СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международное сотрудничество как вид деятельности прокурора по защите права граждан на обращение в органы публичной власти Беляков П. А.
Беляков Павел Анатольевич /Belyakov Pavel Anatolyevich - соискатель, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: рассматриваются вопросы деятельности российской прокуратуры, связанной с защитой прокурором конституционного права граждан на обращение в рамках реализации полномочий в сфере международного сотрудничества. Вносятся предложения по совершенствованию прокурорской деятельности при реализации международных соглашений.
Abstract: discusses the activities of the Russian Prosecutor's office associated with protection Prosecutor the constitutional rights of citizens to appeal to the framework of the implementation of powers in the sphere of international cooperation. Makes suggestions to improve prosecutorial activities in implementation of international agreements.
Ключевые слова: деятельность прокурора, право граждан на обращение; международное сотрудничество.
Keywords: the activities of the Prosecutor, the right of citizens to appeal; international cooperation.
Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями -одна из функций современной российской прокуратуры.
Она закреплена в статье 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [1].
По мнению В. Г. Бессарабова и К. А. Кашаева, международный аспект защиты прав и свобод граждан органами прокуратуры, в том числе права на обращение, заключается в том, чтобы надзорными средствами добиться от поднадзорных органов и должностных лиц не чинить никаких препятствий гражданам к доступу в Европейский суд по правам человека [2].
Нормативно-правовой основой международного сотрудничества российской прокуратуры с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также с международными организациями в сфере борьбы с преступностью, уголовного судопроизводства, укрепления законности и правопорядка являются: 1) многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами; 2) Конституция и федеральное законодательство; 3) организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ (приказы, указания) [3].
В период с 8 по 12 сентября 2013 г. в Москве был проведен самый масштабный в мире прокурорский форум - 18-я ежегодная конференция и Общее собрание
Международной ассоциации прокуроров. Эта неправительственная организация объединяет 157 организационных членов, около 1700 индивидуальных членов, представляет 250 тысяч прокуроров из 151 страны. Прокуроры осознают необходимость более тесного взаимодействия в выработке действенных мер, путей, стандартов решения вопросов соблюдения прав человека, а также борьбы с современными угрозами. Выбор России в качестве места проведения конференции свидетельствует о высоком международном авторитете ее прокуратуры, признании наших достижений в деле укрепления правового государства и защиты прав человека.
В сфере уголовного судопроизводства Генеральная прокуратура взаимодействует с партнерами почти из 80 государств мира. Среди значимых международных соглашений, заключенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, необходимо назвать «Соглашение между Генеральными прокурорами Государств -участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29 июня 2000 г.» [4]. Соглашением предусмотрен порядок исполнения поручений о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей Договаривающейся Стороны санкционировано прокурором (судом), поручений органов прокуратуры о выполнении процессуальных и иных действий по находящимся в их производстве уголовным делам, не требующих санкции прокурора, определен круг лиц, которым предоставляются материалы исполненных поручений, а также ряд других вопросов прокурорской деятельности.
Российская Федерация имеет специальные двухсторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи и правовой помощи по уголовным делам более чем с 70 государствами. Это позволяет прокурорам более эффективно отстаивать права участников уголовного судопроизводства. В мире существует около 200 государств и в идеале договорную основу необходимо иметь со всеми странами мира.
При осуществлении этой деятельности органы прокуратуры защищают и права человека, устраняя нарушения, о которых они сообщили в соответствующие, в том числе международные органы, не добившись их разрешения в органах власти российского государства.
Так, например, в информационном письме о заседании Комитета министров Совета Европы от 3-7 марта 2013 г. за подписью заместителя Генерального прокурора РФ А. Г. Звягинцева сообщалось, что в г. Страсбурге состоялось очередное заседание Комитета министров Совета Европы об исполнении Российской Федерацией постановлений Европейского суда по правам человека по делам, связанным с предполагаемыми похищениями и принудительными перемещениями с территории России лиц, в отношении которых применено Правило ст. 39 Регламента Европейского Суда.
Включение данного вопроса в повестку дня было обусловлено поступившим сообщением о новом предполагаемом факте похищения гражданина Республики Узбекистан. Также сообщалось: на рассмотрении Европейского Суда находится ряд других жалоб иностранных граждан о нарушении их прав в связи с принудительным перемещением с территории России и несоблюдением российскими властями Правила ст. 39 Регламента Европейского Суда.
В решении содержится призыв к властям Российской Федерации без промедления осуществить комплекс необходимых мер с тем, чтобы прекратить подобные инциденты, в том числе посредством обеспечения своевременного и эффективного их расследования, а также принятия дополнительных специальных защитных мер в отношении заявителей.
В информационном письме было обращено внимание прокуроров на то, что обо всех выявленных фактах попыток незаконного насильственного перемещения лиц, в отношении которых Европейским судом применено правило ст. 39 Регламента Европейского Суда, и принятых в связи с этим мерах прокурорского реагирования необходимо незамедлительно уведомить Генеральную прокуратуру Российской Федерации [5].
Особое внимание российской прокуратурой уделяется при реализации международных договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и другими государствами. Так, в силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан [6], органы прокуратуры обозначены в качестве компетентных органов, исполняющих заключенное соглашение.
Только в Северо-Западном федеральном округе в 2015 году прокурорами проведено более 400 экстрадиционных проверок, по результатам которых подготовлено более 100 заключений о возможности принятия решения о выдаче для привлечения к уголовной ответственности за рубежом, исполнено более 70 поручений компетентных органов иностранных государств о правовой помощи, в судах рассмотрено 16 обращений о несогласии с принятым решением о выдаче иностранному государству для осуществления уголовного преследования [7].
Полагаем, что для совершенствования практики деятельности прокуроров по защите права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления следует активнее использовать различные формы обучения, предусмотренные приказом Генерального прокурора РФ от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» в целях формирования необходимых навыков работы при рассмотрении и разрешении обращений, осуществлении личного приема граждан, обеспечения надлежащего качества и эффективности этой деятельности.
Совершенствовать деятельность в данной области следует, в том числе, путем проведения семинарских занятий, оперативных совещаний, мероприятий правового просвещения, направления на места обзоров практики рассмотрения обращений, методических рекомендаций, информационных писем, оказания практической помощи нижестоящим прокуратурам, организации стажировки сотрудников.
Полагаем, что прокуратура осуществляет деятельность по защите права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления при выполнении всех закрепленных за ней функций, в том числе реализуя свои полномочия в сфере международного сотрудничества.
Литература
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации». Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, № 8, ст. 366.
2. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. 464 с.
3. Щерба С. П. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации: в курсе лекций Актуальные проблемы прокурорской деятельности / В. Г. Бессарабов и др.; под ред. О. С. Капинус; рук. авт. кол. В. Б. Коробейников. Акад. Ген. прокуратуры РФ. М., 2015. С. 199.
4. Соглашение между Генеральными прокурорами Государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке
77
сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29 июня 2000 г. Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». Тула, 2004 (том 1).
5. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18.04.2013 № 35/1-36С-2003 «О заседании Комитета Министров Совета Европы от 5-7 марта 2003 г.».
6. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (заключено в г. Москве 21.01.1997). «Собрание законодательства РФ», 22.11.2004, № 47. Ст. 4573.
7. Отчеты прокуроров субъектов Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе за 2015 год.