Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ МАЛИ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ МАЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО / PARLIAMENTARY LAW / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / PARLIAMENTARY / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ / NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MALI / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туре Шейк Амала

Статья посвящена сравнительному анализу парламентов Российской Федерации и Республики Мали. Автор провел сравнительный анализ формирования, компетенции и функционирования данных органов по следующим основаниям: структура, функции, порядок функционирования, порядок наделения членов этих органов полномочиями и их статус, порядок прекращения функционирования данных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative-legal analysis of the parliaments of the Republic of Mali and the Russian Federation

The article is devoted to the comparative analysis of parliaments of the Russian Federation and the Republic of Mali. The author conducted a comparative analysis of the formation, jurisdiction and functioning of these bodies (authorities) for the following reasons: the structure, function, functioning, procedure of appointment of members of these bodies (authorities) and their status, the procedure for termination of the functioning of these bodies (authorities).

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ МАЛИ»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ МАЛИ

ТУРЕ Шейк Амала,

кандидат юридических наук, руководитель Департамента факультета публичного права Университета юридических и политических наук г. Бамако (Республика Мали). E-mail: tourecheickamala@yahoo.fr

Краткая аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу парламентов Российской Федерации и Республики Мали. Автор провел сравнительный анализ формирования, компетенции и функционирования данных органов по следующим основаниям: структура, функции, порядок функционирования, порядок наделения членов этих органов полномочиями и их статус, порядок прекращения функционирования данных органов.

Abstract: The article is devoted to the comparative analysis of parliaments of the Russian Federation and the Republic of Mali. The author conducted a comparative analysis of the formation, jurisdiction and functioning of these bodies (authorities) for the following reasons: the structure, function, functioning, procedure of appointment of members of these bodies (authorities) and their status, the procedure for termination of the functioning of these bodies (authorities).

Ключевые слова: Парламентское право, конституционное право, парламентаризм, Федеральное Собрание Российской Федерации, Национальная Ассамблея Республики Мали, сравнительно-правовой анализ.

Keywords: Parliamentary law, constitutional law, parliamentary, Federal Assembly of the Russian Federation, National Assembly of the Republic of Mali, comparative-legal analysis.

В науке конституционного права сравнительно-правовому методу придается особое значение как позволяющему достигнуть достаточно существенных глубин понимания и интерпретации тех или иных конституционных феноменов, отношений, процессов.

Настоящая статья посвящена сравнительному анализу парламентов Российской Федерации и Республики Мали.

Парламентское устройство Мали обладает следующими чертами: ответственность правительства перед Национальным собранием; возможность роспуска правительства; дуализм исполнительного органа (сосуществование главы государства и премьер-министра, поставленного во главе правительства)[1].

Законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание, а в Республике Мали - Национальная Ассамблея.

Порядок формирования и функционирования Федерального Собрания Российской Федерации регулируется, в основном, следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.[2];

- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[3];

- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[4];

- Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2016 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[5];

- соответствующие регламенты Палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Среди нормативно-правовых актов, касающихся функционирования Национальной Ассамблеи Республики Мали, отметим следующие:

- Конституция Республики Мали от 25 февраля 1992 г.[6];

- Закон Мали от 5 марта 2002 г. № 02-010 «Органический закон, устанавливающий количество, условия приемлемости, условия неправомочности и несоответствия, условия замены членов Национальной Ассамблеи ...»[7].

Действует также Административный регламент Национальной Ассамблеи Республики Мали от 2013 г.[8]. Отметим, что в Мали в 2012 г. была принята новая Конституция на переходный период[9], однако нами будут исследоваться положения Конституции от 1992 г. Сравнительный анализ формирования, компетенции и функционирования данных органов будет проведен по следующим основаниям: структура; функции; порядок функционирования; порядок назначения членов этих органов и их статус; порядок прекращения функционирования данных органов.

Структура

Сравнивая Федеральное Собрание Российской Федерации и Национальную Ассамблею Республики Мали по основанию структуры, отметим следую-

щее. Одним из наиболее существенных различий между рассматриваемыми органами является то, что Российский Парламент - Федеральное собрание, состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (согласно ч. 1 ст. 95 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.), а парламент Республики Мали - из одной, именуемой Национальной Ассамблеей (в соответствии со ст. 60 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г.).

