Научная статья на тему 'Сравнительный анализ представленности категорий "воля" и "волевая регуляция" в российских, советских и современных учебниках психологии (часть 1)'

Сравнительный анализ представленности категорий "воля" и "волевая регуляция" в российских, советских и современных учебниках психологии (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / УЧЕБНИК ПСИХОЛОГИИ / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПРИЗНАКИ ВОЛЕВОГО ПРОЦЕССА / СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ВОЛИ / ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ПРОЦЕССА / БОРЬБА МОТИВОВ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / С.В.КРАВКОВ / К.Н.КОРНИЛОВ / Г.И. ЧЕЛПАНОВ / Н.КАБАНОВ / С.Л. РУБИНШТЕЙН / HISTORY OF NATIONAL PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY TEXTBOOK / WILL / VOLITIONAL SPHERE / SIGNS OF VOLITIONAL PROCESS / ESSENCE AND MECHANISM OF WILL / STAGES OF VOLITIONAL PROCESS / FIGHTING MOTIVES / CONDITIONS OF FORMATION AND EDUCATION OF THE VOLITIONAL SPHERE OF PERSONALITY / VOLITIONAL QUALITIES / S.V. KRAVKOV / K.N. KORNILOV / G.I. CHELPANOV / N. KABANOV / S. L. RUBINSTEIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

В статье автор на основе сравнительного анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. В начальный период советской психологии (20-40-е годы XX века) происходит, как продолжение включения раздела о воле в учебники, так подмена темы другим содержанием или рассмотрение ее в минимальном объеме (К.Н.Корнилов, 1926, 1928; С.В.Кравков, 1925; Дж.Лестер, 1925 и др.). Это время характеризуется авторским и количественным уменьшением изданий, а также определением так называемых «базовых» учебников, которые становятся «правильными», как с идеологической, так и с методологической точек зрения советской психологи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the representation of categories "Will" and "Volitional regulation" in Russian, Soviet and modern textbooks of psychology (part 1)

In the article, the author considers the place of the psychological category of “will” in the structure of the basic psychological concepts on the basis of a comparative analysis of the content of national, Soviet and Russian psychology textbooks. The initial period of the Soviet psychology (the 20s-40s of the 20th century) continues to include of the section on will in textbooks as well as to substitute the topic with a different content or its consideration in a minimum volume (K.N. Kornilov, 1926, 1928; S.V. Kravkov, 1925; J.Lester, 1925, etc.). This time is characterized by the author’s and quantitative reduction of publications, as well as the definition of the so-called «basic» textbooks, which become «correct», both from the ideological and methodological points of view of the Soviet Psychology

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ представленности категорий "воля" и "волевая регуляция" в российских, советских и современных учебниках психологии (часть 1)»

общая Психология

Батыршина А.Р.

сравнительный анализ представленности категорий «воля» и «волевая регуляция» в российских, советских и современных учебниках психологии (ЧАСТЬ 1)

поскольку психология является не только областью научного знания, но и предметом изучения и преподавания в профессиональном образовании, уже на протяжении последних двух с половиной веков, имеется обширная учебная литература, включающая большое количество оригинальных сочинений монографического характера, учебников, учебных пособий и хрестоматий по различным отраслям психологической науки.

Одной из задач исследования является определение категориального статуса психологических понятий «воля» и «волевая регуляция». мы разделяем точку зрения в.А.ганзена (1984) о том, что учебники психологии отражают состав и, в определенной степени, структуру систем основных психологических понятий. в рамках поставленной задачи были рассмотрены и подвергнуты историко-пси-хологическому анализу содержание основных учебников психологии (336 наименований), изданных в России с конца XVIII века до 2016 года (См.: [1; 2; 3]). в это число были включены учебники по общей психологии, возрастной, педагогической, психологии спорта и специальной психологии, а также переизданные издания. предметом анализа служило содержание разделов (тем или глав), посвященных рассмотрению основных вопросов по проблеме воли и волевой регуляции: понятийное поле терминов; признаки волевого процесса; сущность и механизм воли и волевой регуляции; этапы (периоды) волевого процесса; волевые качества и/или свойства; условия формирования и воспитания волевой сферы личности.

