Научная статья на тему 'Подходы изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли'

Подходы изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА / А.А.КАЭЛАС / А.А.ДЕРНОВА-ЯРМОЛЕНКО / Е.А.АРКИН / Е.С.НИКИТИНА / В.А.АРТЕМОВ / П.Л.ЗАГОРОВСКИЙ / Н.Д.ЛЕВИТОВ / HISTORY OF RUSSIAN PSYCHOLOGY / WILL / VOLITIONAL ACTIVITY / SOVIET PSYCHOLOGY OF THE 20-30S OF THE 19TH CENTURY / A.A. KAELAS / A.A. DERNOVA-YARMOLENKO / E.A. ARKIN / E.S. NIKITINA / V.A. ARTEMOV / P.L. ZAGOROVSKY / N.D. LEVITOV

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

В статье автором дается обзор взглядов и подходов советских психологов 20-30-х годов (А.А. Каэлас, А.А. Дернова-Ярмоленко, Е.А. Аркин, Е.С. Никитина, В.А. Артемов, П.Л. Загоровский, Н.Д. Левитов) на проблему воли и волевого поведения человека, вышедшая из психологического поля XIX века. В период бурного развития новых отраслей психологии разработка психологических конструктов происходила неодинаково интенсивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF WILL IN THE SOVIET PSYCHOLOGY OF THE 20-30-IES OF THE 20TH CENTURY: FORMULATIION AND SOLVING

In the article the author gives an outline of the views and approaches of Soviet psychologists of the 1920s-1930s (A.A. Kaelas, A.A. Dernova-Yarmolenko, E.A. Arkin, E.S. Nikitina, VA. Artemov, P. Z. Zagorovsky, N.D. Levitov) to the problem of will and volitional human behavior emerged from the psychological field of the 19th century. The development of psychological constructs occurred with unequal intensity in the period of rapid development of new branches in psychology.

Текст научной работы на тему «Подходы изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли»

Батыршина А.Р.

Подходы к изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли

в середине XIX века в России одним из сторонников деления психических явлений на три области был К.Д. Ушинский. По его выражению, первая из этих сфер дает человеку умственную, или теоретическую жизнь; вторая - жизнь чувства, или, как обычно говорят, дает жизнь сердца; а третья - жизнь действия, или жизнь практическую. Причем Ушинский считал, что ни одна личность не пребывает и не может пребывать исключительно в одной из вышеназванных сфер, или областей, психических явлений. Последние взаимно связаны не только в жизнедеятельности каждого человека, но и почти в каждом психическом акте. У Ушинского мы встречаем следующее видение вопроса о взаимосвязи воли и мышления: «Замечая, что акт воли проявляется после того, как в душе составится идея действий, человеку весьма естественно видеть в воле не что иное, как необходимое последствие идеи. Думая же объяснять природу идеями, подобным тем, которые образуются в его собственном уме, человек весьма естественно придает этим идеям и волю» [9, с. 241 -242] .

Традиция взаимосвязи и взаимообусловленности мыслительных и волевых действий нашла свое отражение и в работах советских психологов. Ее значение в психологической науке отмечали многие ученые (Агапов, 1986; Баканов, 1979; веденов, 1957; выготский, 1983; высоцкий, 1986; Калин, 1983; Котырло, 1974; Купцов, 1992; Рубинштейн, 1959, 1973; Селиванов, 1964, 1968, 1976; Теплов, 1954; Чхартишвили, 1967 и др.). в частности, объясняя сущность личности как психического образования через понятие сознания, Л.С.выготский подходил к последнему как единству знания, переживания и действия (мышления, аффекта и воли). Он также указывал, что отрыв интеллектуальной стороны сознания от его аффективной и волевой сторон представляет один из пороков всей классической психологии.

в работах С.Л. Рубинштейна (1959, 1973) подчеркивается мысль о том, что один и тот же процесс может быть - и обычно бывает и интеллектуальным, и волевым. Различая волевые процессы, не следует противопоставлять их интеллектуальным, устанавливать взаимоисключающие противоположности между волей и интеллектом.

Б.М.Теплов (1954) считает, что усвоение знаний, формирование убеждений и мировоззрения - не только интеллектуальные процессы. Сама интеллектуаль-

ная деятельность неразрывно связана с волевым началом. Овладение знаниями, оперирование ими, решение всякого рода мыслительных задач необходимо предполагает процессы саморегуляции, а реализация убеждений в поступках человека немыслима без участия интеллекта.

