психология личности
Батыршина А.Р.
воля как системная форма психической регуляции: Подход М.Я.БАСовА
В историко-психологических исследованиях Л.И.Анцыферовой, Е.А.Буди-ловой, В.А.Кольцовой, О.Г.Носковой, А.В.Петровского, А.А.Смирнова, Е.В.Шо-роховой и других показано, что наиболее интересным является период первой трети ХХ века и особенно хронологический период с начала 20-х до конца 30-х годов. Именно в это время формируется и получает бурное развитие, а также широкий общественный резонанс ряд отраслей психологии, которые вовлекали в свою орбиту значительное число психологов. Они не только решали психологическими средствами важные проблемы образования, воспитания, но и по-новому пытались перестроить ход развития психологической теории. В середине 20-х годов обнаруживается переплетение терминологического аппарата старых и новых, отечественных и зарубежных психологических теорий, различных физиологических, биологических и социологических концепций, философских и идеологических систем. Подобное явление можно было обнаружить в работах многих психологов тех лет, например, В.м.басова, П.П.блонского, Л.С.Выготского, А.б.залкинда, В.я.Струминского и т.д.
В соответствии с программой построения психологии на основах марксизма, выдвинутой в 1923 г. на психоневрологическом съезде К.Н.Корниловым, делались попытки разработки «новых» теорий воли. Впоследствии, к концу 40-х годов ХХ века попытки создать «новую» теорию воли приведут к созданию и выделению различных научных групп ученых: в москве (К.Н.Корнилов, А.В.Веденов, П.А.Рудик, Н.Д.Левитов), в Ленинграде (Ю.А.Самарин, А.Ц.Пу-ни), в Киеве (В.И.Аснин, В.К.Котырло), в Рязани (В.И.Селиванов), в Тбилиси (Ш.Н.Чхартишвили) и др. Не обходили вниманием проблематику воли известные отечественные психологи, такие как, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, м.я.басов, обсуждавшие и предлагавшие различные, построенные на разных теоретических основаниях, подходы в понимании воли.
Своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы воли, по мнению А.В.Петровского, представляет собой концепция, предложенная м.я.басовым - «изучать человека как активного деятеля в окружающей среде» [13]. Введение принципа активности в психологию как основополагающего принципа жизни и развития принадлежит не Басову, однако ученый дает новую трактовку этого принципа, используя его как ключ к пониманию
сложных психических образований. Активность, проявляемую во взаимоотношениях организма со средой, Басов выдвигает истинным объектом психологического изучения.
Анализируя вопросы самобытности и значения волевого элемента в жизни человека [1-7], Басов рассматривает волю как «одно из основных психологических понятий, охватывающее собой всю область сознательных целесообразных действий человека» [2, с.106]. Несмотря на стремление Басова выделить волю в качестве предмета функциональной психологии уже на первоначальных этапах его творчества, по мнению В.С.Мерлина, было ясно выражено стремление отойти от волюнтаристских тенденций [22]. Во-первых, естественнонаучные тенденции проявились в характеристике самого понятия «психические функции». Для Басова частично был характерен эволюционно-биологический, функциональный способ объяснения психических функций, заключающийся в уподоблении их функциям организма. Сохраняя элементы функционализма на первых этапах творческой деятельности (до 1926 г.), Басов впоследствии отказывается от понимания психической жизни по образцу биологической. Во-вторых, естественнонаучные тенденции ученого заключались в попытке преодолеть стену, воздвигнутую функционалистами, между деятельностью психической (функциональной) и реальным поведением. Это стремление воплощается в определении органической связи психической функции и психического содержания. «Связь функции со своим содержанием является органической связью, в результате каковой образуется единство психического процесса» [3; 7]. При этом действие воли заключается в том, что «она обращает сознание к его собственным содержаниям и, таким образом, определяет их течение в известном направлении» [3].
