Научная статья на тему 'Регулятивная функция и физиологическая основа воли'

Регулятивная функция и физиологическая основа воли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2242
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / СИЛА ВОЛИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ / ТРУДНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / WILL / WILL POWER / STRONG-WILLED QUALITIES / STRONG-WILLED REGULATION / STRONG-WILLED TENSION / SELF-GOVERNMENT / UNDERSTANDING OF THE PURPOSE / DIFFICULTY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саттарова Г.И.

В данной статье мы высказываем свое отношение к проблеме воли, основываясь на ряде учений и классификаций ученых по отношению к физиологической основе регулятивной функции и воли, и волевых действий, а также стремимся к их всестороннему анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory function and the physiological basis of the will

In this article we define the position to a will problem, based on a number of doctrines and classifications of scientists in relation to a physiological basis of regulatory function and will, and strong-willed actions, and also we strive for their comprehensive analysis.

Текст научной работы на тему «Регулятивная функция и физиологическая основа воли»

УДК159

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЛИ13

Г. И. Саттарова, Карши государственный университет (Карши, Узбекистан), e-mail: ped_mahorat@inbox.ru

Резюме. В данной статье мы высказываем свое отношение к проблеме воли, основываясь на ряде учений и классификаций ученых по отношению к физиологической основе регулятивной функции и воли, и волевых действий, а также стремимся к их всестороннему анализу.

Ключевые слова: воля, сила воли, волевые качества, волевая регуляция, волевое напряжение, самоуправление, осознание цели, трудность, активность.

Заключения и предположения о регулятивной способности в отношении психических профессов и событий встречаются даже в произведениях Аристотеля. Вопросы внутренней направленности воли не только на внешние действия, но и на внимание, лишь описаны в работах А.Бэна и Т.Рибо. Но авторы не ставили её в качестве отдельной проблемы исследования. Следует отметить, что для Ч.Шеррингтона и И.М.Сеченова, которым удалось творчески развить учение о саморегуляции К.Бернера, появилась возможность четко определить идею регуляции поведения, как самостоятельный процесс. Как категорично интерпретировали Ч.Шеррингтон и И.М.Сеченов, саморегуляция, будучи в связи с сознанием человека, не нуждается в наличии отдельной психической ткани, именующейся волей, но воплощается посредством деятельности определенных нервных центров, связанных с осознанным отображением.

Как писал Ч.Шеррингтон: "Иными словами, реакции рефлекторных дуг управляются механизмами, деятельность которых связана с

13Статья рекомендована Бафаевым М.М. (Бухара, Узбекистан), рецензент Чу-пров Л. Ф, канд. психол. наук, гл. редактором научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

сознанием. Этими высшими центрами тот или иной рефлекс может быть остановлен, запущен или модифицирован в его реакции с таким разнообразием и с очевидной независимостью от внешних раздражителей, что будет наивным прийти к заключению о существовании самопроизвольного внутреннего процесса..." [6].

И.М.Сеченов выступает против признания воли самостоятельной силой, способной побуждать действия или тормозить их, модифицировать их в процессе осуществления, выступал И. М. Сеченов. Признавая реальность произвольного (волевого) поведения и его произвольной регуляции, И. М. Сеченов искал конкретные механизмы (физиологические и психические), которые управляют таким поведением. Причину действий человека автор видит в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действию определенный смысл, и считает, что "безличной холодной воли мы не знаем; то же, что считается продуктом ее совместной деятельности с чувством и разумом, может быть прямо выводимо из последних" [7].

М.Я.Басов превратил регулятивную функцию воли в предмет своего научного анализа. По его мнению, воля психический механизм, с его помощью человек регулирует свои психические функции, перемещает их в соответствии с решением задачи, согласовывает их. Человек может установить контроль над своими психическими состояниями, если в составе его душевного единства есть регулятивный фактор. Здоровый человек всегда занимает такой фактор во вселенной. Его название воля [1; 4]. Как он утверждает, в "регуляции акта" всегда возникает регулятивная функция воли. Автор рассматривает волевое усилие как субъективное выражение регуляции волевой функции или явление, одинаковое с вниманием, которое именуется различными терминами. По предположениям Басова, разум регулируется абстрактностью мышления, эмоции, действий, сознания. Воля не обладает способностью произвести мысль или действие, потому как она их только регулирует.

