Научная статья на тему 'Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В. И. Несмелова'

Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В. И. Несмелова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1016
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / В.И. НЕСМЕЛОВ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / PERSONALITY PSYCHOLOGY / SELF-CONSCIOUSNESS / VIKTOR NESMELOV / SELF-IDENTITY / RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / STRUCTURE OF SELF-CONSCIOUSNESS / DEVELOPMENT OF SELF-CONSCIOUSNESS / WORLDVIEW / MORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворецкая Марианна Ярославовна, Турина Анна Олеговна

Проблема исследования определялась противоречивостью научных взглядов в рассмотрении процесса развития и структуры самосознания в психологии. Большое число ученых занималось проблемами самосознания, однако до сих пор нет общепризнанной концепции, которая объясняла бы всё многообразие психических явлений самосознания. Цель исследования заключалась в анализе явления самосознания в религиозно-философской концепции В.И. Несмелова и структурировании его идей в единую систему. В исследовании использовались историко-психологические методы, такие как аналитический обзор источников литературы и теоретическое моделирование. Теоретико-методологическую базу исследования составили религиозно-философский подход В.И. Несмелова. Анализ структуры самосознания по В.И. Несмелову позволил выделить структурные компоненты, разделенные на три сферы: эмоциональноценностные, когнитивные и поведенческие. Эмоционально-ценностная сфера содержит в себе ценности, движущие жизненные чувства и эталон (идеал) жизнедеятельности. Когнитивная сфера самосознания включает в себя процесс познания бытия, полученные знания о мире и опыт, усваиваемый в процессе познания. Поведенческая сфера самосознания содержит в себе волевую регуляцию и действия. Данная структура была нами рассмотрена в онтогенетическом аспекте развития, в результате чего были выделены следующие стадии развития самосознания: внешняя самоидентификация, кризис, внутренняя самоидентификация. Таким образом, мы выделили структурные элементы явления самосознания в религиознофилософской психологии В.И. Несмелова и описали 3 этапа развития данного процесса. Практическая значимость результатов определяется наличием научной потребности в создании единой системной модели самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS IN THE CONCEPT OF HUMAN PSYCHOLOGY OF VIKTOR NESMELOV

The research problem was determined by the inconsistency of scientific views in considering the development process and the structure of selfconsciousness in psychology. A various of scientists dealt with the problems of self-awareness, but there is still no universally recognized concept that would explain the whole variety of psychic phenomena of self-awareness. The purpose of the study was to analyze the phenomenon of self-consciousness in the religious and philosophical concept of Viktor Nesmelov and to structure his ideas into a unified system. We used historical and psychological methods, such as an analytical review of literature sources and theoretical modeling. The theoretical and methodological base of the research is the religious-philosophical approach to understanding self-awareness and human psychology of Viktor Nesmelov. Analyzing the structure of self-identity according to Nesmelov's ideas we distinguish structural components, divided into three areas: emotional-value, cognitive and behavioral. The emotional-value sphere contains values that driving life feelings and a standard (ideal) of life. The cognitive sphere of self-awareness includes the process of cognition of being, acquired knowledge about the world and experience assimilated in the process of cognition. The behavioral sphere of self-awareness contains volitional regulation and actions. We considered this structure in the ontogenetic aspect of development. Thus, we have identified the structural elements of self-consciousness in religious and philosophical psychology of Viktor Nesmelov and described 3 stages of development of this process.

Текст научной работы на тему «Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В. И. Несмелова»

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

DOI: 10.23888/humJ202017-16

СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В.И. НЕСМЕЛОВА

THE STRUCTURE AND DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS IN THE CONCEPT OF HUMAN PSYCHOLOGY OF VIKTOR NESMELOV

Дворецкая М.Я., Турина А.О.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Аннотация:

Проблема исследования определялась противоречивостью научных взглядов в рассмотрении процесса развития и структуры самосознания в психологии. Большое число ученых занималось проблемами самосознания, однако до сих пор нет общепризнанной концепции, которая объясняла бы всё многообразие психических явлений самосознания.

