Научная статья на тему 'Воля как системная форма психической регуляции: подход М. Я. Басова'

Воля как системная форма психической регуляции: подход М. Я. Басова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / М.Я.БАСОВ / ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / RUSSIAN PSYCHOLOGY HISTORY / SOVIET PSYCHOLOGY HISTORY / WILL / VOLITIONAL REGULATION / M. Y. BASOV / PSYCHIC REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

В статье рассматриваются психологические воззрения советского психолога М.Я.Басова, предлагавшего «изучать человека как активного деятеля в окружающей среде». Его трактовка воли представляет своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы. Устанавливая факт наличия регулятивного отношения между произвольным вниманием и волей, Басов утверждает активную позицию субъекта в деятельности, состоящую в самоуправлении процессом течения явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Will as a form of psychic regulation: M.Y. Basov approach

The article deals with the psychological viewpoint of the Soviet psychologist M.Y.Basov, who offered, «to study a man as an active figure in the environment.» His will concept interpretation is an attempt to overcome mechanical solution to the problem. It establishes the fact of regulatory instrument between voluntary attention and will; Basov states an active subject position in activity consisting of self-management existing phenomena

Текст научной работы на тему «Воля как системная форма психической регуляции: подход М. Я. Басова»

психология личности

Батыршина А.Р.

воля как системная форма психической регуляции: Подход М.Я.БАСовА

В историко-психологических исследованиях Л.И.Анцыферовой, Е.А.Буди-ловой, В.А.Кольцовой, О.Г.Носковой, А.В.Петровского, А.А.Смирнова, Е.В.Шо-роховой и других показано, что наиболее интересным является период первой трети ХХ века и особенно хронологический период с начала 20-х до конца 30-х годов. Именно в это время формируется и получает бурное развитие, а также широкий общественный резонанс ряд отраслей психологии, которые вовлекали в свою орбиту значительное число психологов. Они не только решали психологическими средствами важные проблемы образования, воспитания, но и по-новому пытались перестроить ход развития психологической теории. В середине 20-х годов обнаруживается переплетение терминологического аппарата старых и новых, отечественных и зарубежных психологических теорий, различных физиологических, биологических и социологических концепций, философских и идеологических систем. Подобное явление можно было обнаружить в работах многих психологов тех лет, например, В.м.басова, П.П.блонского, Л.С.Выготского, А.б.залкинда, В.я.Струминского и т.д.

В соответствии с программой построения психологии на основах марксизма, выдвинутой в 1923 г. на психоневрологическом съезде К.Н.Корниловым, делались попытки разработки «новых» теорий воли. Впоследствии, к концу 40-х годов ХХ века попытки создать «новую» теорию воли приведут к созданию и выделению различных научных групп ученых: в москве (К.Н.Корнилов, А.В.Веденов, П.А.Рудик, Н.Д.Левитов), в Ленинграде (Ю.А.Самарин, А.Ц.Пу-ни), в Киеве (В.И.Аснин, В.К.Котырло), в Рязани (В.И.Селиванов), в Тбилиси (Ш.Н.Чхартишвили) и др. Не обходили вниманием проблематику воли известные отечественные психологи, такие как, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, м.я.басов, обсуждавшие и предлагавшие различные, построенные на разных теоретических основаниях, подходы в понимании воли.

Своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы воли, по мнению А.В.Петровского, представляет собой концепция, предложенная м.я.басовым - «изучать человека как активного деятеля в окружающей среде» [13]. Введение принципа активности в психологию как основополагающего принципа жизни и развития принадлежит не Басову, однако ученый дает новую трактовку этого принципа, используя его как ключ к пониманию

сложных психических образований. Активность, проявляемую во взаимоотношениях организма со средой, Басов выдвигает истинным объектом психологического изучения.

