Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 2 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 2 _www.psychinedu. ru
Личность как субъект образования на различных этапах жизненного пути
УДК 159.9 DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-2-174-181
Живое мировоззрение в современных условиях воспитания духовно-нравственной личности
М. Я. Дворецкая1, А. О. Турина01
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Актуальность исследования определялась отсутствием комплексной системы духовно-нравственного воспитания личности в современном образовании. В условиях современности приобретают особое значение антропологические знания, которые могут стать теоретической и методологической основой для педагогики. Интерпретация образовательного процесса может быть различной в зависимости от мировоззрения и понимания человека. Вопросы мировоззренческого порядка часто поднимались в конце XIX века в контексте антропологических, философских и религиозных воззрений. В статье представлены результаты историко-психологического исследования феномена живого мировоззрения в религиозно-философской психологии В. И. Несмелова. Концепция живого мировоззрения является центральным понятием в интерпретации образования у автора. Именно опора на православную антропологическую традицию позволила ему выстроить единую концепцию личности человека, целью воспитания которой является личностная самореализация и преодоление противоречия между материальной и идеальной природой. Самореализация личности является истинной целью любого образованного человека и может быть достижима только с помощью усвоения системы духовно-нравственных ценностей. Образование должно служить не только цели механического усвоения знаний о мире, но и воспитывать духовно-нравственную личность, способную находить положительное применение полученным знаниям, направляя их в созидательное русло. Несмелов рассматривает образование как способ формирования мировоззрения путем самопознания и самоосуществления. Это не только совокупность научных знаний о мире, не только социальное приспособление к принятым в обществе нормам и правилам, но и познание человеком истины о себе, ясное представление о своем значении и назначении, осознание себя как свободно-разумной личности. Несмелов выделяет в образовании три фундаментальных основания — психологическое, религиозное и философское, определяющих метод познания реальности как внешней, так и внутренней. Такое понимание сущности образования позволяет прийти к выводу о необходимости введения в содержание обучения и воспитания нравственных доминант, облеченных в смысловые формы, позволяющих осуществлять на практике духовно-нравственное воспитание современной личности. Идея образования не должна сводиться только к механическому обучению, предполагающему решение утилитарно-практических задач, а должна ориентироваться на смысложизненное самоопределение, способствующее самопознанию и духовному развитию человека, следуя отечественной антропологической традиции.
Сведения об авторах
Марианна Ярославовна Дворецкая, SPIN-код: 5075-3077, Scopus AuthorlD: 57190230904, ORCID: 0000-0003-4321-8360, e-mail: dvoretskaya.marianna@ yandex.ru
Анна Олеговна Турина, ORCID: 0000-0003-3140-617X, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Дворецкая, М. Я., Турина, А. О. (2020) Живое мировоззрение в современных условиях воспитания духовно-нравственной личности. Психология человека в образовании, т. 2, № 2, с. 174-181. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-2174-181
Получена 29 апреля 2020; прошла рецензирование 1 июня 2020; принята 1 июня 2020.
Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: живое мировоззрение, религиозно-философская психология, В. И. Несмелов, духовно-нравственное воспитание, личность, самопознание, духовное развитие, образование.
