Научная статья на тему 'Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии'

Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / COMPETITIVENESS / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOUR / COMMON EUROPEAN MARKET / RUSSIAN FEDERATION / SLOVAK REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина М. Н., Чиховска В.

Малые и средние предприятия в Европе и в мире становятся важным фактором экономического роста и развития. Они способствуют решению социальных, экономических и политических проблем страны, а также регионов. Сейчас малое предпринимательство является одним из ведущих секторов рыночной экономики. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60 70%, а в некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. Российские и словацкие малые и средние предприятия за время своего существования уже продемонстрировали свою жизнеспособность. Однако для дальнейшего роста и развития бизнеса в этой области необходимо повышение конкурентоспособности организаций. В статье проведен сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий России и Словакии, выявлены проблемы малого и среднего бизнеса и предложены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA AND SLOVAKIA

The paper states that small and medium-sized businesses in Europe and all over the world are becoming an important factor for economic growth and development. They facilitate the solution of social, economic and political problems on national and regional level. Now small business is one of the leading sectors of the market economy. In developed economies it accounts for 60-70% of the national product, and in some sectors up to 80%. Therefore, at present the vast majority of developed countries support small sector of economy. Small and medium-sized businesses have already demonstrated their viability in Russia and Slovakia. However, their further growth and development require improving their competitiveness. The paper presents a comparative analysis of small and medium-sized businesses in Russia and Slovakia, identifies problems of small and medium-sized businesses and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии»

[email protected] Марина Николаевна Яшина,

^ кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Вера Чиховска,

кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга, УДК 338 Экономический университет в Братиславе

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ И СЛОВАКИИ

Малые и средние предприятия в Европе и в мире становятся важным фактором экономического роста и развития. Они способствуют решению социальных, экономических и политических проблем страны, а также регионов. Сейчас малое предпринимательство является одним из ведущих секторов рыночной экономики. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60 - 70%, а в некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. Российские и словацкие малые и средние предприятия за время своего существования уже продемонстрировали свою жизнеспособность. Однако для дальнейшего роста и развития бизнеса в этой области необходимо повышение конкурентоспособности организаций. В статье проведен сравнительный анализ деятельности малых и средних предприятий России и Словакии, выявлены проблемы малого и среднего бизнеса и предложены направления их решения.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, конкурентоспособность, международное разделение труда, единый европейский рынок, Российская Федерация, Словацкая Республика.

M.N. Yashina, V. Chihovska

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA AND SLOVAKIA

The paper states that small and medium-sized businesses in Europe and all over the world are becoming an important factor for economic growth and development. They facilitate the solution of social, economic and political problems on national and regional level. Now small business is one of the leading sectors of the market economy. In developed economies it accounts for 60-70% of the national product, and in some sectors up to 80%. Therefore, at present the vast majority of developed countries support small sector of economy. Small and medium-sized businesses have already demonstrated their viability in Russia and Slovakia. However, their further growth and development require improving their competitiveness. The paper presents a comparative analysis of small and medium-sized businesses in Russia and Slovakia, identifies problems of small and medium-sized businesses and suggests ways to solve them.

Keywords: small and medium-sized enterprises, competitiveness, international division of labour, Common European market, Russian Federation, Slovak Republic.

Малые и средние предприятия составляют основную часть любой национальной экономики. Их развитие в мире связано прежде всего с ростом безработицы. За счет малых и средних предприятий создаются новые рабочие места и вносится существенный вклад в формирование ВВП.

Ключевой характеристикой малых и средних предприятий является их способность к быстрой адаптации к изменяющимся внешним условиям, но, с другой стороны, они довольно ограничены с точки зрения капитала. По сравнению с крупными малые предприятия могут более гибко реагировать на изменения рынка и требо-

ваний заказчика. Кроме того, они обладают более простой организационной структурой, что также позволяет быстрее реагировать на изменения в рыночной среде, предпочтений заказчиков и более активно внедрять маркетинговые инновации. Малые и средние предприятия выполняют функцию подрядчиков и субподрядчиков товаров и услуг не только для конечных потребителей, но и для бизнеса практически во всех областях деятельности.

