Научная статья на тему 'Динамика стратегий копинг-поведения футболистов 11-12 лет в результате участия в спортивном арттренинге'

Динамика стратегий копинг-поведения футболистов 11-12 лет в результате участия в спортивном арттренинге Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика стратегий копинг-поведения футболистов 11-12 лет в результате участия в спортивном арттренинге»

при наличии в составе ее душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля» [3].

Проблема определения индивидуальных направлений волевой регуляции остается и сегодня актуальной, решение которой способствует более полному представлению о личности.

Таким образом, оригинальность подхода М.Я.Басова к проблеме воли определялась тем, что, испытывая влияние теорий А.Ф.Лазурского об экзо- и эндоэлементах психики и К.Штумпфа о психических функциях и феноменах, ученый стремился выяснить, в какой связи находятся эндогенные (отождествляемые с понятием психических функций) и "средовые происхождения" психических свойств, с одной стороны, и функциональная и феноменальная стороны психических процессов, с другой.

Его трактовка воли представляет своеобразную попытку преодолеть механистический вариант решения проблемы, в котором волевой акт сводился к элементарным движениям и рассматривался в отрыве от сознания. Рассматривая взаимоотношение внимания и воли, М.Я.Басов характеризует последнюю как основу, "способность к произвольному вниманию» [6, с.23-28] и считает, что воля, как и внимание, своего особого содержания не имеет. Она проявляется внутри восприятия, мышления, деятельности. Исследуя взаимосвязь воли, внимания и ощущения, М.Я.Басов трактует волю как сторону всех познавательных процессов и притом ту их сторону, в которой они выступают как сознательная деятельность, направленная на объект. Устанавливая двусторонность

волевого направления - от субъекта к объекту - Басов ставит проблему субъект-объектных взаимоотношений. Устанавливая факт наличия регулятивного отношения между произвольным вниманием и волей, Басов утверждает активную позицию субъекта в деятельности, состоящую в самоуправлении процессом течения явлений.

Список литературы:

1. Басов М., Надольская М. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, т.Х, вып.^. - Л., 1913.

2. Басов М.Я. Воля // ст. «Большая советская энциклопедия». - М., 1929.

3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии // Вопросы изучения и воспитания личности, 1922, № 4-5.

4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - М.-Л., 1926.

5. Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, 1914, т.Х1, вып.Ш.

6. Басов М.Я. О самобытности и сравнительном значении волевого элемента в душевной жизни человека // Вестник психологии, 1917, т.ХШ, вып.3-5.

7. Басов М.Я. Общие основы педологии. Учебное пособие для педвузов. - М.-Л., ГИЗ, 1928.

8. Петровский А.В. История советской психологии. -М.: Просвещение, 1967.

9. Стенографический отчет вечера, посвященного 75-летию со дня рождения психолога, профессора М.Я.Басова. - Л., 1968.

10. Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1911.

ДИНАМИКА СТРАТЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧАСТИЯ В СПОРТИВНОМ АРТТРЕНИНГЕ

Можно один раз выиграть соревнование, но тысячи людей один раз что-то выигрывали. Удержаться на пьедестале - это самое сложное. Порой меньше людей в повседневности подвержены стресс-факторам, чем спортсмены - конфликты с тренером и товарищами по команде, предыдущие неудачи, плохой сон и аппетит, завышенные требования, длительный переезд к месту соревнований -и это только предсоревновательные стресс-факторы. Добавим к ним соревновательный аспект - неудачи на старте, необъективное судейство, реакции зрителей, болевой финишный синдром [3] - и перед нами полная картина напряжения, с которой сталкивается спортсмен.

Насколько удачно и каким образом спортсмен справляется со стрессом, во многом определяет результат соревнований. Следовательно, важно и актуально обучать спортсменов методам психологической саморегуляции, формировать конструктивные копинг-стратегии поведения.

Целью работы является исследовать динамику стратегий копинг-поведения спортсменов под влиянием методов арт-терапии.

Исследование было проведено на юношах футбольных команд в возрасте 11 -12 лет. В исследовании приняли участие 50 человек.

