УДК 911
Г.И. Ким1
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: ОПЫТ НОРВЕГИИ
FOREIGN EXPERIENCE OF QUALITY ASSESSMENT OF TOURIST SERVICES:
EXPERIENCE OF NORWAY
Анализ зарубежного опыта оценки туристических услуг имеет важное социально-культурное и экономическое значение для России, особенно для районов Севера и Арктики, где в настоящее время развивается индустрия туризма. В странах Северной Европы, таких как Норвегия, наблюдается, в отличие от России, рост туристических услуг. Поэтому важно перестроить экономику Севера и Арктики Российской Федерации на инновационный путь развития, используя передовой опыт таких северных стран, как Норвегия. В последнее время весьма актуальным является использование передового опыта развития туристических услуг на примере Норвегии.
Ключевые слова: Арктика, Север, Арктическая зона, арктический туризм, Норвегия, зарубежный опыт, внедрение, инновационные подходы.
The analysis of the foreign experience assessment of tourist services has important welfare and economic value for Russia, especially for regions of the North and the Arctic where now the tourism industry develops. In countries of Northern Europe, such as Norway, it is observed, unlike Russia, the growth of tourist services. Therefore, it is important to reconstruct economy of the North and the Arctic of the Russian Federation on the innovative way of development, making use of the best practices of such northern countries as Norway. Recently the use of the best practices of development of tourist services on the example of Norway is very relevant.
Keywords: Arctic, North, Arctic zone, arctic tourism, Norway, foreign experience, implementation, innovative approaches.
Введение
Для развития туристической отрасли в России важно использовать опыт регулирования туристских услуг стран, где достигнут опыт в этом направлении, в частности Норвегии. Индустрия туризма Норвегии получила большое развитие за счёт туристических комплексов. Изучение этого опыта для России имеет большое социально-культурное и экономическое значение. Опыт Финляндии в области развития
1 Ким Галина Иннокентьевна - магистр, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
E-mail: kim-galina91@yandex.ru
Kim Galina - master's student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
индустрии туризма уже был освещен в журнале «Российский внешнеэкономический вестник» [4]. В последнее время весьма актуальным является использование передового опыта развития отраслевых туристических комплексов на примере Норвегии.
Целью политики норвежского правительства в области туристического бизнеса являются усилия по созданию целостного и ценного туристического продукта. Создание ценности туристического продукта достигается тогда, когда ценность произведенного продукта превышает сумму издержек на его производство. Решающим фактором при его создании могут быть общие системные условия, в которых приходится работать предприятиям туристической сферы.
В последние годы арктический туризм начал интенсивно развиваться. Если раньше посещали Арктику в основном иностранцы, то сейчас и российские путешественники начали открывать для себя этот северный регион.
Россия имеет большой потенциал для развития этой отрасли. Ей принадлежит самая большая часть Арктики - обширные равнины, покрытые тундрой и лесотундрой, где обитает множество животных; острова с ледяными пустынями и полупустынями; горы, озёра и реки, где созданы все условия для отдыха; уникальные флора и фауна; возможность пообщаться с представителями 11 различных коренных северных народов; исторические артефакты и памятники. Здесь обитают представители практически всех видов млекопитающих Арктики: белые медведи, песцы, гренландские киты, нарвалы, белухи, моржи, кольчатые нерпы, лахтаки, гренландские тюлени, около миллиона диких северных оленей и 1 тыс. разновидностей растений.
Для туристов в российской части Арктики организуют морские круизы, катание на лодках, лыжах, охоту и рыбалку, рафтинг, походы и многое другое.
Одним из самых популярных туристических направлений по праву считается Северный полюс. Туристы на атомном ледоколе могут добраться до вершины мира, организовать самое северное полярное барбекю и даже искупаться в Северном Ледовитом океане.
Туризм в Норвегии - это горнолыжные курорты, изумительные фьорды, глубокие долины, тысячи островов, северное сияние, полуночное солнце и многое другое. На островах арктической зоны Норвегии и вокруг них обитает множество видов животных - моржи, тюлени, киты, белые медведи, северные олени, песцы, а также различные перелётные птицы.
