Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МАЛИ И В РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МАЛИ И В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО / PARLIAMENTARY LAW / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / PARLIAMENTARISM / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ / NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MALI / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туре Шейк Амала

Статья посвящена сравнительному анализу правового положения политических партий в Российской Федерации и в Республики Мали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the legal status of political parties in Mali and in Russia

The article is devoted to the comparative analysis of the legal status of political parties in the Russian Federation and in the Republic of Mali.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МАЛИ И В РОССИИ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МАЛИ И В РОССИИ

ТУРЕ Шейк Амала,

кандидат юридических наук, руководитель Департамента факультета публичного права Университета юридических и политических наук г. Бамако (Республика Мали). E-mail: tourecheickamala@yahoo.fr

Краткая аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу правового положения политических партий в Российской Федерации и в Республики Мали.

Abstract: The article is devoted to the comparative analysis of the legal status of political parties in the Russian Federation and in the Republic of Mali.

Ключевые слова: Парламентское право, конституционное право, парламентаризм, Федеральное Собрание Российской Федерации, Национальная Ассамблея Республики Мали, сравнительно-правовой анализ, политические партии.

Keywords: Parliamentary law, constitutional law, parliamentarism, Federal Assembly of the Russian Federation, National Assembly of the Republic of Mali, comparative-legal analysis, political parties.

Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с рядом поправок)[1];

- Федеральный закон РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических пар-тиях»[2].

В Республике Мали в данной сфере действуют следующие нормативно-правовые акты:

- Конституция Республики Мали от 25 февраля 1992 г.[3];

- Закон Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 года «Хартия политических партий»[4];

- Закона Республики Мали № 2015-007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции»[5].

Стоит отметить, что, возможно, в ближайшее время Закон Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» подвергнется реформированию^].

Статья 28 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г. устанавливает следующее:

«Партии способствуют осуществлению права голоса, формируются и осуществляют свою деятельность свободно на условиях, определяемых законом».

Согласно ст. 118 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., положения данного нормативно-правового акта, устанавливающие республиканскую форму правления, принцип светскости государства, а также многопартийность, не могут быть пересмотрены, как иные положения.

Говоря о положениях Конституции Республики Мали, необходимо отметить, что в Мали в 2012 г. была принята новая конституция на переходный пе-риод[7], однако нами исследованы положения Конституции от 1992 г.

Согласно ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Сравнение правового статуса политических партий в Республике Мали и в Российской Федерации далее будет проведено по следующим основным критериям:

- терминология, устанавливаемая соответствующим законодательством;

- порядок и особенности регистрации политических партий;

- организационная структура политических

партий;

- требования, предъявляемые к политическим партиям;

- проведение мероприятий политическими партиями;

- ответственность политических партий;

- финансирование деятельности политических партий;

- права и обязанности политических партий.

В целом отметим, что подходы к регулированию правового статуса и деятельности политических партий в Российской Федерации и в Республике Мали являются достаточно схожими, однако законодательство Российской Федерации в этой области является

гораздо более детализированным и подробным.

В законодательстве Республики Мали же гораздо больше внимания уделяется запрету создания и функционирования таких партий, деятельность которых может угрожать национальной безопасности, суверенитету, единству и территориальной целостности.

Терминология

В первую очередь, представляется необходимым обратиться к понятийному аппарату.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», «политические партии - это организации граждан, объединенных одними идеалами, в форме объединения, для достижения которых они участвуют в политической жизни демократическими способами. Они предназначены для привлечения и просвещения своих членов, для участия в формировании их мнения, для содействия осуществлению права голоса, осуществления полномочий и руководствам деятельностью избираемых лиц».

Часть 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» определяет политическую партию как «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

По сути, приведенные выше определения понятия «политическая партия» из двух рассматриваемых нормативно-правовых актов в целом являются довольно схожими.

Создание и регистрация

Глава II Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» предусматривает определенный порядок создания и регистрации политических партий в Мали: например, устанавливаются требования к содержанию устава политической партии (статья 4).

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политическая партия создается по решению своего учредительного органа, состоящего из партийных активистов, которыми принимаются устав и внутренние регламенты.

Согласно ст. 5 Закона Республики Мали

№ 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политическая партия приобретает правосубъектность после вынесения положительного решения об утверждении такой партии соответствующим компетентным органом публичной власти, которому представляется ряд документов, среди которых свидетельства о гражданстве, справки с места жительства и об отсутствии судимости, а также налоговые декларации каждого члена руководящего органа такой партии.

Компетентный орган выносит решение об утверждении политической партии в течение одного месяца после получения всех документов, а в течение трех месяцев после этого пария публикует основную информацию о себе (ст. 6 и 7 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий»).

Согласно ст. 10 и 11 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии обязаны сообщать о любых своих изменениях, касающихся направления идей, документов или адреса.

