Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В. И. НЕСМЕЛОВА И С. Л. РУБИНШТЕЙНА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В. И. НЕСМЕЛОВА И С. Л. РУБИНШТЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / В. И. НЕСМЕЛОВ / С. Л. РУБИНШТЕЙН / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турина Анна Олеговна, Дворецкая Марианна Ярославовна

Проблема исследования определялась слабой освещенностью религиозно-философского этапа развития отечественной психологии. Большое количество исследований в области истории психологии, восстанавливающих историческую справедливость и обращающихся к трудам религиозных философов и психологов конца XIX - начала XX в., не показывают преемственность взглядов с современными научными концепциями. В статье представлены к сравнению психологические идеи яркого представителя религиозно-философской психологии Виктора Ивановича Несмелова и представителя советской психологии, автора фундаментальных трудов по общей психологии Сергея Леонидовича Рубинштейна. В качестве объекта исследования были использованы основные психологические категории, встречающиеся наиболее часто в трудах обоих авторов. В исследовании используется метод кластерного анализа семантического содержания психологических категорий «сознание», «самосознание», «личность» и «мировоззрение» в трудах авторов. В результате анализа была установлена преемственная связь идей в области единства человеческой психики, которая рассматривается обоими авторами интегрированно, в единстве психического и физического. В трудах советского ученого и религиозного философа человек наделен свободно-разумной волей и нравственными ценностями, сознание рассматривается как непрерывный и целостный процесс, обеспечивающий единство психической деятельности. Однако духовные ценности заменяются общественной моралью в советский период, что подчеркивает опору на деятельностный подход. Практическая значимость результатов определяется наличием научной потребности в выявлении закономерностей преемственности идей в психологии личности и поиске новых оснований для методологии при построении теорий личности, объясняющих все многообразие психический явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CATEGORIES IN THE WORKS OF VIKTOR NESMELOV AND SERGEI RUBINSTEIN

The problem of the study was determined by the poor coverage of the religious and philosophical stage in the development of Russian psychology. A large number of studies in the field of the history of psychology, restoring historical justice and referring to the works of religious philosophers and psychologists of the late 19th - early 20th centuries, do not show the continuity of views with modern scientific concepts. The article presents for comparison the psychological ideas of the outstanding representative of religious and philosophical psychology, Viktor Nesmelov, and the representative of Soviet psychology, the author of fundamental works on general psychology, Sergei Rubinstein. As an object of research, we used the main psychological categories that are most often found in the works of both authors. The study uses the method of the cluster analysis of the semantic content of the psychological categories «Consciousness», «Self-awareness», «Personality» and «Worldview» in the works of the authors. As a result of the analysis, a successive connection of ideas in the field of the unity of the human psyche was established, which is considered by the both authors in the integrated manner, in the unity of the mental and physical. In the works of the Soviet scientist and religious philosopher, a person is endowed with a free-rational will and moral values, consciousness is viewed as a continuous and integral process that ensures the unity of mental activity. However, spiritual values are being replaced by social morality in the Soviet period, which emphasizes the reliance on the activity approach. The practical significance of the results is determined by the presence of a scientific need to identify the patterns of continuity of ideas in personality psychology and the search for new foundations for methodology when constructing personality theories that explain all the variety of mental phenomena.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В. И. НЕСМЕЛОВА И С. Л. РУБИНШТЕЙНА»

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-134-142

Сравнительный анализ психологических идей В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна

Анна Олеговна Турина1®, Марианна Ярославовна Дворецкая2

1 Аспирантка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48

2Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48

1 anna.turina.93@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-3140-617X 2dvoretskaya.marianna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4321-8360

Аннотация. Проблема исследования определялась слабой освещенностью религиозно-философского этапа развития отечественной психологии. Большое количество исследований в области истории психологии, восстанавливающих историческую справедливость и обращающихся к трудам религиозных философов и психологов конца XIX - начала XX в., не показывают преемственность взглядов с современными научными концепциями. В статье представлены к сравнению психологические идеи яркого представителя религиозно -философской психологии Виктора Ивановича Несмелова и представителя советской психологии, автора фундаментальных трудов по общей психологии Сергея Леонидовича Рубинштейна. В качестве объекта исследования были использованы основные психологические категории, встречающиеся наиболее часто в трудах обоих авторов. В исследовании используется метод кластерного анализа семантического содержания психологических категорий «сознание», «самосознание», «личность» и «мировоззрение» в трудах авторов. В результате анализа была установлена преемственная связь идей в области единства человеческой психики, которая рассматривается обоими авторами интегрированно, в единстве психического и физического. В трудах советского ученого и религиозного философа человек наделен свободно-разумной волей и нравственными ценностями, сознание рассматривается как непрерывный и целостный процесс, обеспечивающий единство психической деятельности. Однако духовные ценности заменяются общественной моралью в советский период, что подчеркивает опору на деятельностный подход. Практическая значимость результатов определяется наличием научной потребности в выявлении закономерностей преемственности идей в психологии личности и поиске новых оснований для методологии при построении теорий личности, объясняющих все многообразие психический явлений.