Признавая за волей функции побуждения и выбора действий, Л. С. Выготский главным в проблеме воли считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Отсюда меняется и контекст, в котором ставится вопрос о воле. Первичной проблемой становится не порождение действия, а "овладение собой". В рамках этой проблемы воля

есть одна из стадий "овладения собственным поведением". Волю Л. С. Выготский рассматривает как высшую психическую функцию, как "продукт исторического развития", поэтому "всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический" [2; 7]. Поскольку всякая высшая психическая функция в ее первоначальных формах есть, по мнению Л. С. Выготского, процесс внешний и часто разделенный между двумя людьми, то первые формы овладения собственными процессами видятся им в использовании внешних стимулов, в намеренной организации среды, вызывающей определенное поведение.

По Э.Г.Гозиеву, воля - это господство человека над собой, своими чувствами, мыслями, действиями. Говоря другими словами, воля -сознательное управление человеком своим поведением, умение достигать поставленных целей, несмотря ни на что [3]. Воля дает возможность предотвращать внутренние барьеры, а также преодолевать внешние барьеры. Он добивается воплощения в себе всех волевых качеств, необходимых для ликвидации трудностей. Поэтому волевые действия -комплекс осознанных действий, непосредственно связанных с внутренними и внешними препятствиями на пути достижения цели.

По-нашему, волевые действия человека и способность к таким действиям возникает в трудовой и социальной деятельности, в образовательном процессе. Условия социального быта, различные потребности требуют от людей их удовлетворять, осваивать и предполагают действия, направленные на их перестройку. В коллективном труде развивается нервная система человека, в частности его высшее проявление - головной мозг, совершенствуется, и именно поэтому психическую жизнь личности можно назвать плодом или свойством мозга. Поэтому в результате нарушений мозговой деятельности возникают изменения и в психике. Пропорциональная работа всех разделов коры головного мозга обеспечивает нормальную психологическую деятельность человека.

Воздействие на природу человека входит в обдуманный, запланированный вид деятельности, направленный на определенные цели. Поэтому в процессе коллективного труда в людях пробуждается осознание цели и планирование дела перед его выполнением, активно

приступать к нему и воздерживать себя от ненужных действий, одолевать трудности на пути достижения цели, способность осознанного управления своих действий, умения и сообразительность. В результате внешних воздействий во Вселенной, окружающей среде в человеке совершенствуются волевые качества, в результате появляется воля.

По мнению великих ученых, впечатления, возникающие у человека во внешнем мире, выражаются в его мозге, отображаются в нем в виде эмоций, мыслей, склонностей, волевых действий, "идеальных устремлений".

Таким образом, волевые действия определяются социально-историческими условиями места жительства человека. После изменения в обществе общественных отношений, межличностного общения изменяются и цели, поставленные человеком перед собой, мотивы, побуждающие человека к деятельности.

Значит, воля совершенствуется в непосредственной связи с такими психологическими категориями, как знания, эмоции, в результате взаимовоздействия формируется и совершенствуется в общественном быту и индивидуальной жизни человека. Именно поэтому целесообразно разработать стилевые позиции экспериментального исследования воли и диагностировать показатели развития ее регуляции.

Воля отображается не только во внешних действиях, но и отчетливо бросается в глаза, когда человек не делает лишних движений, не осуществляет ненужные действия. Воля человека проявляется в осознанном управлении своих действий, выполнении первичной, необходимой работы, принуждении себя к управлению своими потребностями, отказа при этом от всех желаний, побуждающих к ним, а также в преодолении всех трудностей. Препятствия, которые мешают человеку в преодолении своих целей подразделяются на внутренние и внешние. Преодоление внутренних и внешних препятствий для достижения намеченных целей осуществляется с помощью осознанных действий.