The concept of living worldview in modern spiritual
and moral education
M. Ya. Dvoretskaya1, A. O. Turina™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The relevance of this study is underscored by the lack of comprehensive spiritual and moral education within the modern education system. Current conditions have brought anthropological knowledge — which can become a theoretical and methodological basis for pedagogy — to the forefront. This article presents the results of a historical and psychological study into the concept of a living worldview in Viktor Nesmelov's religious and philosophical psychology. The concept of a living worldview is the central concept in his view of education. It was reliance on the Orthodox anthropological tradition that enabled him to build a comprehensive concept of individual personality. In educating such an individual, the main goal is their personal self-realization and overcoming the contradiction between their material and ideal natures. Personal self-realisation is the true goal of any educated person and can only be attained by adopting a set of spiritual and moral values. Education should not only mechanically distribute the knowledge of the world, but also educate a spiritual and moral person who is able to find a positive application for the knowledge gained, directing it into a creative endeavour. Nesmelov sees education as a tool for forming students' worldview through self-reflection and self-realisation. It is not only a combination of scientific knowledge about the world, not only a tool of social adaptation to the norms and rules of society, but also one's knowledge of the truth about themselves, a clear idea of student's purpose and self-awareness as a free and rational person. Nesmelov identifies three fundamental types of knowledge — psychological, religious and philosophical — that determine our understanding of both internal and external reality. Such an understanding of the essence of education allows us to conclude that it is necessary to introduce moral pillars into professional, spiritual and moral education, which indeed make modern spiritual and moral education possible. The idea of education should not be reduced only to mechanical training, which involves solving utilitarian and practical problems, but should be guided by a life-long self-determination that promotes self-knowledge and spiritual development of a person, following the Russian anthropological tradition.
Keywords: living worldview, religious and philosophical psychology, Viktor Nesmelov, spiritual and moral education, personality, self-knowledge, spiritual development, education.
Authors
Marianna Ya. Dvoretskaya, SPIN: 5075-3077, Scopus AuthorID: 57190230904, ORCID: 0000-0003-4321-8360, e-mail: dvoretskaya.marianna@ yandex.ru
Anna O. Turina, ORCID: 0000-0003-3140-617X, e-mail: [email protected] For citation: Dvoretskaya, M. Ya., Turina, A. O. (2020) The concept of living worldview in modern spiritual and moral education. Psychology in Education, vol. 2, no. 2, pp. 174-181. DOI: 10.33910/26869527-2020-2-2-174-181 Received 29 April 2020; reviewed 1 June 2020; accepted 1 June 2020. Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Современная педагогическая и психологическая наука переживает глубокий духовный кризис, причиной которого стала утрата важнейших нравственных ориентиров. Сейчас мы можем наблюдать возрастающее количество вопросов у педагогического состава, касающихся воспитания целостной и всесторонне развитой зрелой личности. Именно в силу сложившихся на данный момент современных реалий важно дать оценку имеющейся системе ценностей и мировоззрения, а также взглянуть на проблему в единстве трех взаимодополняющих аспектов — психологии, философии и религии. Особенно актуальным в контексте обсуждения
данного предмета нам видится изучение направления религиозно-философской психологии человека, разработанной В. И. Несмеловым, и его концепции живого мировоззрения, которая может ответить на актуальные вызовы кризиса современного образования. Возвращение к историческим истокам психологической науки, к основам нашей отечественной духовности поможет иначе взглянуть на задачи, стоящие перед педагогами. Мы полагаем, что историческая реконструкция развития антропологических идей позволит указать на преемственность взглядов и междисциплинарное положение феномена воспитания личности. Обращенность в прошлое и его историко-психологический анализ помогут создать условия для выявления
и осознания непреходящей ценности исторических открытий и идей, которые позволяют иначе взглянуть на решение актуальных вопросов, не теряющих своей остроты и сегодня. Основываясь на имеющихся в истории психологии исследованиях отечественных мыслителей, можно прийти к решению многих методологических проблем современной психологии образования путем представления более точного описания психологических явлений в их исторической ретроспективе.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение феномена живого мировоззрения в религиозно-философской психологии человека по методологии Несмелова. Объектом является живое мировоззрение, а предметом — живое мировоззрение в современных условиях воспитания духовно-нравственной личности. В задачи исследования входит следующее:
1. Провести анализ источников литературы по проблематике духовно-нравственного воспитания личности.
2. Осуществить анализ влияния психологических идей на феномен живого мировоззрения Несмелова.
3. Дать комплексную характеристику применяемой им методологии с целью ее внедрения в современные реалии образования.
