Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ЭКОНОМИКА / МОЛОДЁЖЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Страхов Иван Андреевич

Молодежь является самой активной частью гражданского общества, она лучше приспособлена к внедрению инновационных технологий и проектов в разных сферах. Молодое поколение - объект концентрации новых знаний и идей, оно мобильно и полно сил для строительства своей жизни. Молодёжь Российской Федерации - превалирующий стратегический ресурс нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается особый этап развития, который нуждается в качественно новом подходе взаимодействия власти с обществом. Государственная молодежная политика в области решения молодежных проблем является не только ключевым звеном в социальной стабильности, но и гарантом безопасности России. Для определения ключевых векторов развития и реализации программ молодежной политики современной России необходимо обратиться к опыту Советского Союза. Необходимо принимать во внимание наличие в СССР важной государственной структуры, которая занималась делами молодежи, а именно - Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, являющегося политической организацией молодёжи. На сегодняшний день перед государственной молодежной политикой стоит вопрос о создании моделей и технологий воспитания новой молодежи, что имеет стратегическое значение для успешного будущего мирового сообщества. Развитие нынешних гражданских институтов и поощрение молодежных инициатив будет являться катализатором устойчивого развития страны. Перспектива совершенствования любого государства связана с позицией молодёжи в обществе как обособленной социально-демографической группы. Поэтому разработку нормативных актов, организационно-экономических и теоретических основ молодежной политики можно отнести к одним из наиболее актуальных на сегодняшний день, проблем государства и общества. В данной статье рассматриваются труды многих специалистов области молодежной политики. Автором рассматривается сущность и нормативно-правовая основа государственной молодежной политики Российской Федерации. Проводится сравнительный анализ реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и Советском Союзе. В ходе написания работы используются такие методы научного исследования, как анализ, сравнительно - аналитический, статистический метод. Системный подход позволил последовательно решить поставленные задачи, добиться комплексности исследования и достичь заявленной цели работы. Предложенные рекомендации могут иметь прикладной характер для совершенствования действующей системы формирования и реализации государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY OF THE SOVIET UNION AND RUSSIA

Young people are the most active part of civil society, it is better adapted to the introduction of innovative technologies and projects in various fields. The young generation is an object of concentration of new knowledge and ideas, it is mobile and full of strength to build its life. The youth of the Russian Federation is the prevailing strategic resource of our country. At present, a special stage of development is observed in the Russian Federation, which requires a qualitatively new approach to interaction between the authorities and society. The development of current civic institutions and the encouragement of youth initiatives will be a catalyst for the country's sustainable development. The prospect of improving any state is associated with the position of young people in society as a separate socio-demographic group. Therefore, the development of normative acts, organizational, economic and theoretical foundations of youth policy can be attributed to one of the most urgent problems of the state and society today. The author examines the essence and regulatory framework of the state youth policy of the Russian Federation. The analysis of the implementation of the state youth policy in the Russian Federation is carried out.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.today/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/47ECVN52Lpdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Страхов, И. А. Сравнительный анализ подходов в формировании и реализации государственной молодежной политики в СССР и в современной России / И. А. Страхов // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/47ECVN521.pdf

Strakhov I.A. Comparative analysis of approaches to the formation and implementation of the state youth policy of the Soviet Union and Russia. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 47ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/47ECVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Экономики и бизнеса» Магистрант 2 курса Военный учебный центр Председатель научного студенческого общества E-mail: 9154007013@mail.ru

Сравнительный анализ подходов в формировании и реализации государственной молодежной политики в СССР и в современной России