У российского арктического туризма много конкурентов, как со стороны приар-ктических стран, так и со стороны традиционных морских курортов.
Некоторые продукты туризма в Арктике и Антарктике (природные объекты) в чём-то идентичны. Но Российская Арктика выигрывает эту конкуренцию из-за большего разнообразия туристских объектов, артефактов, богатейшей тысячелетней истории освоения, возможностей не только совершить морской или речной круиз, но и отдохнуть на лоне природы, поохотиться, порыбачить, принять личное участие в разного рода турпоходах, получить драйв, проверить себя (спортивный, самодеятельный, экологический туризм). Проблема развития арктического туризма, несомненно, должна учитывать как потребности бизнеса (получение прибыли), самих
туристов (отдых, эксклюзив, экзотика, драйв), так и национальные интересы российского государства, острую нужду в создании позитивного имиджа (образа) Российской Арктики [5].
В целом же можно сделать общий вывод о том, что эффективная деятельность туристского бизнеса, качественный сервис в сфере туризма в Российской Арктике, создание арктических туристско-рекреационных кластеров во всех регионах, повышение спроса на продукты арктического туризма внутри страны - это дело ближайшего будущего во временном интервале до одного десятилетия, а может и более. Многое зависит здесь от наличия спроса на туристские продукты в Арктике, складывающейся конъюнктуры на рынке услуг внутреннего и международного туризма, объёма инвестиций на развитие инфраструктуры в арктических регионах РФ, позиции российского государства, региональных и муниципальных органов власти и управления, отечественного бизнеса, от эффективной деятельности самих туристских операторов и агентств, и, конечно же, от отношения населения северных территорий к развитию туризма. Низкий уровень управления этой отраслью экономики на региональном и муниципальном уровнях, дефицит профессионально подготовленных специалистов, реально выполнимых проектов развития туризма также тормозит его развитие.
Туристская сфера, словно зонтик, накрывает много других отраслей экономики, и этот мультипликативный эффект с каждым годом будет значить всё больше во многих регионах Арктики и Крайнего Севера России, на Дальнем Востоке. Если говорить о Якутии, то в этой республике туризм развивается уже не первый год. Проблема в отсутствии современной инфраструктуры, дороговизне авиабилетов для туристов. Хорошие возможности для развития туризма имеются на Камчатке и Чукотке, но долететь до них из Европейской части России также дорого. Приморский край, Хабаровский край, Сахалин, Амурская область не входят в Российскую Арктику, там климат теплее. Эти регионы более привлекательны для туристов из Китая, Японии и других стран Азии [6].
Особая задача политики в области туристического бизнеса - содействие внедрению инноваций и облегчение процессов реструктуризации. Стремительные изменения на рынках, ноу-хау и новые технологии требуют от предприятий большей гибкости для достижения максимальной конкурентоспособности и прибыльности. Увеличение ценности производимого в Норвегии туристического продукта главным образом достигается за счет инноваций, а также через выявление развития новых рынков. Это требует от государства развития инновационной политики, стимулирующей туристический бизнес.
Как и в других отраслях сферы услуг, в индустрии туризма двигателем являются инвестиции в частный сектор и усилия, направленные на его развитие. Роль властей состоит в том, чтобы оказывать содействие этому процессу. Для привлечения капитала и ресурсов, требуемых для обеспечения долгосрочного роста и экономической эффективности, туристический продукт, разрабатываемый предприятиями индустрии туризма, должен быть привлекательным и высокорентабельным.
Государственная корпорация «Инновейшн Норвей» (Innovation Norway) - результат слияния бывшего Норвежского фонда индустриального и регионального развития, Торгового совета Норвегии, Совета по туризму Норвегии и Правительственного совета по изобретениям. Эта корпорация занимается проектным финансированием, имеет региональные отделения во всех округах Норвегии и большой аппарат сотрудников за рубежом, а также уделяет внимание обмену технологиями между Норвегией и другими странами. Все предприятия индустрии туризма Норвегии имеют доступ к проектам и программам корпорации.