4. Показать значимость и уникальность методологии Несмелова для воспитания целостной личности в условиях современного образования.
Историографическое исследование предполагает использование количественных и качественных методов исследования, таких как источниковедческий, библиометрический анализ, сравнительно-сопоставительный метод и контент-анализ. Объектом эмпирического исследования взяты научные публикации в журналах, выступления авторов и монографии.
Результаты
Вопросы духовно-нравственного воспитания личности в современном образовании поднимаются в исследованиях многих психологов и педагогов. Некоторые авторы делают акцент на влиянии социальных институтов на развитие духовно-нравственного потенциала личности и проводят системный анализ построения образовательных систем России и Казахстана (Дильдибекова, Бекмаганбетова, Климбей 2017), другие призывают к сотрудничеству институтов семьи, религии (церкви) и образовательных учреждений при воспитании новых поколений (Беляев, Колосова, Остапенко 2018), третьи
же предлагают рассматривать духовно-нравственную систему воспитания личности в единстве нескольких процессов — социализации, обучения, развития и воспитания (Клепиков 2015).
Так, например, С. Ю. Дивногорцева обозначает несколько основных принципов в духовно-нравственном обучении: включение в обязательный цикл предметов учебного плана, ориентация на нравственные ценности, взаимосвязь с базовым образовательным курсом, внеурочной и воспитательной работой. Также автор отмечает важность работы с семьей и формирование такой окружающей среды для ребенка, которая стала бы отличной почвой для взращивания нравственного потенциала (Дивногорцева 2007).
Интересным для внимания является антропологический и аксиологический анализ духовно-нравственного содержания образования Т. И. Петраковой, которая среди прочего предлагает ряд рекомендуемых мер, таких как формулирование и преумножение нравственного базового ядра в образовательном процессе, создание ряда основных понятий, вносящих ясность в вопросы духовно-нравственного порядка, и введение их в обязательный образовательный стандарт (Петракова 2016).
Некоторые авторы пишут о важности введения ортодоксальных ценностей и культурных отечественных традиций не только в процесс обучения и воспитания личности обучающихся, но и самих педагогов (Малинин, Мухина, Елисеева 2017).
Таким образом, подчеркивается значимость нерешенных вопросов, связанных с поиском путей духовно-нравственного развития современной личности в российском образовательном пространстве. Предполагается, что образование — это упорядоченная система, которая должна развивать полноценную зрелую личность и ориентировать на поиск духовного смысла в собственной деятельности и жизни в целом. Вопросы духовного порядка в России многократно поднимались в конце XIX — начале XX века, когда активно развивалось религиозно-философское направление в психологии. Исторический анализ религиозно-философских учений в отечественной психологии показал, что вопросы, которые поднимались авторами того периода, не теряют своей актуальности и сейчас. В этой связи наиболее интересными нам представляются идеи Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), философа, богослова и психолога, автора трудов по философской антропологии, основной целью которого было исследование личности человека в разрезе философского, религиозного и психологического анализа.
Ценность антропологических воззрений В. И. Несмелова подчеркивали как современники автора (Бердяев 1909; Николин 1903; Зень-ковский 1948), так и современные авторы (Дворецкая 2006а; 2006Ь; Хондзинский 2018).
Два тома «Наука о человеке» представляют собой уникальный труд автора, в котором он подробно изложил целостную теорию личности, попытался разгадать главную загадку человеческой жизни, определить смысложизненные ориентации, объединить веру и знание и показать главные критерии формирования живого мировоззрения человека.