Историко-психологический анализ содержания российских учебников психологии (см. работы автора [4]), изданных до 1917 года, показывает:

1) Основными понятиями, характеризующими волю, явились следующие: влечение, волевое усилие, движения и действия (непроизвольные и произволь-

ные (волевые), идеомоторные акты, мотив, борьба мотивов, намерение, подражание, потребности, привычка, рефлекс, решимость, свобода и свободная воля, сила воли, стремление, хотение, чувствования.

2) Понятие «воля» раскрывалось через использование таких терминов, как: способность, волевая деятельность, волевой акт, волевой процесс, психическая активность.

3) В качестве основных признаков воли выделялись следующие: сознательность действия, наличие усилия, взаимосвязь с познавательной и чувственно-аффективной сферами, наличие представлений.

4) В развитии воли выделялись такие формы или виды воли: инстинктивно-физиологическая воля, механическая воля, подражательная воля, приспособительная воля, нравственная воля.

5) С конца XIX века отмечается, что психология воли - одна из наименее разработанных частей науки о душевной деятельности.

В данной статье будет сделан акцент на сравнительном анализе учебников психологии советского и постсоветского периодов. Одним из ярких учебников начала 20-х годов явился учебник С.В.Кравкова «Очерк психологии» (1925), построенный на принципах рефлексологии. Отличительной чертой материала учебника является то, что в ней автор использует богатый экспериментальный материал мировой психологии (описание экспериментов Шевреля, Аха. Мишот-та и према и др.), в том числе, и в материале о воле.

В учебнике не дается четкого определения понятию «воля». Ссылаясь на прейера, автор указывает 4 группы движения: «движения импульсивные, рефлекторные, инстинктивные и идеомоторные (или представленные). К последней группе принадлежат движения подражательные и собственно-волевые или произвольные, отчасти движения выразительные.. ..В группу движений идеомотор-ных относятся все наши предумышленные движения, совершаемые намеренно, с осознанием цели» [9, с.140]. Помимо волевых движений, автор выделяет волевые переживания, к которым относятся влечения или потребности [9, с.147].

Механизм волевых поступков Кравков объясняет, используя рефлексологическую схему: «В силу тех или иных причин субъект производит различные движения, некоторые из которых (вначале случайно) приводят к удовлетворению той или иной имеющейся у него в тот момент потребности. Тогда между произведенным движением и состоянием удовлетворения данной потребности устанавливается ассоциативная связь. Мысль об удовлетворении потребности будит уже представление совершенных удачно для этого движений, представление же двигательных ощущений от этих движений влечет за собою ассоциативно и осуществление самих этих движений. Перед нами опять схема условного рефлекса» [9, с.147].

При выделении сложных волевых переживаний, Кравков ссылается на Меймана и выделяет необходимые моменты: «во-первых, представление цели; во-вторых, одобряющее ее суждение; в-третьих, сознание того, что соответствующее движение осуществляется именно благодаря указанным предшествующим

двум моментам; в-четвертых, само осуществление действия и наше осознавание того, что действие осуществлено» [9, с.151]. Особенно важным Кравков считает, момент переживания нами того, «что движение появляется в результате именного нашего хотения. Без нее волевой акт теряет все своеобразие» [9, с.151].

Отдельным параграфом в учебнике выделяется материал, посвященный экспериментальной психологии изучения длительности волевых действий. Достаточно подробно даются описания экспериментов русских и зарубежных ученых в использовании метода реакций (Л.Ланге, Н.Ланге, В.Вундт, Н.Ах). Отдельно выносится материал, посвященный измерению силы реактивного движения (опыты Г.Челпанова и К.Корнилова). Кравков считает ошибочным и «для педагога вредным выдвигаемый Корниловым вывод, что «наличность антитезы между интеллектом и волей несомненна», указывая, что Корнилов смешивает два понятия: «силу воли» и «силу движения». И далее: «процесс волевого решения есть в конце концов процесс интеллектуального обсуждения и оценки мотивов, процесс работы нашего внимания. Чем последнее устойчивее, тем неуклоннее и наше поведение, тем больше мы способны противостоять мимолетным отвлекающим впечатлениям - тем наша воля сильнее» [9, с.165].

