Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подготовки психологов в России и в зарубежных странах'

Сравнительный анализ подготовки психологов в России и в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10766
1285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ / СУПЕРВИЗОРСКАЯ ПРАКТИКА / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL POLICY / ORGANIZATION OF TRAINING OF PSYCHOLOGISTS / PSYCHOLOGICAL SERVICE OF EDUCATION / SUPERVISORY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова А. А.

Сближение народов и наций одно из важнейших особенностей развития современного общества. Процесс интернационализации жизни ведет к взаимообогащению и взаимовлиянию культур. В системе подготовки психологов в мире есть много общего и отличного в зависимости от государств и сложившихся традиций. Перед российским высшим образованием встает задача учета новых требований современной жизни, опыта других государств. Целью нашего исследования является сравнение основных форм профессиональной подготовки практических психологов в России и за рубежом, выявление того отличного, что могло бы быть полезным российскому образованию.Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы российской (И. А. Володарская, Л. С. Выготский, А. Н. Занковский, В. Карандашев, Н. М. Лизунова и др.) и зарубежной (У. Глассер, J. Cranney and N. J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner и др.). В статьях и монографиях рассматриваются особенности организации психологического образования в Австралии, США, Финляндии, Швеции, Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии; инновационные технологии обучения, разные подходы к обучению студентов и магистрантов, наставничество и т. д. В заключение автор делает вывод, что, во-первых, обучение психолога это длительный процесс, требующий серьезного подхода и очень основательной подготовки, возможно более основательной, чем в России; во-вторых, подготовка эта должна быть более практико-направленной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Comparative Analysis of Training Psychologists in Russia and Abroad

The rapprochement of peoples and nations is one of the most important features of the development of modern society. The process of internationalization of life leads to mutual enrichment and mutual influence of cultures. The system of training psychologists in the world has a lot in common and different depending on the States and traditions. Russian higher education faces the task of taking into account new requirements of modern life and the experience of other States.The aim of our study is to compare the main forms of professional training of practical psychologists in Russia and abroad, to identify the difference that could be useful to Russian education.The study was conducted on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature of the Russian (Vygotsky L. S. V. Karandashev, Volodarskaya I. A., Lizunova N. M., A. N. Zankovskaya etc. and foreign (W. Glasser, N. Voudouris. Jacquelyn Cranney and Nicholas J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner, and others. The articles and monographs consider the features of the organization of psychological education in Australia, USA, Finland, Sweden, Belgium, Denmark, Portugal, Finland, Norway, the Netherlands, Austria, Spain, Hungary, Italy, Germany, Switzerland; innovative learning technologies, different approaches to teaching students and undergraduates, mentoring, etc.The author comes to a conclusion that firstly, the training of a psychologist is a long process that requires a serious approach and very thorough training, perhaps more thorough than in Russia; secondly, this training should be more practice-oriented.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подготовки психологов в России и в зарубежных странах»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.15293/1813-4718.1901.11 УДК 378+159.9

Волкова Анна Андреевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-5743-8201, Новосибирск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Сближение народов и наций - одно из важнейших особенностей развития современного общества. Процесс интернационализации жизни ведет к взаимообогащению и взаимовлиянию культур. В системе подготовки психологов в мире есть много общего и отличного в зависимости от государств и сложившихся традиций. Перед российским высшим образованием встает задача учета новых требований современной жизни, опыта других государств.

Целью нашего исследования является сравнение основных форм профессиональной подготовки практических психологов в России и за рубежом, выявление того отличного, что могло бы быть полезным российскому образованию.

Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы российской (И. А. Володарская, Л. С. Выготский, А. Н. Занковский, В. Карандашев, Н. М. Лизунова и др.) и зарубежной (У. Глассер, J. Cranney and N. J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner и др.).

В статьях и монографиях рассматриваются особенности организации психологического образования в Австралии, США, Финляндии, Швеции, Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии; инновационные технологии обучения, разные подходы к обучению студентов и магистрантов, наставничество и т. д.