В структуру Национальной Ассамблеи, помимо органов управления и иных подразделений, входит 11 комиссий: по общественным работам, жилищному строительству, имуществу и транспорту; по образованию, культуре, новым информационным и коммуникационным технологиям; по здравоохранению, социальному развитию и солидарности; по национальной обороне, безопасности и гражданской защите; по водным ресурсам, энергетике, промышленности, горнорудной промышленности, ремеслам, туризму и технологиям; по финансам, экономике, планированию и продвижению частного сектора; по конституционным законам, законодательству, правосудию, правам человека и учреждениям Республики; по территориальному управлению и децентрализации; по иностранным делам, для малийцам за рубежом, и африканской интеграции; по развитию сельских районов и охране окружающей среды; по труду, занятости, поощрению женщин, молодежи, спорту и защите детей[10].

В структуру обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации также входят комитеты по различным вопросам. Например, в Государственную Думу входят следующие комитеты: по государственному строительству и законодательству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; по финансовому рынку; по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству; по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям; по энергетике; по транспорту и строительству; по обороне; по безопасности и противодействию коррупции; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления; по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока; по Регламенту и организации работы Государственной Думы; по охране здоровья; по образованию и науке; по вопросам семьи, женщин и детей; по аграрным вопросам; по экологии и охране окружающей среды; по

культуре; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по делам национальностей; по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи; по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству; по информационной политике, информационным технологиям и связи[11].

В рамках Совета Федерации функционируют следующие комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; по обороне и безопасности; по международным делам; по бюджету и финансовым рынкам; по экономической политике; по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; по социальной политике; по науке, образованию и культуре; по Регламенту и организации парламентской деятельности[12].

Функции

Основными функциями рассматриваемых органов являются законодательные. Если говорить о процессе принятия нормативно-правовых актов, то, в соответствии со ст. 70 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., законы принимаются простым большинством голосов Национальной Ассамблеи.

В Российской Федерации, ввиду двухпалатной структуры парламента, процесс принятия законов является более сложным. Сначала законы принимаются большинством голосов членов Государственной Думы, а затем передаются на рассмотрение Совета Федерации, члены которого также голосуют за него большинством голосов (согласно ст. 105 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.).

Однако процесс принятия нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, парламентами обоих рассматриваемых государств отличается от процесса принятия иных законов.

Как указывается в ст. 70 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., для принятия органических законов установлен ряд условий принятия решений Национальной Ассамблеей Республики Мали, среди которых следующие:

- предложение или проект органического закона обсуждаются Национальной Ассамблеей Мали не менее чем через пятнадцать дней после их внесения;

- текст закона принимается исключительно абсолютным большинством членов Национальной Ассамблеи, а обнародование таких актов производится только после объявления Конституционным судом Мали их соответствия Конституции.

Часть 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов: большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Еще более сложный порядок предусмотрен для принятия Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом Национальная Ассамблея Республики Мали имеет несколько более широкие полномочия, чем Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ст. 70 и 71 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., в функции Национальной Ассамблеи входит также принятие планов, устанавливающих цели экономической и социальной деятельности государства, а также объявление войны. Порядок функционирования В соответствии со ст. 65 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., Национальная Ассамблея проводит две очередные сессии в год. Первая сессия начинается в первый понедельник октября, и ее продолжительность не превышает семидесяти пяти дней. Вторая сессия начинается в первый понедельник апреля, и ее длительность не может превышать девяноста пяти дней. Кроме того, Национальная Ассамблея Мали может собираться на чрезвычайные сессии по требованию Премьер-министра или большинства ее членов в отношении определенной повестки дня (ст. 66 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г.). Такие внеочередные сессии открываются и закрываются по указу Президента Республики (ст. 67 данного нормативно-правового акта). Согласно ст. 68 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., Национальная Ассамблея самостоятельно устанавливает свои правила и процедуры.

Заседания Государственной Думы Российской Федерации также проводятся в виде сессий. Согласно ч. 1 ст. 100 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом соответствующей палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Статья 69 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г. также предусматривает, что заседания Национальной Ассамблеи являются открытыми. Порядок назначения членов и их статус Совпадают сроки, на которые избираются

депутаты Национальной Ассамблеи Республики Мали и депутаты Государственной Думы ФС РФ.

