Научная статья на тему 'В.И. Несмелов как философ и богослов'

В.И. Несмелов как философ и богослов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виктор Несмелов / религиозная философия / философская антропология / религиозная антропология / метафизическая психология / богословие / наука / Victor Nesmelov / religious philosophy / philosophical anthropology / religious anthropology / metaphysical psychology / theology / science

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фисенко Григорий Федорович

В статье рассмотрено творчество казанского учёного В. И. Несмелова как философа и теолога. Отмечается тесное слияние этих двух подходов в научных изысканиях автора. С одной стороны, все его произведения посвящены теме взаимоотношения человека с Богом, сущности религиозного чувства, его месту в структуре человеческой личности. С другой стороны, любую поднимаемую проблему В. И. Несмелов старается решать с научной точки зрения, используя подходы и методы науки, получившей значительное развитие на рубеже XIX–XX вв. Рассматривая вопросы смысла жизни, нравственности, соотношения веры и знания, первородного греха, доказательства бытия Бога, определения религии и многие другие, В. И. Несмелов стремится к синтезу философии, психологии и богословия, к поиску нового метода, позволяющего точно и логично решать вопрос о религиозной составляющей человеческой жизни. Религиозная антропология служит в трудах В. И. Несмелова развитию научного антропоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.I. NESMELOV AS A PHILOSOPHER AND THE THEOLOGIAN

The article examines the work of the Kazan scientist V. I. Nesmelov as a philosopher and theologian. The close fusion of these two approaches in the author’s scientific research is noted. On the one hand, all of his works are devoted to the topic of man’s relationship with God, the essence of religious feelings, and its place in the structure of the human personality. On the other hand, any problem raised by V. I. Nesmelov tries to solve from a scientific point of view, using the approaches and methods of science, which received significant development at the turn of the XIX–XX centuries. Considering the issues of the meaning of life, morality, the relationship between faith and knowledge, original sin, proof of the existence of God, the definition of religion, and many others, V. I. Nesmelov strives for the synthesis of philosophy, psychology and theology, for the search for a new method that will accurately and logically solve the problem of the religious component of human life. Religious anthropology serves in the works of V. I. Nesmelov to the development of scientific anthropocentrism.

Текст научной работы на тему «В.И. Несмелов как философ и богослов»

В.И. Несмелов как философ и богослов

Фисенко Григорий Федорович,

аспирант, кафедра философии и культурологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого E-mail: vipger@bk.ru

В статье рассмотрено творчество казанского учёного В.И. Нес-мелова как философа и теолога. Отмечается тесное слияние этих двух подходов в научных изысканиях автора. С одной стороны, все его произведения посвящены теме взаимоотношения человека с Богом, сущности религиозного чувства, его месту в структуре человеческой личности. С другой стороны, любую поднимаемую проблему В.И. Несмелов старается решать с научной точки зрения, используя подходы и методы науки, получившей значительное развитие на рубеже XIX-XX вв. Рассматривая вопросы смысла жизни, нравственности, соотношения веры и знания, первородного греха, доказательства бытия Бога, определения религии и многие другие, В.И. Несме-лов стремится к синтезу философии, психологии и богословия, к поиску нового метода, позволяющего точно и логично решать вопрос о религиозной составляющей человеческой жизни. Религиозная антропология служит в трудах В.И. Несмелова развитию научного антропоцентризма.

Ключевые слова: Виктор Несмелов, религиозная философия, философская антропология, религиозная антропология, метафизическая психология, богословие, наука.

Виктор Иванович Несмелов (1863-1937) был видным представителем российской духовно-академической науки рубежа Х1Х-ХХ вв., профессором Казанской духовной академии, разрабатывавшим вопросы религиозной сущности человека в русле религиозной антропологии и метафизической психологии. Им созданы значительные религиозно-философские труды, наиболее значимым из которых стала работа «Наука о человеке» (1896-1903) в двух томах. Философское творчество В.И. Несмелова, как, собственно, и других представителей духовно-академической науки, было прервано начавшейся в 1917 году революцией, его труды на долгое время оказались в забвении, были невостребованными. В то же время картина русской философии будет неполной без таких важных фрагментов, как антропологические и психологические идеи В.И. Несмелова, как его представления о нравственности, о соотношении религии и науки, о смысле жизни, об объективной реальности, как созданная им концепция человека.