весьма неоднозначное отношение вызывает десятая глава, которая называется «воля» (кстати, также, как и девятая). Данная глава посвящена игре и труду, причем автор заявляет, что «волевая активность ребенка проявляется главным образом в игре, взрослого - в труде» [9, с.166]. Однако, дальнейшее содержание мало увязывается с предметом нашего исследования. Но, с другой точки зрения, - описание большого количества экспериментальных опытов таких исследователей, как Крепелин, Торндайк, Мейманна, Эберта, Уинча, Свифта, Меде и многих других, - материал представляет историко-психологическую ценность, особенно положения, рассматривающие проблемы утомления, усталости и внушения.

С точки зрения рефлексологии написан учебник Н.А.Кабанова «Механика душевной жизни» (1928). Автор не пользуется определением воли, выделяя признаки волевого поступка:

«1) волевой поступок предполагает процесс суждения, мышления;

2) ... характерно длительное сосредоточивание внутреннего внимания; волевое усилие и есть главным образом усилие внимания;

3) волевому поступку предшествует борьба представлений и суждений, т.н. борьба мотивов; волевой поступок является мотивированным;

4) в основе мотивов лежат наши желания и стремления, стоящие в связи с теми или иными чувствами или эмоциями; притом для волевого поступка характерно преобладание высших (более сложных) стремлений; иначе говоря, прошлые переживания и возможные будущие переживания берут верх над чувствами данного момента;

5) мы чувствуем «чувство усилия», с которым удерживаем в сознании определенные представления и понятия;

6) эти усилия мы и ощущаем как проявление нашего «Я».; иначе говоря, благодаря ощущаемым нами усилиям, мы и представляем соответствующие по-

ступок как проявление воли;.....свобода воли и есть наша свобода от непосредственных восприятий данного момента, т.е. возможно меньшая зависимость от них наших поступков;

7) задерживание стремлений и поступков» [7, с.137-139].

Интересны мысли автора о возможности механизации волевых движений, с тем, чтобы «энергия, которая раньше затрачивалась на волевые усилия при таких движениях, теперь освобождается и может быть употреблена на что-либо другое» [7, с.141]. Это позволило бы, по мнению автора, экономить силы и достигать «наибольших результатов путем наименьших усилий и вместе с тем получать возможность почти безгранично расширять приспособленность» человека [7, с.141]. Более того, Н.Кабанов считает, что такая механизация волевых движений приведет к механизации «нравственных (социальных) поступков», а это, в свою очередь, приведет к «механизации нравственного поведения». И далее: «Механизация нравственного поведения делает его легким, привычным, и, разумеется, такое поведение гораздо больше может быть «согрето» высшими чувствами и эмоциями, чем поведение «по чувству долга», с постоянным прео-долеванием низших стремлений, тем более, что преодолевание не может быть так часто успешным, как уже механизированные «привычные» нравственные поступки. Таким образом, приобретаются как бы новые сложные «нравственные инстинкты», которые могут чрезвычайно облегчать жизнь» [7, с.143]. В итоге, автор приходит к выводу, что необходимо «накопление и организация «волевого опыта», который дает «возможность укреплять и расширять волевую деятельность» [7, с.143].

В «Основах психологии» (1931) авторы (П.А.Шеварев, Е.В.Гурьянов, А.А.Смирнов, М.В.Соколов) волю в качестве отдельного процесса не выделяют. Авторы указывают 2 вида простых волевых переживания: желание и нежелание. Также выделяются типы волевых переживаний: 1) интерес, т.е. «желание узнать что-либо» и 2) усилие, т.е. «попытку сделать что-либо трудное», которое может быть либо физическим, либо умственным [13, с.12].