Цель исследования заключалась в анализе явления самосознания в религиозно-философской концепции В.И. Несмелова и структурировании его идей в единую систему. В исследовании использовались историко-психологические методы, такие как аналитический обзор источников литературы и теоретическое моделирование. Теоретико-методологическую базу исследования составили религиозно-философский подход В.И. Несмелова.

Анализ структуры самосознания по В.И. Несме-лову позволил выделить структурные компоненты, разделенные на три сферы: эмоционально-ценностные, когнитивные и поведенческие.

Dvoretskaya M.Ya., Turina A.O.

Herzen State Pedagogical University

Abstract:

The research problem was determined by the inconsistency of scientific views in considering the development process and the structure of self-consciousness in psychology. A various of scientists dealt with the problems of self-awareness, but there is still no universally recognized concept that would explain the whole variety of psychic phenomena of self-awareness. The purpose of the study was to analyze the phenomenon of self-consciousness in the religious and philosophical concept of Viktor Nesmelov and to structure his ideas into a unified system. We used historical and psychological methods, such as an analytical review of literature sources and theoretical modeling. The theoretical and methodological base of the research is the religious-philosophical approach to understanding self-awareness and human psychology of Viktor Nesmelov.

Analyzing the structure of self-identity according to Nesmelov's ideas we distinguish structural components, divided into three areas: emotional-value, cognitive and behavioral. The emotional-

Эмоционально-ценностная сфера содержит в себе ценности, движущие жизненные чувства и эталон (идеал) жизнедеятельности. Когнитивная сфера самосознания включает в себя процесс познания бытия, полученные знания о мире и опыт, усваиваемый в процессе познания. Поведенческая сфера самосознания содержит в себе волевую регуляцию и действия. Данная структура была нами рассмотрена в онтогенетическом аспекте развития, в результате чего были выделены следующие стадии развития самосознания: внешняя самоидентификация, кризис, внутренняя самоидентификация.

Таким образом, мы выделили структурные элементы явления самосознания в религиозно-философской психологии В.И. Несмелова и описали 3 этапа развития данного процесса. Практическая значимость результатов определяется наличием научной потребности в создании единой системной модели самосознания.

value sphere contains values that driving life feelings and a standard (ideal) of life. The cognitive sphere of self-awareness includes the process of cognition of being, acquired knowledge about the world and experience assimilated in the process of cognition. The behavioral sphere of self-awareness contains volitional regulation and actions. We considered this structure in the ontogenetic aspect of development.

Thus, we have identified the structural elements of self-consciousness in religious and philosophical psychology of Viktor Nesmelov and described 3 stages of development of this process.

Ключевые слова:

психология личности, самосознание, В.И. Нес-мелов, самоидентичность, религиозно-философская антропология, структура самосознания, развитие самосознания, мировоззрение, нравственность.

Keywords:

personality psychology, self-consciousness, Viktor Nesmelov, self-identity, religious and philosophical anthropology, structure of self-consciousness, development of self-consciousness, worldview, morality.

Актуальность

Самосознание является важнейшим проявлением психики, значение которого трудно переоценить. Однако на сегодняшний день мы можем наблюдать, что четкого концептуального единства в определении и интерпретации данного явления нет, что обусловлено сложностью данного феномена и наличием большого количества структурных компонентов внутри самосознания. Под структурой самосознания мы будем понимать совокупность элементов, находящихся в устойчивой связи между собой, которые обеспечивают сохранение основных свойств данного феномена, его внутреннее постоянство, и представляющих собой единое целое [1,2].

Началом изучения явления самосознания в зарубежной психологии можно считать концепцию «образа Я» У. Джемса. У. Джеймс предложил разделить «Я-реальное» от «Я-идеального», а также «Я-материальное» от «Я-социального». Так началось изучение данного феномена, как двойственного образования, в котором можно определить Я-сознающее (субъект познания) и Я-как-объект (объект познания) [3].