В результате качественно-количественного анализа психологических идей Несмелова (Дворецкая, Турина 2020) мы выделили некоторые категории контент-анализа, обозначаемые автором при определении личности: божественность, свобода, духовность, нравственность, природа (физическое), сознание, единство. Обратившись к содержательному анализу данных категорий, можно отметить, что личность у Несмелова являла собой дуализм духа (Я-идеальное) и природы (Я-физическое). Именно наличием двух противоборствующих начал и определяется главная загадка человека. Личность имеет единую духовно-душевную организацию, главными признаками которой являются свобода воли и творческая активность. Личность должна пребывать в непрерывном развитии, этим определяется смысл существования человека — приближение к эталонному Божественному образцу и невозможность достигнуть его из-за наличия природного начала. Теория личности Несмелова отличается целостным взглядом на личность человека, его развитие, единство физического, духовного и душевного. Стоит отметить, что его исследовательские труды отличаются глубоким высокодуховным анализом личности и сильной верой в человека, в его изначальную доброту, чистоту и развитие.
Одним из главных понятий религиозно-философской психологии автора явилось живое мировоззрение. Живое мировоззрение, по определению Несмелова, может взрастить в себе каждый человек, оно не зависимо от уровня физического или умственного развития, от природных данных или воспитания. Оно слагается из трех взаимодополняющих аспектов: эмпирические знания об окружающем физическом мире, философские умозаключения, провозглашающие идею конечности мира, и религиозные наблюдения завершенной и цельной картины мира.
Первый аспект иначе можно назвать механическим мировоззрением, которое автор рас-
сматривает как ряд или комплекс психических явлений, объектом познания которых становятся явления бытия. Сюда же автор относит механистическое отражение в сознании физических состояний организма. Проводя психологический анализ данного явления, Несмелов отметил, что к ним относятся феномены представлений, ощущений, восприятия, и подчеркнул их пассивный характер.
Далее следует философское мировоззрение. Оно отличается большей мыслительной работой, образованием в сознании понятий, их объединением и систематизацией, формированием индуктивных и дедуктивных умозаключений. Данное мировоззрение характеризуется активным и целенаправленным характером процесса познания бытия. Экзистенциальные вопросы о добре и зле, о смысле жизни, цели существования человечества, о том, что есть человек и каким он должен быть, являют собой философский аспект живого мировоззрения. Здесь Несмелов приходит к проблеме веры в процессе познания, отмечая ее обязательную роль. Познание не имеет смысла, если у него нет высшей цели. Именно цель наполняет процесс познания смыслом, и определение данной цели и является главной нашей задачей. Несмелов предлагает свою, теологическую интерпретацию цели процесса познания.
К истинному и конечному мировоззрению может прийти только сознание религиозное и нравственное, способное осознать сверхчувственную природу своей личности, созданную по образу и подобию Бога, и стремящееся претворить в жизнь данный наивысший эталон. Религиозное мировоззрение содержит в себе все духовно-нравственные ориентиры личности, наполняет смыслом жизнь и борьбу за нее, прививает систему моральных ценностей, призывает к созиданию и свободной творческой активности.
Такое определение представления о мире является уникальным, потому как содержит в себе взаимодополняющие элементы эмпирических и духовных познаний, ставит глубокие духовные вопросы человеческого существования. Научная картина мира не может существовать без живого мировоззрения, так как, помимо механического познания знаний и фактов о физическом мире, мы также не можем не наполнить этот процесс особым смыслом и значением, которое не имеет конечности в рамках человеческой жизни (Несмелов 1905).
На тему построения образовательной системы у Несмелова есть письменно задокументированная речь, которая была произнесена на собрании в Казанской духовной академии 8 ноября 1898 г. По его мнению, одной из основных целей
образования должно стать воспитание нравственно обогащенной личности. Несмотря на частое противопоставление религии и науки, автор призывает к их объединению и видит в знаниях силу и могущество, способствующие жизненному успеху и достижению благих намерений. При отсутствии в процессе получения знаний и применения их на практике нравственности и духовности такие знания могут стать опасными в руках невежественного человека или же совсем утратить смысл. Знание может стать как средством получения материальных благ, так и могущественным инструментом для преумножения собственного личностного потенциала с учетом следования морально-этическим нормам (Несмелов 1898). Лишь человек, имеющий в себе живое мировоззрение, может найти правильное применение своим знаниям, полагаясь на духовное просвещение и отсутствие невежества. Современное состояние системы образования дает нам повод снова поднимать вопросы духовно-нравственного порядка и возвращает нас к истокам нашей антропологической и ортодоксальной традиции.
