в северных регионах». 2006. Электронный ресурс: URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategiru.pdf
4. The official website of The World Tourism Organization (UNWTO) / Официальный сайт Всемирной туристской организации [электронный ресурс]. URL: http://sdt.unwto.org
5. New Building Blocks in the North. The next Step in the Governments High North Strategy. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.regjenringen.no
6. Полярное право: монография / Т.Б. Мордвинова, А.С. Скаридов, М.А. Скаридова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2017
7. Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы, связанные с осуществлением Арктического туризма, не урегулированные российским законодательством // Океанский менеджмент. № 1, 2018. С. 117-124