В различных зарубежных концепциях самосознание рассматривалось как когнитивные структуры, упорядочивающие процесс переработки информации (Дж. Брунер) [4]; как инстанция контроля над бессознательными процессами (З. Фрейд) [5];

как механизм влияния биологического на социум (Э. Эриксон) [6]; как структурированный образ, состоящий из представлений о себе (К. Роджерс) [7]; как самооценка и совокупность установок «на себя» (Р. Бернс) [8] и т.д.

Авторы отечественных концепций самосознания и его структуры (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, И.И. Чеснокова, Д.В. Ольшанский), начиная с 30-х годов XX века, придерживались в основном деятельностного подхода, рассматривая явление самосознания как результат познания, как свойство осознавать себя в качестве субъекта деятельности [9,10]. О высоком уровне самосознания, по мнению отечественных психологов, свидетельствует рефлексивное и осознанное отношение к своим поступкам, мотивам, ценностям и идеалам, что говорит о согласованности самосознания и поведения [11]. Также большой интерес представляют идеи И.И. Чесноковой, которая рассматривала самосознание, как относительно устойчивую структуру и делает акцент на процессуальной стороне исследуемого феномена [12].

Важность развития самосознания подчеркивается и современными учеными. Так, например, Баранова А.В. и Яковлева Н.В. в своем обзоре описывают самосознание как важнейший преобразующий инструмент построения образа будущего [13].

Просекова Е.Н. в своей статье исследования феномена самосознания выделила следующую классификацию имеющихся отечественных и зарубежных концепций:

1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон,

B.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова);

2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова);

3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид,

C.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова);

4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон) [14].

Лишь некоторые из авторов (С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин) отмечали моральную и нравственную сторону [15]. Духовно-нравственная сфера личности, по нашему мнению, является одним из важнейших компонентов структуры самосознания человека. Поэтому в нашем исследовании элементов структуры самосознания мы будем опираться на концепцию В.И. Несмелова - русского философа, психолога и богослова конца XIX века. Он рассматривает человека с точки зрения совокупности представлений трех направлений: религии, философии и психологии. Свое учение он называл религиозно-философской антропологией. Его концепция, по нашему мнению, представляет собой глубокий и системный анализ человеческой природы, который строится на онтологически-психологическом методе, и представляет человека в динамическом развитии его психических процессов и структуры личности [16]. Персоналистический характер теорий В.И. Несмелова подчеркивал в своем исследовании П.В. Хондзинский [17].

Цель

Таким образом, целью нашей работы является анализ структуры и развития компонентов самосознания в концепции психологии человека В.И. Несмелова. Это позволит создать более полное и системное понимание структуры данного психологического явления, которое обеспечит удовлетворительное объяснение тех противоречий, которые имеются на данный момент в теориях о сознании и самосознании.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели мы использовали основные методы историко-психологического исследования, такие как аналитический обзор литературы в области изучения структуры и развития самосознания и теоретическое моделирование. Теоретико-методологическую основу составили религиозно-философский подход к пониманию самосознания и психология человека В.И. Несмелова. На наш взгляд, рассмотрение самосознания с точки зрения религиозной, философской и психологической сфер в наибольшей степени позволят обеспечить валидность содержания нашего исследования.

Результаты и их обсуждение

В своем труде «Наука о человеке» В.И. Несмелов подробно рассматривает феномен самосознания, под которым он понимает результат самоопределения человека в реальном мире бытия, продукт психического развития. Самосознание имеет идеальную природу и складывается из элементов, которые выражают собой реальные свойства безусловного бытия. Таким образом, мы видим, что в концепции Виктора Ивановича личность человека и его самосознание представляет собой безусловную сущность, противопоставленную реальному физическому миру. «...Самосознание раскрывает человеку не действительное положение его личности, а только идеальное представление ее возможного положения» [18, с. 216].