Ключевые слова: сознание, самосознание, личность, мировоззрение, В. И. Несмелов, С. Л. Рубинштейн, религиозно-философская психология, кластерный анализ

Для цитирования: Турина А. О., Дворецкая М. А. Сравнительный анализ психологических идей В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 134-142. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-134-142.

Original article

Comparative analysis of psychological categories in the works of Viktor Nesmelov and Sergei Rubinstein

Anna O. Turina 1И, Marianna Ya. Dvoretskaya2

:Post-graduate student, Russian state pedagogical university named after A. I. Herzen. 191186, St. Petersburg, embankment of the Moika river, 48

2Doctor of psychological sciences, professor of the department of human psychology, Herzen russian state pedagogical university. 191186, St. Petersburg, embankment of the Moika River, 48 1 anna.turina.93@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-3140-617X 2dvoretskaya.marianna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4321-8360

© Турина А. О., Дворецкая М. А., 2021

Abstract. The problem of the study was determined by the poor coverage of the religious and philosophical stage in the development of Russian psychology. A large number of studies in the field of the history of psychology, restoring historical justice and referring to the works of religious philosophers and psychologists of the late 19th - early 20th centuries, do not show the continuity of views with modern scientific concepts. The article presents for comparison the psychological ideas of the outstanding representative of religious and philosophical psychology, Viktor Nesmelov, and the representative of Soviet psychology, the author of fundamental works on general psychology, Sergei Rubinstein. As an object of research, we used the main psychological categories that are most often found in the works of both authors. The study uses the method of the cluster analysis of the semantic content of the psychological categories «Consciousness», «Self-awareness», «Personality» and «Worldview» in the works of the authors. As a result of the analysis, a successive connection of ideas in the field of the unity of the human psyche was established, which is considered by the both authors in the integrated manner, in the unity of the mental and physical. In the works of the Soviet scientist and religious philosopher, a person is endowed with a free-rational will and moral values, consciousness is viewed as a continuous and integral process that ensures the unity of mental activity. However, spiritual values are being replaced by social morality in the Soviet period, which emphasizes the reliance on the activity approach. The practical significance of the results is determined by the presence of a scientific need to identify the patterns of continuity of ideas in personality psychology and the search for new foundations for methodology when constructing personality theories that explain all the variety of mental phenomena.

Keywords: consciousness, self-awareness, personality, worldview, Viktor Nesmelov, Sergei Rubinstein, religious and philosophical psychology, cluster analysis.

For citation: Turina A. O., Dvoretskaya M. A. Comparative analysis of psychological categories in the works of Viktor Nesmelov and Sergei Rubinstein. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021;(5):134-142. (In Russ.). 10.20323/1813-145X-2021-5-122-134-142

Введение

Развитие отечественной психологической мысли проходило множество этапов развития, в процессе которого менялся статус науки, находились новые методологические основания, происходила интеграция с другими научными и религиозными мыслями. Начиная с XVIII в. отечественная психология развивается в русле религии и философии, основываясь на идеалистическом понимании природы человека. Возросший интерес научного сообщества к этому периоду истории психологии в последнее десятилетие отражается в большом количестве публикаций и диссертационных исследований. Так, А. А. Костригин подчеркивает актуальность изучения истоков отечественной психологии и научного наследия дореволюционных мыслителей [Костригин, 2020, с. 38-52].

Теоретический анализ отечественных и зарубежных источников показал, что отечественная религиозная философия конца XIX в. стала значимым периодом развития психологии, которая впоследствии, с появлением рефлексологии, разделилась на представителей материализма и идеализма [Турина, 20186, с. 32-35]. Последние основывались на идеальной природе человека, рассматривая его с точки зрения гносеологии, философии, религии и психологии. Это позволило развить в отечественной мысли интегративный взгляд на проблемы человека, что в дальнейшем отразилось на построении последующих теорий личности. Павел Ходзинский называет этот пе-

риод «новым богословием», отмечая среди его особенностей академический статус и опору на человеческий опыт [Khondzinskii, 2019, с. 86-104].

