_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 342.5
Яна Юрьевна Крикун
КРАГСиУ, г.Сыктывкар, РФ, студент E-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Проведен сравнительный анализ практики субъектов Российской Федерации по вопросам оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Даны рекомендации по совершенствованию существующей системы оценки.
Ключевые слова
оценка эффективности и результативности деятельности; руководители органов исполнительной власти;
проблемные зоны; совершенствование системы оценки.
В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.
Одной из главных целей реформирования системы государственного управления, реализуемых в настоящее время, является повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти, а также оценка профессиональной деятельности должностных лиц различных уровней.
Несмотря на ощутимые успехи реформы, существует целый спектр проблем, связанных с переходом на новую систему измерения эффективности деятельности должностных лиц и оплату труда по результатам их деятельности.
В связи с новизной проводимых преобразований, вступлением в силу новых федеральных и региональных законов, регулирующих вопросы государственного управления, а также слабой изученностью проблемы в современной литературе возникает потребность в комплексном исследовании данной темы.
В ходе реформирования системы государственного управления в Российской Федерации поставлена задача внедрения механизмов, позволяющих адекватно оценить эффективность и результативность деятельности государственных органов и государственных служащих. С этой целью 21 августа 2012 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [2], во исполнение которого 3 ноября 2012 года вышло Постановление Правительства № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199» [3].
В указанных документах содержатся обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов исполнительной власти.
Однако, следует отметить, что в рассмотренных документах, речь идет об оценке эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти. Но оценка деятельности органов исполнительной власти тесно взаимосвязана с оценкой деятельности руководителя данного органа, так как конечный результат деятельности государственного органа во многом зависит от того, как руководитель организовал работу органа.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Достижение органом исполнительной власти определенных специфических показателей, характеризующих качественное развитие какой-либо отрасли, зависит от того, насколько правильно руководитель выбрал стратегию управления, оказал влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на усиление слабых сторон отрасли и достижение поставленных целей государственного органа.
Важно помнить, что должности руководителей органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств, комитетов, управлений, инспекций) субъектов Российской Федерации относятся к государственным должностям субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что оценка эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов проводится на уровне Российской Федерации, а оценка деятельности руководителя органа исполнительной власти субъекта - дается на местном уровне.
Для изучения вопроса оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти обратимся к нормативно-правовой базе. Анализ нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в части вопросов оценки эффективности и результативности руководителей органов исполнительной власти, лиц, замещающих государственные должности, показал, что данные вопросы в отдельных субъектах Российской Федерации урегулированы нормативными актами -указами, постановлениями и распоряжениями глав (губернаторов) субъектов Российской Федерации. Перечень таких нормативных актов приведен в Таблице 1.
Таблица 1
Перечень нормативных актов, регулирующих вопросы оценки эффективности и результативности деятельности руководителей государственных органов
Регион РФ Пречень НПА
Вологодская область Постановление Губернатора Вологодской области от 04.03.2013 г. № 116 «О проведении эксперимента по оценке эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности руководителей органов исполнительной государственной власти области, структурных подразделений Правительства области»
Пермский край Указ Губернатора Пермского края от 23.12.2010 г. №10 «О денежном поощрении по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Пермского края»
Город Москва Постановление Правительства Москвы от 14.08.2013 г. 3 535-ПП «Об утверждении Положения о премировании руководителей органов исполнительной власти г. Москвы, ответственных за организацию подготовки и передачи ответов на сообщения пользователей подсистемы единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности открытого правительства г. Москвы - портала «Наш город»
Саратовская область Распоряжение Правительства Саратовской области от 30.05.2005 г. №147-Пр «Об оценке результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области»
