Научная статья на тему 'Исследование воли в рамках психической регуляции: подход М. Я. Басова'

Исследование воли в рамках психической регуляции: подход М. Я. Басова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование воли в рамках психической регуляции: подход М. Я. Басова»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛИ В РАМКАХ ПСИХИЧЕСКОИ РЕГУЛЯЦИИ:

ПОДХОД М.Я.БАСОВА

Батыршина Альфия Робертовна

Канд.пед.наук, доцент кафедры гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса, г.Набережные Челны

В историко-психологических исследованиях Е.А.Будиловой, С.А. Богданчикова, А.Н.Ждан, В.А.Кольцовой, О.Г.Носковой, А.В.Петровского, А.А.Смирнова и других показано, что наиболее интересным, сложным для интерпретации периодом является хронологический период с н.20-х до к.30-х годов, характеризующийся бурным развитием психологии. Однако, разработка психологических вопросов происходила неодинаково интенсивно и в числе наименее изученных по-прежнему оставалась проблема воли и волевого поведения человека, вышедшая из поля психологической науки XIX века.

В соответствии с программой построения психологии на основах марксизма, выдвинутой в 1923 г. на психоневрологическом съезде К.Н.Корниловым, делались попытки разработки «новых» теорий воли. Впоследствии, к концу 40-х годов ХХ века попытки создать «новую» теорию воли приведут к созданию и выделению различных научных групп ученых: в Москве (К.Н.Корнилов, А.В.Ве-денов, П.А.Рудик, Н.Д.Левитов), в Ленинграде (Ю.А.Самарин, А.Ц.Пуни), в Киеве (В.И.Аснин, В.К.Котырло), в Рязани (В.И.Селиванов), в Тбилиси (Ш.Н.Чхартишвили) и др. Не обходили вниманием проблематику воли известные отечественные психологи, такие как, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, М.Я.Басов, обсуждавшие и предлагавшие различные, построенные на разных теоретических основаниях, подходы в понимании воли.

Своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы воли, по мнению

A.В.Петровского (1967) представляет собой концепция, предложенная М.Я.Басовым - «изучать человека как активного деятеля в окружающей среде» [8]. Введение принципа активности в психологию как основополагающего принципа жизни и развития принадлежит не Басову, однако ученый дает новую трактовку этого принципа, используя его как ключ к пониманию сложных психических образований. Активность, проявляемую во взаимоотношениях организма со средой, Басов выдвигает истинным объектом психологического изучения.

Анализируя вопросы самобытности и значения волевого элемента в жизни человека [1-7], Басов рассматривает волю как "одно из основных психологических понятий, охватывающее собой всю область сознательных целесообразных действий человека" [2, с.106].

Несмотря на стремление Басова выделить волю в качестве предмета функциональной психологии уже на первоначальных этапах его творчества, по мнению

B.С.Мерлина, было ясно выражено стремление отойти от волюнтаристских тенденций [9]. Во-первых, естественнонаучные тенденции проявились в характеристике самого понятия "психические функции". Для М.Я.Басова частично был характерен эволюционно-биологический, функциональный способ объяснения психических функций, заключающийся в уподоблении их функциям организма. Сохраняя элементы функционализма на первых этапах творческой деятельности (до 1926 г.), М.Я.Басов впоследствии отказывается от понимания психической жизни по образцу биологической.

Во-вторых, естественнонаучные тенденции ученого заключались в попытке преодолеть стену, воздвигнутую функционалистами, между деятельностью психической

(функциональной) и реальным поведением. Это стремление воплощается в определении органической связи психической функции и психического содержания. «Связь функции со своим содержанием является органической связью, в результате каковой образуется единство психического процесса» [3; 7]. При этом действие воли заключается в том, что «она обращает сознание к его собственным содержаниям и, таким образом, определяет их течение в известном направлении» [3].

Развивая идею сознательной деятельности, М.Я.Басов выдвигает объектом исследования поведение, деятельность, формы ее простой и сложной регуляции и роль воли в общей структуре поведения. Так, сравнивая выполнение гимнастических упражнений при максимальной их автоматизации и при максимальном участии волевого усилия, М.Я.Басов приходит к выводу, что воля не создает каких-либо новых элементов в поведении и в психике, а лишь придает им иную (новую) организацию. Регулирующая функция воли заключается в особой форме организации психической деятельности, при которой последняя становится планомерной и целенаправленной [4].