Волевые действия связаны как с побуждающими, так и с тормозящими процессами, эти процессы взаимодействую между собой. Слова И.П.Павлова о том, что мы, норамльные люди востоянно воздерживаем себя от определенных действий и слов, не означает ли это

направление тормозных импульсов на определенные пункты больших полушарий, не потеряли своей актуальности и по сей день [5; 6]. Не утратили своей важности также и опыты И.П. Павлова.

Опыты И. П. Павлова, проведенные на животных, не затрагивали существа произвольности и волевого регулирования поведения, тем более что у человека управление своим поведением намного сложнее и касается не только произвольных движений, но и познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. В настоящее время нельзя ограничиться простой констатацией условно-рефлекторной природы произвольных актов, надо искать конкретные физиологические особенности тех реакций, которые относят к разряду произвольных.

Близкое к павловскому понимание воли имелось и у ряда западных физиологов и психологов, а также у отечественного психолога Н. Н. Ланге. Суть их представлений сводилась к тому, что волевые движения — это приобретенные в онтогенезе, выученные реакции. Волевые движения определялись как влияние приобретенных индивидом в его личном опыте представлений и ассоциаций на врожденный нервный механизм рефлексов. Над низшей нервной системой рефлекторных механизмов образовалась в ходе эволюции видов особая система высших нервных регуляторов, составляющих передний мозг (мозговые полушария) которые, отражая раздражения чувствительных центров, организуют их в определенные системы ассоциационных комплексов (т. е. системы воспоминаний личного прошлого опыта индивида), а затем оказывают возбуждающее и регулирующее влияние на двигательные центры низшей системы, производя то, что называют волевыми, сознательными действиями.

Таким образом, как отмечал Н. Н. Ланге, волевая деятельность отличается тем, что «в рефлексивный, или инстинктивный сенсомоторный процесс вставляется сложный опосредующий член, изменяющий как сенсорную, так и моторную его половину, именно в смысле особой "центральной" переработки этих по существу"периферических процессов". Сенсорные

впечатления при этой "центральной" переработке выступают уже не в виде простых ощущений, но в систематизированных рядах сложных перцепций, воспоминаний, ассоциаций и понятий, чувства в виде различных форм, разнообразных эмоций личности и, наконец, движения в различных видах индивидуализированных волевых навыков»

Следуя учению И. П. Павлова, В. И. Селиванов [1992] пишет, что «воля — не врожденное явление. Она формируется в процессе всей жизни человека и прежде всего в процессе целенаправленного воспитания» [с. 182]. С этим можно согласиться, но при этом не следует сводить волю к павловским условным рефлексам и в то же время отрицать наличие в волевых проявлениях (особенно когда речь идет о так называемой «силе воли») врожденных механизмов и задатков.

С. Л. Рубинштейн писал, что «свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов непосредственной ситуации, не означает, что поведение человека недетерминировано его непосредственным окружением, что оно вообще не детерминировано. Волевые действия не менее детерминированы и закономерны, чем непроизвольные — импульсивные, инстинктивные, рефлекторные — движения, но только закономерность и детерминированность их иная. Из непосредственной она становится опосредованной. Волевое действие опосредуется через сознание личности» [там же, с. 590]. Функция воли, отмечал В. И. Селиванов, состоит в сознательном регулировании человеком деятельности и поведения. Этот автор писал: «Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков» [1986, с. 112].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в физиологической основе каждого волевого действия лежит сложная динамика процессов движения и торможения в головном мозге. Если процесс движения слабый, у человека ослабевает волевая активность, иногда даже возникает состояние апатии. В результате ослабевания

процессов торможения становятся слабыми такие процессы, как самоконтроль, выносливость, умение держаться, упорядочение своих действий. Здоровое состояние и нормальная деятельность больших полушаров, регулирующих работу членов организма и его взаимосвязь с внешней средой, дают возможность человеку осознанно управлять себя, свои действия и поведение.