Аннотация. Молодежь является самой активной частью гражданского общества, она лучше приспособлена к внедрению инновационных технологий и проектов в разных сферах. Молодое поколение — объект концентрации новых знаний и идей, оно мобильно и полно сил для строительства своей жизни. Молодёжь Российской Федерации — превалирующий стратегический ресурс нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается особый этап развития, который нуждается в качественно новом подходе взаимодействия власти с обществом. Государственная молодежная политика в области решения молодежных проблем является не только ключевым звеном в социальной стабильности, но и гарантом безопасности России. Для определения ключевых векторов развития и реализации программ молодежной политики современной России необходимо обратиться к опыту Советского Союза. Необходимо принимать во внимание наличие в СССР важной государственной структуры, которая занималась делами молодежи, а именно — Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, являющегося политической организацией молодёжи. На сегодняшний день перед государственной молодежной политикой стоит вопрос о создании моделей и технологий воспитания новой молодежи, что имеет стратегическое значение для успешного будущего мирового сообщества. Развитие нынешних гражданских институтов и поощрение молодежных инициатив будет являться катализатором устойчивого развития страны. Перспектива совершенствования любого государства связана с позицией молодёжи в обществе как обособленной социально-демографической группы. Поэтому разработку нормативных актов, организационно-экономических и теоретических основ молодежной политики можно отнести к одним из наиболее актуальных на сегодняшний день, проблем государства и общества. В данной статье рассматриваются труды многих специалистов области молодежной политики. Автором рассматривается сущность и нормативно-правовая основа государственной молодежной политики Российской Федерации.

For citation:

УДК 314

Страхов Иван Андреевич

Проводится сравнительный анализ реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и Советском Союзе. В ходе написания работы используются такие методы научного исследования, как анализ, сравнительно — аналитический, статистический метод. Системный подход позволил последовательно решить поставленные задачи, добиться комплексности исследования и достичь заявленной цели работы. Предложенные рекомендации могут иметь прикладной характер для совершенствования действующей системы формирования и реализации государственной молодежной политики.

Ключевые слова: государственная политика; молодежная политика; стратегический ресурс; экономика; молодёжь; Российская Федерация

Введение

Актуальность развития и формирования молодежной политики как отрасли детерминирована тем, что на сегодняшний момент практически отсутствуют механизмы интеграции молодого человека в систему общественно-политических и социально-экономических отношений. По собственному желанию молодые люди в большинстве случаях не проявляют активности и инициативы, а отдают предпочтение либо присоединиться к организованной деятельности, либо оставаться сторонним наблюдателем. Также остается и часть молодежи, которая совершенно равнодушна к общественной деятельности. Причинами этой ситуации являются несовершенства воспитательных и профилактических процессов на ранних этапах жизни человека, однобокая политика социальной поддержки и недостаток трудового воспитания молодого поколения.

Немало важным является тот факт, что молодежная политика как ветвь государственного управления нуждается в создании и использовании единых критериев и индикаторов оценки ее эффективности.

Объектом исследования является государственная молодежная политика, представляющая из себя обязательную часть целостной государственной политики, комплекс нормативно-правовых актов по поддержанию и определению соответствующего общественного статуса и качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны.

Предметом является деятельность органов государственной власти, направленная на достижение результатов государственной молодежной политики.

Цель научной публикации: разработка рекомендаций по совершенствованию реализации государственной молодежной политики.

1. Материалы и методы исследования

Государственная молодежная политика характеризуется как структура формирования мер и приоритетов, направленных на создание новых возможностей и подходящей среды для эффективной самореализации, а также социальной адаптации молодежи. Также направленное на культурное и социально-экономическое развитие страны, формирование конкурентоспособности, продвижение потенциала молодёжи в интересах страны и укрепление национальной безопасности.

В рамках данной работы были использован комплекс методов: системный подход, сравнительный анализ, экономико-математический анализ. Также был проведен анализ нормативно-правовых документов, различных аналитических отчетных материалов органов государственной и исполнительной власти.

Цель научной публикации: разработка рекомендаций по совершенствованию реализации государственной молодежной политики.

Для выполнения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и нормативно-правовую основу государственной молодежной политики Российской Федерации.

2. Провести анализ реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию реализации государственной молодежной политики.

При написании работы были использованы труды многих специалистов в данной области, а в частности: Ильинского И.М.1, Елисеева А.Л., Меркулова П.А.2, Лисовского В.Т.3 и другие.

2. Результаты и обсуждение

Российский социолог Владимир Лисовский один из первых ученых в 1968 году начал изучать проблемы молодежи и дал определение данному понятию. Согласно В.Т. Лисовскому, «молодежь — это поколение, проходящее стадию социализации, которое усваивает, а уже в своем зрелом возрасте усвоивших: культурные, образовательные, профессиональные и иные общественные функции».