В заключение автор делает вывод, что, во-первых, обучение психолога это длительный процесс, требующий серьезного подхода и очень основательной подготовки, возможно более основательной, чем в России; во-вторых, подготовка эта должна быть более практико-направленной.

Ключевые слова: психологическое образование, профессиональная компетентность, образовательная политика, организация подготовки психологов, психологическая служба образования, супервизорская практика.

Постановка задачи. В России психологическое образование получило массовый характер лишь в конце XX в. Первые отечественные факультеты психологии были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах, где уже имелись психологические отделения. Родоначальниками психологического образования в Московском университете

были видные отечественные психологи П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, К. Э. Фабри, Д. Б. Эль-конин и многие другие. В Ленинградском университете в создании факультета психологии принимали участие Б. Г. Ананьев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. А. Тих и другие [6; 7].

К последнему десятилетию XX в. про-

фессиональных психологов в России готовили многие профильные и непрофильные вузы. Практически все крупные высшие учебные заведения имели специальность «Психология». Такая массовость психологического образования помимо положительных моментов породила проблемы его качества.

В России психолог получает диплом и имеет право работать самостоятельно. Перед ним встает множество задач: выявлять и создавать оптимальные условия реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей, что предполагает психологическую работу с каждым ребенком, профилактику и преодоление отклонений в становлении отдельных сторон личности ребенка, коррекционную работу с детьми группы риска, выявление и специальную работу с одаренными детьми; а также повышать психологическую культуру и профессиональную компетентность работников; помогать организовывать оптимальные условия работы педагогического коллектива; повышать уровень психологической грамотности родителей; работать с родителями и т. д. Задача вуза научить применять теоретические знания в практической деятельности.

Придя на свое первое место работы, особенно, если это детский коллектив, молодой специалист, сталкивается с массой проблем, к которым даже хорошая теоретическая подготовка и недолгая практика недостаточно готовят, и, как результат, возможна утрата престижа начинающего психолога у детей, родителей детей, разочарование в профессии. Поэтому перед вузами остро встает проблема эффективного совершенствования, поиска моделей, видов и подготовки психологов, особенно в системе образования.

Исследовательская часть. Организация подготовки психологов за рубежом ориентируется на традиции психологического образования, сложившиеся в США в конце XIX в. [2].

Система подготовки психологов за рубежом, дальнейшее продвижение и получение профессиональной квалификации в мире имеет много общего. Это, как правило, пяти-шестилетний курс обучения в университете или профессионально ориентированном колледже, а затем в университете, двух-трехлетний курс магистратуры, докторантура, длительная практика, которой руководит специалист-психолог (доктор), имеющий лицензию на ведение частной психологической практики.

Сопоставляя и изучая психологическое образование, ученые разных государств вырабатывают общие подходы к профессиональной подготовке.

В большинстве стран за рубежом от полугода до года имеет место супервизорская практика. Магистр также может работать лишь под руководством специалиста-психолога, имеющего лицензию.

После получения диплома во многих европейских странах есть два варианта продолжения образования: программы обучения, направленные на получение степени PhD, включающие написание диссертации, и второй вариант - практический, предполагающий дополнительную подготовку в какой-то определенной области, например, психологии образования, и получение сертификата, дающего право работать в качестве психолога в учебном заведении.

Особенностью американской системы обучения психологов является интернатура - практическая работа студента под руководством специалиста-психолога (как правило, доктора психологии), имеющего лицензию на ведение частной психологической практики. От полугода до года студент проходит так называемую супер-визорскую (от англ. supervisor - «наблюдатель») практику на рабочем месте. При желании студенты могут проходить и другие виды практик в разных учреждениях, где работают психологи.

В США высшее психологическое образование включает в себя три ступени.

Первый этап - двухгодичный колледж, предполагающий общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку, окончив который выпускник может быть назначен на должность младшего специалиста и имеет право выполнять работу в учреждениях или клиниках вспомогательного или технического характера, принимать участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста.

Второй этап - обучение в четырехгодичном колледже на базе образования, полученного студентами на первой ступени. Учебные программы состоят из трех групп дисциплин: общеобразовательные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины по выбору студента. Выпускникам присуждается степень бакалавра. Они имеют право работать помощниками психолога.