Анализ трудов автора позволил структурировать компоненты самосознания, разделив их на три сферы - когнитивные компоненты, эмоционально-ценностные и поведенческие (волевые). В процессе развития самосознания личность проходит три стадии - внешнее самоопределение (Я - Физическое), кризис, внутреннее самоопредение (Я - Духовное).

В концепции В.И. Несмелова можно четко проследить дуализм природы человека, в котором борются два начала - физическое и идеальное. Это явление наблюдается во всех сферах жизни - борьба физических ценностей и идеальных, борьба физических потребностей и духовных, борьба физического удовольствия и духовной свободы. Таким образом, Несмелов приходит к заключению, что самосознание человека обусловлено борьбой двух жизненных принципов - идеал, к которому человек приспосабливает свою жизнь, и действительность, которая требует приспособления к ней. Идеальный принцип определяется смыслом жизни, действительный же принцип определяется благами жизни. Так, В.И. Несмелов выделяет две большие группы составляющих

самосознания - эмпирические и идеальные. Борьбой этих элементов управляет совесть человека, представляя собой «внутренний суд» [19, с. 124].

Идеальная природа и безусловный характер самосознания позволяют человеку реализовываться в творческой свободе, проявляя свою идеальную сущность. «Человеческое самосознание, - пишет В.И. Несмелов, - является не просто лишь идеальным пунктом соотношения психических явлений, но и творческой энергией разумной жизни сознания - вследствие этого оно является не просто лишь постоянным субъектом всех сознательных действий человека, но и реальной причиной всех разумных действий его» [18, с 221]. Творчество человека выделяет его из природы: «в творчестве человек представляется не только миром особых явлений, но и самостоятельным миром особых деятельностей» [18, с. 173].

В трудах Виктора Ивановича существенное место отводится понятию «личность», которое, с одной стороны, используется по отношению к Богу, с другой - в отношении человека как образа и подобия Божественной личности [20]. Но в актах самосознания ближайшим образом этой личности является свободное, самосущее «я», которое В.И. Несмелов отождествляет с личностью. Скажем точнее его же словами: «сознание живет только в том случае, когда оно сознает себя самого, т.е. когда оно есть самосознание, следовательно - когда оно и есть личность, и в своей деятельности выражается как личность сознанием я» [18, с. 180].

Наше самосознание - здесь Несмелов опирается на Декарта - это единственный факт, который не следует оспаривать. Человек не может воспринимать себя как вещь среди других вещей, он дан себе как «я», мыслящее и сознающее. Присмотревшись к собственному внутреннему опыту, понимаем, что внешний мир предстает перед нами не в готовом виде, а формируется активно действующим разумом. Мышление не просто обрабатывает чувственную реальность - человек вдруг обнаруживает, что мысль свободно и творчески перешивает ткань действительности, порой создавая план ее преобразования. Мы способны не только понимать, но и переделывать мир.

С точки зрения Несмелова, человек не столько приспосабливается к миру, сколько подчиняет его себе. Наша мысль гораздо больше данного нам в ощущении мира. Сознание тяготеет к свободе - в обращении с миром и с собственным содержанием. Человек как духовная реальность воспаряет над своим физическим воплощением, ощущает стремление к тому, чтобы быть творцом и гарантом чаемой, высшей свободы [21].

Самосознание проходит три стадии онтологического развития. Начальный процесс психической жизни характеризуется только внешним самоопределением, то есть осознанием себя в условиях физического внешнего мира, и постепенным отделением внешнего мира и личности, таким образом, человек осознает себя как индивидуальность. Далее внешнее самоопределение с необходимостью предполагает формирование целостного представления о мире, в котором человек осознает себя и как психофизическую особь, и как сверхчувственную личность. Постепенно происходит осознание метафизической и идеальной природы своего сознания, что способствует переходу от внешнего самоопределения к внутреннему. Последним этапом развития самосознания становится осознание внутреннего противоречия между образом себя как

идеальной личности и осознанием себя как простой вещи физического мира. Это противоречие неразрешимо и является данностью высшего уровня развития самосознания. Таким образом, решается проблема направленности развития личности и формируется смысложизненное самоопределение [22].