Концептуальные основы изучения государственной молодежной политики заложены в работах И.М. Ильинского. Он рассматривает государственную молодежную политику как практическую деятельность общественных организаций и самого государства, помогающих самореализоваться молодежи, которая является субъектом, а не объектом государственной политики.

В.В. Путин в свою очередь считает, что одной из самых важных задач является обновление и развитие сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью на новом уровне, так как в Российской Федерации данная группа составляет 1/3 часть страны. А по прогнозам многих экспертов работа с молодежью является профессией будущего и в ближайшее десятилетие станет востребованной в различных областях деятельности [1].

В отечественной практике использовались разные подходы к реализации и формированию системы взаимодействия молодёжи с обществом [2].

В СССР государственное руководство придавало большое значение работе с молодежью, признавало ее важную роль в развитии общества. В этой области имеется множество работ высших деятелей государства. Данные работы являлись своеобразными

1 Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в СССР / И.М. Ильинский. — Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2018. — 431 с.

2 Меркулов П.А. Государственная молодежная политика в России: от концепции к законодательному регулированию [Текст]: научная монография: [в 4-х томах] / Меркулов П.А., Елисеев А.Л. — Орел: Среднерусский ин-т упр. — фил. РАНХиГС, 2018.

3 Социология молодёжи: методическое пособие / под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

361 с.

инструкциями для органов, которые осуществляли работу с молодёжью в соответствующий период развития Советского государства.

Также необходимо принимать во внимание наличие в СССР важной государственной структуры, которая занималась делами молодежи, — Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, являющейся политической организацией молодёжи.

Многие исследователи считали ВЛКСМ «ведомством по делам молодежи». Комсомол активно и, что немаловажно, профессионально охватывал своей деятельностью ряд вопросов, касаемых молодежи в СССР, при этом имея существенное влияние почти на все государственные и общественные структуры. Надо иметь в виду что на данную организацию не возлагались функции государства в молодежной сфере. Влияние ВЛКСМ отражалось на всех сферах жизни и осуществлялось по различным каналам, существовавших в Советском Союзе

Решающее значение имело выбор представителей комсомола в руководящие органы КПСС, так как позволяло поднимать на партийных форумах серьезные проблемы, касающиеся молодого поколения, и в результате оказывать влияние на принятие решений. Получается, что комсомол объединил основные силы общества в решении проблем молодежи [4].

В результате такой деятельности ВЛКСМ добился существенных успехов в воспитании советского молодого поколения, которые признавались и в СССР, и в зарубежных странах. А причина этому явилась координация действий общественных подсистем в реализации молодежной политики. Эту координацию осуществлял комсомол, благодаря эффективной реализации своих широких возможностей, который, объединял через свою систему усилия общественных структур, всех государственных и общественных институтов.

Анализируя системы руководства СССР видно, что вплоть до распада СССР в составе советского правительства не существовало министерств, занимавшихся вопросами молодежи. Данные функции непосредственно выполнял комсомол, а в создании какого-либо министерства не было надобности4.

После распада СССР и роспуска ВЛКСМ в 1991 году потребность в решении молодёжных проблем стала острее. В период 1990-х годов к незащищенным слоям населения наряду с людьми пожилого возраста стали относить и молодежь [5].

В отличие от Советского Союза, где решение проблем молодежи координировал один комсомол, за период 1990-2019 г. в структуре управления молодёжной политикой осуществляли свою деятельность следующие государственные органы (рис. 1).

В данном случае рассмотрение вопросов молодежной политики не привело к разработке какой-либо системы. Однако надежды на официальную власть имеют под собой основание, так как вопросы молодежной политики представители государственной власти рассматривают в тесной связи с общими задачами государства.

Значительно расширилось законодательство о молодежи и ее политическом участии в 1996-2001 годах. Были приняты ряд правовых актов. К положительным аспектам в вопросах реализации молодежной политики можно отнести создание центров трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих услуги для молодежи: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и так далее.