Посредством определения приоритетных проектов данная организация влияет на развитие туристического комплекса страны. На конкурентоспособность индустрии туризма Норвегии оказывают влияние международные тенденции и тренды, развитие и изменение спроса на тот или иной туристический продукт. Понимание этого имеет огромное значение для привлечения туристических потоков и, как следствие, требует формирование дальновидной политики по регулированию туристической отрасли. В результате индустрия туризма Норвегии может быстро адаптироваться к текущей ситуации на мировом рынке туристических услуг. Важный фактор развития спроса на крупнейших для Норвегии рынках, таких как Германия, Швеция, Дания, Соединённое Королевство и Нидерланды - изменившийся демографический срез [8].
Количество людей пожилой возрастной группы растет. Общая тенденция такова, что туристы - это физически здоровые, финансово обеспеченные люди, более привычные к путешествиям и пользующиеся Интернетом более активно, чем прежде. Это приводит к количественным изменениям в различных возрастных группах и качественным изменениям спроса на туристический продукт. Туристский продукт максимально адаптируется в соответствии с потребностями соответствующей группы искушенных и ценящих качество туристов. Другая тенденция состоит в том, что туристы в первую очередь выбирают, какие впечатления они желают получить, а потом место, куда они хотят поехать.
Туристам важно, чтобы было, что рассказать о своем отдыхе. Они желают персонального и индивидуального подхода. Выбор желаемых впечатлений зависит от ситуации, и тенденция такова, что турист требует более разнообразного отдыха. Так один и тот же турист может один отпуск провести в палатке, а следующий - в первоклассном отеле. Продолжительность отпуска и время года также могут оказывать влияние на выбор туриста. Туристы обычно берут длительный отпуск в разгар туристического сезона. В этом контексте мотивами при выборе маршрутов являются экотуризм, этнотуризм, а также элементы событийного туризма [17].
В настоящий момент доходы от туризма в Норвегии ежегодно растут, как показывает статистика, в 2014 г. поступления от туризма впервые составили более 151 млрд. норвежских крон (предварительные данные). Это увеличение на 10 % с 2011 г. и почти на 13 % с 2007 г. По данным Статистики Норвегии, большая часть увеличения потребления туризма относилась к развлекательному туризму. Данные также показывают, что расходы иностранных туристов увеличились немного больше, чем те же у норвежских туристов в 2013 и 2014 гг. [8].
Именно в туристической индустрии есть самый высокий рост продукции, оценивая воздействие на экономику туризма, полезно проанализировать отрасли промышленности, производящие продукты туризма и сравнить их с экономикой в целом. Продукция в туриндустрии в 2014 г. предварительно оценена больше чем в 250 млрд. норвежских крон [16]. Рост производства в 2011-2014 гг. составлял приблизительно 8 %. Такая сезонная отрасль как туризм не отстает от других секторов, что является очень хорошим показателем. Доля туризма в общем объеме экономики Норвегия составила 5,7 % в 2014 г.
Воздействие на экономику туризма в Норвегии ниже, чем глобальные средние данные Всемирной туристской организации (UNWTO) показывающие, что один из каждых одиннадцати полностью занятых в мире работает в туризме и что доля туризма в мировой экономики составляет 9 %.
Данные World Travel & Tourism Council (WTTC) показывают, что глобальный сектор путешествий и туризма вырос на 3,5 % в 2015 г, в то время как рост совокупного мирового ВВП составлял 2,5 % [14, 15]. Хорошие показатели для туризма складываются из-за увеличения количества международных авиаперелетов, гостиничная индустрия во всем мире отмечается более высокими показателями заполняемости и увеличением RevPAR (доход за доступную комнату), в то же время 2015 г. стал четвертым годом подряд, когда у международного туристического сектора был более высокий относительный рост, чем средний ВВП, подразумевая, что это - основной фактор мировой экономики. Предварительные данные от WTTC показывают, что туризм произвел 7,8 трлн. долл. и создал 284 млн рабочих мест во всем мире в 2015 г.