В зарубежной литературе также подчеркивается роль отечественной православной мысли в развитии философии начала XX в., а также ее институциональный статус в современной России [Stöckl, 2006; On the Verge ... , 2001]. Не менее важным фактором развития отечественной психологии была политическая идеология, которая, по мнению зарубежных исследователей, стала смирительной рубашкой для русской православной души и изменила течение научной мысли [Joravsky, 1989; Walicki, 2015]. Революционное движение подвергло интеллектуальные и культурные традиции русской интеллигенции XIX в. кризису смысла, тем не менее даже в советский период психологии прослеживается целостность взглядов и стремление к свободе [Leatherbarrow, 2010; Frede, 2011; Sirotkina, 2012].

Виктор Иванович Несмелов (1863-1937) был религиозным философом и психологом, богословом и преподавателем Казанской духовной академии. В его трудах представлен уникальный онтологический анализ человека, его психической и духовной природы [Матяш, 2020, с. 108-122]. Идеи религиозной антропологии, развиваемые философом, основываются на доказательстве христианской религии на основе психологического знания [Бердникова, 2019б, с. 159-174]. В начале XX в. в Российской импе-

рии вследствие идеолого-политических и социальных причин была упразднена религиозная деятельность, многие мыслители были подвергнуты репрессиям, в их числе был и Виктор Иванович Несмелов [Турина, 2018а, с. 121-127]. Развитие идей материализма не позволило научному сообществу оценить труды религиозного философа, впоследствии советским ученым было опасно ссылаться на его работы [Дамте, 2019, с. 50-73]. Это обстоятельство не дает возможности непосредственно проследить за влиянием идей Несмелова на отечественных психологов-материалистов ХХ в., однако современные исследовательские методы позволяют опосредованно выявить воздействие его трудов на их концепции, раскрывающие представления о сознании, личности и мировоззрении. Исследование трудов религиозного философа В. И. Несмелова представляется актуальной задачей при решении методологических проблем современной психологии на основе синтеза церковно-богословского наследия и философской традиции [Бердникова, 2019а, с. 19-31]. В современной психологии духовность рассматривается некоторыми авторами как необходимая составляющая жизнеспособности и профессиональной компетентности психолога и педагога [Тарасова, 2020; Бидюк, 2019; Дворецкая, 2020]. Историко-психологический анализ развития идей в области сознания и самосознания позволил выявить некоторое сходство идей советских ученых-материалистов и психологов-идеалистов конца XIX в.

Ярким представителем советской психологии, идеи которого актуальны и для современной психологии, был Сергей Леонидович Рубинштейн. Взгляды Рубинштейна являют собой глубокий онтологический и философско-

антропологический анализ психологии человека. Хотелось бы отметить и то обстоятельство, что он сохранил для отечественной науки имя учителя Несмелова В. А. Снегирева, сославшись на него, правда, в негативном контексте, в своем учебнике по общей психологии. Признавая, как и Снегирев, самосознание высшей формой психического, он также в числе немногих советских психологов отмечал единство личностного самосознания и развивал идеи формирования целостного мировоззрения. Его концепция - «гимн сознанию», а его рассуждения о внутреннем и внешнем самоопределении, о свободе выбора и развитии мировоззрения заставляют задуматься об определенном сходстве с идеями В. И. Несмелова.

Выявленные закономерности позволили принять решение проанализировать связь психологических взглядов на проблемы личности В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна при помощи кластерного анализа семантического содержания психологических категорий.

Целью нашего исследование является сравнительный анализ выделенных психологических категорий «Сознание», «Мировоззрение», «Личность», «Самосознание» в трудах

B. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна.

Методы исследования

Для реализации поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования: историко-функциональный метод, сравнительно-исторический метод, метод систематизации психологических идей, метод контент-анализа, кластерный анализ семантического содержания психологических категорий

(йа18ой8ТАтаТ1СА 10).

Кластерный анализ является методом классификации объектов по схожему семантическому содержанию. Кластерами называются группы близких по выбранному критерию объектов. Как подчеркивает Т. Н. Савченко, «кластеризацию можно считать процедурой, которая, начиная работать с тем или иным типом данных, преобразует их в данные о кластерах» [Савченко, 2010, с. 67-86].