Актуальной и по сей день является мысль Несмелова о том, что никакая научная подготовка к определенной профессиональной деятельности не создаст истинно образованного человека, а сделает его лишь только сведущим в некоторых вопросах физического порядка (Несмелов 1898).
Под образованностью здесь автор понимает разумное и постепенное формирование целостного живого мировоззрения, включающего в себя механическое, философское и религиозное сознание, для которого недостаточно лишь наполнить голову большим количеством несвязных знаний, но важно еще и сформировать такое живое ядро, которое заключало бы в себе все полученные знания о мире, включая информацию о ценности личности, смысле ее существования и жизненной цели. Именно такое живое ядро является элементом, претворяющим научную систему знаний в живое мировоззрение. Усвоение знаний в готовом виде совершенно бессмысленно, их можно сформировать в самом себе только из совокупности не противоречащих ценностным ориентациям сведений, приобретенных путем обучения и чтения книг.
Система образования включает в себя бесконечное множество учебных материалов, которые с разной степенью разработанности освещают факты и явления физического мира. Однако, к сожалению, на практике мы имеем дело с тем, что эти знания становятся ненужным грузом, который вскоре после выхода из образователь-
ного заведения забывается в силу своей невостребованности. Наиболее актуальным в современном быстро меняющемся мире становится умение адаптироваться к сложной социальной реальности, не утрачивая при этом неизменное ядро своей личности, постигать новые знания, внедрять их в практику, опираясь на систему истинных духовно-нравственных ценностей.
Если проанализировать путь становления образования в России, то можно отметить, что долгий период времени отечественное образование опиралось на религиозные догмы, которые охватывали все сферы жизни человека и раскрывали идеи нравственного миропорядка, чувства долга, самоотверждения, любви, истинной цели жизни и т. д. Ответы на данные вопросы, их содержательное наполнение, которое может прививаться учащимся с малых лет, и практическое применение в жизни и должны составлять основу истинной образованности.
Исходя из своей физической природы, человек с необходимостью приходит к изучению законов физического мира, однако не стоит забывать о безусловной природе своей личности, из которой, в свою очередь, исходит необходимость осознавать себя больше, чем простую вещь эмпирического мира, осознавать возможность выходить за границы непосредственно данного нам бытия в поисках особого смысла своего существования. Научная мысль основывается на положении, что «человек есть мера всех вещей», а отечественная религиозная антропология выходит из положения, что «мера всех вещей есть Бог» (Несмелов 1906, 102). Именно это положение возвышает человека над физической реальностью и раскрывает его духовно-нравственный потенциал.
Обсуждение результатов
По мнению автора, образование должно включать в себя, кроме механического заучивания наук, и духовное просвещение. Лишь последовательное соединение науки, философии и религии может дать действительно целостную систему воспитания зрелой и духовно-нравственной личности. Наука позволяет изучать вещи физического мира, философия указывает направление для мысли, а религия наполняет всё это смыслом.
Христианство дает образованию и приобретаемым знаниям высшую цель, так как оно способно дать ответы на экзистенциальные вопросы, избавить от невежества, превратить знание в руках ученого в ценность, приводя к новым нравственно ориентированным открытиям. Нравственные ориентиры, усвоенные личностью
ученого и исследователя, помогут ему отличить добро от зла, вещь от личности, физическое от идеального. Поистине образованный человек — это тот, кто имеет цель не только проштудировать все знания мира, но и направить их в созидающее русло.
Поэтому образование — это не совокупность научных знаний, какими может овладеть человек, не умение приспособиться к разным требованиям и правилам социальной реальности, это, в первую очередь, познание человеком истины о себе, ясное представление о своем назначении, осознание себя свободно-разумной личностью.