Республика Мордовия Указ Главы Республики Мордовия от 26.05.2011 г. № 105-УГ «Об утверждении перечня, величины и значимости ежемесячных (квартальных и годовых) показателей эффективности управленческой деятельности государственных органов Республики Мордовия для оценки результатов работы должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия в 2011 году» Указ главы Республики Мордовия от 25.02.2005 г. №22-УГ «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, и государственных гражданских служащих Республики Мордовия»
Чувашская Республика Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 31.05.2002 г. № 152 «Вопросы премирования руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики»
Ставропольский край Постановление Губернатора Ставропольского края от 20.06.2005 г. №334 «Об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края в Правительстве Ставропольского края, государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства ставропольского края, руководителей органов исполнительной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края, образованных губернатором Ставопольского края или Правительством Ставропольского края, порядке и размерах выплат единовременного поощрения"
Новгородская область Постановление Правительства Новгородской области от 18.11.2013 г. № 357 «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах руководителям исполнительных органов государственной власти Новгородской области, замещающим должности государственной гражданской службы Новгородской области»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
Пензенская область Постановление Губернатора Пензенской обл. от 07.06.2012 г. №83 «Об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, государственных гражданских служащих Правительства Пензенской области и руководителей исполнительных органов государственной власти Пензенской области»
Белгородская область Постановление Губернатора Белгородской области от 29.03.2007 г. №49 «Об оплате труда государственных гражданский служащих Белгородской области»
Свердловская область Указ Губернатора Свердловской области от 19.07.2011 г. №672-УГ «О ключевых показателях эффективности управленческой деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 2011 год»
Мурманская область Постановление Губернатора Мурманской области от 17.02.2006 г. №25 -ПГ Об утверждении Примерного положения о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области»
Волгоградская область Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 14.12.2010 г. №1900 «О выплате денежных поощрений и материальной помощи государственным гражданским служащим Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области»
Ивановская область Указ Губернатора Ивановской области от 27.08.2012 г. №142-уг «Об утверждении Порядка премирования за достигнутые результаты работы лиц, замещающих отдельные государственные должности Ивановской области»
Республика Татарстан Указ Президента РТ от 27.03.2006 г. № УП-122 «О денежном вознаграждении лиц, замещающие государственные должности Республики Татарстан»
Республика Марий-Эл Указ Главы Республики Марий-Эл от 11.08.2014 г. №184 «О порядке премирования, предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи лицам, замещающим государственные должности Республики Марий-Эл в Администрации Главы Республики Марий-Эл, в органах исполнительной власти Республики Марий-Эл, и порядке премирования руководителей иных органов исполнительной власти Республики Марий-Эл»
Красноярский край Указ Губернатора Красноярского края от 23.10.2008 г. № 181-уг «Об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих государственные должности Красноярского края в исполнительных органах государственной власти Красноярского края и в Администрации Губернатора Красноярского края»
Республика Коми Указ Главы Республики Коми от 13.05.2011 г. № 74 «О премировании, поощрении и награждении лиц, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми» Указ Главы Республики Коми от 19.09.2014 г. № 92 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Коми»
В других субъектах Российской Федерации оценка эффективности и результативности дается непосредственно деятельности органа исполнительной власти, а не деятельности его руководителя.
Особенно сложна проблема выбора показателей оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти.
При оценке деятельности руководителей органов исполнительной власти в различных субъектах можно выделить два типа показателей: общие и отраслевые. Под «общими» показателями эффективности и результативности профессиональной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих руководителей. Это могут быть показатели, характеризующие сроки исполнения документов, отсутствие нарушений законодательства, выполнение планов работы и т. д [1,с.7].
Под «отраслевыми» показателями эффективности и результативности профессиональной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных руководителей (непосредственного результата и конечного эффекта), связанные со спецификой деятельности государственного органа [1,^8].
В нормативных актах отдельных субъектов Российской Федерации, например в Вологодской области, утверждены только «общие» показатели оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти, характеризующие уровень исполнительной дисциплины по различным направлениям, качество подготовки документов и др.