4 Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2016. — № 4(367). (дата обращения: 05.11.2021).

Страница 4 из 12

[3].

47ECVN521

Уполномоченный при Президенте СССР по делам молодежи

Госкомитет РСФСР по делам молодежи

-а р-

-V-

полномочный представитель Правительства РФ по делам молодежи

—^

Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ Департамент по делам молодежи Министерства труда и социального развития

Госкомитет по делам молодежи; Государственный (и без слова «государственный») комитет РФ по молодежной политике

-3 С-

Департамент по молодежной политике

Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

- -^ £- -

Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию

13 Г

Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики с Федеральным агентством по делам молодежи Министерства образования и науки РФ

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) в подчинении Правительства РФ

Рисунок 1. Структура управления ГМП с 1990-2019 гг. (составлено автором на основе [5; 6])

В 2001 году сформирована концепция ГМП в РФ, которая была одобрена правительственной комиссией по делам молодежи.

В течение нескольких лет была образована система институтов ГМП не только на федеральном уровне, но и практически во всех субъектах Федерации. Также разрабатывалась система мероприятий, которые должны воздействовать на процессы политической социализации молодежи, на интенсивность её вовлечения в различные формы политического участия1.

При этом существует много серьезных препятствий для эффективной реализации данной концепции.

Считается, что государству принадлежит особая роль в молодежной политике, так как именно у государства имеется набор ресурсов и возможностей, которые позволяют в полном объёме реализовать необходимый пакет мер в любом аспекте государственной политики.

Исследователями выделяются следующие основные функции государства в молодежной политике:

• нормативное, правовое регулирование деятельности и взаимодействие между собой в вопросах молодежной политики различных институтов, участвующих в реализации молодежной политики;

• институционализация систем ценностных ориентаций современной молодежи, которая должна быть юридически зафиксирована и закреплена в основных нормативно-правовых актах, программах документах;

• разработка проектов и целевых программ, направленных на воспитание, социализацию, и формирование системы ценностей современной российской молодежи;

• пропаганда систем ценностей через средства массовой информации;

• осуществление контроля за деятельностью гражданских институтов, исправления и профилактики социальных отклонений, качественного взаимодействия ее различных субъектов в границах нормативно-правовой базы, созданной государством для реализации молодежной политики созданием системы соответствующих органов.

Для эффективной работы государства в указанном направлении в данном случае существует серьезное препятствие на законодательном уровне. Справедливо указать, что ГМП в государстве должна существовать в рамках единой национальной идеологии, т. к. должна основываться в свою очередь на системе ценностных ориентаций молодежи. Но, согласно Конституции РФ, никакая идеология не может быть признана государственной идеологией5. Из чего следует, что данный правовой барьер существенно тормозит более глубокое участие государства в создании и реализации всего объёма ценностных ориентаций современной российской молодежи. Исходя из того, что главной целью молодёжной политики является достижение молодыми людьми определенного состояния, при котором их потенциал будет полностью реализован в их собственных целях и в целях общества, а это состояние достигается путем формирования системы ценностных ориентаций молодёжи, то фактически можно говорить о парализованности государства в области практической деятельности по реализации молодежной политики.

Внесение определённых изменений в Конституцию РФ могло бы дать новый импульс, расширяя реальное участие государства в сфере практической деятельности по реализации молодежной политики. Однако с учетом нынешних внешних и внутренних политических реалий довольно сложно надеяться на принятие поправок к Конституции РФ (в частности, касаемо статьи 13), чтобы устранить данную проблему.

Можно выделить еще ряд существенных аспектов, свидетельствующих о том же.

В деятельности институтов гражданского общества, как и в деятельности государства отмечается необходимость учета фактора преемственности поколений.

Однако следует отметить, что в государственной деятельности преемственность поколений может проявляться на этапе зрелого возраста, а не молодого. То есть в отношении молодых людей преемственность поколений не может проявляться на государственном уровне

5 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 05.11.2021).

— на практике государство начинает оперировать этой категорией на более поздних этапах своего существования.

