Научная статья на тему 'Проблема воли в советской психологии 20-30-х годов хх века: постановка и решение'

Проблема воли в советской психологии 20-30-х годов хх века: постановка и решение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF RUSSIAN PSYCHOLOGY / ВОЛЯ / WILL / ВОЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLITIONAL ACTIVITY / СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА / SOVIET PSYCHOLOGY OF THE 20-30S OF THE 19TH CENTURY / А.А.КАЭЛАС / A.A. KAELAS / А.А / A.A. DERNOVA-YARMOLENKO / E.A. ARKIN / E.S. NIKITINA / V.A. ARTEMOV / P.L. ZAGOROVSKY / N.D. LEVITOV

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

В статье автором дается обзор взглядов и подходов советских психологов 20-30-х годов (А.А. каэлас, А.А. Дернова-Ярмоленко, Е.А. Аркин, Е.С. Никитина, В.А. Артемов, П.Л. Загоровский, Н.Д. Левитов) на проблему воли и волевого поведения человека, вышедшая из психологического поля XIX века. В период бурного развития новых отраслей психологии разработка психологических конструктов происходила неодинаково интенсивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF WILL IN THE SOVIET PSYCHOLOGY OF THE 20-30-IES OF THE 20TH CENTURY: STATING AND SOLVING

In the article the author gives an outline of the views and approaches of Soviet psychologists of the 1920s-1930s (A.A. Kaelas, A.A. Dernova-Yarmolenko, E.A. Arkin, E.S. Nikitina, V.A. Artemov, P. Z. Zagorovsky, N.D. Levitov) to the problem of will and volitional human behavior emerged from the psychological field of the 19th century. The development of psychological constructs occurred with unequal intensity in the period of rapid development of new branches in psychology.

Текст научной работы на тему «Проблема воли в советской психологии 20-30-х годов хх века: постановка и решение»

19. рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

20. Словарь Академии российской. В 6-ти тт. Т.4. СПб., 1973.

21. Узденов Т.М., китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.

Батыршина А.Р.

проблема воли в советской психологии 20-30-х годов хх века: постановка и решение

В отечественных историко-психологических исследованиях Л.И.Анцыферо-вой, Е.А.Будиловой, А.Н.Ждан, В.А.кольцовой, О.Г.Носковой, А.В.Петровского, А.А.Смирнова, Е.В.Шороховой и других показано, что одним из интересных периодов с точки зрения становления основ психологии в россии является первая треть хх века и особенно хронологический период с начала 20-х до конца 30-х годов. Именно в это время формируются и получают бурное развитие новые отрасли психологии, которые вовлекали в свою орбиту значительное число психологов. Они не только решали психологическими средствами важные проблемы образования, воспитания, но и по-новому пытались перестроить ход развития психологической теории.

В середине 20-х годов обнаруживается переплетение терминологического аппарата старых и новых отечественных и зарубежных психологических теорий, различных физиологических, биологических и социологических концепций, философских и идеологических систем. Подобное явление можно было обнаружить в исследованиях многих психологов тех лет, например, в работах М.Я.Басова, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Б.Залкинда, В.Я.Струминского и т.д. Однако, разработка психологических конструктов происходила неодинаково интенсивно и в числе невостребованных и малоизучаемых оставалась проблема воли и волевого поведения человека, вышедшая из психологического поля XIX века.

Одним из ведущих направлений, продолжавших выделять и рассматривать волю как один из психических процессов, была психология Г.И.Челпанова. Ученики Г.И.Челпанова в конце 20-х годов создавали свои психологические лаборатории,

в которых продолжали исследовать многие вопросы так называемой «старой» психологии. В данном случае, речь идет о Психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании, которая разрабатывала вопросы развития эмоциональных и волевых процессов у ребенка. Руководителем лаборатории был один из учеников и ассистентов Г.И.Челпанова - А.А.Каэлас (1880-1920), в 1917-1918 году - доцент Московского университета. Одна из работ А.А.Каэласа, изданная в 1917 году в журнале «Психология и дети» так и называлась «О воле и ее воспитании» [6]. По мнению А.Каэласа, наиболее полно и обстоятельно разработана психология воли в работах метафизического характера, в противоположность ей, в эмпирической психологии, интерес к воле «чрезвычайно ничтожен» [6, с.119]. Более того, передовые течения современной психологии (к.Х1Х - н.ХХ вв.) не признают волю элементом психики. Именно это положение в психологии делает суждение о воле и ее воспитании весьма трудным и «даже рискованным делом» [6, с.120]. Делая исторический обзор современных концепций, автор делает вывод, что в немецкой и французской психологии воля не выделяется «как особый психический элемент» [6, с.121].

