Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 3. С. 62-71.
УДК 378.18
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Скрыпник Д. О.
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам нормативно-правового обеспечения государственной молодёжной политики в Российской Федерации и городе федерального значения Севастополе. Проведен анализ нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики, рассмотрены основные проблемы законодательного регулирования и сформулированы пути совершенствования нормативно-правового аспекта государственной молодежной политики. Проведено анкетирование молодёжи города Севастополя по поставленным задачам.
Ключевые слова: закон, молодёжь, законодательство, молодёжная политика, студенчество, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, социальная активность.
ВВЕДЕНИЕ
Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества.
Цель статьи - рассмотреть вопросы законодательства в сфере государственной молодежной политики, провести анализ проблем и путей совершенствования нормативно-правового обеспечения молодежной политики.
Поставленная цель предполагает следующие задачи. рассмотреть законодательные аспекты федерального и регионального законодательства РФ; провести анкетирование молодёжи по вопросам, рассматриваемым в данной статье; рассмотреть проблемы законодательства в сфере государственной молодежной политики; сформулировать рекомендации по совершенствованию регионального законодательства в сфере государственной молодежной политики.
Рассматриваемые в статье вопросы относятся как к числу актуальных вопросов, стоящих перед российским обществом, так и к вопросам сложного социального, экономического и внутриполитического характера.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Государственная молодежная политика (далее по тексту - ГМП) - это система приоритетов, решений и действий государства, направленных на расширение
62
возможностей молодежи для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны [1].
На реализацию целей ГМП направлено внимание органов государственной власти от федерального до муниципального уровня. Молодежная политика не имеет особых границ - здесь и вопросы социальной защищенности, и проблемы трудоустройства, и повышение качества профессионального образования, и поддержка талантливой молодежи, пропаганда здорового образа жизни, вопросы профилактики правонарушений, формирования духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры и многое другое.
Таким образом, политика РФ в сфере ГМП нацелена на последовательное повышение уровня жизни молодых граждан, на ослабление социальной несправедливости и укрепление социально-экономической стабильности общества.
В современной России особое внимание уделяют - формированию и реализации ГМП как комплексу мер в отношении молодежи. Одно из первых определений понятия «молодежь» дано в 1968 году В.Т. Лисовским: «Молодежь -это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции [2]. Нормативно-правовая база в сфере ГМП направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодёжи, развитие ее потенциала и его использование в интересах развития общества и государства.
В то же время, действия органов государственной власти при применении норм законодательства в вопросах, связанных с содействием социального становления и развития молодых граждан не обеспечиваются принятыми ранее правовыми механизмами. Это связано со многими причинами: с несовершенством правового аппарата ГМП; низким уровнем инициализации законодательной базы в реальную жизнь; низким участием молодежи, общественных молодежных объединений в формировании правовой базы ГМП.
По мнению доктора социологических наук Першуткина С.Н., - «развитие нормативно-правовой базы в сфере ГМП способствуют следующие обстоятельства»: во-первых, повышение роли права в условиях намеченного перехода к правому государству; во-вторых, нарастающая общественная потребность оптимизации политики российского государства в отношении молодежи; в-третьих, неразвитость современного российского законодательства, низкий уровень регламентации полномочий и ответственности государственных органов и гражданского общества в отношении молодежи [3].
Таким образом, существенным направлением развития и повышения эффективности государственной политики в сфере оказания поддержки молодых граждан является ее совершенствование нормативно-правового фундамента.
Органы государственной власти при осуществлении деятельности в сфере ГМП руководствуются различными нормативно-правовыми документами: федеральными и региональными законами, указами Президента РФ, постановлениями и
63
распоряжениями Правительства РФ, приказами различных министерств и ведомств, которыми утверждаются, в частности концепции, стратегии и другие управленческие решения.
Анализ законодательства РФ в сфере ГМП показывает, что в настоящее время разработан и существует следующий нормативно-правовой фундамент (Таблица 1).