В человеке растут способности в осознании цели и умении ставить их перед собой, планирования, активного вовлечения в деятельность и воздержание от лишних действий, преодолении трудностей на пути достижения цели, осознанного управления своими действиями. Согласно законам психологии, в результате воздействия внешних факторов, окружающей среды разиваются волевые качества и появляется воля. Но образцы некоторых психологических направлений пропагандируют мысль, что действия человека не связаны с внешними факторами и они не подчиняются никаким законам. Но большинство психологов мира, преследующие позицию, противоречащую данной теории, считают, что впечатления, возникающие у человека вследствие внешнего мира отображаются в его мозге в качестве эмоций, мыслей, желаний, волевых действий. Говоря другими словами, стремления и пожелания человека, его цели созданы в объективном мире.

Мы думаем, что волевые действия определяются социально-историческими условиями бытия человека. Существует мнение, что вследствие изменения межличностных и межгрупповых отношений изменяются и цели человека, мотивы, побуждающие его к деятельности, качества волевых действий, стремления и желания, свои цели созданы миром.

В основе волевых действий лежит сложный психологический механизм. Данный механизм включает в себя своеобразными и общими, т.е. охватывает состав деятельности, направленной на любую задачу. В отличие от импульсивных и ситуативных обстоятельств, выполняющих функцию осознанного управления деятельность общего механизма считается посредником по внутреннему интеллектуальному плану. При этом для достижения поставленной цели в данном конкретном случае для поиска искуссного действия и средств направлен план внутреннего интеллекта. Но управление такой формы (регуляция) не означает, что оно

обладает характеристикой сущности волевого действия. Своеобразие заключается в том, что осознанная цель, поставленная в качестве ведущего мотива воплощается самостоятельно, наличие внутреннего интеллектуального плана является исключительным раздражителем при его организации.

Существует феномены воли, основные из них выражаются в терминах абулия и апраксия. В частности, абулия - это состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Апраксия -затрудненность конструирования целого из отдельных элементов. Как показывают материалы патопсихологической сети, если повреждение нервных тканей происходит в лобной части мозга, в таком случае в свободном исправлении действий проявятся нарушения.

И абулия, и апраксия свойственна тяжелобольным людям с тяжелой психикой, они из относительно редкостных, феноменальных психопатологических явлений. По нашим личным наблюдениям, слабость воли, встречающаяся в процессе образования в отношениях "учитель-учитель", "ученик-ученик", "педагогический коллектив-индивидуальная личность" не связана с патологией мозга, а является продуктом эмоционально-чувственного, волевого, когнитивного и регулятивного воздействия в формировании личности ученика в учебной, образовательной деятельности, применения неправильных средств при построении хода обшения. Нехватка смелости у учеников, слабость свободы, немощь выдержки,, нарушение поведения, отсутствие непоколебимости в итоге приводит к психопатологии воли.

Литература:

1. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. Пг.,

1922

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3, 5.

3. Гозиев Э. Общая психология. Издание национального общества философов Узбекистана. Т., 2010. - 278 с.

4. Ильин Е. П. Дифференциально-психофизиологические аспекты эмоциональноволевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции.

Симферополь, 1986 с.89.

5. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд.- СПб.: Питер,2009. - 368 с.

6. Иванников В. А.Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие.М.,2006

7. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М.,1952. Вып. 1.

Sattarova G. I. Regiljativnaja funkcija i fiziologicheskaja osnova voli / G. I. Sattarova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4,

— • —

Abstract. In this article we define the position to a will problem, based on a number of doctrines and classifications of scientists in relation to a physiological basis of regulatory function and will, and strong-willed actions, and also we strive for their comprehensive analysis.

Keywords: will, will power, strong-willed qualities, strong-willed regulation, strong-willed tension, self-government, understanding of the purpose, difficulty, activity.

Сведения об авторе

Гулнора Икромовна Саттарова. Старший научный сотрудник-соискатель Карши ГУ (Карши, Узбекистан).

© Г. И. Саттарова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 20.01.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.