После одного - двух лет обучения в исследовательской или профессиональной школе, существующих отдельно или в составе университета, можно получить степень магистра. Третий этап - обучение в университете. Как правило, чтобы получить право на самостоятельную работу с людьми, в США психологу приходится окончить докторантуру, защитить докторскую диссертацию, получить степень PhD, затем пройти годичную интернатуру под руководством опытного психолога и сдать два экзамена, дающих право получения лицензии: экзамен психологической ассоциации или психологического общества, соответствующего специализации психолога, и экзамен в администрации штата, где необходимо продемонстрировать знание законов штата и федеральных законов в сфере работы с людьми и морально-этических норм работы с клиентами. В частности, чтобы школьный психолог в США приобрел лицензию, он должен получить сертификат Национального сертификационного департамента школьной психологии (NSPCB). В соответствии с лицензией

психолог имеет право вести частную практику только в том штате, в котором сдан экзамен [2; 10].

Студенты в Дании, США, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии получают психологическую специализацию на последних курсах обучения, в то время как в России, Финляндии, Швеции, Бельгии специализация психологов практикуется с самого начала обучения. В Европе выделяются три основных типа профессионального психологического образования:

1) непрерывное пятилетнее специализированное;

2) непрерывное пятилетнее общее;

3) прерывающееся специализированное образование «три + три».

В Финляндии, Швеции, Бельгии сначала имеет место специализация только в одной области психологии [13]. В Германии, Австрии, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Испании, Венгрии, Италии, Швейцарии, Дании образование начинается с общего психологического образования, а специализация проходит только на последних курсах.

Система «три + три» в Великобритании, Греции, Ирландии, Франции, Португалии, на Мальте предполагает общее психологическое образование в течение первых трех лет, затем можно продолжить изучение психологии в течение последующих трех лет уже на более высокой ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое образование по другой специальности [14].

В России разработан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области психологии и ему обязаны следовать все учебные заведения, готовящие психологов. Что же касается США, то там каждый университет может разрабатывать собственные программы подготовки психологов и их содержание. Однако это не исключает

наличия общих тенденций [15].

На Генеральной Ассамблее, состоявшейся в Люксембурге 14-16 сентября 1990 г., EFPPA (ныне EFPA - Европейская федерация психологических ассоциаций, в состав которой входит Российское психологическое общество), полностью признала, что содержание и форма обучения профессиональной психологии в каждой стране неизбежно будут отражать ее собственные правовые, образовательные и профессиональные традиции. Тем не менее, для поощрения международного сотрудничества между профессиональными психологами и оказания помощи организациям-членам в их усилиях по развитию профессиональной подготовки и практики в своих странах EFPA опубликовала заявление, в котором описаны оптимальные стандарты для обучения, необходимые для автономной профессиональной практики. Национальные ассоциации обязаны обеспечивать соответствие предоставляемого образования и профессиональной подготовки Кодексу практики и этическим стандартам [16].

В большинстве стран звание «психолог» охраняется законом. В Бельгии с 1993 г., чтобы иметь право называться психологом, нужно быть включенным в список Национальной комиссии правительства.

В Финляндии использование звания «психолог» ограничено Национальным контролирующим органом социального обеспечения и здравоохранения. Обучение требует шесть лет, в процессе которого нужно выполнить исследование или получить 330 ECTS-кредитов.

В Германии практикующий психолог по закону обязан иметь соответствующее ученое звание, соответствующее магистру, что требует до пяти лет обучения. Однако при желании получить психотерапевтическую квалификацию необходимо еще три - пять лет дополнительного обучения.

Голландская ассоциация профессиональных психологов утвердила свое зва-

ние «Психолог голландской ассоциации профессиональных психологов», присваиваемое только тем, кто имеет степень магистра в области психологии, через год после окончания университета. В соответствии с Отдельным Актом Профессий здравоохранения звание «психотерапевт» и «психолог здравоохранения» можно получить, поступив в аспирантуру.