Также, следует отметить, что принятие, формирование большинства основополагающих документов, проектов и реализация их находятся в руках государства. Но, если в России отсутствует в настоящее время четко сформулированная и определенная национальная идея, то осуществление молодежной политики государством сводится к созданию разовых документов и программ, к проведению формализованных мероприятий, что не приводит к реализации соответствующих задач и целей.

При этом до настоящего времени в РФ не принят федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» 6 , а государственная молодежная политика основывается на законодательных актах более чем двадцатилетней давности, принятых в абсолютно других, нежели сейчас, условиях экономической и социально-политической реальности. В целом можно отметить, что основные положения этих законодательных актов носят декларативный характер'.

К выше сказанному следует добавить постоянную по словам В.А. Лукова, «ликвидацию и реорганизацию федерального органа государственной власти, отвечающего за ГМП; довольно слабое финансирование соответствующих федеральных мероприятий». Также исследователи отмечают, что государственная молодежная политика с 90-х гг. прошлого века по настоящее время находится на задворках деятельности государства. Заметно некоторое противодействие необходимости принятия федерального закона о государственной молодежной политике в РФ [6].

В Приложении В представлена Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2019 год. Основным же показателем эффективной деятельности государства в области молодежной политики должны являться более или менее заметные сдвиги в положении большинства представителей молодого поколения. Эти сдвиги должны быть заметны на фоне формирования духовных и материальных ценностей, развития способности самореализовать свои чаяния и устремления. Исследователями отмечаются отсутствия таких сдвигов. Этот факт подтверждают данные соцопроса, проведённого Агентством социальной информации в 2019 году (рис. 2). За последние 3 года наблюдается сокращение числа тех, кто готов остаться в России при наличии возможности уехать (с 63,9 % в 2016 году до 52,6 % в 2019 году). Основные причины, по которым молодые люди хотят уехать из России, следующие:

• в России не хватает заботы о человеке, а за границей лучше развита социальная сфера, больше заботы о людях (40,2 %);

• в России часто нарушают права человека (38,6 %);

• надеюсь больше зарабатывать за границей (29,6 %);

• в России недостаточно возможностей реализовать себя (28,2 %);

• в России нестабильная экономическая ситуация, а за границей более стабильная, безопасная жизнь (27,7 %).

6 Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.11.2021).

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (дата обращения: 05.11.2021).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

44,1%

19,8%

26,3%

24,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31,8%

22,9%

29,2%

21,6%

20,1%

13,2%

2,8%

18,2%

1,7%

21,7%

2,0%

25,0%

27,6%

27,9%

13,6% 5,9%

Точно остались бы в России Скорее бы остались в России Скорее бы уехали Точно бы уехали Затруднились ответить

2016

2017

2018

2019

Рисунок 2. «Готовы ли эмигрировать при благоприятных условиях?» 2016-2019 год, % (составлено автором на основе [7; 10])

Прежде всего отмечается, что участие государственных и муниципальных органов власти в реализации молодежной политики на практике имеет зачастую формализованный характер, которое ограничивается декларациями и разовыми мероприятиями, не подразумевающими системного подхода, в основном приуроченным к каким-либо знаменательным датам. В местный бюджет закладываются те или иные денежные расходы на их проведение, но это не расходы, направленные на конкретные программы по молодежной политике. Оценивать эффективность такой деятельности в качестве шагов направленных на выполнение задач государственной молодежной политики довольно сложно. Несомненно, эти шаги имеют некоторое значение, например в качестве досуговых мероприятий для молодежи, однако вряд ли это можно назвать в качестве одной из основных целей молодежной политики

[7].

На местах документация в области молодежной политики зачастую дублирует положения федеральных нормативно-правовых актов, принятых ранее.

В результате такого подхода мы на сегодняшний день имеем обострение молодежных проблем — утрата чувства собственной безопасности; потеря социальных гарантий; неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой; снижение жизненного уровня.