Так, в Вологодской области в 2013 году разработана методика оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности руководителей государственных органов исполнительной власти области, структурных подразделений Правительства области на основании пяти показателей деятельности, затрагивающих:
- качество и сроки подготовки документов;
- сроки рассмотрения обращений граждан;
- качество управления персоналом;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
- соблюдение плана проверок по осуществлению госконтроля (надзора);
- качество финансового управления.
Отраслевые показатели в методике отсутствуют, результативность деятельности руководителей государственных органов оценивается только на основе подсчета общих показателей.
Нормативными актами отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрены как «общие», так и «отраслевые» показатели оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти.
Так, для руководителей органов исполнительной власти Ставропольского края утверждены общие и специальные показатели результативности деятельности, а также необходимая степень их достижения. К общим показателям отнесены, например, показатели выполнения планов работы, исполнения поручений, качества подготовки нормативно-правовых актов и др. Перечень специальных показателей включает 23 показателя, в том числе 11 - утвержденных Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199 [2].
Существует 6 критериев оценки результатов работы, в том числе личный вклад в общие результаты работы, уровень исполнительской дисциплины, соблюдение служебной дисциплины и др. Полный перечень общих и специальных показателей результативности деятельности руководителей представлен в Методике, прилагаемой к Постановлению Губернатора края.
На подобной методике, предусматривающей как «общие», так и «отраслевые» показатели эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти, строится система оценки эффективности и результативности должностных лиц в ряде субъектов Российской Федерации, таких как Пензенская область, Саратовская область, Красноярский край, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Республика Коми и др.
Однако, отдельные регионы при оценке деятельности руководителей органов исполнительной власти отказались от использования «общих» показателей, включив в методику оценки только «отраслевые» показатели эффективности. Примером может послужить Свердловская область, где в 2011 году были утверждены ключевые показатели эффективности управленческой деятельности руководителей органов государственной власти (от 5 до 11 для руководителей различных ведомств).
В отдельных регионах Новгородская область, Республика марий-Эл, Ивановская область) установлены основания для премирования руководителей исполнительных органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности. Отдельные показатели эффективности и результативности не предусмотрены, при этом утверждены «комплексные» основания для премирования, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Перечень комплексных оснований для премирования руководителей органов исполнительной власти
отдельных субъектов РФ
Новгородская область Республика Марий-Эл Ивановская область
1) сохранение и улучшение показателей эффективности деятельности, утвержденных Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199 1) выполнение решений Главы, Правительства Республики Марий-Эл, поручений Главы, Правительства Республики Марий-Эл 1) достижение целевых индикаторов реализации госпрограмм
2) выполнение планов работ по привлечению средств федерального бюджета 2) достижение основных показателей социально-экономического развития 2) эффективное исполнение в отчетном периоде обязанностей
3) своевременное и качественное исполнение должностных обязанностей, поручений 3) достижение показателей, утвержденных Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199 3) своевременное исполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, Губернатора ИО, Правительства ИО
4) проявление профессионализма, творчества 4) достижение показателей, утвержденных Указом Президента РФ от 10.09.2012 № 1276
5) достижение показателей, утвержденных майскими указами Президента РФ
6) достижение показателей, утвержденных госпрограммами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
На основе проведенного анализа оценки эффективности и результативности деятельности руководители органов исполнительной власти должны получать денежные поощрения (премии). Таким образом, премирование руководителей органов государственной власти должно нести в себе функцию стимулирования выполнения должностных обязанностей более качественно и на более высоком профессиональном уровне.
Однако, существуют сложности с ведением учета «отраслевых» показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Если значения «общих» показателей эффективности можно подсчитать к концу текущего года, то значения «отраслевых» показателей становятся известны только во втором квартале года, следующего за отчетным. При этом, премия должностному лицу выплачивается в конце текущего года на основании предоставления им примерных прогнозных значений достижения показателей эффективности и результативности его деятельности.
