Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТ / МЕДИКИ / СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Александра Владимировна, Селецкая Тамара Генриховна, Тихий Антон Александрович, Варнина Анжелика Сергеевна

Осуществление физкультурно-спортивной работы в вузе в рамках учебного процесса и во внеучебное время представляет собой единый процесс физического воспитания. Цель работы заключалась в определении уровня вовлеченности студентов медицинского профиля в спортивную жизнь университета. Выявление количества занимающихся в спортивных секциях (по видам спорта). Участие обучающихся (%) в университетских, межуниверситетских, федеральных соревнованиях в период с 2015-2020 учебные года. Практическая значимость состоит в том, что материал статьи можно использовать при изучении вопросов отношения, мотивации студентов к учебнотренировочным занятиям, уровню физической подготовленности студентов медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Александра Владимировна, Селецкая Тамара Генриховна, Тихий Антон Александрович, Варнина Анжелика Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF MEDICAL STUDENTS IN THE SPORTS LIFE OF THE UNIVERSITY

The implementation of physical culture and sports work at the university within the framework of the educational process and during extracurricular time is a single process of physical education. The purpose of the work was to determine the level of involvement of medical students in the sports life of the university. The purpose of the work was to determine the level of engagement of medical students in the sports life of the university. Identification of the number of people involved in sports sections (by sports). Participation of students (%) in university, inter-university, federal competition in the period from 20152020 academic years. The practical significance lies in the fact that the material of the article can be used in the study of attitudes, students' motivation for training sessions, the level of physical fitness of students of medical universities.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА»

5. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.

6. Влияние среды проживания на показатели функционального состояния организма при физических нагрузках / О.А. Снимщикова, М.Н. Скидан, А.В. Савенко, Т.С. Давудов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 292-296.

REFERENCES

1. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov, I.S. (2014), "Innovative models of socio-pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (116), pp. 7-10.

2. Dekusarova, A.R., Snimshchikova, O.A., Desenko, O.P. and Kozyrenko, E.A. (2021), "An-thropometric indicators in the system of selection of children aged 11 -12 in diving lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.6 (196), pp. 101-105.

3. Ivanova, N. G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

4. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Voronin, I.S. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta,, No. 1 (191), pp. 102-106.

5. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

6. Snimshchikova, O.A., Skidan, M.N., Savenko, A.V. and Davudov, T.S. (2021), "Influence of the living environment on the indicators of the functional state of the body during physical exertion", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 6 (196), pp. 292-296.

Контактная информация: syslik-oa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2022

УДК 796.08

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель; Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск; Тамара Генриховна Селецкая, старший преподаватель, Антон Александрович Тихий, преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Анжелика Сергеевна Вар-нина, старший преподаватель, Морской государственный университет им. адмирала

Г.И. Невельского, Владивосток

Аннотация

Осуществление физкультурно-спортивной работы в вузе в рамках учебного процесса и во внеучебное время представляет собой единый процесс физического воспитания. Цель работы заключалась в определении уровня вовлеченности студентов медицинского профиля в спортивную жизнь университета. Выявление количества занимающихся в спортивных секциях (по видам спорта). Участие обучающихся (%) в университетских, межуниверситетских, федеральных соревнованиях в период с 2015-2020 учебные года. Практическая значимость состоит в том, что материал статьи можно использовать при изучении вопросов отношения, мотивации студентов к учебно-тренировочным занятиям, уровню физической подготовленности студентов медицинских вузов.