Б.В.Беляев в «Курсе психологии в конспективном изложении» (1940) под волей понимает «психическую функцию, с помощью которой осуществляются действия, направленные к достижению сознательно поставленной цели» [5, с.51].

В учебнике психологии К.Н.Корнилова (1934) мы встречаем подмену понятия «воли» понятием «волевая деятельность», под которой автор понимает «психическое состояние, которое проявляется в активности и выражается в действиях, направленных на достижение этих сознательно поставленных целей» [8, с.143].

Рассматривая методы исследования воли, ученый выделяет следующие:

1) Метод исследования реакции, который заключается в том, что «в лабораторной обстановке воспроизводят волевой акт в различных формах его проявления, причем объективную длительность, интенсивность и форму движения при протекании волевых процессов» [8, с.155]. Исследование сводится к тому, что

испытуемому дается зрительное или слуховое раздражение, на которое он должен отвечать заранее обусловленным движением. При этом как предъявляемые раздражители, так и ответные движения закономерно варьируются, в зависимости от того, какой тип волевых действий подвергается исследованию.

Учитывая, что в каждой реакции человека на внешнее раздражение, по Корнилову, имеется три стороны - быстрота, интенсивность и форма движения, - то применяется три частных метода:

а) хронометрический для измерения быстроты. Хронометрический метод заключается в том, что при помощи особых электрических часов (хроноскоп гиппа) измеряется в тысячных долях секунды время реакции, начиная с момента раздражения до момента ответного движения на него.

б) динамометрический для измерения силы, или интенсивности осуществляется при помощи прибора - динамоскопа Корнилова.

в) моторно-графический метод, регистрирующий форму движения при реакциях при помощи динамоскопа Корнилова.

Опыты, проведенные по этому методу реакций установили различного рода закономерности в протекании волевого процесса. Так, были установлены определенные типы людей:

1. мускульный тип - волевые акты протекают быстро;

2. сенсорный тип - волевые акты протекают медленно;

3. активный тип - волевые акты протекают интенсивно;

4. пассивный тип - волевые акты протекают слабо.

Также в волевом акте была вскрыта роль так называемой детерминирующей тенденции, т.е. роль целевой установки в волевом акте, которая определяет протекание волевого процесса; была вскрыта замедляющая роль усложнения мыслительного процесса на протекание волевых актов и т.п.

2) Метод исследования уверенности, который сводится к точной записи на закопченной поверхности барабана характера всех движений, которые совершает человек, например, при уравнивании одной линии с другой.

3) Метод исследования решительности, который сводится к тому, что испытуемому дается несколько пар картин и предлагается произвести выбор тех из них, которые ему нравятся; при этом регистрируется время как показатель решительности испытуемого при этом выборе.

Спустя некоторое время (день, два, неделя) испытуемому можно вновь предъявить те же самые картины и предложить вновь произвести выбор и затем сравнить результаты с прежним произведенным выбором. Так исследуется у испытуемого устойчивость принятия решения. Тот же самый тест можно использовать для исследования самоуверенности. Для этого испытуемому спустя некоторое время предлагают просмотреть альбом картин и среди других отметить одним крестом те, в которых испытуемый сомневается, что они были при первоначальном исследовании, и двумя крестами отметить те, относительно которых он твердо убежден, что они были им выбраны при первоначальном исследовании.

4) Методы исследования внушаемости воли [8, с.155-158].

К.Корнилов выделяет три метода воспитания воли:

1. Метод интеллектуалистического воспитания воли. «Для воспитания воли необходима прежде всего интенсивная культура мышления» [8, с.158].

2. Эмоциональный метод воспитания воли. «Влияние на детей, с одной стороны, путем похвалы и одобрения, а с другой - путем порицания, является наиболее верным средством для воспитания воли» [8, с.158].

3. Волюнтаристический метод воспитания воли. «.Для воспитания волевого усилия необходимо путем упражнения выработать навык, чтобы всякое принятое решение, достаточно продуманное, переходило в исполнение... .Необходимо включиться в коллектив, связать себя общественным обязательством.. В этом отношении метод социалистического соревнования и ударничества является одним из наилучших методов воспитания воли» [8, с.159].

