история ОБРАЗОВАНИЯ
Батыршина А.Р.
ВОСПИТАНИЕ «БЛАГОРОДСТВА ВОЛИ» В РАБОТАХ А.А.КАЭЛАС
В отечественных историко-психологических исследованиях А.Н.Ждан, В.А.Кольцовой, О.г.Носковой, а.В.Петровского, аА.смирнова, Е.В.Шороховой и других показано, что одним из интересных периодов с точки зрения становления основ психологии в России является первая треть ХХ века и особенно хронологический период с начала 20-х до конца 30-х годов. Именно в это время формируются и получают бурное развитие новые отрасли психологии, которые вовлекали в свою орбиту значительное число психологов. Они не только решали психологическими средствами важные проблемы образования, воспитания, но и по-новому пытались перестроить ход развития психологической теории.
В середине 20-х годов обнаруживается переплетение терминологического аппарата старых и новых отечественных и зарубежных психологических теорий, различных физиологических, биологических и социологических концепций, философских и идеологических систем. Подобное явление можно было обнаружить в исследованиях многих психологов тех лет, например, в работах М.Я.Басова, П.П.Блонского, Л.с.Выготского, а.Б.залкинда, В.Я.Огруминского и т.д. Однако, разработка психологических конструктов происходила неодинаково интенсивно и в числе невостребованных и малоизучаемых оставалась проблема воли и волевого поведения человека, вышедшая из психологического поля XIX века [1; 2; 3].
Одной из психологических школ, продолжавшей выделять и рассматривать волю как один из психических процессов, была психология г.И.Челпанова. В конце 20-х годов ученики г.И.Челпанова создавали свои психологические лаборатории, в которых продолжали исследовать многие вопросы так называемой «старой» психологии. В данном случае, речь идет о Психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании, которая разрабатывала вопросы развития эмоциональных и волевых процессов у ребенка. Одним руководителем подобной лаборатории был аА.Каэлас (1880-1920), в 1917-1918 году являвшимся доцентом
Московского университета. Одна из работ А.А.Каэласа, изданная в 1917 году в журнале «Психология и дети» так и называлась «О воле и ее воспитании» [4]. Основной тезис, поставленный автором в самом начале статьи, сводится к разделению двух позиций: одна, считающая, вслед за Кантом и Шопенгауэром, основой воли является характер, и в этом случае, вопрос о воспитании воли отпадает. Вторая позиция утверждает, что развитие воли является результатом общего образования и повышения культурного уровня. Позиция самого автора заключается в том, что характер - это «не основа воли, а сама воля в определенном состоянии развития», и что касается образованности и культуры, то «сами по себе прямо они на волю вовсе не влияют: воздействие ума на волю возможно лишь косвенно - путем влияния на создание внешней жизненной обстановки или усиления в человеке сознательности и понимания связи своих действий с их результатами» [4, с.119].
По мнению А.Каэласа, наиболее полно и обстоятельно разработана психология воли в работах метафизического характера, и противоположность ей, в эмпирической психологии, интерес к воле «чрезвычайно ничтожен». Более того, передовые течения современной психологии (к.Х1Х - н.ХХ вв.) не признают волю элементом психики, поэтому именно это положение в психологии делает суждение о воле и ее воспитании весьма трудным и «даже рискованным делом» [4, с.120].
Делая исторический обзор современных концепций, автор делает вывод, что в немецкой и французской психологии воля не выделяется «как особый психический элемент» [4, с.121]. Вся активность в данных школах «приходится на долю организма и нервной системы; в психике они находят только пассивные состояния, относящиеся частью к эмоциям, частью к познавательным переживаниям» [4, с.122] и в виду этого, вопрос о воспитании воли весьма затруднителен. Вопрос о воспитании воли имеет возможность рассмотрения только, если отказаться от отождествления ее с органическими и нервными процессами. «Должна быть допущена активность внутри самой психики, активность, составляющая совершенно самобытный элемент психической жизни» [4, с.122].
Разрешая вопрос роста и развития воли, А.Каэлас занимает генетическую позицию. «Абсолютной неподвижности или неизменяемости воли.. .нисколько не устанавливаются» [4, с.128]. Автор убежден, что воля человека все время изменяется, и изменяется именно в смысле постоянного роста и непрерывного развития, который очень «ясно наблюдается во внешней двигательной стороне воли» [4, с.129]. Двигательная сторона изменения воли проявляется в действиях внутреннего усилия. «Именно эти усилия очень различны в действиях детей и в действиях взрослых» [4, с.129]. Автором отмечается, что усилия воли детей всегда весьма многосложны и многосторонни, но зато чрезвычайно кратковременны; наоборот, усилия взрослых не очень многосторонни, идут прямо к цели и могут быть чрезвычайно длительны и устойчивы.
