Научная статья на тему 'Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД'

Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВЫЕ СОСТОЯНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРЕПЯТСТВИЙ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА ОВД / СОСТОЯНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / СОСТОЯНИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ / СОСТОЯНИЕ РЕШИМОСТИ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / WILL / VOLUNTARY REGULATION / VOLITIONAL STATES / MOTIVATIONAL APPROACH / REGULATORY APPROACH / TO OVERCOME INTERNAL AND EXTERNAL OBSTACLES / SELF-REGULATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES OFFICER OF DEPARTMENT OF THE INTERIOR / THE STATE OF MOBILIZATION READINESS / STATE OF CONCENTRATION / STATE DETERMINATION / GOAL-DIRECTED BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникеева Н. В.

Приводится обзор современных исследований волевой регуляции в научной психологии, ее роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Рассматриваются основные подходы к пониманию воли, дается общая оценка основных направлений изучения воли и волевой регуляции деятельности в научной психологии, воли как сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VOLUNTARY REGULATION OF PROFESSIONAL EMPLOYEE OF DEPARTMENT OF THE INTERIOR

This article provides an overview of current research in the voluntary regulation of scientific psychology and its role in professional ATS staff. The author examines the main approaches to understanding and will give an overall assessment of the main areas of study will and voluntary regulation of activity in scientific psychology. In its most general form of the concept will be defined as the conscious control of human behavior and activities associated with overcoming internal and external obstacles.

Текст научной работы на тему «Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД»

гой науке эвристическую функцию. Достижения одной науки становятся достижением другой и в целом система наук о человеке совершенствуется, поднимаясь с одного уровня развития на другой, более сложный и трудный для исследования.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1978.

2. Анцыферова Л.И. К психологии формирования личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 4—8.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1982.

5. БрушлинскийА.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000.

7. Карпов А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис. М., 2000.

8. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта. Ярославль, 2007.

9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М., 2002.

10. Ковшев Е.М. Социальная рефлексия: структура, формы, функции. М., 1998.

11. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.

12. Шохин В.К. Проект персоналогической антропологии и философия ценностей // Вопросы философии. 2002. № 6.

РОЛЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Н.В. АНИКЕЕВА,

преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Е-т ail:lepisar@m ail.ru

Аннотация. Приводится обзор современных исследований волевой регуляции в научной психологии, ее роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Рассматриваются основные подходы к пониманию воли, дается общая оценка основных направлений изучения воли и волевой регуляции деятельности в научной психологии, воли как сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые состояния, мотивационный подход, регулятивный подход, преодоление внутренних и внешних препятствий, саморегуляция, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости, целенаправленное поведение.

THE ROLE OF THE VOLUNTARY REGULATION OF PROFESSIONAL EMPLOYEE OF DEPARTMENT OF THE INTERIOR

N.V. ANIKEEVA,

lecturer department of psychology Moscow university of the Interior Ministry of Russia

Annotation. This article provides an overview of current research in the voluntary regulation of scientific psychology and its role in professional ATS staff. The author examines the main approaches to understanding and will give an overall assessment of the main areas of study will and voluntary regulation of activity in scientific psychology. In its most general form of the concept will be defined as the conscious control of human behavior and activities associated with overcoming internal and external obstacles.

Keywords: will, voluntary regulation, volitional states, motivational approach, regulatory approach, to overcome internal and external obstacles, self-regulation, professional activities officer of department of the Interior, the state of mobilization readiness, state of concentration, state determination, goal-directed behavior.

Профессиональная деятельность в органах внутренних дел отличается интенсивностью и напряженностью, которые обусловлены различными факторами: выполнением служебных обязанностей в жестко

ограниченные сроки; наличием количественных критериев оценки успешности деятельности; постоянным взаимодействием с людьми, в том числе и с социально неблагоприятным контингентом; непредсказуемостью

и экстремальностью условий деятельности; необходимостью принятия быстрых и правильных решений.

В служебной деятельности сотрудники ОВД подвергаются воздействию неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональной деятельности. Важнейшим показателем психологической подготовленности сотрудников выступает умение сдерживать эмоциональные проявления, контролировать собственное поведение, а также способность не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. В этих ситуациях необходимо проявлять волевую активность, побуждающую к преодолению этих трудностей и препятствий.

Следовательно, гарантией успешности выполнения профессиональной деятельности сотрудниками выступают хорошо развитые морально-психологические и волевые качества: смелость, решительность, самообладание. В структуре профессионально-важных качеств сотрудника волевые качества и волевая регуляция в целом занимают одно из важнейших мест.

Волевые качества личности сотрудника принимают участие в осуществлении самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции поведения с позиций норм права и морали. Уровень развития волевых свойств имеет существенное значение в тех ситуациях, когда затруднен внешний контроль общества за поведением сотрудника, а также в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности.

К важнейшим профессионально-волевым качествам, необходимым сотруднику для эффективного выполнения практической деятельности, относятся:

♦ способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях (решительность);

♦ настойчивость и упорство в преодолении возникающих трудностей;

♦ самостоятельность и инициативность в принятии ответственных решений;

♦ способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности;

♦ самообладание и умение контролировать собственное поведение, и эмоции и др.

Понимание воли в современной психологической литературе различными исследователями неоднозначно. Так, В. Вундт рассматривает волю как сложный длительный эмоциональный процесс, который, в отличие от аффектов и простых чувствований, непосредственно связан с конечным волевым актом или поступком. Он отмечает, что, несмотря на все свое-

образие волевых процессов, они не содержат в себе никаких специфических элементов сознания и могут быть разложены на простые чувствования.