В этом контексте представляет интерес сравнение двух популярных в свое время учебников психологии, каждый из которых выдержал несколько изданий: учебник Г.Челпанова и учебник К.Корнилова. Оба учебника относились к типологии популярных. Классификация, порядок глав практически повторяют друг друга и являются традиционными для большинства как дореволюционных (в том числе и переводных), так и после 1917 года. На этом фоне заметным являются расхождения в структуре и объеме отдельных глав (относительно общего объема учебника в целом).

главы «Предмет и метод психологии» традиционно открывают учебники, но в учебнике Челпанова - это одна из самых маленьких по объему глав, а у Корнилова - самая большая. Видимо, после 1917 года, методологические вопросы становятся важными и обоснование материалистического подхода в определении предмета психологии - «изучение закономерностей психической деятельности человека» (К.Корнилов) в противоположность «науки о законах душевной жизни» (г.Челпанов).

В учебнике Корнилова появляется новый раздел - «Социальные особенности личности». Конечная цель изучения личности состоит в том, «чтобы наиболее рационально использовать эту личность в общественных целях». Однако изъят традиционный для всех предыдущих учебников раздел «Классификация душевных явлений». В «новом» учебнике такого объединяющего начала нет: психические процессы рассматриваются по отдельности и как рядоположенные.

Сравнивая содержания разделов о воле учебника Г.И.Челпанова (1918, 1926) и учебника К.Н.Корнилова (1934), нельзя не отметить, новизну и относительную легкость восприятия материала в учебнике К.Н.Корнилова. В отличие от философских размышлений и описаний примеров Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилов дает весьма четкое определение воли через состояние активности, выделяя особенности волевого акта. Учитывая, что К.Н.Корнилов был учеником Н.И.Челпа-нова, в описании теорий воли, описании методов исследования воли, в учебнике К.Н.Корнилова присутствует преемственность, как в подаче материала, так и в части содержания, хотя удельный вес относительно меньше. Однако в учебнике

Корнилова отсутствуют главы о самосознании, о бессознательном, гипнотизме. Из понятийного словаря исчезли такие понятия, как «выбор», «свобода воли», «вера», «совесть», «Я», «духовное» и др.

После «реактологической дискуссии» 1931 года К.Н.Корнилов включает раздел «воля» в свои учебники. Более того, вся его дальнейшая научная деятельность впоследствии связывается с проблемой воли в советской психологии.

весьма своеобразным является учебник психологии автора Л.Джемсона, переведенный М.Рейснером (Очерк марксистской психологии, 1925) и изданный в одном случае под редакцией того же М.Рейснера, в другом случае - под редакцией п.п.Блонского (Очерк психологии). причем, данный учебник видимо пользовался популярностью, так как мы встретили четыре его издания.

Автор, не уделяя глубокого внимания понятию воля, лишь указывает, что «разум и воля представляют собой статическую и динамическую стороны сознания, сопровождающего действие, при котором комплексы, плотно сгустившиеся вокруг ассоциаций понятия (знание), преодолевают комплексы, сгустившиеся вокруг ассоциаций ощущений (эмоций)» [6, с.99]. Из этого автор делает вывод о существовании людей с «сильной волей»: «Человек, психические ассоциации которого отличаются глубиной и устойчивостью, но ограничены по своему объему, слывет за обладающего более «сильной волей» чем тот, ассоциативный механизм которого более впечатлителен и гибок» [6, с.98].

Наиболее полное освещение проблема воли получила в труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Однако, основное ее содержание было направлено не на рассмотрение воли как психического явления, а на анализ и характеристику волевого действия. в основе волевого акта лежит трудовая деятельность и волевое действие начинает рассматриваться в виде акта, в котором сознательная цель как закон определяет способ и характер действия. в последствии такая подмена понятия воли понятием «волевое действие» получит достаточно широкое распространение в психологической литературе.

