https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01469 (дата обращения: 01.03.2022).
REFERENCES
1. Ananyev, V.N., Ananyeva, O.V. and Semizorov E.A. (2021), "Pedagogical physiology of the dominant A.A. Ukhtomsky in the Functioning of Mirror Neurons of the Brain", Trends in the Development of Science and Education, No. 70-4, pp. 12-18.
2. Pavlov, I.P. (1973), Twenty years of objective study of the higher nervous activity (behavior) of animals, Nauka, Moscow.
3. Ukhtomsky, A.A. (2002), Dominant. Articles of different years. 1887-1939, Peter, St. Petersburg.
4. Gustafsson, H., Sagar, S.S. and Stenling, A (2017), "Fear of failure, psychological stress, and burnout among adolescent athletes competing in high level sport", Scand J Med Sci Sports, Vol. 27 (12), pp. 2091-2102.
5. Kellmann, M. (2010), "Preventing overtraining in athletes in highintensity sports and stress/recovery monitoring", Scand J Med Sci Sports, Vol.20, Issue 2, pp. 95-102.
6. Kiely, J. (2018), "Periodization Theory", Confronting an Inconvenient Truth. Sports Med, Vol. 48 (4), pp. 753-764.
7. Pavlova, L.P., Berlov, D.N. and Kurismaa, A. (2017), "Dominant and opponent relations in cortical function", An EEG study of exam performance and stress. AIMS Neurosci, Vol. 5(1), pp. 32-55.
8. Pavlova, L.P. (2015), "Work capacity and anticipation in AA Ukhtomsky's concept of dominance", Int J General Syst., Vol. 44, pp. 667-685.
9. Saeed, S.A., Cunningham, К. and Bloch, R.M. (2019), ", Am Fam Physician, Vol. 99 (10), pp. 620-627.
10. Sagui, Е., Fabien Z., Martin-Krumm, C. and Canini, F. (2018), "Anxiety and Psycho-Physiological Stress Response to Competitive Sport Exercise", Frontiers in Psychology, Vol. 9, available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01469 (date accessed: 01.03.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2022
УДК 159.922
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ
И СПОРТСМЕНОВ
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Алла Васильевна Хо-тимченко, профессор, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск; Ольга Юрьевна Зинченко, кандидат педагогических наук, Хабаровская краевая спортивная школа Олимпийского резерва, Хабаровск; Владимир Григорьевич Лисов, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск
Аннотация
Развитие личности существенным образом определяется развитием ее субъектности, выступающим как интегративное свойство, выражающее отношения человека к себе как к деятелю. Внедрение компетентностного подхода актуализировало развитие личностных качеств в педагогическом процессе и определение их уровня. Целью проводимого исследования явилось определение структуры субъектности лиц юношеского возраста, занимающихся и не занимающихся спортом. Определены некоторые особенности развития структуры субъектности в зависимости от пола, возраста и занятий спортом. В частности выявлены достоверные различия в осознании собственной активности, а также свободе выбора и ответственности за него у спортсменов обоего пола. Ключевые слова: субъектность, показатели субъектности, спортсмен, студент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p552-556
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SUBJECTNESS INDICATORS OF STUDENTS
AND ATHLETES
Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Alla Vasilyevna Khotimchenko, the professor, Pacific State University, Khabarovsk; Olga Yuryevna Zinchenko, the candidate of pedagogical sciences, Khabarovsk Regional Sports School of the Olympic Reserve, Khabarovsk;
Vladimir Grigoryevich Lisov, the docent, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Abstract
The development of personality is essentially determined by the development of its subjectness, acting as an integrative property that expresses a person's relationship to himself as a figure. The introduction of the competence approach actualized the development of personal qualities in the pedagogical process and the determination of their level. The purpose of the study was to determine the structure of subjectness of young people engaged and not engaged in sports. Some features of the development of the structure of subjectness depending on gender, age and sports are determined. In particular, significant differences were revealed in the awareness of their own activity, as well as freedom of choice and responsibility for it among athletes of both sexes.
Keywords: subjectness, indicators of subjectness, athlete, student.