В качестве объекта эмпирического исследования были использованы основные научные публикации В. И. Несмелова: «Догматическая система святого Григория Нисского» (1887) [Несмелов, 1887, с. 635], «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения» (1895) [Несмелов, 1895, с. 39], «О цели образова-ния»(1898) [Несмелов, 1898, с. 585-612], «Наука о человеке, Т. I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни» (1905) [Несмелов, 1905, с. 418], «Наука о человеке, Т. 2. Метафизика жизни и христианское мировоззрение» (1906) [Несмелов, 1906, с. 438], «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913) [Несмелов, 1895, с. 39]. Среди работ

C. Л. Рубинштейна были выбраны основные фундаментальные труды: «Основы общей психологии» (1946) [Рубинштейн, 1946, с. 713], «Бытие и сознание» (1957) [Рубинштейн, 1957, с. 328], «О мышлении и путях его исследования» (1958) [Рубинштейн, 1958, с. 145], «Человек и мир» (1973) [Рубинштейн, 1973, с. 255-382]. Наибольший интерес представляют его более

поздние работы, которые отличаются большим онтологизмом при изучении теории познания.

Результаты исследования

Полученное по результатам кластерного анализа дерево сходства выделенных нами кластеров дает возможность проследить последовательность их объединения на различных уровнях

В. И. Несмелов рассматривал сознание, как сверхчувственное и идеальное образование, универсальную форму выражения духа, творческий процесс формации психических явлений. По мнению автора, сознание представляет собой непрерывный ряд последовательных моментов. В широком смысле сознание является бытием или самобытием, которое невозможно представить мысленно.

По результатам кластерного анализа категории «Сознание» в трудах В. И. Несмелова были выделены следующие семантически значимые характеристики: развитие сознания идет по пути развития нравственных и духовных ценностей, что приводит человека к целостному религиозному сознанию, в котором он стремится к бого-подобию. Так как сознание человека создано по Образу Божьему, оно по своей природе сверхчувственно и идеально, бессмертно и являет собой безусловную сущность. Сознание тождественно бытию, а значит целостно и едино с ним, что выражается в дуализме физического и идеального сознания. С точки зрения психологического анализа сознания оно представляет собой основу всех психических явлений как процесс их формации. Взаимодействуя с бытием, оно обеспечивает связь с деятельным поведением личности, выражаясь в нем и регулируя поведение индивида. Как видно из проведенного выше анализа, работы В. И. Несмелова отличаются целостным взглядом на структуру и развитие сознания, ко-

семантического расстояния и формирование категориальной структуры психологических категорий. Таким образом, в результате кластерного анализа были выделены семантические категории на разных уровнях сходства. Результаты анализа категории «Сознание» у В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна представлены в Таблице 1.

торый был уникален для работ по психологии конца XIX - начала XX в.

Кластерный анализ семантического содержания категории «Сознание» в работах С. Л. Рубинштейна показал, что значимыми характеристиками данной категории являются общественно-историческая обусловленность, связь сознания и деятельности, развитие нравственного или морального сознания, влияние исторической памяти и общественного труда. Автор рассматривает сознание, как высшую форму психики, образующую собой непрерывный и целостный процесс формирования психических явлений. Сознание обеспечивает связь с физическим миром, имеет предметно-познавательную направленность и опосредовано внешним миром.

Сравнительный анализ результатов кластерного анализа позволил установить, что в работах Несмелова сознание понимается в контексте целостного духовно-душевного развития, в основании которого лежит синтез веры и разума, способствующий осуществлению нравственного выбора. Рубинштейн же в своем исследовании сознания делает упор на единстве деятельности и сознания, которое посредством культуры постепенно формирует моральное поведение. Непрерывность и целостность процесса сознания подчеркивается обоими авторами.

Результаты кластерного анализа категории «личность» в трудах В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна представлены в Таблице 2.

Таблица 1

Результаты кластерного анализа семантического содержания категории «Сознание» в трудах В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна_

Психологически важные характеристики категории «Сознание»

В. И. Несмелов С. Л. Рубинштейн

Нравственное сознание как основание целостности духовных и душевных проявлений личности Единство веры и разума как основание сознания, тождественного бытию и поведению Единство деятельности и сознания как морального и общественного продукта культуры Непрерывность и целостность процесса сознания как основа взаимосвязи между сознательным и бессознательным, внутренним и внешним

Таблица 2

Результаты кластерного анализа семантического содержания категории «Личность» в трудах В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна_

Психологически важные характеристики категории «Личность»

В. И. Несмелов С. Л. Рубинштейн

Личность как выражение единства сознания и самосознания в свободном устремлении к идее бого-подобия Идеальная личность как связующее звено материального и идеального мира в их единстве и противоречии Личность как продукт творческого раскрытия самосознания в связи идеально-безусловной природы и организма Социальная личность, как результат связи сознания и деятельности, определяющая свободу выбора

Личность в трудах В. И. Несмелова представляет собою синтез идеальной и физической природы, в которой постоянно ведется борьба между этими двумя началами. Среди характеристик, относящихся к идеальной природе, выделяются безусловность, бессмертие, самосущая личность, осуществление идеи богоподобия, свободное самоопределение и единство сознания, самосознания и личности. Физическая же природа личности указывает на ограниченность идеального начала, попытку возвыситься над своим физическим организмом и приблизиться к идеалу совершенной жизни [Бердникова, 2019б].