Использовались следующие методы:

Психодиагностические

Диденко Александра Андреевна

Аспирант кафедры психологии РГУФКСМиТ, Москва

• Методика диагностики стресс-совладающего поведения (коппинг-поведение в стрессовых ситуациях) Д. Амирхана [1].

• Методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса [2];

• Методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика [4].

Методы арт-терапии

• Изотерапия;

• Сказкотерапия;

• Изготовление коллажа;

• Танцевально-двигательная терапия;

• Музыкотерапия.

Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была проведена психодиагностика исследуемых факторов, формирование экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, разработка программы спортивного арттренинга (САрТ). На втором этапе спортсмены экспериментальной группы в течение шести месяцев принимали участие в САрТ с частотой встреч один раз в неделю, продолжительностью 90 минут. Спортсмены контрольной группы тренировались в обычном режиме. На третьем этапе была проведена оценка произошедших изменений в стратегиях копинг-поведения футболистов.

Результаты исследования:

В результате участия футболистов экспериментальной группы в САрТ обнаружены изменения в уровне выраженности факторов тревожности.

Динамика выраженности факторов тревожности футболистов экспериментальной группы представлена на рисунке 1.

общая тревожность 10

проблемы и страхи в отношении с тренеро

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

страх не соответствовать ожиданиям окружающих

переживание социального стресса

фрустрация потребности в достижении успеха

страх самовыражения

страх ситуации проверки знаний

Рисунок 1. Динамика факторов тревожности футболистов экспериментальной группы

в результате участия в САрТ

Результаты повторной психодиагностики показали, что участие футболистов экспериментальной группы в спортивном арттренинге, способствовало тому, что спортсменов меньше стало беспокоить волнение, когда необходимо показать свои спортивные результаты. Они

стали анализировать свои ошибки, допущенные при выполнении техники и меняли свое поведение.

Динамика выраженности факторов тревожности контрольной группы представлены на рисунке 2.

общая тревожность

страх ситуации проверки знании

в начале исследования ■ в конце исследования

Рисунок 2. Динамика факторов тревожности футболистов контрольной группы

Тренировки футболистов без применения САрТ демонстрируют неизменность факторов тревожности.

Динамика доминирующих стратегий поведения экспериментальной и контрольной групп представлена на рисунке 3.

Участие футболистов экспериментальной группы также способствовало изменению ведущих копинг-стра-тегий. Футболисты, предпочитающие «избегать» проблем

в начале эксперимента стали либо искать сочувствие и понимание со стороны окружающих, то есть применять стратегию «поиск социальной поддержки», либо ставили для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с трудной ситуацией, те есть использовали стратегию «разрешение проблемы».

У футболистов контрольной группы не были обна- Динамика выраженности психологических защит

ружены существенные изменения стратегий копинг-пове- футболистов экспериментальной и контрольной групп дения в начале и в конце исследования. представлена на рисунке 4.

100

01 16

т

>

5

80

60

40

20

поиск социальном поддержки

разрешение

проблемы I Эцдо эксперимента)

I КГ(в начале исследования)

избегание

стратегии поведения

ЭГ(после эксперимента) КГ(в конце исследования)

0

Рисунок 3. Изменение частоты проявления доминирующих стратегий поведения футболистов экспериментальной и контрольной групп

Ъ

I6

га

£5 <и

¡4 <и т

ГО а I3

м

щ т V2 I

щ 1

О.

и

0

защитные механизмы

ЭГ(до эксперимента) КГ(в начале исследования)

ЭГ(после эксперимента) КГ(в конце исследования)

Рисунок 4. Изменение выраженности психологических защит футболистов экспериментальной и контрольной

групп

Терапевтические возможности методов арт-терапии изменили систему защит - результаты повторного тестирования выявили «проекцию» как наиболее выраженный механизм психологической защиты у футболистов экспериментальной группы. Использование арт-терапев-тических технологий привело к изменениям по шкалам "вытеснение", «регрессия», «замещение», «проекция».

Результаты вторичного тестирования существенно не изменились в контрольной группе. Ведущее положение среди психологических защит по - прежнему занимают «регрессия» и «проекция».