ВВЕДЕНИЕ
Идея развития личности лежит в основании и является целеобразующим компонентом любой системы образования, каждый раз наполняясь собственным особенным смыслом в зависимости от конкретных социально-исторических условий. Обозначенная как формирование личности, либо ее всестороннее и гармоничное развитие, формирование компетенций, либо овладение трудовыми функциями - какая бы цель не ставилась перед образованием, всегда мы обращаемся непосредственно к личности и ожидаем с ее стороны изменений, соответствующих решаемым образованием задачам. Внедрение ком-петентностного подхода особым образом акцентировало развитие личностных качеств, лежащих в основе формирования знаний, умений и навыков обучающихся. Само понятие компетенции включает в себя идею внешнего атрибута в отношении человека, а присвоение этого внешнего и перевод во внутренний план уже предполагает овладение человеком компетентностью, то есть освоение некоторой совокупности компетенций. Естественно, процесс освоения предполагает как наличие, так и развитие личностных качеств обучающегося, которые обусловливают и определяют направление, степень сформиро-ванности и траекторию развития компетентности. Однако, в педагогике на протяжении всего ее существования накапливался опыт оценивания главным образом знаний обучающихся, в практическом обучении определяется степень сформированности умений, навыки преимущественно рассматриваются как специальные учебные, в то время как личностные качества оцениванию не подлежали, а если и подлежали, то только с точки зрения субъективной оценки педагога. Безусловно, сами понятия знаний, умений и навыков имеют глубокое теоретическое обоснование и области пересечения, а также свою специфику в каждой конкретной учебной дисциплине, для аргументации излагаемых обобщений ограничимся здесь их обыденным пониманием. Между тем, оценивание компетенций явилось по сути новой задачей российской педагогики начала ХХ1 века. Обращаясь к вопросам оценивания компетенций в целом, и, в частности, личностных качеств, лежащих в их основании, приведем точку зрения А.М. Новикова, который рассматривает умения гораздо шире компетенций как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся
условиях ее протекания» [3, С. 54]. Ученый акцентирует значение личностных качеств обучающихся в овладении умениями, а следовательно, и компетенциями. Приводимый перечень личностных характеристик объемен и разноуровнен, представленный как основание для достижения цели образования одновременно выступает задачей развития личности. На сегодня в психологии определено понятие, являющееся интегративной характеристикой личностных качеств, обусловливающих степень личного участия человека в собственном развитии и этим понятием является субъектность: «субъектность является основанием всех характеристик человека как субъекта жизнедеятельности» [2, С.18]. В российской психологии данный термин восходит корнями к идеям С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева и интенсивно разрабатывается на протяжении последних двадцати пяти лет, свидетельством чему являются защищенные диссертации и развивающиеся научные школы. В следствие развития самого понятия, расширяется и его объяснительная способность, так, в частности А.В. Гришина и Е.Н. Волкова отмечают, что «субъектность как личностное свойство, будучи сформированным, обладает свойствами защитного ресурса, позволяющего противостоять негативным воздействиям предметной и социальной среды» [2, С.18].
Таким образом, можно предположить, что оценивание степени развития субъект-ности позволит спрогнозировать успешность в освоении как широкого круга компетенций, так и конкретных профессиональных. Проводимое нами исследование базировалось на структуре субъектности, предлагаемой Е.Н. Волковой и включающей следующие компоненты: активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие [1]. Целью проводимого исследования явилось определение структуры субъектности лиц юношеского возраста: студентов первого курса и спортсменов юношеского возраста.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценивания субъектности был использован опросник Е.Н. Волковой «Определение субъектности» [1]. Было проанкетировано 127 человек: 67 студентов - первокурсников, обучающихся по педагогическим специальностям (39 девушек и 28 юношей), и 60 спортсменов, занимающихся теннисом, волейболом и легкой атлетикой (девушки и юноши 15-18 лет).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Понимание субъектности как совокупности личностных качеств в опроснике Е.В. Волковой определяется шестью оставляющими (таблица), показатели которых могут варьироваться от ноля до 10 балов, которые согласно инструкции переводятся в станайны. Перед исследованием ставилась задача выявления компонентов субъектности, достоверно различающихся у лиц юношеского возраста занимающихся и не занимающихся спортом, а также определения степени развития конкретных компонентов субъектности в разных подгруппах. При понимании отличий в структуре субъектности лиц, занимающихся и не занимающихся спортом, возможно учитывать сильные стороны студентов-спортсменов при формировании компетенций в образовательных организациях высшего образования при проведении занятий по физической культуре.
Таблица - Различия средних значений показателей параметров субъектности у студентов и спортсменов_
Показатели субъектности Студенты Спортсмены
Юноши (п=28) Девушки (п=39) Юноши (п=24) Девушки (п=36)
Осознание собственной активности 6,03±0,1 6,02±0,1 7,03±0,1 6,97±0,1
Способность к рефлексии 6,77±0,2 6,7±0,2 7,35±0,2 7,23±0,2
Свобода выбора и ответственность за него 7,13±0,2 7,14±0,2 7,78±0,1 7,69±0,1
Осознание собственной уникальности 5,94±0,2 5,81±0,2 6,28±0,1 6,45±0,2
Понимание и принятие другого 6,47±0,1 6,31±0,2 6,38±0,2 6,84±0,2
Показатели субъектности Студенты Спортсмены
Юноши (n=28) Девушки (n=39) Юноши (n=24) Девушки (n=36)
Способность к саморазвитию 6,01±0,1 5,98±0,2 6,06±0,2 6,03±0,1
Полученные данные позволяют заключить, что как у студентов, так и у спортсменов значения выраженности параметров субъектности находятся на среднем уровне и уровне выше среднего. В соответствии со станайнами у спортсменов обоего пола способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него находятся на более высоком уровне, чем у студентов, однако достоверные различия обнаружены только в параметре свободы выбора и ответственности за него. Очевидно, это обусловлено большей необходимостью принимать ответственные решения в спортивной деятельности, тем более в игровой. Первоначальные предположения о достоверности различий параметров субъектности у юношей и девушек не подтвердилось, не смотря на наличие определенных тенденций в таком параметре как понимание и принятие другого. Возможно, при увеличении выборки и повышении ее однородности в отношении конкретных видов спорта и конкретных направлений образовательной подготовки по данному параметру различия будут достоверны, планируется провести дополнительные исследования.