Порядок создания политических партий в Российской Федерации относительно схож с порядком создания политических партий в Республике Мали.

Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», «политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии». Часть 2 данной статьи предусматривает, что политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При этом также требуется прохождение государственной регистрации, порядок которой которая является несколько более сложным, чем в Республике Мали (ст. 15 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» предусматривает, что отдельной регистрации подлежат и сама политическая партия и ее региональные подразделения, и такая регистрация осуществляется на основании решения соответст-

вующих компетентных органов публичной власти, которыми направляются в регистрирующие органы сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц). Согласно ч. 10 ст. 15 данного нормативно-правового акта, политические партии также обязаны публиковать информацию о себе.

Перечень документов, предоставляемых политическими партиями при прохождении государственной регистрации, является более широким, чем устанавливаемый малийским законодательством (в который входят копии заявления лидеров партии, устав, внутренние регламенты протокол заседания учредительного собрания и сведения о руководстве, согласно ст. 5 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий»).

Статья 16 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях») устанавливает следующий перечень необходимых документов:

- заявление уполномоченных лиц политической партии;

- устав политической партии;

- программа политической партии;

-копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

- документ об уплате государственной пошлины;

- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

- экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

- заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии.

Российским законодательством о политических партиях устанавливаются довольно подробные требования к наименованию партий, а также содержатся положения, касающиеся символики, используемой политическими партиями (ст. 6 и 7 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях»), в отличие от Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий».

Организационная структура политических

партий

Статья 15 Закона Республики Мали № 05047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» предусматривает, что по общему правилу организационная структура политических партий предусматривает наличие различных структур и органов. Структуры представляют собой функциональные объединения сторонников (активистов) партии в различных населенных пунктах или районах. Такие структуры обладают собственными совещательными органами и исполнительными органами.

Федеральный закон РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» также предусматривает, что, помимо самой политической партии, функционируют ее региональные и иные структурные подразделения (например, ст. 21 и иные). В данном нормативно-правовом акте, в отличие от малийского закона, подробно и отдельно урегулирована деятельность структурных подразделений партии наряду с самой политической партией.

Требования, предъявляемые к членам политических партий

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», лидером политической партии может быть только то лицо, которое по национальности является малийцев, достигло двадцатиоднолетнего возраста, обладает всеми гражданскими и политическими правами и не приговорено к определенным наказаниям, проживает на территории Мали, а также, в соответствии с налоговой декларацией, является обеспеченным.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», любой гражданин имеет право свободно вступать в политические партии по своему выбору, однако ввиду их статуса запрещено являться членами каких-либо политических партий членам ряда органов публичной власти и должностным лица-

ми, к которым, в том числе, относятся члены Верховного и Конституционного судов, магистраты, личный состав Вооруженных сил, уполномоченный по правам человека, генеральный прокурор, послы и т.д. При этом, как указывается в данной статье, за исключением членов Конституционного суда и Верховного суда, указанные лица вправе, после выхода в отставку, вступить в партию по своему выбору.

Российское законодательство также предусматривает запрет на вступление в политические партии лиц, занимающих определенные должности, в частности, судьей (ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016) «О статусе судей в Российской Федерации»[8]), прокуроров (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Фе-дерации»[9]) и военнослужащих (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих»[10]).

Проведение мероприятий политическими партиями

В соответствии со ст. 16 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии свободно осуществляют свою деятельность, однако они обязаны предварительно сообщать о проведении общественных мероприятий и получать соответствующие разрешения (получение разрешений, согласно ст. 17, не относится к маршам и митингам). В случае, если такие мероприятия приводят к нанесению ущерба безопасности населения и имуществу, их организаторы несут гражданскую ответственность.

В России проведение такого рода мероприятий регулируется общим законодательством о проведении собраний, митингов, шествий и т.д.

Ответственность политических партий

Согласно ст. 19 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», лидеры политических партий не могут быть привлечены к ответственности за свои взгляды и деятельность, реализуемые в рамках их полномочий.

Статья 20 Закона Республики Мали № 05047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» устанавливает, что политические партии не несут ответственность за частные действия своих активистов (при этом должно быть точно установлено, что между такими действиями и решениями, принятыми в рамках политической партии, нет причинно-следственной связи).

Согласно ст. 46 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», к политической партии, признанной виновной в совершении правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

- предупреждение;

- приостановление деятельности;

- ликвидация.

Согласно ст. 48 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», мера в виде ликвидации политической партии применяется к партиям в следующих случаях:

- национальной руководство партии принимает на себя обязательства или подписывает соглашения, ставящие под угрозу национальный суверенитет;

- участие политической партии в вооруженных демонстрациях или террористических актах;

- программа политической партии подрывает национальное единство и территориальную целостность;

- партия осуществляет деятельность, которая угрожает демократии.