Ключевые слова: студенты, спорт, медики, спортивная жизнь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p379-383

INVOLVEMENT OF MEDICAL STUDENTS IN THE SPORTS LIFE OF THE

UNIVERSITY

Aleksandra Vladimirovna Sokolova, the senior teacher, Far Eastern State Medical University,

Khabarovsk, Tamara Genrikhovna Seletskaya, the senior teacher, Anton Aleksandrovich Tikhiy, the teacher, Pacific State Medical University, Vladivostok, Anzhelika Sergeevna Var-nina, the senior teacher, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelsky, Vladivostok

Abstract

The implementation of physical culture and sports work at the university within the framework of the educational process and during extracurricular time is a single process of physical education. The purpose of the work was to determine the level of involvement of medical students in the sports life of the university. The purpose of the work was to determine the level of engagement of medical students in the sports life of the university. Identification of the number of people involved in sports sections (by sports). Participation of students (%) in university, inter-university, federal competition in the period from 20152020 academic years. The practical significance lies in the fact that the material of the article can be used in the study of attitudes, students' motivation for training sessions, the level of physical fitness of students of medical universities.

Keywords: student, sport, doctors, sports life.

С развитием информационных технологий в повседневной жизни, большая часть студентов перестали заниматься самостоятельной физической культурой, посещать спортивные секции, также пропал интерес к физкультурно-спортивным и оздоровительным мероприятиям.

Говоря о физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе, следует отметить, что в настоящее время развитие российской системы высшего образования неразрывно связано с достижением задач повышения качества образования, его профессионализации, формирования и совершенствования культурного и социального потенциала обучающихся [3]. Это требует особого внимания к реализации воспитательной составляющей образовательного процесса, в том числе к внеучебной воспитательной работе со студентами в образовательном учреждении высшего образования и выбору эффективных форм этой работы [1].

В высших учебных заведениях нашей страны, предпринимаются попытки внедрения внеучебной воспитательной работы со студентами в различных направлениях:

- культурно-просветительская деятельность и художественное творчество (фестивали, концерты, конкурсы, художественная самодеятельность, кружки и клубы по интересам и др.);

- гражданско-патриотическое воспитание и общественная деятельность (органы студенческого самоуправления, гражданско-правовое воспитание, общественно-полезный труд, охрана общественного порядка и пр.);

- физкультурная и спортивная деятельность (спортивные секции и клубы, студенческий спорт, массовые спортивные мероприятия и др.);

- формирование здорового образа жизни (санаторно-курортное лечение и отдых, профилактика заболеваний и т. д.);

- профориентационная работа и работа по трудоустройству студентов и выпускников (ярмарки вакансий, встречи с работодателями, мастер-классы со специалистами и

пр.);

- научно-исследовательская, конструкторская, проектная работа, связанная с приобщением к профессиональной деятельности и профессиональным становлением (студенческие научные общества, научные конференции, конкурсы научных работ и т. д.) и другие направления [1].

Наиболее распространенными формами физкультурной и спортивной деятельности в высшем учебном заведении на сегодняшний день является: спортивные секции; спортивные клубы; группы здоровья (общая физическая подготовка и ГТО, специальная физическая подготовка); спортивные соревнования для студентов, занимающихся в спортивных секциях (внутривузовские, межвузовские, международные студенческие соревнования); массовые спортивные мероприятия.

Реализация спортивной деятельности обучающихся в рамках этих форм предполагает включение в сферу занятий спортом различных категорий студентов.

Стоит отметить, что студенческий спорт положительно влияет на психическое состояние студентов; обретение уверенности в себе; снятие эмоционального напряжения; предупреждение развития стрессовых состояний; отвлечение от неприятных мыслей; снятие умственного напряжения. Ведь определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека [4].

Вся система студенческих спортивных соревнований строится по принципу «от простого к сложному», то есть от внутриуниверситетских зачетов к Межуниверситетским и международным студенческим соревнованиям [5].

Для определения вовлеченности студентов медицинского профиля в спортивную жизнь университета, нами был проведен сбор статистического материала (обработка заявок, протоколов соревнований) на кафедре физического воспитания и здоровья Дальневосточного государственного медицинского университета, Центра спортивной подготовки сборных команд Хабаровского края с 2015 года по 2020 год. Учитывались такие спортивные мероприятия, как:

1. Приз Первокурсника ДВГМУ

2. Комплексная спартакиада ДВГМУ

3. Спортивный праздник.