Мысль о том, что волевое действие представляет собой особое действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции, подчеркивается в работах Ш.Н.Чхартишвили (1967). В частности, он отмечает, что воля опирается на интеллект, так как иначе она не может постичь данной в форме мысли ситуации, содержащей в себе идеи потребностей и объективных ценностей, и обязанности, вытекающей из требований общества. Воля является продуктом воспитания гораздо больше, чем все другие особенности личности, выражает ее психологическую сущность. Интеллектуальные возможности предполагаются ею как необходимое предварительное условие. Говоря о взаимосвязи интеллекта и воли, Ш.Н.Чхартишвили пишет: «Волевое поведение требует наличия определенных интеллектуальных предпосылок, предполагающих, в свою очередь, довольно высокий уровень развития сознания... В волевом поведении широко используются возможности интеллекта, вследствие чего волевое поведение является одновременно интеллектуальным» [10, с. 77].

В теоретических разработках Е.Н.Баканова, В.К.Калина при рассмотрении взаимоотношений мыслительных и волевых процессов также выделяется исключительное место интеллектуальных действий в волевой регуляции. Исследуя генезис волевого действия, Е.Н.Баканов [2] в основу берет положение о том, что процессы, в которых осуществляется синтез когнитивных и побудительных предпосылок действия, являются собственно волевыми. В.К. Калин [5] считает, что специфика волевой регуляции не может быть раскрыта без рассмотрения взаимодействия воли и интеллекта. В этом плане он выделяет три аспекта: специфика функционирования интеллекта в волевой регуляции; место воли и интеллекта в структуре принятия решения; онтогенетический аспект. Волевая регуляция начинается с интеллектуального акта, функция которого состоит в осознании проблемной ситуации. Специфику функционирования интеллекта в волевой регуляции надо искать в содержании задач, на разрешение которых он направлен, а также в условиях, в которых ему приходилось функционировать. Одной из важнейших функций интеллекта в волевой регуляции является формирование ее информационной основы.

В экспериментальных исследованиях В.К.Калина и В.И.Панченко [6] рассматривалось влияние качества продуктивного мышления школьников на их волевую активность в учебной деятельности. Установлено, что качество продуктивного мышления (интуитивно-практический и словесно-логический компоненты) тесно связано с волевой активностью личности. Продуктивность мыслительной деятельности человека является весьма существенным фактором для генезиса всей структуры волевой сферы личности. Корреляционная связь между качеством мыслительной деятельности волевой активности школьников очень высокая.

Однако хорошее качество мышления не является детерминантой, обязательно приводящей к высокому уровню волевой активности учащихся.

Мысль о том, что высокая степень развития интеллекта не обязательно свидетельствует о высоком уровне воли, так же как хорошо развитая воля не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте, подчеркивается в работах в.И.Селиванова (1992), в.К.Котырло (1974), в.А.Иванникова (1991), А.ИБысоцкого (1971) и др.

Рассматривая взаимосвязь волевых проявлений и интеллекта в проблемных ситуациях, в.И.Агапов [1] указывает на важность роли взаимодействия мышления и воли в разрешении этого конфликта. При характерных пробелах в знаниях или операционной недостаточное мышление и связанное с ним воображение «восстанавливают» волевой комплекс для организованных действий субъекта в проблемных ситуациях. Управляемость воли, как считает в.И.Агапов, достигается за счет мыслительного механизма сличения и оценки воображаемых, ги-потететических решений, найденного и объективно требуемого самой логикой проблемной ситуации. Эти оценки совпадений и расхождений предполагаемого и реально субъективного и объективного направляют волю субъекта, отменяют одни волевые действия и формируют новые.

Ряд психологов рассматривали волевые качества личности как условия умственного развития. Они указывали на значимость волевой регуляции в осуществлении интеллектуальных действий. Разрешение задачи требует определенного волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудностей. Поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной работе имеют настойчивость, целеустремленность (волевые качества личности). Таким образом, последние следует рассматривать и как условия умственного развития (С.Л.Рубинштейн, 1973).

в исследованиях в.А.Комогоркина [7] были получены результаты, говорящие о том, что высокий уровень проявления волевых качеств в интеллектуальной работе является одним из условий целенаправленного применения умений регулировать свое поведение в других видах деятельности.

