Научная статья на тему 'История парламентского права и его современная специфика'

История парламентского права и его современная специфика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО / PARLIAMENTARY LAW / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / REGIONAL PARLIAMENT / МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PARLIAMENTARY COOPERATION / PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Багаева Алиса Валерьевна

В статье дан краткий экскурс в историю парламентов, показана работа парламентов региональных объединений и механизмы межпарламентского сотрудничества. Автор выделяет проблемы, которые требуют совершенствования парламентского права, и те политические риски, которые могут возникнуть из-за отсутствия внимания власти и общества к развитию парламентской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Histiry of parliamentary law and its modern specificity

This article provides a brief history of parliaments, shows work of the parliaments of regional organizations and mechanisms of inter-parliamentary cooperation. The author identifies both issues that should be addressed to improve parliamentary law and the political risks that may arise due to the lack of attention of government and society to the development of parliamentary culture.

Текст научной работы на тему «История парламентского права и его современная специфика»

История парламентского права и его современная специфика

Алиса Багаева

Историю парламентов можно начинать от рождения древнегреческой демократии, можно - от появления первых парламентов в средневековой Европе.

Но история становится единой для всех государств, где действуют эти представительские органы, когда их работа начинает подчиняться единым правилам. В 60-х годах XIX в. Г.М.Роберт составил «карманное руководство» по парламентской процедуре. Постепенно выработался не только общий процедурный порядок, но и обозначились контуры парламентского права.

Однако слишком широкое понимание такого права даёт возможность принимать порой неправовые решения, например, Парламентской ассамблее Совета Европы. С этой точки зрения очень интересно разобраться, почему возникло широкое толкование парламентского права.

Столетие назад появилось обширное руководство Генри М.Роберта «Правила парламентской процедуры», которое до настоящего времени считается не только сводом

парламентских законов, но и моделью парламентского поведения [1]. «Правила» Роберта были ориентированы на любое собрание, где необходимо было принять решения незави-

БАГАЕВА Алиса Валерьевна - кандидат социологических наук (кафедра международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). E-mail: bagaeva@socio.msu.ru

Ключевые слова: парламентаризм, парламентское право, региональный парламент, межпарламентское сотрудничество.

1 Роберт Г.М. Правила парламентской процедуры = Robert's Rules of Order / пер. с англ. А.Левина. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1992.

симо от статуса: это палата парламента, клуб избирателей или религиозная община. В них скрупулёзно разбираются процедуры ведения дел на собраниях (от внесения предложений при их классификации на главные, побочные и привилегированные до этикета прений и порядка голосования), права собраний, их рабочих органов (комитеты, комиссии), должностных лиц (председатель, секретарь, казначей) и т.д. Многие из правил, будучи привнесены из английского и американского опыта парламентаризма, представляют собой азы парламентской культуры, поскольку в них содержится процессуальное ядро особой юридической структуры любого парламентарно организованного государства.

Парадоксально, но за вековую историю понятие «парламентское право» не получило развёрнутого толкования. Оно растворяется в понятиях «парламентские процедуры», «парламентский процесс» и пр. Несмотря на это, парламентское право не просто существует, а укрепляет свой нормативный массив, формируемый под воздействием принципов и норм материального права, прежде всего конституционного. Необходимость такой правовой ветви очевидна в силу того, что обществу и государству требуется обеспечение устойчивых взаимосвязей:

- во-первых, непосредственно в парламентской среде;

- во-вторых, между парламентом как высшим представительным органом государственной власти и другими ветвями власти;

- в-третьих, между парламентом и народом как единственным источником власти.

Безусловно, парламентское право надо рассматривать в качестве неотъемлемой части конституционного права с присущими ему динамическими характеристиками. Но и для выделения парламентского права из конституционного находятся веские основания. Так, конституционно-правовому регулированию свойственны методы, основанные на властно-императивных началах, а пар-ламентско-правовое регулирование использует методы диспозитивные, т.е. опирающиеся на начала координации и согласования. В механизмах конституционного права важнейшей является материальная сторона его нормативного состава. Парламентское право развивает процессуальные и организационно-обеспечительные механизмы.