Таблица 1
Анализ законодательства РФ в сфере ГМП
№ п/п Вид нормативно - правового документа Наименование нормативно-правового документа
1. Федеральные законы - Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; - Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указы Президента РФ - Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 года № 76 «О дне российского студенчества»; - Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»; - Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук»; - Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2012 года «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная Президентом Российской Федерации; - Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 86 «О Дне российских студенческих отрядов»; - Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; - Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
64
3. Постановления и
распоряжения Правительства РФ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013
- 2020 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая
2015 года № 481 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016- 2020 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая
2016 года № 427 «Об утверждении Правил предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р (Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября
2014 года № 2403-р (Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 года № 996-р (Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года № 1202-р (О проведении в 2015 году Всероссийского конкурса молодежных проектов);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 2570-р (О плане мероприятий по реализации
65
Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 944-р (О проведении в 2016 году Всероссийского конкурса молодежных проектов).
4. Нормативно-правовые документы города федерального значения Севастополя - Закон города Севастополя от 24 июля 2014 года № 42-ЗС «Об обеспечении государственной поддержки инвалидов с детства и детей-инвалидов, проживающих на территории города федерального значения Севастополя»; - Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 51-ЗС «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе»; - Закон города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе»; - Закон города Севастополя от 9 февраля 2015 года № 111 -ЗС «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Севастополе»; - Закон города Севастополя от 9 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе»; - Закон города Севастополя от 17 апреля 2015 года № 129-ЗС «О реализации государственной молодежной политики в городе Севастополе»; - Закон города Севастополя от 29 ноября 2018 года № 462-ЗС «О патриотическом воспитании в городе Севастополе».
5. Другие нормативно-правовые документы - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1058 «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов». - Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 1 октября 2015 года № 149 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению молодежных лагерей и форумов с участием молодежи с инвалидностью, в том числе по обеспечению универсальной безбарьерной среды»; - Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 20 января 2016 года № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2016 году»; - Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 21 марта 2016 года № 54 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти»; - Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13 июня 2016 года № 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику».
66
В 92% субъектов РФ были приняты базовые законы, определяющие основные направления реализации ГМП, в то время как на федеральном уровне всю сферу ГМП регулируют представленные в таблице 1 федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Из-за этого до сих пор происходит путаница - кого именно считать молодежью в стране и как трактовать термин «государственная молодежная политика». Это понятие имеет несколько вариантов толкования на федеральном уровне и около трех десятков на уровне субъектов. Именно такого рода несоответствия должен исправить разрабатываемый законопроект «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».
Ко второй, немаловажной проблеме ГМП необходимо отнести отсутствие единой системы органов государственной власти. В настоящий момент ГМП носит межведомственный характер. Однако основными кураторами сферы ГМП являются Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное агентство по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов РФ, наделенные полномочиями по реализации ГМП. Основная финансовая нагрузка при реализации ГМП возлагается на региональный и муниципальный бюджет. Во всех направлениях реализации ГМП, кроме направления «формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи», основным источником финансирования является региональный бюджет.
Третья проблема заключается в кадровом обеспечении сферы ГМП. Сегодня практически все специалисты, работающие в различных ведомствах ГМП, не имеют профильного образования.
Таким образом, сфера ГМП нуждается в принятии комплексного подхода к решению указанных проблем: финансового, нормативно-правового и кадрового обеспечения ГМП.
Исследование. Анкетирование среди молодых граждан города Севастополя по вопросам реализации государственной молодёжной политики в городе Севастополе проводилось в электронной форме (с помощью онлайн-опроса Google Формы) в период с октября по декабрь 2018 года [4]. Участниками анкетирования выступили молодые граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, согласно ст.2 Закона города Севастополя от 17 апреля 2015 года № 129-ЗС «О реализации государственной молодежной политики в городе Севастополе».