Стратегический план развития туризма в 2014-2020 гг.
Стратегия определяет три приоритетные области, которые сосредотачиваются на том, как «Инновации Норвегии» будут способствовать развитию норвежской индустрии туризма и увеличивать прибыль, создаваемую туризмом до 2020 г. [9].
Стратегия основана и базируется на инновациях - это главный приоритет Норвегии. Руководители Бренда Норвегии как туристическую цель и руководители UNTWO для устойчивого туризма также формируют основу для этой инициативы, гарантируя, что созданная прибыль стабильна и ориентирована на рынок [5].
С трехуровневыми полномочиями Норвегия находится в уникальном положении. Они основываются на том, чтобы обеспечить связь туризма, компетенций, маркетинга. Эти полномочия дают уникальные возможности осуществить широкий спектр инициатив, усилить конкурентоспособность отдельных компаний, отдельных регионов Норвегии как туристического направления. Тесная связь с отдельными компаниями, международными объединенными и компетентностью, означает лучшую связь в цепочке создания доходов и способствует ее развитию от идеи до рынка. Идет активное развитие индустрии туризма, которая уравновешивает сохранение природы, культуры, местного общества, продовольственных традиций и окружающей среды, усиливая социальные ценности и финансовую жизнеспособность [11]. Инновации
состоят в сотрудничестве с широким спектром сетей и организаций государственного сектора, международных дочерних организаций и научно-исследовательских институтов, чтобы гарантировать, что знание современно и что мы находимся в хорошем положении, чтобы развивать решения, которые приносят пользу нашим клиентам и экономике в целом.
На международном уровне и на внутреннем рынке дестинации становятся более конкурентоспособными. На основе делового потенциала регионов страны, возможно развитие компаний, которые являются прибыльными и с коммерческой и с социально-экономической точек зрения. Регионы и дестинации отличаются с точки зрения их естественного потенциала, местной культуры, потенциала для действий и событий и компетентности и в результате имеют отличающиеся основания для развития привлекательных продуктов для туристов. Это богатое разнообразие крайне важно для создания долговременной ценности в индустрии туризма и увеличения привлекательности Норвегии как туристической страны. У Норвегии есть весомый потенциал как дестинации с захватывающей природой и физической активностью в естественной среде, но необходимо развивать предложения продукта и позицию страны, которая предлагает привлекательные культурные события и кулинарные традиции.
«Инновации Норвегии» представляют и продвигают Норвегию как туристическую дестинацию. Маркетинговые действия включают полный профиль Норвегии как туристического брэнда и туристического направления, где Норвегия - главный брэнд, и УыШогаау - главный канал ответа. Профильные действия добавят и усилят собственные торговые и маркетинговые действия торговых партнеров на внутреннем и внешнем рынках [12]. «Инновации Норвегии» представлены на международных рынках, развивая сети с местными путешествиями и работая активно с местными СМИ. Развиваются местные версии УыШогаау, присутствуя в соответствующих социальных сетях и цифровых каналах.
Регионы Севера Российской Федерации имеют много общих черт (суровый климат, низкую плотность населения, удаленность от экономических и культурных центров. недостаточное развитие транспортной сети, высокую стоимость жизни и производственных затрат, резкие сезонные и циклические колебания в хозяйственной и торговой деятельности, экологическую уязвимость). Вместе с тем они существенно отличаются от Финляндии и Норвегии по уровню научно-технического и экономического развития, а также социальному комфорту.
Основная цель государственной политики Российской Федерации для регионов Севера - формирование институциональных условий, позволяющих обеспечить режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития территорий на основе ускоренною перехода от политики преимущественного освоения сырьевых ресурсов к сбалансированному развитию отраслей промышленности, создание механизмов поддержки внедрения достижений научно-технического прогресса [7]. В целях социально-экономического развития Северных регионов России была принята «Концепция устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации», которая была утверждена на период 2004-2015 гг. [5].