Решение проблемы воли М.Я.Басовым идет по линии установления связи воли с другими проявлениями психики: вниманием, установкой, темпом психической деятельности.

Интересно решается М.Я.Басовым вопрос о связи воли с темпом психической деятельности. Отталкиваясь от мысли, развиваемой А.Ф.Лазурским, В.Штерном, Э.Мейманом, Э.Крепелиным, о наличии у каждого человека своей индивидуальной скорости течения психофизиологической жизни, Басов ищет индивидуально-психологические признаки темпа деятельности [1; 3; 5]. С этой целью ученый исследует индивидуальные особенности двигательно-волевых, т.е. психомоторных процессов. Свои заключения Басов строит на основании сопоставления и психологического анализа данных, полученных экспериментальными методами (эргографическим, кинема-тометрическим, выстукивания такта, речевых движений, звуковых впечатлений, письма палочек, вычеркивания букв по методу Vaschied'e на специально заготовленных листах, называния определенной буквы в умственно представляемом тексте [3] и данных, полученных методами бесед, естественного эксперимента, наблюдения (особенностей первоначального волевого импульса, процесса работы, внешнего вида и т.д.) и интроспекции (описание пережитого процесса при выполнении задания). Басов приходит к выводу, что темп движений и других процессов активности является индивидуальным признаком личности и всегда наблюдается в характерных для данной личности пределах в зависимости от внутренних и внешних условий деятельности. Кроме привычного, стационарного темпа для каждого человека существует и индивидуальный оптимальный темп, который "от привычного психического темпа психологически отличается наличностью волевого усилия" [1, с.38]. Путь от привычного до максимального темпа психической деятельности сопровождается напряжением волевого процесса, который набирает свою скорость тоже до максимума. Басов экспериментально устанавливает прямо пропорциональную зависимость между темпом и волевым напряжением. "Пределы

достижений от темпа обычной регулятивной установки до возможного максимального темпа, который может быть достигнут путем специальной регуляции" [7, с.461], Басов связывает с индивидуальными различиями, обусловленными особенностями темперамента.

Стремясь подойти ближе к пониманию природы явления, Басов всегда анализировал структуру, архитектонику изучаемого объекта и входящие в него структурные элементы. Не составила исключения и проблема воли. Им совершена была первая попытка сопоставить между собой несколько разновидностей простого волевого акта, отличающихся друг от друга по объектам, на которые направлено волевое усилие, и по результатам, которые при этом достигаются.

Соотношением темпов волевой регуляции в разнородных психических процессах как ощущение-речь и восприятие-память-воображение, направленных на различные объекты деятельности, Басов устанавливает коэффициент корреляции между индивидуальными особенностями волевой деятельности (соответствие темпов движений кисти и речи; произвольных движений руки с темпом движения звуковых впечатлений, благоприятных для восприятия и т.д.). Утвердив факт «родства различных психических процессов в их соотношении», Басов указывает на органичность личности, т.е. на взаимную связь ее индивидуальных особенностей [5]. После долгих лет забвения эта линия исследования возобновляется лишь в 70-80-х годах наши дни в форме изучения основных психологических симптомокомплексов [9].

Анализ результатов деятельности, которые достигаются при условиях волевого напряжения, приводит Басова к мысли, "что регулятивное действие воли может идти по различным путям: то по пути ускорения, то замедления, то в направлении координации сложных движений" [3]. Басов сравнивает эффективность волевого усилия при различных инструкциях у одного и того же испытуемого и в одной и той же деятельности и находит при этом, что одни испытуемые успешнее выполняют требование инструкции ускорить движения, тогда как другие - замедлить эти последние. Одни - увеличивают интенсивность движений, другие - ослабляют. В соответствии с этим М.Я.Басов выделяет четыре основных направления волевой регуляции: вызов процесса - его задержка; ускорение - замедление; усиление - ослабление; управление течением сложных процессов или координация в широком смысле слова [3]. Эта характеристика успешно была применена в типологических исследованиях лаборатории В.С.Мерлина.

