экологических норм. В большинстве случаев предписания китайских законов и правил содержат повышенные экологические требования, чем они установлены в международных морских конвенциях.
Список использованных источников и литературы:
1. Закон о безопасности морского транспорта КНР 1983.
2. ЗвековВ. П. Международное частное право. Курс лекций. - М., 1999.
3. Иванов Г. Г. О целесообразности создания очередного правового режима международной перевозки груза морем // Транспортное право. 2003. № 2.
4. Кодекс торгового мореплавания КНР 1993.
5. Кодекс торгового мореплавания Российского Федерации 1999.
6. Маковский А. Л. Международное частное морское право (понятие и источники). - М., 1974.
7. Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс-2010 (публикация МТП № 715) вступили в силу с 01.01.2011.
8. СкаридовА. С. Морское право: В 2 т. - Москва: Юрайт, 2017.
9. Словарь международного морского права. - М., 1985.
10. Цао Липин. Правовые проблемы регулирования деятельности водного транспорта и морских перевозок груза в Китае // Вестник РУДН. 2010. № 2.
Цветкова Юлия
Старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА, НЕ УРЕГУЛИРОВАННЫЕ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Аннотация: В последнее время туризм в Арктике развивается все стремительнее, а, следовательно, требует детальной правовой регламентации не только на международном, но и на национальном уровне. Без конкретизации понятия «Арктический туризм» и отделения его от «неарктического» в действующем законодательстве невозможно устойчивое и последовательное развитие туризма в полярных регионах. В настоящей статье автор анализирует пробелы в российском законодательстве в сфере туризма и
рассуждает о возможных способах совершенствования законодательства, с учетом зарубежного опыта.
Ключевые слова: Арктика, арктический туризм, полярное право. Summary: In recent times tourism in the Arctic is evolving more rapidly and, therefore, requires detailed legal regulation not only at the international but also at national level. Without a specific definition of the concept of "Arctic tourism" and its separation from the "No arctic" in the legislation is essential to the sustainable and coherent development of tourism in the polar regions. In this article the author analyzes the gaps in the Russian legislation in the field of tourism and discusses the possible ways of improving the legislation, taking into account foreign experience. Key words: Arctic, arctic tourism, polar law
В последние годы интерес к Арктике резко возрос и все чаще термин «Арктический туризм» стал звучать на самых разных уровнях (Международный арктический форум «Арктика - территория диалога», Ростуризм, Министерство транспорта РФ, Министерство здравоохранения РФ и др.), также он упоминается в научной литературе и характеризуется в экономическом аспекте как «внутренний и международный туризм в Арктике, являющийся перспективным сектором экономики России»28. Арктическая зона как туристический объект набирает все большую популярность, а, значит, нуждается в детальной правовой регламентации.
Однако, несмотря на то, что в различных документах как регионального, так и федерального значения, подчеркивается приоритет развития Арктической зоны, а туризм называется одним из средств развития Арктики, юридическое определение термина «Арктический туризм» на законодательном уровне отсутствует.
Так, «Стратегия развития туризма в Российской Федерации»29 содержит весьма обширный перечень мер по развитию туризма,
28 Лукин Юрий Федорович Арктический туризм в России // АиС. 2016. №25. С.211
29 Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 26.10.2016) "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года"
однако не дает конкретных рекомендаций относительно арктического туризма.
В настоящее время Министерством экономического развития России разработан проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации»30. Однако в нем также не содержится понятия «Арктический туризм» и туризм не упоминается в качестве отдельного вектора развития Арктического региона.
Действующий в России федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в настоящее время не разграничивает туризм на арктический и неарктический, что, в свою очередь, приводит к тому, что к арктическому туризму применяются «общие» правила. Это значит, что к арктическому туризму применяются «стандартные» правила страхования туристов, правила возмещения ущерба, пределы ответственности, что, учитывая специфику региона, существенно затрудняет и замедляет экономическое развитие Арктики.