Высшим принципом самосознания В.И. Несмелов называет нравственный принцип, который заключается в отрицании желаний физической природы (но не самого факта жизни) и в утверждении безусловной, свободной жизни, которую человек должен вести, удовлетворяя духовные потребности. К духовным качествам личности В.И. Несмелов относит чувство долга. Чувством должествования наделена каждая личность с рождения, так как оно актуализируется благодаря наличию совести и является в структуре совестливого акта одним из ее компонентов.

Этапы развития самосознания мы кратко описали в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития самосознания по В.И. Несмелову

Когнитивная сфера Эмошшналыш-целностпая сфера Повсдснчсская (волевая)

3 этап Внутреннее самоопределение Жизнь по «внутреннему человеку», разрешение противоречия с ориентацией на идеал

Знание о смысле существования мира, об идеальном и безусловном мире Идеальные ценности (нравственное ! ь) Чувство истины и долга Идеал жизни - обретение вечност и в добре и истине для всего человека Безусловная творческая свобода личности. Бескорыстное творение блага для других, служение

2 этап Осознание противоречия между физическим существованием и идеальной природой личности

Знание о содержании мира Социальные ценности (мораль) Чувство счастья! несчастья Идеал жи ты — социализация, адаптация к социуму Развитие свободы воли, обрегение власти над |елом и процессе прагматического взаимодействия с социальным окружением Произведение благ для себя вместе с другими, посредством сотрудничества

1 этап Внеш 1 iee самоопределеп ие

Практические знания о жизни и объектах физического мира Витальные ценности (анархия, эгоизм) 11увство удовольствия / неудо вол ьствия | и нети нкт) Идеал жизни создание условий для удовлетворения эгоцентрических ценностей в гедонизме Условность бытия и зависимость от случайностей Присвоение себе чужого, манипуляция социальным окружением для достижения корыстных гедонистических целей

Описав феномен самосознания и этапы его онтологического становления, переходим к рассмотрению его структурных компонентов. Условно можно разделить все компоненты самосознания на три сферы: когнитивные, эмоционально-ценностные и поведенческие (волевые).

Когнитивная сфера самосознания включает в себя процесс познания мира, полученные знания о нем и опыт, усваиваемый в процессе познания. На первых этапах психического развития человек получает знания о внешнем физическом мире,

формирует свой собственный опыт, на основании которого может выстраивать и прогнозировать дальнейшее поведение. При последующем развитии самосознание человека направляет вектор внимания на внутренний мир личности и получает знание о себе как о безусловной сущности. Конечным знанием становится созерцание истины. Оно способствует осознанию бессмысленности борьбы физического начала с идеальным, и помогает обрести смысл жизни.

К эмоционально-ценностной сфере самосознания относятся ценности, движущие чувства и идеал жизнедеятельности (эталон). Ценности В.И. Несмелов разделял на физические и идеальные (психические). Физические ценности - это «счастие вне себя» [18, с. 209], то есть приобретение вещей внешнего мира (дома, произведения искусства, деньги, продукты), достижение определенного социального статуса или установление особенно приятных отношений к другим людям (любовь, дружба, уважение). Как мы видим, ценности здесь лежат в плоскости, которая лично не принадлежит человеку, хотя они могут быть им приобретены, но также быстро и утрачены. Иллюзорность счастья при наличии физических ценностей достаточно просто описывается В.И. Несмеловым. Эти ценности реально не принадлежат человеку, так как их появление связано с присвоением себе чужого, находящегося во внешнем мире. Психические ценности обладают идеальной природой, они производятся самим человеком, независимо от внешнего мира, поэтому превращают жизнь человека в процесс творческого, непрерывного развития внутреннего мира, обогащая последний уникальными способностями и талантами. Это способ обретения счастья не вовне, а внутри себя. К движущим чувствам Несмелов относил на трех этапах становления личности разные чувства: 1 этап - чувство удовольствия / неудовольствия; 2 этап -чувство счастья / несчастья; 3 этап - определялся наличием чувств истины и долга.