Таким образом, в связи со сложностью и трудоемкостью в ведении учета специфических показателей ряд субъектов при оценке деятельности руководителей государственных органов исполнительной власти вообще отказался от «отраслевых» показателей, ограничившись «общими» показателями, что, на наш взгляд, является недопустимым.
Так, по нашему мнению, гораздо легче достичь «общих» показателей, показателей процесса, характеризующих сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и др., нежели достичь высоких «отраслевых» показателей, связанных со спецификой деятельности органа государственной власти (напр. снижение уровня безработицы, сокращение количества преступлений, обеспечение детей-сирот жильем и др.).
Дело в том, что, несмотря на удобство и легкость ведения учета «общих» показателей, характеризующих сроки и качество исполнения документов, они не отражают, как развивается отрасль. Именно поэтому, на наш взгляд, «отраслевые» показатели необходимо учитывать в первую очередь.
Итак, на сегодняшний день перед субъектами Российской Федерации стоит важная дилемма -сохранить «отраслевые» показатели при оценке эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти или отказаться от них.
На основании изложенного, можно выделить ряд проблемных зон в сфере проведения оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти и выплат премий по результатам их труда:
1. Несовершенство нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в части вопросов оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти.
2. Отсутствие единой методологии и системы критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Отсутствие закрепленных ключевых показателей при оценке эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти.
4. Несоответствие законодательно установленных сроков премирования руководителей органов исполнительной власти с результатами оценки их деятельности.
В связи с этим, предлагаем ряд практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти:
1. Разработка субъектами РФ нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти.
2. Создание единой методологии и системы критериев оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Система критериев оценки эффективности должна быть сбалансирована по числу экономических, экологических и социальных, количественных и качественных показателей. Показатели должны напрямую зависеть от деятельности рассматриваемого органа власти, а их число не должно быть избыточным.
3. Включение в методику оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти как «общих» так и «отраслевых» показателей эффективности их
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
деятельности. «Общие» показатели эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти должны характеризовать организацию работы руководителя; «отраслевые» показатели должны характеризовать качественное развитие соответствующей отрасли.
4. Установление сроков премирования руководителей органов исполнительной власти в соответствии с итогами проведения оценки эффективности их деятельности, а также с результатами труда. Так, напр., премия за достижение «общих» показателей может быть выплачена в конце текущего года, а премия за достижение «отраслевых» показателей должна выплачиваться во втором квартале года, следующего за отчетным, когда результаты показателей будут подсчитаны.
Целью настоящих рекомендаций является повышение эффективности процедуры оценки профессиональной деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также установление взаимосвязи между оценкой деятельности руководителей органов исполнительной власти и их премированием по результатам труда.
Проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы грамотно объединить количественные и качественные показатели, «общие» и «отраслевые» показатели в единую систему оценки эффективности работы руководителей органов исполнительной власти. Система оценки эффективности должна учитывать соответствие результатов работы как специальным нормативам, так и ожиданиям граждан.
Список используемой литературы:
1. Клищ Н.Н. Показатели эффективности и результативности деятельности органа государственной власти и профессиональной служебной деятельности федеральных гражданских служащих // Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне. М., 2005. С. 177-182.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»// URL: http://www.consultant.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»»// URL: http://www.consultant.ru.
© Я.Ю. Крикун, 2015
УДК 323.1
Хисматуллин Ильгиз Рафитович
магистр географического образования, БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОГО
ДИАЛОГА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
Статья посвящена анализу актуальных проблем, стоящих перед органами государственной власти Республики Башкортостан в сфере укрепления и развития межнациональных отношений в регионе.
Ключевые слова
Проблемы этнической политики, гармонизация межнациональных отношений
В Республике Башкортостан (РБ), где проживают 160 этносов [1], сильны традиции межнационального общения, что является стимулом расширения и углубления межрегионального и международного сотрудничества и основной базой для гармонизации и укрепления межнациональных отношений.