Взгляды С.Л.Рубинштейна на волю менялись. По мнению Рубинштейна «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию» [12, с.183]. Тенденции должествования сходны по своему динамическому проявлению с влечениями, желаниями. ведь переживания «должен» вследствие осознания и принятия личностью могут перерастать в «хочу». «Должное - это общезначимый моральный компонент личностной воли, ... для которого общественно значимое является вместе с тем и личностно значимым» [12, с.186]. Однако, он считал, что «будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Оно всегда опосредовано работой сознания - осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. волевое действие, исходя из побуждений, направляется на осознанную цель» [12, с.589]. «Но пока действия индивида находятся во власти влечений, определяясь непосредственно органическими, природными особенностями индивида, до тех пор у него нет воли в специфическом смысле этого слова. воля в собственном смыс-

ле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним» [11, с.591].

Придавая важную роль сознанию, Рубинштейн пишет: «Воля в подлинном смысле слова есть только там, где есть предметное сознание. Волевое действие опосредуется через сознание личности» [11, с.439]. Также большое внимание уделяется мотивам: «Поскольку в волевой акт необходимо включать мотивы, можно различать уровни волевого акта в зависимости от характера руководящих им мотивов в смысле их общности и объективности» [11, с.445].

В последствии Рубинштейн пересмотрит взгляд на наличие борьбы мотивов как признак волевого поведения. Он пишет: «Действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как мотиву, это и есть «волевые действия»... Сильная воля может быть лишь у человека с четкой и прочной иерархической организацией побуждений или тенденций, участвующих в регуляции его поведения... Иерархическая организация всей системы тенденций или побуждений с типичными для данного человека господством одних и подчинением других определяет волевой облик человека, волю, как характеристику личности, ее характер» [10, с.268]. Но далее С.Л.Рубинштейн говорит: «... борьба мотивов, колебания между различными решениями, необходимость преодолеть внутренние трения не является обязательным, «конституирующим» признаком воли, волевого действия. Они, скорей, - выражение тех препятствий, которые встают на его пути. Сила воли однозначнее определяется преодолением внешних препятствий, выступающих и в виде внутренних трений. Преодоление последних, даже когда оно обнаруживает силу воли, вместе с тем обнажает ее раздвоенность и, значит, слабость... Иногда достаточно осознать одну единственную цель, но осознать ее во всей жизненной значительности, чтобы отпала возможность какой бы то ни

было борьбы мотивов, чтобы человек отдал ей всего себя, всю свою жизнь.... »

[10, с.268].

Таким образом, возникновение воли, по С.Л. Рубинштейну, связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно - произвольно - определяет свое поведение и отвечает за него. Таким субъектом, способным к самопознанию и самоопределению, человек становится через осознание своих отношений с другими людьми, которые регламентируются нравственностью и правом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыршина А.Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 3. С.83-93.

2. Батыршина А.Р. Психология воли и волевой регуляции: библиографический указатель литературы. - М.: Флинта, 2017.

3. Батыршина А.Р. Становление проблемы воли и волевой регуляции в истории отечественной психологии: монография. - Набережные Челны, 2015.

4. Батыршина А.Р., Мазилов В.А. Историко-психологический анализ понятия воли (по материалам русских учебников психологии конца XVIII - начала XX вв.) // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С.144-151.

5. Беляев Б.В. Курс психологии в конспективном изложении. - М., 1940. -

60 с.

6. Джемсон Л. Очерк психологии /Под ред.и с предисл. П.П.Блонского. -М., Б.г. - 164 с.

7. Кабанов Н.А. Механика душевной жизни. Введение в физиологическую психологию. - М.: Работник Просвещения, 1928. - 160 с.

8. Корнилов К.Н. Психология: учеб.пособие для высших педагогических учеб.заведений. - М., 1934. - 160 с.

9. Кравков С.В. Очерк психологии. - М.: Работник Просвещения, 1925. -

182.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. -

703 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. Т.2. - М., 1989. - 328 с.

13. Шеварев П.А. и др. Основы психологии. - М., 1931. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.