Начиная с конца XX века, творчество В.И. Нес-мелова вернулось в научный оборот. Начался новый, спустя столетие, этап осмысления наследия этого значительного русского религиозного философа, в трудах которого обнаружилось немало идей, не утративших свою актуальность и сегодня. А.Ю. Бердникова рассматривает психологическое доказательство бытия Бога в трудах В.И. Несмелова [1], М.Я. Дворецкая и А.О. Турина - разработку учёным вопроса о смысле жизни [5], А.В. До-бин - соотношение в его трудах позитивизма и эмпиризма [6], Д.А. Немова - обоснование философом феномена веры [10]. Более всего внимания уделяется анализу В.И. Несмеловым человека, его личности, его связей с божественной сущностью [3; 4; 7; 8]. Перечень работ, посвящённых творчеству В.И. Несмелова в современном научном пространстве, показывает, что различные учёные обращаются к наследию В.И. Несмелова как философа и как богослова.

Целью настоящего исследования стало выявление в научном творчестве В.И. Несмелова составляющих, связанных с двумя основными направлениями его изысканий - философским и теологическим. Основным принципом анализа стал историко-философский, также использовались методы анализа и синтеза, интеграции и дифференциации, описания и наблюдения и др.

Как философ В.И. Несмелов был представителем русской религиозной философии, а точнее, религиозной, православной антропологии. Данное направление научных изысканий ставит своей целью выяснение сущности человека, поиск отве-

сз о

о Л о

о сз о в

тов на вопросы о личности человека, о соотношении в нём материального (телесного) и духовного, о природе взаимоотношений человека и Бога.

Для В.И. Несмелова было характерно стремление анализировать вопросы сущности человека и его отношения к Богу с глубоко научных позиций. Христианскую религию, естественность и важность которой исследователь не подвергал сомнению, он рассматривал в контексте антропологии, гносеологии и психологии. Будучи компетентным в наиболее значимых научных достижениях своего времени, В.И. Несмелов поставил перед собой оригинальную для представителя религиозной науки того времени цель обосновать важнейшие религиозные постулаты и принципы с научных позиций. Несомненно, такое внимание к научной стороне познания мира и Бога было связано для В.И. Несмелова с прогрессом естественных и других наук, наблюдаемым им. Динамика развития «положительной» науки вызывала у него желание не противостоять ей, продолжая отстаивать религиозные истины в умозрительном и догматическом ключе, а войти в её русло, научиться пользоваться её методами и с их помощью проникнуть в суть духовной реальности. Этот подход, несомненно, был революционным для науки того времени.

Как учёного-философа, В.И. Несмелова привлекало множество проблем. Он рассматривал вопросы смысла жизни, нравственности и педагогики, вопросы соотношения веры и знания, религии и науки, философии и «положительных» (естественных) наук.

В то же время, признавая высокую значимость процесса научного познания и используемых естественными науками методов исследования, В.И. Несмелов считал невозможным их применение для доказательства (или опровержения) бытия Бога и каких бы то ни было религиозных истин. По его мнению, существование Бога не нуждается ни в каких доказательствах, оно абсолютно достоверно и не требует проверки. Научный подход необходим для другого - чтобы наилучшим образом, наиболее полно и точно понять суть отношения человека и Бога, без искажений и домыслов осознать природу возникновения и развития религиозного чувства.