В современных условиях развитие предприятий малого и среднего бизнеса приобретает особую актуальность, в связи с чем необходимо серьезное изучение

зарубежного опыта и использование его в Российской Федерации, а также странах-партнерах, таких как Словакия.

Существует множество подходов к определению малых и средних предприятий. Однако, к сожалению, до сих пор нет общепринятого определения малых и средних предприятий, так как используются разнообразные параметры: размер прибыли, инвестиций; доля компании на рынке; форма капитала; объемы производства и продаж; количество рабочих мест; прибыль и многое другое.

В рамках Европейского союза малые и средние предприятия рассматриваются как основа социально-экономической модели. В Европейской хартии малого бизнеса предприятия малого бизнеса названы хребтом европейской экономики, значительным источником рабочих мест и бизнес-идей. В табл. 1 приведена сравнительная характеристика критериев для определения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Европейском союзе.

Для достижения целей данного исследования необходимо также обратиться к статистическим данным и посмотреть на структурное соотношение предприятий

малого и среднего бизнеса в экономике России и Словакии.

По данным на конец 2013 - начало 2014 гг., в России работают 5,61 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в их числе 2 млн предприятий и 3,61 млн индивидуальных предпринимателей. За аналогичный период в Словацкой Республике доля МСП составила 91,2% (165 896 шт. в абсолютном выражении). На рис. 1 представлено соотношение МСП в экономике России и Словакии.

Одна из важнейших функций бизнеса в целом и малого и среднего бизнеса в частности - это создание новых рабочих мест в стране и по регионам. Доля занятых в малых и средних предприятиях Словакии в 2013 г. составила 71,7% от общей численности занятых и 59,4% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Несмотря на увеличение числа МСП в России, предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают работой пока лишь 16,8 млн россиян, т.е. всего 25% людей, занятых в российской экономике. Это, конечно, существенно ниже аналогичных показателей Словакии. Однако потенциал российских предпринимателей гораздо больше, и, возможно, именно в текущих условиях (российских

Малые предприятия; 4,20%

Средние .предприятия; 0,30%

ИП; 62,80%

Малые

Средние

ИП; 62,80%

Рис. 1. Численность МСП в России и Словакии в 2013 г., % от общей численности предприятий и организаций в стране

(составлено авторами на основе данных Росстат и Словстат)

Таблица 1

Критерии для определения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Европейском союзе

Страна Критерий Размер предприятия

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие Крупное предприятие

Российская Федерация Число занятых, чел. <15 от 16 до 100 от 101 до 250 >250

Выручка без учета НДС, евро* <1,45 млн <9,70 млн <24,27 млн >24,27 млн

Европейский союз Число занятых, чел. <9 от 10 до 49 от 50 до 249 >250

Годовой оборот, евро <2 млн <10 млн <50 млн >50 млн

'Выручка без учета НДС рассчитана на основе среднего номинального курса евро к российскому рублю за 2013 г. в размере 41,20 руб. за 1 евро.

Составлено авторами на основе: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises // Official Journal. 2003. May 5. No. L 124. P. L 124/36-L 124/41.

экономических реалиях 2015 г.) он сможет максимально раскрыться.

В Европейском союзе малые и средние предприятия составляют 99,8% от общего числа предприятий; доля занятости населения в МСП составляет почти 70%, и в среднем малые и средние предприятия генерируют от 40 до 60% добавленной стоимости. При этом вклад МСП в российский ВВП составляет лишь 23,6%, что значительно меньше показателей западных стран (рис. 2).

МСП представляют собой значительный стабилизирующий элемент любой национальной экономики, являясь важным фактором экономического роста страны и создания новых рабочих мест. Словацкая экономика сильно зависит от малого и среднего бизнеса. По данным за 2013 г., малые и средние предприятия аккумулируют 72% рабочих мест и формируют 67% добавленной сто-

имости всей экономики страны, что значительно превышает соответствующий показатели в среднем по ЕС. Большинство предприятий работает в сфере услуг и розничной торговле. Кроме того, важным сектором, в котором задействованы малые и средние предприятия, является производство, хотя здесь и не очень высокие показатели присутствия (25% рабочих мест и 22% добавленной стоимости).