Также Закон Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» предусматривает возможность применения к лидерам политических партий и партийным активистам санкций в виде лишения свободы и денежного штрафа.

Российское законодательство о политических партиях предусматривает возможность применения следующих мер к политической партии в случае совершения нарушения действующего законодательства:

- приостановление деятельности;

- ликвидация.

При этом оснований для ликвидации партии предусматривается существенно больше по сравнению с основаниями, устанавливаемыми законодательством Республики Мали.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», «в случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух меся-

цев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа».

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:

- невыполнения определенных требований;

- неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

- неучастия политической партии в выборах при определенных обстоятельствах;

- несоответствия количества региональных отделений установленным требованиям;

- отсутствия в определенных случаях необходимого числа членов политической партии;

- неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Финансирование деятельности политических партий

Согласно ст. 21 и 22 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», финансирование деятельности политических партий в Мали осуществляется за счет пожертвований, наследства и субвенций, а также собственных доходов, которые состоят из членских взносов, добровольных взносов, доходов от их имущества, а также доходов от своей деятельности.

В соответствии со ст. 24 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», общая сумма пожертвований и завещаний в пользу политической партии не может составлять более пятидесяти процентов от общего объема собственных средств такой партии. Имущество и доходы политической партии декларируются в установленном порядке. В соответствии со ст. 28 рассматриваемого акта, только доходы от коммерческой деятельности политических партий облагаются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогами.

В соответствии со ст. 25 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», запрещено любого рода финансирование политических партий, деятельность которых может привести к подрыву национальной независимости и суверенитета.

Глава V Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий» посвящена государственному финансированию деятельности политических партий и устанавливает, что политические партии получают финансовую помощь от государства в размере 0,25% от налоговых поступлений (ст. 29).

Согласно ст. 29 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», годовой объем средств, выделяемых на финансирование деятельности политических партий делится на четыре части следующим образом:

- первая часть составляет 15% от общего объема средств и предназначена для финансирования деятельности политических партий, принимавших участие во всеобщих выборах в законодательные органы государственной власти или в муниципальные органы;

- вторая часть составляет 40% от общего объема средств и предназначена для финансирования деятельности политических партий пропорционально количеству парламентариев;

- 35% от общего объема средств предназначается для финансирования деятельности политических партий пропорционально числу членов муниципальных советов;

- 10% от общего объема средств предназначено для финансирования политических партий пропорционально числу женщин (5 % - женщин, являющихся парламентариями, и 5 % - женщин, являющихся членами муниципальных советов).

Для получения такой помощи от государства политические партии должны выполнять определенные обязательства (ст. 30 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий»).

В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Фе-

деральным законом и уставом политической партии.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», денежные средства политической партии формируются за счет:

- вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

- средств федерального бюджета;

- пожертвований;

- поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

- поступлений от гражданско-правовых сделок;

- других не запрещенных законом поступлений.

Порядок финансирования политических партий государством в России отличается от установленного в Республике Мали (при этом право на государственное финансирование имеют не все партии, его получение зависит от количества избирателей, проголосовавших за кандидатов от партии).

Так, ч. 3 ст. 33 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» устанавливает, что «общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации».

Согласно ч. 6 ст. 33 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях», такое финансирование осуществляется:

- по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере ста десяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;

- по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно в размере двадцати рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

Кроме того, государственная поддержка по-

литических партий в России выражается не только в предоставлении финансовой помощи, но и, например, в обеспечении определенных условий деятельности таких партий (ст. 32 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях»).

Права и обязанности политических партий

В соответствии со ст. 33 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии вправе свободно учреждать партийные средства массовой информации (в соответствии с законодательством и с учетом запрета на распространение клеветы и информации, которая может подстрекать к совершению насилия, причинению ущерба государственной безопасности, целостности национальной территории и национальному единству).

В соответствии со ст. 35-36 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии обязаны вносить в своей вклад в создание правового государства, укрепление демократии, а также обеспечивать гражданскую подготовку своих членов в соответствии с моральными и социальными принципами для формирования граждан, знающих о своих обязанностях по отношению к обществу, в целях обеспечения солидарности, толерантности и мирного и демократического участия в жизни страны, с соблюдением общественных и публичных интересов.

Как это предусматривает ст. 37 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии принимают участие в осуществлении избирательных прав граждан, выполняя, таким образом, избирательные функции, которые заключаются в пересмотре избирательных списков, отборе и представлении кандидатов, проведении избирательных кампаний, формировании электората, осуществлении определенного наблюдения за проведением выборов, а также участии в подсчете голосов и обнародовании результатов выборов.