Вопрос о смысле жизни, важнейший для философии, В.И. Несмелов затрагивает в различных своих трудах и полностью посвящает ему публичную лекцию «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения», произнесённую в Казанской городской думе и опубликованную в 1895 году. В решении это вопроса он проявляется смелость и оригинальность. В науке того времени широко высказывалась мысль о том, что смысл жизни человека должен быть связан е с обществом, общественным служением, подчи-е нением себя социальным правилам и т.п. В част-£ ности, эту идею активно развивал Л.Н. Толстой, еЗ обладавший в науке не меньшим авторитетом, Ц чем в литературе. В.И. Несмелов находит в се-

бе силы противостоять этой научной тенденции и отстаивать противоположное мнение. Он пишет: «Большая часть существующих решений этого вопроса сводится к тому, чтобы возложить на человека обязанность искать в жизни не своего собственного блага, а блага всех людей, - со всеми другими людьми быть счастливым и вместе с другими страдать» [12, с. 82]. В.И. Несмелов заявляет о надуманности данного подхода и высказывает мнение о том, что в человеке гораздо больше индивидуального, чем общественного; подчиняясь же социуму, теряя в нём себя, человек рушит свою природу, что не может послужить ни его собственному благу, не благу того социума, частичкой которого он пытается стать. По мнению исследователя, социальная сущность человека - вымысел, поскольку «всякая обязанность всегда и непременно условна» [Там же, с. 83]. Жизнь для блага общества, несомненно, может быть полезной обществу, послужит развитию культуры и цивилизации, но она противоречит природе человека, основным принципом существования которого, по В.И. Несмелову, является необходимость жить «не как ему придётся, а как ему хочется» [Там же, с. 68], а также обретение «нравственно-полезного удовольствия» [Там же, с. 69]. Данной изначальной направленности личности человека, по мнению В.И. Несмелова, наилучшим образом соответствует христианская религия и конкретно православие. Именно в рамках этой религии человек «существует не для мира, а для себя самого, мир же существует лишь в качестве средства для осуществления верховной цели человеческой жизни» [Там же, с. 72]. То есть не человек существует для мира, а мир - для человека, а ставший счастливым в этом мире человек, бесспорно, сделает лучше и мир вокруг себя.

Вопрос о нравственности В.И. Несмелов затрагивал в первую очередь в своём ключевом труде «Наука о человеке». В выстроенной им здесь концепции человека нравственность выступает как неотъемлемая составляющая человеческой личности, как качество, присущее человеку по его природе. Человек, по В.И. Несмелову, стремится к нравственности, испытывает в ней потребность. Именно нравственное стремление и нравственное действие позволяют человеку устранить «то потрясающее чувство страдания, которое моментально и резко заставляет человека почувствовать жизнь как одну только невыносимую муку» [13, с. 198]. То есть нравственность необходима человеку, без неё он не смог бы существовать в условиях противоречия его жизни, в которой сочетаются и сталкиваются физическое бытие и точное представление об идеальном, духовном, изначально присущее человеку понимание Бога.

Данные воззрения автора говорят о гуманистической направленности его научной мысли, о его внимании к человеку, его помыслам, надеждам, устремлениям, а также о развитии философом метафизической психологии как науки о душе,

о связи человека с Высшими силами, об отношении личности к жизни вечной.

Для В.И. Несмелова как учёного, являвшегося одновременно философом, теологом и психологом, важно было решить вопрос о соотношении веры и знания, религии и науки. В работе «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913) им предпринята попытка обоснования полного синтеза веры и знания. В исследованиях того времени было распространено показательное, демонстративное разделение науки и религии и стремление установить средствами науки отсутствие Бога. В.И. Несмелов считает этот подход неверным. По его мнению, научные достижения должны служить не отречению от религии, а анализу религиозного чувства на новом уровне, новыми методами. То есть необходим «синтез веры и знания» [11, с. 10]. Науки, противоположные богословию, философ называет «положительными» и утверждает, что они по природе своей не могут вступать в противоречие с религиозными изысканиями, поскольку действуют в иной плоскости, опираются на различные данные и разные типы мышления. Не будучи противоречивыми, вера и знание могут объединиться в стремлении как можно точнее обосновать истинную сущность человеческой личности.