Динамика стратегий копинг-поведения футболистов экспериментальной и контрольной групп в результате участия в САрТ представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика стратегий копинг-поведения и свойств личности футболистов в результате участия в САрТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группы Название шкалы ^^^^^ В начале исследования В конце исследования

ЭГ х КГ х Значение t ЭГ х КГ х Значение t

Общая тревожность 8,08 7,36 0,7 6,44 7,68 1,4

Переживание социального стресса 4,04 3,6 0,8 3,04 3,68 1,8

Фрустрация потребности в достижении успеха 3,8 3,28 1 2,84 3,6 2,1*

Страх самовыражения 2,28 3,56 2 7** 1,84 3,52 5,1**

Группы В начале исследования В конце исследования

ЭГ КГ Значение t ЭГ КГ Значение t

Название шкалы х х х х

Страх ситуации проверки знаний 2,52 2,72 0,6 2,16 2,76 2,4*

Страх не соответствовать ожида- 1,48 1,72 0,8 1,2 1,8 2 7**

ниям окружающих

Низкая физиологическая сопро- 1,08 1,76 2,5* 1,2 1,84 2 9**

тивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношении 3,12 3,08 0,1 2,2 3,16 4 6**

с тренером

Стратегия «разрешение проблемы» 28,24 27,76 1 30,88 27,6 3,6**

Стратегия «поиск социальной 25,64 25,2 0,4 23,36 24,88 1,7

поддержки»

Стратегия «избегание» 22,32 21,04 1,5 19,72 21,16 2,3*

Вытеснение 3,28 2,16 3,3** 2,48 2,36 0,5

Регрессия 6,44 5,88 1 4,88 6 2

Замещение 3,28 3,24 0,1 2,76 3,56 2,4*

Отрицание 2,56 3,36 3 2** 2,56 3,6 3**

Проекция 4,16 3,96 0,6 3,8 4 0,8

Компенсация 3,6 3,52 0,2 2,76 3,6 1,9

Гиперкомпенсация 3,44 2,64 1,8 2,88 2,72 0,5

Рационализация 2,56 1,56 2,8** 2,04 1,64 1,1

Примечание: п=25, критические значения 2,01 (р < 0,05), 2,68 (р < 0,01)

* - достоверность различий при р<0,05

** - достоверность различий при р<0,01

Участие спортсменов экспериментальной группы в САрТ способствовало изменению факторов «стрессо-устойчивости» - «фрустрация потребности достижения успеха», «страх ситуации проверки знаний» «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «проблемы и страхи в отношении с тренером», стратегии «разрешения проблемы» и «избегание».

Таким образом, участие спортсменов в психологическом тренинге с применением методов арт-терапии способствует изменению стратегий копинг-поведения и системы психологических защит личности.

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. - 701с.

2. Практическая психология. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 672с.

3. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический проспект, 2005. - 128с.

4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. С.444 - 452.

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Емельяненко Артем Алексеевич, Шайдуллин Тимур Вагизович

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Проведенный гендерный анализ практики реализации образовательного процесса в военном вузе позволил сформулировать ряд практических рекомендаций по его оптимизации на основе учета гендерных особенностей курсантов.

Изменение гендерного режима образовательной среды военного вуза

В каждом образовательном учебном заведении образуется специфическая воспитывающая (педагогическая) среда, которая с точки зрения гендерного измерения, может быть гендерно асимметричной, гендерно нейтральной или гендерно чувствительной. Иначе говоря, в каждом образовательном учреждении формируется целенаправленно или стихийно (неосознанно) определенный «ген-дерный режим», который выступает существенным

условием гендерной социализации обучающихся в процессе образования. В то же время, создание благоприятного гендерного режима в определенном контексте можно рассматривать как цель модернизации военного образования, как результат и как показатель целенаправленных действий педагогического коллектива по использованию эгалитарного подхода в образования.

Гендерно ассиметричными можно назвать те нормы вузовской жизни, в которых ущемляется достоинство или право на равное обращение какой-либо одной категории лиц по признаку пола (например: отсутствие права на свободный выбор различных видов спортивной деятельности для девушек-курсантов, пропагандирование полоролевых стереотипов относительно целесообразности, возможности и перспектив дальнейшего прохождения военной службы девушками-курсантами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.