Одна из причин замедленного развития парламентского права объясняется длительностью его истории. На всём её протяжении парламенты следовали по прецедентному пути, а он не требовал выработки особых норм. Самыми древними парламентами в мире называют парламенты Острова Мэн (тинвальд) и Исландии (альтинг), созданные в X в.

Тинвальд, образованный в 979 г., на протяжении своей истории действовал непрерывно.

Альтинг, созданный около 930 г., официально не работал в 1801-1845 гг., хотя неофициальные собрания были.

И всё же родиной современного парламентаризма справедливо считают Англию, где прообраз такого института был основан в XIII в., когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. Согласно этому документу король не имел права вво-

дить новые налоги без согласия королевского совета. Исторически парламент играл роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Парламент взял на себя решающую роль во время Английской революции XVII в.

В европейских странах формировались условия, способствующие превращению парламента из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, в высший государственный орган.

Уже в Средневековье возник феномен трансфера парламентского опыта европейских стран в другие геополитические пространства, воспринятый парламентами Иерусалимского королевства. Отличительной чертой конституций франкских государств на Востоке были широкие гарантии прав и преимуществ баронов против усиления центральной власти. Во всех важнейших случаях король или его заместитель, bailo (bainlus regni), обязаны были считаться с желаниями вельмож и рыцарей, собрания которых назывались парламентами. Находившиеся в стране крестоносцы с Запада также привлекались к совещаниям, которые происходили в Иерусалиме, а после его потери - в Акке, Тйре, Вифлееме. Парламент рассматривал вопросы войны и мира, договоры и союзы с христианскими и магометанскими державами, разрешение чрезвычайных налогов, субсидии правительству в критических случаях, мероприятия против истребле-

ния полей саранчой и мышами, отправление посольств. Парламенты Иерусалимского королевства можно назвать первым опытом межрегионального парламента.

Сейчас в Женеве работает ассоциация парламентов мира - Межпарламентский союз, основанный ещё в 1889 г.

Межпарламентские институты, как правило, действуют в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе [2], Андском совете, Парламенте Центральной Америки. Планируется создать Арабский парламент. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В 2008 г. в Стамбуле учреждена Парламентская ассамблея тюрко-язычных стран.

Самый ранний из органов межпарламентского сотрудничества - Парламентская ассамблея Совета Европы (Parliamentary Assembly of the Council of Europe - PACE) - консультативный орган, состоящий из представителей парламентов всех государств-членов, основанный 5 мая 1949 г.

Члены ПАСЕ назначаются парламентами государств-членов. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парла-

2 Грибовский В.М. Настоящее и будущее европейского парламентаризма. М.: Книга по требованию, 2013.

менте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин.

В сессиях принимают участие наблюдатели от парламентов Канады, Мексики и Израиля.

Правами наблюдателя пользуются два представителя турецкой общины Кипра, формально входящие в состав делегации Республики Кипр.

Однако парламент Республики Беларусь в 1997 г. временно лишён статуса специального гостя и на сессиях не представлен.

Ассамблея принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами. Среди важных полномочий ассамблеи -выборы генерального секретаря Совета Европы (СЕ) и его заместителя, судей Европейского суда по правам человека, принятие заключений по кандидатурам новых государств-членов, мониторинг выполнения ими обязательств, принятых при вступлении.

ПАСЕ принимает заключения на проекты всех международных конвенций, разрабатываемых в СЕ. Сессии Ассамблеи становятся форумами для обсуждения актуальных проблем европейской политики.

Как и в национальных парламентах и Европарламенте, в ПАСЕ работают фракции, сформированные по политической ориентации их членов - так называемые политические группы.

В настоящее время таких групп пять:

- социалистическая группа;

- европейская народная партия;

- альянс либералов и демократов;

- группа европейских демократов;

- объединённые европейские левые.

Подобно национальным парламентам, в

ПАСЕ имеются комиссии по направлениям деятельности - по политическим вопросам, по

правовым вопросам и правам человека, по выполнению государствами своих обязательств.

ПАСЕ принимает важные для европейской и мировой повестки дня вопросы. Часто они устраивают по-разному политически ориентированных делегатов.

Например, Резолюция № 1481 от 25 января 2006 г. призывала к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов, характеризующихся массовыми нарушениями прав человека, включая индивидуальные и коллективные убийства и казни, гибель людей в концентрационных лагерях, смерть от голода, депортации, пытки, рабский труд и другие формы массового физического террора, преследования по этническим и религиозным основаниям, нарушение свободы совести, мысли и выражения, свободы прессы, а также отсутствие политического плюрализма.