Л.С. Выготский определял волю как высшую психическую функцию, сущность которой состоит в овладении человеком своим поведением и психическими процессами, включая мотивацию.

Продолжая традиции культурно-исторического подхода к проблеме воли, Л.И. Божович характеризовала ее как «способность человека настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внешних или внутренних препятствий»1.

С.Л. Рубинштейн представлял волю как определенным образом организованную совокупность желаний, участвующих в побуждении и регуляции деятельности.

Д.Н. Узнадзе и его учениками была разработана теория воли, в рамках которой импульсивной установке, порождаемой актуальной ситуацией, противопоставляется волевая установка как специфическое психическое образование, порождаемое воображаемой ситуацией.

Несколько иное понимание психологических механизмов целенаправленного поведения сложилось в моделях, рассматривающих волю как часть системы саморегуляции поведения.

Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей или на преодоление внутренних трудностей. При этом под саморегуляцией понимаются процессы, позволяющие субъекту управлять собственным поведением в изменяющихся условиях. Регуляция включает в себя преднамеренное или автоматизированное управление мыслями, эмоциями, поведением, вниманием. Процесс саморегуляции возникает в ситуации, когда на пути к достижению поставленной цели возникают внешние или внутренние препятствия.

Помимо такого подхода в современной психологической науке воля рассматривается и как проблема самодетерминации. С этой позиции понятие воля используется для объяснения поведения, которое детерминировано не наличными, актуальными, ситуативными факторами, а абстрактными, идеальными, умозрительными представлениями субъекта, т.е. активности, идущей от самого человека.

Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью, которая, прежде всего, обес-

1 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2001.

106

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

печивается тем, что произвольные процессы направлены на осуществление контроля за выполнением действия, сознательное и преднамеренное управление деятельностью.

Иными словами, системная концепция психики рассматривает волю как одно из многих проявлений личности, как осознанный процесс достижения осознанных целей, включающий осознанные мотивы, произвольные и осознанные познавательные процессы, осознанную целенаправленную деятельность.

Большинство современных психологов, как отечественных, так и зарубежных, изучающих волевые процессы, неизбежно выходят на рассмотрение проблем регуляции и саморегуляции поведения. Данный подход обеспечивает возможность системного изучения волевых процессов и явлений и позволяет рассматривать волевую регуляцию в контексте других форм психической регуляции.

Говоря о произвольной и непроизвольной психической регуляции, В.А. Иванников отмечает, что наличие взаимопереходов между формами регуляции заставляет думать о континууме реакций, где произвольные и непроизвольные реакции представляют разные полюса этого ряда, между которыми располагается множество переходных форм, допускающих произвольную регуляцию по одному или нескольким параметрам.

Большинство исследователей отмечает, что волевая регуляция является личностной формой произвольной регуляции. Как пишет К.А. Абульханова-Слав-ская: «Способность организации собственной активности — ее мобилизации, направления, согласования с объективными требованиями и активностью других людей — важнейшая характеристика личности как субъекта деятельности и, одновременно отличительная черта личностного уровня регуляции деятельности»2.

Таким образом, если традиционно воля понимается как процесс реализации детерминирующей тенденции, как преодоление препятствий, то в современной трактовке подчеркивается системный функциональный характер этого явления.

Волевые состояния изучались Н.Д. Левитовым, А. Пуни, Ф. Геновым и другими исследователями.

Е. П. Ильин относит к волевым состояниям3:

♦ состояние мобилизационной готовности,

♦ состояние сосредоточенности,

♦ состояние решимости и др.

Состояние мобилизационной готовности отражает самонастраивание на полную мобилизацию

своих возможностей, причем нужных именно для данной деятельности. Мобилизации способствует четкая постановка задания. Иногда включаются эмоциональные механизмы, поддерживающие это состояние.

Состояние сосредоточенности связано с преднамеренной концентрацией внимания, что обеспечивает эффективность восприятия, мышления, запоминания и т.д.

Состояние решимости предполагает готовность к действию, готовность инициировать действие при наличии риска или неприятных последствий. Оно достаточно кратковременно и связано с самодисциплиной.

Сегодня существуют теории, рассматривающие волю как в качестве части системы саморегуляции, так и в моделях целенаправленного поведения. Но во всех подходах волевая регуляция понимается как процесс, который участвует в овладении человеком собственными поведением и психическими процессами, в том числе и мотивационными. Отсюда психологическое исследование воли связано с концепцией системной детерминации поведения и прогнозированием возможных вариантов поступков сотрудника в ситуациях внешнего давления, преодоления барьеров и трудностей в процессе достижения профессиональных целей, сохранения психологической устойчивости в опасных для жизни ситуациях.

Таким образом, качество выполнения задач по защите интересов личности и государства, охране общественного порядка во многом зависит от профессионально-волевых качеств сотрудников и создания соответствующих условий для их формирования, развития и самовоспитания.

Литература

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006.

2. Пуни А.Ц. Психологические особенности волевой подготовки в спорте. М., 1977.

3. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. СПб., 2003.

4. Хекхаузен Х. «Мотивация и деятельность. СПб.-М., 2003.

5. Шляпников В.Н. «Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии» // Вопросы психологии. 2009. № 2.

2 Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности: мат-лы советско-финского симпозиума. М., 1982.

3 ИльинЕ.П. «Психология воли». СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.