УДК: 342
Беляков Павел Анатольевич
Первый заместитель прокурора Калининградской области, Соискатель, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В статье предложена развернутая классификация деятельности прокурора по защите права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления по различным основаниям. Применение данной классификации позволяет отграничить одни меры защиты от других, выявить особенности применения тех или иных мер защиты, более глубоко изучить правовой институт — защиту прокурором права граждан на обращение в органы публичной власти.
Ключевые слова: классификация, прокурорская деятельность, право граждан на обращение, защита прокурором прав граждан.
Pavel Belyakov
The First Deputy Prosecutor of the Kaliningrad region
The applicant, the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation
CLASSIFICATION OF ACTIVITY OF THE PROSECUTOR FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS TO APPEAL TO STATE BODIES AND BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
In the article the authors proposed a detailed classification of the activities of the Procurator for the protection of the rights of citizens to appeal to state bodies and bodies of local self-government on various grounds. The use of this classification allows to distinguish some measure of protection against others, to determine the peculiarities of application of certain protection measures, a deeper study of the legal institution of protection by the Prosecutor rights of citizens to appeal to the public authorities.
Key words: classification, prosecutorial activities, the right of citizens to appeal, defense attorney rights of citizens.
Классификация правового воздействия и четкость ее оснований позволяет сформулировать наиболее полное представление об изучаемом предмете. Многообразие подходов к систематизации свидетельствует не только об их противоречивости, но и о попытке сформировать наиболее полное представление об изучаемом предмете. Рассмотрение видов правового воздействия и вычленение ограниченного числа элементов данной системы позволяет использовать системный подход и обеспечить в конечном итоге повышение результативности правового воздействия.
Классификация — особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее) [1]. Проведение классификации позволяет определить, какие элементы наполняют действующую систему правового воздействия, какие элементы не соответствуют реалиям времени и требуют усовершенствования или замены. Классификация помогает практическим работникам обеспечивать комплексный и профессиональный подход в организации и осуществлении своей надзорной и иной деятельности.
В настоящей статье предпринята попытка дать полную, развернутую классификацию защиты прокурором права граждан на обращение в органы публичной власти по различным основаниям. Прокуратурой осуществляется деятельность по защите права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления при выполнении всех закрепленных за ней функций. Проведенное нами исследование позволило сформулировать понятие этого правового института. Защита прокурором права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления — осуществляемая в пределах своих нормативно определенных полномочий с соблюдением общих и специальных принципов деятельности прокуроров по реализации
и восстановлению права человека и гражданина, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединений граждан, юридических лиц на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации посредством реализации законодательно закрепленных функций прокуратуры, являющаяся самостоятельным, все более приоритетным направлением правозащитной деятельности российской прокуратуры, отвечающая современным потребностям российского общества и государства.
В зависимости от выполняемых органами прокуратуры функций ее основные виды деятельность возможно разделить на следующие: рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры обращений граждан; прием граждан в органах прокуратуры; надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество.
Деятельность прокурора по защите права граждан на обращение в органы публичной власти по источникам правового регулирования возможно
подразделить на пять групп: меры защиты, уставленные международными договорами и соглашениями; меры защиты, установленные федеральными законами; меры защиты, установленные законами субъектов Российской Федерации; меры защиты, установленные органами местного самоуправления; меры защиты, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации.
К первой группе можно отнести международные договоры Российской Федерации в сфере сотрудничества с иностранными государствами по уголовным, гражданским, семейным делам. Например, органы прокуратуры в пределах своей компетенции исполняют «Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» [2], в том числе по вопросам рассмотрения обращений граждан в уголовно-правовой сфере.
Ко второй группе — полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными конституционными и федеральными законами. Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» посвящена рассмотрению и разрешению в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [3]. В статье 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [4] определены полномочия прокурора, в том числе по рассмотрению ходатайств участников уголовного судопроизводства.
