Яков КАЙЛЬ, Вероника ЕПИНИНА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
В статье рассмотрена оценка результативности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ как основная составляющая определения ее эффективности. Предлагаются конкретные меры, направленные на совершенствование данной оценки.
The article considers evaluation of effectiveness of executive authorities’ activity in the subject of the Russian Federation as a main component of determining its efficiency. Specific measures to improve this evaluation are presented.
Ключевые слова:
результативность, эффективность, органы исполнительной власти, субъект РФ; effectiveness, efficiency, executive authorities, subject of the Russian Federation.
В современных условиях совершенствования системы государ -ственного управления в РФ одной из актуальных задач, стоя -щих перед государством, является модернизация и улучшение деятельности органов исполнительной власти (ОИВ) и связанная с этим оценка их результативности.
Комплексная оценка эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ проводится с учетом динамики продвижения целевых показате -лей социально экономического развития субъекта РФ к норматив ным (установленным) значениям, обеспечивающим повышение качества жизни его населения. Показатели эффективности деятель -ности ОИВ, наряду с показателями эффективности расходования бюджетных средств и оценки населением результатов деятельности органов власти, включают в себя показатели результативности дея тельности органов власти.
Результативность деятельности ОИВ как степень реального достижения ими поставленных целей и задач является интеграль -ным критерием эффективности управленческой деятельности ОИВ и может одновременно рассматриваться как цель, мотив и критерий оценки процессов и результатов управления. Результативность ста новится целью управленческой деятельности органов власти, в т.ч. под влиянием общественного мнения. Мотивация ОИВ к повыше -нию качества их деятельности обеспечивается предусмотренными указом президента РФ № 1199 грантами субъектам РФ для содей -ствия достижению и поощрения наилучших значений показателей эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ. Поэтому оценка эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ, с одной стороны, связана с проведением системного мониторинга результативности управления регионами, определением зон, требующих приоритет ного внимания региональных властей, формированием перечня мероприятий по совершенствованию управления общественными финансами, а с другой — с поощрением (на основе рейтинга) тех субъектов РФ, которые достигли наилучших результатов в управ -лении общественными финансами, повысили качество и объем предоставляемых населению услуг.
Важно отметить заложенные в законодательстве принципы вза -имосвязи показателей результативности деятельности ОИВ с пока зателями результативности профессиональной служебной дея -
КАЙЛЬ
Яков
Яковлевич — д.э.н., доцент; доцент кафедры государственного и муниципального управления ВолГУ [email protected]
ЕПИНИНА Вероника Сергеевна — аспирант, старший преподаватель кафедры ВолГУ [email protected]
Таблица 1
Динамика основных систем индикаторов, показателей и критериев оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ
№ Нормативные правовые акты, регламентирующие введение системы Число показателей
п/п вводимых всего
Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ» 43 основных и 39 допол-нительных 82
1 Указ Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» 5 дополни -тельных к 43 основным 87
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.06.2007 № 825 “Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ”» (в ред. от 08.09.2010) 102 дополни-тельных 295
3 Постановление Правительства РФ от 01.04.2010 № 212 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322»; Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 542 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322»; Постановление Правительства РФ от 18.12.2010 № 1052 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322»; Постановление Правительства РФ от 04.03.2011 № 148 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322» 34 дополни-тельных 329
4 Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 (в ред. от 28.12.2012) «Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ» Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 11 основных 1 дополни -тельный к 11 основным 11 12
5 Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 “Об оценке эффективности деятельно -сти ОИВ субъектов РФ”» 36 индиви -дуальных 48
6 Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ» 6 дополни -тельных к инди -видуальным 53
тельности государственных служащих. Так, показатели конечного результата как показатели результативности профессио -нальной служебной деятельности государ -ственных гражданских служащих харак теризуют результативность деятельности государственного органа, а показатели непосредственного результата — каче -ство принятия и исполнения управленче ских и иных решений. Введение «особого порядка оплаты труда» государственных гражданских служащих в зависимости от
достижения ими показателей результа -тивности профессиональной служебной деятельности направлено на установле ние прямой взаимосвязи между уровнем оплаты труда государственных граждан -ских служащих и результатами их про -фессиональной служебной деятельности, что должно способствовать повышению эффективности их деятельности.
Начало оценке деятельности ОИВ субъ -ектов РФ положил указ Президента РФ № 825 «Об оценке эффективности дея -
тельности ОИВ субъектов РФ», утвердив -ший на федеральном уровне перечень из 43 основных и 39 дополнительных показа -телей для оценки эффективности деятель -ности ОИВ субъектов РФ (см. табл. 1).