Когда 17 марта того же года Постоянной комиссией ПАСЕ была принята резолюция по режиму Франко, а 12 апреля того же года -резолюция по недопущению возрождения нацизма, российские депутаты сочли, что был достигнут баланс: осуждение преступлений коммунистических режимов сопровождалось подтверждением позиции ПАСЕ о недопустимости любых тоталитарных режимов.

Правда, поиск баланса интересов представленных в ПАСЕ делегаций можно назвать скорее исключением, чем правилом парламентского поведения. Это отлично было продемонстрировано лишением части полномочий российской делегации в 2014 и 2015 гг., что привело к приостановке работы российских парламентариев в ПАСЕ.

Европейский парламент является одним из важнейших институтов Европейского союза. Совместно с Европейским советом он осуществляет законодательную и бюджетную функции, на него также возложены функции политического контроля и

консультирования, он избирает председателя Еврокомиссии [3]. В мае 2014 г. во всех государствах -членах ЕС прошли восьмые, начиная с первых прямых выборов в 1979 г., выборы в Европейский парламент. Каждое государство - член ЕС имеет право избрать определённое количество депутатов Европейского парламента.

Распределение мандатов закреплено в европейских договорах и производится на основе снижающейся пропорциональности: многонаселённые страны избирают больше депутатов по сравнению с меньшими государствами, но последние имеют больше мандатов, чем предполагала бы обычная пропорциональность.

Члены Европарламента избираются сроком на пять лет в ходе всеобщих, прямых, свободных и тайных выборов. Порядок выборов заметно меняется от страны к стране, однако есть общие элементы, важнейший из которых - использование пропорциональной избирательной системы. Иногда голосуют за список, иногда непосредственно за кандидата в списке или независимого кандидата.

Каждое государство само вправе определять другие важные аспекты. Так, некоторые разделяют свою территорию на избирательные округа, тогда как другие выступают единым округом. Страны также могут выбрать день для голосования в соответствии со своими традициями.

Требования к тем, кто хочет баллотироваться в Европарламент, тоже неоднородны.

В выборах участвуют национальные политические партии, но, когда депутаты попадают в парламент, большинство из них присоединяется к наднациональным политическим группам - европейским политическим партиям. Большая часть национальных партий примыкает к какой-либо европейской партии, по-

этому основной вопрос выборов заключается в том, какая из наднациональных групп получит больше влияния в парламенте следующего созыва.

Всё это, несомненно, оказывает влияние на углубление европейской интеграции, но не всегда соответствует тому вектору, который обеспечивал бы подлинную эффективность данного процесса.

В 1980 г. был создан Андский парламент, который включает парламентариев национальных конгрессов каждой страны - члена Анд-ского сообщества. Этот орган участвует в правовом процессе на основе предложения проектов решений, представляющих общий интерес; содействует гармонизации законодательств стран-членов и координации деятельности парламентов Андских стран с парламентами других государств.

Уникальным для латиноамериканской практики является Андский суд (1985 г.), призванный интерпретировать решения, принимаемые Президентским советом, Комиссией и Общим секретариатом, и отменять их при несоответствии правовым основам Андского сообщества.

В его составе пять судей, независимых в своей деятельности от страны, гражданами которой они являются. С 1999 г. компетенции Андского суда охватили новые сферы - арбитраж, трудовые вопросы.

Целям интеграции призван служить созданный на постсоветском пространстве 27 марта 1992 г. межгосударственный орган Содружества

3 Европейский парламент. Проблемы и перспективы / ред. А.Юрченко. М.: Огни, 2004.

Независимых Государств - Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ (МПА СНГ). Она осуществляет парламентское сотрудничество государств - участников СНГ, разрабатывает совместные предложения национальных парламентов стран Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Узбекистан не участвует в работе МПА СНГ, а наблюдателем в ассамблее с 2006 г. является Волеси джирга - Национальная ассамблея Исламской Республики Афганистан.