Для Несмелова-учёного основным подходом к решению научных проблем стал антропоцентрический, для которого «актуально положение о человеке как центре и высшей цели мироздания» [9, с. 4]. Этот подход широко распространился в ХХ веке, найдя отражение в самых разных науках - лингвистике, психологии, педагогике, экологии и др. В.И. Несмелов выступает у его истоков, предугадывает развитие гуманитарного знания на целый век вперёд.

Как учёного-богослова, В.И. Несмелова привлекали вопросы первородного греха, доказательства бытия Бога, определения религии, обоснования объективной реальности, соединения в человеке духовного и материального начал и т.п. В решение каждого из этих вопросов В.И. Несмелов вносил научность, как и в решение научных проблем - свои религиозные воззрения.

Рассматривая проблему грехопадения, первородного греха, В.И. Несмелов также проявляет оригинальность и гуманизм. По его мнению, первородный грех и отступление первых людей от заповедей, завещанных Богом, не связаны с врождённой греховность человека, а стали результатом случайности, ошибки, «обольщения первой жены со стороны змея-искусителя» [15, с. 397]. Не виновна в первородном грехе, как считает автор, и свобода, которую философ признает неотъемлемым свойством человека, компонентом его личности. В.И. Несмелов убеждает читателей, что обвинять первых людей в совершении ими греха было бы негуманным, поскольку у них не было опыта общения с миром и противостояния злу, они - «самая настоящая святая простота» [Там же, с. 399]. Человек выступает в такой концепции как непо-

рочный и чистыи по своей природе, но, тем не менее, обязанный нести наказание за свои ошибки. Кроме того, такое понимание первородного греха позволяет В.И. Несмелову подчеркнуть силу Бога, поскольку в этом случае он не был побеждён даже на мгновение и зло не преобладало над добром ни разу в человеческой истории.

В теологическом плане интересно сформулированное В.И. Несмеловым доказательство бытия Бога, выводимое учёным из взаимосвязи человека и высших сил. Н.А. Бердяев пишет, что казанский философ «антропологически показывает бытие Бога и этим показанием философски утверждает объективную истинность христианства» [2, с. 55]. По мнению В.И. Несмелова, существование Бога доказывается самой личностью человека, в которой от природы заложено представление об идеальной, духовной реальности. Вполне научная апелляция при формулировке данного теологического постулата к личности человека послужила тому, что доказательство В.И. Несмелова стали называть «психологическим».

Решая теологическую проблему определения религии, В.И. Несмелов также связывает её с личностью человека и обосновывает религию как «форму самосознания и самоопределения человека» [14, с. 135]. То есть религия не приходит к человеку извне, как данное свыше знание или, тем более, как созданное кем-то учение. Религия продуцируется самим человеком, ощущающим её в собственной личности как «живое сознание некоторой связи между ограниченным бытием человека и безусловным бытием Божества» [Там же]. Пребывая в физическом мире, будучи тесно с ним связанным, человек стремится к религии, понимает её существование своей внутренней сущностью, природой. Путь к Богу - это путь снизу вверх, а не сверху вниз, как это встречается в более традиционных трактовках. Человек в данном случае выступает как существо значимое, наделённое способностью к самоопределению, оценке своей сущности и своей идеальной природы.

Итак, в творчестве В.И. Несмелова тесно слились богословская и философская составляющие, в результате синтеза которых образовалось оригинальное единство научной мысли, представляющее своеобразную научную концепцию. Для В.И. Несмелова принципиально важным было ввести в познание духовных истин научный элемент, начать применять в теологических исследованиях методы светской, естественной, «положительной» науки. Он был открытым науке, в которой чувствовал силу, за которой признавал перспективу и которую стремился объединить с богословием. Научные рассуждения В.И. Несмелова были тесно связаны с его религиозными воззрениями, а теологические изыскания - дополнены и наполнены научными взглядами.