К третьей — меры защиты, установленные региональным законодательством. Так, рядом конституций республик, уставов субъектов Российской Федерации закреплено право прокурора на законодательную инициативу, которую прокуроры нередко формируют на основании обращений граждан. Статье 79 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» [5] предусмотрено право прокурора Калининградской области на обращение в Уставной Суд с запросом о толковании Устава (Основного Закона) Калининградской области. Формирование этих запросов, как правило, сопряжено с рассмотрением обращений граждан.
К четвертой — меры защиты, установленные уставами муниципальных образований (в частности, право прокурора на правотворческую инициативу).
К пятой — приказы Генерального прокурора Российской Федерации. Так, в реализации положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» издан приказ Генерального прокурора России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 09.12.2015) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» [6]. Он, в частности, предусматривает дополнительные гарантии граждан при рассмотрении обращений граждан, прямо не предусмотренные законом (п.5.1 Инструкции-обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки рассматриваются в течение 15 дней; п.6.3 Инструкции — при направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы и др.).
В зависимости от нормативно-правового акта, в котором закреплены меры защиты прокурором права граждан на обращение, можно выделить общие (универсальные), специальные, исключительные меры.
Общие меры защиты прокурора содержаться в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (внесение протеста, представления, направления иска в суд, возбуждения дела об административном правонарушении), а специальные — в федеральных конституционных, федеральных законах и международных договорах. Так, координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в силу ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] осуществляют органы прокуратуры. При осуществлении этой деятельности широко используются анализы обращений граждан о нарушениях законов. В целях защиты, в том числе права граждан на обращение, контрольно-надзорные органы планируют свою деятельность. К исключительным мерам
защиты прокурором права граждан на обращение в органы публичной власти возможно отнести меры, предоставленные прокурору правоприменительной практикой Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Конституционный Суд РФ рассмотрел запрос Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [8] и пришел к выводу о том, что несмотря на признание нормы, наделяющей прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, не соответствующей Конституции Российской Федерации, эта норма по ее конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства — не исключает для Генерального прокурора Российской Федерации возможность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Между тем, федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» прямо не предусмотрел в статье 84 право Генерального прокурора Российской Федерации на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации [9].
Общепринятым является деление деятельности прокуратуры в сфере защиты права граждан на обращение в органы публичной власти на надзорную и ненадзорную.
Надзорная деятельность охватывает надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Все виды надзорной деятельности связаны с рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
Ненадзорная деятельность органов прокуратуры по защите права граждан на обращение в органы публичной власти включает координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности; в пределах своей компетенции осуществление международного сотрудничества.
В юридической литературе высказывались мнения о разделении способов воздействия на нарушителей: на меры защиты и меры ответственности. По
мнению С. С. Алексеева, юридическими гарантиями осуществления и защиты гражданских прав являются не только меры ответственности, но и меры защиты [10]. Меры защиты прокурором права граждан определены федеральным законодательствам и могут быть классифицированы по различным основаниям. По процедуре реализации прокурором своих полномочий по защите права граждан на обращение в органы публичной власти возможно деление на процессуальные и непроцессуальные.
К процессуальным относятся полномочиям прямо предусмотренные уголовно-процессуальным (уголовное преследование), гражданско-процессуальным (заявления в суды в интересах граждан), арбитражным, административным законодательством (возбуждение и проведение административного расследования). К непроцессуальным относятся полномочия предусмотренные другими федеральными (протесты, представления об устранении нарушений федерального законодательства, предостережение о недопустимости совершения экстремистской деятельности в порядке ст.6 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» [11]) и региональным законами (право законодательной инициативы, направления запросов в Уставной Суд субъекта Российской Федерации), муниципальными нормативными правовыми актами (право правотворческой инициативы).
По объекту защиты прокурором права граждан на обращение в органы публичной власти возможно деление на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, на объединения граждан, в том числе юридических лиц.
Первая группа включает всех граждан Российской Федерации. Вторая группа — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Третья группа- объединения граждан, в том числе юридических лиц. К ним, например, возможно отнести общественные организации, созданные на основании Федеральных законов «Об общественных объединениях» [12], «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [13],
«О политических партиях» [14]. Указанные объединения граждан в установленном законом порядке могут обладать правом юридического лица.
