некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей.1
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что капитан морского порта получил право приостанавливать действия дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа после задержания судна в иностранном порту.
Однако система приостановления и аннулирования действия дипломов членов экипажа капитаном морского порта на судне, задержанном в порту иностранного государства, достаточно нова для Российской Федерации и требует практики разрешения вопросов о репатриации членов экипажа с недействительным дипломом и восстановления действия дипломов.
В то время как первый вопрос решается за счет множества судебных разбирательств между капитанами судна, старшими помощниками и механиками с одной стороны и администрацией соответствующих морских портов с другой, в отношении второго вопроса считаем возможным применение аналогии права. Так, приказ министерства транспорта от 30.04.2007 установил: «Лица, лишенные права управления судном, допускаются к прохождению квалификационных испытаний по истечении срока лишения указанного права и после обучения на курсах повышения квалификации2» в отношении членов экипажей судов внутреннего плавания.
Пристатейный библиографический список:
1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 1 января 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 14.10.2014 № 307-ФЗ.
4. Федеральный закон от 20.12.2017 № 400 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившимися силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
5. Приказ Министерства транспорта РФ от 30 октября 2007 г. № 154 г. Москва «Об утверждении порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания).
6. Приказ Министерства транспорта РФ от 15 марта 2012 г. № 62 г. Москва «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».
7. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2014 г. № 39 г. Москва "Об утверждении Положения о капитане морского порта"
8. Правила технической эксплуатации морских судов основное руководства орд 31.20.01-97 (утверждены распоряжением министерства транспорта РФ от 8.04.1997 г. № МФ-34/672).
9. Скаридов А.С. Морское право. Учебник. М.:ЮРАЙТ, 2012. С.403 - 429
Цветкова Ю.С.
старший преподаватель кафедры «Международного и морского права» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В настоящее время все большую популярность набирает арктический туризм. На всех уровнях власти говорят о необходимости его развития, однако российским законодательством арктический туризм пока мало урегулирован. В настоящей статье автор
1Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999, п.4 ст.54.
2Приказ министерства транспорта РФ от 30 октября 2007 г. № 154 «Об утверждении порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания»
анализирует российское законодательство, предлагает пути развития правового регулирования арктического туризма и предлагает определение понятия «арктический туризм». Ключевые слова: Арктика, арктический туризм, Русская Арктика
SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF ARCTIC TOURISM IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Summary: Currently, Arctic tourism is gaining popularity. At all levels of government the necessity of its development is discussed, however, the Russian legislation of Arctic tourism are still little settled. In this article the author analyzes the Russian legislation, suggests the ways of development of legal regulation of Arctic tourism and offers a definition of "Arctic tourism". Key words: Arctic, arctic tourism, Russian Arctic
Основным законом в сфере туризма в России является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации1». Данный нормативный акт устанавливает права и обязанности туристов и туроператоров. Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Законодателем определены такие понятия, как туризм, тур, туристская путевка и т.п. В качестве туристской деятельности рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Предусмотрено, что реализация туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Определены существенные условия подобного договора и установлены правила обеспечения безопасности туризма.
Дается следующее определение туризма:
«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
В то же время ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не дает определения понятия «Полярный туризм» и не выделяет его в отдельную группу. Таким образом, к туристическим поездкам в полярные регионы применяются общие положения, не учитывающие специфику региона.
Стратегия развития Арктической зоны2 предусматривает развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в Арктике. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере туризма, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства, содействие формированию региональных туристических кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках3, но не закрепляет какие-либо конкретные меры по достижению данной цели.
Постулат о системном взаимодействии государства, коммерческих и некоммерческих организаций и общества в качестве основы устойчивого социально-экономического развития российской Арктики содержится в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
В настоящее время в России на этапе обсуждения находится проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации4», который, однако, не затрагивает собственно вопросов туризма, акцентируя лишь внимание на развитии транспортной инфраструктуры и сохранении экологического равновесия в регионах Арктической зоны, что, безусловно, является важным базисом для организации и осуществления туристической деятельности.
В 2009 году на территории Архангельской области был учрежден ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», под управлением которого находятся две особо охраняемые природные территории: национальный парк «Русская Арктика и государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа». Одной из задач учреждения установлено создание условий для регулируемого туризма и отдыха5. ФГБУ ««Национальный парк «Русская
1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ
2 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ)
3 Подп. Д п.9
4 Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (подготовлен Минрегионом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.01.2013)
5 п.8 Положения «О национальном парке «Русская Арктика»
Арктика» регламентирует места для высадок и правила их посещения, которые, впрочем, не закреплены в каких-либо нормативных документах и носят характер рекомендаций. Так, например, в охранной зоне лежбища на острове Аполлонова может находиться одновременно не более двух лодок с посетителями, заход судов, в т.ч. яхт, запрещен, а на острове Чампа рекомендовано не наступать на участки с растительностью. Также запрещается перемещение и изъятие объектов живой природы с территории Парка. Однако никаких санкций какими-либо документами за нарушение данных правил не установлено.
«Стратегия развития туризма в Российской Федерации» предлагает весьма обширный комплекс мер по развитию туризма в России, однако не дает каких-либо практических рекомендаций относительно полярного туризма.
В то время как на федеральном уровне регулирование туризма в полярных районах происходит весьма декларативно, более детально эти вопросы проработаны на уровне местного законодательства.