В научных трудах В.И. Несмелова анализ человека с точки зрения науки и религии был целостным, более того, именно объединение двух данных точек зрения позволило учёному более глубо-

сэ о

о Л о

о сз о в

в u

ко и разносторонне взглянуть на сущность человеческой личности с тем, чтобы понять место человека в мире, осознать особенности его движения по пути эволюционного развития.

Какие бы вопросы и проблемы ни решал В.И. Несмелов - философские или богословские -будь то проблема смысла жизни, нравственности, соотношения веры и знания, первородного греха, доказательства бытия Бога, определения религии или множество других, его мысли и воззрения всегда отличались гуманизмом, вниманием к человеческим чувствам, стремлением понять сущность души и личности человека, посмотреть на любую проблему с позиций человеколюбия, антропоцентризма.

Литература

1. Бердникова, А.Ю. Проблема психологического доказательства бытия Бога В.И. Несмело-ва в контексте его христианской антропологии: «за» и «против» / А.Ю. Бердникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2019. - Т. 23. - № 1. -С.19-31.

2. Бердяев, Н.А. Опыт философского оправдания христианства (О книге Несмелова «Наука о человеке») / Н.А. Бердяев // Русская мысль. -1909. - № 9. - С. 54-72.

3. Веселова, Е.К. Психологическая концепция человека в трудах В.И. Несмелова / Е.К. Веселова // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Мат. Покровских пед. чтений. - СПб.: РГПУ, 2001. - С. 107110.

4. Гаврюшин, Н.К. О богословском персонализме В.И. Несмелова / Н.К. Гаврюшин // Дамаскин. -2017. - № 2 (39). - С. 17-21.

5. Дворецкая, М.Я. Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В.И. Несмелова / М.Я. Дворецкая, А.О. Турина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2018. - № 48. - С. 121-127.

6. Добин, А.В. Позитивизм и эмпиризм «раннего» В.И. Несмелова / А.В. Добин // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-2 (8). - С. 63-66.

7. Замилов, В.Н. Метафизика человека в творчестве В.И. Несмелова: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 2003. - 20 с.

8. Киносьян, В.А. Загадка человека: о философско-религиозном учении В.И. Несмелова / В.А. Киносьян. - Казань: Казан. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. - 162 с.

9. Крылова, М.Н. Семантика современного русского сравнения. Лингвокультурологический анализ: монография / М.Н. Крылова. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 189 с.

10. Немова, Д.А. Феномен веры в гносеологии В.И. Несмелова / Д.А. Немова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:

Философия. Психология. Педагогика. - 2011. -Т. 11. - № 3. - С. 55-57.

11. Несмелов, В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии /В.И. Несмелов. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. - 118 с.

12. Несмелов, В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения / В.И. Несмелов // Смысл жизни / Сост., общ. ред., пре-дисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. Вып. II. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - С. 65-92.

13. Несмелов, В.И. Наука о человеке: в 2 т. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни / В.И. Несмелов. - Казань: Центр. тип., 1905. - 418, IV с.

14. Несмелов, В.И. Наука о человеке: в 2 т. Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение / В.И. Несмелов. - Казань: Центр. тип., 1906. - 438, II с.

15. Несмелов, В.И. О сочинении студента Лебедева Николая: «Библейское повествование о грехопадении первозданных людей в сопоставлении со сказаниями языческой древности и философскими гипотезами позднейшего времени» // Православный собеседник. - 1917. -Июнь-сентябрь. - С. 395-415.

V.I. NESMELOV AS A PHILOSOPHER AND THE THEOLOGIAN

Fisenko G.F.