С 2004 г. в Новой Зеландии звание «психолог» могут использовать только зарегистрированные психологи. Академические психологи, например, социальные, имеют право называть себя только «исследователями в области психологии».

Звания «психолог» и «практик» в Швеции могут быть использованы только после получения лицензии от правительства. Для получения лицензии требуется пять лет специализированного курса по психологии (эквивалент степени магистра) и 12 месяцев практики под наблюдением. Для получения звания «Психотерапевт» требуется от 6,5 до 8 и более лет обучения плюс практика. Длительность курса обучения зависит от количества дополнительных курсов, необходимых для образования в области лечения людей.

Официальным куратором для практикующего психолога в Великобритании является Совет медицинских работников. Узаконены следующие звания: «зарегистрированный психолог» и «практикующий психолог», «клинический психолог», «психолог-консультант», «педагог-психолог», «судебный психолог», «психолог здоровья», «производственный психолог» и «спортивный психолог» [17].

Профессию психолога в Австралии можно получить в университетах. Для этого необходим четырехлетний цикл психологии, утвержденный АСАП (Австралийский Совет Аккредитации в Психологии), двухлетний курс магистратуры или двухгодичная практика у психолога с лицензией. Для работы в таких областях, как консалтинг, работа в клинике, нейроп-

сихология, работа в организации, судебная психология или преподавание, требуется дополнительная подготовка. Профессию психолога и получение звания «Психолог» в Австралии регулирует закон Парламента, Медицинское Управление практиков, с административной стороны, Государственный закон 2008, с последующим соглашением между правительством и областным управлением. Совет психологии Австралии (АСАП) осуществляет регистрацию психологов. Он следит за стандартами образования в этой сфере. В отдельных областях, требуется дополнительная подготовка. Это не касается звания «Специалист», так как в Западной Австралии это звание используется во время трехлетнего переходного периода. Чтобы стать членом АСАП требуется степень магистра или докторская степень в области психологии соответствующего направления. У практиков, которые получили должный опыт и внесли значительный вклад в психологию, есть альтернативный вариант вступления в ассоциацию [1; 11; 13].

Психологическая служба образования. Цель деятельности психологической службы образования сохранение психологического здоровья детей, помощь в психическом, психофизическом и личностном развитии детей, создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода. Система образования, считает автор книги «Школа без неудачников», американский психолог Уильям Глассер, должна быть построена таким образом, чтобы успех был доступен каждому конкретному ребенку [5].

В России в 1988 г., согласно Постановлению Гос. комитета СССР, во все учебно-воспитательные учреждения страны была введена ставка школьного психолога, что положило начало организации психологической службы образования в нашей стране. Мировая психологическая служба образования к тому времени достигла вы-

сокого уровня развития во Франции, Великобритании, США, Японии, Канаде и др.

В США одним из наиболее действенных направлений современной психологии, закрепленных законом, является психологическая служба образования, известная примерно с начала XIX в. Экспериментальные психологи, первые психологи-практики, занимались проблемами самовоспитания, затем направление деятельности школьной психологической службы изменилось: целью стал отбор детей для обучения по специальным программам, а основным инструментом - измерение и тестирование. Обширная практика тестирования в американских школах, особенно тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ), способствовала возникновению и развитию службы «Guidance» [2].

Во многих странах Восточной Европы создавались психолого-педагогические районные или областные центры или консультации. Основной задачей этих центров и консультаций стала помощь в коррекции проблем поведения и мотивации в выборе профессии. Главной целью психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии, являлась психодиагностика ребенка и заключение, из которого вытекали последующие рекомендации. Важное место в деятельности этих центров занимало определение уровня готовности к школе в возрасте пяти лет, т. е. за год до начала школьного возраста. Психолог давал соответствующие рекомендации. Окончательное обследование дети проходили перед поступлением в школу.

Еще один важный момент в работе центров - диагностика различного типа трудностей, связанных с учебой в школе [15].