В целом, автор не предлагает теории воспитания воли, даже не указывает конкретные способы воспитания волевой сферы. Главной целью статьи ученого является указание о «систематичности и уяснении задач воспитания воли». Учитывая, что статья датирована 30 октябрем 1917 года, и фактом, что автору остается жить не больше двух лет, обращения именно к проблеме воли в особых исторических и идеологических условиях не может не поражать.

Исторический интерес представляет работа врача Августы Александровны Дернова-Ярмоленко «Педологические основы воспитания» (1925), в которой рассматривается два вида воли: активная и сдерживающая. Воля рассматривается как сложный акт поведения, связанный с хотением и стремлением, порожденные внешними и внутренними побуждениями. Поскольку в основе побуждений лежат инстинкты, то «наступательный инстинкт ведет к выработке активной воли, а оборонительный - тренирует сдерживающую волю» [4, с.183]. У ребенка, по мнению автора, «задерживающая воля» находится в зачаточном состоянии, она вырабатывается постепенно и последовательно, благодаря: а) столкновению с окружающим ребенка материальным и социальным миром, б) разумному воспитанию, особому установлению правильного порядка жизни.

С выработкой волевых усилий, как считает Дернова-Ярмоленко, тесно связана выработка внимания, последовательность которой она видит в «способности к двигательным функциям; способности выполнить свое хотение или сдержаться - волевое усилие; во внимании, которое тоже есть акт воли, обозначает усилие сосредоточить свои воспринимающие аппараты на чем-либо одном, избранном» [4, с.181].

Волевая деятельность в реактологическом и отчасти рефлексологическом направлениях в значительной степени игнорировалась как предмет психологического исследования. В «Учебнике психологии» К.Н.Корнилова (1929) она даже не упоминается, и мы не находим реактологических аналогов термина «воля». Именно

на примере воли реактологическая концепция выявляла свой механизм, который не оставлял места принципу сознательного регулирования ответной деятельности. Воля формулировалась как функция координации и внутренней регуляции деятельности. В рамках понимания психологии как науки о поведении построить сколько-нибудь убедительную теорию воли не представлялось возможным из-за присущего поведенчеству механического подхода к человеку и его деятельности.

Обсуждение проблемы воли на это время рассматривалось крайне негативно. Это было связано с тем, что в научно-теоретическом плане воля рассматривалась в качестве духовной способности, неотчуждаемой от личного бытия человека. Все из известных на то время в психологии авторов концепций воли суть волевого действия находили во внутренних процессах сознания и усилия советских ученых были направлены на поиски объективных - социокультурных обоснований для актов воли. Именно поэтому, характерная для субъективной психологии телеологическая трактовка волевого акта (например, у Н.О.Лосского) вызывала протест со стороны сторонников поведенческой психологии.

Попыткой преодолеть механистический вариант решения проблемы воли, не уходя от основы поведенчества, представляет собой концепция, предложенная М.Я.Басовым. Подход М.Я.Басова рассматривать волю к структуре деятельности заложил основу для экспериментального исследования волевого процесса. Так, в данном контексте заслуживает внимания работа Е.С.Никитиной «Волевой процесс у трудного и нормального ребенка» [8]. Определяя волевой процесс как центральную функцию мозга регулирующей процессы психики, Никитина указывает, что только эмоциональная сфера развивается без участия волевой сферы.

В волевом процессе Никитина выделяет следующие элементы:

1) склонность к волевому усилию - «максимум энергии, который может проявить человек при известном требовании» (субъективно ощущается как максимум напряжения);

2) склонность к волевой задержке - «максимум энергии, направленный на погашение той или иной реакции на эмоциональный возбудитель»;

3) быстрота принятия решения, т.е. «способность переходить непосредственно к действию после полученного впечатления без процесса выбора и борьбы мотивов при принятом решении»;

4) устойчивость волевого усилия, т.е. его длительность;

5) устойчивость волевой задержки, т.е. ее длительность [8, с.180].

Причем, наиболее важными и характерными элементам и волевого процесса,

по мнению Никитиной, являются склонность к волевой задержке, устойчивость волевого усилия и волевой задержки. Именно эти показатели характеризуют волевой тип личности.

Для выяснения сущности волевого процесса Никитина изучала его проявления у т.н. нормальных, средней одаренности детей от 5 до 16 лет и т.н. трудных детей (психопатов) от 8 до 16 лет.

Исследование волевого процесса было начато с исследования импульсивности. как указывает Никитина, импульсивность не есть волевой процесс, это

отрицание волевого процесса. Это максимальная быстрота принятых решений, настолько быстрая, что волевой элемент не участвует и все ограничивается простым рефлексом. Таким образом, импульсивность - это способность на раздражение отвечать действием, без какой-либо борьбы мотивов при принятии решения, когда раздражение исходит даже из нескольких элементов.