Необходимость выделения арктического туризма в отдельную категорию обуславливается тем, что Арктика - регион с особыми климатическими и природными условиями, а присутствие туристов в Арктике оказывает прямое и косвенное влияние на местное общество, природу и экологию, а, следовательно, требуется особая правовая регламентация организации арктического туризма - от обязанностей туристов при нахождении в регионе до требований к туроператорам, организовывающим туры в Арктику.
30 Проект Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.08.2016)
Согласно Хартии туризма и Кодекса туриста31, туристы должны проявлять «самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего». Это общее положение о туризме, которое, на наш взгляд, применительно к Арктическому региону должно быть конкретизировано подробнее. В целях сохранения уникальных полярных природных ресурсов следует установить в отдельных нормативных актах правила пребывания туристов в Арктике.
Одной из особенностей Арктики является малочисленное местное население, отдельные населенные пункты насчитывают несколько сотен человек и меньше. Как правило, такие поселения располагают очень ограниченным запасом ресурсов еды, воды и источников энергии, поставляемых один или два раза в год, и их жизнь зависит, в основном, от рыбалки, охоты, добычи, переработки местного сырья. Постоянный неконтролируемый доступ туристов к развлечениям, предполагающим активное использование природных ресурсов, может привести, во-первых, к лишению местного населения средств к выживанию, а, во-вторых, охота, рыболовство и оленеводство, являясь частью уникальной культуры, будучи разрушенными халатным отношением туристов, приведут к упадку туристического интереса к Арктическому региону.
Стоит учесть, что туризм может быть не только в составе организованных экскурсионных групп, но и индивидуальный (самостоятельный). Если в случае с туризмом в составе экскурсионной группы, туроператор контролирует досуг туристов, то при
31 Ст. XI Хартия туризма. Кодекс туриста. Одобрена резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года
самостоятельном туризме, турист, по сути, получает неограниченный доступ к использованию местных природных ресурсов. При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит какой-либо ответственности для туристов - в основном, субъектами административной ответственности относительно туризма являются туроператоры и турагенты.
Все это требует отдельной правовой регламентации, которая, в свою очередь, невозможна без детерминации в законодательстве понятия «Арктический туризм» и выделения этого вида туризма в отдельную категорию в ФЗ «Об основах туристской деятельности».
При разработке специализированной нормативной базы для обеспечения арктического туризма можно обратить внимание на аналогичный успешный зарубежный опыт. В частности, в Норвегии разработан «Набор инструментов устойчивого туризма в Арктике», который включает в себя 3 части. Часть «А» - «Руководство для сообщества», часть «В» - «Руководство для туроператоров и турагентов» и часть «С» - «Путеводитель для туристов». Особо подробно расписаны меры по сохранению природы и экологии Арктического региона при посещении туристами, взаимодействию туристов с местными жителями и соблюдению туристами норм Конвенции СИТЕС32. Применительно к Арктическому туризму Конвенция СИТЕС актуальна в вопросах торговли сувенирной продукцией, в частности, сделанной из исчезающих видов животных или их частей - например, зуб, кости, шкура белого медведя, моржа, чучела птиц и т.д.
32 Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.)
По нашему мнению, для решения вопроса правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением туризма в Арктической зоне на национальном уровне целесообразно:
1. В ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ввести определение понятия «Арктический туризм»:
«Арктический туризм» - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в Арктическую зону в курортных и познавательных целях без занятия профессиональной деятельностью, или иной деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
2. В ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" разграничить понятие «Арктический туризм», введя в законе отдельную главу, посвященную Арктическому туризму.
3. Установить правила пребывания в Арктической зоне для организованных туристических групп и для индивидуального (самостоятельного) туризма.
4. Внести изменения в КоАП РФ, введя ответственность для физических лиц, нарушающих правила пребывания в Арктической зоне.
Список использованных источников и литературы
1. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // СПС КонсультантПлюс
2. Хартия туризма. Кодекс туриста. Одобрена резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 26.10.2016) "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС КонсультантПлюс
5. Лукин Юрий Федорович Арктический туризм в России // АиС. 2016. №25. С.211- 216 // СПС КонсультантПлюс