Неразрешимая загадка о себе, поиск ответа на вопрос о смысле существования являются той силой и энергией, которые заставляют человека познавать всё вокруг себя. Вот почему Несмелов соединяет веру и знание как явления, не существующие друг без друга. Образование должно содержать в себе не только рациональные знания, но и веру, просвещать человека в вечных вопросах жизни, в постижении знаний о самом себе (Несмелов 1913).
По мере развития нравственного самосознания человек постепенно открывает себе самого себя. Самосознание и есть человек, его личность, характер, совесть, душа. Однако недостаточно ответить на вопрос, кто я есть, важно понять, зачем я прихожу в мир и как должно жить в нем. Ответ на этот вопрос, по мнению Несмелова, позволяет найти православное учение о мире, Боге и человеке, оно же дает нравственные заповеди. Христианство помогает самопознанию, осмыслению своего места в мире, дает веру и силу для поиска истинного смысла, для развития и реализации, обретения нравственного идеала.
Анализ современного состояния образования позволяет прийти к выводу, что на данный момент оно не дает ответа ни на один из поставленных выше вопросов. Отсутствует единая, целостная система знаний, которая предполагает не только механическое заучивание учебного материала, но наполняет смыслом жизнь и дает ориентир при познании мира, его творческом преобразовании.
Выводы
Таким образом, историко-психологический анализ трудов Несмелова позволил найти ответ на поставленные выше вопросы. В процессе проведения анализа современных источников литературы по тематике духовно-нравственного воспитания личности мы пришли к выводу, что эти вопросы актуальны для современной системы образования. Далее был осуществлен анализ психологических идей феномена живого мировоззрения В. И. Несмелова, позволивший наполнить смыслом содержание живого мировоззрения, включающего в себя эмпирические представления о вещах и явлениях, философское определение конечности идеи мира и религиозное созерцание законченной картины мира.
Также нами была дана комплексная характеристика применяемой Несмеловым методологии с целью ее включения в современное обучение и воспитание. Важнейшей особенностью выстроенной системы автора является его опора на православную традицию, позволившую создать уникальную антропологию, раскрывающую стремление человека к целостности личности и поиску ответов на трудно разрешимую задачу в борьбе противоположностей — физического и идеального начал. Нравственное и духовное становление личности — это уникальная цель для любого образованного человека, которая достигается только с помощью опыта духовной жизни, позволяющего преодолевать природный эгоцентризм. Поэтому Несмелов рассматривает содержание образования в разрезе трех фундаментальных способов познания — психологического, религиозного и философского.
В завершение нам хотелось показать значимость и уникальность методологии В. И. Несмелова для системы воспитания целостной духовно-нравственной личности в условиях современного образования, обратив внимание на необходимость включения в образовательные стандарты предметов гуманитарного цикла, раскрывающих смысловое содержание духовно-нравственного становления личности.
Литература
Беляев, Р. В., Колосова, Л. А., Остапенко, Р. И. (2018) Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно-нравственного воспитания новых поколений молодежи. Перспективы науки и образования, № 1 (31), с. 195-201. (Ретрагирована). Бердяев, Н. А. (1909) Опыт философского оправдания христианства (О книге Несмелова «Наука о человеке»). Русская мысль, № 9, с. 54-72.
Дворецкая, М. Я. (2006a) Психологическое учение о человеке в трудах В. А. Снегирева и В. И. Несмелова. В кн.: Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 35-41. Дворецкая, М. Я. (2006b) Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан Средневековья. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., ЛГУ им. А. С. Пушкина, 438 с.
Дворецкая, М. Я., Турина, А. О. (2020) Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В. И. Несмелова. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, т. 8, № 1 (28), с. 7-16. DOI: 10.23888/humJ202017-16 Дивногорцева, С. Ю. (2007) Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 4 (7), с. 41-63. Дильдибекова, Г. А., Бекмаганбетова, Г. К., Климбей, Л. В. (2017) Развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования. Научное обозрение. Педагогические науки, № 1, с. 88-92.