Результаты испытаний показали, что у нормальных детей время затрачивается в основном на внутренний процесс обдумывания, и акт хватания происходит координированным движением, у трудных детей (в особенности абуликов) все время затрачивается на беспорядочные движения. Никитина делает предположение, что если у первых происходит процесс выбора, с последующей регуляцией движений, у абуликов наблюдается наплыв беспорядочных импульсов при отсутствии какой-либо или малой регуляции.

Исследование волевого усилия происходило с использованием методики на соотношение между т.н. нормальным и максимальным темпом. По данным М.Я.Басова (1914) и Надольской (1913), психический темп находит выражение во внешних двигательных процессах, как речь, движение руки. По другим результатам исследователей (Е.Никитиной, 1914; М.Я.Басов, Надольская, 1913) выяснилось, что максимальный темп является не только результатом нервного подъема и возбуждения, но он родственен тем процессам, которые требуют большого сосредоточения и напряжения.

За объективный показатель волевого усилия исследователь использовал отношение максимального темпа (как выразитель наибольшего напряжения энергии) к нормальному (как выразитель естественной скорости психических процессов). Склонность к волевому усилию у испытуемого будет тем больше, чем выше у него разница между нормальным и максимальным темпом.

Результаты испытаний показали, что трудновоспитуемые дети по своей склонности к волевому усилию в основной массе мало отличаются от нормальных детей. Никитина объясняет тем, что трудные дети в основном находятся в возбужденном состоянии, деятельны и на момент регистрации способны на напряжение своей энергии.

Результаты исследования позволили сделать вывод: эмоциональное возбуждение повышает темп работы, но ухудшает ее качество. Следовательно, чтобы ухудшения не возникало, испытуемый должен затратить известную энергию на погашение возбуждения, препятствующего работе. Никитина делает предположение, что тем испытуемым, которым удавалось затратить усилия на погашение возбуждения, тем удалось лучше сдержать себя и меньше сделать ошибок во второй серии эксперимента. Данные испытания показали, что у нормальных детей школьного возраста склонность к волевой задержке была в два раза выше, чем у трудновоспитуемых школьников.

Экспериментальное изучение волевых процессов интересовало не только русских психологов. Так, В.А.Артемов в «Детской экспериментальной психологии: школьный возраст» (1929) описывает опыты Блюме, который экспериментально исследовал вопрос о развитии воли у детей в условиях естественного эксперимен-

та. В данных целях он использовал известную игру: как можно дольше смотреть в одну точку без моргания и без смеха. Опыту были подвергнуты 150 детей школьного возраста. Во время эксперимента дети сидели перед зеркалом. результаты опыта указывают, что 6-8-летник девочки имеют большее усилие воли, чем мальчики. кривая развития воли у девочек падает в возрасте 9 и 12 лет, у мальчиков понижение происходит в 11 лет. к 13 годам у обоих полов скачкообразно повышается способность к волевому усилию. В поведении детей, автор различает два момента - рассматривание своего взгляда и противостояние позыву моргать. Для того и другого решающее значение имеет волевая установка, особенно в начале опыта: уверены ли дети в своем успехе или сомневаются заранее. Тест неподвижного взгляда был применен автором также к целому классу, где дети все смотрели в одну общую точку. Невыдержавшие выходили из опыта, который продолжался до того момента, пока и победитель не сдавался. Прочного соотношения между волевой способностью и общим развитием установлено не было [1, с.73]

П.Л.Загоровский (1930) в работе «Тесты характера», делая обзор тестов характера, опубликованных за рубежом и оценивая их научную и практическую ценность, отмечает недостаточность изучения поведения человека при ограничении исследования только интеллектуальной стороной личности. Автор указывает, что целостную личность в ее приспособлении к среде характеризует не столько интеллект, сколько по Декроли «те качества личности, благодаря которым создается успех в жизни» [5 с.561].

Поскольку исторически тесты употреблялись, главным образом, для измерения интеллектуального развития, в 20-30-е годы стали появляться серии тестов по измерению «практической одаренности», морального уровня и пр. Занимаясь разработкой так называемых «тестов характера», т.е. несложных технически и массовых испытаний, которые позволили бы определить «волевую» или «социальную» одаренность личности, выявить особенности двигательных реакций, эмоциональных форм поведения, определить формы социального поведения личности.

В рамках психотехники, ученые пытались подвергнуть волевую сферу психотехническим испытаниям. Особое место принадлежит психотехническим методам изучения эмоционально-волевой готовности к работе в работах Н.Д.Ле-витова (1928). Психотехники при составлении профессиограмм всегда отмечают разного рода эмоциональные и волевые качества, нужные для работы. У американских исследователей часто фигурирует термин «личность», который скрывает в себе все то, что остается в индивидууме за вычетом физического состояния и умственной сферы. Не только для профессиональной ориентации, в которой интересы и воля ориентирующегося должны стоять на первом плане, но и для профессионального подбора существенно определение эмоционально-волевой готовности. Однако, по мнению Н.Левитова, это определение наталкивается на целый ряд особых затруднений.