Спасание людей в Арктике регулируется, в основном, в рамках международного сотрудничества со спасательными службами иностранных государств Арктического региона, которое осуществляется в соответствии с положениями Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами по сотрудничеству при поиске и спасании людей на море.
На основе двухсторонних соглашений морские спасательные координационные центры уполномочены запрашивать у Норвегии и США помощь, включая суда, воздушные суда, персонал и снабжение, которые необходимы для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.
Организация туристической деятельности в том или ином регионе неразрывно связана с организацией медицинского обеспечения и страхования, в связи с чем целесообразно обратиться к соответствующему российскому нормативному акту - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"1. Раскрывая содержание полиса Обязательного медицинского страхования, закон вводит понятия «базовая программа» и «территориальная программа». Данные программы включают в себя перечни медицинских услуг, которые может получить гражданин в рамках полиса ОМС. Применительно к полярному туризму, особенно арктическому, данный документ вызывает интерес потому, что путешествуя по российской части Арктики, граждане России формально могут пользоваться полисом ОМС, не оформляя дополнительной страховки - такого требования ни ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", ни ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не содержат.
По мнению основателя компании «Poseidon Expeditions» Николая Савельева, основной фактор, сдерживающий развитие арктического туризма в России - это неурегулированность законодательства в данной области: «Дело в том, что Арктика - это огромная территория, и в ней присутствуют интересы многих федеральных органов исполнительной власти, а у каждого из них свое нормативно-правовое регулирование. Так, многие ведомственные нормативно-правовые акты часто противоречат друг другу. Сейчас государством, конечно, сделан большой шаг вперед, когда был назначен единый орган, выдающий разрешение на осуществление туристической деятельности в Арктике - это Федеральное агентство по туризму. Но и оно сталкивается с существующей проблемой неурегулированности законодательства и, к сожалению, не этот федеральный орган определяет нормативно-правовое регулирование»2.
Вопросы возмещения вреда традиционно регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и нормами Афинской конвенции, являющейся, в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России. Однако, как уже отмечалось выше, в связи с тем, что полярный туризм не выделяется в отдельную категорию, при возмещении вреда применяются общие нормативы.
Нельзя не отметить существующую в настоящее время бессистемность и разрозненность российских норм, регулирующих рекреационную деятельность в Арктике. В первую очередь, это связано с отсутствием законодательно закрепленного понятия «арктический туризм».
Действующая в настоящее время ни Морская доктрина РФ, ни Стратегия развития Арктической зоны, ни Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» не содержат данных определений. Из всего существующего массива действующего в России законодательства лишь в одном нормативном акте содержится определение понятия «Туристско-рекреационная деятельность», под которой понимается «деятельность юридических лиц по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений
1 Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ
2 Интервью с Н. Савельевым: Poseidon Expeditions: интерес к арктическим круизам стабильно растет. Режим доступа: http://arctic-centre.com/ru/novosti/item/287-poseidon-expeditions-interes-k-arkticheskim-kruizam-stabilno-rastet
минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно -курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод»1.
Данное определение не отражает специфику арктического туризма, в связи с чем считаем необходимым ввести в Стратегию развития Арктической зоны и ФЗ ««Об основах туристской деятельности в РФ» понятие «арктические туризм», под которым предлагается понимать:
«Арктический туризм» - временные выезды (путешествия) в Арктическую зону граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства постоянного места жительства в рекреационных, познавательных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Представляется возможным введение в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» норм, посвященных арктическому туризму, что позволит применять к данным правоотношениям специализированное законодательство, разработанные с учетом особенностей региона, а не общие правила.
В частности, предлагается:
1. Введение обязательного страхования жизни и здоровья туристов, посещающих Арктическую зону, как для иностранных граждан, так и для граждан России.
2. Дополнить статью 7 «Обязанности туриста» следующим пунктом:
«Турист обязан быть информированным обо всех рисках и опасностях, связанных с посещением Арктики». В настоящее время данное положение сформулировано лишь в общем виде применительно к любому месту предполагаемого посещения туристом в качестве права на информацию.
Однако введения обязательного страхования жизни и здоровья туристов, посещающих Арктику, в соответствующий закон недостаточно - для функционирования данной системы необходимо комплексное совершенствование российской нормативно-правовой базы в сфере страхования. В частности, предлагается: разработка правил и стандартов страхования туристов в Арктике и на акватории Северного морского пути, включающие формирование специальной обязательной программы по страхованию жизни и здоровья человека, согласно утвержденным на законодательном уровне пакетам.
Таким образом, становится очевидным, что совершенствование норм ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» должно проходить в тесной связке с соответствующей корректировкой ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Также считаем необходимым, учитывая, что правилам посещения туристами Арктической зоны, разработанным Национальным парком «Русская Арктика», необходимо придать статус закона и ввести санкции за их нарушение путем внесения соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
Пристатейный библиографический список:
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3
2. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ
3. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 11.03.2016) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
4. Приказ Минприроды РФ от 04.10.2011 № 806 «Об утверждении Положения о национальном парке «Русская Арктика» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2011 № 22490)
5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ)
6. Полярный туризм // Полярное право / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М.: Юстиция, 2017. С. 261-263
7. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.: Издательство ЮРАЙт, 2014. 647 с.
8. Скаридова М.А. Морской туризм //Морское ресурсное право. Учебное пособие. СПб:Асааетш, 2013. С.222-248
9. Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы правового регулирования страхования туристов в циркумполярных регионах // Евразийский юридический журнал. № 8(111). 2017. С.70-72.
1 Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 11.03.2016) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»