Как это предусматривается ст. 61 Конституции РеспубликиМали от 25 февраля 1992 г., «депутаты избираются на пять лет всеобщим прямым голосованием».

Часть 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. предусматривает, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет». Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 95).

Члены обоих парламентов пользуются неприкосновенностью. Так, в соответствии со ст. 62 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г., «депутаты пользуются депутатской неприкосновенностью. Ни один члена Национальной Ассамблеи не может быть привлечен к ответственности, в отношении него не может быть проведено расследование, он не может быть арестован, задержан, либо судим за свое выраженное мнение или голос, поданный в порядке выполнения им своих функций. Кроме того, в отношении него могутпро-изводиться указанные процессуальные действия в рамках расследования уголовных преступлений».

Согласно ч. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». При этом основания снятия такой неприкосновенности, либо приостановления ее действия частично различаются в Российской Федерации и Республике Мали.

Статья 62 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г. предусматривает возможность расследования, ареста или преследования членов Национальной Ассамблеи, за исключением ситуаций, когда на это предоставляется разрешение самой Национальной Ассамблеи, а также иных, например, задержания на месте преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., «вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ-

лению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания». Кроме того, как было уже указано ранее, в соответствии с ч. 1 указанной статьи, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску в случае задержания на месте преступления.

Также представляется важным отметить следующее. В ст. 64 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г. содержится запрет на передачу членом Национальной Ассамблеи Мали своих функций другим лицам, а также устанавливается, что голосование членом Национальной Ассамблеи может производиться исключительно лично. Однако данной статьей предусматривается также, что органическим законом может быть в исключительном порядке разрешена передача более одного мандата.

Порядок роспуска

Статья 42 Конституции Республики Мали от 25 февраля 1992 г. предусматривает, что «Президент Республики вправе, после консультаций с премьер-министром и председателем Национальной Ассамблеи, объявить о роспуске Национальной Ассамблеи.

Всеобщие выборы проводятся не ранее, чем через двадцать один день, и не позднее сорока дней после роспуска Национальной Ассамблеи. Национальная Ассамблея не может быть распущена в течение одного года после выборов».

Согласно ч. 1 ст. 109 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Государственная Ду-

Библиография:

ма может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 (в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой) и ст. 117 (в случае, если Государственная Дума при определенных обстоятельствах выражает недоверие Правительству Российской Федерации) Конституции Российской Федерации.

Если говорить о сроках выборов новой Государственной Думы, то, в соответствии с ч. 2 ст. 109 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., то Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

При этом оснований для нероспуска Государственной Думы больше, чем оснований для отказа в роспуске Национальной Ассамблеи, и к ним ст. 109 отнесены следующие:

- невозможность роспуска Государственной Думы в случае выражения данным органом недоверия Правительству Российской Федерации в течение года после ее избрания;

- невозможность роспуска Государственной Думы в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 109 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.).

1. Туре Ш.А. Институт президентства в государствах Африки (на примере Республики Мали) // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2008. № 3. С. 53-57, С. 56.

2. Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2016 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Constitution de la République du Mali du 25 février 1992 // <http://mjp.univ-perp.fr/constit/ml1992.htm#5>; <http://democratie.francophonie.org/IMG/pdf/Mali-2.pdf>; <http://assemblee-nationale.ml/constitution-du-mali/>.

7. Loi № 02-010 du 05 mars 2002 portant Loi Organique fixant le nombre, les conditions d'eligibilite, le regime des ineligibilites et des incompatibilites, les conditions de remplacement des membres de l'Assemblee Nationale en cas de vacance de siege, leurs indemnites et determinant les conditions de la delegation de vote // <http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Mali_MPs%20Incompatibilities%20Organic%20LawJ0_2002Jr.pdf>

8. Reglément Administratif de l'Assemblée Nationale du Mali du 2013 // <http://assemblee-nationale.ml/uploads/documents/anm_RlszQOhI.pdf>.

9. В Мали принята «конституция на переходный период» // <https://rg.ru/2012/03/28/mali1-anons.html>.

10. Commissions générales / Assemblée Nationale // <http://assemblee-nationale.ml/commissions-generales>.

11. Комитеты и комиссии Государственной Думы // <http://www.duma.gov.ru/structure/committees/>.

12. Комитеты / Совет Федерации // <http://council.gov.ru/structure/committees/>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.