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

The article examines the work of the Kazan scientist V.I. Nesmelov as a philosopher and theologian. The close fusion of these two approaches in the author's scientific research is noted. On the one hand, all of his works are devoted to the topic of man's relationship with God, the essence of religious feelings, and its place in the structure of the human personality. On the other hand, any problem raised by V.I. Nesmelov tries to solve from a scientific point of view, using the approaches and methods of science, which received significant development at the turn of the XIX-XX centuries. Considering the issues of the meaning of life, morality, the relationship between faith and knowledge, original sin, proof of the existence of God, the definition of religion, and many others, V.I. Nesmelov strives for the synthesis of philosophy, psychology and theology, for the search for a new method that will accurately and logically solve the problem of the religious component of human life. Religious anthropology serves in the works of V.I. Nesmelov to the development of scientific anthropocentrism.

Keywords: Victor Nesmelov, religious philosophy, philosophical anthropology, religious anthropology, metaphysical psychology, theology, science.

Reference

1. Berdnikova, A. Yu. The problem of psychological proof of the existence of God V.I. Nesmelova in the context of his Christian anthropology: "for" and "against" / A. Yu. Berdnikova // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Philosophy. - 2019. - T. 23. - No. 1. - S. 19-31.

2. Berdyaev, N.A. Experience of the Philosophical Justification of Christianity (About Nesmelov's Book "Science of Man") / N.A. Berdyaev // Russian Thought. - 1909. - No. 9. - S. 54-72.

3. Veselova, E. K. The psychological concept of man in the works of V.I. Nesmelova / E.K. Veselova // Dialogue of Russian secular and church educational traditions: Mat. Pokrovsky ped. readings. - SPb .: RGPU, 2001. - S. 107-110.

4. Gavryushin, N.K. On the theological personalism of V.I. Nesmelova / N.K. Gavryushin // Damaskin. - 2017. - No. 2 (39). - S. 17-21.

5. Butler, M. Ya. The meaning of life in the religious and philosophical anthropology of V.I. Nesmelova / M. Ya. Dvoretskaya,

A.O. Turin // Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology. - 2018. -No. 48. - S. 121-127.

6. Dobin, A.V. The positivism and empiricism of the "early" V.I. Nesmelova / A.V. Dobin // Research: from theory to practice. - 2016. - No. 2-2 (8). - S. 63-66.

7. Zamilov, V.N. The metaphysics of man in the work of V.I. Nesmelova: author. dis. ... Cand. Philos. Sciences: 09.00.03. - M., 2003. - 20 p.

8. Kinosyan, V.A. The mystery of man: about the philosophical and religious teaching of V.I. Nesmelova / V.A. Kinosyan. - Kazan: Kazan. state architect-build un-t, 2005. - 162 p.

9. Krylova, M.N. Semantics of modern Russian comparison. Lin-guoculturological analysis: monograph / M.N. Krylov. - Saratov: University education, 2014. - 189 p.

10. Nemova, D.A. The phenomenon of faith in the epistemology of V.I. Nesmelova / D.A. Nemova // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. -2011. - T. 11. - No. 3. - S. 55-57.

11. Nesmelov, V.I. Faith and knowledge from the point of view of epistemology / V.I. Nesmelov. - SPb .: Society for the memory of Abbess Taisia, 2015. - 118 p.

12. Nesmelov, V.I. The question of the meaning of life in the teachings of the New Testament Revelation / V.I. Nesmelov // The meaning of life / Comp., Total. ed., foreword. and approx. N.K. Gavryushin. Issue II. - M .: Progress-Culture, 1994. -S. 65-92.

13. Nesmelov, V.I. The science of man: in 2 volumes. Vol. 1: Experience of psychological history and criticism of the main issues of life / V.I. Nesmelov. - Kazan: Center. type., 1905. - 418, IV p.

14. Nesmelov, V.I. The science of man: in 2 volumes. Vol. 2: Metaphysics of life and Christian revelation / V.I. Nesmelov. - Kazan: Center. type., 1906. - 438, II p.

15. Nesmelov, V.I. On the essay of the student Nikolai Lebedev: "The Biblical story about the fall of primordial people in comparison with the legends of pagan antiquity and philosophical hypotheses of later times" // Orthodox interlocutor. - 1917. - JuneSeptember. - S. 395-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.