Существует, по мнению автора, еще одна особенность двигательной стороны воли, которая проявляется в настойчивости воли или в общей «внутренней ее силы» [4, с.129]. Эта особенность прямому наблюдению недоступна, но ее можно обнаружить косвенным путем. Доказательством этого феномена, автор считает
наличие явления внушаемости. Следующей особенностью воли является «рост направлений в человеческой воли», сущность которой «сводится к распадению или расщеплению основных направлений, присущих воле от природы, на множество новых» [4, с.130]. Еще одной особенностью развития воли, автор считает, что только «в процессе роста и развития воли координация впервые и появляется», которая выражается в «способности задержки» [4, с.133]. Развитие процесса задержки действий дает в результате то, что воля становится цельной, внутренне связной и единой и, по мнению автора, получается «своеобразная устойчивость воли, служащая высшим выражением координации движений» [4, с.133].
Выделяя в воле отдельные ее стороны, ученый останавливает свое внимание на элементе активности, или т.н. «двигательной воле» [4, с.134]. Именно развитие данного элемента превращает нашу волю в «сильную волю, т.е. волю настойчивую, энергичную» [4, с.134]. В такой воле все «движения внутренне согласованны и связаны, волевая энергия сконцентрирована и подчинена единой власти, а потому все ее действия выполняются легко и без задержки» [4, с.134].
Результатом сильной воли, по мнению автора, является результат умелого развития элемента активности, главным средством которого выступает «выполнение реальных движений или действий» [4, с.135]. Выполнение реальных движений должно заключаться в систематическом повторении одних и тех же действий. Вполне понятно, что в данном случае, речь идет об упражнении и упражняемо-сти действий, через которые можно «сообщить движениям целесообразность в выполнении».
Рассматривая одно из качеств воли - единство воли - ученый отмечает, что «единство воли - свойство, создающееся в воле как прямой результат развития в ней координаций. Общим основанием этого процесса является наличность в нашей воле бесконечного множество разных стремлений и желаний. Особенно это важно, что все элементы воли первоначально являются в совершенно обособленном, внутренне неразделенном виде» [4, с.140]. Автор выделяет средства достижения единства воли, а именно: выполнение разнообразных действий; размышление или обдумывание действий [4, с.142].
Апогеем статьи является вывод, не укладывающийся в рамках идеологии начала 20-х годов XX века, - автор поднимает вопрос о благородстве воли. Необходимо отметить, что, с нашей точки зрения, это уникальный подход в решении вопроса воспитания воли. Более того, мы не встречали ни в одной работе упоминания о подобной идее. В чем заключается благородство воли? А.Каэлас считает, что можно волю сделать сильной, можно сделать ее внутренне цельной, единой.... Но для того, чтобы сделать волю благородной, необходимы особые специальные средства.
Автор указывает направления воли, в которых она может проявлять свое благородство, а именно: направленность на высокие цели, которые формируются «общим ростом знаний, определяющих общие основы нашего мировоззрения» [4, с.146]. Основой для создания благородства воли, автор считает, «наличность в воле оценки и выбора. Человек должен оценивать свои желания и, признавая
их хорошими, выбирать и выполнять их, а другие, подавлять, как дурные» [4, с.146]. Вторым фактором в развитии благородства воли, А.Каэлас считает «рост собственно психической активности».
В целом, автор не предлагает теории воспитания воли, даже не указывает конкретные способы воспитания волевой сферы. Главной целью статьи ученого является указание о «систематичности и уяснении задач воспитания воли». Учитывая, что статья датирована 30 октябрем 1917 года, и фактом, что автору остается жить не больше двух лет, обращения именно к проблеме воле в особых исторических и идеологических условиях, не может не поражать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыршина А.Р. Гуманистическая трактовка формирования воли в отечественной психологии советского периода // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С.50-54.
2. Батыршина А.Р. Проблема воли в советской психологии 20-30-х годов XX века: поиски и решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С.52-55.
3. Батыршина А.Р. Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии // Высшее образование сегодня. 2014. № 10. С.26-30.
4. Каэлас A.C. О воле и ее воспитании // Психология и дети. 1917. №6-8 (октябрь-декабрь). C.118-150.
5. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. 510 с.