Анализируя вопросы самобытности и значения волевого элемента в жизни человека [1-7], Басов рассматривает волю как «одно из основных психологических понятий, охватывающее собой всю область сознательных целесообразных действий человека» [2, с.106]. Несмотря на стремление Басова выделить волю в качестве предмета функциональной психологии уже на первоначальных этапах его творчества, по мнению В.С.Мерлина, было ясно выражено стремление отойти от волюнтаристских тенденций [22]. Во-первых, естественнонаучные тенденции проявились в характеристике самого понятия «психические функции». Для Басова частично был характерен эволюционно-биологический, функциональный способ объяснения психических функций, заключающийся в уподоблении их функциям организма. Сохраняя элементы функционализма на первых этапах творческой деятельности (до 1926 г.), Басов впоследствии отказывается от понимания психической жизни по образцу биологической. Во-вторых, естественнонаучные тенденции ученого заключались в попытке преодолеть стену, воздвигнутую функционалистами, между деятельностью психической (функциональной) и реальным поведением. Это стремление воплощается в определении органической связи психической функции и психического содержания. «Связь функции со своим содержанием является органической связью, в результате каковой образуется единство психического процесса» [3; 7]. При этом действие воли заключается в том, что «она обращает сознание к его собственным содержаниям и, таким образом, определяет их течение в известном направлении» [3].

Развивая идею сознательной деятельности, Басов выдвигает объектом исследования поведение, деятельность, формы ее простой и сложной регуляции и роль воли в общей структуре поведения. Так, сравнивая выполнение гимнастических упражнений при максимальной их автоматизации и при максимальном участии волевого усилия, ученый приходит к выводу, что воля не создает каких-либо новых элементов в поведении и в психике, а лишь придает им иную (новую) организацию. Регулирующая функция воли заключается в особой форме организации психической деятельности, при которой последняя становится планомерной и целенаправленной [4].

Решение проблемы воли Басовым идет по линии установления связи воли с другими проявлениями психики: вниманием, установкой, темпом психической деятельности.

Соотношением темпов волевой регуляции в разнородных психических процессах как ощущение-речь и восприятие-память-воображение, направленных на различные объекты деятельности, Басов устанавливает коэффициент корреляции между индивидуальными особенностями волевой деятельности (соответствие темпов движений кисти и речи; произвольных движений руки с темпом движения звуковых впечатлений, благоприятных для восприятия и т.д.). Утвердив факт «родства различных психических процессов в их соотношении»,

Басов указывает на органичность личности, т.е. на взаимную связь ее индивидуальных особенностей [5]. После долгих лет забвения эта линия исследования возобновляется лишь в 70-80-х годах XX века в форме изучения основных психологических симптомокомплексов [12].

Анализ результатов деятельности, которые достигаются при условиях волевого напряжения, приводит Басова к мысли, «что регулятивное действие воли может идти по различным путям: то по пути ускорения, то замедления, то в направлении координации сложных движений» [3]. басов сравнивает эффективность волевого усилия при различных инструкциях у одного и того же испытуемого и в одной и той же деятельности и находит при этом, что одни испытуемые успешнее выполняют требование инструкции ускорить движения, тогда как другие - замедлить эти последние. Одни - увеличивают интенсивность движений, другие - ослабляют. В соответствии с этим басов выделяет четыре основных направления волевой регуляции: вызов процесса - его задержка; ускорение - замедление; усиление - ослабление; управление течением сложных процессов или координация в широком смысле слова [3]. Эта характеристика успешно была применена в типологических исследованиях лаборатории В.С.мерлина.

В одном из опытов под руководством басова, в котором волевой регуляции подвергались три различных психических процесса: «моторный процесс - письмо палочек карандашом; процесс восприятия - вычеркивание буквы по методу Vaschiede; процессы припоминания и воспроизводящего воображения - называние определенной буквы в умственно-представляемом тексте» [3]. Каждый из этих процессов производился в нормальном и максимальном для испытуемого темпе. Всего было проведено 50 сеансов. Резюмируя полученные данные, басов делает заключение общего характера о том, что «волевое усилие в различных процессах и деятельностях одного и того же человека и у разных людей достигает неодинаковых результатов и в качественном и в количественном отношении»

[3].

значительно убедительней реализованы его идеи в аспекте связи воли с различными психическими функциями. Устанавливая, вслед за А.Ф.Лазурским дифференцированные разновидности воли в форме задержки, ускорения, замедления и т.д., в противоположность господствующим в тот период взглядам на природу волевых явлений, как производных, сводимых при анализе к различному роду психическим элементам, басов утверждал за волей самостоятельное, непроизводное бытие. Такое решение вопроса ставило новые психолого-педагогические задачи воспитания и изучения личности.