Развивая идею сознательной деятельности, Басов выдвигает объектом исследования поведение, деятельность, формы ее простой и сложной регуляции и роль воли в общей структуре поведения. Так, сравнивая выполнение гимнастических упражнений при максимальной их автоматизации и при максимальном участии волевого усилия, ученый приходит к выводу, что воля не создает каких-либо новых элементов в поведении и в психике, а лишь придает им иную (новую) организацию. Регулирующая функция воли заключается в особой форме организации психической деятельности, при которой последняя становится планомерной и целенаправленной [4].
Решение проблемы воли Басовым идет по линии установления связи воли с другими проявлениями психики: вниманием, установкой, темпом психической деятельности.
Соотношением темпов волевой регуляции в разнородных психических процессах как ощущение-речь и восприятие-память-воображение, направленных на различные объекты деятельности, Басов устанавливает коэффициент корреляции между индивидуальными особенностями волевой деятельности (соответствие темпов движений кисти и речи; произвольных движений руки с темпом движения звуковых впечатлений, благоприятных для восприятия и т.д.). Утвердив факт «родства различных психических процессов в их соотношении»,
Басов указывает на органичность личности, т.е. на взаимную связь ее индивидуальных особенностей [5]. После долгих лет забвения эта линия исследования возобновляется лишь в 70-80-х годах XX века в форме изучения основных психологических симптомокомплексов [12].
Анализ результатов деятельности, которые достигаются при условиях волевого напряжения, приводит Басова к мысли, «что регулятивное действие воли может идти по различным путям: то по пути ускорения, то замедления, то в направлении координации сложных движений» [3]. басов сравнивает эффективность волевого усилия при различных инструкциях у одного и того же испытуемого и в одной и той же деятельности и находит при этом, что одни испытуемые успешнее выполняют требование инструкции ускорить движения, тогда как другие - замедлить эти последние. Одни - увеличивают интенсивность движений, другие - ослабляют. В соответствии с этим басов выделяет четыре основных направления волевой регуляции: вызов процесса - его задержка; ускорение - замедление; усиление - ослабление; управление течением сложных процессов или координация в широком смысле слова [3]. Эта характеристика успешно была применена в типологических исследованиях лаборатории В.С.мерлина.
В одном из опытов под руководством басова, в котором волевой регуляции подвергались три различных психических процесса: «моторный процесс - письмо палочек карандашом; процесс восприятия - вычеркивание буквы по методу Vaschiede; процессы припоминания и воспроизводящего воображения - называние определенной буквы в умственно-представляемом тексте» [3]. Каждый из этих процессов производился в нормальном и максимальном для испытуемого темпе. Всего было проведено 50 сеансов. Резюмируя полученные данные, басов делает заключение общего характера о том, что «волевое усилие в различных процессах и деятельностях одного и того же человека и у разных людей достигает неодинаковых результатов и в качественном и в количественном отношении»
[3].
значительно убедительней реализованы его идеи в аспекте связи воли с различными психическими функциями. Устанавливая, вслед за А.Ф.Лазурским дифференцированные разновидности воли в форме задержки, ускорения, замедления и т.д., в противоположность господствующим в тот период взглядам на природу волевых явлений, как производных, сводимых при анализе к различному роду психическим элементам, басов утверждал за волей самостоятельное, непроизводное бытие. Такое решение вопроса ставило новые психолого-педагогические задачи воспитания и изучения личности.
Вторым шагом басова от волюнтаризма к естественнонаучному представлению о психических образованиях был переход от функционализма к целостному представлению о личности и определению места воли в структуре личности.