Таким образом, в трудах С. Л. Рубинштейна личность рассматривалась с точки зрения ее идеальной природы и связи с физическим миром через деятельность и отношение к нему. Подчеркивалась разумная и творческая природа личности, активность и сознательность, структура личности понималась как направленность (чего человек хочет), знания, умения, навыки (что он может) и особенности характера и темперамента (что есть он сам). Только через личность может изучаться психика человека, личность - это ре-

зультат становления индивида путем усвоения социальных и общественных правил и норм. Таким образом, личность формируется через взаимодействие с миром.

Вышеприведенные результаты позволяют прийти к выводу, что несмеловское определение личности касается богоподобной (духовной) природы, раскрывая в личности связь идеального и материального мира. Рубинштейн же определяет личность как результат взаимоотношения сознания и деятельности, не касаясь ее духовной природы.

Следующая категория кластерного анализа -это «Мировоззрение», представлена в Таблице 3. Данная категория была выбрана исходя из содержательного анализа теории В. И. Несмелова, позволившего сделать вывод, что мировоззрение рассматривается им как основная психологическая категория, вокруг которой и построена психология личности. Формирование целостного мировоззрения - основная цель и результат развития человека, в жизнь которого должен быть помещен наивысший идеал.

Психологически важные характеристики категории «Мировоззрение»

В. И. Несмелов С. Л. Рубинштейн

Идеально-абсолютные ценности, формирующие религиозное мировоззрение, определяющее смысл жизни и нравственное поведение, в реализации стремления к наивысшему идеалу Синтез веры и знания как основной принцип формирования целостного мировоззрения, реализуемого в выборе цели жизни Общественно-нравственные ценности и чувство долга, формирующие мировоззрение, позволяющее осознать свое назначение Единство обучения и образования в процессе становления личности и формирования мировоззрения, реализуемых в целеполагании и деятельности

Таблица 3

Результаты кластерного анализа семантического содержания категории «Мировоззрение» в трудах В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна

Кластерный анализ категории «мировоззрение» в научных исследованиях В. И. Несмелова показал, что данная категория характеризуется целостностью, определяющей смысложизненные ориентации. Развиваясь от научного мировоззрения до религиозного, личность обретает чувство долга, истины, абсолютных ценностей, не име-

ющий конечности смысл жизни [Бидюк, 2019]. Человек, обладающий целостным мировоззрением, отличается нравственным поведением, любовью к окружающим, творением благ для других. Стоит отметить, что данное поведение должно являться самостоятельным решением человека, к которому он приходит в процессе получения об-

разования и знаний о физическом и идеальном мире. Сама его природа ведет человека к реализации идеи богоподобия и наивысших идеалов.

Анализ категории «мировоззрение» в трудах С. Л. Рубинштейна показал, что он определял его как идеологическое образование, имеющее связь с ценностно-смысловой, мотивационной и эмоциональной сферой личности. Формируясь благодаря обучению и социальному окружению, мировоззрение регулирует поведение человека, помогает ему ориентироваться на моральные принципы, принятые в обществе.

Исходя из содержания полученных кластеров, можно сказать, что Несмелов при описании мировоззрения опирался на идеально-абсолютные нравственные ценности, конечным этапом развития которых становится целостное религиозное

Так, самосознание рассматривается Несмело-вым в контексте развития сознания, бытия, личности и поведения. Если личность обеспечивает связь сознания и физического мира, то самосознание обеспечивает связь сознания и бытия Божьего. Оно развивается постепенно и в своем развитии переходит от внешнего самоопределения к внутреннему, в котором обретает религиозное сознание.

Анализ категории «Самосознание» в трудах С. Л. Рубинштейна показал, что он определял его как целостное мировоззрение, результат высшего развития психики и общественных отношений, включающий в себя глубокую развитую мотивацию (ответственность, самостоятельность), единство субъекта и объекта.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что Несмелов при описании самосознания опирается на тождественность бытия и сознания, рассматривая это явление как высшую форму развития сознания и религиозное самоопределение, которое предполагает ответственность за свои действия. Сергей Леонидович вслед за не-смеловским определением также выдвигает идею высшего развития сознания, ведущего к глубокой

мировоззрение. Сергей Леонидович определял мировоззрение как идеологическое образование, сформированное в процессе обучения и усвоения в воспитании общественных ценностей.