МПА СНГ:

- осуществляет взаимодействие с Советом глав государств и другими органами СНГ;

- разрабатывает модельные (типовые) законодательные акты;

- принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации парламентами соглашений, заключённых в рамках СНГ, а также по приведению национального законодательства в соответствие с положениями международных договоров, подписанных в рамках Содружества;

- содействует обмену между странами-участницами информацией правового характера.

В результате крупных геополитических изменений в конце 80-х годов страны Черноморского региона пытались найти пути национального развития и европейской интеграции, проложив дорогу к объединению усилий, направленных на преобразование региона в зону стабильности, процветания и мира. Декларация саммита о Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС) и Босфорское заявление, подписанные в Стамбуле 25 июня 1992 г., определили основные принципы и задачи ЧЭС, официально создав новый региональный процесс сотрудничества с участием двенадцати стран.

В феврале 1993 г. в Стамбуле главы парламентов Албании, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Румынии, России, Турции и Украины приняли Декларацию об учреждении ПАЧЭС.

Греция вступила в ассамблею в качестве десятого полноправного члена (июнь 1995 г.).

Болгария стала одиннадцатым членом в июне 1997 г. Парламенты Египта, Франции, Германии, Израиля и Словакии имеют статус наблюдателей.

С учётом воссоединения Крыма с Россией и повышения значимости черноморского вектора сотрудничества следует более подробно остановиться на особенности межпарламентского измерения ЧЭС. Ассамблея объединяет усилия национальных парламентов в достижении целей, определённых в преамбуле Регламента ПАЧЭС:

- добиваться понимания и принятия народами идеалов и целей Черноморского экономического сотрудничества;

- создавать правовую базу экономического, торгового, социального, культурного и политического сотрудничества между странами-членами;

- вводить в действие законодательство, необходимое для осуществления решений, принимаемых главами правительств или министрами иностранных дел;

- оказывать содействие национальным парламентам с целью укрепления парламентской демократии;

- развивать сотрудничество с другими международными и региональными организациями.

Межпарламентские формы могут быть привязаны и не к региональным интеграционным форматам, а военно-политическим бло-

кам. Межпарламентская организация стран - членов НАТО - это Парламентская ассамблея НАТО (NATO Parliamentary Assembly), созданная в 1955 г. в качестве площадки для обсуждения вопросов безопасности законодателями стран - членов НАТО.

18-22 июля 1955 г. в Париже состоялась первая конференция членов парламентов стран НАТО, в которой приняли участие 158 делегатов из 14 стран.

На 12-й конференции (1966 г.) единогласно было принято решение о её переименовании в Североатлантическую ассамблею (North Atlantic Assembly), в том же году после выхода Франции из состава военных командных структур НАТО вместе с другими своими структурами, организация перенесла свою штаб-квартиру в Брюссель.

В работе ассамблеи, собирающейся дважды в год, участвуют законодатели, делегированные национальными парламентами по партийным квотам, пропорциональным представительству партий в парламентах. Рекомендации Парламентской ассамблеи представляются национальным правительствам, парламентам и организациям, а также генеральному секретарю НАТО.

Ассамблея стремится содействовать распространению принципов демократического контроля над вооружёнными силами в странах за пределами НАТО посредством таких международных соглашений, как Основополагающий акт Россия - НАТО (1997 г.), Хартия НАТО - Украина, Совет Евро-Атлантического партнёрства, «Партнёрство ради мира».

В самое последнее время интерес экспертного сообщества к структурам НАТО оказался повышенным в связи с отказом Украины от внеблокового статуса и стремлением этой страны вступить в Североатлантический альянс.

Все эти межпарламентские организации наряду с национальными парламентами вносят вклад в развитие парламентского права.

Можно отметить три проблемы, которые в ближайшие годы будут определять векторы его дальнейшего развития.

Первая - имидж парламента (в самом широком смысле слова).

Имидж самого парламента всё больше определяется имиджем избранников, поэтому избрание людей, не подготовленных к парламентской работе, а порой и очень далёких от неё, например, командиров военных подразделений в Верховную раду Украины или криминальных элементов, влияет на имидж этой ветви власти.

Как правило, статус депутата основан на следующих принципах:

- независимости, недопустимости совмещения постов;

- равноправии депутатов.