Таким образом, можно говорить о том, что главным достижением государственной молодежной политики Советского Союза стало создание государственной молодежной организации. В обязанности данной организации входил активный и профессиональный охват всех вопросов, касавшихся молодежи в СССР: выбора жизненного пути, формирования системы ценностей, получения образования, трудоустройства, подготовки руководящих кадров, вопросам культуры, выполнения поставленных партией задач по восстановлению, а

затем развитию народного хозяйства и т. д. Самостоятельность организации, наделение её широкими полномочиями и возможность влиять практически на все процессы, которые происходят в обществе, позволило ВЛКСМ эффективно объединять усилия всех общественных подсистем во всех сферах советского общества в делах решения проблем молодежи. Совокупность данных факторов дала возможность эффективно проводить государственную молодежную политику в СССР [8].

Анализ показывает, что ситуация меняется кардинально после распада Советского Союза и ликвидации ряда организаций, которые входили в его политическую систему, в том числе и ВЛКСМ.

Общее кризисное состояние государства и общества в начале 1990-х годов привело к серьезным обострениям проблем молодежи и резкому снижению внимания государства к молодежной политике.

В данный период главной чертой действий государственных, общественных и общественно-политических структур в отношении молодежи является разобщенность действий, каждая из них проявляет озабоченность проблемами молодежи, однако системная работа с молодежью в стране на государственном уровне отсутствует.

Также можно отметить характерную черту указанных должностей и организаций: многие из них совмещают решение вопросов, связанных с молодежью, с деятельностью в других сферах, в большей или меньшей степени связанных с молодым поколением, но тем не менее самостоятельных. Этот момент прослеживался и в субъектах Федерации: в 2009 г. в субъектах Российской Федерации функционировало 34 структуры по проблемам молодежи, чья деятельность ограничивалась бы строго молодежной сферой [9]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

• на государственном уровне молодежная политика в современной России в целом не является эффективной;

• полный охват государством формирования и реализации молодежной политики в Росси в настоящее время не представляется возможным.

Учитывая таким образом, субъективные факторы формирования и реализации молодежной политики, можно прийти к заключению, что молодежная политика не должна быть объектом деятельности только государства. В ее разработке и осуществлении должны принимать участие и координировать действия и государственные, и иные структуры, способные оказать значительное позитивное влияние на данный процесс.

В связи с этим следует обратить особое внимание на возможности общественных институтов в области реализации молодежной политики.

Заключение

Понятие молодежь включает в себя две характеристики социальную — раскрывающую ее место в структуре общества и биологическую — ее психофизическое развитие.

Периоду молодости характерен такой процесс как социализация; специфика, природа и технология управления конфликтным взаимодействием должна рассматриваться в призме этого явления, так как оно является главным звеном в деятельности молодёжи и в предмете государственной молодёжной политики.

Сложность изучения молодёжи заключается в том, что с одной стороны она является объектом социализации, копируя и принимая установленные в обществе нормы, ценности,

модели, а с другой стороны, она является субъектом социализации, модернизируя, продуцируя и дополняя новые качественные характеристики.

Социальные институты являются важным элементом в становлении молодого человека. Вырабатывая нормативную основу социальной деятельности, они воздействуют на процессы самоорганизации и саморегуляции молодежи, регулируют распределение социальных благ, чем поощряют положительные и противодействуют отрицательным тенденциям молодежи. Однако дисфункция, которая наблюдается в настоящий момент, приводит к увеличению числа и остроты проявляемых конфликтов.

Молодёжная политика в современном российском обществе представляет собой многомерную, сложную систему тактических приёмов, программ и проектов, которые оказывают влияние на формирование у молодёжи жизненных стратегий, ее повседневных практик и ценностных ориентаций. Сегодня молодёжная политика выступает механизмом управляемой социализации молодежи, является институтом социального развития этой социальной группы и механизмом социального включения. Это все позволяет говорить о том, что, российская молодёжь, являясь активным субъектом в молодежной политике, формирует и повышает свою гражданскую культуру, позволяющую утвердить самоценность молодых людей, главенство своих прав и интересов, помогает понять свою значимость в обществе, почувствовать себя полноценным участником политической жизни страны.