4. II этап (федеральные округа) Фестиваля спорта «Физическая культура и спорт -вторая профессия врача».

5. III этап (всероссийские) Фестиваля спорта «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача».

6. Универсиада ВУЗов Хабаровского края и Еврейской Автономной области.

Для студентов в университете организованы спортивные секции, в которых они могут повышать свое мастерство в свободное от учебы время. Несмотря на небольшую спортивную базу, в вузе проводятся учебно-тренировочные занятия в 13 секциях по следующим видам: волейбол (женский, мужской), баскетбол (женский, мужской), мини-футбол (мужской), шахматы, атлетическая гимнастика, вольная борьба, настольный теннис, фитнес, студенческое многоборье (легкая атлетика), дартс, чирлидинг.

Таблица 1 - Количество студентов, посещающих учебно-тренировочные занятия

Вид спорта Год

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Волейбол (девушки) 15 16 14 15 16 17

Волейбол (юноши) 12 15 20 18 15 15

Баскетбол (девушки) 12 10 15 12 8 15

Баскетбол (юноши) 12 12 12 13 16 20

Мини-футбол (юноши) 16 18 18 12 15 16

Шахматы 18 16 16 17 8 8

Атлетическая гимнастика 36 30 35 28 18 15

Вольная борьба 21 20 18 17 15 15

Настольный теннис 18 23 20 15 15 15

Фитнес 56 45 94 36 40 21

Студенческое многоборье 26 20 15 16 - 16

Дартс 15 15 15 20 15 15

Чирлидинг - - - 30 35 35

Итого: 257 240 279 249 208 222

В 2015 году учебно-тренировочные занятия посетили 257 студентов - 11,2% от общего числа обучающихся. В 2016 году этот показатель составил 9,2% - 240 студентов были вовлечены в тренировочный процесс. В 2017 году на тренировки пришло 279 студентов - 10,5%. В 2018 году 9,2% обучающихся от общего количества студентов посетили секции - 249 человек. В 2019 году показатель посещаемости тренировочных занятий составил 208 студентов - 7,3%, за охваченный период - это самый малочисленный год. Что непосредственно связано с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией (СОУ[Э-19). В 2020 году уровень вовлеченности студентов в тренировочный процесс, по сравнению с предыдущим годом, возрос до 7,5%.

Таблица 2 - Контингент обучающихся

Контингент обучающихся 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество студентов, поступивших на 1 курс 570 596 616 640 637 644

Общее число обучающихся 1 -6 курс 2300 2598 2671 2703 2841 2972

Спортивно-массовая жизнь университета представлена такими мероприятиями как: Приз «Первокурсник ДВГМУ», комплексная Спартакиада ДВГМУ, Спортивный праздник. В спортивно-массовую жизнь университета в 2015 году были вовлечены 620 студентов - 2,7 % от общего числа обучающихся. В 2016 году 553 обучающихся приняли участие в соревнованиях - 2,1 %. В 2017 году показатель вовлеченности составил 1,8% -471 обучающийся. В 2018 году 532 студента посетили спортивные мероприятия - 2,0% от общего числа обучающихся. В 2019 году активное участие в соревнованиях приняли 599 студентов - 2,1%. Показатель вовлеченности студентов в 2020 году намного ниже предыдущих, и составляет всего 0,7% от общего количества обучающихся в университете.

На межуниверситетском уровне студенты принимают участие в следующих соревнованиях: комплексная Универсиада студентов образовательных организаций высшего образования Хабаровского края и ЕАО, II этап (федеральные округ) Фестиваля спорта «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» студентов медицинских университетов, III этап (всероссийские) Фестиваля спорта Физическая культура и спорт -вторая профессия врача» студентов медицинских университетов (таблица 3).