Отсюда вытекает необходимость

проработки в парламентском праве вопроса о совместимости политики лишения голоса, например российской делегации в ПАСЕ, с принципом равноправия, выраженном в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов (комиссий), в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании. Но значим не только имидж одного депутата, но и той части депутатского корпуса, которую он представляет. Отсюда парламентское право должно выработать процедуры коллективного поведения объединений парламентариев, создающихся и действующих на политической базе общей партийной принадлежности.

Речь идёт о фракциях (Германия), парламентских партиях (Великобритания), парламентских группах (Испания), депутатских клубах (Поль-

ша). Следует учитывать тенденцию образования блоков политических объединений, к которым нередко примыкают независимые и непартийные парламентарии. Такие объединения всё чаще институционализируются в законах и регламентах, конституционализируются и приобретают определённые права на представительство в руководящих органах и комитетах (комиссиях) палат, в их делегациях, на обязательное получение слова в дебатах и т.д. Вопрос имиджа важен как для фракций, представленных в правительстве, так и для парламентской оппозиции, для которой он может быть одним из инструментов превращения из оппозиционной партии в правящую [4].

Вторая проблема - лоббизм. Для примера можно обратиться к практике евролоббирования (EU Lobbying, или European Public Affairs).

Это комплекс GR-инструментов, с помощью которых европейский бизнес более полувека легитимно отстаивает свои интересы перед европейскими институтами.

Брюссель можно считать вторым после Вашингтона мировым центром лоббистской деятельности. Город наполнен офисами консалтинговых фирм, которых по некоторым данным насчитывается около трёхсот.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широкое распространение практики представительства корпоративных интересов обусловлено уникальностью институциональной и правовой архитектуры Европейского союза. У 4/5 правовых норм, действующих в настоящее время на территории стран ЕС, чётко выражено

бюрократическое брюссельское происхождение. Институты ЕС (Европейская комиссия, Совет и Европейский парламент) регулируют ключевые аспекты деятельности экономических операторов в таких областях, как таможенная, антимонопольная, энергетическая политика, а субъектами законодательных актов ЕС становятся как государства - члены Евросоюза, так и отдельно взятые компании. Поэтому для эффективной работы и снижения рисков бизнесу необходимы ресурсы информации и влияния, позволяющие позиционировать свои интересы перед брюссельским истеблишментом.

В руководящих структурах ЕС идёт работа над правилами, регулирующими взаимодействие с лоббистами, в частности, их регистрации при Европейской комиссии и Европейском парламенте.

Организация под названием «Альтер-ЕС» детально исследовала состав консультативных рабочих групп, существующих при различных директоратах Европейской комиссии, и пришла к выводу, что большинство их участников даже не зарегистрированы как официальные лоббисты. В Брюсселе многие адвокатские конторы выступают представителями интересов различных компаний, по большей части - американских. Но считать себя лоббистами они категорически отказываются, хотя их главное занятие в том и состоит, чтобы манипулировать законодательством ЕС в интересах своих клиентов.

4 Макдональд О. Повседневная жизнь британского парламента. М.: Молодая гвардия, 2007.

Неправительственная организация Corporate Europe Observatory установила, что в процессе подготовки торгового договора с США сотрудники Европейской комиссии только в период с января 2012 г. по апрель 2013 г. участвовали в 130 встречах, организованных представителями различных групп интересов, и 119 из них были устроены лоббистами крупных компаний, в частности, «Морган Стэнли», Ди-Эйч-Эл, «Форд», И-Эй-Ди-Си, «Мишлен». И это без учёта интересов Американской торговой палаты [5].

И третья проблема - необходимость синхронизации действий национальных парламентов и региональных, выражающих интересы национальных или региональных общин. Здесь исключительно интересен опыт Скандинавских стран [6].

Первой из таких структур стал Саамский парламент Финляндии -выборный представительный орган культурного самоуправления саамов Финляндии. Он был учреждён Законом Финляндии от 9 ноября 1973 г.

С юридической точки зрения этот парламент представляет собой особое подразделение Министерства юстиции Финляндии, но является при этом самостоятельным субъектом публичного права со своим собственным руководящим органом, а также бухгалтерией и аудиторской службой.

Парламент имеет право вносить законодательные инициативы, а также выпускать заявления по вопросам, которые подпадают под его юрисдикцию.

Саамский парламент - это единственный в Финляндии орган, который имеет право выражать официальную точку зрения саамов в вопро-

сах, которые затрагивают жизнь саамского населения этой страны.