Статистическая выборка показала, что в анкетировании приняли участие 182 человека, из которых 83 - мужчины, 99 - женщины. Возрастные группы, принявшие участие в опросе, относятся к следующим категориям граждан: учащиеся школ; обучающиеся средних профессиональных и высших образовательных учреждений; работающая молодежь. Результаты исследования представлены на диаграммах (Рис. 1-6). Респондентам были заданы следующие общие вопросы в сфере ГМП (Рис. 13). Исследование по общим вопросам показало, что 79,2% респондентов знают, что такое ГМП и какие основные направления ее деятельности реализуются на государственном уровне. Из рисунка № 3 видно, что наибольшее участие в реализации ГМП принимают учащиеся школ и обучающиеся в высших образовательных учреждениях, 37,5 % и 40,6 %, соответственно. В реализации
67
мероприятий ГМП на территории города Севастополя принимают участие более 61,5 % опрошенных респондентов (Рис. 2).
Знаете ли Вы что такое ГМП?
100 л
50
79,2%
8,3%
12,5%
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
0
Рис. 1. Результат анкетирования молодежи по вопросу сущности ГМП.
Принимаете ли Вы участие в реализации ГМП
80 60 40 20 0
61,5%
на территории города Севастополя?
24% 14,5%
1
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Результат анкетирования молодежи по вопросу участия в реализации ГМП.
Когда Вы стали принимать участие в реализации ГМП?
50 40 30 20 10 0
37,5%
40,6%
20,2%
1,7%
□ В школе
□ В ссузе
□ В вузе
□ На работе
Рис. 3. Результат анкетирования молодежи по вопросу начала участия в реализации
ГМП.
На мой взгляд, вектор развития ГМП органами государственной власти выбран, верно, просветительская работа и предоставление возможности для успешной социализации и самореализации молодежи проходит на высоком уровне, этапы становления и формирования личности молодого человека охвачены в полном объеме.
В следующем блоке вопросов респондентам был задан вопрос об эффективности реализации ГМП в городе федерального значения Севастополе и необходимости совершенствования законодательной базы в этой сфере (Рис. 4-6).
68
Эффективна ли ГМП в городе Севастополе?
40
20
30,5% 29,2% 40,3%
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Результат анкетирования молодежи по вопросу эффективности ГМП в
городе Севастополе.
Проведенный анализ основной части анкетирования показал, что респонденты отзываются об эффективности ГМП в городе Севастополе - неоднозначно (Рис. 4). Таким образом, назревает необходимость внесения более точных корректировок в региональное законодательство, направленное на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого гражданина, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Также, респондентами отмечается высокая заинтересованность в принятии на федеральном уровне закона «О молодежи и молодежной политике в РФ», более 76% (Рис. 5).
Необходим ли федеральный закон о реализации ГМП в РФ?
100 ч
50
76%
9,4% 14,6% -1 1-,
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
0
0
Рис. 5. Результат анкетирования молодежи по вопросу необходимости совершенствования федерального законодательства о реализации ГМП.
Учитывая вышеуказанное, сфера молодежной политики нуждается в постоянном совершенствовании, в первую очередь на законодательном уровне, что подтверждается выше представленным исследованием. Уже сегодня, Молодежным парламентом при Законодательном Собрании города Севастополя инициирована разработка законопроекта города Севастополя «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 17 апреля 2015 года № 129-ЗС «О реализации государственной молодежной политики в городе Севастополе». Проектом закона предусматривается определение дополнительных категорий, на которых будет распространяться сфера регулирования указанного закона, а именно: молодые семьи, молодые специалисты и молодые предприниматели. Полномочия Правительства Севастополя дополнены полномочием по определению
69
исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного на реализацию ГМП и установлению его полномочий. Предполагается, что такой орган государственной власти города Севастополя будет реализовывать ГМП в сфере содействия в решении проблем занятости и профессиональной ориентации молодежи, а также оказывать содействие в развития молодежного предпринимательства. Кроме того, настоящим проектом закона определены основы государственной поддержки молодой семьи и талантливой молодежи.