Для части психологов (А.Моссо, А.Бинэ, Г.Эббин-гауза, С.Топалова) факт, "что многие виды душевной деятельности происходят тем быстрее, чем больше мы сосредоточиваем на них свое внимание" [10, с.185] представлялся неоспоримым, но и не поддающимся дальнейшему анализу. М.Я.Басов опровергает скептическое убеждение относительно непознаваемости механизмов регулятивной деятельности. Он выдвигает "объективную меру волевого усилия" - количественную, выраженную в "величине того прироста, который испытуемое лицо дает в максимальном темпе сравнительно с темпом привычным" [4, с.34], и качественную, выраженную в коэффициенте работы, исчислявшемся отношением количества правильно выполненных элементов действий к общему количеству элементов.

В одном из опытов под руководством Басова, в котором волевой регуляции подвергались три различных психических процесса: "моторный процесс - письмо палочек карандашом; процесс восприятия - вычеркивание буквы по методу Vaschiede; процессы припоминания и

воспроизводящего воображения - называние определенной буквы в умственно-представляемом тексте" [3]. Каждый из этих процессов производился в нормальном и максимальном для испытуемого темпе. Всего было проведено 50 сеансов.

Резюмируя полученные данные, Басов делает заключение общего характера о том, что "волевое усилие в различных процессах и деятельностях одного и того же человека и у разных людей достигает неодинаковых результатов и в качественном и в количественном отношении" [3].

Басов высказывает догадку о корреляции динамики прироста и коэффициента работы с порогом утомления, типологическими особенностями личности, но не развил эти мысли. Отметим только, проблема темпа в психологии исторически возникла на основе проблемы утомления. Особенно широко экспериментальные исследования утомления развернулись с развитием психотехники, выдвинувшей задачу определения оптимальной продолжительности рабочего времени. Разработкой вопросов утомления занимались: И.Сикорский (1878), Э.Крепелин (1898) А.Бинэ и В.Анри (1899), М.Оффнер (1911) и др.

Значительно убедительней реализованы его идеи в аспекте связи воли с различными психическими функциями. Устанавливая, вслед за А.Ф.Лазурским дифференцированные разновидности воли в форме задержки, ускорения, замедления и т.д., в противоположность господствующим в тот период взглядам на природу волевых явлений, как производных, сводимых при анализе к различного рода психическим элементам, Басов утверждал за волей самостоятельное, непроизводное бытие. Такое решение вопроса ставило новые психолого-педагогические задачи воспитания и изучения личности.

Вторым шагом Басова от волюнтаризма к естественнонаучному представлению о психических образованиях был переход от функционализма к целостному представлению о личности и определению места воли в структуре личности [7].

М.Я. Басов указывает, что стремление к сохранению стабильности, устойчивости распространяется не только на элементарные жизненные функции организма, но и на все его проявления, как активного деятеля в среде, в чем и выражается психологический аспект саморегуляции. Он выделяет простую и сложную формы регуляции поведения. При простой форме регуляции процесс поведения «развертывается как бы прямолинейно, когда каждое последующее звено определяется предыдущим, будучи связанным с ним так или иначе по содержанию...» [3]. Такой процесс Басов называет «ассоциативно-детерминируемым (или ассоциативно-регулируемым) процессом» [3]. Простая форма регуляции связана с общей установкой личности и общим направлением ее активности.

При сложной форме регуляции принцип ассоциативной регуляции сохраняется, т.к. каждое предыдущее звено процесса поведения обуславливает возникновение последующего, «но вместе с тем, кроме этих местных связей есть связь центральная, с исходным пунктом, с представлением цели всего процесса» [3]. Это процесс поведения будет назван «апперцептивно-детерминированный (или апперцептивно-регулируемый) процесс». И, по мнению Басова, сложная регуляция - это и есть ни что иное, как воля. Таким образом, под понятием воля он подразумевает психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, прилаживает их друг к другу и перестраивает их в соответствии с поставленной задачей [3]. Власть личности над своими душевными состояниями, указывает Басов, «возможна только

при наличии в составе ее душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля» [3].

Проблема определения индивидуальных направлений волевой регуляции остается и сегодня актуальной, решение которой способствует более полному представлению о личности.