Таблица 3 - Количество студентов, участвующих в спор тивной жизни униве рситета

Количество участников 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Универсиада Вузов 115 116 92 93 92 101

% 0,5 0,5 0,3 0,3 0,3 0,3

II этап Фестиваля спорта 81 75 60 89 61 79

% 0,4 0,3 0,2 0,3 0,2 0,3

III этап Фестиваля спорта 20 10 28 18 - -

% 0,09 0,04 0,1 0,07 - -

Из таблицы 3 видно, что число студентов, принимающих участие в межуниверситетских соревнованиях, не составляет даже 1%. Что является очень низким показателем вовлеченности обучающихся.

Стоит отметить, к соревнованиям допускаются студенты, имеющие основную группу здоровья. Согласно проведенному исследованию в 2015 году 58,1% обучающихся были отнесены к данной медицинской группе. В 2016 году - 63,0%; в 2017 году - 64,0%; в 2018 году - 62,0%; в 2019 году - 58,0%. 51,8% студентов по окончанию прохождения медицинского осмотра получили основную группу здоровья в 2020 году [6].

Таблица 4 - Соотношение студентов, посещающих учебно-тренировочные занятия

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Студенты, имеющие основную группу здоровья 372 413 421 434 394 319

% 58,7 63,0 64,0 62,0 58,0 51,8

Кол-во студентов, посещающих учеб.-тренировоч. занятия 257 240 279 249 208 222

% 69,1 58,1 66,3 57,4 52,7 69,5

Полученные данные в таблице 4, свидетельствуют о том, что если учитывать только студентов, отнесенных к основной группе здоровья, то % вовлеченности обучающихся повышается в 5-6 раз. Стоит отметить, что во внутривузовских соревнованиях по шахматам, дартсу и настольному теннису допускаются обучающие со специальной ЗА и 4Б группой здоровья, что повышает % участия студентов в спортивно-массовой среде университета.

Из проведенного исследования, мы видим, что во внутренних соревнованиях университета студенты охотно и массово принимают участие. К сожалению, внешние соревнования обучающиеся медицинского университета игнорируют, что непосредственно связано с большим объемом учебной нагрузки, вовлеченности в другие сферы университетской жизни (научная, творческая и др.).

Участие в спортивных мероприятиях содействуют формированию здорового стиля студентов, позволяет оценивать уровень физической подготовленности спортсменов, популяризирует виды спорта и улучшает спортивно-массовую работу в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалов Д.В. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в вузе / Д.В. Беспалов, Ю.М. Пасовец // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016». - Курск : МедТестИнфо, 2016. -С. 56-62.

2. Золотов М.И. Формирование ресурсного обеспечения массового спорта : дис. ... д-ра эконом. наук / Золотов Михаил Иванович. - Москва, 2003. - 304 с.

3. Пасовец Ю.М. Формирование образовательного потенциала россиян в системе высшего профессионального образования / Ю.М. Пасовец // Социология образования. - 2012. - № 1. - С. 39.

4. Платонова Н.И. Содействие студенческого спорта здоровому образу жизни / Н.И. Платонова, А.И. Фалынскова // Строительство - 2014: современные проблемы промышленного и гражданского строительства : материалы международной научно-практической конференции / Ростов-на-Дону : Ростовский государственный строительный университет, 2014. - С. 314-317.

5. Пономаренко А.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А.А. Пономаренко, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 356-358.

6. Мониторинг принадлежности студентов Дальневосточного государственного медицинского университета к медицинским группам здоровья / А.В. Соколова, Т.В. Моор, С.А. Моисеенко, Т.Г. Селецкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2021. - № 9 (199). - С. 282-284.

REFERENCES

1. Bespalov, D.V. and Pasovec, Yu.M (2016), "The attitude of student youth to physical culture and sports at the university", Modern teacher is a confidant of the state: collection of scientific works of the participants of the international conference of young scientists of secular and religious educational institutions within the framework of the International camp of youth activists "Slavic Commonwealth -2016", Kursk, pp. 56-62.