Важно отметить, что программой развития ООН на средства Глобального Экологического Фонда с сентября 2009 года реализуется проект «Укрепление морских и прибрежных особо охраняемых природных территорий России». Цель Проекта создание новых морских особо охраняемых природных территорий, расширение заповедных и охраняемых акваторий и побережий, содействие заповедникам, заказникам природным и национальным паркам, имеющим морские участки, в их деятельности [6].
Для развития туристической отрасли в России важно использовать опыт регулирования отраслевых туристских комплексов стран, где достигнут опыт на этом направлении, в частности Норвегии. Индустрия туризма Норвегии получила большое развитие при регулировании отраслевых туристических комплексов. Изучение этого опыта для России имеет большое социально-культурное и хозяйственное значение.
Целью политики норвежского правительства в области туристического бизнеса является максимизация усилий по созданию целостного и ценного туристического продукта. Создание ценности туристического продукта достигается тогда, когда ценность произведенною продукта превышает сумму издержек на его производство. Решающим фактором при его создании могут быть общие системные условия, в которых приходится работать предприятиям туристической сферы. Для большинства предприятий решающими факторами прибыльности являются макроэкономическая стабильность, конкурентная политика, прямые и косвенные налоги, наличие достаточного размера капитала, уровень образования, профессиональная компетенция рабочего персонала и качество инфраструктуры. Помимо этого, важными стержневыми условиями для деятельности предприятий туризма стали выбор приоритетов в развитии регионов, культурная политика, административные правила и технические регламенты, а также политика в отношении памятников культурного и природного наследия [13].
Особая задача политики в области туристического бизнеса - содействие внедрению инноваций и облегчение процессов реструктуризации. Стремительные изменения на рынках, ноу-хау и новые технологии требуют от предприятий большей гибкости для достижения максимальной конкурентоспособности и прибыльности. Увеличение ценности производимого в Норвегии туристического продукта главным образом достигается за счет инноваций, а также через выявление развития новых рынков. Это требует от государства развития инновационной политики, стимулирующей туристический бизнес.
Как и в других отраслях сферы услуг, в индустрии туризма двигателем являются инвестиции в частный сектор и усилия, направленные на его развитие. Роль властей состоит в том, чтобы оказывать содействие этому процессу. Для привлечения капитала и ресурсов, требуемых для обеспечения долгосрочного роста и экономической эффективности, туристический продукт, разрабатываемый предприятиями индустрии туризма, должен был. привлекательным и высокорентабельным.
На конкурентоспособность индустрии туризма Норвегии оказывают влияние международные тенденции и тренды, развитие и изменение спроса на тот или иной
туристический продукт. Понимание этого имеет огромное значение для привлечения туристических потоков и. как следствие, требует формирование дальновидной политики, по регулированию туристической отрасли. В результате индустрия туризма Норвегии может быстро адаптироваться к текущей ситуации на мировом рынке туристических услуг.
Важный фактор развития спроса на крупнейших для Норвегии рынках, таких как Германия. Швеция. Дания, Соединённое Королевство и Нидерланды - изменившийся демографический срез. Количество людей пожилой возрастной группы растет. Обитая тенденция такова, что туристы - это более физически здоровые, финансово обеспеченные люди, более привычные к путешествиям и пользующиеся Интернетом более активно, чем прежде. Это приводит к количественным изменениям в различных возрастных группах и качественным изменениям спроса на туристический продукт. Туристский продукт максимально адаптируется в соответствии с потребностями соответствующей группы искушенных и ценящих качество туристов.