Следующая категория, рассматриваемая нами, - «самосознание» (Таблица 4). В своем труде «Наука о человеке» Несмелов исследует феномен самосознания, определяя его как результат наивысшего самоопределения человека в реальном мире бытия, следствие его развития. Рассматривая человека в дуализме физического и идеального, философ приходит к выводу, что самосознание возникает вследствие борьбы этих двух начал, что, в свою очередь, приводит личность к достижению нравственного идеала, к которому стремится каждый в своем духовном развитии [Дворецкая, 2020].

мотивации, ответственности и самостоятельности в действиях. Однако Рубинштейном не поднимаются идеи религиозного самоопределения.

Заключение

Сравнительный анализ основных категорий психологии В. И. Несмелова и

С. Л. Рубинштейна позволяет прийти к выводу, что Сергей Леонидович в своих поздних работах, следуя ортодоксальной отечественной традиции, начинает рассматривать человека интегрирован-но, в единстве его психических, физических и духовных проявлений. Он наделяет человека свободно-разумной волей и духовно-нравственными ценностями. В этот период своего творчества он наиболее близок к идеям дореволюционных религиозных мыслителей.

Основное отличие в определении психологических категорий заключается в том, что Несме-лов опирается на духовно-нравственную составляющую природы человека, в то время как Рубинштейн ищет ее в социально-общественной деятельности. Мы видим, что для Рубинштейна человек - это сознательное и общественное существо, Несмелов же рассматривает личность с иных позиций, ее надиндивидуальной, сверхчув-

Таблица 4

Результаты кластерного анализа семантического содержания категории «Самосознание» в трудах В. И. Несмелова и С. Л. Рубинштейна_

Психологически важные характеристики категории «Самосознание»

В. И. Несмелов С. Л. Рубинштейн

Тождественность бытия и сознания, определяющая развитие самосознания и идеального представления жизни Религиозное самоопределение - результат развития самосознания, ведущий к осознанию ответственности за свои деяния Целостное мировоззрение как результат высшего развития самосознания, ведущего к обретению смысла жизни и глубокой мотивации Самосознание развивается в общественных отношениях при помощи речи и придает деятельности субъекта самостоятельность и единство внешнего и внутреннего

ственной и идеальной природы. Цель исследования личности он видел не в простом разложении психики на отдельные явления, а в наполнении человеческой жизни высшим смыслом, верой во внутренний потенциал личности, наделении человека творческой свободой в процессе непрерывного развития. Однако оба автора наделяют человека свободно-разумной волей, морально-нравственными ценностями. Нравственность для Несмелова - это следование богословской традиции, приближение к духовности. Нравственность для Рубинштейна - это больше мораль, опирающаяся на всеобщие ценности, полезные для общества.

Библиографический список

1. Бердникова А. Ю. Проблема психологического доказательства бытия Бога В. И. Несмелова в контексте его христианской антропологии: «за» и «против» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2019а. № 23 (1). С. 19-31.

2. Бердникова А. Ю. Несмелов Виктор Иванович // Философская антропология. 2019б. № 5 (1). С. 159-174.

3. Бидюк Г. М. Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 93-99.

4. Дамте Д. С. Об основных направлениях советской психологии религии 1920-х гг. // Религиоведческие исследования. 2019. № 19. С. 50-73.

5. Костригин А. А. Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека / А. А. Костригин,

B. А. Мазилов // Психология и психотехника. 2020. № 2. С. 38-52.

6. Матяш Т. П. Объективная реальность: философское обоснование (Р. Декарт - В. И. Несмелов - Вл.

C. Соловьев) / Т. П. Матяш, Д. В. Матяш // Гуманитарий Юга России. 2020. № 9 (1). С. 108-122.

7. Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 2. Метафизика жизни и христианское Откровение : монография. Казань : Центр. тип., 1906. 438 с.

8. Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского : монография. Казань : Изд. Каз. ун-та, 1887. 635 с.

9. Несмелов В. И. Наука о человеке, Т. I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни : монография. Казань : Центр. тип., 1905. 418 с.

10. Несмелов В. И. О цели образования // Православный собеседник. 1898. № 2. С. 585-612.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения: публичная лекция. Казань : Типолитография Казанского Императорского университета, 1895. 39 с.

12. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии : лекция. Казань : Изд. Каз. ун-та, 1913. 95 с.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира : монография. Москва : Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

14. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования : монография. Москва : Изд-во АН СССР, 1958. 145 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : монография. Санкт-Петербург : Питер, 1946. 713 с.

16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва : Педагогика, 1973. С. 255-382.

17. Савченко Т. Н. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. 2010. Том 3. № 2. С. 67-86.

18. Тарасова Е. В. Духовность как основа жизнеспособности психологов-консультантов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. № 32. С. 73-85.