2. Zolotov, M.I. (2003), Formation of resource support for mass sports, dissertation, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pasovec, Yu.M. (2012), "Formation of the educational potential of Russians in the system of higher professional education", Sociology of education, No. 1, pp. 3-9.

4. Platonova, N.I and Falynskova, A.I. (2014). "Promoting student sports for a healthy lifestyle", Construction - 2014: modern problems of industrial and civil construction: materials of the international scientific and practical conference, Rostov-on-Don, pp. 314-317.

5. Ponomarenko, A.A. and Chernobytov, V.A. (2013), "Theoretical foundations of the study of students' learning motivation", Young scientist, No. 1. pp. 356-358.

6. Sokolova, A.V., Moore, T.V., Moiseenko, S.A. and Seletskaya T.G. (2021), "Monitoring the belonging of students of the Far Eastern State Medical University to medical health groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 282-284.

Контактная информация: ha-ha.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВОЛЕЙБОЛЕ СИДЯ

Борис Павлович Сокур, кандидат педагогических наук, профессор, Дмитрий Алексеевич Бобровский, старший преподаватель, Данил Эдуардович Самойлов, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности соревновательного и тренировочного процессов в волейболе сидя, как одного из наиболее распространённых паралимпийских видов спорта. Приводится классификация спортсменов, имеющих право участвовать в соревнованиях по волейболу сидя. Рассматривается влияние уровня проявлений скоростно-силовых качеств спортсменов на технико-тактические действия на площадке, с учетом игровых ситуаций. Предлагается специально разработанный комплекс упражнений и методических рекомендаций для повышения уровня ско-ростно-силовых проявлений у спортсменов-паралимпийцев в волейболе сидя.

Ключевые слова: паралимпийцы, волейбол сидя, технико-тактические действия, комплекс упражнений, специальные физические качества, скоростно-силовые проявления.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p384-388

IMPROVING SPEED AND STRENGTH TRAINING IN SITTING VOLLEYBALL

Boris Pavlovich Sokur, the candidate of pedagogical sciences, professor, Dmitry Alekseevich Bobrovsky, the senior teacher, Danil Eduardovich Samoilov, the master student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article discusses the features of competitive and training processes in sitting volleyball, as one of the most common Paralympic sports. The classification of athletes eligible to participate in sitting volleyball competitions is given. The influence of the level of manifestations of physical qualities of athletes on technical and tactical actions on the site, taking into account the peculiarities of the defeat of the musculoskeletal system and the game situation, is considered. A specially developed set of exercises and methodological recommendations is proposed to increase the level of speed and strength manifestations in Paralympic athletes in sitting volleyball.

Keywords: Paralympians, sitting volleyball, technical and tactical actions, a set of exercises, special physical qualities, speed and strength manifestations.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт для людей с ограниченными возможностями - чрезвычайно важное явление, помогающее решать многие жизненные проблемы. Это и социальная адаптация людей, которые от рождения имеют ограниченные своей инвалидностью возможности, и вывод из личностного кризиса тех, кто неожиданно получил инвалидность, это и психологическая реабилитация инвалидов всех степеней [3]. Одним из наиболее доступных видов адаптивного спорта является волейбол сидя, потому что им могут заниматься люди с поражениями опорно-двигательного аппарата, так как при выполнении основных действий при обработке мяча используется плечевой пояс. Волейбол сидя - это одна из разновидностей волейбола, входящих в список паралимпийских видов спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Классификация спортсменов в волейболе сидя основывается на системе WOVD, которая базируется на системе классификации ампутантов с учетом систем CP-ISRA и ISMWSF. Классами спортсменов для волейбола сидя являются D - Disabled (есть инвалидность) и MD - Minimally Disabled (минимальная инвалидность). На большинстве международных соревнований, таких как Паралимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, а также России используется техническое правило, когда в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.