Зеньковский, В. В. (1948) История русской философии: в 2 т. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 469 с. Клепиков, В. Н. (2015) Единство обучения, воспитания, развития, социализации в нравственном образовании
школьников. Школьные технологии, № 5, с. 49-58. Малинин, В. А., Мухина, Т. Г., Елисеева, Н. Ю. (2017) Миссия современной школы — духовно-нравственное воспитание молодежи. Вестник Мининского университета, № 4 (21). DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-6 Несмелов, В. И. (1898) О цели образования. Православный собеседник Казанской Духовной академии, № 2, с. 585-612.
Несмелов, В. И. (1905) Наука о человеке: в 2 т. Т. 1. Опыт психологической истории и критика основных
вопросов жизни. Казань: Центральная типография, 418 с. Несмелов, В. И. (1906) Наука о человеке: в 2 т. Т. 2. Метафизика жизни и Христианское Откровение.
Казань: Центральная типография, 438 с. Несмелов, В. И. (1913) Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань: Центральная типография, 95 с. Николин, И. П. (1903) Философия христианства. (Рецензия на книгу Наука о человеке. Т. 2. Метафизика
жизни и христианское откровение, В. И. Несмелов). Богословский вестник, т. 2, № 7/8, с. 656-665. Петракова, Т. И. (2016) Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного
образования. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 15-20. Фролова, С. В., Пепеляева, С. В., Правдина, О. В. (2016) Духовно-нравственное воспитание в современной России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 1 (часть 2), с. 275-277. Хондзинский, П. В. (2018) Понятие persona в наследии блж. Августина и персоналистическая концепция В. И. Несмелова. Вопросы философии, № 7, с. 187-195. DOI: 10.31857/S004287440000240-9
References
Belyaev, R. V., Kolosova, L. A., Ostapenko, R. I. (2018) Sovremennye vzglyady na religioznye i svetskie puti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya novykh pokolenij molodezhi [Modern views on the religious and secular ways of spiritual and moral education of new generations of young people]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 1 (31), pp. 195-201. (Retracted). (In Russian) Berdyaev, N. A. (1909) Opyt filosofskogo opravdaniya khristianstva (O knige Nesmelova "Nauka o cheloveke") [The Experience of Philosophical Justification of Christianity (About Nesmelov's book "The Science of Man")]. Russkaya mysl', no. 9, pp. 54-72. (In Russian) Dil'dibekova, G. A., Bekmaganbetova, G. K., Klimbej, L. V. (2017) Razvitie dukhovno-nravstvennogo potentsiala obuchayushchikhsya kak prioritetnaya zadacha sovremennogo obrazovaniya [Development of spiritual and moral potential of students as priority objective of modern education]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki — Scientific Review. Pedagogy Science, no. 1, pp. 88-92. (In Russian) Divnogortseva, S. Yu. (2007) Mesto dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v obshchej strukture soderzhaniya obrazovaniya [The role of spiritual and moral education in the general structure of education contants]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya — St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, vol. 4, no. 7, pp. 41-63. (In Russian) Dvoretskaya, M. Ya. (2006a) Psikhologicheskoe uchenie o cheloveke v trudakh V. A. Snegireva i V. I. Nesmelova [The psychological doctrine of man in the writings of V. A. Snegirev and V. I. Nesmelov]. In: Psikhologicheskaya podgotovka pedagoga v Rossii: istoriya i sovremennost' [Psychological training of a teacher in Russia: History and modernity]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 35-41. (In Russian) Dvoretskaya, M. Ya. (2006b) Razvitie i stanovlenie psikhologicheskogo ucheniya o cheloveke vostochnykh khristian Srednevekov'ya [ The development and formation of the psychological doctrine of man Middle Eastern Christians]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Pushkin Leningrad State University, 438 p. (In Russian)