Представление об идеале жизни развивается из личного самопознания и данных личного опыта. Оно раскрывает не только идею, определяемую реальной жизнью, но и идею того, какую жизнь нужно и необходимо вести. Пока личность живет только физическим идеалом жизни, она с необходимостью приходит к выводу, что всё достигнутое желаемое не приносит настоящего удовлетворения и не имеет действительной ценности. Тогда в своем критическом мышлении личность приходит к осознанию действительной ценности - определению себя как свободно-разумной личности, - и к идеальному представлению жизни, пониманию, как следует жить, исходя из природы своей личности. Именно здесь мы можем говорить о становлении нравственного сознания, где физический принцип жизни заменяется на нравственный.

К поведенческой сфере Виктор Иванович относит волю и действия в физическом мире. Характеризуя волю, В.И. Несмелов пишет, что в начале своего онтологического развития человек зависит от физических условий мира, от случайных событий, к которым подстраивается и приспосабливается. Когда происходит внутреннее определение личности, возникает свобода, позволяющая обрести власть над внешним миром. Последним этапом развития становится безусловная свобода личности и творческая свобода ее проявлений. По своей природе личность сознает себя как свободную причину и цель собственных произвольных действий.

Характер действий на этапе внешнего осознания себя заключается лишь в присвоении себе чужого. Но по мере того, как личность начинает осознавать себя внутри как идеальную сущность, меняется и деятельность: человек начинает создавать благо для себя. Когда человек отыскивает смысл жизни в развитии своей вечной и безусловной духовной природы, то его деятельность в физическом мире заключается в произведении благ для других. Таким образом, человек приходит к осознанию и реализации духовно-нравственного самоопределения - высшей точке самосознания.

Мотивы деятельности всегда и непременно, по мнению В.И. Несмелова, исходят из элементов, которыми человек наполняет своё сознание. Если в содержании самосознания преобладают элементы эмпирической реальности, когда человек рассматривает только свою наличную жизнь, его мотивы будут определяться принципами блага жизни. Когда же содержание самосознания, по большей части, определяется идеальными элементами, тогда личность рассматривает себя со стороны своей человечности и духовной природы, и мотивы ее деятельности исходят из принципа смысла жизни. Итак, мы видим, что в зависимости от того, из каких элементов складывается самосознание, в таком направлении и развивается человеческая жизнь. Сформировать идеальные элементы самосознания можно только путем глубоких размышлений, они возникают постепенно, но уверенно ослабляют элементы эмпирические, полностью избавиться от которых, однако, для человека невозможно.

Выводы

Таким образом, мы видим, что самосознание для В.И. Несмелова представляет собой целостное мировоззрение: систему взглядов, восприятие себя, мира, социального окружения и определение своего места в бытии. Сознание человека характеризуется постоянным противоречием и борьбой между идеальной природой самосознания и физической природой жизни. С помощью самосознания человек способен осознать себя, как сверхчувственную самосущую сущность надбытийной и духовной природы. Безусловный характер содержания самосознания приводит нас к проявлению свободы творчества во всем - в социальной, духовной и физической жизни. Наша «собственная личность непременно полагает себя как свободную причину и цель всех своих произвольных действий» [18, с. 182]. В актах самосознания мы можем отождествлять себя с зависимым физическим телом, подчиненным законам природы, или со свободной самосущной личностью, что является выбором каждого.

В статье систематизировано содержание религиозно-философской концепции самосознания, воспринятой психологией конца XIX - начала XX веков. Также было определено содержание самосознания как живого мировоззрения, описаны этапы его онтогенетического становления и содержательно представлена структура, в контексте выделенных нами этапов. Перспективным направлением дальнейшего изучения религиозно-философских и психологических идей В.И. Несмелова считаем сравнительный анализ учения о сознании и самосознании в религиозно-философской антропологии и в современных психологических теориях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. №6 (265). С. 4-11.