Что же касается российской экономики, то, по данным организации «Опора России», на конец 2013 г. наиболее успешно предприниматели смогли реализовать себя в следующих видах деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом; сельское хозяйство; строительство (рис. 3). Малые и средние компании, занимающиеся данными видами деятельности, являются

Рис. 2. Доля МСП в ВВП стран мира в 2013 г. (составлено авторами на основе данных МВФ)

Прочее 13% ____Строительство

Производство ' 12%

10% \

Операции с

недвижимым Торговля

имуществом. 39%

аренда и

предоставление___^В

услуг

20%

Транспорт и связь-/

6%

Рис. 3. Отраслевая структура МСП России в 2013 г. (Источник: Исследование ООО МСП «Опора России» «Малый бизнес в Интернете»)

наиболее перспективными для инвестирования и банковского кредитования в России. Их выручка от реализации товаров и услуг в 2013 г. составила 80% от совокупной выручки малых предприятий, и они же привлекли 82,2% инвестиций в основной капитал средних предприятий (по данным banki.ru).

Предприятия, малые или большие, функционируют в окружении внешней среды, которая подвержена постоянным изменениям под воздействием разнообразных факторов. Так, открытие рынков и расширение ЕС значительно усилило конкуренцию как среди стран - членов Европейского союза, так и на мировом рынке в целом. МСП осуществляют свою деятельность в еще более сложных и тяжелых условиях. Именно для МСП крайне важен вопрос повышения конкурентоспособности.

МСП не располагают таким капиталом, как крупные предприятия, но их количество и заминаемая ими доля рынка высока. Поэтому очень важно создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса через консультационные центры, меры финансовой поддержки и т. д.

Некоторые считают, что нецелесообразно сравнивать МСП России и Словакии, так как они функционируют в разных экономических, правовых, политических условиях. Однако, как показывает более детальное изучение вопроса, МСП России и Словакии существуют в очень схожих условиях и сталкиваются с очень похожими вопросами и сложностями.

В качестве доказательства приведем результаты исследования, проведенного нами в декабре 2013 г. и январе 2014 г. Мы провели онлайн-опрос случайно выбранных 256 МСП в Словакии. По итогам исследования мы получили достаточно аналитического материала, который позволил сравнить МСП Словакии и России и сделать соответствующие выводы.

В предложенной анкете мы просили компании указать следующую информацию: правовую форму, количество сотрудников, оборот, отраслевую принадлежность, а также рынок, на котором данные компании работают (внутренний/внешний). По итогам анкетирования мы получили следующие данные (табл. 2).

Почти 80% всех опрошенных фирм составляют общества с ограниченной ответственностью, почти 14% - индивидуальные предприниматели и около 7% - акционерные общества. Наибольшее количество трудоспособного населения задействовано в микропредприятиях

(почти 83%). На предприятия от 10 до 49 сотрудников приходится 13% опрошенных, с количеством сотрудников от 50 до 249 сотрудников - около 4%. По общему обороту 85% опрошенных компаний являлись микропредприятиями, почти 13% - представителями малых организаций и только 2% - представителями средних организаций. 81% опрошенных предприятий Словакии работают в сфере розничной, оптовой торговли и услуг, 12,5% компаний - представители строительной сферы, около 4% - из сферы машиностроения, почти 2% - представляют другие отрасли промышленности, такие как сельское хозяйство, бумажно-целлюлозная промышленность, наука и др.

Эти результаты мы можем сравнить с данными российской статистики и в целом увидеть довольно схожую ситуацию. По данным за 2013 г., более 90% российских МСП являются микропредприятиями (здесь учитываются микропредприятия и ИП, численность сотрудников которых зачастую не превышает 15). Кроме того, в России, так же как и в Словакии, большинство МСП работают в сфере оптово-розничной торговли и услуг.