Психологию образования в Новой Зеландии описывают как идеальный вариант организации психологической службы в сообществе (community), так как психологи образования работают не только в школах, но и в других общественных учреждениях, например, в дошкольных,

а также в организациях социального обеспечения. Новый этический кодекс подчеркивает значимость взаимосвязей психологической службы с разными слоями сообщества, четыре основных этических принципа включают:

1) уважение к достоинству народа и человека;

2) ответственную заботу;

3) целостность взаимоотношений;

4) социальную справедливость и ответственность перед обществом.

Изучая опыт профессиональной подготовки, психологи в разных странах пытаются выработать общие подходы в этом вопросе. Европейская федерация Ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения [14].

Выводы. Анализируя и сравнивая системы подготовки психологов за рубежом и в России, мы приходим к заключению, и в этом едины все государства Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, это длительный процесс. Психология - серьезная, содержательная, практи-ко-направленная наука. Для российского высшего психологического образования характерна преимущественно академическая направленность, дающая необходимую теоретическую базу, но не дающая в достаточной степени практической подготовки. Четыре года обучения бакалавра в российских вузах, из которых львиная доля времени приходится на общеобразовательные предметы, что тоже, конечно, важно, тем не менее недостаточны для подготовки специалиста, которому можно доверить человеческую жизнь и его психическое здоровье, будь то ребенок в детском саду, подросток в школе или взрослый человек, работающий на предприятии.

Библиографический список

1. Волкова А. А. Австралия. Воспитание гражданина // Гуманитарное образование в Сибири: проблемы и опыт работы преподавателей: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГУ, 2000. - С. 88-91.

2. Волкова А. А. The English of Psychology in Use. - Новосибирск, 2006. - 152 с.

3. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. - 1990. -№ 1 - С. 57-67.

4. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 368 с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1980. -С. 49-53.

6. Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

7. Занковский А. Н. Введение в профессию: учебное пособие. - М.: ЕОАИ, 2009. - 71 с.

8. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000. - 288 с.

9. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. - М.: Лидер, 2007. - 128 с.

10. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал. -1994. - № 6. - С. 121-127.

11. Цигулева О. В., Волкова А. А., Мешкова И. Ю. Модели развития образования ведущих стран мира в контексте формирования человеческого капитала (на примере США и Австралии) // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3 - С. 69-75.

12. Belar С. Advancing Quality in Psychology Education // Monitor on Psychology. - 2011. -Vol. 42, № (4). - P. 52.

13. Cranney J., Voudouris N. J. Psychology Education and Training in Australia: Shaping the Future // Teaching Psychology around the World. - UK: Cambridge Scholars Publishing, 2012. -Vol. 3. - P. 2-15.

14. Chester A., Xenos S., Burton L. J. Peer-to-Peer Mentoring: An Embedded Model to Support the Transition of First Year Psychology Students // Teaching Psychology around the World. - 2012. -Vol. 3. - P. 133-151.

15. Newstead S. E., Makinen S. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist. -1997. - Vol. 2, No. 1. - P. 3-10.

16. Optimal Standards for Education for Professional Psychologists. - EFPPA, 1990.

17. Teaching Psychology around the World / eds. Sherri McCarthy, Laurie Dickson, Jacquelyn Cranney, Annie Trapp. 12 Back Chapman Street, Newcastle upon Tyne, NE6 2XX. - UK, London: Cambridge Scholars Publishing, 2012. - Vol. 3. -467 p.

Поступила в редакцию 25.12.2018

Volkova Anna Andreevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Foreign Languages, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-5743-8201, Novosibirsk

A COMPARATIVE ANALYSIS OF TRAINING PSYCHOLOGISTS IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract. The rapprochement of peoples and nations is one of the most important features of the development of modern society. The process of internationalization of life leads to mutual enrichment and mutual influence of cultures. The system of training psychologists in the world has a lot in common and different depending on the States and traditions. Russian higher education faces the task of taking into account new requirements of modern life and the experience of other States.

The aim of our study is to compare the main forms of professional training of practical psychologists in Russia and abroad, to identify the difference that could be useful to Russian education.