Вторым шагом басова от волюнтаризма к естественнонаучному представлению о психических образованиях был переход от функционализма к целостному представлению о личности и определению места воли в структуре личности.

м.я. басов указывает, что стремление к сохранению стабильности, устойчивости распространяется не только на элементарные жизненные функции организма, но и на все его проявления, как активного деятеля в среде, в чем и выражается психологический аспект саморегуляции. Он выделяет простую и

сложную формы регуляции поведения. При простой форме регуляции процесс поведения «развертывается как бы прямолинейно, когда каждое последующее звено определяется предыдущим, будучи связанным с ним, так или иначе, по содержанию...» [3]. Такой процесс Басов называет «ассоциативно-детерминируемым (или ассоциативно-регулируемым) процессом» [3]. Простая форма регуляции связана с общей установкой личности и общим направлением ее активности.

При сложной форме регуляции принцип ассоциативной регуляции сохраняется, т.к. каждое предыдущее звено процесса поведения обуславливает возникновение последующего, «но вместе с тем, кроме этих местных связей есть связь центральная, с исходным пунктом, с представлением цели всего процесса» [3]. Это процесс поведения будет назван «апперцептивно-детерминированный (или апперцептивно-регулируемый) процесс». И, по мнению Басова, сложная регуляция - это и есть ни что иное, как воля. Таким образом, под понятием воля он подразумевает психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, прилаживает их друг к другу и перестраивает их в соответствии с поставленной задачей. Власть личности над своими душевными состояниями, указывает Басов, «возможна только при наличии в составе ее душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля» [3].

Проблема определения индивидуальных направлений волевой регуляции остается и сегодня актуальной, решение которой способствует более полному представлению о личности.

Его трактовка воли представляет своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы, в котором волевой акт сводился к элементарным движениям и рассматривался в отрыве от сознания. Рассматривая взаимоотношение внимания и воли, М.Я.Басов характеризует последнюю как основу, «способность к произвольному вниманию» [6, с.23-28] и считает, что воля, как и внимание, своего особого содержания не имеет. Она проявляется внутри восприятия, мышления, деятельности. Исследуя взаимосвязь воли, внимания и ощущения, М.Я.Басов трактует волю как сторону всех познавательных процессов, и именно те стороны, в которой они выступают как сознательная деятельность, направленная на объект. Устанавливая двусторонность волевого направления - от субъекта к объекту - Басов ставит проблему субъект-объектных взаимоотношений. Устанавливая факт наличия регулятивного отношения между произвольным вниманием и волей, Басов утверждает активную позицию субъекта в деятельности, состоящую в самоуправлении процессом течения явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басов М., Надольская М. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, т.Х, вып.ГУ - Л., 1913.

2. Басов М.Я. Воля // Большая советская энциклопедия. - М., 1929.

3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии // Вопросы

изучения и воспитания личности, 1922, № 4-5.

4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - М.-Л.,

1926.

5. Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, 1914, т.Х1, вып.

III.

6. Басов М.Я. О самобытности и сравнительном значении волевого элемента в душевной жизни человека // Вестник психологии, 1917, т.ХШ, вып.3-5.

7. Басов М.Я. Общие основы педологии: учебное пособие для педвузов. -М.-Л., ГИЗ, 1928.

8. Батыршина А.Р. M.Busov: the Regulatory Function of Will // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 5th International Academic Conference. April 29-30, 2014. St.Louis, Missouri, USA. 298 p. - p.210-216.

9. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы /Под ред. В.А.Барабанщикова. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2010. - С.27-31.

10. Батыршина А.Р. Подходы на проблему воли в отечественной психологии (20-30-е годы ХХ века) // Eastern European Scientific Journal, № 6, 2014. -С.215-220

11. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-11.

12. Берулава, Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. - Москва, 2009. - 175 с.

13. Петровский А.В. История советской психологии. - М.: Просвещение,

1967.

14. Стенографический отчет вечера, посвященного 75-летию со дня рождения психолога, профессора М.Я.Басова. - Л., 1968.

Геворкян Г.Г.

психологические факторы профессиональной успешности официантов как субъектов ресторанной сферы

Центральный компонент деятельности ресторанов составляет работа с клиентами. Поэтому значительную роль в ее совершенствовании играет понимание психологических процессов, разворачивающихся в процессе межличностных контактов. Выявленная в рамках психологии богатая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.