19. Турина А. О. Живое мировоззрение в современным условиях воспитания духовно-нравственной личности / А. О. Турина, М. Я. Дворецкая // Психология человека в образовании. 2020. № 2 (2). С. 174-181.

20. Турина А. О. Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова / А. О. Турина, М. Я. Дворецкая // Вестник ПСТГУ Серия 4: Педагогика. Психология. 2018а. № 48. С. 121-127.

21. Турина А. О. Становление религиозно-философского учения о человеке в истории психологии / А. О. Турина, М. Я. Дворецкая // Казанский вестник молодых ученых. 2018б. Т. 2. № 2(5). С. 32-35.

22. Leatherbarrow W. A history of Russian thought : monograph / W. Leatherbarrow, D. Offord. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 466 p.

23. Frede V. Doubt, atheism, and the nineteenth-century Russian intelligentsia : monograph. Madison : University of Wisconsin Press, 2011. 300 p.

24. Joravsky D. Russian psychology: a critical history : monograph. Oxford: Blackwell, 1989. 583 p.

25. Khondzinskii P. Russian «New Theology» in the Late 19th and Early 20th Century: On the Question of the Genesis and Content of the Concept // State, Religion and Church. 2019. № 6 (1). P. 86-104.

26. On the Verge: Russian thought between the nineteenth and the twentieth centuries / Bjorling F. (ed.). Lund: Lund University, 2001. 166 p.

27. Sirotkina I. Russian Federation / I. Sirotkina, R. Smith // The Oxford Handbook of the History of Psychology: Global Perspectives / D. Baker (ed.). N. Y.: Oxford University Press, 2012. P. 412-442.

28. Stockl K. Modernity and its critique in 20th century Russian orthodox thought // Studies in East European Thought. 2006. T. 58. № 4. P. 243-269.

29. Walicki A. The Flow of Ideas: Russian Thought from the Enlightenment to the Religious-philosophical Renaissance : monograph / A. Walicki, J. Kozak. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2015. 876 p.

Reference list

1. Berdnikova A. Ju. Problema psihologicheskogo dokazatel'stva bytija Boga V I. Nesmelova v kontekste ego hristianskoj antropologii: «za» i «protiv» = The problem of psychological proof of the existence of God V. I. Nesmelov in the context of his Christian anthropology: «for» and «against» // Vestnik Rossijskogo universi-teta druzhby narodov. Serija: Filosofija. 2019a. № 23 (1). S. 19-31.

2. Berdnikova A. Ju. Nesmelov Viktor Ivanovich = Nesmelov Viktor Ivanovich // Filosofskaja antropologija. 2019b. № 5 (1). S. 159-174.

3. Bidjuk G. M. Duhovnost' i nravstvennost' lichnosti v svetskom i pravoslavnom kontekstah = Spirituality and morality of the individual in secular and Orthodox contexts // Nauka i obrazovanie segodnja. 2019. № 2 (37). S. 93-99.

4. Damte D. S. Ob osnovnyh napravlenijah sovetskoj psihologii religii 1920-h gg. = On the main directions of Soviet psychology of religion in the 1920s // Religioved-cheskie issledovanija. 2019. № 19. S. 50-73.

5. Kostrigin A. A. Otechestvennaja dorevoljucionnaja filosofskaja psihologija kak celostnyj podhod k issledo-vaniju dushi cheloveka = National pre-revolutionary philosophical psychology as a holistic approach to the study of the human soul / A. A. Kostrigin, V. A. Mazilov // Psi-hologija i psihotehnika. 2020. № 2. S. 38-52.

6. Matjash T. P. Ob#ektivnaja real'nost': filosofskoe obosnovanie (R. Dekart - V I. Nesmelov - Vl. S. Solov'ev) = Objective reality: philosophical justification (R. Descartes - V. I. Nesmelov - Vl. S. Soloviev) / T. P. Matjash, D. V Matjash // Gumanitarij Juga Rossii. 2020. № 9 (1). S. 108-122.

7. Nesmelov V. I. Nauka o cheloveke. T. 2. Metafizika zhizni i hristianskoe Otkrovenie = The science of man. V. 2. Metaphysics of Life and Christian Revelation : monografija. Kazan' : Centr. tip., 1906. 438 s.

8. Nesmelov V. I. Dogmaticheskaja sistema svjatogo Grigorija Nisskogo = Dogmatic system of St. Gregory Nissky : monografija. Kazan' : Izd. Kaz. un-ta, 1887. 635 s.