м.я. басов указывает, что стремление к сохранению стабильности, устойчивости распространяется не только на элементарные жизненные функции организма, но и на все его проявления, как активного деятеля в среде, в чем и выражается психологический аспект саморегуляции. Он выделяет простую и
сложную формы регуляции поведения. При простой форме регуляции процесс поведения «развертывается как бы прямолинейно, когда каждое последующее звено определяется предыдущим, будучи связанным с ним, так или иначе, по содержанию...» [3]. Такой процесс Басов называет «ассоциативно-детерминируемым (или ассоциативно-регулируемым) процессом» [3]. Простая форма регуляции связана с общей установкой личности и общим направлением ее активности.
При сложной форме регуляции принцип ассоциативной регуляции сохраняется, т.к. каждое предыдущее звено процесса поведения обуславливает возникновение последующего, «но вместе с тем, кроме этих местных связей есть связь центральная, с исходным пунктом, с представлением цели всего процесса» [3]. Это процесс поведения будет назван «апперцептивно-детерминированный (или апперцептивно-регулируемый) процесс». И, по мнению Басова, сложная регуляция - это и есть ни что иное, как воля. Таким образом, под понятием воля он подразумевает психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, прилаживает их друг к другу и перестраивает их в соответствии с поставленной задачей. Власть личности над своими душевными состояниями, указывает Басов, «возможна только при наличии в составе ее душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля» [3].
Проблема определения индивидуальных направлений волевой регуляции остается и сегодня актуальной, решение которой способствует более полному представлению о личности.
Его трактовка воли представляет своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы, в котором волевой акт сводился к элементарным движениям и рассматривался в отрыве от сознания. Рассматривая взаимоотношение внимания и воли, М.Я.Басов характеризует последнюю как основу, «способность к произвольному вниманию» [6, с.23-28] и считает, что воля, как и внимание, своего особого содержания не имеет. Она проявляется внутри восприятия, мышления, деятельности. Исследуя взаимосвязь воли, внимания и ощущения, М.Я.Басов трактует волю как сторону всех познавательных процессов, и именно те стороны, в которой они выступают как сознательная деятельность, направленная на объект. Устанавливая двусторонность волевого направления - от субъекта к объекту - Басов ставит проблему субъект-объектных взаимоотношений. Устанавливая факт наличия регулятивного отношения между произвольным вниманием и волей, Басов утверждает активную позицию субъекта в деятельности, состоящую в самоуправлении процессом течения явлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басов М., Надольская М. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, т.Х, вып.ГУ - Л., 1913.
2. Басов М.Я. Воля // Большая советская энциклопедия. - М., 1929.
3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии // Вопросы
изучения и воспитания личности, 1922, № 4-5.
4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - М.-Л.,
1926.
5. Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, 1914, т.Х1, вып.
III.
6. Басов М.Я. О самобытности и сравнительном значении волевого элемента в душевной жизни человека // Вестник психологии, 1917, т.ХШ, вып.3-5.
7. Басов М.Я. Общие основы педологии: учебное пособие для педвузов. -М.-Л., ГИЗ, 1928.
8. Батыршина А.Р. M.Busov: the Regulatory Function of Will // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 5th International Academic Conference. April 29-30, 2014. St.Louis, Missouri, USA. 298 p. - p.210-216.
9. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы /Под ред. В.А.Барабанщикова. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2010. - С.27-31.
10. Батыршина А.Р. Подходы на проблему воли в отечественной психологии (20-30-е годы ХХ века) // Eastern European Scientific Journal, № 6, 2014. -С.215-220
11. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-11.
12. Берулава, Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. - Москва, 2009. - 175 с.
13. Петровский А.В. История советской психологии. - М.: Просвещение,
1967.
14. Стенографический отчет вечера, посвященного 75-летию со дня рождения психолога, профессора М.Я.Басова. - Л., 1968.
Геворкян Г.Г.
психологические факторы профессиональной успешности официантов как субъектов ресторанной сферы
Центральный компонент деятельности ресторанов составляет работа с клиентами. Поэтому значительную роль в ее совершенствовании играет понимание психологических процессов, разворачивающихся в процессе межличностных контактов. Выявленная в рамках психологии богатая