УДК 351/354
DOI: 10.18101/2304-4446-2018-3-61-66
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Рубан Владимир Алексеевич
доктор экономических наук, доцент,
Сибирский государственный университет путей сообщения Россия, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 E-mail: [email protected]
© Литвиненко Максим Олегович
обучающийся, Сибирский государственный университет путей сообщения Россия, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 E-mail: [email protected]
Эффективное государственное управление является залогом социально-экономического развития государства и повышения его конкурентоспособности на международной арене, а также определяющим фактором экономического развития страны. Современные рыночные условия предъявляют высокие требования к эффективности государственного управления. На сегодня актуализировалась проблема оценки эффективности государственного управления. Объектом рассмотрения в статье является система оценки эффективности государственного управления в РФ. Предметом исследования выступают основные направления повышения эффективности государственного управления в РФ. Цель статьи — рассмотреть возможные критерии оценки эффективности государственного управления и основные критерии оценки, применяемые в РФ. Эффективность государственного управления является комплексным понятием, следовательно, ее оценка должна производиться исходя из ее видов. Анализ системы оценки эффективности государственного управления в РФ, позволил авторам обосновать необходимость данной оценки как с точки зрения социальной, так и экономической эффективности, предложена методика оценки эффективности государственного управления в РФ.
Ключевые слова: государственное управление; эффективность; оценка эффективности; результативность; критерии эффективности; методика оценки эффективности.
В настоящее время одним из основных факторов успешного экономического развития России в современном мире является эффективность государственного управления. Система оценки эффективности государственного управления необходима и для общества, и для государственных органов. Она позволяет обществу контролировать качество и результаты деятельности органов государственной власти. Государственным служащим, руководителям она необходима для самоконтроля и усовершенствования управленческого процесса. Государственное управление представляет собой весь комплекс политических, экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Специфика системы государственного управления определяет сложность оценки его эффективности, выделения критериев, показателей и методов оценки. Для оценки эффективности государственного управления используются критерии, на основании которых формируются выводы об эффективности того или иного управленческого решения,
программы. Виды эффективности государственного управления определяют критерии для оценки эффективности государственного управления.
Для экономической эффективности государственного управления приняты следующие критерии оценки: динамика экономического роста, структура производства, структура спроса, уровень инвестиций, государственный бюджет, золотовалютные резервы страны, финансирование частного сектора экономики, научно-технический прогресс, развитие транспорта и энергетики, государственный контроль в экономике.
Социальная эффективность государственного управления оценивается по качеству жизни населения (продолжительность жизни, образованность и уровень жизни), распределению доходов и потребления, уровню здравоохранения. Экологическая эффективность оценивается по состоянию землепользования и сельскохозяйственного производства, водных ресурсов, облесения и заповедных зон, энергопотребления и выбросов. В качестве критериев оценки внешнеэкономической эффективности используются показатели международной торговли, финансовой помощи и потоки капитала.
За последнее десятилетие совершенствование государственного управления в Российской Федерации происходит по следующим направлениям: реформа государственной службы, административная, бюджетная и электронное правительство. Государственный сектор со всеми его компонентами (государственная служба, финансы, система управления, информационные ресурсы) подвергся реформированию. Опыт реализации данных реформ показывает невозможность разделения их на отдельные частные реформы из-за их содержательного пересечения по составу мероприятий, идеологии и подходам.
На становление системы оценки эффективности государственного управления повлияли установки, связанные с бюджетной реформой, реформой государственной службы и местного самоуправления, а также общие идеологические установки, которые определили реформы различных направлений государственной деятельности.
Основными направлениями совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации являются снижение государственного регулирования; повышение эффективности органов власти, информационной открытости, качества государственных услуг1.
Комплексность проводимых в Российской Федерации реформ обусловливает необходимость выделения общей, специальной и конкретной социальной эффективности в подходах к оценке эффективности государственного управления. Общая социальная эффективность управления направлена на объект управления (общество) и раскрывает результаты и последствия государственного управления, вклад государства в качественное развитие общества. Специальная эффективность управления направлена на субъект управления (гос. аппарат) и характеризует качество функционирования государственного аппарата. Конкретная социальная эффективность характеризует конкретные элементы и особенности функционирования государственного аппарата [1].
1 Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы [Электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/ru (дата обращения: 17.03.2018).
Первым и основополагающим документом в Российской Федерации, касающимся оценки эффективности деятельности региональных органов власти, является указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Этим указом был утвержден перечень показателей оценки эффективности. Перечень включил в себя 43 показателя, в том числе социально-экономические показатели развития региона (объем валового регионального продукта, объем инвестиций в основной капитал, уровень безработицы, доля расходов консолидированного бюджета региона на финансирование услуг социальной сферы, здравоохранения, динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и т. д.) и уровень удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"» была утверждена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и перечень дополнительных показателей для оценки эффективности. Всего было утверждено 239 дополнительных показателей1, 2.
В настоящее время методика оценки эффективности упрощена, отменен расчет неэффективных расходов, перечень показателей эффективности сокращен до 12, введен учет среднегодовых значений показателей, что регламентируется указом № 1199 от 21 августа 2012 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»1 и постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"». К основным показателям оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти отнесены:
1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
2) численность населения;
3) объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств);
4) оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями (включая микропредприятия, индивидуальных предпринимателей);
5) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
1 Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 (ред. от 16.01.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70217848/ (дата обращения: 17.03.2018).
2 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства РФ № 322 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69366/ (дата обращения 17.03.2018 г.).
6) уровень безработицы в среднем за год;
7) реальные располагаемые денежные доходы населения;
8) удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда;
9) доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности, обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;
10) смертность населения (без показателей смертности от внешних причин);
11) оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
12) доля детей, оставшихся без попечения родителей1 [1].