Защита прокурором права граждан на обращение в органы публичной власти по объекту, на защиту которого направлена прокурорская деятельность, делится на защиту индивидуальных прав и свобод человека и гражданина и на защиту коллективных интересов, прав и свобод.
К первой группе относятся, как правило, индивидуальные обращения граждан, в которых ставятся вопросы защиты прокурором прав и свобод непосредственно касающихся конкретного гражданина. Например, вопросы постановки гражданина на жилищный учет, предоставления установленных законом льгот, освобождения от обязанностей (к примеру, платить налоги, быть привлеченным к административной ответственности и уплатить штраф). Во вторую группу включается деятельность прокурора по защите коллективных интересов граждан. Результатом надзорной деятельности могут быть иски прокурора в интересах неопределенного круга лиц. По мнению Е. Артамоновой, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц позволяет осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределенность. В этих случаях состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного заседания, но и после его окончания, но существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик. Устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц, прокурор осуществляет защиту как публичного (общественного) интереса, так и частноправового [15].
По способу защиты права граждан на обращение в органы публичной власти возможно деление на прямую (непосредственную) защиту права гражданина на обращение и на непрямую (опосредованную) защиту.
К первой группе относятся меры прокурорского реагирования (протесты, иски, представления и др.) направленные на защиту конкретных граждан. Прокурор вправе на основании ст.45 ГПК РФ [16] обратиться в суд с заявлением
о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы в интересах обратившегося в прокуратуру гражданина. В свою очередь, эта группа делится на две подгруппы. Это меры, связанные с проверкой фактов прямого отказа в принятии обращений граждан и восстановлением нарушенного права на обращение прокурором. Например, в случае уклонения должностных лиц принять сообщение о преступлении, когда прокурор мерами прокурорского реагирования понуждает зарегистрировать сообщение о преступление и провести его проверку, защитив право гражданина на обращение.) Вторая подгруппа мер защиты, связана с рассмотрением прокурором ранее рассмотренных государственными органами и органами местного самоуправления обращений, но не удовлетворенных. В этом случае защищая право граждан на обращение прокурор мерами прокурорского реагирования добивается полного восстановления нарушенных прав граждан, тем самым реализуя конституционное право граждан на обращение. Вторая группа содержит меры, охватывающие область правовых отношений, связанных с рассмотрением и защитой права неопределенного круга граждан на обращение в органы публичной власти. К примеру, прокурор Калининградской области на основании обобщения обращений граждан, направленных в различные государственные органы и органы местного самоуправления региона, пришел к выводу о необходимости введения дополнительных гарантий гражданам. Реализуя свои полномочия в сфере нормотворчества, в порядке законодательной инициативы внес в законодательный орган проект закона. Как результат Калининградской областной Думой 08.10.2015 был принят Закон Калининградской области «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Калининградской области» [17].
По статусу прокуроров, обладающих правом осуществлять защиту права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления допустимо деление на полномочия Генерального прокурора Российской Федерации, полномочия Генерального прокурора России и его заместителей, полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации,
полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей, полномочия прокуроров городов и районов, полномочия прокуроров городов и районов и их заместителей; полномочия прокуроров всей системы органов прокуратуры; полномочия прокуроров всех уровней и их заместителей.
К первой группе возможно отнести, например, полномочия Генерального прокурора Российской Федерации, предусмотренные ч. 5 ст. 114 УПК РФ. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Другим примером данных полномочий является ст.39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
Ко второй группе относится правило, предусмотренное п. 1 ч. 3 ст. 377 ГПК РФ: с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции. Прокурорская практика показывает, как правило, данным правом прокуроры пользуются по результатам рассмотрения обращений граждан.
Третья группа включает полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации. К примеру, п. 5 ст. 223 УПК РФ установлено, что в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания
может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Четвертая группа объединяет полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей. Примером тому может служить п. 2 ч. 2 ст. 401.2 УПК РФ, согласно которой с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Пятая группа включает полномочия прокуроров городов и районов. Так, к исключительным полномочиям прокуроров городов и районов относится право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность (ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Шестая группа образует полномочия прокуроров городов и районов и их заместителей. Примером этому может служить норма, предусмотренная ч. 4 ст. 223 УПК РФ: В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.