M. H. ^sopeUjKan, A. O. Typuna
Dvoretskaya, M. Ya., Turina, A. O. (2020) Struktura i razvitie samosoznaniya v kontseptsii psikhologii cheloveka V. I. Nesmelova [The structure and development of self-awareness in the Nesmelov's concept of human psychology]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie — Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, vol. 8, no. 1 (28), pp. 7-16. DOI: 10.23888/humJ202017-16 (In Russian) Frolova, S. V., Pepelyaeva, S. V., Pravdina, O. V. (2016) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v sovremennoj Rossii [Spiritual and moral education in modern Russia]. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovanij — International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 1, pt. 2, pp. 275-277. (In Russian) Khondzinskij, P. V. (2018) Ponyatie persona v nasledii blzh. Avgustina i personalisticheskaya kontseptsiya V. I. Nesmelova [The notion of persona in the works of St. Augustine and the personalistic conception of V. I. Nesmelov]. Voprosy filosofii, no. 7, pp. 187-195. DOI: 10.31857/S004287440000240-9 (In Russian) Klepikov, V. N. (2015) Edinstvo obucheniya, vospitaniya, razvitiya, sotsializatsii v nravstvennom obrazovanii shkol'nikov [The unity of training, education, development, socialization in the moral education of schoolchildren]. Shko'nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 5, pp. 49-58. (In Russian) Malinin, V. A., Mukhina, T. G., Eliseeva, N. Yu. (2017) Missiya sovremennoj shkoly — dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi [Mission of modern school — spiritual-moral education of youth]. Vestnik Mininskogo universiteta, vol. 4, no. 21. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-6 (In Russian) Nesmelov, V. I. (1898) O tseli obrazovaniya [About the purpose of education]. Pravoslavnyj sobesednik Kazanskoj
Dukhovnoj, no. 2, pp. 585-612. (In Russian) Nesmelov, V. I. (1905) Nauka o cheloveke: v 2 t. T. 1. Opyt psikhologicheskoj istorii i kritika osnovnykh voprosov zhizni [The Science of a Human: In 2 vols. Vol. 1. Experience of psychological history and criticism of the basic issues of life]. Kazan: Tsentral'naya tipografiya Publ., 418 p. (In Russian) Nesmelov, V. I. (1906) Nauka o cheloveke: v 2 t. T. 2. Metafizika zhizni i Khristianskoe Otkrovenie [The science of a human: In 2 vols. Vol. 2. Metaphysics of life and Christian Revelation]. Kazan: Tsentral'naya tipografiya Publ., 438 p. (In Russian)
Nesmelov, V. I. (1913) Vera i znanie s tochki zreniya gnoseologii [Faith and knowledge from the point of view
of epistemology]. Kazan: Tsentral'naya tipografiya Publ., 95 p. (In Russian) Nikolin, I. P. (1903) Filosofiya khristianstva (Retsenziya na knigu Nauka o cheloveke. T. 2. Metafizika zhizni i khristianskoe otkrovenie, V. I. Nesmelov) [Philosophy of Christianity (Review of the book The science of a human. Vol. 2. Metaphysics of life and Christian Revelation, V. I. Nesmelov)]. Bogoslovskij vestnik, vol. 2, no. 7/8, pp. 656-665. (In Russian) Petrakova, T. I. (2016) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov v tsennostnom kontekste sovremennogo obrazovaniya [Spiritual and moral education of school students in the valuable context of modern education]. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 5, pp. 15-20. (In Russian) Zen'kovskij, V. V. (1948) Istoriya russkojfilosofii [History of Russian philosophy]: In 2 vols. Vol. 1. Paris: YMCA-Press, 469 p. (In Russian)
Психо^огин neAoseKa s 06pa30Banuu, 2020, m. 2, № 2
181