2. Костарева Е.Н. Современное состояние и перспективы исследований самосознания личности. В сб.: Теория и практика современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции; 5 апреля 2011. Новосибирск; 2011. С. 26-31. Доступно по: http://sibac.info/conf/psych/vi/36228. Ссылка активна на 14 декабря 2019.

3. Джеймс У. Психология. М.: Академический проект; 2011.

4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс; 1977.

5. Фрейд З. Я и Оно: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; 2001.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс; 1996.

7. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук; 1997.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс; 1986.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер; 2017.

10. Выготский Л.С.; Запорожец А.В., ред. Собрание сочинений. М.: Педагогика; 1982.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: Академия; 2006.

12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука; 1977.

13. Баранова А.В., Яковлева Н.В. Анализ понятия «Образ будущего» в контексте психологии здоровья // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №4(23). С. 144-158. Доступно по: http://humjoumal. rzgmu.ru/art&id=357. Ссылка активна на 14 декабря 2019. doi:10.23888/humJ20184808-822

14. Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4. С. 85-88.

15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК»; 1996.

16. Бердяев Н.А. Опыт философского оправдания христианства. (О книге Несмелова «Наука о

REFERENCES:

1. Abdullin AG, Tumbasova ER. The study of «self-image» in foreign and domestic psychology. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya. 2012;(6):4-11. (In Russ).

2. Kostareva EN. Sovremennoe sostojanie i perspektivy issledovanij samosoznanija lichnosti. In: Teorija i praktika sovremennoj psihologii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; 5 Apr 2011. Novosibirsk, 2011. Available at: http://sibac.info/conf/psych/ vi/36228. Accessed: 14 Dec 2019. (In Russ).

3. James W. Psychology. Moscow: Akademicheskij proekt; 2011. (In Russ).

4. Bruner J. Psihologija poznanija. Za predelami neposredstvennoj informacii. Moscow: Progress; 1977. (In Russ).

5. Freud Z. Ja i Ono: sochinenija. Moscow: ECSMO-Press; 2001. (In Russ).

6. Ericson E. Identichnost': junost' i krizis. Moscow: Progress; 1996. (In Russ).

7. Rogers C. Klientocentrirovannaja terapija. Moscow: Refl-buk; 1997. (In Russ).

8. Berns R. Razvitie ja-koncepcii i vospitanie. Moscow: Progress; 1986. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rubinshtejn SL. Bytie i soznanie. Saint Petersburg: Piter; 2017. (In Russ).

10. Vygotskij LS.; Zaporozhec AV, editor. Sobranie sochinenij. Moscow: Pedagogika; 1982. (In Russ).

11. Muhina VS. Vozrastnaja psihologija. Fenomeno-logija razvitija. 10th ed. Moscow: Akademija; 2006. (In Russ).

12. Chesnokova II. Problema samosoznanija v psihologii. Moscow: Nauka; 1977. (In Russ).

13. Baranova AV, Yakovleva NV. Analysis of the concept of «image of the future» in the context of health psychology. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(3):144-58. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id =357. Accessed: 14 December 2019. (In Russ).

14. Prosekova EN. Fenomen samosoznanija v trudah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016;(4):85-8. (In Russ).

15. Merlin VS. Psihologija individual'nosti: Izbrannye psihologicheskie trudy. Voronezh: NPO «MODJeK»; 1996. (In Russ).

16. Berdjaev NA. Opyt filosofskogo opravdanija hristianstva. (O knige Nesmelova «Nauka o cheloveke»). Russkaja mysl'. 1909;(9):54-72. (In Russ).

человеке») // Русская мысль. 1909. №9. С. 54-72.