Несмотря на то что в основном МСП ориентированы на внутренний рынок, в современных условиях все большее внимание уделяется работе МСП на внешнем рынке, и государственная политика многих стран предусматривает ряд мер для стимулирования развития деятельности МСП в данном направлении.

Среди опрошенных компаний Словакии лишь 32% (из 256 организаций) подтвердили свою работу на внешнем рынке (рис. 4), т.е. менее 1/3 опрошенных компаний разместили свои товары на рынке Европейского союза. Более того, почти 65% из опрошенных организаций даже не рассматривают возможность работы на внешнем рынке в будущем. По данным Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, в России количество МСП, работающих на внешнем рынке, еще меньше и составляет 1,1%. Прежде всего, это объясняется недостаточным развитием и недостаточными масштабами деятельности российских МСП на текущий момент. И в целом это понятно, так как вопросами развития МСП в России стали активно заниматься последние 5-10 лет, тогда как в западных странах данная сфера активно развивается уже несколько десятилетий.

Что касается опрошенных словацких МСП, их продукция и/или услуги представлены в следующих странах (рис. 5).

Таблица 2

Результаты анкетирования МСП Словакии

Правовая форма Количество сотрудников Оборот Отраслевая принадлежность

Правовая форма % Количество сотрудников, шт. % Оборот, млн евро % Отраслевая принадлежность %

ООО 78,91 <9 82,81 <2 85,16 Розничная, оптовая торговля, сфера услуг 81,25

ИП 13,67 10-49 12,89 2<10 12,50 Строительство 12,50

АО 7,42 50-249 4,30 10<50 2,34 Машиностроение 4,30

Другие 1,95

Всего, шт. 256 Всего, шт. 256 Всего, шт. 256 Всего, шт. 256

Составлено авторами

Не представлены на рынке ЕС; 68%

Поставляют; 32%

Рис. 4. Соотношение компаний, поставляющих свою продукцию/услуга на рынок ЕС

(составлено авторами)

50,00% 45,00% 40,00°% 35,00°% 30,00°% 25,00°% 20,00%% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

45,78%

32,53%

_15,66% 13,25%

8,43%

I I I

| 4 82% 6,02% 4,82% 3,61% 3,61%

■ ■ ■ I

/ ^ # ^

Рис. 5. Страны ЕС, в которых представлена продукция/услуги МСП Словакии (составлено авторами)

Следует отметить, что территориальная близость и активное развитие взаимодействия в приграничных районах также свойственна российским МСП, и мы можем это наблюдать, например, на Дальнем Востоке, в Калининградской области или в Центральном федеральном округе на границе с Белоруссией.

Что же мешает МСП более активно участвовать во внешнеэкономической деятельности своих стран? Опрошенным компаниям было предложено по шкале от 1 до 5 указать, как, по их мнению, различные барьеры выхода на внешний рынок воздействуют на их организации и препятствуют развитию бизнеса. После анализа данных анкетирования была рассчитана средняя оценка каждого из барьеров (рис. 6).

Как видно из рис. 5, основными проблемами, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в Словакии, являются высокие бюрократические барьеры, нехватка финансирования, опыта, языковой барьер, а также нехватка квалифицированного персонала. По данным ООО МСП «Опора Росси», российский малый и средний биз-

нес сталкивается с аналогичными проблемами. Так, порядка 47% предпринимателей испытывают нехватку квалифицированного персонала; 22% говорят о низкой доступности финансирования, не говоря уже про языковые барьеры (уровень владения иностранными языками в России пока еще достаточно низкий) и уровень развитости инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно, что и МСП Словакии, и МСП России осознают важность стратегического управления и маркетингового подхода в развитии бизнеса. Профессиональное управление и качество продукции (услуг) являются, к сожалению, слабым элементом для многих современных организаций.

Качество продукции/услуг и инновации являются неотъемлемой составляющей работы любого современного рынка. Потребитель имеет возможность выбирать из большого числа предлагаемых товаров (услуг), поэтому очень важно в гонке за потребителем сохранить высокое качество предлагаемой продукции. Кроме того, мы считаем, что сейчас для малых и средних предприятий

бюрократические барьеры

Рис. 6. Барьеры выхода на рынок ЕС (составлено авторами)

является крайне выгодным партнерство с различными научно-исследовательскими институтами. Данное сотрудничество позволит развивать инновационную составляющую бизнеса и в целом всю организацию.