Формирование системы из 82 показа -телей стало первым этапом в развитии системы оценки эффективности деятель ности ОИВ. Вместе с тем первоначальная система имела ряд существенных недо статков:
1) перечень критериев содержал несба лансированные показатели, был представ -лен без их группировки по отраслевым признакам и не позволял проводить ком -плексную оценку эффективности работы администрации субъекта РФ по отдель -ным отраслям регионального управления;
2) универсальная оценка всех регионов по разработанным критериям не учитывала значительную региональную социально экономическую дифферен циацию;
3) отсутствовал полноценный критерий, предполагающий учет мнения населения об эффективности работы региональных команд; в связи с этим часто наблюдался разрыв между бумажными отчетами и социальным самочувствием граждан, сви детельствовавший о том, что результаты работы правительства субъекта РФ напря мую не отражались на уровне жизни граж дан, проживающих на его территории.
Для каждого структурного подразделе -ния правительства субъекта РФ утверж дены критерии оценки результативности, которые охватывают все направления его деятельности. Предложенные критерии подразделяются на простые и интеграль ные, т.е. объединяющие несколько простых показателей. Так, для оценки деятельно сти всех заместителей председателя прави тельства региона используется интеграль ный показатель — индекс качества жизни, а также ряд показателей в сфере курируе мых отраслей (например, рост доходов консолидированного бюджета области в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, среднемесячная зара ботная плата, валовой региональный про дукт в сопоставимых ценах, индекс про мышленного производства в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, интегральный показатель уровня социального развития, уровень регистри руемой безработицы в процентах к эко -номически активному населению, произ
водство продукции сельского хозяйства в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, объем привлеченных инвестиций). Интегральные показатели рассчитываются как среднеарифмети ческое из частных индексов (соотноше ний сложившихся значений показателей к значениям предыдущего года). Кроме того, были разработаны и утверждены показатели оценки результативности для каждого руководителя всех министерств и ведомств области1.
При подведении итогов 2011 г. при расчете неэффективных расходов был использован коэффициент транспортной доступности и расселения, позволивший учесть региональные особенности субъек тов РФ по плотности населения.
Результаты мониторинга проведения оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ и выделения грантов в качестве поощрения лучших регионов по результатам ранжирования показали, что она нуждается в совершенствовании. Наличие обширного перечня показателей (329 показателей), часто имеющих различ -ное влияние в сводной линии критериев, серьезно затрудняло как общую оценку работы ОИВ по каждой из областей регио нального управления, так и интегральную оценку развития региона (отражающую эффективность работы региональных руководителей) по общей совокупности показателей. Поэтому в последние два года широко обсуждался вопрос об улучшении состава (сокращении перечня) показа телей, по которым проводится оценка, изменении методов приведения данных к сопоставимому виду2.
По мнению президента РФ В.В. Путина, главным критерием в оценке результа -тивности работы власти является мне ние людей3. Данное обстоятельство было учено при разработке нового механизма оценки региональных ОИВ через подклю -
1 Осипова Ю.С. Оценка результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // http://www. lawmix.ru/bux/31654
2 См., напр.: Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : стенограмма селектор ного совещания. 10 янв. 2012 г. // Ы!р://агсЫуе. government.ru/special/docs/17719/
3 Путин В.В. Главный критерий в оценке резуль -тативности работы власти — мнение людей // http://www.krasnodar.rU/content/2/show/51001/
чение к его разработке общественности и предпринимательских кругов.
В связи с отсутствием формализованных, закрепленных нормативными правовыми актами механизмов оценки гражданами результатов деятельности руководителей территориальных органов федеральных ОИВ, их структурных под разделений в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенство вания системы государственного управ ления» была проведена ревизия всех функций государственных учреждений. На основе результатов данной ревизии премьер - министр РФ Д.А. Медведев под -писал Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке граж -данами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных ОИВ (их структурных под разделений) с учетом качества предо ставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указан ной оценки как основания для приня тия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руково дителями своих должностных обязанно стей». Данное постановление предусма -тривает проведение гражданами оценки эффективности деятельности руководи телей территориальных органов феде -ральных ОИВ (их структурных подраз делений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значи мых государственных услуг.
В 2012 г. указом Президента РФ № 1199 «Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ» признаны утратив -шими силу предыдущие нормативно правовые акты, регламентирующие оценку эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ, и был утвержден перечень из 11 показателей, который в конце года был дополнен еще одним показателем — долей детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в т.ч. переданных нерод -ственникам (в приемные семьи, на усы новление/удочерение, под опеку/попечи -тельство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
Начиная с итогов за 2013 г., данный пере -чень из 12 показателей будет дополнен еще 2 показателями, индивидуальными
для каждого региона. Данные показатели, которые проходят стадию согласования, каждый субъект РФ выберет из 30 пока зателей, предложенных постановлением правительства РФ1.