9. Nesmelov V. I. Nauka o cheloveke, T. I. Opyt psi-hologicheskoj istorii i kritiki osnovnyh voprosov zhizni = Science of Man, V I. Experience of psychological history and criticism of the main issues of life : monografija. Kazan' : Centr. tip., 1905. 418 s.

10. Nesmelov V. I. O celi obrazovanija = About the goal of education // Pravoslavnyj sobesednik. 1898. № 2. S. 585-612.

11. Nesmelov V I. Vopros o smysle zhizni v uchenii novozavetnogo Otkrovenija: publichnaja lekcija = The question of the meaning of life in the teachings of the New Testament Revelation: a public lecture. Kazan' : Ti-politografija Kazanskogo Imperatorskogo universiteta, 1895. 39 s.

12. Nesmelov V I. Vera i znanie s tochki zrenija gno-seologii = Faith and knowledge from the point of view of gnoseology : lekcija. Kazan' : Izd. Kaz. un-ta, 1913. 95 s.

13. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie. O meste psihicheskogo vo vseobshhej vzaimosvjazi javlenij mate-rial'nogo mira = Being and consciousness. On the place of the mental in the universal relationship of the phenomena of the material world : monografija. Moskva : Izd-vo AN SSSR, 1957. 328 s.

14. Rubinshtejn S. L. O myshlenii i putjah ego issledovanija = About thinking and ways to explore it: monografija. Moskva : Izd-vo AN SSSR, 1958. 145 s.

15. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii = Fundamentals of general psychology : monografija. Sankt-Peterburg : Piter, 1946. 713 s.

16. Rubinshtejn S. L. Chelovek i mir = Man and the world // Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. Moskva : Pedagogika, 1973. S. 255-382.

17. Savchenko T. N. Primenenie metodov klaster-nogo analiza dlja obrabotki dannyh psihologicheskih is-sledovanij = Application of cluster analysis methods to the processing of psychological research data // Jeksperi-mental'naja psihologija. 2010. Tom 3. № 2. S. 67-86.

18. Tarasova E. V Duhovnost' kak osnova zhiznesposobnosti psihologov-konsul'tantov = Spirituality as the basis for the viability of consultant psychologists // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2020. № 32. S. 73-85.

19. Turina A. O. Zhivoe mirovozzrenie v sovremen-nym uslovijah vospitanija duhovno-nravstvennoj lichnos-ti = A living worldview in the modern conditions of education of a spiritual and moral personality / A. O. Turina, M. Ja. Dvoreckaja // Psihologija cheloveka v obrazovanii. 2020. № 2 (2). S. 174-181.

20. Turina A. O. Smysl zhizni v religiozno-filosofskoj antropologii V I. Nesmelova = The meaning of life in the religious and philosophical anthropology of V. I. Nesmelov / A. O. Turina, M. Ja. Dvoreckaja // Vestnik PSTGU. Serija 4: Pedagogika. Psihologija. 2018a. № 48. S. 121-127.

21. Turina A. O. Stanovlenie religiozno-filosofskogo uchenija o cheloveke v istorii psihologii = The formation of the religious and philosophical doctrine of man in the psychology history / A. O. Turina, M. Ja. Dvoreckaja // Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2018b. T. 2. № 2(5). S. 32-35.

22. Leatherbarrow W. A history of Russian thought : monograph / W. Leatherbarrow, D. Offord. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 466 p.

23. Frede V. Doubt, atheism, and the nineteenth-century Russian intelligentsia : monograph. Madison : University of Wisconsin Press, 2011. 300 p.

24. Joravsky D. Russian psychology: a critical history : monograph. Oxford : Blackwell, 1989. 583 p.

25. Khondzinskii P. Russian «New Theology» in the Late 19th and Early 20th Century: On the Question of the Genesis and Content of the Concept // State, Religion and Church. 2019. № 6 (1). P. 86-104.

26. On the Verge: Russian thought between the nineteenth and the twentieth centuries / Björling F. (ed.). Lund : Lund University, 2001. 166 p.

27. Sirotkina I. Russian Federation / I. Sirotkina, R. Smith // The Oxford Handbook of the History of Psy-

chology: Global Perspectives / D. Baker (ed.). N. Y.: Oxford University Press, 2012. P. 412-442.

28. Stöckl K. Modernity and its critique in 20th century Russian orthodox thought // Studies in East European Thought. 2006. T. 58. № 4. P. 243-269.

29. Walicki A. The Flow of Ideas: Russian Thought from the Enlightenment to the Religious-philosophical Renaissance : monograph / A. Walicki, J. Kozak. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2015. 876 p.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021; одобрена после рецензирования 11.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted on 23.08.2021; approved after reviewing 11.09.2021; accepted for publication on 25.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.