The study was conducted on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature of the Russian (Vygotsky L. S. V. Karandashev, Volodarskaya I. A., Lizunova N. M., A. N. Zankovskaya etc. and foreign (W. Glasser, , N. Voudouris. Jacquelyn Cranney and Nicholas J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner, and others.

The articles and monographs consider the features of the organization of psychological education in Australia, USA, Finland, Sweden, Belgium, Denmark, Portugal, Finland, Norway, the Netherlands, Austria, Spain, Hungary, Italy, Germany, Switzerland; innovative learning technologies, different approaches to teaching students and undergraduates, mentoring, etc.

The author comes to a conclusion that firstly, the training of a psychologist is a long process that requires a serious approach and very thorough training, perhaps more thorough than in Russia; secondly, this training should be more practice-oriented.

Keywords: psychological education, professional competence, educational policy, organization of training of psychologists, psychological service of education, Supervisory practice.

Referances

1. Volkova, A. A., 2000. Australia. The Education of Citizens. Humanitarian Education in Siberia: problems and experience of teachers. Materials of the interregional scientific practical conference. Novosibisk: NSU Publ., pp. 88-91. (In Russ.)

2. Volkova, A. A., 2006. The English of Psychology in Use. Novosibirsk, 152 p. (In Eng.)

3. Volodarskaya, I. A., Lisunova, N. M., 1990.

The System of Training Psychologists in the United States. Moscow University Bulletin. Episode 14: Psychology, № 1, pp. 57-67. (In Russ.)

4. Vygotsky, L. S., 1983. Collected Works: 6 v. Moscow: Pedagogy Publ., Vol. 5, 368 p. (In Russ.)

5. Vygotsky, L. S., 1980. Educational Psychology. The Reader on Age and Educational Psychology. Moscow: Pedagogy Publ., pp. 49-53. (In Russ.)

6. Glasser, W., 1991. School without Failure. Moscow: Progress Publ., 176 p. (In Russ.)

7. Zankovskii, A. N., 2009. The Introduction to the Profession: textbook. Moscow: EOAI Publ., 71 p. (In Russ.)

8. Karandashev, V. N., 2000. Psychology. The Introduction to the Profession. Moscow: Meaning Publ., 288 p. (In Russ.)

9. Lyaudis, V. Ya., 2007. Methods of Teaching Psychology. Moscow: Leader Publ., 128 p. (In Russ.)

10. Spirkina, E. A., 1994. Training of Psychotherapists and Psychologists Consultants (problems of adaptation of Western experience). Psychological Journal, No 6, pp. 121-127. (In Russ., abstract in Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Tsiguleva, O. V., Volkova, A. A., Malk-ova, I. Yu., 2016. Models of the Development of Education of the Leading Countries of the World in the Context of the Formation of Human Capital (at the example of the United States and Australia). Siberian Pedagogical Journal, No 3, pp. 69-75. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Belar, C., 2011. Advancing Quality in Psychology Education. Monitor on Psychology, Vol. 42, No 4, p. 52. (In Eng.)

13. Cranney, J., Voudouris, N. J., 2012. Psychology Education and Training in Australia: Shaping the Future. Teaching Psychology around the World. UK: Cambridge Scholars Publ., Vol. 3, pp. 2-15. (In Eng.)

14. Chester, A., Xenos, S., Burton, L. J., 2012. Peer-to-Peer Mentoring: An Embedded Model to Support the Transition of First Year Psychology Students. In: Teaching Psychology around the World, Vol. 3, pp. 133-151. (In Eng.)

15. Newstead, S. E., Makinen, S., 1997. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist, Vol. 2, No. 1, pp. 3-10. (In Eng.)

16. Optimal Standards for Education for Professional Psychologists. EFPPA, 1990. (In Eng.)

17. McCarthy, Sh., Dickson, L., Cranney, J., Trapp, A., 2012., ed. Teaching Psychology around the World. 12 Back Chapman Street, Newcastle upon Tyne, NE6 2XX. UK: London: Cambridge Scholars Publ., Vol. 3, 467p. (In Eng.)

Submitted 25.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.