Утвержденный перечень из 36 индиви дуальных показателей для оценки эффек тивности деятельности ОИВ субъекта РФ сгруппирован по 8 направлениям: эконо -мика (3 показателя), доходы населения (6 показателей), труд и занятость (3 пока зателя), демография и здравоохранение (4 показателя), образование (5 показа телей), обеспечение граждан жильем (5 показателей), жилищно коммунальное хозяйство (5 показателей), создание бла -гоприятной и безопасной среды прожива -ния (5 показателей).
Удельные веса составляющих рейтинга смещены в пользу результативных и социологических показателей уровня удо -влетворенности населения деятельностью ОИВ в социальной сфере, что усилило роль общества в оценке эффективности деятельности ОИВ (20% — удовлетворен -ность населения предоставлением услуг). Результаты оценки населением деятель -ности ОИВ субъектов РФ могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального ОИВ (его струк турного подразделения) мер дисципли -нарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.
В Волгоградской обл. по поручению губернатора в правительстве внедря ется оценка эффективности для 28 ОИВ Волгоградской обл. по 4 направлениям: финансы, развитие, клиенты, процессы. Итоги работы министерств ежегодно будут рассматриваться на Общественном экспертном совете при Губернаторе Волгоградской области, что станет хоро шей школой аудита результативности каждого органа власти Волгоградской обл.2
1 Доклад начальника Управления государственной гражданской службы Республики Коми Осиповой О.Ф. на заседании Правительства Республики Коми «О результатах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми» // http://uggs.rkomi.ru/ page/7862/
2 Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области // http://www.volganet.ru/news/efficiency/executive/
В июне 2013 г. сформирована экспертная группа по оценке эффективности деятель ности ОИВ субъектов РФ, деятельность которой приоритетно направлена на уста новление индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ и формирование пред ложений по совершенствованию мето дики и показателей, в т.ч. индивидуальных показателей, для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ1.
Оценка результативности деятельности ОИВ субъектов РФ является важнейшей составляющей региональной политики и одним из инструментов мотивации ускоре -ния проводимых преобразований в регио -нах. Вместе с тем в качестве рекомендаций по ее совершенствованию можно предло -жить следующее.
1. Разработать эффективную систему мониторинга динамики изменения значе ний по всему перечню показателей оценки эффективности деятельности ОИВ субъ -екта РФ, предлагаемых в качестве инди видуальных, позволяющую оперативно и объективно выявлять проблемные зоны социально - экономического развития на уровне региона и принимать дополнитель -ные меры по их устранению.
2. Законодательно установить меры санкционирования при негативных пока зателях деятельности исполнительных органов власти (в современном законода тельстве прописаны только меры поощре ния за достижение наилучших значений показателей).
3. С целью повышения уровня заинте -ресованности и мотивации ОИВ субъ -екта РФ в повышении эффективности и результативности их деятельности разра
1 Глава Минрегиона России И.Н. Слюняев подписал приказ о формировании экспертной группы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // http:// gosman.ru/?news=31220
ботать механизм повышения материаль -ной и дисциплинарной ответственности за достижение установленных показате -лей, а также заинтересованности (как пер сональной, так и коллективной) в резуль -татах своей деятельности. В качестве инструмента персональной ответствен -ности руководителей ОИВ субъекта РФ и их заместителей в рамках внедрения осо бого порядка оплаты труда необходимо:
— заключать с ними результативные контракты;
— формировать их планы - задания на очередной год с учетом показателей, характеризующих развитие отрасли, при влечение федеральных ресурсов и испол -нительскую дисциплину;
— премировать их с учетом достиже -ния ОИВ (соответствующего отраслевого направления) субъекта РФ установленных показателей.
4. Гарантировать на постоянной основе информирование населения о промежу -точных итогах достижения установленных целевых значений показателей оценки эффективности деятельности ОИВ субъ -екта РФ (за месяц, квартал и т.д.) и пози -ции субъекта РФ в общем рейтинге ОИВ субъектов РФ по результативности их дея -тельности (например, посредством раз -мещения информации на официальном сайте правительства субъекта РФ).
5. Для улучшения и достижения высо -кого значения уровня удовлетворенности населения деятельностью ОИВ субъекта РФ учитывать при планировании деятель -ности ОИВ субъекта РФ результаты про -веденных соцопросов.
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №13-32-01009 «Совершенствование
государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики как направление повышения социально-экономического уровня и качества жизни населения субъекта РФ».