Произвольность всех психических процессов интенсивно формируется в учебной деятельности. Именно учебная деятельность, направляя волю ребенка в области интеллектуальных процессов, способствует, таким образом, более эффективному развитию последних (А.в.веденов, 1957).

в ряде исследований также отмечается, что произвольность мыслительных процессов начинает складываться уже у дошкольников. в старшем дошкольном возрасте она становится существенным признаком интеллектуальной активности. возрастает роль мыслительных действий в осуществлении произвольной регуляции деятельности и поведения. в работах многих ученых показано, что особенности произвольных и мыслительных компонентов психических процессов в дошкольном возрасте оказывают существенное воздействие на успешность перехода детей от игровой к учебной деятельности (Л.А. венгер, 1973, 1976; А.в. Запорожец, 1965; в.К. Котырло, 1971, 1974; А.А. Люблинская, 1977; B.C. Мухина, 1985; Н.И. Непомнящая, 1965; ЯЗ. Неверович, 1965 и др.). На основании

вышеизложенного можно заключить, что изучение взаимосвязи между волей и мышлением проводилось как определение влияния мышления на протекание и становление волевой регуляции деятельности либо интеллект рассматривался как один из обязательных компонентов волевого действия.

Основная мысль данных исследований заключается в следующем: волевое действие представляет собой действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции. Следовательно, волевая регуляция вытекает из интеллектуального уровня отражения действительности и без него невозможна, и далее: где нет развитого интеллекта, там не может быть воли.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что проблема взаимосвязи воли и мышления представляла и представляет собой большой научный интерес. В теоретических исследованиях указываются возможности различного сочетания волевых и интеллектуальных свойств личности. В экспериментальном плане изучение велось с целью определить особенности влияния мыслительных процессов на волевую сферу личности, а также изучались особенности взаимосвязи волевых проявлений и мышления в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, интеллект как высшая форма не представляема без воли. В воле осуществляется постоянное и неустанное стремление разума к познанию, реализуется присущая ему направленность в будущее, целеустремленность, понимание средств, ведущих к достижению цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов В.И. О взаимодействии воли и мышления в проблемных ситуациях // Проблемы психологии воли: Материалы IV научной конференции. - Рязань, 1974. - С.16-18.

2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: дисс. на соискание ученой степени к.псх.н. - М., 1979. - 173 с.

3.Батыршина А.Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 3. - С. 83-93.

4. Батыршина А.Р., Мазилов В.А. Наукометрический подход к исследованию проблемы воли и отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник, 2016, № 5. С.193-204.

5. Калин В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых / Редкол. Давыдов В.В. и до. - Симферополь, 1983. - С.171-175.

6. Калин В.К., Панченко В.И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии, 1980, Т.10, № 2. - С.93-99.

7. Комогоркин В.А. Экспериментальное исследование волевой регуляции слабовольных учащихся // Экспериментальное исследование волевой активности:

сб.статей /Отв.ред. А.И.Высоцкий. - Рязань, 1986. - С.65-75.

8. Купцов И.И., Хроменок В.Г. Интеллект и воля в познавательной деятельности // В сб.: Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: сб.тезисов Международной конференции. - М.: ИП РАН, 1992. - С.78-81.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6-ти тт. Т.6. /Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - С.213-384.

10. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии, 1967, № 4. - С.72-81.

Долинина И.Г., Кошик А.В.

диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социально-ответственного мышления обучающихся

В последние годы в российской экономике, так же как и в мировой, меняется направленность результата деятельности с получения прибыли на социальное значение, поэтому особое значение приобретает выпускник политехнического вуза с сформированным социально-ответственным мышлением. Трансформация вызвана возрастающим техногенным риском и ролью человеческого фактора, с одной стороны, изменением социальных установок управления, обеспечения безопасных условий труда и социальной ответственности предприятий.

Система подготовки инженерно-технических кадров направлена на сближение профессионального образования с производством, в результате которого необходима переориентация структуры учебно-воспитательной системы в политехнических университетах, с практико-ориентированной на социально-ответственную.

В современном высшем политехническом образовании налицо существенный пробел в подготовке специалистов с социально-ответственным мышлением. Данный пробел возник в результате оторванности содержания образования по конкретному направлению от требований безопасности современных производств. Это привело к отсутствию требуемых специалистов на рынке труда и,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.