В соответствии со ст. 38 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии демократическим путем выбирают своих кандидатов и гарантируют, что они отвечают определенным критериям нравственности и способности действительно выполнять возлагаемые на них функции.

Согласно ст. 40 Закона Республики Мали

№ 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», во время проведения избирательных кампаний политические партии не должны вызывать возмущения и насилие.

Согласно ст. 41 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий», политические партии в рамках выборов вправе создавать союзы, которые не обладают собственной правосубъектностью, и информация о которых должна незамедлительно публиковаться в целях обеспечения прозрачности.

Политические партии вправе устанавливать связи с партиями других государств, характер которых не должен противоречить законодательству Мали и подрывать национальный суверенитет (ст. 42 Закона Республики Мали № 05-047/ от 18 августа 2005 г. «Хартия политических партий»), и в целом деятельность партий не должна подрывать безопасность, публичный порядок, нарушать индивидуальные и коллективные права и свободы (ст. 45). Кроме того, партии не могут быть по своему характеру военными или полувоенными, либо быть организованными на основе этнических, религиозных, языковых, регионалистских, сексистских или профессиональных признаков или взглядов.

Статьей 26 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» устанавливаются следующие права политических партий в России:

- право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

- право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

- право участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- право создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

- право организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

- право учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные

учреждения дополнительного образования взрослых;

- право пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

- право создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

- право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

- право устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

- право осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Статья 9 Федерального закона РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» устанавливает следующее:

«1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности....

Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии».

Политическая оппозиция

Весьма существенным отличием законодательства о политических партиях Республики Мали от российского является наличие в нем отдельного нормативно-правового акта, регулирующего специфику деятельности оппозиционных политических партий.

Остановимся на некоторых его положениях.

Согласно ст. 1 Закона Республики Мали № 2015-007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции», данный нормативно-правовой акт имеет своей основной целью наделение определенным правовым статусом политической оппозиции в усло-

виях демократии и плюрализма для обеспечения политической дискуссии в условиях обеспечения законности.

Как это устанавливает ст. 2 Закона Республики Мали № 2015-007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции», под политической оппозицией понимаются все политические партии или их объединения, которые не участвуют в управлении или не поддерживают действия правительства. Причем, такие партии могут быть как представлены в Национальной ассамблее Мали, так и не представлены.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Мали № 2015-007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции», политическая оппозиция является фундаментальным элементом плюралистической демократии, она признается политически, охраняется законодательством и обладает соответствующими правами и обязанностями.

Статьей 9 Закона Республики Мали № 2015007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции» отдельно признается право оппозиционных политических партий устанавливать и поддерживать сотруднические отношения с иностранными политическими партиями или международными политическими

Библиографя:

объединении при условии соблюдения национального суверенитета и действующего законодательства.

Статья 10 Закона Республики Мали № 2015007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции» устанавливает право оппозиционных политических партий выражать свое мнение публично.

Согласно ст. 11 Закона Республики Мали № 2015-007/ от 4 марта 2015 г. «Статус политической оппозиции», оппозиционные политические партии должны всегда действовать с соблюдением Конституции и иных нормативно-правовых актов, действующих на территории Республики Мали, и с этой целью они, в частности, выполняют следующее:

- способствуют распространению демократической культуры посредством информирования, обучения и воспитания граждан;

- обеспечивают соблюдение принципов национального суверенитета, территориальной целостности, республиканской формы правления, национального единства и светскости государства;

- культивируют принцип демократического получения власти, использования ненасилия как выражения политической борьбы и уважения государственной и частной собственности.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант-Плюс».

2. О политических партиях. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 9 марта 2016 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

3. Constitution de la République du Mali du 25 février 1992 // <http://mjp.univ-perp.fr/constit/ml1992.htm#5>; <http://democratie.francophonie.org/IMG/pdf/Mali-2.pdf>; <http://assemblee-nationale.ml/constitution-du-mali/>.

4. Loi № 05-047/ du 18 aout 2005 portant Charte des partis politiques // <http://www.track.unodc.org/LegalLibrary/LegalResources/Mali/Laws/Charter of Political Parties Act (2005).pdf>.

5. Loi № 2015-007/ du 4 mars 2015 portant statut de l'opposition politique // <http://urd-mali.info/STATUT-OPPOSITION-PROMULGUE-1.pdf>.

6. Mali: Loi électorale et Charte des partis politiques : le Comité de réforme fait souffler le vent de l'innovation // <http://maliactu.net/mali-loi-electorale-et-charte-des-partis-politiques-le-comite-de-reforme-fait-souffler-le-vent-de-linnovation/>.

7. В Мали принята «конституция на переходный период» // <https://rg.ru/2012/03/28/mali1-anons.html>.

8. О статусе судей в Российской Федерации. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

9. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

10. О статусе военнослужащих. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.