Седьмая группа содержит полномочия прокуроров всей система органов прокуратуры. Так, в силу п. 1.2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении указанных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от
них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения [18].
Восьмая группа включает полномочия прокуроров всех уровней и их заместителей. Например, протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В иных федеральных законах также закрепляются полномочия прокуроров всех уровней. ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает, что при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
В приведенной классификации полномочий прокуроров обязательным элементом ее деления является то, что прокурор реализует свои полномочия обеспечивая защиту права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
По последствия, вызываемым реализацией прокурором мер защиты права граждан на обращение в органы публичной власти возможно деление на три группы. Первую группу образуют правоустанавливающие меры защиты. В результате их реализации происходит установление факта, который влечет наступление определенных законом правовых последствий. Так, в ходе проверки по обращению группы граждан прокурор устанавливает наличие объекта культурного наследия без собственника. Прокурор обращается с заявлением
о признании движимого имущества бесхозяйным и просит суд обратить его в федеральную собственность.
Вторую группу объединяют восстановительные меры защиты права граждан на обращение в органы публичной власти. Все эти меры направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права. К примеру, по результатам принятых прокурором мер гражданина восстанавливают в очереди на предоставление жилья.
В третью группу включены пресекательные меры защиты права граждан на обращение, которые направлены на пресечение действий, нарушающих право граждан на обращение в органы публичной власти, установление запрета на осуществлении деятельности, нарушающей субъективные права и свободы граждан. Типичным примером являются меры реагирования по результатам рассмотрения обращений граждан об отказе в регистрации сообщений о преступлениях. Принимаемые прокурорами меры позволяют пресечь противоправную деятельность должностных лиц правоохранительных органов, зарегистрировать сообщение о преступлении, и в некоторых случаях, добиться возбуждения уголовного дела.
По процессуальной форме судопроизводства классификация мер защиты права граждан на обращение в органы публичной власти допускает деление на гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, а также меры, реализуемые в рамках конституционного судопроизводства.
Процессуальная форма рассмотрения меры защиты права граждан на обращение зависит от характера самого обращения и выбранной прокурором тактики его защиты.
Классификация защиты прокурором права граждан в государственные органы и органы местного самоуправления имеет существенное юридическое и практическое значение, так как позволяет отграничить одни меры защиты от других, выявить особенности применения тех или иных мер защиты, что способствует более полному законотворчеству и эффективному правоприменению.
Литература
1. Ефремов Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. С. 671.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Заключена в г. Минске 22.01.1993, вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994 (с изм. от 28.03.1997). Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1472.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016. Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Уставный закон Калининградской области от 02.10.2000 N 247 (ред. от 17.06.2016) «Об Уставном Суде Калининградской области» принят Калининградской областной Думой 07.09.2000. «Дмитрия Донского, 1», N 83, 14.10.2000 (начало), «Дмитрия Донского, 1», N 86, 21.10.2000 (продолжение), «Дмитрия Донского, 1», N 89, 28.10.2000 (окончание).
6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (ред. от 09.12.2015) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Законность, N 4, 2013.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан». Собрание законодательства РФ, 28.07.2003, N 30, ст. 3101.
9. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
10. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Выпуск 1. Свердловск, 1961. С. 201, 202.
11. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности». Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях». Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
13. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3340.
14. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях». Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
15. Артамонова Е. Защита прав неопределенного круга лиц // Законность. 2003, № 8. С.2-4.
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016). Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
17. Закон Калининградской области от 21.10.2015 N 465 «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Калининградской области» принят Калининградской областной Думой 08.10.2015. Калининградская правда, N 200, 28.10.2015.
18. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму». Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
References
1. Efremov T. F. Novyj slovar' russkogo jazyka: Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. M.: Rus. jaz., 2000. p. 671. (in Russian)
2. Konvencija o pravovoj pomoshhi i pravovyh otnoshenijah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam. Zakljuchena v g. Minske 22.01.1993, vstupila v silu 19.05.1994, dlja Rossijskoj Federacii 10.12.1994 (s izm. ot 28.03.1997). Sobranie zakonodatel'stva RF, 24.04.1995, N 17, st. 1472. (in Russian)
3. Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 (red. ot 03.07.2016) «O prokurature Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF, 20.11.1995, N 47, st. 4472. (in Russian)
4. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 06.07.2016) s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016. Sobranie zakonodatel'stva RF, 24.12.2001, N 52 (ch. I), st. 4921. (in Russian)
5. Ustavnyj zakon Kaliningradskoj oblasti ot 02.10.2000 N 247 (red. ot 17.06.2016) «Ob Ustavnom Sude Kaliningradskoj oblasti» prinjat Kaliningradskoj oblastnoj Dumoj 07.09.2000. «Dmitrija Donskogo, 1», N 83, 14.10.2000 (nachalo), «Dmitrija Donskogo, 1», N 86, 21.10.2000 (prodolzhenie), «Dmitrija Donskogo, 1», N 89, 28.10.2000 (okonchanie). (in Russian)
6. Prikaz General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii ot 30.01.2013 N 45 (red. ot 09.12.2015) «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Instrukcii o porjadke rassmotrenija obrashhenij i priema grazhdan v organah prokuratury Rossijskoj Federacii». Zakonnost', N 4, 2013. (in Russian)
7. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.10.2003, N 40, st. 3822. (in Russian)
8. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 18.07.2003 N 13-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij statej 115 i 231 GPK RSFSR, statej 26, 251 i 253 GPK Rossijskoj Federacii, statej 1, 21 i 22 Federal'nogo zakona «O prokurature Rossijskoj Federacii» v svjazi s zaprosami Gosudarstvennogo Sobranija — Kurultaja Respubliki Bashkortostan, gosudarstvennogo Soveta Respubliki Tatarstan i Verhovnogo Suda Respubliki Tatarstan». Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.07.2003, N 30, st. 3101. (in Russian)
9. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21.07.1994 N 1-FKZ (red. ot 14.12.2015) «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.07.1994, N 13, st. 1447. (in Russian)
10. Alekseev S.S. Obshhaja teorija socialisticheskogo prava. Vypusk 1. Sverdlovsk, 1961. S. 201, 202. (in Russian)
11. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 N 114-FZ (red. ot 23.11.2015) «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti». Sobranie zakonodatel'stva RF", 29.07.2002, N 30, st. 3031. (in Russian)
12. Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 N 82-FZ (red. ot 02.06.2016) «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah». Sobranie zakonodatel'stva RF, 22.05.1995, N 21, st. 1930. (in Russian)
13. Federal'nyj zakon ot 11.08.1995 N 135-FZ (red. ot 05.05.2014) «O blagotvoritel'noj dejatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizacijah». Sobranie zakonodatel'stva RF", 14.08.1995, N 33, st. 3340. (in Russian)
14. Federal'nyj zakon ot 11.07.2001 N 95-FZ (red. ot 09.03.2016) «O politicheskih partijah». Sobranie zakonodatel'stva RF, 16.07.2001, N 29, st. 2950. (in Russian)
15. Artamonova E. Zashhita prav neopredelennogo kruga lic // Zakonnost'. 2003, № 8. p.2-4. (in Russian)
16. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 02.03.2016). Sobranie zakonodatel'stva RF, 18.11.2002, N 46, st. 4532.
(in Russian)
17. Zakon Kaliningradskoj oblasti ot 21.10.2015 N 465 «O dopolnitel'nyh garantijah realizacii prava grazhdan na obrashhenie v Kaliningradskoj oblasti» prinjat Kaliningradskoj oblastnoj Dumoj 08.10.2015. Kaliningradskaja pravda, N 200, 28.10.2015. (in Russian)
18. Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 N 35-FZ (red. ot 06.07.2016) «O protivodejstvii terrorizmu». Sobranie zakonodatel'stva RF, 13.03.2006, N 11, st. 1146. (in Russian)