Таким образом, в данной статье проанализирован норвежский передовой опыт развития туризма, в частности такие вопросы, как тенденции в области предложения,. вызовы, с которыми сталкивается индустрия туризма Норвегии, тенденции развития индустрии туризма этой страны позиционирование ее имиджа за рубежом, работа нал созданием национального имиджа Норвегии под эгидой министерства иностранных дел, развитие инноваций, разработка и совершенствование туристического продукта, способы усовершенствования инновационных возможностей индустрии туризма Норвегии, исследовательская работа в туристической индустрии, в частности в экотуризме, роль международного сотрудничества в индустрии туризма, текущий уровень взаимодействия между игроками на рынке индустрии туризма.
Таким образом, для развития туризма в России важно использовать норвежский опыт в развитии индустрии туризма, а также опыт стимулирования норвежских предприятии индустрии туризма к разработке инновационных высококачественных продуктов, обладающих спросом на рынке услуг. Кроме того, способы усовершенствования инновационных возможностей индустрии туризма Норвегии имеют важное социально-культурное и хозяйственное значение для России. Поэтому, 18 сентября 2008 гола был утвержден указ Президента РФ (Пр-1969) «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Настоящими Основами определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, включая индустрию туризма [3].
Одной из социально-значимых сфер жизни и деятельности российского общества является туризм, обладающий просветительской, воспитательной, природоохранной функциями, улучшающий экономическую ситуацию в регионах страны. Туристские ресурсы России особенно в ее Северных районах является мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здо-
рового образа жизни. В условиях глобализации одной из важнейших задач является усиление роли государства в развитии арктического района и укрепление обороноспособности России. Роль государства на Севере России и в Арктике вклада были важнейшим и динамичным фактором социально-экономической жизни.
В настоящее время в Российской Федерации функционирование сферы туризма регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2]. Нормы Закона в основном сосредоточены на определении основных принципов государственной политики, направленной на установление правовых основ туристского рынка в Российской Федерации, экономические отношения в сфере туризма, а также правила поведения участников туристского рынка. Закон внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности. Следует отметить, что, несмотря на неоднократное внесение поправок в Закон (последняя редакция в соответствии ФЗ от 03.05.2012 № 47-ФЗ) и его регулярное обновления, нормы Закона морально устарели [1]. 15 мая 2013 года прошло заседание социальной платформы ВПП «Единая Россия» на тему «Социальные аспекты развития туризма и их законодательное обеспечение». Было принято постановление о необходимости внесения кардинальных изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132- ФЗ. Туризм в новой редакции Закона должен рассматриваться как сложный межотраслевой комплекс, приоритетная социальная сфера, как это имеет место быть в странах Северной Европы, таких как Норвегия, Финляндия. Более того, туризм
- важнейший фактор обеспечения духовного и экономического единства многонационального народа России, эффективный способ сохранения его культурно-национальной идентичности, обеспечения благополучия и процветания Российского государства..
Литература
1. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013.
- № 6(60).
2. Ершов, Р.В. Национальный парк «Русская Арктика» / Р.В. Ершов // Арктические ведомости. - 2015. - № 3(14). - С. 116-123.
3. Захаров, Л.Н. Опьгг Финляндии в области развития индустрии туризма / Л.Н. Захаров, А.А. Игнатьев // Российский Внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 1. - С. 28-41. - № 2. - С. 13-25.
4. Крюков, Д.Р. Новые особо охраняемые природные территории России / Д.Р. Крюков // Арктические ведомости. - 2013. - № 1(5). - С. 100-105.
5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969). - Российская газета 27 марта 2009 г. Федеральный выпуск № 4877.
6. Павленко, В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны / В.И. Павленко // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 4(12). - C. 16-25.
7. Пилясов, А.Н. Северная футурология: следующие двадцать лет / А.Н. Пилясов // Арктика: экология и экономика. - 2014. - № 3(15). - С. 93-101.
8. Семухина, Е.В. Туристский потенциал арктической зоны Российской Федерации / Е.В. Семухина // Концепт. - 2015. - Т. 22. - С. 26-30.
9. ФЗ Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 5 мая 2012 г.