В 1989 г. избран Саамский парламент в Норвегии, в 1993 г. - в Швеции. Участие в выборах принимают саамы, достигшие 18 лет и внесённые в регистрационные списки. Принадлежность к саамскому народу основывается прежде всего на языковых критериях. Саамом считается тот, кто сам осознаёт себя таковым, владеет родным языком либо им владели в детстве его родители или даже прародители.

Парламентское право, как и любая отрасль права, призвано обеспечивать общественную стабильность. А сейчас парламентские выборы в отдельных странах - членах Европейского союза всё больше влияют не только на внутриполитическую ситуацию в данных государствах, но и создают условия для внешнеполитической дестабилизации, охватывающей прежде всего европейское пространство.

Признаки внешнеполитической дестабилизации стали гораздо отчётливее проявляться как продолжение внутренних процессов многих стран ЕС.

В январе 2015 г. на парламентских выборах в Греции победила коалиция радикальных левых ШР\7Л (СИРИЗА), объединяющая партии еврокоммунистической, маоистской, троцкистской, экологической и левосоциалистической направленности.

Не меньше разочарований евро-бюрократам могут принести парла-

5 http://corporateeurope.org

6 Могунова М.В. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: РРГУ, 2001.

ментские выборы в Эстонии, Финляндии, Великобритании, Португалии, Дании, Польше, Испании. В последней в начале 2014 г. возникла ле-волиберальная партия «Подемос».

В Великобритании активна ев-роскептическая Независимая партия Соединённого Королевства, готовая поставить в практическую плоскость вопрос о дальнейшем членстве страны в ЕС.

В ФРГ новая консервативная партия «Альтернатива для Германии» противостоит по многим вопросам, включая антироссийские санкции, правящему ХДС; партия успешно пробилась в 2014 г. в Европарламент и ряд ландтагов.

С помощью хорошо отработанных норм парламентского права можно воздействовать и на новые внепарла-

ментские движения, которые отражают затянувшийся еврокризис, недовольство сложившимися порядками и на имеющиеся ксенофобские предрассудки, на базе которых в движения проникают неонацистские партии и группы. Несмотря на то что у таких движений нет известных лидеров и аппаратов, они через социальные сети могут мгновенно собирать массовые демонстрации и митинги.

Например, в Германии движение РЕОЮЛ -«Европейцы-патриоты против исламизации Запада» - провело 18-тысячную манифестацию в Дрездене. Многие из этих мероприятий носят трансграничный характер, проходят по нескольким странам ЕС, в конечном счёте создают опасность продвижению интеграционного процесса в Европе и самой идее региональной интеграции.

Совершенствование парламентского права в современном мире возможно лишь в тесном взаимодействии представителей разных парламентов, которое осуществляется в рамках межпарламентских структур.

Однако этот процесс требует безусловного уважения к национальным традициям и опыту парламентаризма.

Библиография

Грибовский В.М. Настоящее и будущее европейского парламентаризма. М.: Книга по

требованию, 2013. - 34 с. \Gribovskiy V.M. Nastoyaschee i buduschee evropeyskogo parlamentarizma. M.: Kniga po

trebovaniyu, 2013. - 34 s.] Европейский парламент. Проблемы и перспективы / ред. А.Юрченко. М.: Огни, 2004. -208 с.

[Evropeyskiy parlament. Problemyi i perspektivyi / red. A. Yurchenko. M.: Ogni, 2004 - 208 s.] Макдональд О. Повседневная жизнь британского парламента. М.: Молодая гвардия, 2007.

[MakDonald O. Povsednevnaya zhizn britanskogo parlamenta. M.: Molodaya gvardiya, 2007368 s.]

Могунова М.В. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: РРГУ, 2001. -350 с.

[MogunovaM.V. Skandinavskiy parlamentarizm. Teoriya i praktika. M.: RRGU, 2001. - 350 s.] Роберт Г.М. Правила парламентской процедуры = Robert's Rules of Order / пер. с англ.

А.Левина. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1992. - 276 с. [Robert G.M. Pravila parlamentskoy protseduryi = Robert's Rules of Order / рer. s angl.

A.Levina. Vashington: Problemyi Vostochnoy Evropyi, 1992. - 276 s.] http: / / corporateeurope.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.