Эффективность деятельности органов исполнительной власти по регулированию социально-экономического развития государства напрямую влияет на показатели эффективности государственного управления.
Мотивация государственных и муниципальных служащих для достижения поставленных целей является необходимым условием для повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в органах местного самоуправления. Внедряется особый порядок оплаты труда государственных служащих, который напрямую зависит от достижения ими показателей результативности в своей служебной деятельности.
С целью повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации следует выделить следующие приоритетные направления: должна быть создана система стратегического управления, оптимизированы функции органов государственной власти, следует повысить качество государственных услуг, эффективность государственного сектора экономики, ориентированность деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих на результат, необходимо дальнейшее взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом, открытость государственного управления.
На современном этапе административных преобразований особое внимание уделяется таким показателям эффективности государственного и муниципального управления, как качество предоставляемых услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенция государственных служащих, уровень доверия населения страны к политике, проводимой органами власти.
Для того чтобы отвечать всем нормам качества, удовлетворяющим потребности населения на всей территории страны для предоставления государственных и муниципальных услуг, 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Ежегодно Минэкономразвития России проводит мониторинг качества и доступности госуслуг, степени удовлетворенности граждан их качеством. Оценка качества предоставляемых государственных услуг проводится по следующим показателям: время, в течение которого была предоставлена государственная услуга;
1 Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 (ред. от 16.01.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70217848/ (дата обращения: 17.03.2018).
время ожидания в очереди при получении госуслуги; вежливость и компетентность сотрудников, взаимодействующих с заявителем; комфортность условий в помещении, где предоставляются госуслуги; доступность информации о порядке предоставления госуслуги.
Современные подходы оценки эффективности государственного управления строятся преимущественно на социальном подходе в качестве альтернативы экономическому подходу. На наш взгляд, невозможно рассматривать эффективность государственного управления только с точки зрения социальной эффективности, исключая экономический подход, т. к. государственное управление представляет собой весь комплекс политических, экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Уровень жизни населения тесно связан с основными макроэкономическими показателями, а государственное регулирование является одним из главных факторов, который определяет инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом [4].
Поэтому методика оценки эффективности государственного управления в РФ должна быть комплексной и учитывающей такие показатели, как суммарный внешний долг; бюджетная эффективность; производительность общественного труда; доля инвестиций в ВВП; расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование; объем конечной продукции на отечественном, внешнем рынке; уровень безработицы; средняя продолжительность жизни в стране; отношение годового приращения национального богатства страны к ВВП; уровень обеспеченности населения жильем; разница в уровне денежных доходов и имущества среди различных слоев населения.
Необходимость включения вышеуказанных макроэкономических показателей в систему оценки эффективности государственного управления связана с тем, что государственное управление может быть социально результативным, но неэффективным с точки зрения экономической оценки эффективности.
Обоснованное и достоверное суждение об эффективном государственном управлении должно строиться на методике оценки эффективности государственного управления, которая включает показатели эффективности, привязанные к достижению поставленных целей и национальных приоритетов в национальной безопасности; модернизации всех отраслей экономики, промышленности; улучшении социального обеспечения населения; вопросах, связанных со спортом и туризмом.
Оценку эффективности государственного управления необходимо проводить в динамке, учитывая показатели, имеющие как экономическую, так и социальную основу. Методика оценки эффективности государственного управления в РФ представляется нам состоящей из показателей, объединенных в три группы:
1. Достижение целей — оценивает эффективность достижения целей и показателей основных государственных программ за год.
2. Внешняя эффективность — включает в себя основные экономические показатели.
3. Внутренняя эффективность — бюджетные, инвестиционные и социальные показатели.
Оценку эффективности и результативности государственного управления следует проводить систематически, а показатели рассматривать в динамике по сравнению с предыдущими периодами.
Таким образом, проведенный нами анализ развития системы оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации, показал, что система оценки эффективности государственного управления является относительно новым направлением и отвечает основным направлениям проводимой в нашей стране административной реформы, а также бюджетной реформе, реформе государственной службы и местного самоуправления. Главной задачей государственного управления является оптимальная организация всех сфер деятельности общества. Критерии оценки эффективности государственного управления следует выделять исходя из видов государственной эффективности (экономическая, социальная, экологическая, внешнеэкономическая эффективность).
Литература
1. Захаров В. К. Государственное управление в условиях модернизации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 54.
2. Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления: курс лекций. М.: МарТ, 2005. С. 10.
3. Клименко А. В. Исполнительная власть как объект мониторинга и оценки // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2008. Т. 1, № 6. С. 55-69.
4. Рубан В. А. Развитие территориально-отраслевой социально-экономической системы региона: монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. С. 34.
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Vladimir A. Ruban
Dr. Sci. (Econ.), A/Prof.,
Siberian State Transport University
191 Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk 630049, Russia
E-mail:
Maksim O. Litvinenko
Student, Siberian State Transport University
191 Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk 630049, Russia
E-mail:
An effective public administration is considered to be the key to socio-economic development of the state and increase of its competitiveness in the international arena. Modern market conditions impose high requirements to the efficiency of public administration. Nowadays, the problem of assessing the effectiveness of public administration emerged full blown. The article analyzes the system for assessing the efficiency of public administration in the Russian Federation, the main directions for its improvement. We have considered the possible criteria for assessing the efficiency of public administration and the criteria used in the Russian Federation. As the efficiency of public administration is a complex term, thus its assessment should be based on the types of public administration efficiency. An analysis of the system for assessing the efficiency of public administration in the Russian Federation allowed us to propose the methods for its social and economic efficiency assessment. Keywords: public administration; efficiency; assessment of the efficiency; effectiveness; efficiency criteria; methods for assessing efficiency.