В рамках решения поставленных задач были рассмотрены основные научные трактовки понятий: «молодежь», «молодежная политика», проведен их анализ, раскрыты основные характеристики. Ключевое внимание уделено видам и субъектам молодёжной политики, выделены теории и принципы, цели, направления молодёжной политики, которые должны стать главными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы, проанализированы вопросы интеграции молодёжи в политическое пространство, факторы, обуславливающие необходимость и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики, выделены основные уровни молодёжной политики как сложного и многомерного социального института, раскрыт механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи под влиянием молодёжной политики. Подняты вопросы о деятельности государства по решению проблем в области молодёжной политики.

Проведенный анализ показал, что процесс формирования у современной молодёжи ценностных ориентаций является достаточно сложным процессом, требующим объединения усилий государственных и общественных составляющих молодёжной политики. Полностью осмыслена и осуществлена молодёжная политика может быть только в рамках чёткого стратегического планирования национального развития, основываться на единении основных задач, целей, направлений и взаимодействии основных частей молодежной политики.

Для грамотной реализации и эффективного проведения молодёжной политики необходимо сформулировать определенную идеологию, систему философских, духовно-нравственных ценностей, определенную стратегическую цель, идеал развития российского общества, нации и государства.

Для более качественного влияния молодёжной политики на формирование духовных ценностей молодого поколения необходима регулярная духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации, объединению и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и этики.

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Еремина Е.В. Символы российской государственности в сознании студенческой молодежи / Е.В. Еремина, С.И. Неделько, В.П. Воробьев // Социол. исслед. — 2019. — № 8. — С. 117-127. (дата обращения: 05.11.2021).

Бородина А.В. Межсекторная молодежная политика: понятие и современные технологии социального партнерства // СИСП. 2017. № 1(57). [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhsektornaya-molodezhnaya-politika-ponyatie-i-sovremennye-tehnologii-sotsialnogo-partnerstva (дата обращения: 05.11.2021).

Гукова И.Н. Становление государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7stanovlenie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rf-politiko-pravovoy-aspekt (дата

обращения: 05.11.2021).

Бабуров А.А., Куклицкий А.В., Ароян А.С. Государственная молодежная политика в области политико-правового просвещения // Наука, образование и культура. 2019. № 6(40). [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-oblasti-politiko-pravovogo-prosvescheniya (дата обращения: 05.11.2021).

Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Социально-демографические характеристики молодежи в современном российском обществе. Государственный советник, № 2, 2019, стр. 66-75. (дата обращения: 05.11.2021).

Бородина А.В. Межсекторная молодежная политика: понятие и современные технологии социального партнерства // СИСП. 2017. № 1(57). [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhsektornaya-molodezhnaya-politika-ponyatie-i-sovremennye-tehnologii-sotsialnogo-partnerstva (дата обращения: 05.11.2021).

Гукова И.Н. Становление государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rf-politiko-pravovoy-aspekt (дата

обращения: 05.11.2021).

Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной политики [Электронный ресурс]. — URL: http://constitution.garant.ru. (дата обращения: 05.11.2021).

Самусева О.А. Молодежная политика в КНР, России и США // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-v-knr-rossii-i-ssha (дата обращения: 05.11.2021).

47ECVN521

Strakhov Ivan Andreevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: 9154007013@mail.ru

Comparative analysis of approaches to the formation and implementation of the state youth policy of the Soviet Union and Russia

Abstract. Young people are the most active part of civil society, it is better adapted to the introduction of innovative technologies and projects in various fields. The young generation is an object of concentration of new knowledge and ideas, it is mobile and full of strength to build its life. The youth of the Russian Federation is the prevailing strategic resource of our country. At present, a special stage of development is observed in the Russian Federation, which requires a qualitatively new approach to interaction between the authorities and society. The development of current civic institutions and the encouragement of youth initiatives will be a catalyst for the country's sustainable development. The prospect of improving any state is associated with the position of young people in society as a separate socio-demographic group. Therefore, the development of normative acts, organizational, economic and theoretical foundations of youth policy can be attributed to one of the most urgent problems of the state and society today. The author examines the essence and regulatory framework of the state youth policy of the Russian Federation. The analysis of the implementation of the state youth policy in the Russian Federation is carried out.

Keywords: state policy; youth policy; strategic resource; economy; youth; Russian Federation

47ECVN521

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.