Результаты количественного исследования подтвердили тот факт, что словацкие МСП не полностью пользуются преимуществами членства в ЕС, как и российские МСП, которые практически не работают на внешнем рынке, даже в рамках Таможенного союза. Конечно, для представителей малого и среднего бизнеса не столь важна внешнеэкономическая деятельность, так как мы уже отмечали их ориентацию прежде всего на внутренний рынок. Тем не менее и в России, и в ЕС на государственном уровне осуществляется поддержка организаций малого и среднего бизнеса в форме тренингов, программ обучения, упрощенной налоговой нагрузки, льготного кредитования и т.д. Очень важно доносить до представителей малого и среднего бизнеса информацию, делиться опытом с начинающими предпринимателями, помогать в разработке идей и бизнес-планов.

Экономический кризис и постоянно меняющиеся макроэкономические условия только подчеркнули тот уровень неопределенности и непредсказуемости, который существует в текущих рыночных условиях. В этой связи очень важны помощь и поддержка государства, что сейчас активно реализуется и в России, и в Словакии. Безусловно, существует множество проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес. Однако есть и огромное количество возможностей, которые нужно использовать. Самое главное - это формирование высокоразвитой бизнес-среды, которая будет способствовать процветанию подобных предприятий как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

1. Малый бизнес в интернете. Исследование ООО МСП «Опора России». иР1_: http://aori.ru/files/issledovanie.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

2. Некого нанять. URL: http://www.gazeta.ru/business/2012/12/ 05/4879657.shtml (дата обращения: 25.05.2015).

3. Уровень владения английским в мире: Россия на 31-м месте. URL: http://www.language-travel.ru/01.01.02.01/374.aspx (дата обращения: 25.05.2015).

4. Экспортный потенциал малых и средних предприятий России и система государственной поддержки. URL: http://www. liaa.gov.lv/files/liaa/attachments/ermakov_-_eud_-_rus.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

5. Chodasova A., Bujnova D. Podnikanie v malych a strednych podnikoch. Bratislava: Ekonom, 2008.

6. Cihovska V. Euromarketing - podnikatel'ska koncepcia pre spolocny trh Europskej unie. Bratislava: Ekonom, 2011.

7. Cihovska V., Hvizdova E. Marketingova koncepcia pre expanziu MSP na europsky trh. // Marketing a obchod: Vedecky zbornik. Zvolen: Bratia Sabovci, 2011. S. 153-160.

8. Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises // Official Journal. 2003. May 5. No. L 124. P. L 124/36-L 124/41.

9. Drucker P. To najdolezitejsie z Druckera v jednom zvazku. Praha: Management Press, 2002.

10. European Commision: Enterprise and Industry. URL: http:// ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/ performance-review/files/supporting-documents/2010-2011/annual-report_en.pdf. (дата обращения: 05.05.2011).

11. European Commision: Enterprise Europe Network. URL: http://portal.enterprise-europe-network.ec.europa.eu/ (дата обращения: 03.11.2011).

12. Europska Komisia: Podniky a podnikanie: Policies. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/files/charter/docs/ charter_sk.pdf (дата обращения: 08.08.2012).

13. Freebain J. Implications of Wages and Industrial Policies on Competitiveness of Agricultural Export Industries // Paper presented at the Australian Agricultural Economics Society Policy Forum. Cambera: Cambera, 1986. S. 79-87.

14. Harris P., Mcdonald F. European Business and Marketing. London: Sage Publications, 2007.

15. Nekolova V. Dimenzie jednotneho europskeho trhu v kontexte rozvoja maleho a stredneho podnikania v SR - Dizertacna praca. Bratislava, 2011. Evidencne c. 16100/D/2012/1407506683.

16. Porter M.E. Understanding competitiveness and its causes // Competitiveness Index: Where America stands. Council on Competitiveness. Washington D.C., 2007. S. 58-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.