10. Концепция устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации на период с 2004 года по 2015 год // http: www.74rif.ru occan-arklica.html (дата обращения: 10.10.2017).
11. Медведев, Д.А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет / Д.А. Медведев // http://neva. transtecneva.ru/files/File/2015/ documents/news/book-medvedev-arctic-2015.pdf (дата обращения: 09.02.2017).
12. Официальный портал - Вся Норвегия на русском: // http://www.norge.ru. (дата обращения: 10.10.2017).
13. Официальный портал - Туризм // http://www.arcticinfo.ru/Encyclopedia/Article/ tyrizm (дата обращения 20.10.2017).
14. Официальный портал - Энциклопедия «Кругосвет» // http://www.krugosvet.ru. (дата обращения: 10.10.2017).
15. Официальный туристический портал - инновации Норвегии // http://www. innovasjonnorge.no (дата обращения: 10.10.2017).
16. Официальный туристический портал по Норвегии // http://www.visitnorway.com. (дата обращения: 10.10.2017).
17. Key figures for Norwegian travel and tourism 2015 // http://www.innovasjonnorge.no/ contentassets/ad75036d7d1141338d4ccc200c162c32/key-figures-2015-oppslag.pdf (дата обращения: 10.10.2017).
References
1. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2013. - No. 6 (60).
2. Ershov, R.V. National Park «Russian Arctic» / R.V. Ershov // Arctic sheets. - 2015. - No. 3 (14). - P. 116-123.
3. Zakharov, L.N. Finland in the field of development of the tourism industry / L.N. Zakharov, A.A. Ignatiev // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2013. - № 1. - P. 28-41. - № 2. - P. 13-25.
4. Kryukov, D.R. New specially protected natural territories of Russia / D.R. Kryukov // Arctic sheets. - 2013. - No. 1 (5). - P. 100-105.
5. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period until 2020 and beyond (approved by the President of the Russian Federation on September 18, 2008. No. Pr-1969). - Rossiyskaya Gazeta on March 27, 2009 Federal issue № 4877.
6. Pavlenko, V.I. Arctic zone of the Russian Federation in the system of ensuring the national interests of the country / V.I. Pavlenko // Arctic: ecology and economics. - 2013. - No. 4 (12). -C. 16-25.
7. Pilyasov, A.N. Northern futurology: the next twenty years / A.N. Pilyasov // Arctic: ecology and economics. - 2014. - No. 3 (15). - P. 93-101.
8. Semukhina, E.V. Tourist potential of the Arctic zone of the Russian Federation / E.V. Semukhin // Concept. - 2015. - P. 22. - P. 26-30.
9. Federal Law of Russian Federation of May 3, 2012 N 47-FZ «On Amendments to the Federal Law» On the Basics of Tourism in Russian Federation» and Certain Legislative Acts of Russian Federation» May 5, 2012.
10. The concept of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period from 2004 to 2015 // http: www.74rif.ru occan-arklica.html (reference date: 10.10.2017).
11. Medvedev, D.A. International economic cooperation in the Arctic. Arctic Economic Council // http: // neva.transtecneva.ru/files/File/2015/documents/news/book-medvedev-arctic-2015.pdf (reference date: 09.02.2017).
12. Official portal - All of Norway in Russian // http://www.norge.ru (reference date: 10.10.2017).
13. Official portal - Tourism // http://www.arcticinfo.ru/Encyclopedia/Article/tyrizm (reference date: 20.10.2017).
14. Official portal - Encyclopedia «Krugosvet» // http://www.krugosvet.ru (reference date: 10.10.2017).
15. Official tourist portal - innovations of Norway // http://www.innovasjonnorge.no (reference date: 10.10.2017).
16. Official tourist portal for Norway // http://www.visitnorway.com (reference date: 10.10.2017).
17. Key figures for Norwegian travel and tourism 2015 // http://www.innovasjonnorge. no/contentassets/ad75036d7d1141338d4ccc200c162c32/key-figures-2015-oppslag.pdf (reference date: 10.10.2017).