17. Хондзинский П.В. Понятие persona в наследии блж. Августина и персоналистическая концепция В.И. Несмелова // Вопросы философии 2018. Вып. №7. C. 187-195. Доступно по: http://ras.jes.su/vphil/s004297440000240-9-1. Ссылка активна на 14 декабря 2019. doi:10.31857/ S004287440000240-9

18. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни. 3-е изд. Казань: Центральная типография; 1905.

19. Турина А.О. Дворецкая М.Я. Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В.И. Несмелова // Вестник ПСТГУ. Серия IV, Педагогика. Психология. 2018. №48. С. 121-127. doi:10.15382/sturiv201848.121-127

20. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 2: Метафизика жизни и Христианское Откровение. 2-е изд. Казань: Центральная типография; 1906.

21. Дворецкая М.Я. Психологическое учение о человеке в трудах В.А. Снегирева и В.И. Несмелова. В сб.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 208-й годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена; 25-26 сентября 2006; Москва, 2006. С. 35-41.

22. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения: Публичная лекция, читаемая в зале Казанской городской Думы 19 марта 1895 г. Казань: Типо-литография Казанского Императорского университета; 1895.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Дворецкая Марианна Ярославовна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48. Email: [email protected] Турина Анна Олеговна - аспирант кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48. Email: [email protected]

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 09.01.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.02.2020.

17. Hondzinskij PV. Ponjatie persona v nasledii blzh. Avgustina i personalisticheskaja koncepcija V.I. Nesmelova. Voprosy filosofii. 2018;(7):187-95. Available at: http://ras.jes.su/vphil/s004297440000 240-9-1. Accessed: 14 Dec 2019. (In Russ).

18. Nesmelov VI. Nauka o cheloveke. Tom 1: Opyt psihologicheskoj istorii i kritika osnovnyh voprosov zhizni. 3rd ed. Kazan: Central'naja tipografija; 1905. (In Russ).

19. Turina AO, Dvoreckaja MJa. Meaning of Life in Religious and Philosophical Anthropology of Viktor Nesmelov. St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2018;48:121-7. (In Russ). doi:10.15382/sturiv201848.121-127

20. Nesmelov VI. Nauka o cheloveke. Tom. 2: Metafizika zhizni i Hristianskoe Otkrovenie. 2nd ed. Kazan: Central'naja tipografija; 1906. (In Russ).

21. Dvoreckaja MJa. Psihologicheskoe uchenie o cheloveke v trudah V.A. Snegireva i V.I. Nesmelova. In: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 208 godovshhine psihologicheskoj podgotovki pedagogov i 80-letiju kafedry psihologii RGPU im. A.I. Gercena; 25-26 September 2006;Moscow, 2006. P. 35-41. (In Russ).

22. Nesmelov VI. Vopros o smysle zhizni v uchenii novozavetnogo otkrovenija: Publichnaja lekcija, chitaemaja v zale Kazanskoj gorodskoj Dumy 19 marta 1895. Kazan: Tipo-litografija Kazanskogo Imperatorskogo universiteta; 1895. (In Russ).

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Dvoreckaja Marianna Jaroslavovna - Doctor of Sciences in Psychology, Professor, Department of Human Psychology, Institute of Psychology, Herzen State Pedagogical University; 198261, St. Petersburg, Moika Emb., 48. Email: dvoretskaya. [email protected]

Turina Anna Olegovna - Postgraduate Student, Department of Human Psychology, Institute of Psychology, Herzen State Pedagogical University; 198261, St. Petersburg, Moika Emb., 48. Email: [email protected]

PAPER RECEIVED: 09.01.2020. PAPER ACCEPTED: 14.02.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дворецкая М.Я., Турина А.О. Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В.И. Несмелова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1(28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu. ш/art&id=413. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/ Ыт1202017-16

REFERENCE FOR CITING:

Dvoreckaja MJa, Turina AO. The structure and development of self-awareness in the concept of human psychology of Viktor Nesmelov. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art &id=413. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ202017-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.