Также определено, что характерной чертой субъектности студенчества первого курса является в большинстве случаев ее однородная структура: выявленные характеристики находятся на приблизительно одинаковом уровне развития, то есть у каждого испытуемого все показатели входят в два-три станайна. Исключения составляют результаты отдельных студентов, которые по отдельным показателям субъектности имеют низкий или высокий уровень. Так, из 67 человек однородную структуру субъектности имеют 42 студента (62,7%). У спортсменов, такой тенденции не обнаружено: отдельные параметры в структуре субъектности имеют высокий уровень развития, преимущественно это осознание собственной активности, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования структуры субъектности у студентов и спортсменов позволил выявить тенденции формирования отдельных ее показателей в зависимости от пола, возраста и занятий спортом. Так, у лиц, занимающихся спортом, как у юношей, так и у девушек, в отличие от студентов-первокурсников, более развиты осознанная активность и свобода выбора и ответственность за него (P<0,05). При имеющихся тенденциях в остальных параметрах субъектности достоверных различий не обнаружено, что определяет направления предстоящих дополнительных исследований.
Полученные данные позволяют рекомендовать преподавателям, работающим со спортсменами, в большей степени учитывать их собственную активность, расширять круг выбора заданий и предоставлять возможность самостоятельного выбора средств для их решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика) : дис. ... д-ра психол. наук / Волкова Елена Николаевна. - Москва, 1998.- 308 с.
2. Гришина А.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем компьютерной зависимости / А.В. Гришина, Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2018. -Том 6, № 1(22). - С. 14-24.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - Москва : Эгвес", 2008. - 136 с.
REFERENCES
1. Volkova, E.N. (1998), Subjectivity of a teacher (Theory and practice), dissertation, Moscow.
2. Grishina, A.V. and Volkova, E.N. (2018), "The structure of subjectivity of adolescents with different levels of computer addiction", Bulletin of Minin University, Vol. 6, No. 1 (22), pp. 14-24.
3. Novikov, A.M. (2008), Postindustrial education, Egves, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2022
УДК 159.9.072
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОРА ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
СТУДЕНТОВ
Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика
И.Г. Петровского, Брянск
Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического исследования тендерных различий субъективного восприятия внешнего облика и удовлетворенностью жизнью у современных студентов. В исследовании использованы тесты и методики по определению индекса жизненной удовлетворенности, тендерного типа личности и особенностей восприятия внешнего облика. Статистический анализ полученных данных с использование критерия Крускалла-Уоллиса выявил статистически значимые различия между распределениями по шкале «интерес к жизни» у студентов с андрогин-ным и фемининным типом, оценки красоты оформления внешнего облика, приятном оформлении внешнего облика, привлекательности поведения для противоположного пола, сексуальности поведения у студентов с фемининным и андрогинным типом личности
Ключевые слова: субъективный образ восприятия, удовлетворенность жизнью, гендерные особенности, тип личности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p556-561
GENDER FEATURES OF THE SUBJECTIVE IMAGE OF ACCEPTANCE AS A FACTOR OF LIFE SATISFACTION OF MODERN STUDENTS
Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Abstract
The article presents the results of the empirical study of the gender differences in subjective perception of appearance and life satisfaction among the modern students. Statistical analysis of the data obtained using the Kruskall-Wallis criterion revealed statistically significant differences between the distributions on the "interest in life" scale among students with androgynous and feminine types, assessments of the beauty of the appearance design, pleasant appearance design, attractiveness of behavior for the opposite sex, sexuality of behavior among students with a feminine and androgynous personality type.
Keywords: subjective perception, life satisfaction, gender characteristics, personality type.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к проблеме удовлетворенностью жизнью молодых людей на современном этапе развития общества обусловлен, тем, что в наш век технологического прогресса происходит ускорение темпов развития, что порой влечет за собой серьезные личностные проблемы, ухудшение состояния здоровья и социальную дезадаптацию.