«Во-первых, область эмоций и воли в психологии является гораздо менее разработанной, чем область интеллекта. Не существует еще ни совершенно устойчивой терминологии, ни общепризнанных анализов. Даже в такой основной теме,

как природа инстинкта имеются достаточно разнообразные оттенки понимания.

Во-вторых, эмоции и волевые состояния с большим трудом поддаются регистрации при помощи аппаратов или тестов в индивидуальном эксперименте, еще труднее их «уловить» при массовом эксперименте, где сама коллективность, внушение, идущее от товарищей, может изменить установку испытуемых.

В-третьих, вызывать у себя эмоцию или известную сторону активности воли гораздо труднее для испытуемых, чем проявить известное качество интеллекта.

В-четвертых, эмоции так изменчивы, что повторные испытания одного и того же эмоционального состояния очень затруднительны.

В-пятых, испытания эмоций и воли еще труднее проконтролировать, чем испытания интеллекта. В последнем случае еще есть известная возможность проверки при помощи пробных работ, учета школьных успехов или отзывов об умственных способностях; область же эмоций и воли настолько сложна и загадочна, что нельзя найти ни пробной работы, ни достаточной схемы для школьных наблюдений, которые служили бы надежным методом контроля эксперимента [7, с.199].

Н.Д.Левитов и другие психотехники в свои работах ссылаются на серию тестов профессора Дж.Даунея (1919) <<^-Т.»^Ш-ТетрегатеП;), которая являлась одной из простых методик исследования формальных качеств темперамента и воли. Под волей и темпераментом Дж.Дауней понимает более или менее устойчивые внутренние предрасположения, продуктами которых является характер. Дж.Дауней выдвинул понятие «волевого профиля» и предложил методику его исследования. Черты характера, по Даунею, сводятся, главным образом, к двигательным особенностям человека, поэтому тесты характера Даунея являются тестами для испытания моторики.

На основании данных, полученных от исследования своей серией тестов, Дауней устанавливает ряд типов профилей воли юношей, находит положительные соотношения между интеллектуальной одаренностью и высотой профиля, указывает на то, что на основании данных исследования можно делать и известные практические выводы (например, оказывается, что у психопатов волевой профиль является резко пониженным) [7, с.562].

Для поиска решения, таким образом, можно было продвигаться в разных направлениях. Например, пересмотреть значимость элементов структуры волевого акта (К.Н.Корнилов), рассмотреть волю как частную организационную форму, имеющую наиболее сложный регулятивный механизм (М.Я.Басов), разработка варианта психолого-педагогической интерпретации явлений духовной природы (воли) у В.М.Экземплярского.

Проблема побудительных сил поведения входила в ту область психологии, которая трактовалась с самого начала в духе механистического мировоззрения. Развитие ее, как и всей психологии, на новых марксистских основах должно было перестроить всю систему исходных понятий, которыми назывались такие явления, как энергия, инстинкт, побуждения, страсти, воля и т.д.

ЛИТЕрАТУрА

1. Артемов В.А. Детская экспериментальная психология: школьный возраст. - М.-Л., 1929.

2. Батыршина А.Р. Воля как системная форма психической регуляции: подход М.Я.Басова // Гуманизация образования, 2016, № 5. - С.45-49.

3. Батыршина А.Р. Воспитание «благородства воли» в работах А.А.Каэлас // Гуманизация образования, 2017, № 1. - С.4-7.

4. Дернова-Ярмоленко А. Педологические основы воспитания. - Орел: Изд-во Красная книга, 1925.

5. Загоровский П.Л. Тесты характера // Психология, т.Ш, вып.4., 1930. -С.561-563.

6. Каэлас А.С. О воле и ее воспитании // Психология и дети, 1917, №6-8 (октябрь-декабрь). - С.118-150.

7. Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. - М.: Из-дание Мосздравотдела, 1928.

8. Никитина Е.С. Волевой процесс у трудного и нормального ребенка // Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология) /Под ред. В.М.Бехтерева. - Л., 1926, № 2-3. -С.180-197.

Китова Д.А.

перспективы исследования психологии отношений в условиях глобальных изменений

В современных условиях развития мирового сообщества усиливаются глобальные изменения: возрастает влияние крупных транснациональных корпораций на национальные экономики, увеличивается скорость перемещения капиталов, создаются предпосылки к разрушению устойчивых экономических систем, изменяется традиционный уклад жизни людей, трансформируются мировоззренческие позиции, культурные ценности и поведенческие стереотипы.

рассматривая развитие глобальных процессов, одни специалисты видят в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.