Таким образом, оригинальность подхода М.Я.Басова к проблеме воли определялась тем, что, испытывая влияние теорий А.Ф.Лазурского об экзо- и эндоэлементах психики и К.Штумпфа о психических функциях и феноменах, ученый стремился выяснить, в какой связи находятся эндогенные (отождествляемые с понятием психических функций) и "средовые происхождения" психических свойств, с одной стороны, и функциональная и феноменальная стороны психических процессов, с другой.

Его трактовка воли представляет своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы, в котором волевой акт сводился к элементарным движениям и рассматривался в отрыве от сознания. Рассматривая взаимоотношение внимания и воли, М.Я.Басов характеризует последнюю как основу, "способность к произвольному вниманию» [6, с.23-28] и считает, что воля, как и внимание, своего особого содержания не имеет. Она проявляется внутри восприятия, мышления, деятельности. Исследуя взаимосвязь воли, внимания и ощущения, М.Я.Басов трактует волю как сторону всех познавательных процессов и притом ту их сторону, в которой они выступают как сознательная деятельность, направленная на объект. Устанавливая двусторонность

волевого направления - от субъекта к объекту - Басов ставит проблему субъект-объектных взаимоотношений. Устанавливая факт наличия регулятивного отношения между произвольным вниманием и волей, Басов утверждает активную позицию субъекта в деятельности, состоящую в самоуправлении процессом течения явлений.

Список литературы:

1. Басов М., Надольская М. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, т.Х, вып.^. - Л., 1913.

2. Басов М.Я. Воля // ст. «Большая советская энциклопедия». - М., 1929.

3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии // Вопросы изучения и воспитания личности, 1922, № 4-5.

4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - М.-Л., 1926.

5. Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, 1914, т.Х1, вып.Ш.

6. Басов М.Я. О самобытности и сравнительном значении волевого элемента в душевной жизни человека // Вестник психологии, 1917, т.ХШ, вып.3-5.

7. Басов М.Я. Общие основы педологии. Учебное пособие для педвузов. - М.-Л., ГИЗ, 1928.

8. Петровский А.В. История советской психологии. -М.: Просвещение, 1967.

9. Стенографический отчет вечера, посвященного 75-летию со дня рождения психолога, профессора М.Я.Басова. - Л., 1968.

10. Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1911.

ДИНАМИКА СТРАТЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧАСТИЯ В СПОРТИВНОМ АРТТРЕНИНГЕ

Можно один раз выиграть соревнование, но тысячи людей один раз что-то выигрывали. Удержаться на пьедестале - это самое сложное. Порой меньше людей в повседневности подвержены стресс-факторам, чем спортсмены - конфликты с тренером и товарищами по команде, предыдущие неудачи, плохой сон и аппетит, завышенные требования, длительный переезд к месту соревнований -и это только предсоревновательные стресс-факторы. Добавим к ним соревновательный аспект - неудачи на старте, необъективное судейство, реакции зрителей, болевой финишный синдром [3] - и перед нами полная картина напряжения, с которой сталкивается спортсмен.

Насколько удачно и каким образом спортсмен справляется со стрессом, во многом определяет результат соревнований. Следовательно, важно и актуально обучать спортсменов методам психологической саморегуляции, формировать конструктивные копинг-стратегии поведения.

Целью работы является исследовать динамику стратегий копинг-поведения спортсменов под влиянием методов арт-терапии.

Исследование было проведено на юношах футбольных команд в возрасте 11 -12 лет. В исследовании приняли участие 50 человек.

Использовались следующие методы:

Психодиагностические

Диденко Александра Андреевна

Аспирант кафедры психологии РГУФКСМиТ, Москва

• Методика диагностики стресс-совладающего поведения (коппинг-поведение в стрессовых ситуациях) Д. Амирхана [1].

• Методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса [2];

• Методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика [4].

Методы арт-терапии

• Изотерапия;

• Сказкотерапия;

• Изготовление коллажа;

• Танцевально-двигательная терапия;

• Музыкотерапия.

Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была проведена психодиагностика исследуемых факторов, формирование экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, разработка программы спортивного арттренинга (САрТ). На втором этапе спортсмены экспериментальной группы в течение шести месяцев принимали участие в САрТ с частотой встреч один раз в неделю, продолжительностью 90 минут. Спортсмены контрольной группы тренировались в обычном режиме. На третьем этапе была проведена оценка произошедших изменений в стратегиях копинг-поведения футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.