Необходимо ли совершенствование законодательства в сфере ГМП в городе Севастополе?
100 80 60 40 20 0
84,4%
5,2% 10,4%
-1 1-,
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 6. Результат анкетирования молодежи по вопросу необходимости совершенствования законодательства в сфере ГМП в городе Севастополе.
Региональные органы исполнительной власти при разработке и реализации направлений ГМП должны активно вовлекать в эту деятельность молодых граждан и молодёжные объединения. При разработке законов, стратегий, концепций и других нормативно-правовых актов органы государственной власти должны учитывать потребности и пожелания всех молодых граждан без исключения и дискриминации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения уровня социально-экономической и политической активности молодёжи необходимо предоставить гарантии её участия и влияния на политические процессы, предоставить возможность для самореализации молодежи в этой сфере, путем квотирования мест для молодёжи при выдвижении различными политическими партиями или самовыдвижением кандидатов в депутаты федеральных, региональных и муниципальных избирательных органов. Для этого, необходим благоприятный нормативно-правовой фундамент, который закреплял бы принципы и формы такого конструктивного взаимодействия органов государственной власти и молодых граждан.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: офиц. текст - Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, 2014. - 14 с. URL: http://base.garantra/70813498/#ixzz5qHH7kiRP
70
2. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. -СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
3. Першуткин С. Н. Нормативно-правовые коммуникации в сфере государственной молодежной политики: содержание и специфика / С. Н. Першуткин // Коммуникология. - 2015. - С. 201-216. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/normativno-pravovye-kommunikatsii-v-sfere-gosudarstvennoy
4. Размещенное исследование (анкета), онлайн-опрос Google Формы, сайт. - URL: https://docs.google.eom/forms/d/e/1FAIpQLSd4vyNv6y14Jes0KlVU5-NkBDR9
NORMATIVE AND LEGAL ENSURING OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY: PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT
Skrypnik D. O.
Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The purpose of the article is to consider the issues of legislation in the field of state youth policy, to analyze problems and ways to improve the regulatory and legal framework for youth policy. The article is devoted to the issues of regulatory support of the state youth policy in the Russian Federation and the federal city of Sevastopol. The analysis of the regulatory support of the state youth policy has been carried out, the main problems of legislative regulation have been considered, and ways of improving the regulatory aspect of the state youth policy have been formulated. A survey of the youth of the city of Sevastopol for the tasks. Issues considered in the article are both relevant to the issues facing Russian society and complex social, economic and domestic issues. As a result of the study, it was determined that to increase the level of socio-economic and political activity of young people, it is necessary to provide guarantees of their participation and influence on political processes, provide an opportunity for self-realization of young people in this area, by quoting places for young people when nominated by various political parties or by self-nomination to deputies of federal, regional and municipal electoral bodies. For this, a favorable regulatory and legal foundation is needed, which would consolidate the principles and forms of such constructive interaction between government bodies and young citizens.
Keywords: law, youth, legislation, youth policy, students, extracurricular activities, student government, social activity.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-p "On the Approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025": official. text. Chairman of the Government of the Russian Federation D.A. Medvedev, 14 p. (2014). URL: http://base.garant.ru/70813498/#ixzz5qHH7kiRP
2. Lisovsky V.T., The Spiritual World and Value Orientations of the Youth of Russia, 508 p. (SPbGUP, SPb., 2000).
3. Pershutkin S.N., Normative-legal communications in the field of state youth policy: content and specificity, Communicology, р. 201 (2015). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/normativno-pravovye-kommunikatsii-v-sfere-gosudarstvennoy
4. Placed research (questionnaire), Google Forms online survey, website. URL: https://docs.google.com/ forms/d/e/1FAIpQLSd4vyNv6y14Jes0KlVU5-NkBDR9
71